Преподобному Антонию Великому

Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва

Преподобному Антонию Великому

Святой Антоний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении.

Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21).

Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру.

Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему.

Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше.

Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу.

Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов.

Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?” — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему.

“Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига.”

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне.” Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься,” — сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел.

Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих.

Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни.

Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фиваиду,” отвечал Антоний.

Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню.” Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря.

Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию.

Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений.

Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника.

Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась.

Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.

После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб.

“Щедр и милостив Господь,” воскликнул Павел: “Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.”

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца.

Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю.

” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

“Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться.

Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия.

Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой.

Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами.

Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Преподобный Антоний Великий: икона

Икона Святого преподобного Антония Великого

Икона Святого преподобного Антония Великого

Икона Святого преподобного Антония Великого

Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Антоний Великий

Преподобному Антонию Великому

Антоний Великий чтится всеми христианами как величайший подвижник, основатель монашеского подвига. Первый из всех подвижников он ушёл в пустыню для того, чтобы встать на путь духовного совершенствования с целью борьбы со злом.

В память о нём, своём духовном «отце», монашествующие носят имя Антоний, а христиане молятся ему о даровании им смирения, защите от бесовских нападений, избавлении от страстей.

Кроме того, его просят о телесном здравии, которым он обладал при жизни, а так же об укреплении веры.

Кем был святой подвижник Антоний

Преподобный Антоний Великий, родился примерно в 251 год в египетском городе Кома и умер в 356 году в городе Дейр-Мари. Он считается раннехристианским подвижником, пустынником, основателем отшельнического монашества. День его памяти установлен 17 января.

Святой Преподобный Антоний Великий. Фреска монастыря Пантократор на Святой Горе Афон. 1363 год.

Святой Антоний в пустыню удалился не первым, так как до него уже были те подвижники, которые старались скрыться от мира для совершения духовных подвигов. Именно поэтому его считают «отцом монашества» не по праву первенства, а по тому, какой вклад он внёс в становление этого института.

До него уже во II веке уже были известны случаи, когда для достижения аскетических целей, люди поселялись в уединённых местах. Причиной этому могли стать, например, гонения на христиан.

Святитель Антоний же ушёл в пустыню для другого. Он скрылся там от мира исключительно для того, чтобы обрести твердую веру, проводя свою жизнь в аскезе и духовном созерцании. Монастырей он не основывал, не стремился получить такое почётное звание духовного наставника как авва, но люди всегда к нему стремились.

Они видели его мудрость, а так же простоту жизни и старались подражать святому. Именно поэтому рядом с ним начали селиться не только ученики, но и его последователи. Сам Антоний такое вмешательство в его отшельничество не одобрял.

Отцы Павел Фивейский и Антоний Великий. Коптская икона.

В историю церкви Антоний Великий вошёл как основатель отшельнического монашества. Для такого типа общежития характерно раздельное проживание нескольких отшельников. Они селятся неподалёку друг от друга в хижинах или же пещерах, которые называются скитами.

Данным поселением, которое носит название лавры, руководит духовный наставник или же авва. Основное занятие монахов-отшельников – молитва, труд и пост. В честь древнехристианских лавр своё название получили крупные и известные православные монастыри, например, Троице-Сергиева Лавра.

Ещё при жизни святого возник и другой вид иноческой жизни. При нём подвижники должны были собраться в одну общину, нести совместно труды, в зависимости от способностей и силы, разделять общую трапезу, а так же подчиняться одним правилам. Аввы таких общин позже стали называться архимандритами, а сами общины монастырями или киновиями.

Основателем такого общежительного монашества стал считаться преподобный Пахомий Великий.

Житие святого Антония

Житие Антония Великого, написанное Афанасием Великим, говорит о том, что святой подвижник родился в Египте в семье состоятельных и благородных родителей, от которых он принял христианскую веру и получил христианское воспитание. Будучи ещё ребенком, он уже почитался за исключительное благочестие.

Его родители умерили, когда ему было всего лишь двадцать лет, и он был вынужден заботиться о своей малолетней сестре.

Св. Антоний на картине Франсиско де Сурбарана

Как гласит предание, один раз преподобный вошёл в храм, где услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21).

Они произвели на него столь серьёзное впечатление, что он отказался от полученного после смерти родителей наследства, передав его бедным односельчанам. Ещё через некоторое время он покинул свой дом. Причиной такого шага стало знакомство его с одним старцем, который был известен своим усердием в служении Богу.

