Колокольный звон в православии

Содержание

Колокольный звон в православии

Колокольный звон в православии

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовестпризывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kolokolnyj-zvon-v-pravoslavii.html

Церковные колокола

Колокольный звон в православии
         

На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров.

Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования.

Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6.

По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет.

В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 — 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа).

Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 — 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии.

Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном..

Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.

2. Основы православного звона

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

• созывать верующих к богослужению.

• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.

• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.

В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом «во вся»), и так повторяют много раз.

Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

3. Группы колоколов

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа — БАСОВЫЕ

• Благовестник

• Праздничный

• Полиелейный

• Воскресный

• Постовой

II группа — ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа — ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

• Праздничный

• Воскресный

• Полиелейный

• Простодневный (будничный)

• Малый (или пятый)

На практике хорошо зарекомендовал себя следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых 3-4 зазвонных

Однако колокольный звон — одна из самых ярких черт русской жизни — имел не только богослужебное значение.

Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были «метельными», «сполошными», «вечевыми», «осадными», «позывными», «ратными»…

4. Звон-целитель

Целительство колокольным звоном — Елена Задубовская в книге «Лечение колокольным звоном» отмечает: «Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими.

Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.

» Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

Альбом: Колокола России (Лечение колокольным звоном)

Скачать

Год выпуска: 2009

Формат: MP3

Качество: 320 kbit/s

Общее время: 48 min

Общий размер: 108 MB

  1. Благовест и будничный колокольный звон
  2. Вариации на тему пьесы Р. Фриппа «Нагорная проповедь». М.Капранов, А. Иванов, Д. Петров
  3. Воскресный колокольный звон В.Кайчука
  4. Звон А. Иванова
  5. Звон М. Капранова
  6. Ионинский Акимовский колокольный звон (К.Киянцева)
  7. Колокольные звоны Петропавловского собора (Петербургский, Красный и Георгиевский)
  8. Колокольные звоны Ростовского Кремля (Водосвятный, Будничный, Егорьевский)
  9. Праздничный колокольный звон №1
  10. Праздничный колокольный звон №2
  11. Праздничный колокольный звон Псково-Печерского монастыря
  12. Праздничный колокольный звон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле
  13. Преображенский Д.Петрова
  14. Ростовский Красный колокольный звон
  15. Свадебный колокольный звон
  16. Этюд Д. Петров

Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.

Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке.

Недаром колокольные звоны называют «голосом Церковным», и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию.

И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).

Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом.

Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица.

Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!

Более подробную информацию про колокола можно посмотреть на сайте О колоколах

Большая коллекция колокольных звонов можно скачать и послушать здесь

 Предыдущая страница     1 2    
К началу страницы

Источник: http://www.golddomes.ru/kolokola/kolokola1.shtml

Церковный устав колокольного звона

Колокольный звон в православии

Особенный момент дня, когда в городе слышен колокольный звон местного храма. Говорят, что в это время Ангелы спускаются на Землю, настолько благодатной становится атмосфера в пространстве.

Но колокольный звон также подчиняется своим правилам (уставу) и может быть разным в зависимости от времени суток, дня недели, праздника. Более подробнее об этом изложено в нашей статье.

Значение для русского народа

Еще до Рождества Христова верующим людям был знаком колокольный звон. Особенно на территории земель русских. Но тогда религии были языческими, из-за чего колокола некоторое время не принимались первыми христианами.

Даже апостол Павел не очень позитивно упоминает в Священном писании о «меди звенящей», то есть о колокольном звоне, как пустом звуке.

Но в эпоху рассвета христианской религии, православия, главным символом духовной жизни русского народа становится этот величественный звенящий инструмент.

Колокола выливали только настоящие мастера, которые владели данным искусством в совершенстве.

И до сих пор, когда русский верующий человек неожиданно слышит звон церковных колоколов, то рука непроизвольно сама тянется совершить крестное знамение. Наверное, это уже «в крови» у народа.

Вообще, колокольный звон очень созвучен с душой и высоким духом жителей России. Такой же величественный, чистый, светлый…

Описание

А еще колокольный звон является важной частью богослужения в православной церкви. И регулируется он Типиконом – церковно-богослужебным уставом.

Это документ, который одобрен синодальной богослужебной комиссией, а также утвержден Патриархом Московским Алексием II в августе 2002 года.

Согласно уставу, церковный звон подразделяется на 3 основные вида:

  1. Благовест (когда совершают единичные удары в большой колокол).
  2. Трезвон (когда единовременно звонит несколько колоколов).
  3. Перезвон (последовательные удары в колокола – от самого большого до самого маленького).

