Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

Текст молитвы

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

Многие православные верят, что слова этой чудесной молитвы были подсказаны её автору самой Божией Матерью. Действительно, история написания святого текста просто необыкновенна.

Молебен был написан в VIII веке преподобным Космой Маюмским. В Великую Пятницу его посетило божественное озарение, в результате чего святой сложил эту молитву. По преданию, сама Богородица явилась после этого Косме, выразив своё одобрение и вознеся ему похвалу.

Матерь Божия олицетворяет собой чистоту и непорочность

Чудесное дополнение получила песнь, посвящённая Царице Небесной, в Х веке в монастыре Святого Афона. Один из монахов в своей келье усердно молился.

Когда он начал произносить слова молитвы «Честнейшую Херувим», в келье внезапно появился очень красивый юноша. Он остановил монаха и пропел другое, неизвестное начало молебна. А уже потом добавил к этим словам окончание «Честнейшую Херувим».

Неизвестные дотоле слова были столь прекрасны и изумительны, что афонский инок стал просить незнакомого юношу, чтобы он написал ему начало заветной молитвы. Но в келье не было никаких письменных принадлежностей. Тогда гость попросил принести каменную плиту и рукой написал на плите пропетые им слова.

Затем он произнёс: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане», – и стал невидим. После этого изумлённый инок понял, что это был Ангел Божий.

Так и возникла эта удивительная песнь во славу Матери Божьей, в которой человеческое творение переплелось с ангельским. Отныне, с 980 года, священный текст звучит в полном чтении.

«Молитва «Честнейшую Херувим»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвенного песнопения.

В чем помогает молитва

Во все времена Царица Небесная является покровительницей рода человеческого перед Господом. Верующие ищут у неё утоление своих печалей и преумножение отрады.

Христиане обычно обращаются с просьбами к Богородице и произносят слова заветной молитвы, когда в жизни возникают следующие ситуации:

  • неуверенность в себе, растерянность и потеря нравственных ценностей. Далеко не всегда возможно справиться с неуверенностью самому. Здесь приходит на помощь искренняя молитва;
  • невозможность самому найти ответы на тяготящие вопросы;
  • зависть, алчность и корыстные намерения других людей причиняют немалый вред;
  • неспособность самостоятельно выбраться из тяжелой жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа, избавляет от греховных мыслей и злого умысла, направляет на путь истинный. Человек, потерявший покой, в любом бедствии может обратиться за помощью к небесам – далеко не со всеми трудностями можно справиться самостоятельно.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа

Как и когда читать молитвенное обращение

Несмотря на то, что молебен известен почти всем православным верующим, в Евангелии нет чётких и твёрдых указаний относительно места и времени его проведения. Однако многие священнослужители придерживаются некоторых правил и традиций чтения речей Богородицы. В наше время они считаются общепринятыми:

  • по традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами;
  • во время обряда каждения дьякон обходит храм, начиная со святого престола и алтаря и заканчивая царскими воротами;
  • в церкви, дьякон обязательно становится по правую сторону иконостаса, возле иконы, на которой изображен божественный лик Небесной Царицы;
  • после того, как священнослужитель занимает это место, начинает петь хор;
  • читать молитву можно как в церкви, так и дома;
  • чтение молебна необходимо произносить нараспев.

Произнося эту молитву, верующий не должен отвлекаться на посторонние вещи.

Молитву Богородицы поют на утренеПо окончании службы нужно поклониться образуВо время песнопения зажигают свечи

Текст молитвы «Честнейшую Херувим»

«Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».

Разумеется, молитва, возносимая к Божьей матери, приносит свои плоды лишь в том случае, если просящий искренен в своих помыслах и не имеет зла в душе. Сами священнослужители считают такой обряд признанием и почтением Девы Марии, а христиане посредством этой молитвы могут выразить свою благодарность Матери Спасителя за оказываемую им защиту и помощь.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/molitva/glavnaya/chestnejshuyu-heruvim-2051/

Достойно есть – древо

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Архангел Гавриил учит инока песнопению “Достойно есть”. Икона XX-XXI в. Греция (?)

Достойно есть (греч. Ἄξιον Ἐστί) – первые слова известной молитвы ко Пресвятой Богородице и название одновременно прославившегося Её образа

Празднование иконе 11 июня и в понедельник Светлой Седмицы (Греч. [1])

Молитва-песнопение

Полный церковнославянский текст молитвы:

Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего.

