Вечерня

Вседневное (Будничное) богослужение

Вечерня

Нижеизложенноевседневное богослужение – вечерня иутреня, совершаются в седмичные дни,то есть с понедельника по субботу в такназываемые период пения Октоиха.

В этотпериод не входит время от начала Великогопоста до Недели Всех Святых, а такжепред- и попразднства Двунадесятыхпраздников, когда вечерня и утреня вбольшей или меньшей степени отличаютсяот вседневных.

В период пения Октоихавседневное богослужение не совершается,если святой в Минее имеет какой-либопраздничный знак и служба идет праздничнымпорядком.

Вседневная (будничная) вечерня

Свечерни начинается суточный богослужебныйкруг.Богослужение – вечерня (и, по современнойпрактике, утреня с 1-ым часом) в честькакого-либо праздника или святогосовершаетсянакануне праздника вечером.

Характер и содержание песнопений имолитв вечерни прекрасно переданымитрополитом Вениамином (Федченковым):«Там почти нет хвалебного элемента.…Объясняется это просто. Человек квечеру устал: и телесно – от работы, идушевно – от забот, скорбей и духовнойборьбы.

Поэтому ему трудно славословить,легче каяться, сокрушаться, хочетсямира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется«Свете Тихий…» …Поэтому так уместназдесь примиренная, предсмертная песньСвятого Симеона «Ныне отпущаеши рабаТвоего с миром». …Характер вечерни…мирно-покаянный.

…Кстати, какие утешительные, успокаивающие,обнадеживающие все прокимны на вечерне…».

Существуетнесколько видоввечерни:

  1. Малая вечерня. Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение – Св. Гора Афон).

  2. Вседневная или будничная вечерня. Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

  3. Великая вечерня. Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядоксовершения вседневной вечерни изложенв 9-йглаве Типикона,гдеперемежаются указания для службы непостовой (с «Бог Господь») и постовой(с «Аллилуия»). Также его можно проследитьпо Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-йпсалом – Ч, неизменяемое

Великая ектения– Сл

«Господи,воззвах…» – Ч, неизменяемое

стихиры«на Господи, воззвах» – О и М, изменяемое

«СветеТихий…» – Ч, неизменяемое

Прокимен– Ч, Сл, неизменяемое

«Сподоби,Господи…» – Ч, неизменяемое

Просительнаяектения – Сл

Стихирына стиховне – О, изменяемое

«Нынеотпущаеши…» – Ч, неизменяемое

Тропарь– М, изменяемое

Сугубая ектения– Сл

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

Свящ.: “БлагословенБог наш…”

Началообычное, еслине читался 9-й час

“Приидите,поклонимся…” (трижды)

Псалом103-й читается

Ектения великая

“Господи,воззвах…” [истихи «Положи, Господи, хранение…»]

Стихиры со стихамина 6: 3 стихиры Октоиха

3 стихиры святомуМинеи

* (если в Минееслужба двум святым, то: 3 стихиры 1-мусв., 3 стихиры 2-му св.)

Слава:святому Минеи (еслиесть)

Иныне: Богородичен (погласу Славы из 2-го приложения Минеи)

“СветеТихий…”

Прокимен дня

“Сподоби,Господи…”

Ектения просительная

Стихиры на стиховне(Октоиха)

Слава, и ныне:Богородичен Октоиха

* Еслисвятому в Минее есть Слава: на стиховне,то, после 3-х стихир Октоиха -Слава:святомуМинеи,

Иныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

“Ныне отпущаеши…”

Трисвятое по Отченаш

Тропарь святомуМинеи

Слава,и ныне: Богороднчен (погласу тропаря св. из 4-го приложенияМинеи)

* Если службадвум святым, то тропари поются в следующемпорядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-усв.,

И ныне:Богородичен(по гласу последнего тропаря из 4-гоприложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание: С.:”Премудрость”

Х.: “Благослови”

С.: “Сыйблагословен…”

Х.: “Аминь. УтвердиБоже…”

__________________________________________________________________

В современнойпрактике к будничной вечерне присоединяетсябудничная утреня, поэтому после «Утверди,Боже…» следует возглас утрени «СлаваСвятей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: “ПресвятаяБогородице, спаси нас”

Х.:”Честнейшую Херувим…”

С.: “Слава Тебе,Христе Боже…”

Х.:”Слава, и ныне… Господи помилуй(трижды)Благослови”

С.: произноситотпуст

Х.: “ВеликогоГосподина…”

Источник: https://StudFiles.net/preview/3188729/page:22/

Вечерня. Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Вечерня

Традиционное время совершения — около девятого часа дня, считая от восхода солнца, то есть вечером (отсюда русское название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

Ветхозаветные корни

Законом Моисея предписывалось принесение двух общественных жертвоприношений: вечером и утром. Согласно Исх. 29:38-43 в жертву приносились один однолетний агнец без порока, хлеб, елей и вино.

