Праведному Филарету Милостивому

Филарет милостивый – древо

Праведному Филарету Милостивому

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прав. Филарет Милостивый

Филарет Милостивый (+ 792), праведный

Память 1 декабря

Сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII веке в селении Амния Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын – Иоат и дочери – Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о “малых сих” (Мф. 25, 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это последнее он постепенно раздал бедным.

Стойко и кротко переносил праведник упрёки жены и насмешки детей.

“Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, – отвечал он родным, – которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда и ни о чём не заботясь”.

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему тёплая одежда, к нему вернулось богатство. Произошло это так.

В то время императрица Ирина искала невесту для сына – будущего соправителя Константина VI, и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии.

Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, и о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме.

Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с десятью красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Она превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета.

Со всею семьёй тот отправился в Константинополь, где в 788 году и был совершён брак Марии с Константином. Праведный Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.

Прав. Филарет Милостивый. Роспись в киевском Софийском соборе (XIX в.?)

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: “Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов”.

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет.

Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родофилион, раздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим.

Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности, после чего мирно преставился. Скончался он в 792 году и был погребён в обители Суда [1] в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ раздел'ял еси́ неиму́щим/ и лише́ние си́х терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя́ венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бо́г на́ш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 8

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и си́х удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Тойже тропарь, глас 8, ин извод (из “Ины службы”):

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́'твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная,/ взыску́я Го́рних и ве́чных./ Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву,// ми́лостиве Филаре́те.

Ин кондак, глас 4

Доброде́тельми украша́яся/ и стра́хом Бо́жиим,/ преди́вен во все́х яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя́ поми́най,// сла́во пра́ведным и похвало́.

Кондак, глас 2 (из “Ины службы”):

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́,/ Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя́ почита́ем,/ соверша́юще па́мять твою́,// доброде́тели о тезоимени́те.

Житийные источники

Несмотря на то, что житие святого Филарета Милостивого существует во многих греческих списках, оно ни разу не было издано в оригинальной и полной редакции, а было известно в печати только по сокращенным пересказам на новогреческом языке или же в кратких выдержках из различных рукописей византийского происхождения.

Впервые новогреческое переложение жития было издано Агапием Критянином, монахом святогорским, в его книге “Новый Рай, или Различные слова и жития святых, извлеченные из Симеона Метафраста” (Венеция, 1806), откуда оно перепечатано и в новейшей греческой Чeтьи-Mинеи Константина Дукакиса “Μέγας Συναξαριστής” (Афины, 1896).

Это переложение жития Филарета Милостивого считается наиболее полным и содержательным.

Что касается извлечений из рукописных греческих редакций рассматриваемого памятника, то немногие из них были опубликованы Лопарёвым в его “Описании некоторых греческих житий святых” [2], где даны выдержки из рукописи XV века, принадлежащей Каракалльскому монастырю на Афоне.

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.

А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития святого Филарета в брошюре “Житие Филарета Милостивого” (Одесса, 1900).

Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820-842 годам, т. е. к эпохе, довольно близкой ко времени жизни святого. В предисловии к своему изданию А.

Васильев уясняет значение подлинной редакции жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • “Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин”, календарь на портале Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3048.htm
  • “Святой праведный Филарет Милостивый”, сайт Минского прихода иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”:
    • http://www.hramvsr.by/Filaret.php
  • Минея. Декабрь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, сс.

    16, 18-19, 21, 27, 30:

[1]  “Крисис (Κρίσις), или Суд – местность в Константинополе, от которой получил своё название расположенный там женский монастырь. Другое его название – Родофилион (Ροδοφύλιον) – значит «Розолистный»”. См.

Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, 1995, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VIII/Vita_Phi…htm; “Церковь св. Андрея в Крисе“, сайт “Энциклопедия греческого мира”, http://www.ehw.gr/constantinople/Forms/fLemma.

aspx?lemmaid=1…=57

[2]  “Византийский временник”, 1897, стр. 348-352

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4491.html

Святому праведному Филарету Милостивому

Праведному Филарету Милостивому

Авраа́му в ве́ре подража́я, Иову же в терпе́нии после́дуя, о́тче Филаре́те, блага́я земли́ разделя́л еси́ неиму́щим и лише́ние си́х терпе́л еси́ му́жественне. Сего́ ра́ди све́тлым тя́ венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бо́г на́ш, Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Пе́снь 1

Ирмо́с: Христо́с ражда́ется — сла́вите! Христо́с с небе́с — сря́щите! Христо́с на земли́ — возноси́теся! По́йте Го́сподеви, вся́ земля́, и весе́лием воспо́йте, лю́дие, я́ко просла́вися.

Припев: Святый праведный Филарете, моли Бога о нас.

Недоуме́нным язы́ком и устна́ми хвалу́ кра́ткую принося́ твоему́, Филаре́те, богоподража́тельному житию́, молю́ тя: я́ко ми́лостивый, Спа́са и Бо́га ми́лость испроси́ ми твои́ми моли́твами.

Укрепля́ема тя́ си́лою Ду́ха, ничто́же от до́льних преклони́ти тя́ возмо́же, горе́ взира́юща при́сно умо́м и вожделева́юща непрестаю́щее улучи́ти блаже́нство.

Благода́ть Ду́ха, обре́тши се́рдце твое́ таково́, яково́ же уго́дно е́сть е́й, всели́ся в не́ и обита́ет в не́м, неоску́дный вои́стинну в не́м явля́я ми́лости исто́чник, доброде́тели же вся́кия вмести́лище, досточу́дне.

Богоро́дичен: Безсе́менне во чре́ве прия́ла еси́ Сло́во, еди́наго от Тро́ицы, Всенепоро́чная, и Сего́ по пло́ти родила́ еси́, пребы́вши по рождестве́, я́коже пре́жде рождества́, Де́ва. Сего́, я́ко Сы́на Твоего́ и Бо́га, о на́с при́сно моли́.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Пре́жде ве́к от Отца́ рожде́нному нетле́нно Сы́ну и в после́дняя от Де́вы воплоще́нному безсе́менно, Христу́ Бо́гу возопии́м: вознесы́й ро́г на́ш, Свя́т еси́, Го́споди.

Пре́жде ве́к от Отца́ неизрече́нно рожде́ннаго Сы́на и в после́дняя от Де́вы воплоще́ннаго безсе́менне Христа́ подража́тель бы́в, по достоя́нию христоподража́тельный глаго́лешися, Филаре́те.

Ве́лие твое́, блаже́нне, милосе́рдие Го́спода возвесели́: напита́л бо еси́ а́лчуща, оде́ял еси́ на́га, стра́нна вве́л еси́ в до́м тво́й и не́мощна раде́тельне посети́л еси́, свя́те.

Вся́ страна́ Пафлаго́нская весели́тся дне́сь, чту́щи твою́ па́мять всечестну́ю, А́мния же пелена́ми твои́ми хва́лится, вопию́щи: возвели́чихся и а́з тобо́ю, свя́те Филаре́те.

Богоро́дичен: Святе́йшая Ангел и всея́ тва́ри вели́каго Отчаго сове́та Ангела дне́сь ражда́ет пло́тию во спасе́ние все́х, пою́щих Ему́ непреста́нно: Свя́т еси́, Го́споди.