Свою малолетнюю сестру он поручил знакомым ему девам, которые отличались целомудрием и благочестием.

Преподобный недолго прожил вместе со старцем, так как вскоре оставил его и уединился в Фивадской пустыне. Здесь он начал молиться и жить в гробовой пещере, которая находилась рядом с его родовым селением. Потом он отправился на жительство в развалины военного укрепления, которое было в древности построено на берегу Нила, в Писпире.

Святой 20 лет жил в пустыне, лишь изредка общаясь с людьми, которые специально прибыли, чтобы пообщаться с ним.

За это время его много раз искушал дьявол и поэтому Антоний решил наложить на себе наиболее трудные обеты, так, например, он, даже с теми, кто приходил поговорить с ним, вёл беседу только через узкое отверстие в стене, для того чтобы ни что не прервало его постничества.

Испытания преподобного были настолько трудны, что он узнал волю Божью, когда ему явился Иисус Христос. Господь сообщил ему о том, что Он был с ним всё это время.

Многочисленные его ученики и подражатели селились рядом с ним и просили организовать для них монашескую жизнь. Именно поэтому в 305 году Антоний решил прервать своё уединение.

В 311 году, когда император Максимин возобновил гонения на христиан, святой отправился в Александрию, где появлялся в самых опасных местах, для того, чтобы ободрить братьев и сестёр по вере.

После того, как гонения были прекращены, он в 313 году, ища уединения, пошёл на берег Красного моря, где поселился в Писпирских горах, в монстере, находящимся рядом с Суэцким заливом.

Желая не обременять своих учеников, которые приносили ему еду, святой начал самостоятельно возделывать здесь небольшое поле. Периодически он так же посещал отшельников, подвизавшихся в данной местности под его руководством.

После жития в уединении в течение 70 лет, Антоний отправился на встречу со святым Павлом Фивейским, прожившим в отшельничестве 90 лет. На ней он сообщил брату по вере о том, что в Римской империи прекратилось гонение на христиан. Кроме того, он рассказал ему о том, что в её пределы проникла ересь арианства.

Диего Веласкес. Св. Антоний и Павео-Отшельник.

Примерно в 350 году Антоний уступил настойчивым просьбам Афанасия Великого и покинул свой отшельнический скит. Святой пришёл в Александрию, дабы принять участие в споре с арианами.

Дело в том, что последователи учения Ария для того, что бы склонить верующих на свою сторону объявили о том, что Антоний принадлежит к их учению. Преподобный лично осудил аринство, выступив на собрании. Здесь он не только публично развеял распространявшиеся слухи о том, что он перешёл в аринствво, но и при епископе проклял это еретическое учение.

Появление старца произвело такое впечатление на народ, что многие отказались от ереси. Народ пошёл к нему и ждал чудес от него. К сожалению, это было последнее явление подвижника народу.

Жизнь Антония прервалась в его пустыне по возращению из Александрии. Свято не желал, чтобы народ его обоготворил и поэтому приказал двум своим ученикам, которые ухаживали за ним 15 последних лет, не открывать место его погребения.

Мощи святого Антония Великого были обретены при императоре Византии Юстиниане. Их торжественно перенесли из египетской пустыни сначала в Александрию, потом в Константинополь.

В 980 году мощи прибыли во Францию, где и хранятся поныне в ковчеге. Кроме того, «глава преподобного Антония» с 1491 года сохраняется в Ителии, в церкви св. Июлиана города Арле.

Икона Антония Великого

Икона Антония Великого весьма почитаема в христианском мире. На ней старец обычно изображается достаточно молодым, так как он сохранил достаточно молодой внешний вид до глубокой старости. Это особое чудо. Его всегда изображают старым, но не дряхлеющим. У святого сильный взгляд и густая, окладистая борода.

Коптская икона преп. Антония Великого

На иконах преподобный всегда изображается или по пояс или же в полный рост. Он держит в правой руке крест Господен, а в левой – Святое Писание. В Египте до сих пор существует Антониев монастырь.

В нём и храниться наиболее известная и почитаемая его икона. Кроме того, в России так же много икон святого. Так образ Антония есть в Ясенево, Москва, и в Ростове-на-Дону, Великий Новгород.

Монастырь пре. Антония Великого в Великом Новгороде

Перед иконой святого Антония Великого необходимо молиться о собственном выздоровлении и выздоровлении близких. Его образ чудотворен и поэтому может исцелять как физические, так и душевные недуги, кроме того, он облегчает иные страдания. Пожилые люди могут продлить свой век в том случае, когда этот образ есть у них дома.