К этим жертвам присоединялось принесение фимиама (Исх. 30:7-8). Вечером ветхозаветные священники зажигали светильник в скинии собрания, огонь в котором должен был поддерживаться до утра (Исх. 27:20-21) .

Такой порядок жертвоприношений сохранялся в Иерусалимском храме до его разрушения в 70 году.

Вместе с тем, пророки указывали, что молитва Богу не менее ценна, чем жертвоприношение и каждение. В частности, в 140 псалме Давид молит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2).

Поскольку первые иерусалимские христиане продолжали соблюдать закон Моисея, их вечерние богослужения могли вдохновляться храмовыми жертвами.

В дальнейшем, иерусалимские христианские традиции распространялись по другим поместным церквам.

В частности, в большинстве богослужебных традиций существовали и/или сохраняются обряд благословения вечернего света (параллель с возжжением светильника в скинии) и пение 140 псалма.

Агапа

Помимо ветхозаветных корней вечерня имеет и новозаветную первооснову — агапу. В первые века христианства евхаристия соединялась с агапой, но, начиная со II века на Западе, а с III века на Востоке происходит отделение Вечери Господней от обычной трапезы. Отделённая от евхаристии агапа постепенно приобретала собственный чин . Впервые особый чин агапы упоминается Тертуллианом:

У нас существует род кассы… собранное… употребляется для пропитания и погребения бедных, для воспитания сирот, для старцев… Что бы ни стоили вечери наши, выгода в том, что мы издерживаемся во имя благочестия на неимущих, ибо мы приносим им пользу угощением… Мы садимся за стол не иначе как помолившись Богу; вкушаем столько, сколько нужно для утоления голода; пьем как приличествует людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость… беседуем, зная, что Бог все слышит. По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлеченные из Священного Писания или кем-нибудь сочиненные. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою.

— Тертуллиан. «Апологетика», гл. 39

Из этого отрывка видно, что на благотворительной трапезе пелись гимны, совершались молитвы, а также зажигались светильники, что уже напрямую роднит агапу с вечерней.

В Александрийской Церкви разрыв евхаристии с агапой произошёл в III веке. Климент Александрийский (умер в 215 году) не различает их, а уже его ученик Ориген упоминает агапы только в качестве поминальных и благотворительных обедов:

Мы совершаем память святых и родителей наших… Когда совершается память их, мы призываем благочестивых вместе со священниками и угощаем верующих, При этом мы питаем бедных и неимущих, вдов и сирот — так, чтобы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души, память которой совершается.

— Ориген. «Толкование на книгу Иова»

Окончательно агапа деградировала в результате государственного признания христианства, после чего в Церковь хлынул поток бывших язычников. В этих условиях агапы вырождались в обычные попойки, лишённые всякого благочестия.

Иоанн Златоуст ещё позволял собираться для поминальной трапезы на могиле мученика, а Амвросий Медиоланский запретил агапы в Милане, о чём свидетельствует в «Исповеди» (6:2) блаженный Августин.

В Карфагенской церкви агапы были отменены собором 419 года, а на латинском Западе они продержались ещё несколько веков (их запрещали последовательно Литтихский собор 743 года, Аахенский собор 846 года).

Исчезнув из богослужебной практики, агапа оставила ряд следов в богослужении:

  • благословение хлебов, вина и елея на великой вечерне,
  • благословение артоса на пасхальной утрене и его последующая раздача верным,
  • благословение пасхальной трапезы (куличей, пасх, яиц),
  • соблюдаемый в монастырях чин панагии,

а также неистребимые самочинные поминки, имеющие вполне церковную первооснову (чин над кутиею в память усопших).