Также есть: перебор (последовательные удары в колокола – от большого до малого, включая «во вся»), «звон в двои» (в два колокола – постовой и тот, что следующий от него, а затем в оба одновременно) и водосвятный перезвон (последовательные удары в колокола: от самого крупного до малого по 7 раз в каждый).

Например, по уставу о колокольном звоне на Пасху звучат и благовест, и трезвон. Так же и в другие праздничные и будничные дни.

Благовест

Это удары, которые звучат один за другим. Но между ними есть паузы: после первого и второго раза (до полного исчезновения звука), а следующие — в ритме музыкальной размерности ¾.

В зависимости от времени суток, вида богослужения и дня определяется время начала, периодичность и, собственно, продолжительность благовеста (например, на всенощном бдении – по продолжительности чтения Псалмов 50 или 118 – 12 раз, что равняется примерно 15 минутам).

Благовест также подразделяется на:

  • воскресный (вес колокола — 3,25 тонн);
  • полиелейный;
  • повседневный (1,64 т);
  • праздничный (6 т);
  • великопостный.

Трезвон

Это одновременный звон во все колокола – за три подхода. Способ трезвона, в основном, зависит от мастерства самого звонаря, поскольку конкретных положений о нем в уставе нет.

Как правило, трезвон начинает всенощные бдения (после окончания благовеста) и снова звучит перед перерывом. Также, на утреннем богослужении: перед чтением Евангелия, перед началом Литургии, в момент выноса Плащаницы и Святого Креста, при совершении Крестного хода.

При трезвоне в колокола ударяют дважды (двузвон), трижды, шесть и девять раз.

Таким образом, если благовест сообщает о начале богослужения, то трезвон – о важных событиях (несет звук духовной радости!).

Также может осуществляться в разные колокола: воскресный, будничный и так далее.

Перезвон

Здесь характерно ударение в каждый колокол по 3 раза – от самого большого до самого маленького.

Звучит перезвон во время произнесения Великой славы Господу, после которой выносится Крест (в праздничный день Воздвижения), также в Крестопоклонную неделю, перед Крестным ходом, освящением воды и первого августа. В Страстную Пятницу перед выносом Плащаницы звучит перезвон.

Этот вид колокольного звона подготавливает верующих к восприятию особенно важных событий.

Все звоны обязательно совершаются в зависимости от знака богослужения и только по благословению настоятеля.

Праздники

Согласно устава колокольного звона, различают:

  1. Звоны будничные.
  2. Воскресные.
  3. Полиелейные.
  4. Великого Поста.
  5. На храмовые, великие и двунадесятые праздники.
  6. Нерядовые подготовительных недель и Великого поста.
  7. Нерядовые годичного круга.
  8. На Пасху и Великую седмицу.
  9. При встрече и отъезде архиерея.
  10. Венчальные.
  11. Крестильные.
  12. На отпевание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Звоны на Пасху и Страстную Седмицу

В канун светлого христианского праздника, начиная с Чистого четверга и до субботы, полностью отсутствует какой-либо колокольный звон. И это не просто так.

По церковному поверью считается, что это время противостояния сил света и тьмы. После чего первые одерживают победу и начинается праздник Пасхи.

Устав колокольного звона в этот день особенный: звучит и благовест, и перезвон, и трезвон. В самой колокольне зажигают свет и начинается священное музыкальное действо, которое совершает звонарь, сообщая миру, таким образом, о победе добра и света.

Порядок совершения колокольного звона на Пасху изложено далее.

Литургия:

  • Полунощница, при которой слышен едва совершаемый благовест в праздничный колокол;
  • Крестный ход под звуки перезвона;
  • Пасхальное начало – вхождение в храм при трезвоне (с праздничным колоколом);
  • Евхаристический канон, при котором звучит благовест (12 медленных ударов) в праздничный колокол;
  • Целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.

Пасхальная вечерня:

  • благовест, сообщающий о начале Вечерни (40 ударов в праздничный колокол);
  • трезвон с праздничным колоколом;
  • через 1 час снова звучит трезвон, сообщающий об окончании.

Литургия:

  • до начала слышны звуки благовеста (40 ударов), а потом и трезвона;
  • Евхаристический канон при благовесте (12 медленных ударов);
  • Крестный ход при трезвоне (при остановке звуки прекращаются);
  • целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.