Седа́лен, гла́с 8:

Милостинолю́бный по́мысл восприя́в, благосострада́телен яви́лся еси́ ни́щим и нужда́ющимся, всеблаже́нне, сего́ ра́ди зва́ние, дея́нию сро́дное, у все́х но́сиши, ве́рно чту́щих тя́. Те́мже и Пода́тель бла́г ве́лиею ми́лостию поми́лова и сла́вно просла́ви тя́, ми́лостиве Филаре́те. Христа́ у́бо моли́ грехо́в оставле́ние дарова́ти пра́зднующим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Рождества́ Христо́ва предпра́зднственная соверша́юще, ве́рнии, торжеству́ем и досто́йне вси́ предусря́щим, я́коже волсви́, даронося́ще доброде́тели и пою́ще Ангелов пе́снь но́вую от Де́вы Богоотрокови́цы в Вифлее́ме без се́мене ражда́ющемуся Бо́гу на́шему, Его́же сла́вят вся́ческая.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Же́зл из ко́рене Иессе́ева и цве́т от него́, Христе́, от Де́вы прозя́бл еси́, из горы́, Хва́льный, приосене́нныя ча́щи прише́л еси́, вопло́щся от Неискусому́жныя, Невеще́ственный и Бо́же, сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Храни́тель за́поведей Христо́вых бы́л еси́ тща́тельнейший и испо́лнитель непосты́дный: Бо́га бо от се́рдца и бра́та, я́ко себе́ сама́го, возлюби́л еси́, обои́м воздава́я, всесла́вне, подоба́ющая.

От Бо́га изрече́нное за преслуша́ние Ада́му осужде́ние: в по́те лица́ твоего́ сне́си хле́б тво́й, — обнося́ в по́мысле, смире́нне зе́млю возде́ловал еси́, я́же и подава́ше тебе́ потре́бная к житию́ оби́льне.

Избавле́ние души́ му́жа — свое́ ему́ бога́тство, глаго́лет при́тча. Но, о, му́жества! ты́ отда́л еси́ после́дняго от двою́ вола́ бли́жнему твоему́ и сего́ ра́ди поноси́мый от супру́ги твоея́, я́ко неразу́мный и неключи́мый, благослове́ниями то́й возда́л еси́.

Богоро́дичен: Ты́ вои́стинну вы́сшая челове́ков и Ангел честне́йшая, Богоро́дице Де́во, яви́лася еси́: вся́ческих бо Творца́ во чре́ве прия́ла и родила́ еси́ без се́мене, благоволи́вшаго вочелове́читися от Тебе́ во спасе́ние ду́ш на́ших.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Бо́г Сы́й ми́ра, Оте́ц щедро́т, вели́каго Сове́та Твоего́ Ангела, ми́р подава́юща, посла́л еси́ на́м; те́м, богоразу́мия к све́ту наста́вльшеся, от но́щи у́тренююще, славосло́вим Тя́, Человеколю́бче.

Ско́р сы́й в раздая́нии и ми́ловании, отдава́л еси́ и после́дняя твоя́ тре́бующим, те́мже Ева́нгелию Христо́ву вои́стинну после́довал еси́, подража́я в милосе́рдии Отцу́ Небе́сному.

Слы́ша стропти́вая словеса́ жены́ и ча́д твои́х, укоря́ющих тя́ за милосе́рдие, благоду́шне терпе́л еси́, всеблаже́нне, я́коже Иов, оба́че и предре́кл еси́ и́м, я́ко прови́дец, от Бо́га воздая́ние благотворе́ния твоего́, сла́вне.

Объе́млется печа́лию и го́рестию мно́гою со ча́ды супру́жница твоя́, слы́шащи гла́с дои́лицы, ю́ницу свою́ зову́щия, ты́ же, безпеча́лен пребыва́я в лише́ниях, о прося́щих тя́ сле́зно па́че боле́зновал еси́.

Богоро́дичен: Спаси́тельный кро́в и все́х ра́дование, предваря́ющая ско́ро и спаса́ющая, умилосе́рдися и ны́не, взыва́ем к Тебе́, Чи́стая, о на́с, призыва́ющих Тя́ всегда́ во обстоя́нии: предста́тельства бо у Бо́га ина́го равномо́щнаго не и́мамы.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Из утро́бы Ио́ну младе́нца изблева́ морски́й зве́рь, якова́ прия́т; в Де́ву же все́льшееся Сло́во и пло́ть прие́мшее про́йде, сохра́ншее нетле́нну: Его́же, бо не пострада́ истле́ния, Ро́ждшую сохрани́ неврежде́нну.