Афанасий Великий об Антонии Великом

Житие Антония составил другой великий святой – Афанасий Великий. Именно от него мы узнаём поучения Антония Великого, которые стали основой для всего иноческого пустынножительства.

Павел Фивенский и Антоний Великий были известны Афанасию, поэтому, когда Антоний пришёл к Павлу он видел, как преподобные общаются меж собой и смог записать их беседы.

Монастырь преподобного Антония Великого

Афанасий Великий оставил о святом Антонии множество свидетельств, так, например, он утверждал, что: «Весьма чуден был он по вере и благочестив.

Никогда не имел общения с отщепенцами мелетианами, зная давнее их лукавство и отступничество; не беседовал дружески с манихеями, или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию…»

Благодаря преподобному Афанасию мы сейчас знаем, о том, кто будет заботиться о иноках в их отшельничестве, а так же о том подвиге веры, который совершил святой Антоний Великий. Нынешние подвижники должны помнить таких благочестивых старцев, которые не думали о завтрашнем дне, но исключительно пеклись о спасении своей души.

Житие преподобного Антония, составленное святым Афанасием, высоко ценил Иоанн Златоуст. Он считал, что его необходимо изучать всем христианам. В наше время, как отцы церкви, так и светские ценители христианской литературы, признают его литературным шедевром. Как аскеты, так и миряне получат большую пользу , изучив это житие.

Источник: https://hranitel.club/92-antonij-velikij

Антоний великий – древо

Преподобному Антонию Великому

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Антоний Великий, икона 2-й половины XVI века.

Антоний Великий (ок. 251 – 356), отшельник египетской пустыни, основатель отшельнического монашества, преподобный

Память 17 января

Родился в городе Коме (ныне Куманс, Египет) около 251 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом.

Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему.

Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру.

Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девствен-ницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему.

Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше.

Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу.

Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние.

Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему.

«Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига».

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел.

Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих.

Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни.

Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В верхнюю Фиваиду», — отвечал Антоний.

Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря.

Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию.

Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений.

Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу.

Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью.

Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами.

Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.

После братского лобзания, Павел спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, — воскликнул Павел. — Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца.

Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю».

На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

«Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться.

Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия.

Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого. На месте его подвигов был основан монастырь.

В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского упоминается, что мощи преподобного Антония были открыты и перенесены в Александрию в 561 году при императоре Юстиниане, затем около 635 года их перевезли в Константинополь.

В 980 году они были перенесены в город Арль в Галлии (нынешней Франции), в церковь св. Иулиана.

Однако в монастыре святого Антония считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени [1].

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой.

Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами.

Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Молитвословия

Тропарь

Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель, / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Использованные материалы

[1]  Иван Яковлев. “Монастырь преподобного Антония Великого в Египте” – http://www.pravoslavie.ru/put/060206102806.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/2827.html

Преподобному Антонию Великому

Преподобному Антонию Великому

Ревни́теля Илию́ нра́вы подража́я, Крести́телю пра́выми стезя́ми после́дуя, о́тче Анто́ние, пусты́ни бы́л еси́ жи́тель и вселе́нную утверди́л еси́ моли́твами твои́ми. Те́мже моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Стихи́ра, гла́с 6:

Преподо́бне о́тче, во всю́ зе́млю изы́де веща́ние исправле́ний твои́х, те́м на небесе́х обре́л еси́ мзду́ трудо́в твои́х, де́монския погуби́л еси́ полки́ и Ангельския дости́гл еси́ чи́ны, и́хже житию́ без поро́ка поревнова́л еси́, дерзнове́ние име́я ко Христу́ Бо́гу, ми́р испроси́ душа́м на́шим.

Пе́снь 1

Ирмос: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.

Припев: Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас.

Безсме́ртия и жи́зни е́мься ве́чныя я́ве и Трисия́нныя зари́, о́тче, насыща́яся, просвеще́нием благода́ти омраче́нную ду́шу мою́ озари́ти помоли́ся, я́ко да досто́йно воспою́ тя.

Мла́д сы́й во́зрастом телесе́, но́в пу́ть доброде́тели восприе́м, си́м безбе́дно ше́ствовал еси́, зако́ну но́вому повину́яся Спа́сову, треблаже́нне, и живоно́сным повеле́нием Ева́нгелия после́дуя.

Трисо́лнечным сия́нием, всему́дре, озаря́емь, злоу́мное, блаже́нне, де́монов свере́пство, и звере́й зия́ния, и ра́н боле́зни, я́коже паучи́ну, разори́л еси́, Боже́ственным разжиза́емь жела́нием.