Есть такая традиция: в Пасхальную неделю всем желающим прихожанам можно подняться на колокольню и попробовать позвонить в колокола. Особенно это любят дети.

Что касается устава о колокольном звоне в Страстную Седмицу, то особенно важными являются такие дни, как Страстный Четверг и сам светлый праздник Пасхи (о котором информация выше).

На Успение Пресвятой Богородицы

В этот торжественный день также есть своя последовательность исполнения колокольного звона. На Успение уставом предусмотрено следующее:

  • перед началом Вечерней службы звучит благовест в праздничный колокол (40 раз, причем, первые три – долгие);
  • в момент выноса Плащаницы звучит перезвон;
  • при положении Плащаницы в храме – трезвон;
  • при погребении Плащаницы совершается Крестный ход при перезвоне;
  • при поставлении Плащаницы – трезвон;
  • Литургия совершается при звоне колоколов двунадесятого праздника.

На Радоницу

Пасхальная неделя оканчивается поминальным днем. Еще его называют Радоница. Устав колокольного звона в родительский день имеет также свою последовательность. Звучит скорбный перезвон и трезвон.

На Руси, согласно древним поверьям, радоницы и тризны – это божества, которые оберегали души усопших. В христианстве все едино, то есть нет разделения на живых и мертвых – для Бога все живы.

Радоница происходит от давнего предписания, согласно которого поминовение тех, кто ушел с земного плана в Великий пост (по случаю традиционных 3, 9 и 40 дней), не совершенное в свой час (из-за великопостного периода), переносится на ближайший будничный день, в который совершается Литургия. Это день Фоминой седмицы – вторник.

Вообще, поминание в Радоницу может быть совершено аж до 9 дня после Пасхи. А религиозные празднования в храмах еще длятся до Вознесения Господня (то есть, еще 32 дня).

Звоны на Литургии

На вечерние и утренние службы, согласно уставу колокольного звона на Литургии, есть следующая последовательность его осуществления:

  • за 10 минут до вечерни звучит благовест (причем, 40 ударов, первые три из которых медленные) и трезвон (колокол будничный в обоих случаях);
  • по завершении – трезвон;
  • за 10 минут до начала Литургии также звучит благовест (40 ударов) и трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов в медленном темпе);
  • по завершении Литургии (при целовании Креста) – трезвон.

На Рождество

Обычно звучат колокольные звоны, предназначенные для великих, двунадесятых и храмовых праздников. Слышны благовест и трезвон.

Согласно уставу колокольного звона на Рождество, удары совершаются в праздничный колокол.

Всенощная:

  • за 10 минут перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном;
  • перед началом утреней звучит трезвон;
  • по Евангелию – трезвон;
  • по завершении – трезвон.

Литургия:

  • до начала за 10 минут звучит благовест (40 ударов), а после него – трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов);
  • по завершении (в священный момент целования Креста) – трезвон.

В великий четверг

В Чистый или Великий Четверг колокольный звон осуществляется в следующем порядке:

  • перед началом утреней – благовест (40 ударов);
  • перед началом чтения Евангелия – удары в колокол по числу читаемого (первое чтение – 1 удар, второе чтение – 2 удара), всего 12 Евангелий. Затем звучит короткий трезвон.

После чего до Пасхи наступает тишина. Но, согласно уставу о колокольном звоне в Великий Четверг, применяется воскресный колокол.

В великий пост

Когда начинаются недели перед Пасхой, в храмах совершаются специальные службы, которые также сопровождает колокольный звон.

По уставу о Великом Посте, применяются: постовой колокол, звон «в двоих», благовест, трезвон.

При утреннем богослужении (с понедельника по пятницу):

  • перед 3-м часом – три удара в постовой колокол;
  • перед 6-м – шесть;
  • перед 9-м – девять;
  • перед началом вечерни (Литургия Преждеосвященных Даров) – «в двои».

В вечернем богослужении за 5 минут звучит благовест в постовой колокол (40 раз).

Литургия Иоанна Златоуста:

  • перед началом – благовест в будничный колокол (40 раз), после чего осуществляется трезвон;
  • при Евхаристическом каноне звучит благовест в будничный колокол (12 неспешных ударов);
  • при целовании Священного Креста бьют трезвон с воскресным колоколом.

Всенощная:

  • перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном в воскресный колокол;
  • перед началом утренней службы трезвон (в воскресный колокол);
  • к Евангелию звучит трезвон (в момент Антифонов до чтения Евангелия);
  • по завершении – трезвон в воскресный колокол.