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Русский перевод:

Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, всегда блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего.

Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты сверхъестественно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем [2]

Песнопение-молитва “Достойно есть” составлено из двух частей различного происхождения.

Вторая половина молитвословия

Более древней является вторая часть – “Честнейшую херувим”. Это – ирмос трипеснца Великой Пятницы, написанный в VIII веке преподобным Космой Маиумским.

“Честнейшую херувим” – это прославление Божией Матери, Которая родила “без истления”, то есть девственно, Бога-Слово. Поэтому Она выше самых высших ангельских чинов – херувимов и серафимов.

Благодаря красоте слов это песнопение стало одним из самых любимых и распространённых в Церкви. Иногда оно употребляется в богослужении само по себе – т.е. без начальной части.

Начальная половина молитвословия

Начальная часть – “Достойно есть” – была чудесно открыта Афонскому послушнику в воскресенье, 11 июня 982 года.

Это произошо в келлии старца-священноинока, которая стояла в овраге при потоке, в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор. В то время старец-священноинок оставил своего послушника в келлии одного.

Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок, назвавшийся смиренным Гавриилом и попросившийся на ночлег.

Наутро оба они встали на молитву перед стоявшей в келье иконой Божией Матери “Милующая”. Инок по обыкновению славил Богородицу словами: “Честнейшую херувим…

“, но незнакомец неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя сначала слова “Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего.

” Когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова и, т. к.

в келье не оказалось ни чернил, ни пергамента, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет.

Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Старец сразу же понял, что приходил в келию архангел Гавриил. Старец и послушник рассказали о случившемся проту.

Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на Соборе, вознесли молитву Богородице “Достойно есть,” а плиту со словами молитвы отправили патриарху Николаю в Константинополь как свидетельство чуда.

Келья Успения Богородицы, в которой архангел открыл молитву “Достойно есть”, сохраняется поныне и принадлежит Пантократорскому монастырю.

Употребление молитвословия

С того времени песнопение “Честнейшую херувим” было дополнено припевом “Достойно есть” и стало одним из любимых православных песнопений – оно поётся во время каждой Божественной литургии. Эта молитва звучит или в заключении определённых частей службы, или в самом её конце. На домашней молитве “Достойно есть” обычно читается или поётся в самом конце.

Икона

Иконы Божией Матери «Достойно есть». Ок. Х в. (?) Храм Успения Богородицы в Протате, Карея, Афон

Икона Божией Матери известная как “Милующая” (или “Милостивая“) со времени вышеописанного чудесного явления X века стала также называться “Достойно есть“. Ей было установлено празднование 11 июня, в день чудесного явления архангела Гавриила.

Икона Богородицы “Достойно есть”

По иконографии этот образ представляет поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке.

Вскоре после чуда икону с почетом перенесли в Протат, в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне. Во второй половине XX века икону стали впервые вывозить за пределы Афона.

В первый раз это произошло в 1963 году, когда по случаю тысячелетия Святой Горы икону вывезли в Афины.

Затем икона бывала в 1985 году в Фессалониках, осенью 1987 года снова в Афинах, осенью 1994 года в Ларнаке на Кипре.

Икона Божией Матери «Милующая, или Достойно есть». Санкт-Петербург. Храм Смоленской иконы Божией Матери

В России списки с чудотворного образа имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь этой иконы величественный псевдовизантийский храм. 16 июня 1999 года на Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Отце́в все Афо́нское мно́жество, / собери́теся, ве́рно пра́зднующе, / днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще вси в весе́лии, / Бо́жия бо Ма́ти ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется. // Те́мже, я́ко Бого́родицу, при́сно Сию́ сла́вим.

Ин тропарь, глас 4

Притеце́м, ве́рнии, со дерзнове́нием / к Ми́лующей Цари́це Богоро́дице / и умиле́нно воззове́м к Ней: / низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя: / град сей изба́ви от вся́каго обстоя́ния, / мир да́руй ми́рови // и спасе́ние душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Пра́зднует днесь весь Афо́н, / я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно / Тебе́, Чи́стей Богома́тери, // Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.

Ин кондак, глас 8

Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Всецари́це: / досто́йно есть, я́ко вои́стинну, / блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную, // и Ма́терь Бо́га на́шего.

