Церковный Православный праздник 10 декабря.

10 декабря — праздники, молитвы, приметы и именины

Церковный Православный праздник 10 декабря.

10 декабря — праздник в честь иконы Божьей Матери Знамение и памяти святого Романа. Узнайте ниже о приметах и традициях, которые стоит соблюдать в эту дату, чтобы жить счастливо по заветам предков.

Православный календарь

10 декабря православная церковь отмечает праздник в честь иконы Божьей Матери Знамение. Это одно из самых первых иконописных изображений Девы Марии. Образ находился в Новгороде с 12 века. Название Знамение появилось после свершения чуда в 1170 году.

Знамение икона Божией Матери

Когда вражеские войска подошли к стенам города, его жителям оставалось только молиться и надеяться на Божью помощь. Три дня и столько же ночей новгородцы непрерывно читали молитвы о защите города. На третью же ночь голос велел новгородскому епископу Илие вынести на крепостную стену образ Пресвятой Богородицы.

Одна из стрел захватчиков попала в лик Божьей Матери, и из очей её хлынули слезы. После этого зрелища враги Новгорода пришли в ужас и начали сражаться друг с другом. Новгородцы вступили в бой и одержали победу. Праздник Знамения Божьей Матери был учрежден епископом Илией через несколько дней после сражения.

Это была первая икона Знамения. Сейчас таковые известны по всей России. Они списаны с оригинала. Многие из этих ликов Богородицы известны чудесами. Например, Курская икона Знамения Божьей Матери, свершившая не одно важное знамение.

По православному календарю, 10 декабря почитается память святого Романа Антиохийского. Большую часть жизни он провел в отшельничестве. Жил в Сирии, в пустыне. Питался только хлебом и водой, не пользовался огнем, умерщвлял плоть. Молитвы святого Романа исцеляли самые страшные болезни.

Именины 10 декабря — женские и мужские имена

День мужских имен Яков, Всеволод и Гавриил. В святцах также Нафанаил, Палладий и Пинуфрий. Можно назвать или крестить мальчика в честь святого покровителя даты — Романа.

10 декабря именины отмечают названные женским именем Фекла. Других имен для этой даты нет. Но можно крестить ребенка под именем, отличающимся от мирского.

Рожденные на десятый день зимы отличаются огромной силой воли. Ими невозможно манипулировать. Такие люди знают себе цену и не ищут признания окружающих.

Светские праздники на десятый день зимы

На дату выпадает праздник, почитающий права человека. Он отмечается во всем мире. В 50-ю годовщину подписания Декларации о правах человека был учрежден еще один праздник для 10 декабря. Это Международный день защиты прав животных.

В этот день проходит церемония вручения Нобелевской премии. День футбола пока отмечается неофициально, но имеет большую популярность в странах Европы. В Таиланде с 1932 года празднуют День Конституции.

В России с 1999 года дата посвящена службе связи МВД. Она приурочена к дате создания соответствующей АТС в 1949 году. Это один из профессиональных праздников сотрудников МВД России.

Традиции и молитвы 10 декабря

традиция для верующего человека — это посещение церкви. Не в каждом храме 10 декабря будут службы, но для молитвы будет открыта большая их часть. Возле иконы святого Романа ставят свечки и молятся женщины, которые мечтают о материнстве. Роман считается целителем женских болезней, бесплодия.

Иконе Знамение молятся страдающие от войны или стихийного бедствия. Она защищает от врагов, семейных неурядиц, помогает найти потерянные вещи. Купленный 10 декабря образ защитит дом от воровства и пожара. Подле него молятся в дорогу.

Между началом и серединой первого зимнего месяца лоси сбрасывают старые рога. В старину отправлялись в лес на поиски такого украшения для дома или материала для рукоделия.

Охотникам в это время было проще добыть лося дабы обеспечить родичей едой. Но в некоторых регионах был запрет на походы в лес 10 декабря. Можно разбудить медведя, и вся округа пострадает от действий шатуна.

Приметы о десятом дне зимы

Как и на Юрьев день, на Романа слушали колодцы. По характеру шума судили о том, как пройдет следующий год. Услышавший звон будет богатым. Тишина предупреждает — никаких изменений в жизни не будет. Если случайно уронить горсть монет в сугроб, можно узнать о материальном положении в следующем году. Первой попадется мелкая монетка — к бедности, крупная — на прибыль.