Богородичен: Яко Бо́жия Ма́ти, дерзнове́ние иму́щи к ро́ждшемуся из Тебе́ Единоро́дному Сло́ву, и Отцу́ Собезнача́льному, и Соесте́ственному Ду́ху, моля́щи не преста́й от бе́д спасти́, Всенепоро́чная, Тя́, Богоро́дицу, сла́вящия.

Пе́снь 3

Ирмос: Утвержде́й в нача́ле небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.

Утвержде́нным по́мыслом и кре́пким терпе́нием страсте́й увяди́л еси́ пла́мень, в безстра́стия све́тлую оде́жду, Анто́ние, оде́ялся еси́, о́тче, и спасе́ния ри́зу.

Крепча́йшия прило́ги де́монов дерза́ющих и зве́рскими о́бразы подо́бящихся, пренебре́гл еси́ те́х немощну́ю си́лу, кре́пкаго бо име́л еси́ во бране́х Спомо́щника.

Богоно́сец, нача́ла тмы́ и вла́сти обличи́в воздержа́нием кре́пким, до́блественный победи́тель, Анто́ние, бы́л еси́, по́стников сла́ва, мона́шествующих похвала́.

Богородичен: Умерщвле́нный мо́й у́м живо́тным де́йством, из Тебе́ я́вльшимся ми́ру, воздви́гни, Чи́стая, и к жи́зни наста́ви, я́же сме́рти две́ри разо́ршая еди́на Рождество́м Твои́м.

Седа́лен, гла́с 8.

Ду́шу твою́ связа́в любо́вию Христо́вою, земна́я возненави́дев вся́ му́дре, водвори́лся еси́, о́тче преподо́бне, в пусты́нях и гора́х, разу́мнаго бо дре́ва вкуси́в, сла́вне, я́ко от незаходи́мых, таи́нниче, Ангельски просия́л еси́. Те́мже и, мра́к проше́д пло́ти твоея́, тму́ отгна́л еси́ де́монов, Анто́ние, и, мона́шествующих предызбра́нный, моли́ Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Яко Всенепоро́чная Неве́сто Творца́, я́ко Неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, прия́телище я́ко су́щи Уте́шителя, Всепе́тая, беззако́ния мя́ су́ща скве́рное оби́телище и де́монов игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, Светоно́сная Нетле́нная. Отжени́ о́блак страсте́й, и вы́шняго прича́стия сподо́би, и Све́та Невече́рняго моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 4

Ирмос: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра Отча, и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Доброде́телей ле́ствицу Боже́ственную употреби́в, к высоте́, о́тче, возше́л еси́ и Бо́га ви́дел еси́, на не́й утвержде́на и да́ры раздава́юща руко́ю богате́йшею ве́рно пою́щим: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Ве́сь Бо́гу освяти́лся еси́, Анто́ние, еди́н Еди́ному, всему́дре, единя́яся доброде́телию и бесе́дами и богоявле́ния, я́ко чи́ст, сподобля́емь: земли́ бо и земны́х отступи́в, досто́йно небе́сное обре́л еси́ наслажде́ние.

Ум и ду́шу очи́стив, Анто́ние, пре́лесть, о́тче, душегу́бную, и кова́рствия, и ле́сти го́рькия, и мечта́ния враго́в обличи́л еси́, пострада́в бо, навы́кл еси́ и, научи́вся, учи́ши мона́шествующих мно́жества, всеблаже́нне.

Богородичен: Бо́га, из Тебе́ воплоще́ннаго, моли́, непрело́жно, е́же бе́, пребы́вша и есте́ственно ра́вна Отцу́, и Тебе́, Ро́ждшей, бы́вша Единосу́щна, проще́ние прегреше́ний и ду́ш спасе́ние пою́щим Тя́ ве́рою дарова́ти.

Пе́снь 5

Ирмос: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Живу́ща в тебе́ име́я вся́ ви́дящаго Бо́га, блаже́нне, науча́юща тя́, и просвеща́юща, и умудря́юща, ду́ш, треблаже́нне, чи́стых и блаже́нных восхо́ды зре́ти сподо́бился еси́.

Исцеле́ний тебе́ благода́ть на неду́ги разли́чныя дарова́ и на ду́хи нечи́стыя Христо́с вла́сть, му́дре: естество́ бо, о́тче, победи́в, па́че естества́ даро́в причасти́лся еси́ Ду́ха.