Литература

  • Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах, М., 1902 (репринт: Сергиев Посад, 1997), с. 13-23.
  • Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 3, с. 219-220.

Использованные материалы

[1]  Σύναξη της Παναγίας «Ἄξιον Ἐστί» (ή ἐν τῷ «Ἀδειν»). Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.) – http://www.saint.gr/4142/saint.aspx

[2]  Версия сайта Патриарх – Детям, http://www.patriarch-detyam.ru/index.php?p=7-2-2&n=6&f2t=1, с исправлением слова “вечно” в 1-й части на “всегда”, т. к. последнее точнее передаёт значение славянского “присно” – не только вне зависимости от времени, но и вне зависимости от обстоятельств.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16468.html

«Величит душа моя Господа…»

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

Хвалебный гимн, воспетый Пресвятой Богородицей Богу в одном из евангельских событий, является вместе с тем хвалебной песнью и Самой Богородице. Эта широко известная песнь, особенно любимая церковным народом, звучит на утрене православного богослужения и предваряется словами: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Матерь Света – как родившую «Свет человеков» (см.: Ин. 1, 4).

Песнь Богородицы (см.: Лк.1, 46–55)

1. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

2. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Честнейшую…

3. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роди родов боящимся Его. Честнейшую…

4. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордые мыслию сердца их. Честнейшую…

5. Низложи сильные со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Честнейшую…

6. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

Честнейшую…

Свщ. Писание и богослужение

«Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу… Тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою». Свт. Игнатий Брянчанинов

Источник православного вероучения – Божественное Откровение. Слово Божие преподает нам образ и правой веры, и христианского благочестия. По словам отцов, на каждое дело, которое мы делаем, должно иметь свидетельство Писания. Для этого оно должно быть постоянным предметом нашего внимания. Небрегущие об этом сами себя окрадывают.

«Все мы, нерадящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?» – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. Христианин должен читать, изучать, усваивать Свщ.

Писание, прилагать усилия к тому, чтобы оно – особенно Новый Завет – стало критерием и руководством всей его жизни.

Православное богослужение, насыщенное и ветхозаветными, и новозаветными библейскими текстами, оказывает в этом большую помощь. Достойно внимания то, что на богослужении Церковь преподает нам Свщ. Писание в контексте своего Свщ. Предания, без которого Писание не может быть ни понято, ни усвоено.

«Православное богослужение – это Святое Евангелие и Священное Предание, переложенное в молитвы, чудесные и животворящие стихиры, тропари, кондаки, каноны, стихословия, песни, воздыхания…» – пишет прп. Иустин Попович. Эти литургические сокровища – достояние Церкви, которым она делится с нами.

Та песнь, о которой идет речь сегодня, тоже из этой сокровищницы. Ее текст – это собственные слова Пресвятой Богородицы, припев – творение св. песнописца Космы Маиумского. Событие, в котором воспета Девой Марией песнь, описано в Евангелии от Луки.

Из Евангельской истории (Лк. 1, 39–56)

После события Благовещения (Лк. 1, 26–38) – явления Пресвятой Деве Архангела Гавриила и Ее смиренного согласия стать Матерью Божией, Мария спешит посетить свою родственницу Елисавету, будущую мать Иоанна Крестителя. Цель посещения – поделиться с ней Своей радостью и принять участие в радости самой Елисаветы, ожидающей рождения сына.

В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы, она исполнилась Святого Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. По мысли отцов, слова Елисаветы – это радостное приветствие Земли Сыну Божию, сшедшему с Небес и воплотившемуся от Духа Святого и Марии Девы.

Мария ответила ей торжественным вдохновенным гимном: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…», прославляющим Бога за исполнение обетований о приходе в мир Спасителя, и пророчески засвидетельствовала, что отныне Ее ублажат все поколения за то, что милость Божия в исполнении этих обетований открылась через Нее.

Песнь Марии может быть названа победной, так как в ней выражается торжество смирения и добродетели, увенчанной и превознесенной Самим Богом.

Рассмотрим слова этой песни более подробно в свете толкования св. отцов Православной Церкви.

Святоотеческое толкование

Обратимся за объяснениями к блж. Феофилакту, архиеп. Болгарскому, толкования которого на тексты Нового Завета получили название «Благовестника» и приняты Православной Церковью.

