Преподобному Иоанну Рыльскому

Преподобному Иоанну Рыльскому

Преподобному Иоанну Рыльскому

Ирмос: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Запе́в: Преподо́бне о́тче Иоа́нне, моли́ Бо́га о на́с.

Присносу́щным све́том ны́не озаря́яся и со Ангелы ве́сь све́тел предстоя́ Вседе́телю, се́рдца моего́ омраче́ние прожени́, о́тче, я́ко да све́тло пропове́даю жития́ твоего́ до́блести.

Вкорени́вшееся в души́ твое́й жела́ние неизрече́нныя красоты́ Христо́вы стяжа́в, чу́вственныя две́ри все́м тле́нным и мимотеку́щим затвори́л еси́ и мно́гими по́двиги получи́л еси́ жела́емое.

Сла́ва: Вели́кое смотре́ние Бо́жие от утро́бы ма́терни тя́ освяти́ и сосу́д показа́ благоприя́тен Свята́го Ду́ха, те́мже от младе́нства при́сно бы́л еси́ стра́хом Бо́жиим огражда́емь.

И ны́не, богоро́дичен: Та́инства стра́шнаго яви́лася еси́ Де́лательница, разстоя́щая соедини́вши существа́: Бо́га бо безпло́тнаго, заче́нши, пло́тию сопряже́нна произвела́ еси́ во еди́ном лице́, во двою́ же естеству́, Чи́стая.

Пе́снь 3

Ирмос: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́бося ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Бо́дренно очи́ма души́ твоея́ ви́дев, я́ко вся́ су́етна су́ть, отве́ргл еси́ мирску́ю красоту́, и ни́щим име́ния твоя́ разда́л еси́, и сокро́вище некра́домое на небеси́ стяжа́л еси́.

Боже́ственных послу́шав за́поведей, в смире́нии пребыва́л еси́ все́ житие́ твое́ и, я́ко непотре́бен, во оте́чествии твое́м вмене́н бы́л еси́ поноше́нием, и́стинныя сла́вы жела́нием пита́яся.

Сла́ва: Отврати́л еси́ плещи́ твоя́ от ми́ра и возве́л еси́ в го́ры о́чи твои́, ча́я по́мощи отту́ду Боже́ственныя; те́мже от горы́ святы́я Своея́ услы́ша тя́ Бо́г и вознесе́ тя́ чудесы́.

И ны́не, богоро́дичен: Вопие́т Дави́д богооте́ц к Деви́це: у́хо Твое́ приклони́, Дщи́ Царе́ва, и ви́ждь люде́й Твои́х озлобле́ние, гла́сы услы́ши блажа́щих Тя́ и Твою́ велича́ющих ми́лость.

Пе́снь 4

Ирмос: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни Ангел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Воззва́ тя Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме, я́коже дре́вле пра́отца Авраа́ма, изы́ти от земли́ оте́чества твоего́ повелева́я, ты́ же после́довал еси́ словеси́ Его́ со усе́рдием.

Свети́льник положи́л еси́ нога́ма твои́ма зако́нная повеле́ния и све́т стезя́м твои́м, те́м во све́те изы́де пра́вда твоя́ и, я́коже полу́дне, всему́ ми́ру возсия́л еси́.

Сла́ва: Оде́жда пло́ти твоея́ ри́за ко́жаная бы́сть, в ню́же обо́лкся, умертви́л еси́ страстна́я взыгра́ния, о́тче, и дебельство́ ко́жное ри́зы Ада́мския до конца́ истни́л еси́.

И ны́не, богоро́дичен: Уподо́би Тя́ Дави́д голуби́це, посре́бренне криле́ иму́щей и злата́я междура́мия, Препе́тая; те́мже покры́й мя́ от стре́л, летя́щих во дни́, и изба́ви мя́.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Собла́зн при стези́ угото́вав, препя́ти души́ твоея́ тече́ние диа́вол тща́шеся и разбо́йники посла́ отгна́ти тя́ от пеще́ры пе́рвыя; ты́ же, я́ко за Христа́ гони́мь, бе́гая, ра́довался еси́.