Вынесение агапы за пределы богослужения привело к возникновению собственно вечерни.

Возникновение вечерни

Первый чин собственно вечерни находится в «Канонах Ипполита» (середина III века). Структура первоначальной вечерни схематически выглядит так:

  • вход епископа и диакона; диакон вносит в собрание светильник;
  • епископ благословляет верных «Господь с вами» и призывает «Возблагодарим Господа» (схоже с евхаристическим каноном), после ответного народного возгласа «Достойно и праведно» читает особую вечернюю молитву;
  • благословение хлебов, народное пение псалмов и гимнов;
  • благословение народа и отпуст.

«Апостольские предания» (III век) подробно описывают суточный круг христианских богослужений. Большинство из них ещё являлись личными молениями, но вечерняя служба девятого часа «большим молением и большим благословением», что выделяет её над предшествующими часами. «Каноны Ипполита» и «Апостольские предания» дают почти тождественный текст вечерней молитвы епископа:

Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа…

Таким образом, уже в III веке была сформулирована одна из основных идей вечерни: зажжённый посреди ночной тьмы светильник предображает Христа, ставшего для Своих верных Солнцем правды и Светом истинным. В IV веке, когда христианство было окончательно признано в Римской империи, вечерня стремительно превращается в одно из основных общественных богослужений.

Описания или указания на вечерню встречаются у Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Нисского. Подробное описание вечерни в Иерусалимской церкви конца IV века приводится в «Паломничество Эгерии», а в Антиохийской — в «Апостольских постановлениях».

В частности, Эгерия сообщает, что светильник вносился в храм Воскресения из Гроба Господня, что указывает на формирование будущей церемонии Благодатного огня.

В итоге, вечерня, реконструируемая по источникам IV века, выглядела так:

  • светильничный псалом (140, по мере развития чина оттеснён в середину вечерни, а предварительным стал 103);
  • другие псалмы и антифоны;
  • вход епископа и диакона (нынешний вечерний вход на «Свете тихий»);
  • паремии;
  • великая ектения;
  • вечерняя молитва епископа и молитва главопреклонения;
  • благословение и отпуст.

В IV веке уже существовал гимн «Свете тихий», сопровождающий вечерний вход со светильником. Василий Великий (умер в 379 году) упоминает эту песню:

Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно и благодарили… народ возглашает древнюю песнь… А если кому известна и песнь Афиногена… то он знает, какое мнение о Духе имели мученики.

— Василий Великий. «О Святом Духе к Амфилохию», гл. 29

На основании этих слов в греческих Церквах принято приписывать авторство «Свете тихий» священномученику Афиногену Севастийскому, и так она подписана в греческих богослужебных книгах.

Между тем, есть основания полагать, что этот гимн ещё более древнего происхождения и восходит к Григорию Неокесарийскому (середина III века).

В любом случае, «Свете тихий» является самой древним из не-библейских песнопений вечерни.

Дальнейшее развитие

В V веке в результате христологических споров общение с Православной церковью разорвали древневосточные церкви, развитие их литургики шло в дальнейшем независимо от православной традиции византийского обряда. Своим путём пошло также развитие латинских обрядов на Западе. В дальнейшем описывается развитие только вечерни византийского обряда.

Решающее воздействие на формирование вечерни в современном виде оказала традиция Иерусалимской церкви и палестинского монашества.

Иерусалимская вечерня V-VII веков, известная благодаря армянскому и грузинскому переводам Лекционария и Часослова, уже очень похожа на современную: читаются степенны — псалмы 18 кафизмы (119—133, они сохранились на своём месте на литургии преждеосвященных даров), поются или читаются «Сподоби, Господи» и песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое и «Отче наш» (между ними помещалась молитва, из которая родилась современная «Пресвятая Троице»), а также 120 псалом с гимнографическими припевами (из которых родились современные стихиры на стиховне).

Самая ранняя из греческих рукописей палестинского Часослова (IX век) уже содержит все современные чтения и песнопения вечерни: предначинательный псалом (103), степенны, «Господи, воззвах» (140, 141, 129 и 116 псалмы, но ещё без стихир), «Свете тихий», «Сподоби, Господи», песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое, «Отче наш».

