Святителю Никите, епископу Новгородскому

Святитель Никита, епископ Новгородский. Житие и почитание

Святителю Никите, епископу Новгородскому

Память святителю Никите, епископу Новгородскому, Церковь чтит несколько раз в году: 12 февраля (30 января ст.ст.), 13 мая (30 апреля ст.ст.) и 27 мая (14 ст.ст.). Святитель Никита имеет благодать сохранения от пожара и молнии.
 

Житие святителя Никиты, епископа Новгородского

Будущий святитель Никита, епископ Новгородский, был родом из Киева. В юности он принял иноческий постриг в Киево-Печерской обители и вскоре, несмотря на возражения игумена Никона, пожелал уйти в затвор.

В затворе святой Никита впал в искушение, поскольку не послушал игумена Никона, а понадеялся на себя, взяв трудный для молодого инока подвиг.

 Киево-Печерский патериксообщает, что он был повергнут искушению от дьявола и не выдержал его:

…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего.

Инок Никита прельстился, оставил молитву и занялся чтением и книжной премудростью. Он превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские монахи явились к нему и, помолившись, прогнали от него беса.

После этого инок Никита, оставив по благословению иноков затвор, стал проводить жизнь в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении.

Бог, по Своему милосердию и молитвам монахов, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году Никита был поставлен митрополитом Киевским Ефремом (XI век) в епископский сан и назначен на новгородскую кафедру; в «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом.

За время епископства Никиты было построено несколько храмов (Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре). Епископ Никита за свою благочестивую жизнь был удостоен от Бога дара чудотворений.

Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. В 1108 году епископ Никита преставился и был погребен в новгородском Софийском соборе.
 

Почитание святителя Никиты, епископа Новгородского

В 1547 году на первом Макарьевском соборе епископ Никита был канонизирован Русской Православной Церковью. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены нетленные мощи святителя Никиты.

Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, а сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию, чтобы уточнить иконописную традицию. Ф.Г.

Солнцев в своем труде «Древности Российского государства» отметил:

При открытии св. мощей его в 1550 г. найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет.

Все облачение состоит из фелони, епитрахили, поручей, палицы, штофных коричневого цвета, гарусного пояса, омофора из белого люстрина, из синей гродетуровой (из плотной тафты) шапочки, опушенной горностаевым мехом; на ней вышиты золотом кресты и серафимы со словами Серафимъ.

Такая шапочка служила митрой. К этой епископской утвари XI в. принадлежит архиерейский посох, о коем ниже будет сказано, и железные вериги весом в 20 ф., найденные на мощах Иерарха.

В день открытия нетленных его останков принесена была новгородцами ко гробу его железная лампада, хранящаяся в ризнице, с круговой прорезной надписью: «Свеча Великаго Новгорода всехъ православныхъ хрестьянъ, поставлена новому чудотворцу Никите ….

Фелонь и шапка епископа Никиты. Рисунок Ф.Г. Солнцева

В 1956 году мощи святителя Никиты были перенесены епископом Сергием (Голубцовым; 1906-1982 гг.) из Софийского собора в Никольский собор, а в 1962 году — в храм во имя апостола Филиппа. В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор.

Первое Житие святителя Никиты встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев.

Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты.

Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Архимандрит пишет:

После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места, и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона.

Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе — потемневшая от времени золотая митра.

Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке.

Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием — на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет.

Дивен Бог во святых Своих!» Тогда же диакон Иларион, который помогал настоятелю храма привести в порядок мощи святых, дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение.

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию.
 

Тропарь и кондак святителю Никите, епископу Новгородскому

Тропарь, глас 4

Насладися Богомудре воздержания, и желание плоти своея обуздав, на престоле святительства седе. И яко звезда многосветлая просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито. Моля Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 6

Архиерейства саном почтеся, чисте Чистейшему предстоя, прилежно моление за люди своя принося. Яко и дождь молитвою сведе, овогдаже и граду запаления угаси. И ныне святителю Никито, моли Христа Бога, спасти страну нашу, и люди твоя молящиеся. Да вси вопием ти, радуйся святителю отче предивный.
 

Святитель Никита, епископ Новгородский. Иконы

Известно, что иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую бороду на лице епископа Никиты. Симеон задремал и услышал в тонком сне голос:

Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою.

Образ святителя написан был так, как он сам повелел. На иконах епископ Никита изображается в святительском облачении с Евангелием в руках. На иконе «Святитель Никита, епископ Новгородский, и преподобный Сергий Радонежский» у святителя Никиты изображена небольшая борода, вероятно, потому что наличие бороды отвечало средневековому пониманию образа Божия в человеке.