Слеза́ми оче́с твои́х зе́млю напои́в пребога́тно, прозябе́ слану́ток тебе́ неора́нно, преблаже́нне, и́мже немощно́му те́лу твоему́ ма́лое утеше́ние подава́л еси́, Пищеда́телю благода́рственная воспева́я.

Сла́ва: Зако́ном Христо́вым науче́нный, о пи́щи и оде́жди не попе́клся еси́, но, небе́сных пти́ц де́ло исполня́я, в дре́во ду́пленное всели́лся еси́ и без покро́ва на мно́ги дни́ пребы́л еси́.

И ны́не, богоро́дичен: Ке́дры лива́нския превозше́дшая, Горо́ ту́чная и конце́м блиста́ющая доброде́телию, си́лою без руки́ от Тебе́ отсе́кшагося Ка́мене сокруши́ и́долы страсте́й мои́х и ду́шу утверди́, Блага́я.

Пе́снь 6

Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Обновле́нное ра́лом по́стническим се́рдце твое́ восприи́м, Бо́г в пусты́ни неора́нней пло́д тебе́ произрасти́.

От мно́гих ле́т диа́вол му́чаше челове́ка, его́же ты́, к тебе́ приведе́нна, вско́ре исцели́л еси́ моли́твою.

Сла́ва: Илия́ проро́к го́рстию муки́ вдови́цу пита́ше со ча́ды, ты́ же, чудотворя́, ма́лою пи́щею напита́л еси́ пасу́щих.

И ны́не, богоро́дичен: От язы́ка льсти́ваго изба́ви мя́, Ма́ти Бо́жия Благосе́рдая, неду́гов же и скорбе́й, ра́дость да́рующи се́рдцу моему́.

Пе́снь 7

Ирмос: Образу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси, Бо́же оте́ц на́ших.

Поще́нием мно́гим и бо́дренною моли́твою, нестяжа́нием и сле́зными исто́чники украси́л еси́ тво́й душе́вный до́м, о́тче, Сердцеве́дец же, обре́т, всели́ся в не́м, испо́лнив его́ Свои́х дарова́ний.

Победи́л еси́ тмочи́сленная кова́рства врага́, стезе́ю те́сною ше́ствовав, и Подвигополо́жнику Го́споду угоди́л еси́, от Него́же вене́ц прии́м, чуде́с исто́чник стяжа́л еси́ све́тлое воздая́ние.

Сла́ва: Боже́ственная ра́ка моще́й твои́х, я́коже ра́й, благоуха́ет, па́че ины́х арома́т, чу́вства все́х притека́ющих и сердца́ наслажда́ющи, преподо́бне, и явле́ние иму́щи нема́лое у́мных дарова́ний.

И ны́не, богоро́дичен: Не обре́те Бо́г святе́йшия па́че Тебе́, смы́слом и те́лом де́вствующия, его́же ра́ди вожделе́ добро́ты Твоя́ и в Тя́ всели́ся, от пречи́стых крове́й пло́ть прии́м, да со земны́ми поживе́т.

Пе́снь 8

Ирмос: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

В телеси́ ме́ртвеннем твоему́ па́че естества́ терпе́нию дивя́щеся, Ангельстии ли́цы оби́тель тебе́ на небеси́ све́тло предугото́ваша, в ню́же тя́ и прия́ша, от земли́ преста́вльшагося.

Боже́ственное дарова́ние чудесы́ открыва́ет сокрове́нное в земли́ те́ло твое́ де́вственное, Иоа́нне преблаже́нне, и исто́чник излива́ет благода́ти все́м ве́рным, твоея́ по́мощи прося́щим.

Сла́ва: Словесы́ да воспое́тся Бо́г Триипоста́сный, Еди́н Сы́й по существу́: Сло́во, Еже к Бо́гу, Оте́ц, Иже в не́дрех Того́ нося́й, и Ду́х Боже́ственный, от Отца́ исходя́й.

И ны́не, богоро́дичен: Се́, я́коже изреко́ша злата́я Твоя́ и пречи́стая уста́, Богоро́дице, блажа́т Тя́ вси́ ро́ди ве́рно, поне́же Бо́г Тя́ возвели́чи и херуви́м честне́йшую яви́ Тя.