Рыбацкие приметы не советуют отправляться на промысел 10 декабря — клева не будет. Со Знамения рыба прячется в омут на всю зиму. В некоторых местах, наоборот, начинается сезон подледной рыбалки. Идет на нерест сиг, ряпушка и налим. Попадается щука с икрой — к дождливому апрелю.

В Романов день можно работать, если погода хороша для зимы. В оттепель нельзя шить, вязать и ремонтировать вещи — можно зашить (заколотить, завязать) тепло, и тогда урожай озимых погибнет.

Ветер с севера на рассвете — хорошая примета. Нужно выйти из дома и встать лицом к нему. Вместе с северными ветрами уйдут все проблемы. Говорить ничего при этом не нужно. Заодно можно предсказать погоду по цвету рассвета. Багряное начало дня предвещает похолодание, малиновое — ветер.

Дым из трубы идет вверх — к морозу, пригибается к земле — к оттепели. Яркие звезды можно увидеть перед морозом, тусклые — перед оттепелью. Коровы часто фыркают и громко сопят — скоро похолодает. Воробьи шумят — потеплеет.

ВАЖНО ЗНАТЬ!
Слепая провидица Баба Нина:
«40 дней по Пасхе два знака ждёт беда и утрата, но один из них восполнит все с лихвой. Понадобится носить…» >> Читать далее

Источник: https://suever.ru/10-dekabrya-prazdniki.html

10 декабря – церковный праздник «Знамение Пресвятой Богородицы»

Церковный Православный праздник 10 декабря.

10 декабря отмечается церковный праздник Знамение Пресвятой Богородицы. Посвящен он чудотворной иконе Божией Матери «Знамение». Икона и многие её списки прославились чудотворениями, а также непосредственной связью с важными историческими событиями.

Знамение Пресвятой Богородицы: история праздника

В 1169 году произошло первое чудо с новгородской иконой. Князь Андрей Боголюбский, поссорившийся с Новгородом из-за дани, на покорение города отправил своего сына Романа, к которому подключились ещё 72 князя. Но шли они сражаться не за правое дело, а в надежде на богатую поживу. Без сострадания и жалости отправились воины по родной земле, грабя и убивая ни в чем не повинных людей.

Новгородцы, ожидая нападения, молились дни и ночи напролет во главе с архиепископом Иоанном.

Во время молитвы в одну из ночей святой Иоанн от иконы Иисуса Христа услышал голос, повелевавший ему взять из Спасского храма икону Пресвятой Богородицы «Знамение» и поставить её на крепостную стену.

Утром диакон с клиром отправились в храм, но икону взять не смогли, и только после того, как к Спасской церкви прибыли архиепископ со всем собором и горожанами и приступили к молебну, образ сам подвинулась вперед.

С молитвами и слезами икону отнесли на крепостную стену и поставили лицом к русским войскам, осадившим город. Но вид Божией Матери не смягчил сердца завоевателей, в сторону иконы полетела туча стрел. Одна из стрел попала прямо в лик Богородицы.

И произошло невиданное: икона отвернулась от завоевателей лицом к городу. После этого у захватчиков помрачилось зрение, их охватил ужас и они стали нападать друг на друга. Те, кто остались в живых, бежали от стен города. С этих пор икона «Знамение» стала самой почитаемой в Новгороде.

В 1357 году была построена каменная церковь, которую освятили в её честь.

Вскоре по всей России начали возводиться Знаменские храмы. Перед иконой молились о преодолении вражды между соотечественниками. По молитве митрополита Макария в 1566 году икона остановила страшный пожар, который мог выжечь весь Новгород. Митрополит с крестным ходом пронес икону по берегу Волхова, и направление ветра изменилось в сторону реки.

Когда в 1611 году город захватили шведы, они не смогли зайти только в Знаменскую церковь, от которой их оттолкнула неведомая сила. Петербургский список иконы был создан в XVII веке и подарен Константинопольским патриархом царю Алексею Михайловичу. Петр I с благоговением относился к святыне. Он перевез её из Москвы в новую столицу.

