Молитва святому преподобному Спиридону, Просфорнику Печерскому.

Прп. Спиридон и Никодим, просфорники Печерские

Молитва святому преподобному Спиридону, Просфорнику Печерскому.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 149(393) 13 сентября 2016 г.

Чтения на Литургии:Гал. II:16-20;
                                  Лк. VIII:26-39

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

МЫСЛИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для благодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него.

Если бы мы не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно при­липаю­щих к нам.

Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невиди­мых для нас самих, и получаем направление жизни, наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа.

Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнию и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.

***
Преп. Спиридон и Никодим, просфорники Печерские

Свв. преподобные Спиридон и Никодим, память коих совершается ныне, были просфорниками в Киево-Печерской лавре и жили в XII веке. Оба они происходили из простого народа и не знали даже грамоты. В молодых летах Спиридон поступил в обитель.

За высоконравственную жизнь игумен поставил его в просфорню для приготовления просфор. Послушание это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемыя им просфоры шли для великаго таинства св. причащения. Труд свой св. Спиридон всегда соединял с молитвою и чтением или пением псалмов из псалтири. Св.

Никодим был сотрудником Спиридона и отличался таким же благочестием, как и Спиридон. Святые провели вместе 30 лет. Мощи их почивают в Антониевой пещере. У св. Спиридона персты правой руки сложены так, как складывают их при молитве: три первые перста соединены вместе, а средний и мизинец приложены к ладони.

Это — урок для наших старообрядцев, которые обыкновенно так много ратуют за двуперстное перстосложение!

Много уроков предлагает нам жизнь препод. Спиридона и Никодима.

Они учат нас труд соединять с молитвою. Труд располагает к молитве и поддерживается ею, а молитва располагает к труду и возбуждается им. Однажды св.

Антоний Великий, боровшийся в пустыне с своими помыслами, из глубины сердца вопросил Господа: «Господи, покажи мне путь спасения!» По какому-то невольному побуждению он вышел из своей пещеры и увидел кого-то похожаго на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и начал молиться; после опять сел и вил веревку; поработавши, опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. Этот ангел Божий сказал ему вслух: «и ты делай так, — и спасешься». «Труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души, к которому прежде и больше всего должны стремиться трудящиеся».

Жизнь препод. Спиридона и Никодима, чуждая праздности, научает нас избегать праздности, как самаго опаснаго состояния для христианина. «Праздность или леность есть сама собою грех, ибо противна заповеди Божией, учит святитель Тихон задонский.

Еще праотцу нашему Адаму сказано от Бога: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси» (Быт. 3:10). Это повеление и нас, сынов Адамовых, касается. И апостол святый и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться.

Посему живущие в праздности и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат, и дотоле грешить не перестанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя. От сего выключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут.

— Сердце человеческое никогда праздно быть не может, но всегда какими-нибудь мыслями занято бывает.

А посему к праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, как к дому праздному, удобно приступает душевный враг — диавол и наполняет его мыслями злыми, как вредными плевелами, и в самое действие поучает их производить.

Посему праздность много беззаконий рождает: отсюда пьянство; отсюда всякия блудныя дела; отсюда злыя беседы, пересуды, насмешки; отсюда частыя пиршества, хищения, грабления, клятвопреступления; отсюда картежныя игры и неразлучные с ними обманы, безчиния, ссоры, драки и прочия беззакония. Праздность научает воровать, лгать, льстить, обманывать, ибо праздный, не имея чем питаться, устремляется на похищение чужих трудов, или явно, или тайно, или обманом. Так «праздность научает многой злобе», по словеси премудраго Сираха» (Сир. 33:28).

Поучимся у преподобных отцев наших Никодима и Спиридона их любви к труду и удалению от праздности, их усердию в молитве во время труда, особенно полюбим петь свящ. песнопения вместо суетных,жалких и безнравственных песен мира, и наконец научимся их верности в соблюдении предписанных церковию обрядов в перстосложении.

Протоиерей Григорий Дьяченко

***
О просфоре

«Побеседуем сегодня о просфоре, так как немногиe из нас о ней имеют правильное понятие. Большая часть из нас знает только, что просфора — хлеб священный и изготовляется из белой муки.