Пе́снь 9

Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Боже́ственную твою́ Це́рковь исто́чник чуде́с яви́ Бо́г па́че, не́жели дре́вле иуде́ом о́вчую купе́ль: не еди́н бо, но безчи́сленное мно́жество, приходя́ще, прие́млют исцеле́ния, преблаже́нне Иоа́нне.

Жи́зни нетле́нныя на земли́ кро́тких сподо́бился еси́ и со Ангелы водворе́ния, сно́м же на мно́зе вре́мени усну́в, во гро́бе я́ко жи́в явля́ешися и неруши́мь, богоблаже́нне Иоа́нне.

Сла́ва: Благода́ть твою́ и благи́х хоте́ние свы́ше на́м да́руй, по си́ле тебе́ словеса́ истка́вшим хвале́ния от жела́ния серде́чнаго, Иоа́нне прехва́льне, чуде́с неоску́дный исто́чниче.

И ны́не, богоро́дичен: Ле́ствице небе́сная, све́щниче златы́й и трапе́зо пречи́стая, от земли́ на не́бо возведи́ мя, сия́нием Сы́на Твоего́ освети́ мя и хле́бом Боже́ственным насы́ти, се́рдце мое́ утвержда́ющи пе́ти Тя́ во ве́ки.

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Земна́я звездо́ чуде́сная, я́же от преде́л Сре́дца гра́да возсия́вшая, и све́щниче живы́й, и́же всю зе́млю Бо́лгарскую све́том пра́вды Бо́жия осиява́яй, преди́вный в по́стницех уго́дниче Бо́жий, о́тче Иоа́нне, преподо́бных у́бо ра́дование, Це́ркве Бо́лгарския украше́ние, ве́ры Правосла́вныя кре́пкое утвержде́ние, ско́рый помо́щниче к тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющим и вели́кий пред Го́сподем о всех нас предста́телю! Приими́, преблаже́нне, моле́ния на́ша и умоли́ Христа́ Бо́га на́шего, я́ко да вси, тобо́ю неви́димо охраня́еми и сою́зом бра́тския любве́ связу́еми, лю́дие слове́нстии в ми́ре пребыва́ют и благоче́стии, и да изба́вит их Госпо́дь от враг ви́димых и неви́димых, от наше́ствия иноплеме́нник, от неду́га и гла́да, от вся́кия ско́рби и вся́каго зла. Предстоя́щим же зде и моля́щимся пред честно́ю ра́кою моще́й твои́х испроси́, преподо́бне, у Го́спода на́шего Иису́са Христа́ вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, да вси с тобо́ю непреста́нно прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_noyabr/kan_1noyabr_ioann2.html

Преподобный Иоанн Рильский

Преподобному Иоанну Рыльскому

Преподобный Иоанн Рильский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София).

Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему.

Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода.

Преподобный Иоанн Рыльский

Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села.

Где и когда святой Иоанн принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда.

Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука.

Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его.

Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного.

Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева.

Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время.

Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям.

Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте».

Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка.

Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

Св. Иван Рилски Чудотворец. Св. Иоанн Рильский — St. John of Rila Wondermaker

С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом.

Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни.

За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972).

Преподобный Иоанн Рыльский

Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался).

Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного.

В 1183 году венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом.

В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1/14 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Дни памяти:

  • Июль 1 (Возвращение мощей),  
  • Август 18,  
  • Октябрь 19/1 ноября (Перенесение мощей)

Тропарь Иоанну Рыльскому

Покаяния основание, прописание умиления, /образ утешения, духовнаго совершения /равноангельное житие твое бысть, преподобне. /В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый, /

отче Иоанне, / моли Христа Бога о душах наших.

Кондак

Ангельскому житию поревновав, преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси, и Того заповедьми ограждаяся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений. Тем зовем ти: радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Стихира

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Христово избранное стадо, приидите, стецемся к честней памяти преблаженнаго Иоанна, в Рыльстей пустыни просиявшаго.

Се предлежит нам честное его тело, веры нашея утверждение, преподобных удобрение, еретичествующих посрамление, не верующих воскресению: сей бо по смерти слепым подает прозрение, хромым хождение, сличенныя исправляет, разслабленныя стязает, бесы прогоняет и благоверных на сопротивныя укрепляет. Духом же предстоя Престолу Владычню, молится всегда ко Господу о иже верою и любовию празднующих всечестную память его.