Святитель Никита, епископ Новгородский, и преподобный Сергий Радонежский. Новгород, 1560-е годы. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Святитель Никита, епископ Новгородский. Шитье. Середина XVI в. Из Софийского собора. Новгород, НГОМЗСвятитель Никита, епископ Новгородский. Минея Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА

Святитель Никита, епископ Новгородский. Шитье (фрагмент размонтированной в 1962-1964 годах Плащаницы). Начало XVI в. Новгород, НГОМЗ

Святители Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Святая Троица». Русь. XVI век. Из Рождественского собора Суздаля. Суздаль, ГВСИАХМЗ

Святитель Никита, епископ Новгородский. Икона. Русь. Конец XVI в. Москва, ГТГ

Святитель Никита, епископ Новгородский. Икона. Русь. XVII в.

Святитель Никита, епископ Новгородский. Середина XVII века. Россия, частное собрание

Источник: https://ruvera.ru/nikita_novgorodskiiy

Никита новгородский – древо

Святителю Никите, епископу Новгородскому

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Свт. Никита, еп. Новгородский. Икона

Никита (+ 1108 [1]), затворник Печерский, епископ Новгородский, святитель, преподобный

Память 31 января, 30 апреля [2], 14 мая, в Соборах Новгородских и Киевских святых

В молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь, принял иночество и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого монаха, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение.

Диавол явился ему в виде ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет как уже якобы достигшему совершенства: “Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя,” – и стал около затворника, делая вид, что молится за него.

Прельщённый инок Никита превзошёл всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщённому и, помолившись, отогнали от него беса.

После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвёл его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награждён от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвёл дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1108 или 1109 году.

Почитание, чудеса

Самое первое его житие встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1547 году последовало его прославление для общецерковного почитания во всей Русской Церкви.

В ночь на 30 апреля 1558 года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой, и сказал: “Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита.

Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу.”

Св. Никита, епископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г.

Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор.

На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей.

Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении.

Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию [3]. Мощи впоследствии покоились в церкви святого апостола Филиппа.

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых.

Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты.

Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет:

После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона.

Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе – потемневшая от времени золотая митра.

Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке.

Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!

Свт. Никита Новгородский

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи.

Тогда же иеродиакон Иларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых, человек не очень образованный, но горевший верой, дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения.

Святитель жестом благословил новгородца и произнес: “Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение“.

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию [4].

Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Мощи святителя Никиты ныне почивают в Софийском соборе, и священники собора обязательно прикладываются к ним перед началом богослужения.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на престо́ле святи́тельства се́л еси́/ и, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х,/ о́тче на́ш святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 2

Небе́снаго простра́нства жела́я,/ от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́,/ в не́мже прельще́н бы́в от врага́,/ па́ки смире́нием и послуша́нием/ победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то,/ и ны́не, предстоя́ Христо́ви,// моли́ спасти́ся все́м на́м.

Кондак, глас 6

Архиере́йства са́ном почти́вся/ и чи́сте Чисте́йшему предстоя́,/ приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́,/ я́ко и до́ждь моли́твою све́л еси́,/ овогда́ же и гра́да запале́ния угаси́л еси́./ И ны́не, святи́телю Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ лю́ди твоя́ моля́щияся,/ да вси́ вопие́м ти:// ра́дуйся, святи́телю, о́тче преди́вный.

Использованные материалы

[1]  Основная версия ряда источников. По списку “Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX-сер. XIII в.)” (сост.

Андроник (Трубачев), игум.; в кн.: Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, т. 3, приложение, http://coollib.com/b/109423/read#t25) и по календарю на портале Православие.ru, http://days.pravoslavie.

ru/Life/life347.htm – 1109.

[2]  Память обретения мощей в 1558 году.

[3]  Кондаков, Н. П. Русская икона. – М., 2004. – Ч. 1. – С. 18-19.

[4]  Описание событий 1942 года по: Алексий (Чернай), архим., “Пастырь в годы войны” – Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – СПб., 2002. – № 26-27.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5793.html

Святителю Никите епископу, Новгородскому чудотворцу

Святителю Никите, епископу Новгородскому

Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в, на престо́ле святи́тельства се́л еси́, и я́ко звезда́ многосве́тлая, просвеща́я ве́рных сердца́ заря́ми чуде́с твои́х, о́тче на́ш, святи́телю Ники́то, и ны́не моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Стихи́ра, гла́с 6:

Ду́ха Свята́го благода́ть в твои́х устна́х излия́ся, о́тче Ники́то святи́телю, и бы́л еси́ па́стырь Христо́вы Це́ркве, уча́ слове́сныя о́вцы ве́ровати в Тро́ицу Единосу́щную, во Еди́но Божество́.