Палестинское чинопоследование вечерни было заимствовано студийскими монахами и к концу XII века вытеснило константинопольскую соборную практику, от последней в современной вечерне остались ектении и тайные священнические молитвы. В период IX—XII века в Студийском монастыре окончательно сформировалась современная вечерня, дополненная обширной гимнографией.

Именно студийцами в вечерню введены три изменяемых цикла песнопений:

  • стихиры на «Господи, воззвах»,
  • стихиры на стиховне,
  • тропари после «Отче наш».

Великая и вседневная вечерня

Последовательность в приведённой таблице не содержит последования литии.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/2980-vechernya/

Вечерня и Утреня

Вечерня

После первых молитв вечернего богослужения читается 103 псалом, который называется предначинательным. В нем изображается мироздание, в том порядке, как это изложено у Моисея и прославляется Господь-Создатель. После торжественного прославления Бога следует молитвенное исповедание наших согрешений.

Во время чтения этого псалма священнослужитель становится перед царскими вратами и читает вечерние молитвы, и напоминает собой Адама, который был изгнан из рая и каялся перед райскими вратами.

Эти молитвы называются светильничными, так как в храме зажигаются светильники, и священник в этих молитвах просит Господа даровать свет невещественный, просвещающий наши души.

Последование вечерни

После псалма следует великая ектения, в которой мы испрашиваем у Господа то, чего мы были лишены вследствие грехопадения, – мир с Богом, ближними и с самим собой. Далее читается отрывок из Псалтири и малая ектения.

Стихиры на Господи воззвах завершаются богородичным – кратким песнопением, обращенным к Пресвятой Богородице. Во время чтения стихир священник совершает каждение алтаря и всего храма.

После Богородична поется песнь «Свете тихий», которая изображает пришествие на землю тихого света в кротком лице Иисуса Христа, который ради нашей немощи смирил себя даже до крестной смерти.

Прокимен и стихиры вечерни

Далее произносится прокимен дня.

Церковь в последующих текстах просит Господа сподобить нас без греха сохраниться в наступающий вечер и эту просьбу подробнее раскрывает в просительной ектенье: исполним вечернюю молитву нашу Господеви, в которой мы испрашиваем у господа духовные блага в продолжение настоящей жизни, в конце ее и за пределами – в жизни будущей. В стихирах на стиховне Церковь воспевает оправданных и прославленных святых или различные важнейшие события в Церковной истории, которые укрепляют в душе христианина желание искать и найти блаженство, которое предназначено Господом для праведных. В этом желании он обращается словами Симеона богоприимца, который в конце своих дней увидел спасение Израиля: «ныне отпущаеши раба твоего Владыко». Таким образом, увидев пришествие тихого света, мы переносимся теперь, отходя ко сну, образу смерти, и просим у Господа христианского завершения нашей жизни.

Далее следуют «Трисвятое», молитвы к Пресвятой Троице, и молитва Господня, в которых мы выражаем то, что мы уже видели свет Израиля. Затем поется тропарь святому и богродичен, произносится сугубая ектения и отпуст. Так совершается служение вседневной вечерни, помимо которой существует малая и великая вечерня. Этот состав богослужения был известен начиная с 4 века.

Утреня

Утреня следует непосредственно после полунощницы.

В ней христианин выражает чувства свои Богу, хранящему и милующему его грешного, затем вспоминает и созерцает благодатные дела Божии, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец – просит о святом употреблении, даруемой ему жизни.

Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей..», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142.

Вторая раскрывается в каноне, который содержит 8 песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветные, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний.

Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большей частью со стихами псалмов: 89, 14. 17 и 91, 2. 3, а иногда и с другими стихами, по празднованию дня.

Славословие Господу от всех созданий церковь возсылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира.

Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии — «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна».

Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «Благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает эти молитвы. Между тем как священвик в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. Далее следует возглас: — «слава святей».., и шестопсалмие, в которомъ выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

Шестопсалмие

По намерению церкви, христианин должен в это время приготовить себя к собеседованию с Богом, явившимся на земле, почему шестопсалмию предшествует Ангельское славословие; «слава в вышних Богу», которое воспевает святая церковь, относя к родившемуся Господу.