E-mail

Источник: http://www.brooklyn-church.org/prepodobnyj-ioann-rylskij.html

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобному Иоанну Рыльскому

Преподобный Иоанн родился около 876 года в болгарском селе Скрино, которое находилось к северу от горы Руен, составляющей северное окончание Осоговских гор, в двенадцати часах езды от города Софии. Ныне Скрино не существует, и видны только его развалины.

Родители преподобного были небогатыми, но очень благочестивыми людьми, старавшимися воспитать сына в любви ко Господу.

Когда родители умерли, юный Иоанн, роздал все свое имущество бедным и неимущим и, стремясь к иночеству, свободный от семейных и общественных обязанностей, в одной кожаной одежде ушел в ближайший монастырь в Осоговской горе, где и стал сначала послушником, а потом иноком.

Монашескому житию Иоанн отдавался со всей искренностью и пылкостью своей нежной души. Развив в себе аскетический дух, он задумывается уже о совершенном уединении и безмолвном житии.

Ради этого, после горячей молитвы ко Господу, инок Иоанн оставляет монастырь и уходит в пустынные горы близ Витоша, где, сплетя из хвороста шалаш и питаясь только дикими растениями, в уединении, вдали от мира, не тревожимый его волнениями, суетой и скорбями, в беседе с Самим Богом, стремясь сокровенным деланием во Христе к духовному совершенству, предается подвигам поста и молитвы. Но мир не оставляет его и здесь. На более чем скромное жилье отшельника нападают разбойники, они избивают Иоанна и изгоняют из шалаша. В желании найти более безопасное и уединенное убежище преподобный приходит в пустыню Рыльскую и поселяется в диких горах Голец в глубокой пещере «идеже солнце не призираше, ни ветр веяше, но токмо ангел един прихождаше к нему». Так живя в постоянном посте и слезной молитве ко Господу, не давая ни отдыха, ни покоя своему телу, провел он двенадцать полных лишений лет.

Однажды отшельника посетил его племянник Лука. С любовию Иоанн принял юношу и особенно обрадовался, когда услышал, что тот жаждет душевного спасения и готов разделить с ним подвижнические труды.

Но брат Иоанна, скорбевший об уходе своего сына, обретя отрока у подвижника, по наущению духа злобы воспылал на сына гневом, порицал его и даже ударил камнем и повлек за собой домой.

Иоанн, видя все это, молчал и, размышляя о суете мирского жития, пал на землю и стал слезно молить Господа устроить спасение отрока. Насильственно удаленный отцом юноша пошел домой, но дорогой был укушен змеей и умер.

Отец, внезапно лишившись сына, осознал свою вину, раскаялся и, возвратившись к брату, сообщил ему ужасную весть. Подвижник велел погребсти юношу невдалеке от своего жилища и часто с молитвой навещал могилу; это тихое место стало любимым местом отдыха пустынника.

Укрывшиеся в горах вблизи преподобного, разбойники продолжали причинять отшельнику много скорбей. И тогда он по велению своей души, жаждавшей новых подвигов, стремящейся к полному безмолвию и уединению, решает оставить свою пещеру и уходит вглубь пустыни, найдя убежище в дупле дерева.

В одиночестве, не видя и лица человеческого, имея покровом своим небо, вкушая только злаки земные, в неустанной молитве терпеливо переносит он все невзгоды жизни.

Господь не оставил без милости великое терпение своего избранника и благословил земле для подкрепления физических сил преподобного произращать стелющийся по земле горох-сланутки, которым угодник Божий питался многие годы своей жизни сам и радушно угощал всех, посещавших его безмолвие.

Пустыня Рыльская долгое время хранила от людей это духовное сокровище в тайне: никто не знал о пребывании здесь великого подвижника. Но однажды укромное место случайно открылось проходившим со своими стадами пастухам. Было это так.

Овцы, пасшиеся в горах, вдруг испугались и стремительно побежали в сторону, где спасался святой Иоанн, но, достигши места, где обитал преподобный, остановились. Следовавшие за ними пастухи, усталые и голодные после своих трудов, испугались и были изумлены встречей и видением в таком диком месте пустынножителя.