Пе́снь 1

Ирмос: Су́шу глубороди́тельную зе́млю со́лнце наше́ствова иногда́: я́ко стена́ бо, огусте́ обапо́лы вода́ лю́дем пешомореходя́щим и богоуго́дно пою́щим: пои́м Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.

Припев: Святителю отче Никито, моли Бога о нас.

Агнче непоро́чный, Бо́жий Сло́ве, отве́рзи моя́ недосто́йная уста́, да возмогу́ воспе́ти святи́теля Ники́ту, Твоего́ уго́дника.

Боле́зньми по́стническими ду́шу просвети́в, преподо́бне, я́ко чи́сту же́ртву Христу́ предста́вил еси́, ра́дуяся, поя́: сла́вно бо просла́вися.

Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тил еси́, ду́шу же равноа́нгельну сотвори́л еси́. Помина́й ве́рою чту́щия тя́, поя́ Бо́гу: сла́вно бо просла́вися.

Богородичен: Господороди́тельнице Влады́чице Мари́е, моли́, Его́же родила́ еси́, Бо́га и Царя́ на́шего, да ми́лостив бу́дет на́м в де́нь Су́дный.

Пе́снь 3

Ирмос: Непло́дная душе́ и безча́дная, стяжи́ пло́д благосла́вный, веселя́щися, возопи́й: утверди́хся Тобо́ю, Бо́же, не́сть свя́т, не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Де́латель бы́в за́поведей Госпо́дних, непреста́нно в ни́х поуча́яся, о́тче Ники́то, сего́ ра́ди вше́л еси́ в небе́сная, вопия́ ра́достно: не́сть свя́т и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Егда́, зави́дев тебе́, прелука́вый хотя́ше запя́ти от доброде́телей, сопротивоста́в, преподо́бне, без ве́сти того́ сотвори́л еси́, Христу́ вопия́: не́сть свя́т и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Житие́м доброде́тельным Бо́гу угоди́л еси́, велиа́ра посрами́в, и Христу́ возопи́л еси́: не́сть свя́т и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Богородичен: Зачала́ еси́ Отчее Сло́во Ипоста́сное, Его́же моли́, Богоро́дице, изба́вити от бе́д рабы́ Твоя́, вои́стинну призыва́ющия Тя́.

Седа́лен, гла́с 1:

Яко са́д присноцвету́щь, лю́ди твоя́ сотвори́л еси́, сия́ во благоче́стии возрасти́в, умно́жил еси́, и от сего́ ве́рен ра́б и де́латель виногра́да Христо́ва показа́лся еси́, и трудо́м возме́здие досто́йно восприя́л еси́, святи́телю, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Все́х Творца́, Бо́га же и Соде́теля, Всенепоро́чная Чи́стая, Ду́хом Боже́ственным в ложесна́х Твои́х заче́нши, без нетле́ния родила́ еси́. Его́же сла́вяще, Тя́ воспева́ем, Де́во, я́ко пала́ту Царя́ все́х и ми́ра заступле́ние.

Пе́снь 4

Ирмос: Положи́л еси́ к на́м тве́рдую любо́вь, Го́споди: Единоро́днаго бо Твоего́ Сы́на за ны́ на сме́рть да́л еси́. Те́мже Ти́ зове́м, благодаря́ще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Зако́ном оте́ческим после́дуя и си́х житие́ подража́я, непреста́нно Христу́ взыва́л еси́: сла́ва си́ле Твое́й.

Из мла́да Христа́ возлюби́л еси́, сего́ ра́ди я́ко рачи́теля Своего́ возлюби́ тя, к Нему́же вопие́ши: сла́ва си́ле Твое́й.

Исполня́я зако́ны боже́ственныя, преиспо́лнился еси́ дарова́ний боже́ственных, святи́телю Ники́то, ве́рно взыва́еши: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Богородичен: Кади́льнице всезлата́я, Мари́е Всенепоро́чная, Христа́ моли́, Его́же родила́ еси́, изба́вится на́м от бе́д и огня́ ве́чнующаго.