А как приближение к Богу и собеседование с Ним требует очищешя души и сердца от всякой скверны; то для этого святая церковь предлагает 6 псалмов, исполненных глубокого покаянного чувства и заповедует слушать их с особенным настроением души: «глаголем сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу, невидимо беседующе, и молящеся о грехах наших», говорится в начале их чтения. Поэтому и внешние действия церкви, во время чтения шести псалмов, направляются к тому, чтобы расположить душу к умилению и сокрушению: в это время погашаются свечи, чтобы побудить нас к благоговейному слушанию чтения, и, как бы поставив верных в уединении и сокровенности, возбудить в них умиление и слезы покаяния.

Такому намерению церкви вполне соответствует само содержание шестопсалмия. В нем выражается вопль души, скорбящей о Боге, с твердой надеждой на помощь Божию.

Поэтому в самом начале его мы слышим, как христианин, среди опасностей со стороны врагов, ищет успокоения в страждущем Спасителе, Который, охраняя его всюду, сохраняет и в ночное время, подавая ему сон мирен и безмятежен — аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя (пс. 37).

Далее, ощущение тяжкого бремени греховного, сознание собственной виновности в грехах поражают душу исповедующего глубокою скорбь.

Он вместе с царем Давидом взывает: несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица гргех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою….

Но эта скорбь, ощущающего греховное бремя, растворяется упованием на близость помощи Божией; поэтому удрученный тяжестью грехов вопит: яко на тя, Господи, уповах, Ты услыши, Господи, Боже мой не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от менге, вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Потом,в 62 псалме слышим вопль души, утреннюющей ко Господу своему и жаждущей быть вблизи с Ним, чтобы под кровом крылу Его найти успокоение от напастей вражиих, радость и веселие: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, возжада Тебе душа моя….

Поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крылу Твоею возрадуюся.

После трех первых псалмов возглашается молящимся через чтеца песнь: “аллилуия” и славословие Пресвятой Троице, которым освящается и как бы ободряется внимание верных, и вместе отделяется первое трехпсалмие от последующего; а священник после этого выходит из алтаря в среднюю часть храма и читает тайно перед царскими вратами утренние молитвы, в которых от лица всех верных, как ходатай наш перед Богом, прежде всего благодарит Бога, возставившего нас от ложа нашего, просить отогнать от сердец наших утреннюющих всякий мрак и показать нас сынами света и наследниками вечных благ.

Далее молится за всю братию на земле, на море и на всяком месте и просит даровать миру мир, церквам, священникам и всем людям, и, «утвердив нас духом Владычним, за не помолитися, яко же подобает, не вемы, аще не Господь Святым Духом Своим не наставит нас и радость спасения сказав нам, сподобить нас даже до последнего издыхания нашего приносить Богу жертву правды и возношение во святых Его жертвенницех, яко во дни благообразно ходяще путем заповедей Его, при свете истинного солнца правды, достигнем в жизнь вечную и сподобимся в наслаждении быти непристуинаго Его света».

Появление этих 12 утренних молитв, читаемых от священника тайно, как и молитв вечерних, объясняется точно таким же образом, как и молитв вечерних. Затем следует чтение последних трех псалмов, в которых слышим, (пс.

87) что сознание тяжкого недуга греховного заставляет искренно кающегося днем и ночью взывать к Богу, без Которого нет ему помогающего. Друзья и знакомые не избавят его от этой лютой греховной язвы: исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися….

очи мои изнемогосте от нищеты, воздех к Тебе руце мои…, приклони ухо Твое к молению моему. Потом (пс.

102-й) от тяжкой скорби о грехах, человек, подкрепленный твердым упованием на Бога, переходит к славословию Его, изливающего на него беччисленные благодеяния, очищающего его от всех беззаконий, избавляющего от истления живот его и вообще ущедряющего его, по безконечной Своей милости, якоже щедрит отец сына.

Наконец, в чувстве сыновнего упования (пс. 142), христианин грешный и обрадованный взывает, да услышит Господь молитвы его, сотворит заутра милость свою с ним, избавит его от врагов и наставит Духом своим Святым на землю праву: услыши мя, Господи, в правде твоей и не вниди в суд с рабом твоим.

Дух Твой благгй наставит мя на землю праву. Последняя половина шестопсалмия, как и первая, заканчивается тоже песнью: «аллилуия» и славословием Пресвятой Троице.