Богородичен: Тя́ сте́ну иму́ще и предста́тельством Твои́м соблюда́еми, Твое́ю боже́ственною сла́вою хва́лящеся, Тя́ блажи́м: Ты́ бо, Всечи́стая, душа́м на́шим источа́еши весе́лие и ра́дование.

Пе́снь 6

Ирмос: Бе́здна грехо́в и прегреше́ний бу́ря мя́ смуща́ет и во глубину́ ну́жднаго ре́ет мя́, отча́яния, но Твою́ кре́пкую ру́ку мне́ простри́, я́ко Петро́ви, о Упра́вителю, и спаси́.

Зако́нное страда́льчески житие́ от мя́гких ногте́й восприи́м, богому́дре, да́же до конца́ соблю́л еси́ и, я́ко боже́ствен до́блественник, вене́ц прия́л еси́ побе́ды от все́х Ца́рствующаго.

Иму́ще тя́ к Бо́гу моли́твенника крепча́йша, блаже́нне, и о́бщника попече́ний, и предста́теля, и побо́рника, и хода́тая благоче́стия, от вся́ких спаса́емся бе́д, и напа́стей, и обстоя́ний.

Богородичен: Вознесла́ еси́ всеи́стинно па́дшееся челове́ческое существо́, во зра́це Боже́ственнем и Отца́ в ра́венстве, ви́димаго Сы́на неизме́ннаго, Богома́ти, без се́мене во чре́ве поноси́вши.

Конда́к, гла́с 2

Жите́йския молвы́ отри́нув, безмо́лвно житие́ сконча́л еси́, Крести́теля подража́яй вся́ким о́бразом, преподо́бнейший, с ни́м у́бо тя́ почита́ем, отце́в нача́льниче, Анто́ние.

Икос:

Христо́в гла́с услы́шав, ше́ствовал еси́ в сле́д Того́ за́поведей, на́г жития́ бы́в, и отве́ргл еси́ попече́ния вся́ стяжа́ний, име́ний и рабо́в твои́х, и сестры́ любле́ние, богоно́се Анто́ние, и, еди́н в пусты́нях Бо́гу бесе́дуя чисте́йше, ра́зума благода́ть прия́л еси́, ю́же ми́ посли́, в пе́снех тя́ пою́щему, отце́в нача́льниче, Анто́ние.

Пе́снь 7

Ирмос: Бо́жия снисхожде́ния о́гонь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице, лику́юще поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Ча́ши бы́ша арома́т лани́ты твоя́, доброде́телей благово́ние и спасе́ние благоуха́ющия, я́ко от цве́тника, ве́рою зову́щим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Благода́ть Ду́ха Всесвята́го, в тя́ все́льшися, духо́в гони́теля лука́вствия, о́тче, соде́ла и мона́шествующих обучи́теля, зову́ща: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богородичен: Мари́ю Пречи́стую и Всесвяту́ю восхва́лим: То́ю бо благода́ть на́м источа́ется па́че ума́ даро́в, я́ко от пото́ка Боже́ственныя бла́гости, Юже благочести́вым по́мыслом ны́не ублажи́м.

Пе́снь 8

Ирмос: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

В моли́твах бо́дрое, в поще́ниих благомо́щное, терпели́вное в напа́стех, Анто́ние, ума́ чистото́ю на земли́, я́ко Ангел, показу́я, Бо́гу вопия́л еси́: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Моли́твами, преподо́бне, и мольба́ми приближа́яся ты́ непреста́нно к Бо́гу, восте́кл еси́ к высоте́ превзя́тей, де́монских сете́й избе́г, свободи́вся же те́х мучи́тельства, богому́дре, воспева́еши: свяще́нницы, по́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Но́вый Моисе́й бы́в, в пусты́ни побе́ду на враги́ и бори́тели поста́вил еси́, лю́ди предводя́, по́стников собо́р в весе́лии и но́вом жи́тельстве, вопию́щих Влады́це: свяще́нницы, благослови́те, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богородичен: Богороди́тельнице Всечи́стая, души́ моея́ я́звы и грехо́вныя стру́пы очи́сти, исто́чниками омыва́ющи, су́щими из боку́ Рождества́ Твоего́ и су́щими из того́ очища́ющи струя́ми, к Тебе́ бо взыва́ю, и к Тебе́ прибега́ю, и Тя́ призыва́ю, Богоблагода́тную.