Пе́снь 5

Ирмос: К Тебе́ у́тренюю, все́х Творцу́, преиму́щему вся́к у́м ми́рови: зане́ све́т повеле́ния Твоя́, в ни́хже наста́ви мя́.

Лу́к врага́ сокруши́л еси́, и бра́нь его́ до конца́ разори́л еси́, и соверше́ния доброде́телей, преподо́бне, дости́гл еси́.

Моли́твою возше́л еси́ на небе́сная, иде́же с ли́ки оте́ц пребыва́я, весели́шися. Помина́й, преподо́бне, па́мять твою́ све́тло торжеству́ющия.

Неизрече́нных та́ин Христо́вых служи́тель бы́ти сподо́бился еси́ и, сия́ принося́ Бо́гу, за ми́р приле́жно моли́лся еси́.

Богородичен: Упова́ние и наде́жда на́ша Ты́ еси́, Пречи́стая Влады́чице, спаси́ Импера́тора Правосла́внаго и лю́ди Твоя́, моля́щияся и и́мя Твое́ призыва́ющия.

Пе́снь 6

Ирмос: Бе́здна после́дняя грехо́в обы́де мя́, и исчеза́ет ду́х мо́й, но простры́й, Влады́ко, высо́кую Твою́ мы́шцу, я́ко Петра́, мя, Упра́вителю, спаси́.

Предызбра́н бы́в Боже́ственною благода́тию, во е́же па́ствити ста́до христоимени́то, ты́ же, преподо́бне, я́ко па́стырь и́стинен, приле́жно о ста́де попече́ние име́л еси́.

Разу́мне разсужда́я, ча́да твоя́ и ча́сто наказу́я духо́вными словесы́, да пребу́дут тве́рдо соблюда́юще ве́ру правосла́вную.

Святи́тельства че́стию почте́н, приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси: да ми́лостива Бо́га обря́щут в де́нь Су́дный.

Богородичен: Ты́ еси́, Пречи́стая Богоро́дице, прибе́жище на́ше и утвержде́ние, моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего пода́ти на́м спасе́ние и грехо́в оставле́ние.

Конда́к, гла́с 6.

Архиере́йства са́ном почти́вся и чи́сте Чисте́йшему предстоя́, приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́, я́ко и до́ждь моли́твою све́л еси́, овогда́ же и гра́да запале́ния угаси́л еси́. И ны́не, святи́телю Ники́то, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ лю́ди твоя́ моля́щияся, да вси́ вопие́м ти́: ра́дуйся, святи́телю о́тче преди́вный.

Икос:

Кто не почуди́тся, кто́ не просла́вит неизсле́димую и несказа́нную глубину́ милосе́рдия Твоего́, Христе́ Бо́же? Яко просла́вил еси́ в после́днем ро́де уго́дника Твоего́, святи́теля Ники́ту, его́же обрето́шася честны́я мо́щи це́лы и неразруши́мы.

Ему́же рече́м: егда́ во пло́ти бы́л еси́, преподо́бне, де́лании боже́ственными ду́шу предочи́стил еси́, святи́тельства па́ству восприи́м, сосу́д избра́н Боже́ственнаго Ду́ха показа́лся еси́ и ста́до твое́ до конца́ в ве́ре утверди́л еси́.

Те́м ра́дуйся, о́тче преди́вный.

Пе́снь 7

Ирмос: Трие́ о́троцы в пещи́, Тро́ицу прообрази́вше, преще́ние о́гненное попра́ша и, пою́ще, вопия́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Уясня́ют, воспева́юще, Ангельстии чи́ни па́мять твою́, Ники́то святи́телю, и мы́, земни́и, уми́льное вопие́м: испроси́ на́м оставле́ние согреше́ний и благи́х наслажде́ние.

Фара́она мы́сленнаго победи́л еси́, от Христа́ дерзнове́ние прии́м, и ве́лие ра́дование святы́м Ангелом сотвори́л еси́, поя́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Херуви́му подо́бяся, легко́ на высоту́ возше́л еси́ и ны́не со безпло́тными водворя́ешися, Христу́ вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: От утро́бы Твоея́ про́йде у́мное, Богоро́дице, Со́лнце, Сего́ моли́, я́ко Сы́на Твоего́ и Го́спода, пода́ти на́м скорбе́й разреше́ние и боле́зней облегче́ние, да ра́достно от души́ вопие́м Христу́: отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмос: Веще́ственного огня́ пла́мень невеще́ственным увяди́ша богозри́мии о́троцы и поя́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Испроси́ нам, Ники́то святи́телю, ми́р, здра́вие, спасе́ние и на враги́ одоле́ние, да в ра́дости душе́вней возопие́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Чу́вственныя стра́сти победи́в, чистото́ю, я́ко со́лнце, возсия́л еси́, чи́сто житие́ до конца́ сохрани́л еси́ и Бо́гу те́м угоди́л еси́. Ему́же вопие́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Шу́м пра́зднующих слы́шати, святи́телю, сподо́бился еси́: шу́ияго стоя́ния изба́ви мя́ и страсте́й треволне́ния и к приста́нищу покая́ния наста́ви мя́, да тя́ сла́влю во вся́ ве́ки.