А тот успокаивал их смиренными и приветливыми словами: «Вы пришли сюда голодные — рвите себе мой горох и вкушайте». Все ели и были сыты. И тогда один из пастухов тайно, без благословения пустынника решил набрать себе гороху про запас.

Когда же дорогой все товарищи стали угощаться, то заметили, что в украденных стручках гороха не оказалось — они были пустыми.

Скорбь, стыд и раскаяние в похищении чужого привели пастухов обратно к доброму старцу, а тот, спокойно простив им их проступок, только ласково сказал, что эти плоды земные Всесильным Господом благословлены и определены для питания и вкушания только здесь — на этом месте. Пораженные добротой старца и виденным в пустыне Рыльской, эти свидетели высокой подвижнической жизни преподобного, вернувшись домой, не могли сохранить чудо в тайне и поведали об отшельнике всем и в своем, и в окрестных селениях.

Многие стали благоговейно притекать к пустыннику. Одни искали у него утешения в скорбях и утешались, другие просили молитв о здравии и исцелялись. За шедшими во множестве в пустыню к преподобному Иоанну, последовал однажды и некий болящий, одержимый уже много лет нечистым духом.

Не дойдя нескольких шагов до места, где обитал подвижник, он вдруг упал на землю, стал биться и громко кричать: «Не могу идти далее, огонь палит меня».

Спутники, горячо желая, чтобы болящий все же достиг келии пустынножителя, надеясь на его помощь больному, связали и принесли его к преподобному, прося помолиться и исцелить. «Не по моим это силам, дети мои, — сказал пустынник. — Я человек немощный, как и вы, и один только Бог может исцелить его».

Но, по просьбе верных Господу людей, преподобный помолился, и болящий выздоровел. Все, видевшие такую милость Божию, вместе с пустынножителем прославили Господа.

Удаляясь от известности и быстро распространявшейся славы человеческой, пустынножитель ушел от своего дупла еще дальше и выше в горы. Он скрывался в едва доступных скалах, где под открытым небом в подвигах молитвы и поста провел еще семь лет. Но весть о великом подвижнике Рыльском широко распространялась и дошла даже до благочестивого болгарского царя Петра.

Император, сильно желая видеть преподобного и беседовать с ним, послал письмо и много злата преподобному, но подвижник от всего этого отказался.

Предприняв путешествие и достигнув высот, где находился подвижник, царь увидел его лишь издали, а через особых посланцев получил ответ отшельника, отклонившего свидание и наставляющего всех в добром житии, благочестии и вере.

После посещения преподобного царем почитание к подвижнику еще более разрослось. Со всех концов Болгарии благочестивые люди стекались к скиту.

К пустыннику приходили люди, искавшие удаления от мира и заботившиеся о спасении души, просили остаться у него и поучиться благочестию; многие желали поселиться около него и спасаться под его руководством. Преподобный не в силах был отклонить их просьбы и желания.

Постепенно рядом с пещерой подвижника появлялось все больше и больше келий его учеников, а в близлежащей пещере была устроена церковь. Так при духовном попечении преподобного создалась в пустыне Рыльской обитель, возникновение которой относят к 930-935 годам.

Это место находится на расстоянии часа ходьбы от нынешней Рыльской обители и теперь именуется «старый скит» или «старата постница».

Преподобный мудро, по-отечески управлял своим богоизбранным стадом и еще многих привлек ко Господу. Слава о подвижнике быстро распространялась по всей Болгарии, число желающих поселиться рядом с ним увеличивалось, и старого скита было уже недостаточно, новые же помещения в скалистой и безводной местности строить было невозможно.

Тогда пустынножитель избирает новое место на реке Друшлявице, где и начинают возводиться первые строения теперешнего Рыльского монастыря, разросшегося в обширную и многолюдную обитель, какой она остается до наших дней.

Сам же преподобный со своими первыми учениками остался на «старой постнице», не оставляя все же без руководства и насельников новопостроенной обители, дав им, как более полезное для иноков, общежительное начало.