Благонаме́рения твоего́ неизме́нность ве́лие е́сть вои́стинну соверше́нство: ше́ствуя бо в житии́ путе́м ца́рским, вше́л еси́ со дерзнове́нием в Ца́рствие непрестаю́щее, иде́же соца́рствуеши ве́чному Царю́ Сла́вы, ми́лостиве Филаре́те.

Ино́го Авраа́ма показа́ тя́ ми́рови ве́ра вку́пе и человеколю́бие твое́: боголю́бне бо ко все́м благо́е расположе́ние явля́л еси́, доброхо́тне же все́м тре́бующим подава́л еси́. Сего́ ра́ди бога́тне воздая́ше тебе́ Бо́г в де́лех твои́х.

Что́ ми зла́то, что́ ми бога́тство, сла́ва же и вся́ земна́я мимотеку́щая? Ничто́же су́ть вся́ко, поне́же в ничто́ обраща́ются, многолюбе́зно же ми́ еди́но бога́тство небе́сное, всегда́ пребыва́ющее, — Филаре́та язы́к провещава́ше.

Богоро́дичен: Не́др не отлучи́вся Безнача́льнаго Роди́теля, Сы́н безма́терний во утро́бу Чи́стыя Де́вы вселя́ется, без отца́ воплоща́емь, Ца́рь пра́вды, Бо́г. Того́ ро́д стра́шен, неисповеди́мь и неизсле́димь.

Конда́к, гла́с 3

Истинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими: отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная, взыску́я го́рних и ве́чных. Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву, ми́лостиве Филаре́те.

Икос:

Го́спода услы́шал еси́, во Ева́нгелии законополага́юща: продади́те име́ния ва́ша и дади́те ми́лостыню, сотвори́те себе́ влага́лища неветша́юща, сокро́вище неоскудева́ющее на небесе́х, иде́же ни та́ть кра́дет, ни мо́ль истлева́ет.

Сего́ боже́ственнаго и к соверше́нству возводя́щаго законоположе́ния ре́вностный исполни́тель бы́л еси́: прода́л бо еси́ вся́ и да́л еси́ ми́лостыню, сотвори́л еси́ себе́ влага́лища нетле́нна и сокро́виществовал еси́ сокро́вище на небесе́х некра́домое.

Сего́ ра́ди и блаже́нствуеши со благослове́нными Отца́ Небе́снаго, я́ко насле́дник от сложе́ния ми́ра угото́ваннаго Ца́рствия, ми́лостиве Филаре́те.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Отроцы, благоче́стию совоспита́ни, злочести́ваго веле́ния небре́гше, о́гненнаго преще́ния не убоя́шася, но, посреди́ пла́мене стоя́ще, поя́ху: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

В тебе́, не то́чию не изме́ншемся от диа́воля нападе́ния, но па́че в доброде́тели укре́пльшемся, Филаре́те, вои́стинну Христо́с просла́вися, вра́г же, искуша́яй тя́, постыде́ся. Сего́ ра́ди взыва́л еси́: Бо́же, благослове́н еси́.

На предложе́ние твое́, блаже́нне, призира́ет Христо́с и воздае́т ти́ мно́гими благи́ми пе́рвее, по искуше́нии же и бо́льшими. Сего́ ра́ди и взыва́л еси́: Бо́же, благослове́н еси́.

Нра́в тво́й страннолюби́вому нра́ву Авраа́мову подо́бится, блаже́нне Филаре́те: ты́ бо, я́коже то́й, пу́тники не оставля́л еси́ мимоити́, но са́м во сре́тение и́м те́кл еси́, взыва́я: Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: От все́х прие́млющи проше́ния, Богоро́дице, моли́ся Сы́ну Твоему́ и Бо́гу от все́х зо́л изба́витися на́м, чту́щим Тя́ и ко Го́споду взыва́ющим: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Чу́да преесте́ственнаго росода́тельная изобрази́ пе́щь о́браз: не бо́, я́же прия́т, пали́т ю́ныя, я́ко ниже́ о́гнь Божества́ — Де́вы, в Ню́же вни́де утро́бу. Те́м, воспева́юще, воспое́м: да благослови́т тва́рь вся́ Го́спода и превозно́сит во вся́ ве́ки.