Литургия Василия Великого:

  • перед началом – благовест в воскресный колокол (40 раз), трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 спокойных ударов продолжительностью 25 секунд);
  • при целовании Священного Креста – трезвон в воскресный колокол.

Интересная информация

Существуют современные колокола, а есть те, которым уже не одна сотня лет. Это такие, которые имеют историческое значение:

  • особо ценные (изготовленные до XVII столетия);
  • очень ценные (XVII- XVIII века);
  • ценные (XIX-XX века);
  • малоценные (после 1930 года).

На историческую ценность также влияют такие факторы, как: целостность формы, материал, вес, сама форма изделия, качество звучания, надписи, имя мастера.

Резюме

Вообще, устав колокольного звона (при Успении Пресвятой Богородицы, Пасхе, Рождестве и других праздниках, будничных служб) необходим для применения в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.

А разработан он для того, чтобы:

  • сохранять традиции православного звона, которые являются важной частью жизни Русского Православия (как духовного и культурного наследия страны);
  • для правильного применения церковного звона;
  • для поддержания желания молодых звонарей в освоении данной специализации (есть в стране специальные школы, где обучаются данному мастерству).

В уставе все изложено кратко. Он содержит только самую необходимую информацию относительно колокольного звона. И ни в коем случает не накладывает ограничения на традиции отдельных храмов и монастырей, права их священнослужителей, проявление творчества и местную практику звонарей, если это не противоречит его положениям и Православной религии в целом.

Источник: http://fb.ru/article/385957/tserkovnyiy-ustav-kolokolnogo-zvona

Колокольный звон исцеляющий

Колокольный звон в православии

1001molitva.ru > Познавательные статьи > Колокольный звон исцеляющий

Колокольный звон очищает душу человека от грехов, а тело – от болезней.

Церковный колокольный звон исцеляющим образом действует на людей, чья вера позволяет ему проникнуть в самое сердце.

Это ангельский глас, пронизывающий времена.

  • Виды и названия колокольных звонов
  • Колокольный звон для очищения дома
  • Лечение колокольным звоном
  • Колокольный звон, исцеляющий душу и тело от негатива
  • Где можно послушать исцеляющий звон церковных колоколов

Виды и названия колокольных звонов

Среди звонов церковных колоколов выделяют следующие виды:

  1. Собственно звон, который подразделяется на такие подвиды:
    • трезвон представляет собой три удара во все колокола с небольшими перерывами. Трезвон символизирует радость необъятную по большим праздникам;
    • двузвон, соответственно, состоит из двух ударов и означает переход от вечерни к утрени во время всенощной службы.
    • перезвон – это поочередные однократные удары по каждому колоколу от большего к меньшему. Повторяется многократно без перерывов и воплощает Господне истощение.
    • перебор (звон погребальный) – это, так же как и при перезвоне, поочередные однократные удары по каждому из колоколов, но от меньшего к большему и с продолжительными перерывами, а еще после каждого цикла ударов бьют один раз во все колокола. Перебор звонят по окончании отпевания, выражая таким образом скорбь.
    • трезвон исполняется звонарем в свободной форме.
  2. Благовест, возвещающий начало богослужения, совершается самостоятельно либо включается в состав иных звонов:
    • Будничный благовест, который используется в обычные дни.
    • Праздничный благовест.
  3. Набат, предупреждающий о надвигающемся бедствии.

Для осуществления вышеперечисленных звонов нужно не менее трех колоколов, но чем их больше, тем насыщеннее и красивее получается звучание.

Обычно в звоннице насчитывается не менее 5 колоколов. Колокола, как и звон, делятся на разные виды: зазвонные (трельные), подзвонные и басовые. Отличаются они по весу и звучанию.

Колокольный звон для очищения дома

Очистить жилище от негатива, проявляющегося в виде постоянных ссор и скандалов, разного рода неприятностей, можно с помощью колокольного звона используя звукозапись. При этом запись должна быть четкой, по возможности без посторонних шумов.

Прежде чем приступить к очищению пространства квартиры звоном церковных колоколов, следует провести уборку. Рекомендуется молиться при зажженных свечах, прослушивая такую запись. Звон повышает молитвенную силу.

Не имея возможности посетить богослужение на основные православные праздники, дома следует включать колокольный звон в эти дни, чтобы нейтрализовать накопившуюся отрицательную энергию.

Лечение колокольным звоном

Целительный эффект колокольного звона доказан результатами научных исследований. Ультразвук, образующийся при каждом ударе колокола способствует скорейшему выздоровлению людей, страдающих инфекционными или воспалительными заболеваниями.