За великой ектенией, следуемой за шестопсалмием, как продолжением безпомощного моления, святая церковь воодушевляет сокрушенного и опечаленного по Боге молящегося пением стиха: «Бог Господь и явися нам», указывая в явлении Бога во плоти на милость и благость Божию, на спасение Им нас грешных, и, в доказательство очевидного и осязательного милосердия Божия к христианам, повелевает петь со стихами 117 псалма тропарь дневного святого или события из истории церкви, возвещающий об этой милости и благости Божией.

В тропаре святая церковь изображает сущность празднуемого дня и указывает на ту милость Божию к согрешившим, что из числа членов церкви, святыми могут быть нашими ходатаями перед Богом.

Потом для поддержания в душе молитвенного расположения читаются три — в великом посте и две — в будничное время кафизмы с седальнами, заимствуемыми из Минеи, Октоиха или Трюди постной и цветной, в честь праздника или празднуемого святаго; за кафизмами следует покаянный псалом (50) и дневной канон, как подробное раскрытие прославляемого святого или празднуемого событя.

Далее произносится просительная ектения и молитва с главоприклонением о даровании «от святого жилища Его прощения вольных и невольных грехов и ниспослании мирных и премирных благ своих.

За просительной ектенией на повседневной утрени следуют стихиры на стиховне, раскрывающие чувство радости и благодарения, что Господь покрывает своих праведных светом благодати, память которых в назначенный день прославляется, что Он Всеблагий и милующий нас может помочь и нашей духовной немощи и удостоит нас тех благ, которые раскрываются в событях истории церкви; поэтому церковь внушает нам, по порядку за стихирами на стиховне, произносит песнь: «благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, Вышний». За этой песнью следуют: трисвятое, Отче наш, тропарь дневной, слава: и ныне: богородичен, называемый отпустительным, сугубая ектения: «помилуй нас, Боже…» и обыкновенный отпуст с указанием на празднуемое событие.

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:

  • Соборование
  • Молебен
  • Сорокоуст о здравии
  • Похороны
  • Крещение

Источник: http://palchevskiy.by/vechernya-utrenya.html

Вечерня

Вечерня

Всенощное бдение состоит из трех частей: вечерни, утрени и первого часа. Вечерня — первая служба дневного церковного круга.

Круг начинается с вечерни потому, что и день в древности считался с вечера: «и бысть вечер и бысть утро» (Быт. 1;5).

Вечерню можно сравнить с ранним утром истории человечества — радостно и светло было это начало истории человека, но ненадолго: скоро человек согрешил и сделал свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

Священник и диакон обходят храм с кадилом. Каждение фимиама — ладана изображаетвеяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился» над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1:2).

Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает, с одной стороны, небо, жилище Божие, с другой — рай, жилище Адама и Еввы в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем.

Таким образом, открытые в это время двери изображают райское блаженство прародителей Адама и Еввы в раю.

Затем Царские двери затворяются, этим действием вспоминается печальное событие, когда «затворились врата рая грехом Адамовым». Прародители были изгнаны из места блаженства «на труд и скорбь».

Изображая скорбящего, плачущего перед вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем, в вечерних молитвах молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей».

Христиане через диакона и клир в великой ектении просят помилования души и, вспоминая грех Адама и потерю рая, словами первого псалма скорбят о печальной участи тех, кто идет дорогой греха, и радуются радостной участи праведных, которые исполняют закон Господень.

Пение псалмов и стихер

«Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых» (псалом 1;1). Счастлив человек, который не идет на собрание злых и не ходит путями неправедных и не сидит в собрании развратителей; его воля — в «законе Господни», о законе Господнем размышляет он день и ночь. Вслед за первым псалмом читаютсявторой итретий. Они раскрывают ту же мысль, что и в первом: Господь не оставляет праведных.

Напрасно враги замышляют злое против праведного: Господь защита его (псалом 2-й), Он защищает праведного днем и в ночном сне, и праведнику не страшны нападения врагов (псалом 3-й). «Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в стихах 140, 141 и 129 псалмов. В них мольбы к Господу принять нашу вечернюю молитву, как жертву вечернюю, как фимиам благоуханный.

Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека о совершенном Господом деле спасения, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихерами «на Господи воззвах». В виде перехода к «утру спасения» поются догматические вдохновенные песни, называемые догматиками — Богородичными.