Просфора печется непременно из лучшей пшеничной муки, потому что для святаго хлеба должна быть и мука лучшая. Тесто для просфоры употребляется непременно кислое, а не пресное, как указано это примером Самого Спасителя Иисуса Христа, когда Он установлял Таинство Причащения.

Просфора обыкновенно бывает двухсоставная, т.е. состоящая изъ двух толстых один на другом положенных кружечков, соединяющихся только серединою своею и образующих въ соединены пережим (выемку).

Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собою нераздельны и не слиянны, как и кружечки в просфоре один с другим окончательно не соединяются и друг от друга не отделяются. На верхней части просфоры есть печать, изображающая крест, и около него слова IС. ХР. HI. КА.

, что значит: «Иисус Христос побеждает». Эти крест и слова вокруг него означают, что просфора изготовляется во имя Иисуса Христа, Который есть Победитель дьявола.

Просфора бывает круглая в знак безначальности и бесконечности Иисуса Христа, подобно как и форма круга не имеет начала и конца.

Каким образом и по какой причине освящаются на обедне просфоры? Для совершешя литургии (обедни) употребляется пять просфор.

Из первой просфоры вырезается четыреугольная середина, и эта вынутая часть называется «Агнец».

Освященный священническим благословением, этот Агнец силою Святого Духа становится Телом Христовым, Которым совместно со святою Кровью, под видом вина, и причащаемся мы, христиане.

Из второй просфоры вынимается сверху небольшая частица в честь и память Пресвятой Богородицы; просфора эта называется Богородичною.

Из третьей просфоры вынимаются девять частиц в честь и память святых Божиих, разделенных на девять чинов или ликов; посему эта просфора называется девятичиновною.

Из четвертой просфоры вынимаются две частицы: при вынутии первой священник молится о здравии и спасении своего Архиерея, всего священнического и диаконского чина и всех служителей церковных; при вынутии же второй частицы молится о здравии и спасении предержащих властей, а равно и всех православных христиан.

Вынимая частицы из пятой просфоры, священник молится о памяти и оставлении грехов всех православных христиан, умерших в надежде воскресешя и жизни вечной.

Кроме этих пяти просфор, иногда употребляются на обедне несколько других просфор, из которых вынимаются частицы тоже за живых и умерших. Это бывает в том случае, когда кто-либо просит священника особо помянуть о здравии и спасении живых и об упокоении умерших.

При вырезывании частиц из таких просфор священник поименно поминает (называет имена) тех лиц, о которых просят особо молиться.

Bсе вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе (священном золотое, серебряное или стеклянное блюдо; одновременно символизирует ясли, где родился Христос, и гроб, в который было положено Его тело после снятия с креста). В конце обедни соединяются в чаше со святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми.

Через такое соединение святые, в честь и память которых вынуты частицы, получают ближайшее соединеше с Богом, а через то большую славу и радость, а живые и умершие, за которых вынуты опускаемые в чашу частицы, получают ослабление грехов и жизнь вечную.

Но частицы, вынутые за святых, а также за живых и умерших, не имеют освящающаго и очищающегоо действия, какое исключительно усвояется жертве Христовой. Эти частицы не претворяются в Тело Христово, и потому не должны быть подаваемы верующим для причащешя. В таком случае зачем они вынимаются? А вот зачем.

По словам блаженнаго Августина, эти «приношения частиц за весьма добрых бывают благодарением Богу, за невесьма злых служат очищешем грехов, за весьма же злых, хотя не приносят пользы мертвым, по причине их упорства в зле, однако, служат утешением живых; для тех же, кому они полезны, служат или к совершенному очищению грехов, или чтобы и самое осуждение легче было».

Вот через все перечисленные священные действия получают освящающую благодать и самыя просфоры, из коих вынимаются частицы, отчего и становятся хлебом священным. Вкушать просфору следует натощак и при этом так, чтобы ни одна даже малейшая кроха от просфоры не упала на пол и не была потоптана ногами».