Богородичен: Ще́драго и человеколюби́ваго Бо́га роди́ти, Богоро́дице, сподо́билася еси́, Того́ моли́, Неискусобра́чная Отрокови́це, низпосла́ти на́м, ве́рным, ве́лию ми́лость.

Пе́снь 9

Ирмос: В зако́не се́ни и писа́ний о́браз ви́дим, ве́рнии: вся́к му́жеский по́л, ложесна́ разверза́я, свя́т Бо́гу. Те́м перворожде́нное Сло́во Отца́ Безнача́льна, Сы́на, первородя́щася Ма́терию неискусому́жно, велича́ем.

Мо́ре жите́йское преплы́в воздержа́нием, дости́гл еси́ широты́ ра́йския, иде́же со Ангелы при́сно весели́шися.

Ра́ка моще́й твои́х, святи́телю, дража́йши сапфи́ра показа́ся, чудотвори́ва бо бе́ и исцеле́ния источа́ющи. Ея́же облобыза́юще с ве́рою, приходя́щии ра́достно от души́ вопию́т: со́н че́стен пред Го́сподем сме́рть преподо́бных Его́.

Крестоно́сно предстои́ши престо́лу Вседержи́теля, сла́вою осиява́емь Све́та Присносу́щнаго. Моли́ся, Ники́то святи́телю, о чту́щих ве́рно па́мять твою́.

Богородичен: Лу́к сокруши́ся лука́ваго одоле́нием Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, чу́дна побе́да, Богоро́дице, и ди́вно одоле́ние соде́яся, Влады́чице, во спасе́ние ду́ш на́ших.

Свети́лен:

Плотска́я мудрова́ния ду́ху повину́л еси́ и, я́ко зла́то, огне́м искуси́вся, прия́телище бы́л еси́ Ду́ху Пресвято́му, о́тче Ники́то святи́телю.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Тя́ пе́сньми ублажа́ем, Де́во, Бо́га бо роди́вши, на руку́ носи́ла еси́, Того́ моли́ за ду́ши на́ша.

Стихи́ры, гла́с 4.

Свети́льник тя́ стяжа́вше, / свяще́нную твою́ па́мять восхваля́ем, / свяще́нно ублажа́юще, / Це́рковь бо Христо́ву украси́л еси́ / и лю́ди твоя́ просвети́л еси́, / вруче́нный тебе́ тала́нт умно́жив, / ра́дости сподо́бился еси́ Го́спода твоего́. / И ны́не, святи́телю, моли́ся / о душа́х на́ших.

Воздержа́нием до́бре воспита́вся, / в пресла́вную доброде́телей высоту́ возше́л еси́, / святи́тельства оде́ждею, пребога́те, / и венце́м доброде́телей укра́шен. / Благода́тию Боже́ственнаго Ду́ха осия́емь, / просвети́ моли́твами твои́ми, святи́телю Ники́то, / достодо́лжно восхваля́ющих / свяще́нную и честну́ю па́мять твою́.

Яко зла́то чи́сто, обрето́хом / честны́я твоя́ мо́щи, Ники́то святи́телю, / и си́х любо́вию почита́ем, / торжеству́юще ра́достно / и я́ко свяще́ние душа́м обнося́ще, / Христа́ прославля́ем, / просла́вльшаго тя́, уго́дника Своего́, / да и на́с сподо́бит ве́чнаго наслажде́ния.