Колоколотерапия активно применяется при лечении онкобольных. Психотерапевты советуют всем, кто мучается от депрессии, систематически проходить сеансы колоколотерапии.

Колокольный звон способен унять практически любую боль. Есть в практике случаи облегчения состояния одержимых после воздействия звона колоколов.

Благодать ли это или специфические вибрации так действуют на человека, каждый решает для себя сам.

Колокольный звон, исцеляющий душу и тело от негатива

Сила колокольного звона в том, что он одновременно влияет на душу и тело человека, освобождая их от скверны. Примечательно, что волны звука от удара колокола расходятся крестом.

Такой звук буквально стерилизует пространство, не оставляя шансов микробам и бактериям. Помимо этого, церковный звон распространяет среди слушающих его людей радость и умиление.

Хотя бы один раз в году всем нужно послушать перезвоны в живом исполнении, потому что запись не способна в полной мере передать всю мощь энергии, излучаемой колоколами.

Невозможно передать словами, насколько колокольный звон важен и нужен, ведь именно он призывает верующих к единению в молитве.

Где можно послушать исцеляющий звон церковных колоколов

За исцелением лучше всего отправляться в намоленные места, такие как монастыри. К одному из наиболее почитаемых святых мест относится Оптина пустынь.

В Оптиной пустыни расположена уникальная звонница из дерева. Несмотря на то, что звонница была осквернена убийством иноков, паломники идут сюда постоянно в надежде на исцеление.

В Троице-Сергиевой лавре находится самая высокая на территории России колокольня – 90 метров.

Поклонники колокольного звона и просто желающие испробовать на себе его целебную силу могут посетить ряд тематических фестивалей. «Уфалийский благовест» состоиться в Верхнем Уфалее, Всероссийский фестиваль колокольного звона ежегодно проходит в Елабуге, а «Хрустальные звоны» можно услышать в Каргополе.

Люди верят в особые свойства колокольного звона и обращаются к нему за поддержкой, исцелением и очищением, видят в нем олицетворение надежды. Феномен колокольного звона поражает и завораживает.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/kolokolnyj-zvon-iscelyayushchij.html

Звон церковных колоколов для очищения дома от негатива, виды колокольного звона их значение

Колокольный звон в православии

Pravoslavie.Guru > Церковные обряды > Колокольный звон для очищения дома от негатива

Когда человек научился добывать и обрабатывать металлы, он обнаружил, что они обладают свойством сильного звучания. С этих пор, звук металла стал неизменным спутником различных ритуалов, обрядов.

В основном использовалась бронза (сплав меди и олова), которая обладала твердостью и упругостью, а звук после удара был громкий и продолжительный.

Форма металлических обрядных атрибутов формировалась постепенно исходя из степени совершенствования извлекаемых звуков — от ровных пластин, изогнутых, с соединенными краями и до современных колоколов.

  • История
  • Магия колоколов
  • Что такое Колокольный звон для православной церкви?
  • Научные обоснования

История

Артефакты археологических раскопок свидетельствуют о том, что в разных концах света, у народов разных этнических и религиозных культур имелись и использовались как в быту, так и в ритуальных обрядах металлические предметы в виде бубенцов и колокольчиков разных форм и размеров.

Ученые рассматривают две версии происхождения первых колоколов.

  1. Родиной колокола считается Китай. Артефакты свидетельствуют, что в Китае технология бронзового литья была известна в XII в. до н. э. и среди изделий из бронзы были и колокольчики и, в частности, колокольчик высотой 4,5 см. Колокольчики использовались как амулеты для отпугивания злых духов: их надевали на шею лошадям, люди — на пояса. Звон колокола в храмах сопровождал обрядные церемонии; для воинов он был сигналом к сбору. Сторонники китайского происхождения колоколов считают, что достичь Запада колокола могли из Китая по «Великому шелковому пути» и по дорогам «Великого переселения народов».
  2. Независимое развитие колокольной культуры. Сторонники независимого развития культуры использования колоколов, склонны считать, что колокола и другие подобные им металлические предметы (медные, оловянные и их сплав — бронза), создавались людьми по мере развития добычи и обработке металлов. Свою теорию они подтверждают тем, что при раскопках мест древних поселений народов, населявших Египет, Месопотамию и Армянское нагорье встречались обрядные металлические атрибуты, датируемые XI в. до н. э.

В VI — V вв. до н. э., в числе предметов из бронзы, найденных при раскопках на территориях древних поселений евреев, греков и скифов, были колокольчики и бубенцы, которые встречаются уже в большом количестве.

Таким образом, европейские колокола, связаны со многими древними культурами, в частности, Египта, Малой Азии, Ближнего Востока, Греции и Рима.

Что касается России, то упоминание об использовании колоколов во время религиозных служб начинается с конца X в. н.э., т. е. сразу после Крещения Руси.

Магия колоколов

Начиная с первобытных времен, всем обрядным атрибутам приписывались магические свойства. Колокол не является исключением и широко используется самыми различными религиями и культурами по всему миру, это и Буддизм, Индуизм, Иудаизм, Христианство; является предметом религиозного культа и имеет разнообразные ритуальные и магические функции.

Независимо от философии религии, звон колокола воспринимается, как портал для единения человека и Природы, человека и Неба, человека и Бога.

Народ верил, что слушая звон, он обращает в бегство злых духов; успокаивает морские бури; в грозу, уберегает урожай от града, а себя от молнии. Кое-где в Европе так поступают до сих пор.

Звон колоколов считался спасением при эпидемиях чумы, так в XVI и XVII веках, в Европе звон колоколов настраивали на особый ритм, чтобы разогнать зараженный воздух.

Что такое Колокольный звон для православной церкви?

В православный церкви колокольный звон сопровождает верующих в их радости и скорби. В зависимости от ситуации колокола звонят по-разному.

У православного колокольного звона различают два вида — Благовест и Собственно звон. Каждый из этих видов имеет свое назначение.

  • Благовест — этот звон возвещает о благой, доброй вести. Ритм ударов размеренный и производятся удары в один большой колокол. Этим звоном прихожане созываются к Богослужению. Благовест, в зависимости от ритма ударов, тоже бывает двух видов:
    • Обыкновенный или частый.
    • Постный или редкий. Таким ритмом звонит колокол в период Великого поста (в определенные дни).
  • Собственно звон — игра сразу всех или же нескольких колоколов, которые имеются в церкви, храме. Собственно церковный звон от ритма ударов бывает четырех видов:
    • Трезвон — это игра во все колокола три раза с маленькими перерывами.
    • Двузвон — это звон во все колокола два раза, с маленьким перерывом.
    • Перезвон — это ритмичная игра, когда поочередно звонят в каждый колокол — от большого до малого, и так многократно.
    • Перебор — это ритм звона медленный, когда поочередно звонят в каждый колокол — от малого до большого, потом идет один удар во все сразу. Все повторяется многократно.

Научные обоснования

Было проведено бесконечное количество научных исследований о воздействии колокольного звона на окружающую среду и на здоровье человека. Была доказана благотворность его воздействия на биологический состав воздуха, на энергетику помещений и человека, именно поэтому многие стремятся скачать запить и слушать ее.

Было доказано, что слушать его очень полезно, что при этом в пространстве образуется сильное поле положительной энергии, которое способствует:

  • блокировке отрицательной энергетики. Этот факт ученые объясняют тем, что у негативной энергии вибрации низкие, в отличие от высокой вибрации колокольного звона;
  • распространению колебательных волн воздуха, благоприятных для физиологии человека. Когда человек слушает «песнь колоколов», у него очищается и повышается запас жизненной энергии — усиливается положительная энергетика, а отрицательная расщепляется.
  • очищению воздуха от вредоносных бактерий. Для доказательства этого факта были взяты пробы воздуха в храмах и в них не было выявлено присутствие, каких бы то ни было вирусов.

Были проведены научные исследования энергетики и состава воздуха не только в храмах, но и в других помещениях, в которых был включен звук колокольного звона. Как оказалось, скачать и слушать колокольный звон в записи так же полезно, как и живой звук.

Запись создает в помещении воздуха резонанс, за счет чего повышается положительная энергия и ослабляется отрицательная. Было выявлено различное влияние разного колокольного звона.

Низкие тона способствуют очищению, успокоению и ослаблению агрессии, а высокие — оказывают лечебный эффект.

Чтобы очистить энергетику, стабилизировать духовную и физическую атмосферу дома, достаточно скачать нужную запись и слушать ее. Для достижения эффекта такая очистка должна проводиться ежедневно, но не более 20 минут, поэтому ее удобно скачать на свой компьютер.

Попробуйте скачать, послушать и убедиться в очистительной силе воздействия колокольного звона.

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkovnye-obryady/kolokolnyj-zvon-dlya-ochishheniya-doma-ot-negativa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    .