(из книги «В помощь пастырям и в назидание пасомым»)

 Духовные посевы. Феофан Затворник

Источник: http://vbm.kz/o-nashem-khrame/dukhovnye-posevy/691-spiridon-i-nikodim

Просфорники Спиридон и Никодим: икона, молитвы, житие

Молитва святому преподобному Спиридону, Просфорнику Печерскому.

Во все времена православным верующим было радостно и утешительно созерцать в числе богоугодников, обычных, в некоторых случаях необразованных людей. Ведь именно в них можно было увидеть силу того верования, которое рыбарями было проповедано, возвышая и изменяя как сердца, так и умы, что несравнимо ни с какой философией человека.

Такими людьми были Никодим и Спиридон, по примеру которых можно увидеть, что Господняя истина, чудотворная и живительная, доступна для всех христиан и может осваиваться.

В представленной же ниже статье вы сможете более подробно узнать о том, какое житие вели просфорники Спиридон и Никодим, о иконе богоугодников и тексты молитвословий, обращенных к ним.

Святые просфорники Никодим и Спиридон, житие

Святцы были обычными людьми, да и занятие их было довольно простым – выпекание просфор, однако выполняли они его с всеобъемлющей любовью к Всевышнему и братии, и выражение этой любви превратило обычное занятие в духовное служение.

Спиридон

Преподобный Спиридон Печерский просфорник являлся монахом обители. День памяти его отмечается:

  • 11 октября (сентябрь 28-го числа по старому стилю);
  • 13 ноября (октябрь 31-го числа по старому стилю).

Богоугодник родился в простой семье крестьян и грамоте не был обучен, но обладал он языком верования, а в качества богатства у него выступали добродетели и деяния, которые были бы угодны Всевышнему.

С Господним страхом и теплившимся в сердце ярым желанием достичь совершенства он вступил в лавру, где на то время настоятелем был Пимен Постников (1132-1141) и принял при этом он самое суровое подвижничество. Достигнув довольно зрелого возраста преподобный собственными силами стал осваивать книги и смог изучить Псалтырь, так что смог наизусть петь все псалмы.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Так же читайте:  Икона Николая Чудотворца к чему снится

Настоятель обители лицезря за добродушием, благочестием и трудолюбием доверил праведнику богоугодное и самое святое деяние – изготовление просфор для проведения Евхаристии.

Замешивая тесто и коля дрова богоугодник всецело сосредотачивался на мыслях о Небесном Царе, в чем емутакже способствовала постоянное произнесение псалмов.

Таким образом, выпекая для священного возношения хлебы, святец и сам возносил Сыну Божьему жертву хваления, Ему угодную.

Как-то раз, когда праведник разжигал печку, внезапно взметнулось пламя и пол оказался в огне. Тогда преподобный своим одеянием закрыл отверстие печи, затем рукава подрясника связал между собой, подбежал к колодцу и набрал им воды, и после чего призвал братию на вспоможение.

Послушники, которые прибежали на его крик с изумлением для себя обнаружили, что та часть одеяния что закрывала печное устье никак не повредилась, а из подрясника вода никак не выливалась, что позволило без особого труда устранить пожар.

Старания и молитвы просфорника были услышаны Всевышним, и тот чудесным образом пришел на вспоможение своего верному слуге.

В результате проведенных антропологических исследований было установлено, что святец отошел в мир иной в возрасте около 50-60 лет, а мощи его пребывают в Ближних пещерах;

Никодим

Никодим также являлся послушником обители и жил он во времена священнослужителя Постника Пимена. День памяти праведника отмечается:

  • 11 октября (сентябрь, 28-е число по старому стилю);
  • 13 ноября (31 октября, по старому стилю).

Просфорники Спиридон и Никодим вместе выполняли одну работу. Богоугодник был помощником преподобного и был его приверженцев не только в послушании, но также и в трудах духовных.

Согласно сохранившемуся преданию обители проработал в церковной пекарне порядка 30-ти лет, весь этот период изготавливая просфоры. Дата смерти святого доподлинно не установлена, однако согласно некоторым писаниям можно утверждать, что преставился праведник, будучи в преклонном возрасте, приблизительно в 1139 г. Его священные мощи также находятся в Ближних пещерах.