«При чтении евангелистов должно читать и Благовестник… Чтение Благовестника необходимо, оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его.

Притом правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Итак, по словам блж. Феофилакта…

Стихи 1–3. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога; приписывая чудо не Себе, а Ему, говорит: «Он призрел на Меня, смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала.

И “отныне будут ублажать Меня все роды…” За что же ублажать? Неужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мной величие». Указывает на то, что «милость Его» не к Ней одной, но и ко всем боящимся Его.

Слова «в роды родов» означают, что эта милость будет получена от Бога не только в этом веке, но и в бесконечном (см.: Мф. 19, 29). Относительно слов «Величит душа Моя Господа… и возрадовался дух» – блж. Феофилакт поясняет, что вначале душа величает Господа, а уж потом дух радуется.

Ты называешься христианином? – не умаляй же достоинства имени Христова через недостойные дела, но величай через дела великие, тогда и дух твой возрадуется.

Стихи 4–6. По объяснению блж. Феофилакта, мышца Бога Отца – Сын. Господь «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих. Можно разуметь здесь и иудеев, которые и поныне в рассеянии. «Низложил сильных с престолов», то есть бесов, которые господствовали над людьми и в их душах имели престолы.

Но и фарисеи – сильные как похитители имущества бедных и как учители, имеют престолы, с которых низложены.

«Вознес смиренных» – людей или язычников, которых грех смирил, вознес, даровав им сыноположение; алчущих – язычников (так как они не имели Писаний, закона или заповедей), исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, выслал за пределы Иерусалима, горнего и дольнего, лишенными всякого блага.

«Воспринял Израиля, отрока Своего» – говорится или о чувственных израильтянах, из которых многие уверовали, и исполнилось обетование Бога Аврааму: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3); или об Израиле духовном: Израиль означает «видящий Бога» – Бог воспринял всех видящих Бога в небесное наследие.

И завершим толкование Песни Богородицы духовными размышлениями на данную тему сщмч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского (отдал жизнь за Христа в 1937 г.; причислен к лику святых – в 2005-м).

Он пишет: «Гордый и самонадеянный собирает сокровища земли и надеется удовлетворить свою жажду первенства на земле… Но тщетно! Господь насыщает только “алчущих правды”… Они насыщаются истинными “благами” и “в Бога богатеют”… И сии блаженны… А самонадеянные гоняются за призрачным насыщением жизнью, за обманным богатством. Они даже не богатые, а “богатящиеся”, т. е. думающие, что они богатые.

В действительности же они – последние нищие, потому что, гоняясь за призрачным фундаментом жизни, они остаются в пустоте и сами пустые и обнаженные… Господь отпустил богатящихся “ни с чем”…

Так смиренный, предавший себя Божию водительству и ставший на Божием пути жизни, утвержден, вознесен, насыщен жизнью; и всё это потому, что “воспринял” Господь его, как “Израиля, отрока Своего”, и распростер над ним “милость Свою, обещанную Аврааму и семени (потомкам) его до века”.

Возвеличь же, душа моя, Господа, и радуйся, дух мой, о Боге, Спасителе моем!»

«Честнейшую Херувим…»

Песнопение, служащее припевом Песни Богородицы – не только красивое, но и глубоко догматичное, – подтверждает ту истину, что православное богослужение является замечательным учебником богословия.

В этом песнопении, выражающем суть учения Церкви о Божией Матери, содержатся две важные для нашей веры истины – о Богоматеринстве и приснодевстве Преблагословенной Девы Марии.

Эти истины проясняют вопрос о досточтимости и беспримерном прославлении Девы Марии в Церкви, поставляющей Ее превыше всех сотворенных существ – не только людей, но и Ангелов.

О почитании Божией Матери

«Из всего доброго – Она лучшая, из всего святого – Она святейшая, из всего чистого – Она чистейшая, из всего чудесного – Она чудеснейшая… После Господа Христа – Она совершеннейшая Вседобродетель в роде человеческом». Прп. Иустин Попович

«Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной» называет Церковь Пресвятую Богородицу. Мы почитаем Ее – потому что таково изволение Божие; потому что Она – чудесная Богоматерь и Дева; потому что Она – Матерь спасения, т. к.

