Тропари О-П.

Что такое тропари?

Тропари О-П.

Для наших читателей: что такое тропари? с подробным описанием из различных источников.

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

  • Понедельник посвящен прославлению первых ангелов, архистратигов, которые являются небесными чинами.
  • Вторник поминает пророков из Библии.
  • Среда, пятница посвящены Страстям Христовым, Его распятию и смерти на кресте.
  • Четверг — воздается слава апостолам и Николаю Угоднику.
  • Суббота — чтение заупокойных молитв.Тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма — вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.

Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 15 декабря 2017; проверки требуют

12 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 15 декабря 2017; проверки требуют

12 правок

.

Тропарь шестого

гласа

, поемый на

Воздвижение Креста Господня

: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся Влады́ко, и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.» «Кондакарь крюковый», исход ХІІ века

Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Тропарь в каноне — строфа, следующая за ирмосом, с распевом стихов по его (ирмоса) мелодико-ритмической модели. В западной литургии аналогичные тропарю (в первом значении) функции выполняет коллекта.

Структура

В начале тропаря содержится напоминание о заслугах святого («Пленников освободитель…» или «Во плоти Ангел…») или описание праздника («В сей день…» или «Настал день светлого торжества…»), а в конце — просьба к святому о молитве («моли Христа Бога о спасении/ милости/ просвещении/ благословении/ исцелении/ прощении душ наших») или славословие («слава Совершающему через тебя всем исцеления»).

Краткий тропарь может представлять собой нерифмованное четверостишье:

Происхождение и значение термина

В отношении этимологии термина нет полной ясности. Большинство склоняются ко мнению, что он образован от греческого τρέπω — обращать.

В узком значении богослужебного обихода Русской православной церкви термин в основном используется в значении тропаря отпустительного, то есть краткого молитвенного песнопения, прославляющего данный праздник, святого или явление иконы, поемого перед отпустом в конце вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов, Литургии.

В греческих церквах тропарь отпустительный именуется ἀπολυτίκιον.

История

Источник: https://molitva-bogu.ru/chto-takoe-tropari/

Тропарь

Тропари О-П.

Тропа́рь (от греч. τροπάριον (тропарион) – тон, лад, мелодия) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность церковного праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь – одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость.

Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря. Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника.

Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:

Тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак:Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Кондаками также называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

***

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения – тропарем, самое название которого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него.

В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен.

Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

***

«Происхождение этого слова и, следовательно, его истин­ное значение объясняется по разному. Слово τροπάριον произошло от τροπαία, то есть «победный знак», трофей; в таком случае его смысл – прославить победу мученика над язычеством, преподобного – над страстями и миром, или Самого Спасителя – над смертью.

Другое толкование этого слова ставит его в связь с «ирмосами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы образец для пения и мелодии тропарной песни, то тропари обращаются к ирмосу τέτραπται πρός τό.

Но, как правильно замечает Миркович, это было бы точно, если бы тропари возникали вместе с канонами, тогда как древнейшие упоминания о тропарях стоят совершенно вне зависимости от ирмосов и вообще гораздо раньше, чем возникло самое творчество канонов. В IV и V веках уже существовали тропари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появились только в VIII в.

Наконец, третье объяснение этого термина ставит его в зависимость от τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «тропами».

Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это – единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь – песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно – не псалом, ни библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше, с разными прилагательными.

1. Отпустительные тропари
Надо прежде всего отличать так наз. «отпустительные» тропари, т. е. краткое заключительное песнопение, прославляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.

2. Тропари канона
Кроме того, говорится о тропарях канона, то есть о строфах христианского церковного песнотворчества, составляющих песни канона, поемых по образцу ирмоса и восполняющих известное число в данной песни.

3. Тропари на «Господи воззвах»
Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

Тропари имеют свой нарочитый напев в каждом гласе. По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т. д.»

Тропари – «наиболее краткие песнопения, прославляющие главную суть события. Хотя по напеву от них отличались, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близки: седальны, светильны, ипакои и даже стихиры. Эти последние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах называются «тропарями на Господи воззвах».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

***

Богородичны – песнопения (стихира или тропарь или седален) в честь Божьей Матери.
Воскресны 
– песнопения, прославляющее славное воскресение Христово.
Крестобогородичны
– песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога.

Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
Крестовоскресны – песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находится крестовоскресный канон.
Мертвенны и покойны – содержащие молитвы об упокоении усопших.

Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения (мертвенные тропари по непорочны).

Мученичны – песни в честь мучеников, содержащиеся в Октоихе на все дни недели, кроме воскресения: на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни – в стихирах на стиховне (в субботу на «Господи воззвах»); на Литургии – в тропарях на «блаженны». Мученичны находятся в Октоихе и в Триодях.

В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись «мученичен». Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.
Покаянны (умилительны) – общая тема  этих песнопений – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении.

Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях Октоиха. Три умилительных (или покаянных) тропаря, исполняются только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы:  «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…».

Тропари по Непорочных – повествуют о пришествии жен-мироносиц ко гробу Спасителя, где они от Ангелов узнали о чуде Его воскресения. Исполняются на полиелейной Утрени. Непорочнами называется 17 кафизма Псалтири, состоящая из одного 118 псалма; название она получила по первым его словам: «Блаженны непорочные…».

 
Тропари по непорочных состоят из шести частей припевами и славой. Начинаются с припева «благословен еси Господи», отделяющего одну от другой три последующих части тропаря. После четвертой части читается «Слава», после пятой – «И ныне». Оканчиваются троекратным пением аллилуйа. В праздники, вместо тропарей «по Непорочных», перед иконой праздника поется величание. 
Тропари по непорочных поются также при отпевании архиереев и заслуженных священников.

***

При освящении куличей, пасох, яиц, окропляя их святой водой, священник поёт тропарь воскресный 2-го гласа.

алфавитный указатель

Таинство – это внешний и видимый знак внутренней и духовной милости. блаж. Августин

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. свт. Игнатий Брянчанинов

Без молитвы и чтение святоотеческих писаний, и пост, и память смертная окажутся чем-то совершенно мертвым и пустым, наподобие книг, стоящих на полке у неграмотного человека. схиигумен Авраам (Рейдман)

Не путайте молитву и молитвословие: первая от сердца, вторая устами.

Page 3

Богоявле́ние (греч.

θεοφάνια от θεός — Бог и φαίνω — являть (φαίνομαι — являться): теофания, богоявление) –  
1) явление Бога в зримом или ином ощущаемом образе (неопалимая купина, огненный столп, глас Божий);
2) явление Сына Божьего в мир посредством Боговоплощения;
3) всякое сверхъестественное Божественное откровение;
4) великий двунадесятый праздник, совершаемый 19 января, иначе называемый Крещением Господним (название «Богоявление» усвоено этому празднику потому, что при Крещении Иисуса Христа было явлено присутствие всех трех Божеских Лиц: Отец гласом с неба свидетельствовал о Сыне, и Святой Дух в виде голубя снизошел на Иисуса Христа).

В навечерие Богоявления и в самый день праздника совершается великое освящение воды.

Источник: https://azbyka.ru/tropar

Тропари

Тропари О-П.

Вход Господень во Иерусалим

Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти во­пием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак, глас 1

Тропарь Ангелу Хранителю

Тропарь, глас 6

Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою да тобою направляемь, получу от Хрис­та Бога велию милость.

Тропарь апостолам

Тропарь, глас 3

Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление  подаст душам нашим.

Величание

Величаем вас,  святии апостоли (имярек), весь мир ученьми своими просветившия  и вся концы  ко Христу приведшия.

Тропарь Апостолу (имярек)

Тропарь Апостолу, глас 3

Апостоле святый (имярек), моли милостиваго Бога, да прегрешений ос­тавление подаст душам нашим.

Кондак Апостолу, глас 4

Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле (имярек), чудес твоих многоподаванием просве­щаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апосто­ла, Многомилостиве.

Величание Апостолу

Тропарь Архангелу (имярек)

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии,  да твоими молитвами оградиши нас кро­вом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.