Сла́ва И ны́не, гла́с 8:

Блага́го Бо́га ве́рный ра́бе, виногра́да Его́ приле́жный де́лателю, до́бре ста́до упа́сл еси́, и ева́нгельскими словесы́ люде́й твои́х сердца́ напои́л еси́, и се́мя благоче́стия в ни́х возрасти́л еси́. И ны́не предстоя́ Христу́, моли́ся, святи́телю Ники́то, спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Молитва святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому

О, архиере́ю Бо́жий, святи́телю Ники́то! Услы́ши нас гре́шных, днесь во свяще́нный храм сей сте́кшихся, и честно́му о́бразу твоему́ поклоня́ющихся, и ко свяще́нней твое́й ра́це припа́дающих, и умиле́нно вопию́щих: я́коже си́дя на престо́ле святи́тельства в Вели́ком Но́вегра́де сем, и еди́ною належа́щу бездо́ждию, дождь моли́твами свел еси́, и па́ки гра́ду сему́ о́гненным пла́менем обстои́му, моли́твою пла́мень о́гненный угаси́л еси́. И ны́не мо́лим тя, о святи́телю Христо́в Ники́то: моли́ся ко Го́споду, е́же изба́вити Вели́кий Но́вград сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нские от тру́са, пото́па, гла́да, огня́, гра́да, меча́ и от всех враго́в ви́димых к неви́димых, я́ко да изря́дных ра́ди моли́тв твои́х спаса́еми, сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_fevral/kan_13fevr_nikita1.html

Святитель Никита затворник Печерский, епископ Новгородский

Святителю Никите, епископу Новгородскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого разнообразия святых стоит выделить тех, кто ревностно следовал основам православия. Одним из таких примеров есть житие святителя Никиты Новгородского. Он своими усердными молитвами смог избежать соблазнения бесами. Такими действиями он показывает, что вера в Бога и искренность в чтении священных текстом поможет справится с любыми неприятностями.

Житие святого затворника

О детском возрасте известно немного. Упоминания начинаются с того момента, когда в 11 веке в Киево-Печерской Лавре начался его монашеский путь. Юношеский максимализм сыграл с ним злую шутку. Он решил уединится в пещере, хотя игумен был против этого. Это случилось из-за его необознанности в данном деле. Те старцы, которые поняли его проступок, молились за него.

Через некоторое время место его пребывания наполнилось благоуханием. Сам Господь обратился к нему, что направил своего ангела ему на помощь и Никита должен выполнять все, что будет необходимо. Но это было испытание. К нему явился бес, который велел прекратить молится и все время читать Ветхий Завет. После определенного часа ему был дарован дар предвидения.

Толпы людей шли к нему, чтобы узнать о своем будущем. Но тут было замечено, что он никогда не говорит о Новом Завете. Старцы решили вывести его из прелести бесовской. Иноки пришли к нему и выгнали молитвами лжеангела. Святой признал свое заблуждение и покинул место своего пребывания.

Как только наваждение прошло, то многим показалось, будто он впал в детство. Он снова учился читать и проливал горькие слезы из-за своей ошибки. Это заставило его жить далее в послушании и полном смирении. Ежедневная усиленная работа и изучение святых текстов привело к достижению сана епископа. Даже после своей кончины он не переставал удивлять еще своими чудесами.

Где лежат мощи святителя Никиты Новгородского? Изначально его погребли в Софийском соборе. Позже останки перенесли в храм святого апостола Филлипа, что находится в северном приделе.

Обязательно к прочтению:  Святой преподобный Мартиниан Белозерский

С чем обращаются к святому

Так как и к другим святым к нему люди идут со своими нуждами. Многие говорят, что важно сосредоточенно и вдумчиво произносить все то, что Вас гложет. О чем просят в православие святителя Никиту Новгородского? Его принято считать помощником в таком деле:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • исцеление глазных недугов;
  • устранение проблем со здоровьем;
  • укрепление веры;
  • противостояние соблазнам;
  • отделение правды от лжи;
  • поиск правильного пути;
  • достижение намеченных целей.

Святой лик

Обращение к иконе святителя Никиты Новгородского помогает еще и в поиске достойной работы, а также получении отличного образования. Размещение ее в доме поможет защитить его от воров, пожара, стихийного бедствия. А для жильцов – защитит от обмана и заблуждения. Есть мнение, что чтение молитвы у данного изображения будет обладать большей силой. Вот ее текст.

О, архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас грешных, днесь во священный храм сей стекшихся, и честному образу твоему поклоняющихся, и ко священней твоей раце припадающих, и умиленно вопиющих: якоже сидя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою належащу бездождию, дождь молитвою свел еси, и паки граду сему огненным пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити царствующий грады, Великий Новград сей и вся грады и страны христианские от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых к невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Если это произойдет еще и в день поминовения, то эффективность возрастет в несколько раз. В христианстве день памяти святого затворника выпадает на 13 февраля, 13 мая и 27 мая.