Стоит отметить, что в большинстве случаев на чудотворных образах преподобные изображаются совместно, стоя рядом с друг другом и держа в руках или же на блюде испеченные просфорки.

Молитвы просфорникам Спиридону и Никодиму

Обратиться к святцам можно через молитвословие или же произнеся топарь или кондак.

Молитва:

Преподобне отче Спиридоне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней.

Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.

Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника.

Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.

Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.

Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Топарь:

Хлебы приносныя руками своими творя,/ псалмопение непрестанное усты своими/ яко жертву хвалы приношаше Господеви,/ со честным Никодимом, блаженне Спиридоне,/ с нимже молися Христу Богу о душах наших

Кондак:

Да явиши разжженную твою ко Господу любовь,/ чудне Спиридоне,/ разжегшуюся зело пещь/ мантиею своею заграждавши/ и да покажеши источник вод дарований духа в тебе живущ,/ одеждею своею, нося воду,/ угашаеши пламень огненный,/ тем, яко имея дерзновение ко Господу,/ со блаженным Никодимом/ молися присно о нас, поющих тя.

Смотрите так же видео рассказ о святых просфорниках:

Просфорники Спиридон и Никодим: икона, молитвы, житие

Источник: https://tolkovanie.info/prosforniki-spiridon-i-nikodim-ikona-molitvy-zhitie/

Память преподобного Спиридона просфорника.Божественные Словеса на устах своих

Молитва святому преподобному Спиридону, Просфорнику Печерскому.

Одно из многочисленных чудес, проистекающих от мощей преп. Спиридона, произошло в XX веке: «Когда во время Отечественной войны немцы заняли Киев, то немецкий комендант города пожелал посетить всемирно известные Пещеры Киево-Печерской лавры.

Для этого нашли экскурсовода – монаха, бывшего насельника этой обители. Осмотр начался с Ближних Пещер. В то время мощи в раках почивали открыто, не под стеклами. Монах-экскурсовод шел впереди с зажженной свечой, за ним немцы с электрофонариками. Комендант шел с наганом в руке.

Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант взял свой пистолет за дуло, а рукояткой с силой ударил по руке преподобного Спиридона.

Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трех засохших потоков ее заметны и сейчас на руке преподобного). Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита.

На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что Киево-Печерская Лавра открывается, и желающие могут поселяться в ней. Подобные объявления появились во всем городе на столбах и заборах».

(См.: «Жизнеописание преп. Кукши (Величко) исповедника» М., 1995).

Преподобный Спиридон просфорник – великий святой, оставивший очень добрую память во всех сердцах верующих, слышавших о нем. Жизнь этого святого уникальна. И уникальность это исходит не только из того, что –  сколько людей, сколько судеб. Дело здесь кроется в удивительности жизненного подвига преподобного Спиридона, в великом Божественном промысле, произошедшем в его жизни.

Мы часто жалуемся, что у нас нет образования духовного, а  если было бы, то сдвинули бы горы. Мы бы тогда и Евангелие читали на церковно-славянском и Псалтирь и в остальных молитвах хорошо разбирались бы… Но, размышляя так, мы забываем главнейший духовный закон:
Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 8).

Действительно, если бы у нас была настоящая вера, то многое можно было бы сделать! Ведь по вере каждый получает!

Преподобный Спиридон просфорник свое жизнью доказал, что человек неграмотный, из простого села может с благодатью Божьей научиться Божественной науке, сникать Божью премудрость и разумевать Священное Писание. Более того, неграмотный Спиридон так полюбил Священное Писание, что воистину захотел не только разумевать его сердцем, но непрестанно иметь Божественные Словеса на устах своих.

Он приходит в Киево-Печесркий монастырь, чтобы служить Богу всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью, следуя словам Евангелия:Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22, 37).

Украшая себя многоразличными добродетелями, преподобный Спиридон, так возлюбил молитвенное делание, непрестанную молитву, что несмотря на свою неграмотность и не владение книжным искусством, берет на себя подвиг (а для него это был огромный труд) и выучивает всю Псалтирь. Преподобный Спиридон просфорник так полюбил псалмы, так прочувствовал их великий покров и неизреченную сладость, что никогда уже не хотел расставиться с псалмами.