родила Спасителя; потому что Она – Всесвятая; потому что Она – Матерь всех христиан; потому что «во успении мира не оставила еси»… И личный опыт всех обращающихся к Ней с просьбами о помощи и заступлении свидетельствует, что эти просьбы не остаются безответными.

При этом свт. Филарет Московский замечает, что почитание наше не должно заключаться только в словах. Он пишет: «Не красна похвала в устах грешника. Если желаем достойно ублажать Матерь Божию, то да возлюбим всем сердцем Ее достоинства и добродетели; возлюбив, да поревнуем, по возможности, достойно в жизни следовать тому, что мыслию и словом ублажаем».

Подготовила Людмила Кузнецова

Источник: http://trsobor.ru/velichit-dusha-moya-gospoda/

Значение текста молитвы «Честнейшую Херувим»

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

Однажды Пресвятой деве Марии пришлось посетить свою дальнюю родственницу, праведницу Елисавету преклонных лет. Обе женщины ожидали появления ребенка. Младенец в утробе Елисаветы ощущал Божественное присутствие, которое почувствовала и его мать.

При встрече с Богородицей она произнесла пророческие слова, благословляя Господнего Наследника. Ответом Царицы Небесной стали слова торжественного гимна, славящего Создателя. Ее записали и позднее превратили в текст молитвы «Честнейшую Херувим».

Что же означает такое обращение?

Значение молитвы

Молитва «Честнейшую Херувим» по предназначению считается богослужебной. Евангелие практически не содержит слов, адресованных Пресвятой Богородице. Но эта молитва – особенная. Традиционно она поется утром во время службы после восьмого канона до начала девятого.

Особенности чтения

Дьяконом проводится таинство обряда, именующегося каждением. Началом считается святой престол, алтарь, далее следует обхождение царских врат и остановка справа от иконостаса Богоматери. После этого хор получает сигнал, что нужно петь.

Молитва «Честнейшую Херувим» может звучать двумя хорами. Но в основном этот текст произносится всеми прихожанами. Так происходит всеобщая молитва, целью которой считается признание и почитание Царицы Небесной.

Молитва «Честнейшую Херувим» имеет большую силу, так как Богородице с давних времен отведена роль защитницы людского рода. Она поддерживает в горе и присутствует в радости. Небесной Царице под силу приумножать отраду и утолять печали.

На помощь Богородицы можно рассчитывать, когда:

  • человек не уверен в собственных силах;
  • он страдает от алчности, зависти, корыстных намерений;
  • ищет ответа на непростые вопросы, отягощающие его душу;
  • когда в жизни произошла тяжелая ситуация.

Матери Божьей дано одаривать людей смирением и душевной стойкостью, спасать от плохих мыслей, помогать людям утверждаться на праведной дороге. Каждый получит то, во что верит.

Как звучит текст

Текст молитвы «Честнейшую Херувим» в оригинале читается по-гречески. После перевода на славянский он стал доступен россиянам.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Произношение таких слов несет большую смысловую нагрузку.

Особенности чтения молитвы

Текст молитвы «Честнейшую Херувим» в оригинале читается по-гречески. После перевода на славянский язык он стал доступен более широкой аудитории.

Песнь Богородицы, как и все другие молитвы, нужно читать наизусть, сконцентрировавшись на этом действии. Нельзя отвлекаться, позволять себе посторонние мысли.

Особенной силой отличается материнская молитва. Она помогает спасти ребенка в самых сложных ситуациях. Поэтому заботливым родителям необходимо знать молитвы и посещать храм. В церкви особенная атмосфера, а когда многие люди одновременно обращаются к Создателю, Он обязательно услышит их мольбу.

Интересные факты

Слова молитвы «Честнейшую Херувим» во второй части продолжают использоваться не только в домашних молитвах, но и на богослужениях. Ее составил святой Косма, епископ Мурманский. Предание гласит, что появление текста произошло в день Великой Пятницы. Это особенно горький период для Богородицы.

После создания молитвы произошло чудо появления Царицы Небесной перед автором текста. Она была радостной и искренне поблагодарила Косму за труды.

Читать молитвы можно и в домашней обстановке. Хорошо, если перед молящимся будет икона Богородицы.

Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я так близко не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою.