Гостеприи́мство твое́, ми́лостиве, чу́да бы́сть вои́стинну вино́вно, егда́ благоприя́тен показа́ся невестоводи́телем царя́ и самому́ царю́ христоиме́нному вну́ки твоея́ о́браз. Сего́ ра́ди и жре́бий благи́й устро́ися е́й ку́пно с тобо́ю Бо́жиим смотре́нием, вся́ пра́вящим.

Глаго́лы му́дрости, о́тче, прия́л еси́ во глубину́ души́ твоея́, сего́ ра́ди от блага́го сокро́вища се́рдца твоего́ благи́я плоды́ изне́сл еси́. Те́мже восприя́л еси́ блага́я и в животе́ твое́м, бы́в сро́дник царе́в сла́вный и бога́тый, по успе́нии же твое́м Ца́рствие небе́сное насле́довал еси́.

Вели́ка и́стинно показа́ тя ра́зума твоего́ и́стина, блаже́нне, а не от челове́к сла́ва и све́тлость привре́меннаго досто́инства, я́ко при́сно пребыва́ющих взыску́я, к те́м вся́чески стреми́лся еси́. Те́мже тя́ восхваля́ем, Филаре́те богому́дре.

Богоро́дичен: Стра́ннаго собы́тия о́браз показа́ купина́, неопа́льно горя́щая дре́вле на горе́ Сина́и, та́инство рождества́ Твоего́ прообразу́ющи, Пренепоро́чная Де́во: о́гнь бо в Тебе́ Божества́ все́льшийся неврежде́нну Тя́ сохрани́. Сего́ ра́ди Тя́ пое́м во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Та́инство стра́нное ви́жу и пресла́вное: не́бо — верте́п; престо́л херуви́мский — Де́ву; я́сли — вмести́лище, в ни́хже возлеже́ Невмести́мый — Христо́с Бо́г, Его́же, воспева́юще, велича́ем.

Чудесы́ Бо́г прославля́ет и кончи́ну твою́, Филаре́те: прикоснове́нием бо ко гро́бу твоему́ прогоня́ется де́мон, стужа́яй от рожде́ния ни́щему, всегда́ тобо́ю ми́луемому, сострада́тельне.

Предрека́еши, я́ко ины́й Иа́ков, ча́дом твои́м иму́щая бы́ти, ку́пно же и законополага́еши и́м ми́лостивым бы́ти, я́коже ты́; и́хже и благословя́, пре́дал еси́ в ру́це Бо́жии святу́ю твою́ ду́шу, блаже́нне.

Приими́ от на́с, Филаре́те, я́ко досто́йную, сию́ пе́снь малобде́нную, я́коже и Христо́с прия́т вдови́цы две́ ле́пте, и испроси́ на́м, всеблаже́нне, у Христа́ Бо́га на́шего ве́лию и бога́тую ми́лость.

Богоро́дичен: Спасе́ся вся́ тва́рь Рождество́м Твои́м, и отъя́ Госпо́дь пла́чь и рыда́ние, и вся́ку сле́зу от вся́каго лица́, Чи́стая Богоро́дице, Всенепоро́чная, те́мже досто́йно ублажа́ем Тя́, Ангелов и челове́ков Ра́досте.

Ексапостила́рий:

Филаре́та па́мять ми́лостиваго, ве́рнии, почти́м досто́йно, я́ко долго́в оставле́ние и разреше́ние согреше́ний того́ моли́твами улуча́ем вси́.

