Молитва святым мученикам Галактиону и Епистимии.

Галактион и епистимия

Молитва святым мученикам Галактиону и Епистимии.

[греч. Γαλακτίων καὶ ᾿Επιστήμη] (III или нач. IV в.), мученики (пам. 5 нояб. и в Соборе Синайских преподобных), пострадали в гонения имп. Деция или имп. Диоклетиана. Первоначальная греч. версия их жития, к-рая не претерпела в дальнейшем значительных изменений, передается от имени Евтолмия, слуги Г. и очевидца подвига святых. Согласно этой версии, Г.

и Е. пострадали вблизи горы Пуплион, расположенной на расстоянии 10 дней пути от г. Эмесы (в Сирии). Родители Г., знатные жители Эмесы Клитофонт и Левкиппа, были язычниками. Под видом нищего к ним в дом пришел скрывавшийся во время гонений на христиан мон.

Онуфрий и, узнав об их желании иметь ребенка, убедил Левкиппу, что вера во Христа поможет ей исцелиться от бесплодия. Левкиппа была крещена Онуфрием и 8 дней избегала брачного ложа с мужем-язычником. На 8-й день во сне ей явился Спаситель и предсказал рождение ребенка, к-рый в будущем стяжает мученический венец.

Когда Левкиппа родила сына, Клитофонт убедился во всемогуществе Божием и принял христианство. Мон. Онуфрий крестил его, а впосл. и их сына Г. Когда Г. исполнилось 24 года, отец обручил его с прекрасной отроковицей Е. Она была язычницей, и поэтому Г. отказывался целовать ее. Узнав о причине необычного поведения жениха, Е. пожелала стать христианкой.

Из-за гонений они не могли найти пресвитера, и Г. сам окрестил ее в водах р. Кифос. На 8-й день после крещения Г. и Е. под влиянием рассказанного Е. пророческого сновидения, бывшего ей, приняли решение вступить в девственный брак и разойтись по мон-рям. Через 3 дня они раздали имущество бедным и отправились в путь, взяв с собой слугу Евтолмия, к-рого Г.

предварительно окрестил. Придя на гору Пуплион, святые приняли иноческий постриг: Г.- в муж., а Е.- в жен. мон-ре. Через 6 лет, на протяжении к-рых Г. неотступно следовал суровой монашеской аскезе, вновь усилились преследования христиан. Воины, посланные архонтом Урсом на гору Пуплион, застали в мон-ре одного Г.- остальные монахи скрылись. Е.

добровольно присоединилась к Г., увидев, что его ведут на расправу. Предстоящие мучения были явлены Е. в сновидении накануне их ареста. На судилище, за то что Г. исповедал Христа истинным Богом и обличил языческие заблуждения, его подвергли избиению воловьими жилами. С Е., заступившейся за Г. и обвинившей архонта в жестокости, совлекли одежды.

Желая скрыть свою девственную наготу, она воззвала ко Господу, и мучители ослепли. Затем по молитве святой они прозрели, и 53 чел. уверовали во Христа. Еще более разгневанный этим архонт приказал вонзить им под ногти острые спицы, затем отсечь ноги и руки, но ничто не смогло заставить мучеников отречься от веры во Христа.

Они переносили пытки с именем Бога на устах, и поэтому Урс велел отрезать им языки. После долгих мучений святых обезглавили. Слуга Евтолмий, к-рый был свидетелем мученической кончины Г. и Е., собрал их мощи в сосуд и предал погребению.

Мученическая кончина святых Галактиона и Епистимии. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 161)
Мученическая кончина святых Галактиона и Епистимии. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol.

161)

Сохранилось 2 пространных греч. жития Г. и Е. Более древнее приписывается их слуге Евтолмию (BHG, N 665), самые ранние сохранившиеся списки данного жития (Paris. gr. 1519 и др.) датируются XI в. Др.

житие принадлежит Симеону Метафрасту (BHG, N 666), его древнейшие списки также относятся к XI в. (Paris. gr. 1522 и др.). Обе версии жития помещены в Acta Sanctorum и «Патрологии» Ж. П. Миня. Краткое житие мучеников вошло в состав Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP.

Col. 193-195) и Минология имп. Василия II кон. Х в. (PG. 117. Col. 144-145).