Новый текст

Во времена десятого века произошло не менее чудесное событие. В ходе молитвы одного из послушников его посетил незнакомый человек. Он был прекрасен на вид. Гость продолжил молиться вместе с хозяином. Но когда пришло время молитвы «Честнейшую Херувим», из уст гостя полился другой текст:

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим.

Афонского инока умилили и дивные слова, и звук голоса, который был подобен ангелу. И хозяин обратился с просьбой оставить ему запись этого текста. Но в тот момент в доме отсутствовали чернило и пергамент. Поэтому пришлось воспользоваться каменной плитой. Таинственный незнакомец повел пальцем, и поверхность наполнилась текстом.

Это был ангел, который завещал петь записанные слова всем православным христианам. С того времени верующие люди получили возможность обращаться к Создателю с вдохновенной молитвой. Текст песнопения был отредактирован.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Се бо от ныне ублажат Мя вси роди.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

И свято имя Его, и милость Его

в роды родов боящимся Его.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Расточи гордыя мыслию сердца их.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ

и богатящияся отпусти тщи.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,

Аврааму и семени его, даже до века.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Подведем итоги

Обращение к Пресвятой Богородице считается одним из наиболее действенных способов получить поддержку Высших Сил. Ее образ есть во всех храмах, причем в многочисленных вариантах. Мать Иисуса готова прийти на помощь всем искренне молящимся христианам.

Текст молитвы рекомендуется знать наизусть. «Честнейшая Херувим» читается коллективно всеми прихожанами. Сила общей молитвы обязательно будет услышана. Особенно важно, когда мать молится за свое дитя. Тогда Богородица придет на помощь, ведь сама познала радость материнства и горе от потери любимого ребенка.

История христианской веры издавна славится чудесными примерами помощи Высших Сил.

Источник: http://fb.ru/article/464147/znachenie-teksta-molitvyi-chestneyshuyu-heruvim

Молитва «Честнейшую херувим»: текст на русском, как правильно читать

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

Я издавна занимаюсь исследованием молитв и их воздействием на жизнь человека. Не так давно я отыскал одну известную молитву, которую не все верующие правильно читают. Сейчас я расскажу сущность текста «Честнейшую херувим» и правила вознесения молитвы.

Молитва «Честнейшую херувим»

В православии есть молитвы, которые являются в особенности почитаемыми. Их именуются первыми. Данное заглавие показывает на то, что конкретно тексты этих молебнов возникли ранее, чем остальные. Наиболее того, их создателями являются святители, Иисус Христос, Богоматерь.

В первый раз молитва «Честнейшую херувим» была записана еще во времена, когда Дева Мария была беременна. С того времени эту молитву весьма интенсивно употребляют священнослужители. История ее появления достаточно увлекательная, как и смысл. Вот лишь далековато не любому он понятен.

История появления молебна

Будучи на сносях, Дева Мария решила навестить свою далекую родственницу. Праведница Елисавета, хоть и была преклонного возраста, но тоже смогла забеременеть. Но здоровье дамы было подорвано.

Местные лекари даже не возлагали надежды на то, что она сумеет благополучно родить. Узнав настолько грустное весть, благочестивая Мария решила посетить ее и мало приободрить.

Она, как никто иной, могла осознать, что конкретно ощущает эта злосчастная дама.

Как Богородица повстречалась с Елисаветой, та сходу ощутила себя намного лучше. Фактически, как и ребенок в ее чреве. Так как он ощутил божественное присутствие. Удовлетворенность практически переполнила еще не рожденного малыша и одномоментно передалась его мамы. Тогда родственница произнесла пророческие слова, которые являлись, на самом деле, благословлением Отпрыска Божьего.

Услышав эти слова, Дева Мария возрадовалась. В ответ она произнесла торжественную речь. Она представляла собой, быстрее, гимн во славу Всевышнего. Конкретно эти благодарственные слова потом и были записаны церковнослужителями. Уже существенно позднее они стали наиболее известны, так как священники превратили их в молитву, которая носила заглавие «Честнейшую Херувим».

Видите ли, создателем данной молитвы практически является конкретно Богородица. Естественно, записана она была человеком, который служил церкви. Но, схожее не отменяет того факта, что произнесла эту речь конкретно мама Спасателя.

Броско, что особенное уважение к молебну люди, которые от всей души верили в существование Господа, испытывали постоянно. Хотя на данный момент возникло много тех, кто оспаривает этот факт.