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_dekabr/kan_14dek_filaret_milostivii.html

Филарет Милостивый: конфликт интересов в семье святого | Милосердие.ru

Праведному Филарету Милостивому

Святой Филарет (VIII) – как библейский Иов: оба были смолоду не просто богаты, а примерно на уровне нынешних олигархов. Но истории св. Филарет известен тем, что ему удалась редкостная вещь: не привязаться к богатству душой. Хотя он и жил в миру и был отцом большого семейства. Свидетельством же того, что св. Филарет не привязался, стала его поразительная щедрость.

Чем больше св. Филарет получал, тем больше раздавал. И всегда был в этом направлении последовательным. Не было даже мысли про кубышку на черный день.

В конце концов, св. Филарет совершенно разорился. Но и тогда – что еще более удивительно – не перестал отдавать.

История не рассказывает про то, тяжело ли, легко ли давалась св. Филарету его щедрость – агиографы древности не применяли психологизм как метод в исследовании характеров. Но ведь без усилий нет подвига.

И если даже самому св. Филарету постоянное следование заповеди Христа «просящему у тебя дай» было в радость, то его домашним – совсем нет. В семье довольно скоро обнаружился конфликт интересов. Жена Феовза ругала мужа за щедрость, и дети ее поддерживали.

Местным же до всего этого не было дела. Напротив, крестьяне быстро заметили: если попросить у святого что-то, особенно с тех пор, как он сам стал бедняком, то этот подарок принесет в их в дом благословение. И не стеснялись.

Пара волов

В результате осталось у св. Филарета от всего богатства один только дом, немного скота и ульи. Пришлось работать самому, и св. Филарет работал – пахал в поле.

Пахал в поле недалеко и один крестьянин. Внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец. Но вспомнил про св. Филарета и решил попросить, что ему надобно. И почему-то нисколько не засомневался, что не откажут.

Св. Филарет, и правда, тут же отдал крестьянину одного из двух оставшихся волов.

Жена св. Филарета, видя, что муж идет с поля с одним волом, сразу все поняла. За долгое время жизни вместе она достаточно изучила характер святого мужа. И начала ругаться (в добродетелях св. Филарет намного обогнал жену, но не гордился, а проявлял понимание).

— Где вол? – спросила жена. Филарет же, решив не гневать женщину понапрасну, отвечал:

— В то время, как я отдыхал, а волы паслись, то один из них ушел и заблудился.

Жена Филарета послала сына в розыск. В результате вскрылся обман св. мужа. Горько плакала жена, упрекая его. Где ж тут праведность — думать о чужих детях, и не думать о своих?

А св. Филарет отвечал Феовзе то, что и всегда:

— Просто верь: Бог знает обо всех, кто в чем нуждается, и не оставит нас.

Через несколько дней снова пришел к св. Филарету тот же крестьянин и сказал, что подаренный вол наелся ядовитого растения и пал. Блаженный Филарет отдал последнего вола, объясняя, что уезжает и не хочет, чтобы скотина простаивала.

И осталось у св. Филарета лишь корова с теленком.

Скоро пришел другой крестьянин и попросил хоть чего-нибудь. Св. Филарет подумал и отдал ему теленка. Жена опять возмутилась:

— Как ты, прозванный милосердным, разлучаешь мать с дитем – отнимаешь теленка у коровы?  И не жаль тебе?

Св. Филарет тут же признал справедливость слов жены.

— Правду ты сказала, жена, негоже разлучать дитя с матерью, — пошел и отдал крестьянину с теленком еще и корову:

— Прими и корову, ведь она мычит у наших ворот, скучая по теленку, а так всем вам будет хорошо.

А скоро пришли еще крестьяне и стали говорить о своих проблемах, и св. Филарет без слов и возражений отдал им все, что у него осталось, и всех их благословил. Благословение исполнилось: скот, подаренный св. Филаретом крестьянам, с годами так умножился, что превратился в тучные стада.