Пространные жития Г. и Е. не содержат сведений о времени их жизни. В предисловии к текстам Жития Г. и Е. в Acta Sanctorum указывается 2 возможные эпохи их мученической кончины – правление имп. Деция или имп. Диоклетиана. В житии Симеона Метафраста сообщается, что г. Эмеса расположен в визант. пров.

Финикия Ливанская (PG. 116. Col. 93), а гора Пуплион – близ горы Синай (PG. 116. Col. 101). Для объяснения этого недоразумения архиеп. Сергий (Спасский) привлекает выписанные еп. Порфирием (Успенским) сведения синаксаря 1362 г.

из афонского мон-ря Пантократор о «горе Пуплие, которая от Сирийского города Емесы отстоит на 10 дней пути и что на ближней горе Сина в Сирии же (а не на Синае, где Бог дал Закон евреям)» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 455). В синаксаре 1362 г. и др. греч.

стишных синаксарях (соответственно и в слав. стишных Прологах) говорится, что Г. и Е. пострадали в царствование имп. Деция, однако в более раннем источнике – Синаксаре К-польской ц. X в.- гонителем христиан назван Диоклетиан (SynCP. Col. 193). Ц. Бароний относит мученическую кончину Г. и Е. к 253 г.

, архиеп. Сергий считает более достоверной эпоху Диоклетиана (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 456).

В зап. традиции получило распространение Житие Симеона Метафраста в лат. переводе Гентиана Гервета, включенное в сборник Алоизия Липомана и впосл. заимствованное оттуда Лаврентием Сурием.

Мч. Галактион. Роспись собора мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в.
Мч. Галактион. Роспись собора мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в.
На Руси бытовали в переводе на церковнослав. язык обе версии пространного жития, гл. обр. та, к-рая приписывалась Евтолмию (древнейший список сохранился в Сборнике ГИМ. Чуд. № 23. Л. 137-142, кон. XIV в.).

Наиболее ранний список, содержащий перевод Симеона Метафраста, находится в Сборнике РНБ. Кир.-Бел. № 30/1107. Л. 82-94 об., XVI в. Широкое распространение в древнерус. письменности получили краткие жития мучеников в составе нестишного (РНБ. Соф. № 1324. Л. 47-48 об., кон. XII – нач. XIII в.) и стишного Прологов.

В ряде списков нестишного Пролога вместо Эмесы ошибочно названа Эдесса. В древнерус. Служебные Минеи включен канон Г. и Е., составленный гимнографом Иосифом (Ягич. Служебные Минеи. С. 300-304). В состав ВМЧ вошли пространное житие, написанное Евтолмием, краткие жития из нестишного и стишного Прологов.

Особая редакция жития находится в составе Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского.

В греч. и рус. календарях память Г. и Е. отмечается 5 нояб. Бароний внес их имена под этим числом в составленный им новый Римский Мартиролог.

Ономастические и топонимические заимствования и др. детали указывают на связь Жития Г. и Е. с греч. романами «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (кон. II или кон. V в.) и «Эфиопика» Гелиодора (III в.

), что было замечено еще болландистами. Др. лит. источником жития, для текста к-рого характерна нумерологическая символика, является Евангелие от Луки (Коробейникова. О сюжетосложении. С.

324, 327-330, 340-341).

В 70-х гг. XIX в. Иерусалимский Патриарх Иерофей передал частицу мощей Г. в дар ц. ап. Филиппа (Воскресения словущего) в Москве.

Ист.: BHG, N 665, 666; ActaSS. Nov. T. 3. P. 35-45 [жития Евтолмия и Симеона Метафраста]; PG. 116. Р. 93-108 [житие Симеона Метафраста]; ВМЧ. Ноябрь, дни 1-12. Стб. 146-147 [житие из нестишного Пролога], 149-160 [пространное житие], 177 [житие из стишного Пролога]; [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых […

]: Септемврий, октоврий и ноемврий. К., 1689. Л. 402-408. Лит.: De sanctis martyribus Galactione et Episteme: Comment. praevius // ActaSS. Nov. Т. 3. P. 33-34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344; Т. 3. С. 455-456; Безобразов П. В. Визант. сказания // Визант. обозр. Юрьев, 1916. Т. 2. вып. 2. С. 208-209; Державин A. M.

