Полунощница повседневная

Суточный круг Богослужений. Современная практика отправления служб суточного круга

Полунощница повседневная

Полунощница. Виды полунощницы. Идейное содержание полунощницы.Полунощница вседневная.Полунощница субботняПолунощница воскресная.Утреня. Идейное содержание утрени. Виды утрени.Виды Утрени
Вечерня. Идейное содержание вечерни. Виды вечерни.Малая вечерня.После 9-го часа

Page 3

Вседневная вечерня (9 глава).В период пред – и попразднства2. Если 2 святых

Page 4

Совершается в случае праздника.

  1. Воскресные службы в течении всего года.
  2. Двунадесятые Господские и Богородичные праздники, в самый день их ради великого прокимна.
  3. В праздники Господские и Богородичные.

  4. Празднование Великих святых (бдение или полиелей).
  5. Во все недели вечера В.П., начиная с сыропустной недели вечера ради великого прокимна.
  6. В случае соединения Литургии Преждеосвященных Даров.
  7. В случае соединения с полной Литургией (24.12; 5.

    01; Вел.ЧТ.; Вел.СБ.; Благовещение (если в В.П.)).

  8. Вел. ПТ. (Вынос Плащаницы).
  9. В неделю Пасхи и светлую седмицу.
  10. 1-20 сентября; 13 сентября (обновление храма) и Преполовение Пятидесятницы.

Может совершаться отдельно или в составе Всенощного бдения.

Последование (7 глава).

После 9-го часа:Свящ: «Благословен Бог наш…» (перед престолом).Чтец: «Аминь».Чтец: «Приидите поклонимся…».Хор: 103 псалом. (Священник читает светильничные молитвы).Диак: Мирная ектения.Свящ: «Яко подобает…».Чтец: Кафизму.

  1. Первая кафизма – на три антифона (на воскресной службе).

    После каждого антифона малая ектения «Паки и паки…» и возглас: «Яко Твоя держава…»; «Яко благ и человеколюбец…»; «Яко Ты еси Бог наш…».

  2. Первая кафизма – один антифон (двунадесятые богородичные праздники, великие праздники (все Господские, Богородичные, великих святых), а также в двунадесятые Господские праздники в понедельник и 1 сентября).

  3. Нет кафизмы (Двунадесятые Господские праздники во вт, чт, пт, сб, и в сам праздник).

Диак: Малая ектения.Свящ: «Яко Твоя держава…».Хор: «Господи воззвах» (во глас первой стихиры). «Положи Господи…» (псалмы на «Господи воззвах»). (Диакон совершает каждение храма).

.

Стихиры на 10 (воскр., Вайи; Пятидесятница); на 8 (полиелейный, бденный святой, Рождество Богородицы, Воздвижение, Успение, Обрезание и т.д.); на 6 (некоторым полиелейным святым (см. 28.09.), а также двунадесятым Господским праздникам в самый день праздника).

  1. В случае Господских и Богородичных праздников (в седмицу): Минеи 8, Слава и ныне Минеи.
  2. В самый день двунадесятого Господского праздника (в седмицу): Все минеи. 3 праздника, 3 святому, слава святому, и ныне празднику.
  3. В случае великого святого в седмичный день: Минея 8, (25, 26. 09) или 6 (28.09). Слава Минея. И ныне богородичен I приложение. (в пяток вечера догматик уходящего гласа).
  4. В случае Богородичного праздника в неделю и Господского, но не двунадесятого: Октоих 4, Минея 6. Слава и ныне Минея (празднику).
  5. В случае святого в неделю:

а) малый: Октоих 7, Минея 3, Слава Минея, и ныне догматик Октоиха.

б) полиелейный или бденный: Октоих 4, Минея 6, Слава Минея, и ныне догматик.

в) шестеричный или со славословием: Октоих 6, Минеи 4, Слава Минея, и ныне догматик.

Хор: На «И ныне» – догматик или стихира по уставу, в это время диакон открывает Царские Врата и совершается вход.

Вход: При «и ныне» (на Господи воззвах) Диак отверзает Царские Врата. Свящ в фелони (даже монах). Свящ и Диак целуют Трапезу и Евангелие (Свящ) идут через Горнее место, через северные врата идут на амвон.