Еретики даже говорят, что молебен и совсем был просто выдуман каким-то одиноким монахом, а опосля записан и передан священникам.

Другими словами, неверующие пробуют обвинить церковь в том, что конкретно с ее легкой подачи люди начали так очень ценить данную молитву и нередко употреблять священный текст.

Но нужно сходу отметить, что никаких очевидных доказательств правдивости этого выражения не существует. Такие язвительные замечания могут отпускать только люди, которые все еще весьма далеки от веры и отрешаются впустить в свое сердечко любовь ко Всевышнему. Конкретно потому они всячески стараются отыскать возможность для отрицания Его могущества и силы.

Но такие потуги для всех верующих смотрятся очень удивительно и неуместно. Духовные наставники и совсем советуют никогда не вступать в спор с таковыми людьми и старательно игнорировать их. Так как, если сердечко человека закрыто, но достучаться до него никто не сумеет. И лишь Всевышнему решать, как навести его на путь настоящий.

Как и когда читать молитву?

Сейчас данную молитву достаточно нередко употребляют, так как она получила богослужебное назначение. Другими словами, священнослужители начали употреблять ее при проведении литургий и богословий.

И хотя молебен вправду получил обширное распространение и стал известен фактически всем христианам, в Евангелии фактически не содержится никаких примечаний относительно речей Богородицы.

Это значит, что точных требований к тому, как и когда читать молитву, нет.

Но со временем в церковной среде все таки возникли определенные традиции чтения молитвы. В текущее время они числятся принятыми. Конкретно потому им следуют все православные церковнослужители.

Процесс чтения молитвы не различается особенной сложностью, и он привычен полностью всем священникам:

  • молитву непременно читают меж 8 и 9 канонами. Эти тексты постоянно читаются днем, потому можно сказать, что и молитва Богородицы является утренней;
  • во время ритуала каждения дьякон проходит по местности церкви. Начинает он собственный поход со святого престола и алтаря. Дальше он производит обход королевских ворот;
  • возвратившись в здание церкви, дьякон непременно становится по правую сторону иконостаса. При всем этом он стоит конкретно около иконы, на которой изображен божественный лик Богородицы;
  • как лишь священнослужитель занимает это пространство, он сходу дает символ хору. Опосля этого хор начинает петь.

Слова данной молитвы так лиричны, что их весьма просто петь. Некие считают, что произнесение текста нараспев можно уверенно именовать сложным действием. Но, в реальности это совершенно не так. Конкретно благодаря определенной лиричности текста с его произнесением нараспев не возникает никаких заморочек.

Необходимо отметить, что в различных храмах процесс пения может различаться. Понятно, что в неких церквях предпочитают петь молитву антифонно. Наиболее того, время от времени молебен распевают сходу два хора.

Но схожее является исключением из правил. Так как никаких точных требований к произнесению молитвы нет, любой священник сам решает, как конкретно вознести молебен. Но почти всегда священнослужители настаивают на том, чтоб молитву пели вместе с прихожанами. Считается, что схожее действо способно посодействовать очистить души людей и защитить их от грехопадения.

Прихожанам тоже отлично понятно о том, как мощной является молитва. Конкретно потому в часы чтения молитвы в церковь приходит большущее количество православных христиан. Любой из их хочет воспеть Господа и произнести слова, которые когда-то издавна употребляла сама Королева Небесная. Так как они от всей души веруют, что Богородица непременно одарит их своим личным благословением.

Очевидно, схожее может быть только в случае, если человек, прочитавший молитву, является праведником, который живет согласно заповедям Господа и никогда их не нарушает. Сами священники же считают таковой ритуал данью признания и уважения Девы Марии. Таковым образом, христиане демонстрируют, что признают ее как единственную Королеву Небесную, также благодарят ее за рождение Спасателя.

В чем помогает молитва и как ее читать?