Этой иконой он благословил свою дочь Елизавету. Именно перед ней она молилась, готовясь к борьбе за престол отца. В Царском селе по велению Елизаветы Петровны была построена Знаменская церковь, куда перенесли икону из Петербурга крестным ходом во главе с императрицей, и где она находилась до 1917 года.

Икона два раза спасала от пожара царскую резиденцию, и несколько раз ограждала от чумы и холеры жителей Царского села.

Икона «Знамение»: значение и в чем помогает

Икона Божией Матери «Знамение» ‒ один из самых почитаемых образов в православии. На нём изображена Пресвятая Богородица с распростертыми руками. Ладони Её раскрыты в заступнической молитве. Назван святой образ в честь милости Пречистой к простым верующим людям. Икона «Знамение» помогает:

  • избавиться от междоусобных войн;
  • примирить враждующих;
  • обрести мир и покой;
  • исцелить заболевания глаз;
  • избавиться от таких страшных болезней, как чума и холера;
  • во время пожаров и стихийных бедствий;
  • защититься от воров и плохих людей;
  • избавиться от врагов и завистников.

Искренняя молитва, обращенная к образу пресвятой Богородицы, помогает сохранить мир в семье, наладить отношения с близкими.

Иконы Богородицы «Знамение»: фото и названия

Как писалось выше, списки иконы не менее чудотворны, чем оригинал. Свои названия списки получили по месту явления чудес.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», по преданию, была найдена в лесу, неподалёку от сожжённого татарами Курска.

Произошло это 21 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, нашел охотник. Когда он поднял её, чтобы рассмотреть, то из места, на котором она лежала, забил родник.

В этом месте была построена небольшая часовня, куда и поместили икону.

В 1767 году серьезно заболел Серафим Саровский, который родился и вырос в Курске. Родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако больному явилась Пречистая и пообещала, что посетит и исцелит его.

Спустя несколько дней, в девятую пятницу после Пасхи, по улице, на которой жил Серафим, проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой «Знамение». Неожиданно начался дождь, и процессия зашла во двор дома, где проживал Серафим Саровский.

Над больным ребенком пронесли икону и вскоре он выздоровел.

Дата празднования иконы 21 марта. Оригинал находится в Нью-Йорке в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви.

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – самая почитаемая икона Богородицы в Сибири. Она была написана в 1637 году. Празднование иконе совершается 2 августа и 10 декабря.

В Сказании об иконе сообщается, что в 1636 году вдове Марии из селения Абалак во сне явилась икона Богоматери иконографического типа «Знамение» с изображенными по сторонам образа Марией Египетской и Николаем Чудотворцем.

Богородица велела построить в Абалаке церковь во имя иконы.

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – святыня русского Приамурья. Место и время её явления неизвестны.

Этот образ по иконографическому типу ближе всего к иконам «Оранта» («Знамение»). Более трехсот лет амурские побережья России охраняет чудотворная Албазинская икона.

Её чтят не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу будущих матерей.

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» названа в честь женского монастыря в Понетаевке, на честь основания которого из Иерусалима был привезен в дар список чудотворной иконы.

С первых дней возникновения обители монахини, проживающие в ней, занимались живописными работами. Они обучались в Петербурге и были искусными художницами и мастерицами. Для Понетаевского монастыря они писали иконы не только по холсту и дереву, но и по финифти.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамения» была написана одной из сестёр монастыря Клавдией Ивановной Войлошниковой в 1879 году.

В 1885 году в обители произошло чудо: икона неожиданно начала светлеть ликом, а взор Богородицы устремился на молящихся монахинь. В этом же году от написанной иконы начались чудотворения, возле неё начали исцеляться больные.

Многие люди, ища исцеление, устремились в обитель. Слава о чудотворной иконе быстро распространялась по России.

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» находится в правой части придворной Царскосельской Знаменской церкви.

По молитвам к святому образу многие исцелились от холеры и чумы. Икона несколько раз спасала от пожара.

Молитвы, обращенные к ней, помогли излечиться от бесплодия, устроить житейские дела, спасти погибавших в море и на суше людей.