Диак берет благословение на кадило (на амвоне), Диак тихо: «Господу помолимся». Свящ читает входную молитву «Вечер и заутра и полудни…» (на практике читает на пути). Диак «Благослови Владыко святый вход».

Свящ «Благословен вход…»; по каждении Диак поднимая кадило крестообразно «Премудрость прости», Хор «Свете тихий…»; Диак в это время кадит престол и горнее место. Свящ целует иконы Спасителя и Богородицы, заходит в алтарь и Диак его кадит. Затем целует престол и идут с юга престола на Горнее место и встают по бокам его (Свящ справа).

Поклонившись Горнему месту и став лицом на запад ожидают окончания «Свете тихий». Диак «Вонмем» и т.д. (Прокимен, ектения «Рцем вси» (возглас «Яко милостив и человеколюбец…»). Хор «Сподоби Господи»).

Прим: Если положены паремии.

По окончании «Свете тихий» Диак «вонмем»; Свящ «Мир всем»; Диак «премудрость вонмем». Канонарх: «Прокимен…», Диак. «премудрость» канонарх – заглавие паремии и т.д. При чтении паремии из Ветхого Завета Царские Врата закрываются. При чтении Нового Завета Царские врата открыты. Далее Хор: «Сподоби Господи».

Диак: Сугубая ектения «Рцем вси…».Свящ: «Яко милостив…».Хор: «Аминь», «Сподоби Господи…».Диак: Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…».Свящ: «Яко благ и человеколюбец…» Хор: «Аминь». Стихиры на стиховне по уставу.

  1. В случае Господских и Богородичных праздников (в седмицу): Минеи 3, слава и ныне – Минея
  2. В самый день двунадесятого Господского праздника (в седмицу):Праздника 3, слава святому, и ныне празднику.

  3. В случае великого святого в седмичный день: святому 3, слава святому, и ныне богородичен (I приложение).
  4. В случае Богородичного праздника в неделю и Господского, но не двунадесятого: Октоих 4, слава и ныне праздника.

а) малый: Октоих 4, слава святому, и ныне – богородичен (или слава и ныне Октоиха).

б) полиелейный или бденный: Октоих 4, слава святому, и ныне – богородичен (I приложение).

в) шестеричный или со славословием: Октоих 4, слава святому, и ныне – богородичен.

Хор: «Ныне отпущаеши…».Диак: Трисвятое по «Отче наш…».Свящ: «Яко Твое есть Царство…».Хор: Тропари по уставу:

  1. В случае Господских и Богородичных праздников (в седмицу): Тропарь празднику.

  2. В самый день двунадесятого Господского праздника (в седмицу): Тропарь святого, слава и ныне празднику. (Отпуст праздничный с упоминанием святых).
  3. В случае великого святого в седмичный день: Тропарь святому, слава и ныне – богородичен (III приложение).

    (Отпуст: если бденный, то праздничный, если полиелейный, то дневной).

  4. В случае Богородичного праздника в неделю и Господского, но не двунадесятого: Тропарь воскресный, слава и ныне празднику. (Отпуст празднику).

малый: тропарь воскресный, слава и ныне, богородичен (I приложение).

полиелейный или бденный: тропарь воскресный, слава и ныне, богородичен (I приложение).

шестеричный или со славословием: тропарь воскресный, слава и ныне, богородичен (I приложение).

Диак: «Премудрость».Хор: «Благослови».Свящ: «Сый благословен…».Хор: «Аминь», «Утверди Боже…».Свящ: «Пресвятая Богородице…».Хор: «Честнейшую…».Свящ: «Слава Тебе Христе Боже…».Хор: «Слава и ныне». «Господи помилуй» (3). «Благослови».Свящ: Отпуст.Хор: Многолетие.

Page 5

Повечерие. Идейное содержание повечерия. Виды повечерия.Великое повечерие.Особенности в подвижных частях Великого повечерия

Page 6

  • а) Седмицу мясопустную (ч.II с.802).

    б) Сырную седмицу: в среду вечер – канон святому субботы. В четверток вечер – канон святому воскресения сырной недели. В пяток вечер – канон усопшим Октоиха.

    в) : если на кануне было всенощное бдение, то канона нет.

    г) 1-я седмица В.П.: с понедельника по четверг – великий канон; в пятницу – канон усопшим.

    д) великое повечерие с каноном Триоди.