Пе́снь 9

Ирмос: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Наста́ светоно́сный тво́й пра́здник, всеблаже́нне о́тче Анто́ние, испо́лнь ра́дости, испо́лнь весе́лия духо́внаго, испо́лнь Свята́го Ду́ха, испо́лнь благоуха́ния и просвеще́ния, и ны́не, иму́ще тя́ поще́ния пра́вило и законополо́жника, ра́дуемся.

Не преста́й моля́ Изба́вителя, всечестны́й о́тче, дарова́ти благогове́йно па́мять твою́ соверша́ющим свяще́нную, прегреше́ний оставле́ние, дарова́ний раздая́ние, боже́ственное предста́тельство, ду́ш спасе́ние, ве́чное ра́дование.

Равноа́нгелен пожи́в на земли́, равноа́нгельну обре́л еси́ све́тлость, те́х бо богови́днейшим сия́нием в прича́стии бы́л еси́. С ни́миже и ра́дуешися всегда́, я́ко боже́ственный проро́к, я́ко му́ченик венцено́сец, я́ко мона́шествующих верхо́вник.

Богородичен: Зачала́ еси́, Де́во, без се́мене вся́ческая созда́вшаго Сло́во Бо́жие, кроме́ хоте́ний плотски́х, и без истле́ния родила́ еси́, без боле́зней ма́терних. Те́м Тя́, Богоро́дицу, и язы́ком, и се́рдцем испове́дующе, велича́ем.

Свети́лен

Све́т единонра́вных показа́лся еси́, све́та ходи́ти стезя́ми благочести́выя научи́в, Анто́ние, отце́в о́тче, и пла́мень мо́лнии па́ки о́гнь испуща́я и попаля́я де́монов полки́.

Сла́ва, и ны́не:

Тя́ пе́сньми немо́лчными ублажа́ем, Де́во, я́ко от Тро́ицы Еди́наго родила́ еси́, Богоро́дице, и носи́ла еси́ на боже́ственных объя́тиих Пресу́щественное Сло́во, невра́щно и неизме́нно.

Стихи́ры, гла́с 8.

Преподо́бне о́тче Анто́ние, / ты́, и́го Христо́во на ра́мена взе́м, / до́блественне наи́тие вра́жие попра́л еси́ / и пусты́ни гра́ды показа́л еси́, / сего́ ра́ди тя́ вси́ ве́рою почита́ем, / о всеблаже́нне, / мона́шествующих похвало́. / Те́мже Христа́ непреста́нно моли́, / о е́же спасти́ся на́м.

Ве́рою соше́дшеся вси́, / я́ко по́стника Христо́ва / тя́ почита́ем, Анто́ние: / ра́дуяся бо, ше́ствовал еси́ в пусты́ни непрохо́дней, му́дре, / наста́вник сея́ бы́л еси́ че́стен. / Те́мже тебе́ мы́ ве́рою взыва́ем: / о всеблаже́нне, / мона́шествующих похвало́, / о на́с моли́ся ко Го́споду, / е́же спасти́ся на́м.

Преподо́бне о́тче Анто́ние, / и́стинныя ра́ди жи́зни / во гро́бе заключи́лся еси́, / ника́коже боя́ся неви́димых враго́в: / иногда́ бо, толца́ния творя́ще, приидо́ша к тебе́, / ты́ же моли́твами твои́ми си́х без ве́сти сотворя́л еси́, / о терпеливоду́шне, / пусты́ни первонача́льниче. / Те́мже тя́ ве́рно вси́ почита́ем и ублажа́ем.

Сла́ва, гла́с 8:

На не́бо теку́щую возше́д колесни́цу, чу́дне, доброде́телей, дости́гл еси́ краегра́дие поще́нием, из пусты́ни обходя́ го́рняго Иерусали́ма прекра́сная, и, от боле́зненных подвиго́в досто́йно по́чести прие́м, с небе́сными ра́дуешися чинонача́лии, всеблаже́нне, ве́чных благи́х насле́дник и Ца́рствия жи́тель бы́в, но моли́ся, богоно́се Анто́ние, Спа́су все́х умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

И ны́не, Богородичен:

Влады́чице, приими́ моли́твы ра́б Твои́х и изба́ви на́с от вся́кия ну́жды и печа́ли.

Молитвы Антонио Великому: самые сильные

Преподобному Антонию Великому

Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.

История Антонио Великого

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках.

С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу.

После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

В чем помогают молитвы святому антонию?

День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.

Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.

Тропарь, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем.

Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами.

Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-antonio-velikomu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.