Через некоторое время, положив прочное начало монашеской жизни в Рыльской обители, преподобный Иоанн,   все же желая пребывать в тиши и безмолвии, оставил свое начальствование, передав его возлюбленному ученику своему Гавриилу.

Уходя, основатель обители завещал братии предостерегаться от мирских прелестей, поучаться в законе Господнем «день и нощь», не оставаясь праздными, заниматься чтением святоотеческих писаний, заниматься просвещением единокровного народа, утверждая их в вере и наказуя им оставить нелепые языческие обычаи и злые нравы.

Верные завету своего учителя, иноки Рыльской обители проповедовали слово Божие болгарскому народу и вели просветительное делание, создав школы и книжное дело при обители.

Народ, почитая преподобного, свое уважение при этом переносил и на обитель его. Люди приходили во множестве. А вместе с наплывом богомольцев рос и достаток монастыря.

18 августа 946 года семидесяти лет от роду преподобный Иоанн почил и был погребен на месте своих великих подвигов. Великий молитвенник при жизни, таким он остался и после своей кончины. Все знамения и чудеса, происходившие через него, подвижник Рыльский приписывал Милости Божией, а не силе своей молитвы.

Но чем больше он смирялся, тем больше Господь его прославлял. Мощи преподобного остались нетленными и, полные благоухания, были обретены и открыты к всеобщему поклонению и почитанию.

Слава святой жизни преподобного не умерла с его кончиной; великий подвижник, скончавшийся в святости, стал почитаем не только в окрестностях Рыльской обители, но и по всей Болгарии.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, около 980 года, преподобный Иоанн Рыльский явился в видении ученикам, повелевая перенести его мощи из родной Рыльской обители в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан.

Открыв гроб, ученики обнаружили тело Иоанна целым и нетленным, источающим благоухание. С честью перенесли они его в город Средец и положили в храме святого евангелиста Луки.

Впоследствии на том месте была создана прекрасная церковь во имя преподобного Иоанна, и в ней были положены честные мощи его, от коих истекали дивные и преславные исцеления.

В 1183 году венгерский король Белла II во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес его в в свой престольный город Остергом.

Архиепископ Остригомский усомнился в святости преподобного, говоря, что не знает святого, непоминаемого в писаниях, и дерзновенный язык его вдруг онемел.

Поняв, что причина его немоты состояла в том, что он похулил преподобного, архиепископ поспешил к ковчегу святого, и, припадши к нему, облобызал честные мощи его, прося прощения за свою вину. Угодник Божий, святой Иоанн, скоро услышал молитву архиепископа: немедленно разрешил язык его.

Получив исцеление, архиепископ с плачем исповедал всем свое прегрешение пред святым и славил Бога и величал угодника Его, святого Иоанна.

Лишившиеся великой святыни, сердца всех благочестивых болгарских людей переполнились глубокой скорбью, и Господь благословил их милостью: в 1187 году, при восстании в Тырнове, венгерский король, одержимый страхом наказания от Господа за полонение святыни, украсил раку преподобного Иоанна серебром и золотом и, облобызав мощи его, с великой честью возвратил мощи святого в Средец (Софию).

Спустя некоторое время Богу было угодно возобновить самостоятельность Болгарского государства, истощенного насилием греков. Это возрождение Болгарского государства произошло при христолюбивом царе Иоанне Асене. Этот царь возобновил и укрепил разрушенные болгарские города, завоевал и присоединил к своему царству новые окрестные города.

Дойдя до города Средца и завоевав его, он увидел там мощи преподобного Иоанна Рыльского и, услышав о чудесах, совершавшихся при мощах, поклонился его святому ковчегу.

Облобызав пречестные мощи, он повелел Патриарху Василию и клиру его взять всеславную раку святого и с великой честью нести ее в столицу Болгарии Тернов, где мощи святого были положены в новой церкви, устроенной во имя святого.

1 июля 1469 года святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Тропарь, глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения,/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и пощениих, и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне, / моли Христа Бога о душах наших.

Кондак, глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси: и Того заповедьми ограждаяся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений.Тем зовем Ти: радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Источник: https://monasterium.ru/monastyri/svyatie/prepodobnyy-ioann-rylskiy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.