Четии-Минеи Святителя Димитрия, митр. Ростовского, как церк.-ист. и лит. памятник. М., 1953. [Маш. с авт. правкой] // РГБ. Ф. 218. № 1402.1. С. 10(177)-16(183); Sauget J.-M. Galazione ed Episteme // BiblSS. Vol. 5. Col. 1356-1359; idem. Galaсtion et Épistème // DHGE. T. 19. Col. 703; Белоброва О. А. Житие Галактиона и Епистимии // СККДР.

Вып. 1. С. 143-144; Протопопова И. А. Восприятие романов в христ. культуре: Житие Г. и Е. // Она же. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001. С. 393-396; Коробейникова Л. Н. История текста «Жития Галактиона и Епистимии»: Предв. наблюдения // ГДРЛ. 2004. Сб. 11. С. 351-366; она же.

О сюжетосложении «Жития Галактиона и Епистимии» // Там же. С. 321-350.

Гимнография

Память Г. и Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88).

Мученики Галактион и Епистимия. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)
Мученики Галактион и Епистимия. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в.

(ЦАК МДА)

В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов до московских печатных изданий XVII в. на память Г. и Е. полагается служба с пением на утрене Аллилуия. В издании Типикона 1682 г. (и во всех последующих до совр.) приводится тропарь и кондак Г. и Е.

(в этом издании всем святым без знака, приходящимся на время вне 4 постов, были назначены тропари).

Последование, помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа:     (греч. Минея не указывает тропарь), кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Μαρτύρων Χριστοῦ τοῖς δήμοις ἠριθμήθητε̇ (    ); группу стихир-подобнов. Каноны в греч. и в рус.

Минеях разные: в греч. помещен канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: Τοὺς ἀνεσπέρους φωστῆρας, τοὺς λογικοὺς οὐρανοὺς (Невечерние светила, слова небесные); в рус. – канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, греч.

оригинал к-рого известен в рукописях (AHG. T. 3. P. 164-174), с акростихом: Ζυγὴν ἀθλητῶν ἀζύγων μέλπειν θέμις. ᾿Ιωσήφ (Союз подвижников небрачный подобает воспевать. Иосиф), ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ (     ), нач.

: Ζωοποιῷ Τριάδι, παμμάκαρ, παρεστηκὼς χαρμονικῶς (     ), к-рый изначально включал 2-ю песнь (в рус. Минее опущена).

По греч. рукописям известен еще один канон Г. и Е., не вошедший в печатные издания, 2-го гласа, без акростиха, ирмос: ̀ρδβλθυοτεΑτριπτον, ἀσυνήθη̇ (  ), нач.

: Δίδου μοι ἐν ἀνοίξει τοῦ στόματός μου λόγον, Χριστέ (Дай мне во отверзение уст моих слово, Христе) (Ταμεῖον. Σ. 79). Евергетидский Типикон (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307) на память Г. и Е.

указывает помимо имеющейся в совр. книгах еще одну группу стихир подобнов.

Иконография

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота нач. XVIII в. о святых сказано: «…были усечены мечом. Он молод, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. 5 нояб.). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (Большаковский, Филимоновский, XVIII в.

) дублируют описания святых с небольшими дополнениями в отношении перстосложения по варианту Большаковского подлинника: «Галактион млад, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в правой руке свиток, схима около шеи, а левая молебна вверх персты.

У Епистимии на главе схима, риза преподобническая, мантия светлее Галактионовы, испод вохра с белилом дичь, в правой руке крест, а левая молебна вверх персты» (под 5 нояб.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описание облика святых изменено в соответствии с представлениями нач. XX в.

: «Галактион – с очень малой бородкой, одежда власяница из белого волоса и короткая мантия; на головах оба святые имели клобуки, лица их худощавы от поста»; также предлагается изображать в руках святых хартии, в основу надписи на хартии Г. положен текст Пс 143.

Г. и Е. представлены в основном в минейных циклах, где они изображаются, как правило, вместе, в мучении или единолично. Изображения – на миниатюрах в минологиях: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 161, 976-1025 гг.), в минологии XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 264v – под 3 нояб., в рост), из мон-ря вмц.

Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 77r, XII в.), из Бодлианской б-ки (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 16r, 1327-1340 гг.); в минейных циклах в росписи храмов Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., в притворе нартекса архиеп.

Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- везде в мучении, вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), 1376-1381 гг. (под 6 нояб.),- погрудно; в рус. минейных иконах, напр. из Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1569 г.

(ГТГ),- в рост.

Единоличные изображения Г. представлены также в минейных циклах, напр. на фреске ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг. (в рост), большое число – в рус. минейных иконах на нояб., кон. XVI в., Москва (КГОИАМЗ); на иконе «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 203; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 66-67; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 185; Большаков. Иконописный подлинник. С. 45; Миjовић. Менолог. С. 195, 203, 269, 325, 348, 352, 365, 379.

Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Монашество Древней Церкви Собор Синайских преподобных (среда Светлой седмицы) Галактион и Епистимия, мученики (пам. 5 нояб.

и в Соборе Синайских преподобных) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.

) АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.) АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.) АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.) АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта) АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок.

305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта) АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ († ок. 305), и др., мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.) АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304), мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая) АКИЛИНА († 293), мц. Библская (пам. 13 июня) АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР († между 330 и 345), мученики Персидские (пам.

2 нояб.) АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА (Августа; † 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМФИАН И ЕДЕСИЙ († 306), мученики (пам. 2 апр.)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/161493.html

Святым мученикам Галактиону и Епистимии

Молитва святым мученикам Галактиону и Епистимии.

Му́ченицы Твои́, Го́споди, во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего: иму́ще бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́ша, сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. Те́х моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Пе́снь 1

Ирмос: Истря́сшему в мо́ри мучи́тельство фарао́не и Изра́иля су́шею наста́вльшему, пои́м Христу́, я́ко просла́вися во ве́ки.

Животворя́щей Тро́ице, всеблаже́нне, предстоя́ ра́достно и, све́тлыми мо́лниями просвеща́емь, испроси́ просвеще́ние соверша́ющим твою́ святу́ю па́мять.

Ду́хом Святы́м распали́в твою́ ду́шу, пожже́ стра́сти плотски́я посто́м и погаси́л еси́ о́гнь безбо́жия кро́вными струя́ми.

Ро́д, и бога́тство, и держа́ву Христа́ ра́ди оста́вив и взе́м, преподо́бне, кре́ст, мона́шествовал еси́ боголе́пно со Еписти́миею блаже́нною, твое́ю сопру́гою.

Богородичен: Засту́пнице скорбя́щих, спасе́ние и наде́жде ненаде́ющихся, Богоро́дице Всепе́тая, моли́ приле́жно изба́вится на́м от бе́д.

Пе́снь 3

Ирмос: Утверже́й сло́вом небеса́ и зе́млю основа́вый на вода́х мно́гих, утверди́ мя к пе́нию славосло́вия Твоего́, Го́споди.

Дневну́ю звезду́ от непло́дных чре́сл, му́ченице, тя́ произведе́ ро́ждшая тя́, но́щь безбо́жия разоря́ющу.

Чистото́ю любве́ одержи́мь, де́вствовати научи́л еси́ с тобо́ю сопру́жницу; с не́юже пострада́в зако́нно, му́чениче Галактио́не, просла́вися.

Оле жены́, преди́ искуше́ния му́ченическая научи́вшияся вся́ приклю́чшаяся открове́нием Боже́ственным, и низложи́вши мучи́теля.

Богородичен: Умерщвле́на страстьми́ вре́дными, жи́ва сотвори́ мя, Живо́т ро́ждшая, разори́вшаго, Отрокови́це, всю́ сме́ртную си́лу.

Седа́лен, гла́с 4.

Посто́м украси́в твоея́ зри́тельное души́, луча́ми же страда́ния просвеща́еши ве́рныя, Галактио́не блаже́нне. Те́м тво́й святы́й и светоно́сный де́нь ве́рою соверша́юще, благоче́стно тебе́ вопие́м: я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу, моли́ спасти́ся на́м.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Обнови́ла еси́, Чи́стая, боже́ственным Рождество́м Твои́м истле́вшее во страсте́х земноро́дных ме́ртвенное существо́ и воздви́гла еси́ вся́ от сме́рти к жи́зни нетле́ния. Те́мже Тя́ по до́лгу блажи́м вси́, Де́во Препросла́вленная, я́коже прорекла́ еси́.