Тропарь бессребреникам (имярек)

Тропарь, глас 8

Святии безсребренницы и чудотворцы (имярек), посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2

Благодать приимше исцелений, прости­раете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии (имярек); но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир ис­целяюще чудесы.

Величание

Тропарь мученикам Авкту и Тавриону

Тропарь, глас 4

Таврион славный и Авкт дивный, огневи противистася и всем инем казнем, молитвами возмогающа; та убо моле­нием сердца похваляюще, верою пресвя­тую и честную память ею совершим, ду­шам просвещение почерпающа.

Тропарь мученице Александре, царице

Тропарь, глас 4

Царства земнаго славу презревши, Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси и, Того мужественно исповедающи, венцем мученическим увенчалася еси, всеблаженная царице Алек­сандро. Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи, молися о спасении душ наших.

Тропарь праведному Аарону, первосвященнику

Тропарь, глас 3

Стеблю Левиина корене, приимый чин древняго Мафусаила, он бо отча ради к Богу вознесения, ты же братня ради с Богом беседования, первосвященный во Израили молебниче о всех, умоли Бога купно с братом своим боговидцем, да избавимся от всякия скорби.

Тропарь преподобным

Тропарь, глас 4

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави ми­лость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Тропарь преподобным женам

Тропарь, глас 2

Истинному желанию уневестившася, христославныя, и временного обручника отвергшася совокупления, и добро­детельными подвигами возрастша, на высоту востекосте нетления, краснодушныя и много-богатыя, столпи монаше­ствующих жен и правило: темже о нас молите непрестанно, любовию вашу па­мять празднующих.

Величание

Тропарь преподобным Печерским

Тропарь, глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши (имярек),  яко стяжавшии дерзно­вение ко Господу равноангельным сво­им житием, егоже ради обогати Хри­стос нетлением и чудесы мощи ваша, мо­лим вас прилежно:  испросите душам нашим очищение  и велию и богатую милость.

Величание (преподобным)

Ублажаем вас, преподобные отцы, и чтем святую память вашу,  наставни­цы монахов  и собеседницы ангелов.

Тропарь Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем  от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Тропарь пророку (имярек)

Тропарь пророку, глас 2

Пророка Твоего (имярек) память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наши.

Кондак пророку, глас 4

Просветившееся Духом чистое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче (имярек), славне.

Величание пророку

Тропарь святителю (имярек)

Тропарь святителю, глас 4

Правило веры и образ кротости воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нище­тою богатая, отче священноначальниче (имярек), моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю, глас 2

Тропарь святителям

Тропарь, глас 4

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави ми­лость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Величание

Величаем вас святителие велиции, и чтем святую память вашу: вы бо моли­те за нас Христа Бога нашего.

Тропарь святому благоверному князю Александру Невскому

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна.

И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Гос­пода, давшаго тебе благодать исцелений.

Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.

Тропарь Святым Бесплотным силам

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2

Тропарь священноисповеднику и преподобноисповеднику

Тропарь, глас 8

Православия наставниче, благоче­стия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, (имярек) премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,  моли Христа Бога спастися душам нашим.

Величание священноисповеднику

Величаем тя, святителю отче (имя­рек), и чтем святую память твою,  ты бо молиши за нас  Христа Бога нашего.

Тропарь священномученикам

Тропарь, глас 4

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави ми­лость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Величание

Величаем вас, священномученицы Христовы, и чтем святую память вашу: вы бо молите за нас  Христа Бога нашего.

Тропарь священномученику (имярек)

Тропарь, глас4

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние об­рел еси, Богодухновенне, в видения вос­ход, сего ради слово истины исправ­ляя, веры ради пострадал если даже до крове,  священномучениче (имярек), моли Христа Бога спастися душам на­шим.

Величание

Величаем тя, священномучениче (имярек), и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Тропарь Христа ради юродивому (имярек)

Тропарь Христа Ради юродивому, глас 1

Глас Апостола Твоего Павла услы­шав глаголющ, мы юроди Христа ра­ди, раб Твой, Христе Боже (имярек), юрод бысть на земле Тебе ради:

темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Кондак Христа ради юродивому, глас 8

Источник: http://xn--80adrleanb2b3i.xn--p1ai/%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.