Обязательно к прочтению:  Икона «Спас в силах», значение

Храмы

До нашего времени на территории России можно найти места, где почитают данного представителя православия. В одних можно найти изображение, а в других – мощи. Вот те, в которых можно увидеть икону. С ним тесно соединен Софиевский собор Новгорода. Там есть останки, к которым все желающие могут преклонится.

Следующими местами, которые стоит посетить паломнику в последнем пристанище, есть:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре;
  • Церковь Спаса на улице Ильина;
  • храм назван на честь святого в микрорайоне Волховский.

Помимо Новгорода, лики есть и в Санкт- Петербурге в храме святой мученицы Татианы. Есть еще церковь свт. Никиты Новгородского в Москве за Яузой. Он был построен в первой трети 16 века. В нем размещается большое количество других святынь, которые не менее почитаемы.

Особенно интересной считается икона святого, которая находится в Музее Андрея Врублева. Он изображен там вместе с Сергием Радонежским. Отличительной чертой  есть то, что только тут он изображен с бородой, в отличии от прочих. Еще расхождения отмечаются на Древе Киево-Печерских святых, которая размещена в Угличском монастыре. Подлинник ее есть в Третьяковской галерее.

Не зависимо от того, куда отправится для преклонения, стоит помнить, что важно в этом деле вера.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Никите Печерском:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatitel-nikita-zatvornik-pecherskij-episkop-novgorodskij/

Житие святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского

Святителю Никите, епископу Новгородскому
Житие святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского5 (100%) 4 голос.

  • краткое житие
  • полное житие

Краткое житие святителя Никиты, затворника Печерского

Святитель Никита родился в XI веке. Он начал монашескую жизнь в Киево-Печерской лавре. Будучи совсем молодым и пылая рвением, но не обладая еще даром духовного рассуждения, он затворился в пещере вопреки воле игумена, преподобного Никона.

Старцы, имеющие опыт духовной брани, вскоре поняли, что послушник заблуждается, и усердно молились о нем. Вскоре пещеру затворника наполнило необыкновенное благоухание.

Он услышал голос и, думая, что удостоился Божественного откровения, воскликнул: «Господи, явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя!» Таинственный голос ответил ему: «Я посылаю к тебе ангела, а ты исполняй все, что он тебе скажет».
Тогда под видом ангела Божия явился бес. Неразумный послушник, не раздумывая, пал на землю и поклонился ему.

Бес приказал ему перестать молиться, говоря, что отныне сам будет молить о нем Господа, и велел посвятить все свое время только чтению Ветхого Завета. Несчастный бездумно повиновался. Он оставил молитву и, утешаемый постоянным присутствием ангела, стал учить наизусть Ветхий Завет.

Через некоторое время бес стал открывать Никите события, происходившие в миру, так что казалось, будто затворник получил дар пророчества. Все большее число мирян стало приходить к нему, чтобы услышать предсказания.

Однако старцы заметили, что Никита никогда не говорит своим посетителям ничего о Новом Завете. Уразумев, что он пребывает в бесовской прелести, они решили вмешаться, чтобы вывести его из заблуждения.

Иноки взломали дверь его пещеры, изгнали своими молитвами лжеангела и вынудили затворника выйти наружу.

Никита был спасен от наваждения, но казалось, что он впал в детство. Он вдруг не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, так что ему снова пришлось учиться, как школьнику.

Так, постепенно придя в себя, он понял, в чем была его ошибка, искренне покаялся, проливая обильные слезы, и стал жить в полном послушании и смирении. Он возрастал в святых добродетелях, так что впоследствии был удостоен сана епископа Новгорода Великого.

И после блаженной кончины в 1108 году святитель Никита продолжал творить многочисленные чудеса, в особенности исцеления слепых.

Полное житие святителя Никиты, затворника Печерского

Преподобный Никита, родом киевлянин – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы он благословил его подвизаться наедине, в затворе.

Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишишься награды своей.

Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельщен в затворе бесами; и только благодать Божия да молитвы преподобных отец наших Антония и Феодосия спасли его. Желание твое выше сил».

Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена, так как не мог преодолеть сильного рвения своего к затворнической жизни, и поэтому, чего захотел, то и сделал. И он, затворившись, заградил дверь крепко и, не выходя, пребывал один в молитве. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских.

Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему как Ангелу.

Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.

В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. Также с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души. По внушению искусителя он начал пророчествовать, и великая слава распространилась о нем, все дивились исполнению его пророческих словес.

Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так что пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути.