Догматики — полное изложение учения о Господе Исусе Христе, о соединенных в Нем Божественной и человеческой природе. Это учение раскрыто в третьем члене Символа веры и в трудах 3, 4, 5 и 6 Вселенских соборов.

Пресвятая Богородица, воспетая в догматиках, «небесная дверь» для согрешивших и лестница на небо, по которой сошел на землю Сын Божий, и люди восходят на небо.

Вечерний вход и паремии

Двери алтаря открыты. Священник в предшествии диакона выходит боковыми, а не Царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрывший солнечную Божественную Свою славу.

И входит в алтарь через Царские врата, знаменуя, что через Господа Христа и смерть Его «царския врата неба» подняли «свои князи» и открылись для всех, идущих за Господом. Диакон возглашает: «Премудрость прости».

«Свете тихии» — так, дожив до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем Бога Отца, Сына и святого Духа.

История повествует нам о происхождении церковной песни «Свете тихии». Однажды на одной из Иерусалимских гор сидел мудрый старец, патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд долго простирался по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и наконец остановился на потухающих лучах палестинского солнца. Кругом царила глубокая тишина.

Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходили перед умственным взором патриарха. Он представлял себе, как здесь, на той же горе, перед своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города.

И склонявшееся к западу вещественное солнце склонило ум патриарха к представлению себе Солнца невещественного — Сына Божия, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь.

С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей красоты и умилительности.

В праздники вслед за прокимном читаются паремии. Так называются избранные места из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие в пророчествах или прообразах указание на событие вспоминаемого праздника.

В  Богородичные праздники, например, читаетсяо видении Иаковом лестницы, бывшей прообразом Богородицы, нашей лестницы к небу. На Воздвижение — о древе, брошенном Моисеем для услаждения горьких вод Мерры.

Дерево это преобразовало Крест Господень.

После паремий произноситсясугубая ектения: «Рцем вси». За сугубой ектенией, после молитвы о том, чтобы Господь помог безгрешно закончить день «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», произносится ектения просительная. В ней, как и в предшествующей молитве, мы просим у Господа, чтобы Он помог весь вечер провести в совершенстве, свято, в мире и без греха.

Лития и стихеры на стиховне

Далее совершается лития. Произошла лития из обычая во время общественных бедствий совершать покаянное моление среди города или даже за его стенами. Указание на это находим у блаженного Симеона Солунского.

«Лития, — пишет он, — бывает в притворе в субботу и праздники, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или иного бедствия совершается среди города, или вне, около стен, при стечении народа». На такое происхождение литии указывает и содержание ее молитвословий.

Смысл литии таков: стоя «вдали», как мытарь, мы, как мытарь, и молимся: Господи, мы недостойны храма Твоего, недостойны посмотреть на высоту небесную, но Ты прими нас, введи в Эдем Небесный, чертоги неба, которые открыты нам кровью Сына Божия и которые мы снова закрываем для себя жизнью в нечистоте и грехе.

Соответственно общему смыслу литии и молитва «Господи помилуй» — молитва кающихся — здесь повторяется 40, 30 и 50 раз. На литии мы молимся о том, чтобыГосподь спас людей своих, благословил их, как детей своих.

Молимся о стране, о епископе ио всем священном чине; о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и помощи Божией требующей; об усопших отцах и братиях. Все эти моления возносит Церковь, призывая в предстательство Пресвятую Богородицу и всех святых.

Затем в главопреклонной молитве священник молится, чтобы Господь, по молитвам святых, даровал нам прощение грехов, избавил нас от всякого врага и всех нас помиловал и спас, как благии и человеколюбец.

Совершив литию, иерей входит в храм; пред священником несут лампады, которые, как и во всяком другом входе, изображают божественный свет святых.

За отцом, как бы входящим на небо, следуют и прочие, сопровождая настоятеля,как бы Исуса Христа, указывающего путь всем.

Затем следует обычное продолжение вечерни, начиная с пения стиховных стихер, которые поются двумя ликами, соединившимися вместе посреди храма. Стихеры эти называются стиховными потому, что к ним присоединяются стихи из псалмов.