: икона Божией Матери «Знамение»

Источник: https://vsyamagik.ru/10-dekabrya-cerkovnyj-prazdnik-znamenie-presvyatoj-bogorodicy/

Церковный Православный праздник 10 декабря

Церковный Православный праздник 10 декабря.

Cегодня 10 декабря (27 ноября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января.

* Великомученика Иакова Персянина (421). * Преподобного Палладия Александрийского (VI-VII). *** Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (Новгородская, 1170). * Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392).

* Благоверного князя Новгородского Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского чудотворца (обретение мощей, 1192). Преподобного Феодосия Терновского (1363).
Преподобных Нафанаила, отшельника Нитрийского (ок. 375); Пинуфрия, настоятеля обители близ Панефиса в Египте (IV).

Преподобномучеников 17-ти отцов монахов, сожженных в Индии Авениром (IV). Преподобного Романа чудотворца, близ Антиохии (V).

Священномучеников Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского, Василия (Соколова), Бориса (Ивановского), Феодора (Дорофеева), Николая (Андреева), Алексия (Сперанского) пресвитеров; преподобномучеников Кронида (Любимова), архимандрита Радонежского, Иоасафа (Боева) и Николая (Салтыкова) иеромонахов, Московских (1937).

Священномучеников Иоанна (Глазкова) пресвитера Алма-Атинского; Сергия (Бредникова) пресвитера, Аполлоса (Федосеева) иеромонаха; преподобномученика Алексия (Гаврина), мученика Иоанна (Емельянова) (1937). Икон Божией Матери, именуемых «Знамение»: Курской-Коренной (1295); Вологодской (1571); Абалацкой (1637); Царскосельской (XVII); Серафимо-Понетаевской (1879); Московской; Владимирской; Златоустовской; Соловецкой.

Великомученик Иаков Персиянин

Великомученик Иаков Персиянин жил в IV в. и происходил из знатной семьи персидского города Бетланеты. Родители его были христианами и воспитывали сына в христианском благочестии. Св. Иаков служил высоким сановником при персидском дворе, и царь Издегер очень любил его.

Случилось, что из угождения царю-идолопоклоннику он оставил христианскую веру и вместе с ним стал служить идолам.

Когда узнали об этом благочестивые его родители и жена, то сильно огорчились и написали ему письмо, в котором укоряли, что он угождает царю, который сегодня жив, а завтра умер, грозили наказанием Божиим за отступление от Христа и говорили, что он теперь не родственник им, и они ему чужие. Письмо это как гром поразило Иакова, и он раскаялся.

Придворные скоро заметили перемену в нем и донесли царю Варарану, сыну умершего Издегера. «Так-то ты платишь за благодеяния отца моего и мои собственные?! Если ты не переменишься, то знай, что я предам тебя лютейшей казни», — сказал Вараран Иакову. «Я не боюсь смерти, она как сон.

Как пробуждаются люди ото сна, так восстанут и от смерти в День Пришествия Христова. От смерти приходят в ужас лишь те, которые не чтут Бога».

Тогда царь собрал вельмож и спросил, какой смертью казнить Иакова? Один из них сказал, что надо растянуть его и отрубить у него сперва пальцы на руках и ногах, один за другим, а потом самые руки и ноги, далее плечи и колени и, наконец, голову. Так и было сделано.

Христиане, узнав о такой жестокой казни Иакова, все остались у себя в домах и молили Господа о помощи ему в перенесении казни. И сам он попросил позволения помолиться перед казнью.

Казнь началась, и святой мученик мужественно терпел жесточайшие страдания и, после отсечения каждого члена, произносил или краткую молитву или поучение и утешение себе. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое, Господи. Аминь», — сказал, наконец, Иаков перед отсечением главы (ср. Пс. 141:7). Христиане собрали члены и кровь мученика и погребли. Части мощей св. Иакова есть на Афоне и в Почаевской лавре. Глава хранится в Италии, в Ватиканской базилике.

Празднование иконе Знамения Пресвятой Богородицы установлено в Новгороде в 1170 г. Великий князь Андрей Юрьевич пошел войной против новгородцев. Собрав огромное войско, подступил к Новгороду. Новгородцы со своим архипастырем Иоанном (в иночестве Илией) обратились с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице.

Ночью во время молитвы архиепископ услышал голос от иконы: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильинской улице; возьми оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознеси на городские стены. Тогда увидишь спасение городу».