Объяснение с семьей

А дома у святого стоял плач. Плакали жена и дети, упрекая жестокого мужа и отца: разве можно отдавать последнее? Тогда св. Филарет решил поговорить с домашними на понятном им языке:

— Зачем терзаете себя и меня? Ужели я, в самом деле, задумал погубить вас? Успокойтесь: у меня в одном месте, которое неизвестно вам, хранится столько богатства, что хватит вам на сто лет жизни, хотя бы мы и ничего не делали и ни о чем не заботились. Я даже и сам не могу счесть всех тех сокровищ, приготовленных для вас.

Праведный Филарет не обманывал: он имел в виду вовсе не сокровища Царства Небесного, которые Бог обещал тем, кто ради Него и ближнего пренебрежет земным добром (это аргумент не для маловеров); св. Филарет духовным зрением видел земное будущее своих родных.

Последняя одежда

Вскоре прав. Филарет дошел до настоящей нищеты; тогда он пошел к богатому другу и взял в долг пшеницы. Но едва успел донести ее до дома, как пришел нищий и попросил подаяния. Жена сказала св. Филарету:

— Подожди, дай прежде я накормлю детей и сама поем.

— А мне ты ничего не приготовишь? — с улыбкой спросил св. Филарет.

— Да ведь ты ангел, а не человек, и в пище не нуждаешься, раз раздаешь последнее, — ответила жена и не накормила мужа.

С тех пор св. Филарет, некогда могущественный вельможа, жил в своем доме, как приживальщик и кормили его иногда, из милости.

Но тут о бедственном положении св. Филарета узнал его другой богатый друг и прислал несколько повозок с разным добром. Со слезами св. Филарет молился Богу словами псалма: «Если и родная мать оставит тебя, Я не оставлю», — благодаря за помощь, утешение в одиночестве, а главное – за непосрамление веры.

Однажды жена спросила, — что там с сокровищем, о котором он когда-то им говорил? Не пришла ли пора пустить его в ход, если все это не глупые сказки?

— Подождите еще немного, — отвечал блаж. Филарет, — у нас еще есть, что отдать. И действительно, с тех пор он стал отдавать нищим свою еду, а однажды снял с себя последнюю одежду.

Сокровища земные

«Цар Константин и Царица Ирина», художник Антон Митов. Изображение с сайта pinterest.com

В те времена в Византии правила царица Ирина с сыном Константином. Царица задумала сына женить, и во все концы были разосланы гонцы для поиска достойнейшей девицы. Заглянули гонцы и в Амнию (Малая Азия), где жило семейство св. Филарета.

Св. Филарет, увидев гостей, тут же попросил жену приготовить славный ужин. Жена по привычке возразила – где взять продукты? Муж предложил ей начать сервировку стола, а о продуктах не беспокоиться.

И действительно: как только в селении  узнали, что в гости к св. Филарету приехали «от царя», все крестьяне стали приносить к его дому что-то из еды: кто птицу, кто рыбу, кто хлеб, вино и фрукты.

Гонцов же так поразил сам вид древнего уже старца, его благородство и приветливость, несмотря на очевидную нужду, что они поинтересовались: а нет ли у него дочери? Св. Филарет сказал, что дочери его давно замужем, но подросли внучки. Старшая из его внучек, Мария, показалась гонцам симпатичной. И все семейство св. Филарета отправилось ко двору на смотрины.

Выиграв конкурс (10 девиц на место), Мария стала женой императора, а две ее сестры – женами ближайших царских сановников. Радости семьи, настрадавшейся в лишениях, не было конца.

К тому ж Константин полюбил старца. Состояние св. Филарета было не просто восстановлено, но приумножено во много раз.

И вся семья убедилась в справедливости сказанных им когда-то, в годы нищеты и бесславия, слов. И просила прощение.

Не исправим

Франс Снейдерс, «Чаша с фруктами для птиц» (1614). Изображение с сайта qiqru.org

Св. Филарет, хотя и после многолетней нужды вновь стал богачом, не изменил привычек. Однажды он попросил семью приготовить все для пира, сказав, что ждет царя с вельможами. Домашние с радостью бросились хлопотать, готовясь к приему императора со свитой.