    е) В пяток недели Ваий: канон Триоди.

    ж) В неделю Ваий: канон Триоди.

    з) Вел. Пн.: великое повечерие – канон Триоди.

    и) : повечерие великое – канон Триоди.

    к) Вел. Ср.: повечерие малое – канон Триоди.

    л) Вел.Чт.: повечерие малое – канон Триоди.

    м) Вел.Пт.: повечерие малое – канон Плач Богородицы.

    н) Вел.Сб.: повечерия нет, вместо него – Деяния.

    о) вместо повечерия – часы.

  • От недели Антипасхи до Пятидесятницы: канон Богородицы вместе с каноном Триоди (в приложении Цветной Триоди: в песнях трипеснеца песнь Богородицы оставляется).

    в Триоди канон – трипеснец.

  • В период пред- и попразднства: а) Каноны упраздняются.б) Каноны сохраняются.См. 21-24 декабря, 2-5 января, 5 августа.
  • Источник: http://userdocs.ru/turizm/100100/index.html?page=7

    Полунощница

    Полунощница повседневная

    полунощница
    Полу́нощница (греч. Μεσονύκτικον) в византийском обряде — одна из служб суточного круга богослужения. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра. Посвящена грядущим пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному суду.

    В современной приходской практике обычно не совершается; в монастырях Русской Церкви обычно бывает рано утром.

    В латинском обряде полунощнице соответствует утреня (лат. Matutinum), в древности называвшаяся «бдением» (лат. Vigiliae).

    Первоначально она начиналась около 2 часов ночи, но в эпоху зрелого средневековья возникла тенденция переносить её на вечер накануне. В ходе богослужебных реформ II Ватиканского Собора, некоторые элементы латинской утрени и хвалитны были объединены в одно богослужение — «Хвалы Утренние» (лат.

     Laudes Matutinae), а другие элементы утрени трансформированы в особое богослужение суточного круга — «Час Чтений» (лат. Officium lectionis).

    • 1 История, состав и виды
    • 2 Литература
    • 3 Ссылки
    • 4 Примечания

    История, состав и виды

    Во время гонений ночное время было самое безопасное для богослужения. Вместе с тем церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову).

    По мнению толкователей, полунощница установлена, во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Иисуса Христа пред отшествием Его на вольные страдания (моление о чаше — Мф. 26:36-44; Мк. 14:32-39; Лк.

     22:41-46); во-вторых, для постоянного напоминания о дне второго пришествия Христова, которое, по общему верованию церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах (Мф.

     25:1-13), имеет быть в полночь; в-третьих, наконец, для призыва верующих и в полночь к подражанию ангелам, немолчно прославляющим Господа.

    Бывает вседневная, субботняя, воскресная и пасхальная. Вседневная полунощница состоит из чтения покаянного псалма (50-го), псалма 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, Символа веры, песни Се жених грядет в полунощи (см. Великий понедельник), псалмов 120-го и 133-го и тропарей покойных.

    Субботняя полунощница отличается тропарями; вместо 118-го псалма читается 9-я кафизма.

    Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо 118-го псалма, молитвой Троице — вместо Символа веры.

    Архиепископ Фессалоникийский Симеон описывает полунощницу следующим образом:

    В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.— Симеон Солунский

    В Греции и в некоторых других православных странах (в том числе у русских старообрядцев) Полунощница до сих пор заменяет утренние и вечерние молитвы. В период Пасхальной седмицы вместо полунощницы совершается Пасхальный час.

    Литература

    • К. Никольский. Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. — СПб., 1888.

    . — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. — (Серия «Литургическая библиотека»). — ISBN 978-5-94625-295-9. — Репринт 7-го изд. (СПб.: Синодальная типография, 1907)

    • П. Лебедев. Наука о богослужении православной церкви. — М., 1890.

    Ссылки

    • Полунощница вседневная (современный (РПЦ) церковнославянский перевод).

    Примечания

    1. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.362. Изд-во Оранта. 2010.
    Суточный богослужебный круг Православной церкви
    Вечерня  · Повечерие  · Полунощница  · Утреня · Часы · Божественная литургия

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

    полунощница

    Полунощница Информацию О

    Полунощница

    Полунощница
    Полунощница Вы просматриваете субъект
    Полунощница что, Полунощница кто, Полунощница описание

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

    Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

    На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
    Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

    Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

    Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-84155.html

    Богослужения | страница 2 | онлайн-библиотека

    Полунощница повседневная

    ПОЛУНОЩНИЦА (греч. mesonyktikos) – в византийском обряде богослужение суточного круга, которое совершается в полночь или в любой час ночи до наступления утра.