О молитве же и покаянии Никита не помышлял.

Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата.

Преподобные отцы, совершив многие молитвы о Никите, изгнали из него беса. После этого они спросили Никиту; знает ли он что-либо из книг Ветхого Завета. Никита клялся, что он никогда их не читал и даже оказался забывшим грамоту, так что отцы снова научили его чтению и письму.

Тогда, придя в себя, Никита «исповеда грех свой и плакася о том горько, дав себе в великое воздержание и послушание, восприем чистое и смиренное житие, яко превзыти ему всех добродетелию». Человеколюбивый Господь, видя столь великие подвиги блаженного, а также и прежние его добродетели, принял его истинное покаяние.

И как Петру, трижды отрекшемуся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского.

В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом (вторая половина XI века) в епископский сан и назначил на кафедру Великого Новгорода. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.

Со времени епископской хиротонии труды святого Никиты умножились, а подвиги, которые он совершал в обители, возросли.

«Он же паству приим и различными добротами себе наипаче украси, имея бо в себе молчания корень, воздержания ветвь, пощения цвет, смирения плод, любовию украшен, милостынею совершен, чистотою, и целомудрием, и правдою от обоюду, аки стенами, огражден и всеми благими нравы по многу изобилен».

Предмет особых забот святителя Никиты была миссионерская деятельность по утверждению христианства, распространению и поддержанию благочестия в епархии. В течение двадцатилетнего архиерейского служения он был для своей паствы примером добродетельной жизни.

В Похвальном слове святителю Никите говорится, что он тайно подавал милостыни бедным, исполняя слово Божие: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф.6:3-4).

Святитель Никита был усердным молитвенником и ходатаем за свою паству, и Господь прославил его добродетельную жизнь, дав дар чудотворения. Летописи сохранили свидетельства о двух случаях чудесного спасения Новгорода от бедствий: в 1097 году святитель Никита своей молитвой угасил пожар, истреблявший город, а в другой раз во время губительной засухи низвел дождь.

Очевидно, поэтому он почитается верующими как защитник от пожаров и покровитель земледелия. Известно также, что святитель Никита чтился и как защитник отечества, покровитель воинов. Летописец, рассказывая о походе Новгородского князя Мстислава и о его победах, замечает, что Мстислав вернулся «в град свой молитвами преподобного Никиты, епископа Новгородского».

Новгородские святители первыми проявили свою деятельность в различных общественных начинаниях: они строили и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Европы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода создавались главным образом при владычнем дворе.

Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сохранившихся до наших дней, сведения о которых имеются в летописях и древних житиях: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1574 году), Благовещенский храм на Городище (перестроен в 1342 году), деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре.

Антониев монастырь – второй в Новгороде – был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином (†1147 г.; память 17/30 января, 3/16 августа, также в первую пятницу после дня памяти апостолов Петра и Павла) в начале XII века.

При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима.

Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма, который благословил освятить так же, как и прежний (деревянный) – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. Но построен храм был уже при его преемнике – епископе Иоанне (1108–1130).

13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году, 31 января.

Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты.

Доныне цел каменный корпус новгородского архиерейского дома, и в памятниках, и в народном предании известного под именем Никитинского. Это самое древнее из дошедших до нашего времени строений архиерейского корпуса было перестроено до средних сводов.

При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги. Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы.

В 1547 году, при архиепископе Новгородском Феодосии (1542–1551), некий благочестивый христианин в пасхальную ночь за богослужением получил в откровении повеление украсить покровом гробницу святителя Никиты, что и было исполнено. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя.

Через несколько лет архиепископ Новгородский Пимен (1553–1570) совершил открытие гробницы по благословению митрополита Московского Макария († 1563). Обретение нетленных мощей святителя Никиты состоялось 30 апреля 1558 года.

Примечательно, что по благодатной помощи святителя получают исцеление преимущественно больные глазами и слепые.

Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Так как Иоакимовский придел был небольших размеров, то по благословению архиепископа Новгородского Пимена с восточной стороны придела была сделана полукруглая пристройка, соединенная аркой с Рождественским приделом. Под этим сводом и были положены в гробницу мощи святителя.

Новгородцы принесли в дар своему небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан, поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора.

В настоящее время гробница святителя Никиты находится в храме во имя святого апостола Филиппа, где пребывает в северном приделе во имя святителя Николая.

Сохранить житие святого в социальных сетях:

Источник: https://pravoslavnye-molitvy.ru/zhitie-nikity-pecherskogo-novgorodskogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.