Он старался непрестанно воспевать псалмы. И у него существовало правило, что, каждодневно, когда он пек просфоры со своим другом Никодимом, он прочитывал всю Псалтирь наизусть по памяти, освящая себя молитвенным трудом, послушанием, смирением и другими прекрасными добродетелями.
Надо сказать, что существуют различные виды молитвенного делания.

Чтение Псалтири всегда было в почете у древних подвижников. Так, прп. Ефрем Сирин говорит, чтобы псалмы были непрестанно на устах наших. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что уж лучше солнцу померкнуть, чем оставить чтение Псалтири. Прп. Антоний Великий советовал заучивать псалмы и читать их  в том числе в дороге, а не только когда есть возможность быть рядом с книгой.

Много других примеров. Великие святые – великие слова!
Почему же сейчас происходит такое упрощение? Когда выбирают другие молитвы, а псалмы в небрежении? Многие говорят, что читают Иисусову молитву и этим оправдываются.

Но Иисусова молитва нисколько не противоречит чтению псалмов, а напротив способствует приобретению любви к ним! Ведь цель Иисусвоой молитвы не просто что-то произносить устами или умом (освящая только это), а чтобы молитва шла в сердце и чтобы всё больше очищало наше страстное сердце. А когда это будет, то душа наша потянется за прекрасным.

Если же сердце не очищено в базовой мере, то нет желания особо усиленно поучать в словах Писания. Т.е., можно сделать вывод о том, что более искренняя, смиренная и усердная молитва Иисусова будет непременно способствовать умножению любви к псалмам и улучшению разумения псалмов. Об этом также говорил прп. Варсонофий Оптинский:. 
«Умел о.

Макарий играть на псалтири. И батюшка о. Амвросий играл на ней. Эта музыка души приобретается Иисусовой молитвой».
Просто ни в коем случае не следует пренебрегать псалмами. Все святые имели особо благоговение к ним.

Преподобный Спиридон просфорник избрал такое делание – чтения Псалтири и он её прочитывал каждодневно.

И в этом не было бы может ничего особо удивительного, если бы у него было образование и у него была бы хорошая память! Но он бы неграмотный, неученый и так преуспел! Его жизнь – нам обличение.

Нам не нужно оправдание, Бог сам показывает на примерах других людей, что с Божьей помощью можно сделать великие дела, даже если и предпосылок больших нет. Надо просите истинно, по-настоящему и нам дастся всё потребное для спасения.

Преподобный Спиридон просфорник просиял своей добродетельной жизнью, как яркая звезда и сподобился дара чудотворение, о чем есть свидетельство в его житии.

Слава Богу, что Бог показывает какой покров и благодать Он дает истинно любящим Его! Господи я много у тебя просил и не получил ничего, чего бы я у тебя не просил, что мне нужно в данный момент.

А если пока еще не получил, то знаю, что надо больше трудиться, надо трудиться непрестаннее и я уверен, Боже, что Ты во истину исполнишь во благих желания моя!
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 26-27).

Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

SocButtons v1.5

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/pamyat-prepodobnogo-spiridona-prosfornika.bojestvennie-slovesa-na-ustax-svoix.html

Спиридон и Никодим

Молитва святому преподобному Спиридону, Просфорнику Печерскому.

Другие названия праздника: День матицы, Никодим, Никодимов день.

В простонародье этот день еще называют Днем матицы. В разных регионах Руси 13 ноября отмечалось по-своему: где-то в этот день чтили охотников, где-то рыболовы устраивали свой праздник, где-то провожали осень и встречали зиму.

Спиридон пришел в Печерский монастырь во времена служения игумена Пимена. Он был уже мужчиной в годах, непорочен, трудолюбив. Его поставили на изготовление просфор. Этим же послушанием занимался и Никодим. В течение 30 лет они пекли просфоры, беспрестанно молились Господу Богу и читали псалмы.