    По мнению толкователей, Полунощница установлена для напоминания верующим молитвенного полуночного подвига Иисуса Христа перед Его страстями, а также для напоминания о дне второго пришествия Христова, которое, по верова-нию Церкви, должно наступить в полночь.

    Студийский устав 11 в. не упоминает Полунощницу, но присоединяет в Великий пост к великому Повечерию безымянную службу, по составу напоминающую отчасти современную Полунощницу, отчасти третью часть великого Повечерия. Дальнейшее развитие Полунощница получает в Иерусалимских уставах.

    Синайские греческие Часословы 864 и 865 ( 9 и 12 вв.) имеют по две Полунощницы: повседневную и субботне-воскресную. На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к 14 в.

    : так, Часослов из собрания Софийской библиотеки (в Софийском соборе в Новгороде) № 1052 содержит три вида Полунощницы: повседневную, субботнюю и воскресную, которые в этом виде сохранились до наших дней.

    Вседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118, Символа веры, песни «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей.

    Чин Полунощницы содержится в Часослове, воскресной Полунощницы, на которой исполняется канон в честь Святой Троицы, – в последовании воскресной службы в Октоихе.

    По уставу, при совершении Всенощного бдения не положено петь Полунощницу.

    В латинском обряде Полунощнице соответствует Утреня (Matutinum), в древности называвшаяся «бдением» (Vigiliae). Первоначально она начиналась около 2 часов ночи, но в эпоху зрелого средневековья возникла тенденция переносить ее на вечер накануне.

    Порядок Утрени следующий: после тайного чтения основных молитв (Молитва Господня, Ave Maria и Апостольский Символ веры), следует предначинание (псалом 94 с антифоном); затем совершается нощница (Nocturna), состоящая из трех псалмов с антифонами, сопровождающихся тремя чтениями, каждое из которых предваряется благословением (в воскресенья и большие праздники 3 нощницы: чтение первой из них обычно берется из неевангельских книг Священного Писания, второй – из церковных писателей или житий святых, третьей – из Евангелия; на каждой нощнице это обычно последовательное «продолжающееся чтение» [lectio continua] небольших фрагментов текста). По воскресеньям (кроме периодов, предваряющих Рождество и Пасху) Утреня завершается гимном «Те Деум». При общинном служении обычно непосредственно следом за Утреней совершались хвалитны (Laudes). Особенное богослужение представляла собой Темная утреня (Tenebrae) – соединение утрени и хвалитн в четверг, пятницу и субботу Страстной недели (название этого богослужения объясняется тем, что во время него гасятся одна за другой свечи и постепенно храм погружается во мрак).

    В ходе богослужебных реформ, осуществленных после 2-го Ватиканского Собора, некоторые элементы Утрени и хвалитн были объединены в одно богослужение – «Хвалы Утренние» (Laudes Matutinae), а другие элементы Утрени трансформированы в особое богослужение суточного круга – «Час Чтений» (Officium lectionis). В прежнем виде Утреня сохранилась только в традиционалистских общинах. Аналогичное соединение частей Утрени и хвалитн в т. н. Утренние молитвы произошло ранее в Англиканской Церкви.

    УТРЕНЯ

    УТРЕНЯ (греч. orthros – рассвет, утренняя заря) – богослужение суточного круга, совершающееся рано утром (отсюда – название).Освящать утро дня соответствующими времени молитвами – обычай очень древний. Основное содержание утреннего богослужения составляли хвалебные псалмы, а служба называлась чином хвалений.

    Указание на употребление на Утрени великого славословия находится в «Апостольских постановлениях» и у св. Афанасия Александрийского (ок. 295-373). До нас дошел полный чин древней Утрени, сохранившийся в 35-39 главах VIII книги «Апостольских постановлений» (первая половина 4 в.).