Он отправил за иконой протодиакона, а сам начал совершать молебное пение; но посланные никак не могли сдвинуть икону с места. Тогда отправился за ней сам Иоанн, и когда пели молебен, то икона сама двинулась. Архиепископ принял на руки икону и вознес на городскую стену.

Тут, во время нападения врагов, икона вдруг отвратила свой лик от нападающих и обратила его, в знамение своей милости, к городу, и в это время заметны были на лике ее слезы из очей Богородицы. Тогда тьма облегла полки неприятелей, и они обратились в бегство. Новгородцам оставалось только преследовать врагов. Это было 27 ноября.

После того икона получила название Знамение, то есть чудо, Пресвятой Богородицы, и установлено было празднование. В 1566 г.

по молитве перед этой иконой был остановлен ужасный пожар в Новгороде, а в 1611 г, шведы, производя грабеж в этом городе, хотели войти в церковь Знамения, чтобы разграбить; но лишь вступили на порог храма, как невидимой силой были отброшены назад. На иконе Богоматерь с распростертыми к небу руками и с Младенцем Иисусом, сидящем на лоне Ее без всякой поддержки. Правой рукой Он благословляет мир, а левой держит свиток — знак Своего спасительного закона.

Замечательна икона Знамения, находящаяся в Царском Селе, в придворной церкви, и прекрасным древним письмом, и многими чудесами. Икона принесена в дар царю Алексею Михайловичу патриархом Константинопольским Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роде.

Петр Великий благословил ею дочь свою Елисавету, как наследницу престола после Екатерины I. Императрица Екатерина II любила молиться перед нею. В 1820 г., по молитве перед сей иконой императора Александра I, а в 1863 г. — Александра II, остановлен был пожар во дворце. В 1831 и 1848 гг.

молитва перед нею спасла от холеры Царское Село.

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Святитель Иаков, епископ Ростовский, жил в XIV в. Когда он находился еще во чреве матери, то было видение, что Бог предназначил его к высокому служению. В молодых летах поступил он в монастырь и скоро сделался иеромонахом, а затем и епископом. Всего б лет св.

Иаков правил епархией, но и за это время явил себя ревностнейшим пастырем, сильным обличителем появившихся в его епархии еретиков-икоиоборцев и сердобольным отцом вдов и сирот, бедных и обиженных. Святой Иаков был в высшей степени снисходителен в отношении к грешникам.

Однажды князь и бояре ростовские осудили преступную женщину на смертную казнь. Св. Иаков всту-пился за нее и назначил ей только покаяние. Князь и бояре оскорбились таким, по их мнению, слабым распоряжением владыки и изгнали его из Ростова.
Святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою мантию и, встав на нее, пошшл в ней как в лодке. Ростовцы пожалели святителя и умоляли его возвратиться. Но он поставил себе хижину на берегу озера близ церкви, построенной св. Леонтием, и стал подвизаться здесь.

Впоследствии на этом месте был устроен монастырь — Иаковлевский, по имени основателя. Здесь и был погребен святитель. Тут хранятся и святые мощи его. Святитель скончался в 1392 г.

Оранта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён.

Первые изображение Богородицы-Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период, так в церкви Неа в Константинополе, сооруженной при Василии I в период с 867 по 886 г. было изображение Оранты в конхе апсиды.

Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см).

Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Знамение». Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа.

Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

« предыдущий Церковный Православный праздник :: 10 декабря :: завтра Церковный Православный праздник »

Сегодня православный церковный праздник:
Память св. отцов семи Вселенских соборов. Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских, Ираклия, Павлина и Венедима Афинских. Мучеников Феодота Анкирского и семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии…

Завтра праздник:
Священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена. Мучеников братьев Парфения и Калогерия. Благоверного великого князя Димитрия Донского. Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого. Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского.

Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского…
Ожидаются праздники:

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/12/10

Православные церковные праздники декабря

Церковный Православный праздник 10 декабря.

Полная версия сайта -> Мобильная версия

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

10 декабря (27 ноября по старому стилю)

Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января.

* Великомученика Иакова Персянина (421). * Преподобного Палладия Александрийского (VI-VII). *** Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (Новгородская, 1170). * Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392).