И вот, когда столы уже были накрыты, в дверях показался отец с гостями. Семья испугалась: за роскошно убранный стол с редкими блюдами садились калеки всех мастей, старые и больные инфекционными заболеваниями (прокаженные) – всего около двухсот человек. Всем даже места не хватило – расселись на полу, и хозяин рядом.

Тогда домашние вспомнили притчу из Евангелия о Царе-Христе, устроившем пир для нищих и убогих, и уже сами, без подсказки, поняли мысль своего отца: молитвы бедных и страдальцев имеет огромную силу перед престолом Божим – потому они и называются «Христовыми вельможами».

Подстраховка

Как-то раз св. Филарет попросил слугу сделать три одинаковых ящика и наполнить один – золотом, другой – серебром, третий – медью. И когда кто-то приходил к св. Филарету за помощью, он без рассмотрения брал из ящика деньги, сам не зная, что возьмет: золото или медь. Потому что св. Филарет доверял Богу больше, чем себе.

Св. Филарет потом с удивлением рассказывал, что сколько раз он, видя человека в приличной одежде, опускал руку в ящик, думая взять меди, так как, судя по виду, не считал такого человека бедным. B всякий раз рука его невольно опускалась в ящик с серебром или золотом.

И наоборот, нередко, когда просил его помощи совсем на вид нищий в лохмотьях, и он уже протягивал руку, желая подать золота, рука его как бы останавливалась, и он вынимал очень немного. Св. Филарет был убежден, что рука его останавливалась не просто так, а велась промыслом Божиим, страхуя от человеческой пристрастности.

Прощание

Погребение праведного Филарета. 985 г. Миниатюра Минология Василия II (фрагмент). Ватиканская библиотека. Рим.Изображение с сайта vatlib.it

Зная о своей близкой смерти, св. Филарет позвал к себе семью попрощаться. Он умирал с легкой душой и просил родных помнить, что несколько простых правил жизни помогут им хранить добрую совесть:

— в богатстве – не высокомерьте.

— в нищете – терпите и верьте.

— не держитесь денег, не оставляйте богатства вашего здесь, в мире этом, чтобы не воспользовались им чужие люди или враги, ненавидящие вас.

— заступайтесь за вдов, помогайте сиротам, посещайте болящих и заключенных в темницах.

— не чуждайтесь общения с Церковью; никого не обижайте, не злословьте, не радуйтесь бедам даже врагов.

— Мертвых погребайте и совершайте память о них в церкви.

После смерти св. Филарета, его жена Феозва вернулась из столицы в родное село, где прожила с мужем всю жизнь. Не нужно ей стало богатство.

Она потратила деньги на строительство храмов, монастырей, больниц и странноприимных домов, сама себя удивляясь. Затем снова вернулась в Константинополь к внучке, царице Марии.

Проведя оставшиеся дни в затворе, она мирно скончалась и была похоронена рядом со своим праведным мужем.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/svyatoj-filaret-milostivyj-svoboden-v-bogatstve-i-bednosti/

5 сильных молитва святому праведному Филарету Милостивому

Праведному Филарету Милостивому

5 сильных молитва святому праведному Филарету Милостивому5 (100%) 5 голос.

Молитва святому Филарету Милостивому о деньгах и благополучии

«О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!»

Молитва об удачном замужестве дочери праведному Филарету Милостивому

«О святый угодниче Божий, праведне Филарете! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»

Молитва праведному Филарету Милостивому от нищеты

«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Филарета воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.»

Молитва святому Филарету Милостивому об укреплении веры

«К вам, о святии вси и святый праведный Филарете, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.»

Благодарственная молитва праведному Филарету Милостивому

«О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому праведному Филарету, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!»

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Источник: https://pravoslavnye-molitvy.ru/filaretu-milostivomu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.