    Чинопоследование Утрени напоминало Вечерню, с той разницей, что на ней читался псалом 62 («Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю»). В 4 в. с Утреней стала соединяться древняя Полунощница, которая совершалась до рассвета и частью которой было Шестопсалмие, а на рассвете служилась Утреня. Основу иерусалимской Утрени в конце 4 в.

    составляли псалом 118 («Блажени непорочнии»), псалом 50 («Помилуй мя, Боже»), а также три утренних «хвалитных» псалма (148, 149, 150 ) с утренним гимном, с добавлением «Сподоби, Господи», стиховных стихир и заключительного «Благо есть исповедатися Господеви» (Псалом 91:2).

    Чинопоследование Утрени осложнялось также вставками и дополнениями: кафизмами и полиелеем. В воскресную Утреню вводилось чтение воскресного Евангелия и лития. Довольно поздно на Утрени вводится исполнение канона как особого гимнографического жанра – сначала в виде однообразных припевов к Библейским песням (в 6-7 вв.

    ), и лишь для 8-й песни – в честь празднуемого события. Современную форму канон приобретает к 8 веку у Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского.

    В современном православном богослужении различают три вида Утрени: 1) праздничная с полиелеем и великим славословием, 2) непраздничная, без полиелея, великое славословие читается, а не поется, 3) пасхальная.

    По своему содержанию Утреня разделяется на три части, в первой из которых христиане исповедуют свои грехи и испрашивают милостей Божиих на предстоящий день (Шестопсалмие), во второй – прославляют лиц и события соответственно воспоминаниям церковного дня (тропари на «Бог Господь», канон), в третьей славословят Господа Иисуса Христа («хвалитные псалмы», славословие). Чин Утрени содержится в Часослове и Служебнике.

    В латинском обряде Утрени соответствовали Хвалитны (Laudes). Это богослужение изначально совершалось на заре, однако в эпоху зрелого средневековья нередко стало переноситься на вечер накануне.

    Хвалитны включают в себя несколько псалмов (в их числе обязательно псалмы 148-150, в которых часто встречается слово laudate – «хвалите», отсюда и название) с антифонами, краткое чтение и гимн (меняющийся в зависимости от дня календаря).

    В конце Хвалитн звучит Песнь Захарии (Benedictus) с антифоном и читается молитва дня (она может предваряться серией молитвенных прошений).

    В ходе богослужебных реформ, осуществленных после 2-го Ватиканского Собора, некоторые элементы Хвалитн и Утрени были объединены в одно богослужение – «Хвалы утренние» (Laudes Matutinae), или просто «Утреня».

    Нынешний чин Утрени имеет следующий порядок: гимн; 2 псалма и песнь из Ветхого или Нового Завета; краткое библейское чтение (которое может быть заменено пространным); Песнь Захарии с антифонами; прошения, которыми день посвящается Господу; Молитва Господня («Отче наш»); заключительная молитва и отпуст.

    (Все названные тексты, кроме Песни Захарии, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые и берутся из Четырехнедельной Псалтири или из частного последования дня литургического года).

    Аналогичное соединение частей Утрени и Хвалитн в Утренние молитвы произошло много ранее в Англиканской Церкви.

    ЛИТУРГИЯ

    ЛИТУРГИЯ (греч. «leiturgia», от «leos» – «народ» и «ergon» – «дело, служение»; «служение народа», «служение от лица народа» или «служение для народа»):

    1) Синоним слова «богослужение», как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и в значении всей совокупности культовых действий.

    В этих смыслах термин «литургия» особенно часто используется западными христианами; тем не менее, производные от него широко вошли и в восточнохристианскую лексику (например, «литургика» – наука о богослужении, «литургический» – обрядовый, культовый, богослужебный).

    В последнее время католики и протестанты все чаще используют слово «литургия» в составе обозначения конкретного богослужения или даже раздела службы, носящего более или менее завершенный и обособленный характер (так, в латинском обряде Католической Церкви Литургия Слова и Евхаристическая Литургия – две основные части Мессы; в богослужении Пасхальной ночи к ним добавляется Литургия Света, когда благословляется огонь и пасхальная свеча, и Литургия Крещения; и т.п.).

    2) Евхаристическое богослужение. Обычно под Божественной Литургией (особенно в православной традиции) понимается полное евхаристическое богослужение (см. Евхаристия), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, а также Причащение.

    2

    Источник: http://litrus.net/book/read/154212?p=2

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть