Праздник Пасха Христова. Светлое Христово Воскресение.

Пасха. Светлое Воскресение Христово

Праздник Пасха Христова. Светлое Христово Воскресение.

Пасха. Светлое Воскресение Христово. 

Пасха -самый главный праздник
Когда наступает праздник Пасхи
Светлое Воскресение Христово
Благодатный огонь на Пасху
Пасхальное богослужение
Артос, куличи и пасхальные яйца
Поминание усопших на Пасху
Молитвы на Святую Пасху и празднику Воскресения Христова
Акафист Святой Пасхе и о Воскресении Христовом
фильм- Воскресение Христова

ПАСХА- САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК

Слово «Пасха» с древнееврейского языка переводится, как «исход, избавление».
Сам праздник, называемый у евреев Пасхою, связан с их освобождением, в этот день пророк Моисей помог своему народу начать освобождение после четырехсотлетнего египетского рабства.

В ночь, когда израильтяне запланировали исход, они совершили первую в истории пасхальную трапезу. В каждой семье был заклан однолетний агнец (ягненок или козленок) и его кровью были вымазаны дверные косяки (Исх.12:11). А саму, запечённую в огне жертву, необходимо было съесть таким образом, чтобы его кости остались целыми:

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня.

А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь.

И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).

Исход еврейского народа из Египта оказался самым значимым событием в ветхозаветной истории. А Пасха, которая совпала с этим исходом, в воспоминание об этом, стала праздноваться каждый год.

Во время «десятой казни», ангел Господень, который поражал Египет, видел на дверях особый знак — кровь пасхального агнца. Тогда он проходил мимо этих еврейских домов и щадил израильских первенцев (Исх.12:13).

Это подтверждает точный перевод слова «Пасха», с еврейского песах – «прохождение», «пощада».

Позже, в особых молитвах, стали выражаться исторические события праздника Пасха. А ритуальная трапеза, которая состоит из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, напоминает о горечи египетского рабства и о сладости полученной свободы. Пресный хлеб символизирует спешный сбор, а сама трапеза в Пасху сопровождается четырьмя чашами вина.

Эта историческая ночь считается вторым рождением израильского народа, с нее он начал свою самостоятельную историю.Но полное и окончательное спасение мира, победу не над физическим, а духовным «египетским рабством», должен был осуществить от Своего Воскресения через много веков Божий Помазанник из рода царя Давида, Мессия (по-гречески – Христос).

Так называли всех библейских царей до тех пор, пока не родился настоящий Спаситель. И поэтому, ежегодно, в пасхальную ночь, израильтяне ждали явления Христова.У католиков главным праздником считается Рождество Христово, так как в этот день Спаситель пришел в наш мир.

А для православных верующих, самым главным праздником считается Христианская Пасха.

В этот день, почти 2000 лет назад, свершилось самое главное событие человечества– Воскресение Сына Божиего, Иисуса Христа!

Когда празднуется пасха

У праздника Пасхи нет постоянной даты, она каждый год высчитывается по лунному календарю. Такое решение было принято на первом Вселенском христианском соборе в Никее (325 г.

), участниками которого были святые Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский.

Пасху празднуют в день весеннего равноденствия, в первое воскресение после полнолуния,но если полнолуние выпало на воскресенье, то Пасха переносится на следующую неделю.

Светлое воскресение христово

После Страстной Недели окончилась земная жизнь Иисуса Христа. Его тело было снято с креста и захоронено в погребальной пещере.

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня»

(Мф. Гл 28:1-10)

Мария Магдалина и Мария Иаковлева пришли к месту захоронения Христова для того, чтобы помазать тело Иисуса благовониями – миро, с тех пор их называют женами-мироносицами.

В ночь на воскресение Иисус Христос сотворил настоящее чудо – силой Своего Божества Он воскрес из мертвых.

Своим приходом к человечеству Господь возвестил о начале нового времени, о чем и сообщил в Галилее апостолам после Своего Воскресения:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»

(Мф. Гл.28:18-20)

После своей добровольной крестной смерти и Воскресения, Иисус Христос возвещает о своей власти и посылает своих учеников не только к одним иудеям, но и к другим народам, поручая их крестить «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Благодатный огонь перед праздником пасхи

Ежегодно, на Пасху верующие наблюдают сошествие Божиего Благодатного огня на землю.

Для того чтобы увидеть это чудо, огромное число паломников прибывают в Иерусалим к Храму Гроба Господня и наблюдают за священниками, которые выносят Святой Огонь из храмовой часовни.

Считается, что если Благодатный Свет не сойдет на землю перед Пасхой, это будет знаком того, что приближается Апокалипсис.
Священный огонь появляется из ниоткуда. В первые секунды он, по свидетельствам очевидцев, не обжигает, им можно омыть лицо и руки.

Однажды, мне (администратору сайта) довелось  общаться с женщиной, которая три года подряд видела это чудо – благодатный  огонь Пасхи. Она подтвердила — действительно огонь светит, греет, не обжигает, НО ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ВЕРИТ В БОГА.

Сотрудник лаборатории ионных систем РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков однажды проводил измерения, в результате которых выяснилось, что в момент сошествия Благодатного Огня,  высокоточные приборы зафиксировали необъяснимый с научной точки зрения сильный импульс электромагнитного излучения. Наука не смогла объяснить происхождение этого явления, тогда стало ясно, что Благодатный огонь в день Воскресения не был сотворен людьми.

После Сошествия Благодатного Огня, его в лампадах везут в разные страны для празднования главного христианского праздника – Воскресение Христово, которое еще называют Пасха.

Пасхальное богослужение

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Незадолго до полуночи Пасхального Воскресения служится полунощница, на которой священнослужители исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, относят святыню в алтарь, где она на святом Престоле будет находиться до Отдания Пасхи.Перед наступлением полуночи священнослужители в праздничных облачениях становятся у Престола.

В 12 часов начинается Пасхальная утреня «Веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых».

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители тихо поют стихиру:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

После пения отверзается завеса, и священнослужители опять поют эту стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким  голосом, поется духовенством в третий раз, но до половины

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех».

Певцы же, стоящие на середине храма, заканчивают:

«И нас на земли сподоби».

Крестный ход

Пасхальный Крестный ход совершают вокруг храма при непрерывном колокольном трезвоне с пением

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

 В начале крестного хода несут фонарь, потом запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери,  затем несут хоругви, свечи, за ними идут священники. Один священник несет Евангелие, а другой — икону Воскресения Христова. Последним шествует настоятель храма с трисвешником и Крестом.
Иногда бывает, что Евангелие  и икону Воскресения проносят миряне.

Дойдя до западных дверей храма, Крестный ход останавливается. Колокольный звон затихает, священнослужители трижды поют:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Потом поются стихи:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.»

Потом опять поется:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»

После чего крестный ход с радостной вестью о Воскресении Бога входит в храм.
Во время исполнения пасхального канона, священнослужители неоднократно, подобно многочисленным Христовым явлениям апостолам по Воскресении, исходят из алтаря. Обходят с каждением  всю церковь, приветствуя мирян словами «Христос воскресе!«. Верующие отвечают «Воистину воскресе!«.

“Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34)

– так говорили ученики, передавая радостную весть друг другу.

«Христос воскресе!«— в этих словах вся суть нашей веры и любви к Иисусу Христу. Вместе с этими словами у православных христиан принято показывать знак примирения и любви – святое целование (лобзание) во время праздника Пасхи, Воскресения Христова.

Со времен апостолов праздник христианской Пасхи продолжается всю Светлую Седмицу. Все семь дней Церковь держит Царские Врата открытыми, они не закрываются и тогда, когда происходит причащение священнослужителей.   Во все дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи, перед началом Литургии, священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос Воскресе«.

Со дня Пасхи и до праздника Святой Троицы коленопреклонения и земные поклоны не совершаются.

АРТОС, ОСВЯЩЕНИЕ КУЛИЧЕЙ И ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА

Артос

Артос в переводе с греческого языка — квасной хлеб, его называют еще пасхальным хлебом. В течение Светлой седмицы он находится рядом с иконой Воскресения Господня, по окончании пасхальных торжеств, его раздают верующим.
На артосе изображен крест с терновым венцом, но нет Распятого, это знамение победы Христа над смертью.

Артос стали употреблять в пищу в самом начале христианства. После сорокового дня по Воскресении, Иисус Христос вознесся на небо, а его ученики утешались в молитвенных воспоминаниях о Господе. Когда они собирались вместе для молитв, то, как и на Тайной Вечере,  апостолы причащались Тела и Крови Христовой.

Первое место за столом Христовы ученики всегда оставляли за своим Учителем и возлагали для Него хлеб, как напоминание о том, что Иисус Христос стал настоящим хлебом жизни.
Артос освящается особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день на Святую Пасху на Литургии.

После его освящения, аналой с артосом располагают на солее перед образом Спасителя, где артос находится всю Святую седмицу.

Во все дни пасхальной недели после Литургии происходит крестный ход с артосом вокруг храма, а в субботу, после молитвы о раздроблении артоса, святыня раздробляется, и частицы раздаются мирянам. Употребляют артос обычно при болезнях со словами «Христос воскресе»!

Куличи и пасха

Пасхальным куличам и пасхам отводится очень важная роль, они по своему значению подобны артосу . Употребление освященных куличей напоминает вкушение ветхозаветной пасхи Богоизбранным народом (Исх. 12, 3-4).

Обычно православные христиане принимают Святые Тайны в течение Великого поста, а в день Воскресения Христова причащаются немногие. Куличи и пасхи освящают в храмах по совершению Литургии.

Потом дома, в кругу семьи едят их в течение Светлой Седмицы, пасхами принято угощать родственников и знакомых .

Пасхальные яйца

Обычай дарить друг другу Пасхальные яйца появился 2000 лет назад.

  По Вознесении Господнем, святая равноапостольная Мария Магдалина подарила римскому императору Тиверию красное яйцо, символизирующее кровь Христа, и со словами: «Христос воскресе!», начала проповедь Евангелия.

Яйцо, появившись на свет, сначала дает птице жизнь внутри себя, а потом производит ее на свет.Пасхальное яйцо является образом нашей веры и служит знаком воскресения мертвых. Как Иисус Христос, по Воскрешении, дарует сначала жизнь духу, а потом будет воскресение всех умерших.

Как поминать усопших в пасхальные дни

По Церковному Уставу, после Пасхи, усопших начинают поминать во вторник второй седмицы на Радоницу.  Обычай посещать кладбище в сам день Воскресения Христова противоречит церковным канонам.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/pasxa-svetloe-xristovo-voskresene/

Пасха — праздник Светлого Христова Воскресения

Праздник Пасха Христова. Светлое Христово Воскресение.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православные всего мира отмечают несколько очень важных мероприятий. У каждого из них есть своя история и традиции. Самым важным из них есть Воскресенье Господнее. Воскрешение Господа многие считают истинной победой жизни над смертью.

История праздника

В истории православного праздника Пасхи говорится, что когда было принято израильтянами произведение исхода, была проведена первая Пасхальная вечеря. Каждая семья обязательно резала агнеца, кровью которого вымазывали дверные косяки.

Мясо запекали на костре и съедали его таким образом, чтобы кости оставались целыми. Ангел Господний проходил по улицам и видя знаки на дверях, щадил первенцев. Результат данного мероприятия был одним из самых важных в истории Ветхого Завета.

Что означает праздник Пасха у христиан? Это самый древний праздничный день, который ознаменовал переход от земли к небу и от вечной жизни к смерти. В переводе с древнееврейского оно означает «избавление, исход». Некоторые священнослужители говорят, что именно тогда Моисей смог освободить свой народ от 400 летнего египетского рабства.

Значение дня для православных

В Новом Завете есть упоминание о Тайной вечере. Последствием ее считается распятие Христа. Именно во время нее произошли события, которые изменили суть данного праздника. За свою не долгую жизнь Иисус не раз терпел страдания, сотворил множество чудес, даровал людям новые знания. Чтобы искупить грехи человечества он принял смерть.

Распятие Его было проведено на кануне данного праздника. В этом считается некий символизм, когда по пророчеству агнец пролил свою кровь.

Почему Пасха главный праздник православных христиан? Считается, что после смерти Господь спустился в ад для освобождения душ тех, кто веровал слову Божьему.

После этого он воскрес и тем самым показал, что произошло спасение человечества и обретение новой жизни.

Как считается дата Пасхи в православии

Закрепленной постоянной даты для этого дня не существует. Каждый год он переходит на другое число. Основным фактором, который влияет — лунно-солнечный календарь. Чаще всего это происходит в период между 7 апреля и 8 мая. Празднование продолжается 7 дней, а после Седьмицы еще 32 дня, но уже менее торжественно. Именно такое количество дней Спаситель являлся своим ученикам.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Обязательно к прочтению:  Церковный праздник Вознесение Господне

В алгоритме расчета даты учитываются циклы Солнца и Луны. Для вычисления, примите во внимание 3 основных критерия:

  • празднование только в воскресенье;
  • празднование не может быть ранее 21 марта;
  • праздник должен следовать за первым весенним новолунием.

Традиции и правила

Пасхе приписывают большое количество обрядов и примет. Чаще всего они передаются из поколения к поколению. Но бывает такое, что они изменяются и некоторые просто теряются в правильности подготовки и праздновании. Верующие, придерживаются длительного поста, который занимает 6 недель до самого утра Воскресения.

Не желательно развлекаться в этот период, а также употреблять некоторые продукты питания. Подготовку к празднику светлого Христова Воскресения Пасха начинали в последнюю неделю перед торжеством. Ее называли Страстной Седмицой:

  • во вторник занимались приготовлением одежды и писали список продуктов, которые необходимы для приготовления пищи;
  • в Страстную среду начинали проводить освобождать жилища от грязи. Процесс мог переходить и на второй день;
  • в Чистый четверг продолжали начатое, пекли хлебцы и красили куриные яйца;
  • в Страстную пятницу был распят Иисус, поэтому день считают самым печальным; желательно провести время в воспоминаниях о муках, которые вытерпел Господь, а также в прошениях к нему о даровании благодати;
  • в субботу происходит всенощная служба, на которую несут корзинки с продуктами.

Как празднуют Пасху православные христиане?

После посещения церкви и освящения еды, люди возвращаются к себе домой. Чаще всего торжество отмечают в семейном кругу. За накрытый праздничный стол садятся сразу после службы.

Завтракают освященными продуктами питания и пьют красное вино. Самым милым ритуалом считается  обряд «христосования».

Во время него люди поздравляют друг друга поцелуем трижды и фразами «Христос Воскрес!», а в ответ «Воистину Воскрес!»

Чего не стоит делать

Есть некоторые ограничения в этот день, которым следует придерживаться верующим, и основное требование – это духовное очищение:

  • Не нужно ругаться и ссорится.
  • Обиды стоит простить и забыть.
  • Нужно постараться помочь нуждающимся и не скупится.
  • Желательно не злоупотреблять спиртными напитками.
  • Не выполняйте домашние дела, уборку и не копайтесь в земле.
  • В лукошке не должны быть спиртосодержащие напитки.
  • Не проводятся венчания.
  • Не посещаются места захоронений.

Что положить в корзину?

Есть много разных точек зрения относительно того, что можно освящать в храме. Это конечно личное дело каждого, но есть основной перечень, которого стоит придерживаться. К нему относят:

  • творожную паску в виде пирамидки, которая означает гору Голгофу;
  • куличи их сдобного теста – символ вечной жизни Христа;
  • пасхальные яйца.

Традиция красить яйца на Пасху в православии связана с рассказом о том, что Дева Мария пришла к римскому императору и сообщила ему новость о воскрешении Иисуса. Тот изначально не принял серьезно ее слова. Он сказал, что уверует в это, если увидит чудо. Тогда она показала ему яйцо, которое на его глазах приобрело алый цвет. Это было свидетельством силы и чуда Всевышнего.

Есть приметы, что скорлупу, как и прочие остатки со стола не стоит выбрасывать. Их закапывают или сжигают для того, чтобы благополучие не покидало дом весь год. Некоторые вкладывают фрукты, сыр, чеснок, соль, мясные продукты. Все зависит от Ваших личных предпочтений.

Постарайтесь максимально очистить свои помыслы от негатива и настроится на позитивные моменты. Вера в Бога поможет Вам преодолеть все искушения и переживания. Искренняя молитва помогает укрепить веру и очистить душу. Помните, что только добро возвращается сторицей.

Храни Вас Господи!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/pasxa-prazdnik-svetlogo-xristova-voskreseniya/

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Праздник Пасха Христова. Светлое Христово Воскресение.
Светлое Христово Воскресение. Пасха.
 Икона из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Если мы в этой только жизни надеемся

на Христа, то мы самые жалкие из всех людей! 

1 Кор. 15:19

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.

Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием).

«Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!», а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!» – Священник задумался, стал перебирать в голове обрывки семинарских знаний, да так и не смог сказать ничего вразумительного!

Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.

Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.

Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин.

– А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Прообразы: «Пасха земная»

Наблюдай месяц авив (нисан), 

и совершай Пасху Господу, Богу твоему, 

потому что в месяце авиве вывел тебя Господь, 

Бог твой, из Египта ночью. 

Второзаконие 16:1

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения.

Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу.

Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх. 12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости. «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня.

А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:11-13).

Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр.

песах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх. 12:13).

Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории.

Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос.

Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами 

прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне ее,

пока не свершится она в Царстве Божием. 

Лк. 22:15-16

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет.

Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! – Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом.

Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног . Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: “Кость Его да не сокрушится”» (Ин. 19:33, 36).

При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.

Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7).

Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом.

Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк. 24:1; Ин. 20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру.

Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба. Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели.

При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова.

Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения.

Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19). 

«Христос воскресе!»«Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Литература: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 2014.

Тропарь на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 5

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак на Пасху, глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Молитва Воскресшему Спасителю

Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко паки сподобил мя еси недостойного, прешедша поприще святаго поста, поклонитися Божественным Страстем Твоим и видети всерадостный день преславнаго из гроба Воскресения Твоего, воньже свободил еси сущия во аде от век связанныя души праведных.

Тоя Божественныя свободы духа и плоти, дражайший Спасителю мой, и аз желаю, да разреши мя, связана суща многими грехи, и да сотвориши возсияти живоносному свету Воскресения Твоего во мрачней души моей: вижду бо безчисленныя щедроты и неизреченное человеколюбие Твое, яко не точию от небытия в бытие мя приведеси, и образа Твоего подобием украсив, всеядольния твари владыку поставил мя еси, но и посем падша с высоты и врагу поработившася, не оставил еси, но, искупив мя безценною Кровию Твоею, благодатию крещения снабдил мя еси, да востеку на первое достояние. Аз же, окаянный, запят быв умом плотским, обратихся вспять и паки раб сотворихся греха и страстей, дондеже един по единому погубих вся дары благодати Твоея. И ныне убо, что сотворю, не вем: обаче помянув глаголы пречистых уст Твоих, яко не пришел еси призвати праведники, но грешники в покаяние, и аз, яко един от сих, с верою и смирением прихожду к Живоносному Гробу Твоему, не ароматы и воню мира носяй (наг бо есмь и пуст благих дел), но паче надежду имый обрести в нем прощение грехом моим и обновление нечистому житию моему. Призри убо на мя, кающася и служити Тебе хотяща, и не отрини от благодати Воскресения Твоего! Живоносною смертию Твоею и погребением умертви моя лютыя страсти, да яко мертв и погребен живу в мире сем. Преславным востанием Твоим воздвигни мою душу, умерщвленную грехи, и оживи совесть, еяже ничтоже в мире нужнейше есть. Вознесением Твоим отторгни мя от суетных и душетленных благ земных, и сотвори мя горняя мудрствовати, яко да не ктому себе живя и угождая, но Тебе, Господу и Богу моему, служа и работая, якоже сподобихся поклонитися Воскресению Твоему на земли, тако сподоблен буду видети Тебе, дражайшаго Искупителя моего, и на Небеси, за приятие смерти крестныя славою и честию венчанна, и став одесную величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы, и со всеми искупленными Тобою братиями моими, во веки веков пою Тебе: Аллилуиа. Аминь.

STSL.Ru

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/svetloe-khristovo-voskresenie-paskha

Пасха

Праздник Пасха Христова. Светлое Христово Воскресение.

Немногие задумываясь о том, отчего, радуясь торжеству Воскресения Христова, люди именуют праздник словом “Пасха”.

История самого большого в христианстве праздника начинается за несколько веков до рождения Христа. Праздник имеет глубокие и древние традиции, которые не каждый человек знает.

Понимание того, как связано Воскресение с Пасхой, поможет осознать истинную сущность торжества, приобщиться к светлой радости праздника.

События, изменившие историю человечества произошли больше двух тысячелетий назад. Произошедшему посвящена честь радостного празднования Воскресения Христа, признанного величайшим торжеством, основой христианства. Познать историю, традиции, символику самого большого праздника должен каждый православный.

Что за праздник Пасха?

Христово Воскресение, которое отмечается на Пасху, считается основой основ христианства. Праздник “Пасха” – чистый источник никогда не умолкающего ликования, бесконечной радости, в этот день празднуется воскрешение Иисуса Христа.

Сын Божий творил чудеса на Земле, помогал, исцелял, учил, воскрешал из мертвых, а жестокие люди, не ценящие и не понимающие, кто он на самом деле, распяли его на Голгофе.

Истинно верующие глубоко уверены, что воплотившись, Божий Сын принял смерть за грехи наши, сам Христос был безгрешен, а затем воскрес для вечной жизни человечества.

Иисус въехал в Иерусалим всего за шесть суток до иудейской Пасхи. Его прибытия ждали евреи, уверенные, что он возглавит борьбу против римлян-захватчиков или избавит город от них мирным путем, проявив Божественную силу. Ждал его и правитель Понтий Пилат, опасающийся националистических волнений.

Он заведомо знал, что один из 12 учеников предаст его (Это будет Иуда). Иуда подошёл к первосвященникам и сказал: “Что вы мне можете дать за предательство Христа?”. Они ему ответили: “30 серебренников”. После прибытия в город днём Иисус объяснял своё учение в храме, куда с раннего утра приходили люди, ночь проводил на Масличной горе.

Иуда пошел к администрации и сообщил, что Мессия будет на день раньше вкушать пасху. Такой удобный случай арестовать его без шума правители города упускать не хотели. Вечером на Тайном Вечере, последней своей пасхальной трапезе. Вкушая свою последнюю пасхальную трапезу, он утвердил таинство Евхаристии.

На утро подошёл Иуда со стражей и сказал им: “Кого я поцелую и есть Христос.” Стражники, схватили Иисуса, в пятницу привели его на суд к Понтию Пилату. Несколько дней лжесвидетели не могли ничего найти на сына Божьего, но пришёл один и сказал: “Он может разрушить храм Божий и построить его за 3 дня.

” В этом его и обвинили, не поверили в божественную силу Господа.

В пятницу сына Божьего распяли на Кресте между двумя преступниками на виду у плачущих и равнодушных, встревоженных и глумящихся людей. Умер Иисус в канун иудейской Пасхи и был похоронен в пещере. В субботу наступила великая скорбная тишина.

В воскресенье произошло самое важное в истории мира событие. Жены-мироносицы, пришедшие к пещере, в которой покоилось земное тело Божьего Сына, не нашли его там. Появившиеся ангелы объявили, что Иисус воскрес.

Об этом великом событии и вспоминают люди в пасхальные дни, сообщая, что Христос Воскрес. В светской среде принято считать праздничной только одну неделю после Пасхи.

На самой деле пасхальными днями считаются 40 суток, в течение которых Сын Божий был на земле перед тем, как вознестись на небо.

Древняя история Пасхи: с каких времен начинается

Многие по незнанию упрощают смысл торжества, не вдаваясь в историю. Только некоторые задумываются над вопросами:

Почему мы радуемся возгласу “Христос Воскресе!”, торжество же именуем названием “Пасха”?

Откуда появилась вся атрибутика торжества – крестный ход, взаимные приветствия, определенные кушанья, символика.

Пасхой называется ветхозаветный праздник, отмечаемый за несколько веков до рождения Иисуса и имеющий раньше совершенно другой смысл.

В библейском исходе рассказывается история евреев – народа, угнетаемого египетскими фараонами на протяжении веков. Правители не желали отпускать на свободу народ, строивший ему города.

За это наделенный полномочиями от Бога пророк Моисей неоднократно обрушивал на Египет наказания, и только десятое из них подействовало. Им стало поражение всех первенцев – у людей и домашних животных.

Казнь миновала еврейских младенцев – их жилища были заранее помечены кровью агнца (козленка или ягненка). Сами животные были съедены.

Испуганный фараон отпустил евреев, египтяне прогнали их в большой спешке. Совершился еврейский исход из египетских земель. Пришедшаяся на это время Пасха стала памятным торжеством, напоминающим об исходе.

История иудейского праздника подчеркивается специальными молитвами, обедом, составленным из сладких салатов, мяса агнцев, трав с горьким вкусом. Такой обед ассоциируется с бесконечной горечью ига долгого рабства, сладостью свободы.

Символом быстрых сборов стал пресный хлеб – тесту не хватило времени закиснуть.

Совет. Обязательно сходите на исповедь в Церковь!

Ночь исхода была началом отдельной истории народа евреев. От духовного же порабощения освободить евреев должен Мессия, которого иудеи ждут до сих пор каждую пасхальную ночь.

Пасха давно преобразилась, стала истинно православным праздником, получившим иной смысл благодаря Воскресению Иисуса. К истинно верующим пришел Мессия-Христос, чтобы освободить их от духовного рабства.

Он стал надеждой на вечную жизнь всего человечества.

Пасха или Светлое Христово Воскресенье

Иисус участвовал в ожидающей Пасхе иудеев, завершил ее выполнением и упразднил. Изменились отношения между людьми и Господом.

Преходящий союз Господа с единственным народом стал “ветхим”, то есть устаревшим. Иисус заменил его вековечным союзом, заключенным Господом с человечеством.

На Тайной Вечере, своей предсмертной Пасхе, Христос-Мессия совершает поступки и говорит фразы, изменяющие смысл торжества.

Иисус занял место Спасителя для духовного освобождения человечества однажды и навсегда. В действие Иисус вводит Евхаристию – другую пасхальную трапезу. Ученикам-апостолам о своей смерти он сообщает как о новом жертвоприношении.

Отличия и сходство ветхозаветной Пасхи от новозаветной можно выразить следующими утверждениями:

1. Еврейских младенцев спасла кровь агнца животного происхождения.
Новых первенцев, христиан, искупила кровь Сына Божьева, пролитая на Кресте.

2. Евреи чудесным образом освободились от рабства, перейдя Красное море.
Теперь от власти дьявола, цепей греха людей освобождает крещение водой.

3. Иудеи получили закон от Бога, заключив с ним союз (Завет) на 50-й день после ухода из Египта.
Святой Дух сошел на 50-е сутки после прошедшей Пасхи, положив основу для Нового Завета.

4. Иудеи страдали, странствуя по пустыне 40 лет, претерпевая различные беды, которые укрепили их в вере.
Христиане живут среди испытаний, которые должны с достоинством переносить.

5. Иудеям Бог послал манну, которую те ели во время горестных странствий по пустыне.
Христиане вкушают Кровь, Тело Христовы, получаемые на Литургии.

6. Евреи пришли в обещанную их отцам землю Израильскую.
Верующие христиане обретают Царство Небесное, в котором обитает правда.

7. Иудеи, глядя на водруженного змия из металла, спасались от укусов этих пресмыкающихся.
Христиане избавляются от дьявола, духовного змия силой Креста.

Глубокая связь между Пасхами, отмена ветхой и появление новой делают понятными причины, отчего торжество Его Воскресения называется ветхозаветным наименованием. Апостол Павел утверждал, что христианская Пасха – Иисус, предназначенный в искупительную жертву.

Торжество Воскресения стало завершением Божественной идеи возрождения погрязших в грехе людей в их первоначальной сущности. Произошло спасение человечества. Если в период ветхозаветных пасхальных дней отмечается спасение первенцев иудеев, то новая Пасха – праздник дара вечной жизни человеку. Переоценить важность и масштаб такого торжества трудно.

Загрузка…

Источник: http://proruschurch.ru/paskha/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.