КрестоБогородичен:

Де́во Пренепоро́чная, Ма́ти Христа́ Бо́га, ору́жие про́йде Твою́ пресвяту́ю ду́шу, егда́ распина́ема ви́дела еси́ во́лею Сы́на и Бо́га Твоего́. Его́же, Благослове́нная, моля́щи не преста́й проще́ние прегреше́ний на́м дарова́ти.

Пе́снь 4

Ирмос: Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися богови́дно усмотри́ и со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.

Агнцы слове́снии яви́стеся, па́стырю Всецарю́ я́вственно после́дующе, и в небе́сней огра́де, венцено́сцы, с му́ченики всели́стеся.

Сопряже́ние избра́нно яви́стеся, разделя́юще бразду́ честна́го и до́браго свиде́тельства, и соде́ласте кла́с, в жи́тницах небе́сных соблюда́емь.

По Христе́ усека́еми, до́блии, но́зе, и главы́, и но́гти, и ру́ки, искорени́сте ле́сть нече́стия и победоно́сцы яви́стеся.

Богородичен: Язы́к земны́х досто́йне не мо́жет воспе́ти Тя́, Бо́жию Роди́тельницу я́вльшуюся, Всенепоро́чная Пречи́стая, христиа́н прибе́жище.

Пе́снь 5

Ирмос: Утренююще вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны́. Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.

Яко млеко́м, воспита́вся по́стнически, Галактио́не, во исполне́ние соверше́нное Христо́вых страсте́й дости́гл еси́.

Умо́м очище́нным ви́дела еси́, Еписти́мие, взята́ превысо́ко святы́х на поко́ище.

Му́чеников соводворе́ние получи́сте в вы́шних, безсме́ртную сла́ву, преподобному́ченицы, обрето́сте.

Богородичен: Родила́ еси́ в ле́то Безле́тнаго, Пречи́стая, бы́вша Челове́ка, да спасе́т челове́ка.

Пе́снь 6

Ирмос: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́, Бо́же на́ш.

Ба́нею боже́ственнаго просвеще́ния к безсопру́жным приступи́сте, кро́вию последи́ кре́щшеся, страда́льцы, соверше́ннейше.

Мно́гим жесто́чеством ду́шу просвети́в, посто́м, красну́ яви́л еси́, Галактио́не, све́том страда́ния.

На колесни́це кро́ви ва́шея все́дше, му́ченицы, и пу́ть постиго́сте небе́сный, в не́мже почива́ете.

Богородичен: Равноче́стна родила́ еси́ Отцу́ Сы́на, Неискусобра́чная, и млеко́м пита́ла еси́ Пита́теля все́х па́че ума́.

Конда́к, гла́с 2.

Му́ченик Христо́вых полко́м причто́стеся до́бре хра́брствовавшим, све́тло подвиза́вшеся, Галактио́не сла́вне, с честно́ю сопру́жницею и сострада́вшею тебе́ Еписти́миею. Еди́ному Бо́гу непреста́нно моли́теся о все́х на́с.

Пе́снь 7

Ирмос: Ангелом о́троки из огня́ спасы́й и гремя́щую пе́щь преложи́вый на ро́су, благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Уневе́стившися Сло́ву, Еписти́мие, Боже́ственному, тя́ обнажи́ти тща́щияся ослепи́ла еси́ неве́рныя, и пока́явшияся Све́та ча́да яви́ла еси́.

Пожре́ти бого́м безду́шным отре́кшеся отню́д, и́стинному Бо́гу на́шему и ду́ш Влады́це же́ртва, му́ченицы, честна́я принесо́стеся.

На о́гнь муче́ния приведе́н, Галактио́не, кро́вными пото́ки безбо́жия пла́мень, му́чениче, погаси́л еси́, му́дре, вопия́: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Богородичен: С вы́шними все́ми небе́сными чи́нми велегла́сно Тя́ вси́, Богороди́тельнице Отрокови́це, Тобо́ю спасе́ннии, блажи́м.

Пе́снь 8

Ирмос: Безнача́льнаго Царя́ сла́вы, Его́же трепе́щут небе́сныя си́лы, по́йте, свяще́нницы, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Равноче́стны чистото́ю и ра́вни поще́нием и страда́нием су́ще, ра́вныя от Бо́га получи́сте да́ры, до́блии страда́льцы.

Сочета́ние нетле́нием сохрани́сте, возжеле́вше Ангельское житие́, с ни́миже ра́достно, Госпо́дни страстоно́сцы, лику́ете досто́йно.

Стоя́ пред суди́щем му́жески, пропове́дал еси́, му́чениче, Еди́наго Го́спода Бо́га и́стиннаго и многобо́жия разруши́л еси́ шата́ние.

Богородичен: Яко че́стен и превы́шший престо́л, су́щую Бо́га Вы́шняго воспое́м, лю́дие, еди́ну по Рождестве́ Ма́терь и Де́ву.

Пе́снь 9

Ирмос: Проявле́нное на горе́ законополо́жнику во огни́ и купине́ Рождество́ Присноде́вы в на́ше ве́рных спасе́ние, пе́сньми немо́лчными велича́ем.

Сто́лп яви́лся еси́, богому́дре, небе́сный, Це́ркве основа́ние и сто́лп благоче́стия, и му́чеников и по́стников, Галактио́не, утвержде́ние и боже́ственное удобре́ние.

Процвела́ еси́ в де́вственных цве́тех, я́коже шипо́к, и во удо́лиих му́ченических благово́нствующи, я́ко кри́н, Еписти́мие де́во, му́ченице Госпо́дня, те́м тя́ согла́сно ублажа́ем.

Све́том Трисо́лнечныя све́тлости озаре́ни, к Тому́ преидо́сте ны́не, сы́нове Све́та я́вльшеся, моли́теся просвеще́ние дарова́ти, му́ченицы, ве́рою хва́лящим вы́.

Богородичен: Ты́ еси́, Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты́ еси́ заступле́ние к Тебе́ прибега́ющим, Тя́ ны́не на моли́тву подвиза́ем, да изба́вимся от вра́г на́ших.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_noyabr/kan_18noyabr_galaktion.html

Канон святым мученикам Галактиону и Епистимии Емесским, Финикийским – Святцы

Молитва святым мученикам Галактиону и Епистимии.
Истрясшему в мори мучительство фараоне и Израиля сушею наставльшему, поим Христу, яко прославися во веки.

Животворящей Троице, всеблаженне, предстоя радостно и, светлыми молниями просвещаемь, испроси просвещение совершающим твою святую память.

Духом Святым распалив твою душу, пожже страсти плотския постом и погасил еси огнь безбожия кровными струями.

Род, и богатство, и державу Христа ради оставив и взем, преподобне, крест, монашествовал еси боголепно со Епистимиею блаженною, твоею сопругою.

Богородичен: Заступнице скорбящих, спасение и надежде ненадеющихся, Богородице Всепетая, моли прилежно избавитися нам от бед.

Ирмос:

Утвержей словом небеса и землю основавый на водах многих, утверди мя к пению славословия Твоего, Господи.

Дневную звезду от неплодных чресл, мученице, тя произведе рождшая тя, нощь безбожия разоряющу.

Чистотою любве одержимь, девствовати научил еси с тобою сопружницу; с неюже пострадав законно, мучениче Галактионе, прославися.

Оле жены, преди искушения мученическая научившияся вся приключшаяся откровением Божественным, и низложивши мучителя.

Богородичен: Умерщвлена страстьми вредными, жива сотвори мя, Живот рождшая, разорившаго, Отроковице, всю смертную силу.

Седален, глас 4.

Постом украсив твоея зрительное души, лучами же страдания просвещаеши верныя, Галактионе блаженне. Тем твой святый и светоносный день верою совершающе, благочестно тебе вопием: яко имея дерзновение к Богу, моли спастися нам.

Богородичен: Обновила еси, Чистая, божественным Рождеством Твоим истлевшее во страстех земнородных мертвенное существо и воздвигла еси вся от смерти к жизни нетления. Темже Тя по долгу блажим вси, Дево Препрославленная, якоже прорекла еси.

Крестобогородичен: Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога, оружие пройде Твою пресвятую душу, егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего. Егоже, Благословенная, молящи не престай прощение прегрешений нам даровати.

Кондак, глас 2.

Мученик Христовых полком причтостеся добре храбрствовавшим, светло подвизавшеся, Галактионе славне, с честною сопружницею и сострадавшею тебе Епистимиею. Единому Богу непрестанно молитеся о всех нас.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.