Спиридон был известен своими чудесами. Однажды загорелась пекарня, где он работал – огонь вырвался из печи и захватил крышу. Блаженный Спиридон схватил свою мантию и заткнул ею печь, затем связал рукава своей власяницы и набрал в нее воды. Иноки помогли ему залить пожар. Велико было их удивление, когда они увидели, что мантия и власяница не сгорели.

Традиции и обряды на Спиридон и Никодим

Главные традиции 13 ноября — ловля рыбы, охота, приготовление блюд из курицы, молитвы о спасении от огня.

— 13 ноября крестьяне переводили кур из летних построек в зимние закуты. Старую и ослабленную птицу отмечали для последующего убоя, потому как такие особи зиму пережить не могли. В этот день готовились различные блюда из курятины: запеченная или фаршированная курица, котлеты из куриного фарша, курники — пироги с начинкой из куриного мяса.

— В некоторых районах на Спиридона и Никодима отмечали свой праздник рыболовы. В этот день вспоминали пословицы и поговорки, связанные с водным промыслом: «Не накормит земля — накормит вода»; «Вода — не нива, не пашешь, не сеешь, а сыт бываешь». Впрочем, занятие это бывало и опасным, особенно на северных морях.

Это нашло отражение и в крылатых выражениях: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»; «Рыбу ловить — при смерти ходить»; «Ловцы рыбные — люди гиблые».

По народному поверью, если поймать в этот день рыбу, сделать ее начинкой для пирогов, и каждый член семьи отведает эту стряпню, то в доме поселится благоразумие, и все будут здоровыми.

— Охотники также пользовались на Спиридона и Никодима особым почетом. В эти дни они выходили на первую заячью охоту по свежему снегу.

У охотников тоже были свои поговорки: «На ловца и зверь бежит»; «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» (или другой вариант этой же присказки — «Двух зайцев гонять — ни одного не поймать»); «Не дорог конь — дорог заяц».

Зайчатина считалась лакомством и, если удавалось изловить зверька, семью охотника в этот день ждал вкусный ужин. В народе верили, что добытая и съеденная зайчатина сделает мужчину красивым и привлекательным для противоположного пола, а заячьи лапы, как трофей, принесут удачу в жизни.

— 13 ноября еще называли днем матицы. Матица — это брус поперек избы, на который настилался потолок. Матица была одной из важнейших частей дома, поэтому и название этой балки произошло от слова «мать».

В этот день вся семья рассаживалась под матицей, считалось, что так в дом привлекались счастье и достаток.

Благочестивые люди говаривали: «Порядки старины мы чествовали, под матицей мы сиживали, от людей спасибо слыхивали».

Приметы и поговорки на Спиридон и Никодим

  • Если днем стоит теплая погода, то в ближайшие 2-3 дня будет сильный ветер.
  • Если снегирь запел – жди скорой зимы.
  • Если медвежья берлога располагается на возвышенности – быть весеннему половодью.
  • Сны, приснившиеся на Спиридона и Никодима, сбываются на 10-е сутки.

    Особенно благоприятны сны именинников.

  • Если в этот день не выспаться, то жизнь будет недолгой.
  • Родившиеся в этот день редко бывают счастливы, хотя и добиваются всего в зрелые годы. Носить им следует бирюзу.

  • Солнечная и ясная погода – примета, что будет порывистый и сильный ветер в ближайшие дни.
  • Громко чирикают воробьи – ожидай теплой погоды, и наоборот.
  • Рыбаки 13 ноября между собой поссорились – рыбалка всю зиму будет неудачной.

  • Первый улов нужно обязательно пожертвовать храму либо продать, а на вырученные деньги купить свечи, чтобы поставить их в церкви.
  • Если съешь блюдо из курятины в этот день – жди счастливой доли.
  • Не стоит общаться с незнакомцами – 13 ноября очень легко порчу нанести.

  • Потерять пуговицу – кто-то сглазил человека.
  • Кто не выспится 13 ноября, тот, согласно приметам, долго не проживет

Именины 13 ноября

Василий, Алексей, Леонид, Герман, Степан, Анатолий, Яков, Иннокентий, Николай, Трофим.

Источник: https://boooh.ru/spiridon-i-nikodim/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.