Как понятно, молитва представляет собой только инструмент. С ее помощью любой человек получает возможность начать диалог с небесами. Люди могут просить о разном, читая молитвы. Но те из их, которые адресованы конкретно Богородице, способны посодействовать в почти всех ситуациях. К примеру, молитву «Честнейшую Херувим» принято произносить тогда, когда человек:

  • испытывает неуверенность внутри себя – начиная хоть какое дело, нужно взращивать внутри себя уверенность. Без нее совладать даже с маленькой неувязкой, будет довольно трудно. Но далековато не постоянно без помощи других удается совладать с волнением. В такие моменты и необходимо молиться;
  • страдает от греховных мыслей. Совершить грех и пошевелить мозгами о нем – это различные вещи. Вот лишь наказан будет и человек, совершивший прегрешение, и тот, который просто о этом пораскинул умом. Если христианин начал в один момент испытывать, к примеру, зависть, необходимо непременно помолиться Богородице и попросить у нее защиты;
  • не может отыскать ответы на тягостные вопросцы. Духовные муки, которые при всем этом порождаются, очень небезопасны. Потому в такие моменты лучше просто взять и помолиться, а не продолжать пытать душу. Никакой полезности от этого не будет;
  • попал в томную актуальную ситуацию. Далековато не со всеми неуввязками можно совладать без помощи других и это нормально. Испытывая трудности, христианин может попросить у Девы Марии защиты и покровительства.

В хоть какой трудной ситуации, когда душа человека теряет покой, он может обратиться с мольбой к небесам. Но созодать это необходимо правильно. Во-1-х, следует уяснить, что молитва читается нараспев.

Во-2-х, нет ничего отвратительного в том, чтоб посетить церковь и помолиться совместно со служителями церкви и иными христианами.

В-3-х, если было принято решение вознести молитву дома, нужно уединиться и читать ее, будучи стопроцентно размеренным.

Текст молебна на российском языке

Сходу нужно отметить тот факт, что вначале молитва была написана и читалась только на греческом языке. Равномерно священнослужители смогли перевести ее на старославянский язык и употреблять в предстоящем конкретно таковой вариант. Другими словами, найти текст на российском языке нереально, так как его не существует.

Заключение

  • Эта молитва является одной из первых, сделанных не человеком.
  • Создателем текста является сама Богородица.
  • Читать молитву можно как в церкви, так и дома.

  • Чтение молебна обязано быть не однообразным. Его нужно произносить нараспев.
  • Произнося данную молитву, человек сумеет очистить свою душу и избавиться от греховных помыслов.

  • Источник: tayniymir.com

    Источник: https://potokudach.ru/jezoterika/zagovori/molitvi/molitva-chestnejshuju-heruvim-tekst-na-russkom-kak-pravilno-chitat/

    Достойно есть. Молитва

    Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

    Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

    Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)

    Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

    «Достойно есть» на церковнославянском языке

    • Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.

    • Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

    Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке

    Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

    История молитвы «Достойно есть»

    Молитва – это общение с Богом. Некоторые молитвы, такие, как молитва “Отче наш” мы знаем из Писания. Церковные гимнографы пишут молитвы, которые мы можем прочитать в Минее, келейно люди обращаются в молитвах, которые пишут сами.

    У некоторых, таких как молитва “Достойно есть” – необычная история и значение. Молитва – это не всегда просьба, обращенная к Богу или благодарение.

    Мы славим Господа, Божию Матерь и святых, обращаясь к ним особым образом во время богослужения.

    Молитвой “Достойно есть”, как правило заканчивается молитвенное правило. Это – молитва Богородице. Молитва “Достойно есть” не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам.

    Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего.

    А Иисуса – Спасителем и Мессией.

    Молитва “Достойно есть” создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть – не Богородица, а Христородица.

    Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария – Христородица, а не Богородица.

    Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва “Достойно есть” признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени “Пренепорочную”, Матерью Бога.

    После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения.

    Несторий отрицал Богометаринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей.

    Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.

    В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов.

    Слова “без истления” в молитве “Достойно есть” говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир.

    Бог Триедин и Бог-слово – одна из Его ипостасей. “Сущая Богородица” – эти слова означают “подлинную Богородицу”.

    В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва “Достойно есть” состоит из двух частей.

    Вторая часть, начинающаяся с “Честнейшую херувим” появилась позже первой, которая начинается со слов “Достойно есть”. В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский.

    Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.

    Первая часть молитва “Достойно есть” возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха.

    Когда они вместе молились и читали молитву “Честнейшую херувим” и возгласил начало молитвы.

    Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы “Достойно есть”, ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

    Молитва «Достойно есть»

    Источник: https://www.pravmir.ru/dostoyno-est-molitva/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.