* Благоверного князя Новгородского Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского чудотворца (обретение мощей, 1192). Преподобного Феодосия Терновского (1363).
Преподобных Нафанаила, отшельника Нитрийского (ок. 375); Пинуфрия, настоятеля обители близ Панефиса в Египте (IV).

Преподобномучеников 17-ти отцов монахов, сожженных в Индии Авениром (IV). Преподобного Романа чудотворца, близ Антиохии (V).

Священномучеников Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского, Василия (Соколова), Бориса (Ивановского), Феодора (Дорофеева), Николая (Андреева), Алексия (Сперанского) пресвитеров; преподобномучеников Кронида (Любимова), архимандрита Радонежского, Иоасафа (Боева) и Николая (Салтыкова) иеромонахов, Московских (1937).

Священномучеников Иоанна (Глазкова) пресвитера Алма-Атинского; Сергия (Бредникова) пресвитера, Аполлоса (Федосеева) иеромонаха; преподобномученика Алексия (Гаврина), мученика Иоанна (Емельянова) (1937).Икон Божией Матери, именуемых «Знамение»: Курской-Коренной (1295); Вологодской (1571); Абалацкой (1637); Царскосельской (XVII); Серафимо-Понетаевской (1879); Московской; Владимирской; Златоустовской; Соловецкой.

Великомученик Иаков Персиянин

Великомученик Иаков Персиянин жил в IV в. и происходил из знатной семьи персидского города Бетланеты. Родители его были христианами и воспитывали сына в христианском благочестии. Св. Иаков служил высоким сановником при персидском дворе, и царь Издегер очень любил его.

Случилось, что из угождения царю-идолопоклоннику он оставил христианскую веру и вместе с ним стал служить идолам.

Когда узнали об этом благочестивые его родители и жена, то сильно огорчились и написали ему письмо, в котором укоряли, что он угождает царю, который сегодня жив, а завтра умер, грозили наказанием Божиим за отступление от Христа и говорили, что он теперь не родственник им, и они ему чужие. Письмо это как гром поразило Иакова, и он раскаялся.

Придворные скоро заметили перемену в нем и донесли царю Варарану, сыну умершего Издегера. «Так-то ты платишь за благодеяния отца моего и мои собственные?! Если ты не переменишься, то знай, что я предам тебя лютейшей казни», — сказал Вараран Иакову. «Я не боюсь смерти, она как сон.

Как пробуждаются люди ото сна, так восстанут и от смерти в День Пришествия Христова. От смерти приходят в ужас лишь те, которые не чтут Бога».

Тогда царь собрал вельмож и спросил, какой смертью казнить Иакова? Один из них сказал, что надо растянуть его и отрубить у него сперва пальцы на руках и ногах, один за другим, а потом самые руки и ноги, далее плечи и колени и, наконец, голову. Так и было сделано.

Христиане, узнав о такой жестокой казни Иакова, все остались у себя в домах и молили Господа о помощи ему в перенесении казни. И сам он попросил позволения помолиться перед казнью. Казнь началась, и святой мученик мужественно терпел жесточайшие страдания и, после отсечения каждого члена, произносил или краткую молитву или поучение и утешение себе. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое, Господи. Аминь», — сказал, наконец, Иаков перед отсечением главы (ср. Пс. 141:7). Христиане собрали члены и кровь мученика и погребли. Части мощей св. Иакова есть на Афоне и в Почаевской лавре. Глава хранится в Италии, в Ватиканской базилике.

Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

Празднование иконе Знамения Пресвятой Богородицы установлено в Новгороде в 1170 г. Великий князь Андрей Юрьевич пошел войной против новгородцев. Собрав огромное войско, подступил к Новгороду. Новгородцы со своим архипастырем Иоанном (в иночестве Илией) обратились с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице.

Ночью во время молитвы архиепископ услышал голос от иконы: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильинской улице; возьми оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознеси на городские стены. Тогда увидишь спасение городу». Он отправил за иконой протодиакона, а сам начал совершать молебное пение; но посланные никак не могли сдвинуть икону с места.

Тогда отправился за ней сам Иоанн, и когда пели молебен, то икона сама двинулась. Архиепископ принял на руки икону и вознес на городскую стену. Тут, во время нападения врагов, икона вдруг отвратила свой лик от нападающих и обратила его, в знамение своей милости, к городу, и в это время заметны были на лике ее слезы из очей Богородицы.

Тогда тьма облегла полки неприятелей, и они обратились в бегство. Новгородцам оставалось только преследовать врагов. Это было 27 ноября. После того икона получила название Знамение, то есть чудо, Пресвятой Богородицы, и установлено было празднование. В 1566 г.

по молитве перед этой иконой был остановлен ужасный пожар в Новгороде, а в 1611 г, шведы, производя грабеж в этом городе, хотели войти в церковь Знамения, чтобы разграбить; но лишь вступили на порог храма, как невидимой силой были отброшены назад. На иконе Богоматерь с распростертыми к небу руками и с Младенцем Иисусом, сидящем на лоне Ее без всякой поддержки.

Правой рукой Он благословляет мир, а левой держит свиток — знак Своего спасительного закона.

Замечательна икона Знамения, находящаяся в Царском Селе, в придворной церкви, и прекрасным древним письмом, и многими чудесами. Икона принесена в дар царю Алексею Михайловичу патриархом Константинопольским Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роде.

Петр Великий благословил ею дочь свою Елисавету, как наследницу престола после Екатерины I. Императрица Екатерина II любила молиться перед нею. В 1820 г., по молитве перед сей иконой императора Александра I, а в 1863 г. — Александра II, остановлен был пожар во дворце. В 1831 и 1848 гг. молитва перед нею спасла от холеры Царское Село.

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Святитель Иаков, епископ Ростовский, жил в XIV в. Когда он находился еще во чреве матери, то было видение, что Бог предназначил его к высокому служению. В молодых летах поступил он в монастырь и скоро сделался иеромонахом, а затем и епископом. Всего б лет св.

Иаков правил епархией, но и за это время явил себя ревностнейшим пастырем, сильным обличителем появившихся в его епархии еретиков-икоиоборцев и сердобольным отцом вдов и сирот, бедных и обиженных. Святой Иаков был в высшей степени снисходителен в отношении к грешникам.

Однажды князь и бояре ростовские осудили преступную женщину на смертную казнь. Св. Иаков всту-пился за нее и назначил ей только покаяние. Князь и бояре оскорбились таким, по их мнению, слабым распоряжением владыки и изгнали его из Ростова.
Святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою мантию и, встав на нее, пошшл в ней как в лодке. Ростовцы пожалели святителя и умоляли его возвратиться. Но он поставил себе хижину на берегу озера близ церкви, построенной св. Леонтием, и стал подвизаться здесь.

Впоследствии на этом месте был устроен монастырь — Иаковлевский, по имени основателя. Здесь и был погребен святитель. Тут хранятся и святые мощи его. Святитель скончался в 1392 г.

Оранта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён.

Первые изображение Богородицы-Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период, так в церкви Неа в Константинополе, сооруженной при Василии I в период с 867 по 886 г. было изображение Оранты в конхе апсиды.

Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока).

Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Знамение». Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа.

Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

>

Похожие Православные праздники:

22 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы, Икона Божией Матери Нечаянная Радость, Святитель Софроний архиепископ Кипрский
28 января. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Павла Фивейского, Преподобного Иоанна Кущника, Мученик Пансофий
9 февраля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского
17 марта. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Герасим Иорданский, Князь Даниил Московский
31 марта. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Святителя Кирилла архиепископа Иерусалимского, Мученики Трофим и Евкарпий
11 мая. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Мученики Дада Максим и Кинтилиан, Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Святитель Кирилл епископ Туровский
6 июня. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Никиты столпника Переяславского, Преподобный Симеон Столпник
2 июля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Апостол Иуда брат Господа, Святитель Иов, Преподобный Паисий Великий
30 августа. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Алипий, Мученика Мирона пресвитера
16 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Феоктист, Священномученика Анфима епископа Никомидийского, Мученица Василисса
15 ноября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Мучеников Акиндина Пигасия Аффония Елпидифора Анемподиста, Преподобный Маркиан

Источник: http://calendareveryday.ru/modul/index.php?id=pravoslavn/12/10

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.