В воскресный день поются воскресные стихи: «Господь воцарися»; если же бывает другой праздник, то полагаются другие избранные из псалмов стихи; если же празднуется память какого-либо святого, то поются по чину стихи из псалмов, соответствующие воспоминаемому лицу, то есть в честь святителя, мученика или преподобного.

Встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В будничном богослужении «Ныне отпущаеши» имеет не только смысл исповедания нашей радости о Господе пришедшем: эта молитва, вместе с тем, — напутствие ко сну грядущим, напоминание о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его.

————————
Библиотека Русской веры
Последование Вечерни →

Читать онлайн
————-

Благословение хлебов

По окончании пения стиховных стихер священник подходит к стоящему посреди храма столу, на котором находится блюдо с пятью хлебами и сосудами с пшеницею, вином и маслом.

Во время пения троекратно тропаря совершается каждение вокруг стола, а по окончании пения диакон возглашает: «Господу помолимся», на что певцы отвечают: «Господи помилуй». Затем священник произносит особую молитву, заканчивая ее крестообразным ограждением одним из хлебов над другими хлебами.

В этой молитве священник просит Господа, благословившего пять хлебов и пять тысяч народа  насытившего, благословить предложенные хлебы, пшеницу, вино и масло, умножить их во всем мире и вкушающих от них верных освятить.

Обычай благословения хлебов есть отзвук древних «агап», трапезы верных, после совершения «бдения». Всенощное бдениев первые века, когда Церковь еще скрывалась в темноте катакомб, а отчасти и во времена святителя Иоанна Златоуста, длилось с вечера и до утра, всю ночь (Касс., кн. III, гл. 8 и 9).

Поэтому для подкрепления верующих, намеревающихся остаться на всю ночь в Церкви, после пения вечерни обыкновенно раздроблялись и раздавались хлебы, пшеница, вино и елей.

Священник, в заключение вечерни испросив благословение Господне на присутствующих в храме, с диаконом выходили из алтаря, садились на свое место со всеми присутствовавшими в храме, и все вкушали благословенную пищу с елеем.

Порядок вечерни

Иерей: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое и по «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз; Слава и ныне; «Приидите поклонимся» (трижды); псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»; ектения великая; кафизма рядовая; малая ектения.

После малой ектении, «Господи воззвах» и стихеры на 6: три из Октая и три из Минеи. Слава и ныне; Богородичен (если среда или пяток — крестобогородичен, из Минеи же наряду). Если в Минее на «Слава» положена стихера святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихеры.

После Богородична читается: «Свете тихий»; прокимен дню; «Сподоби, Господи».

Затем просительная ектения: «Исполним вечерние молитвы». После этой ектении поются стихеры «на стиховне» — из Октая. После стихер чтец читает: «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш». После «Отче наш», тропарь святому из Минеи; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню. Затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении бывает отпуст:

Диакон или иерей: «Премудрость»

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Певцы: «Честнейшую херувим»;

Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;

Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды; «Господи благослови»;

Иерей: «Христос истинный Бог наш» и прочее;

Певцы: «Аминь»; «Господи помилуй», трижды.

Порядок великой вечерни

Великая или полиелеосная вечерня отличается от повседневной вечерни следующим:

1) стихеры «на Господи воззвах» и стихеры «на стиховне» поются только из Минеи: Октай не употребляется, а Богородичны после стихер и тропаря поются воскресные;

2) вместо рядовой кафизмы поется: «Блажен муж» (1-й антифон первой кафизмы);

3) после стихер «на Господи воззвах», во время пения Богородична, бывает малый выход с кадилом, а после прокимна читаются три паремии;

4) после паремий такой порядок вечерни: ектения: «Рцем вси»; читается: «Сподоби, Господи»; ектения: «Исполним вечерния молитвы наша»; стихеры «на стиховне»; «Ныне отпущаеши»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь; Слава и ныне; Богородичен. Затем отпуст, как на вседневной вечерне.

Порядок малой вечерни

Малая вечерня от повседневной отличается следующим:

1) не бывает: великой ектении, рядовой кафизмы, малой ектении, а также и просительной;

2) вместо полной сугубой ектении произносится сокращенная из трех прошений: 1) Помилуй нас, Боже; 2) о стране и 3) за всю братию и за вся христианы;

3) стихеры «на Господи воззвах» поются только на 4.

Источник: https://ruvera.ru/vechernya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть