Житие преподобного старца Силуана Афонского

Содержание

Силуан Афонский. Святой для современного человека

Житие преподобного старца Силуана Афонского

Силуан Афонский — один из самых чтимых православной Церковью святых XX века, хотя его житие вполне можно уместить в один абзац. Преподобный Силуан не принимал мученической кончины. К нему не собирались вереницы паломников.

Всю монашескую жизнь он провел на Афоне и знали этого монаха, по большому счету, только в его монастыре.

Почему же Силуан Афонский стал так известен сейчас? Почему так почитаем? Почему мы пишем о нем, как о святом для современного человека?

Старец Силуан Афонский: чем он известен?

Сонм православный святых — это не только дань самим подвижникам и нашей Церкви в целом. В не меньшей степени их жизни — это вдохновение простым христианам. Каждый святой имел свой собственный путь к святости.

Тысячи святых — это тысячи примеров и ситуаций, в которых люди стяжали Благодать Духа Святого уже здесь, на земле.

Целая россыпь разнообразных судеб, где каждое житие может найти своего читателя, когда именно его оно вдохновит и избавит от уныния — потому что «у этого святого было в жизни все примерно так же».

Тысячи святых в Православной Церкви — это бедняки и цари, обездоленные и богатые, монахи и отцы семейств, жители городов или деревень, мужчины и женщины, священники и миряне.

Старец Силуан — чем известен он и кто был он?

С одной стороны, «внешних» событий в его жизни, действительно, почти не происходило: он родился в России, в 26 лет поехал на Афон и там в возрасте 71-го или 72-х лет умер.

С другой стороны, те испытания трудности, которые пришлось преодолеть ему — очень напоминают те, которые в той или ной форме переживают люди именно нашего времени. Времени, когда, благодаря комфорту, внешних тягот становится все меньше, а главная борьба человека, главные его боли и главное делание происходят на уровне мысли и внутреннего состояния.

Если в двух словах, то путь святого Силуана Афонского был характерен (и показателен) следующим:

  1. В монастыре старец Силуан выполнял самое суетливое послушание. Он был окружен самой суетливой суетой, которая только была на Афоне возможна. Но все равно стяжал Благодать Духа Святого и стал святым!
  2. Прежде чем стяжать Благодать, святой Силуан 14 лет переживал богооставленность. Это что-то вроде отсутствия вдохновения у поэта, только в тысячи раз сильнее.
  3. Он был искушаем бесами в своей келлии, но выстоял. Нападки бесов были не только в виде внешних зримых «посещений», но и в виде настоящей битвы против помыслов, которые доводили монаха до трудно описываемого отчаяния.
  4. И наконец нам, образованным, в назидание — старец Силуан, являя собой пример мудрости и оставив после себя прекрасные тексты, оказывается был неграмотным человеком, и почти все его обучение прошло в храме и монастыре по церковным книгам. Это пример того, как Благодать способна украсить и преобразить любого человека, и не житейская мудрость в конечном итоге для его судьбы и души важна.

Житие Старца Силуана

О святом Силуане Афонском написана прекрасная книга — она так и называется «Старец Силуан». Ее автор — ученик святого, архимандрит Софроний (Сахаров). Тоже замечательный монах, который часть жизни провел на Афоне (другую часть — в Англии, где был настоятелем православного монастыря). Во многом, только благодаря этой книге мир узнал о преподобном Силуане.

Книга «Старец Силуан» хорошая в двух отношениях:

  1. Она дает полное представление о жизни старца — ничего лучше и точнее о нем не расскажешь.
  2. Это не только рассказ о жизни святого. Житие старца в ней — это повод рассказать о всей системе духовной жизни и о тех невидимых законах и принципах, из которых она складывается. Это настоящая энциклопедия человеческой и жизни человеческого духа.

Рекомендуем. Ее нужно иметь в каждом доме.

Старец Силуан: как стать святым, когда кругом суета

В глазах многих идеал и вершина монашеской жизни — это тишина и молчание.

Ничто внешнее тебя не отвлекает, — максимум, братия со своим сложным характером, — но в остальном вокруг: сосредоточенность и первозданная природа: например пустыня, лес или афонские скалы.

А там, где люди и суета — глубокая духовная жизнь невозможна. Это один из поводов для уныния у жителей городов, которые окружены всем, что только может помешать сосредоточению.

Жизнь святого Силуана — доказательство, что такое представление о духовной жизни это не более чем «штампы», потому что если бы все было именно так, монах Силуан не стал бы святым.

Старец Силуан подвизался в самом крупном монастыре Афона — русском Пантелеимоновом монастыре, — и исполнял самое «мирское» и суетливое послушание — эконома. Он должен был контролировать все работы, которые совершаются в монастыре немонахами — простыми паломниками или наемными рабочими и строителями. Кажется, он даже какое-то время работал в магазине при монастыре.

см. также: кто такой монах и почему уходят в монастырь

Преподобный Силуан сохранял и ответственное отношение к делу, и умел (правильнее сказать — научился) хранить в своем сердце непрестанную молитву.

Несколько монахов из Пантелеимонового монастыря. Преподобный Силуан Афонский сидит крайним слева в первом ряду.

Для нас — это вдохновляющий пример, что цельность духовной жизни никак не зависит от того, что вокруг человека. Деревня или город, стадо коров или километровые нескончаемые пробки — это все не важно.

Силуан Афонский и богооставленность

Что такое богооставленность, которую так остро переживал этот святой?

Можно еще раз привести в пример писателей или поэтов, которые страдают из-за покинувшего их вдохновения. Их переживания сильны: творчество давало им ощущение наполненности жизни, и вдруг всё «остановилось» и застыло. Пустота.

Богооставленностью называется состояние, когда христианин — после первого вдохновляющего опыта духовной жизни (который обычно захватывает с головой и помогает людям совершать по-началу чуть ли не подвиги), затем чувствует, что вдруг всё ушло: нет больше «дыхания» внутри.

И молитвы нет, и желание в храм ходить нет, а если ходишь, то «ничего не чувствуешь». Наступает уныние, «я плохой христианин». И чем сильнее было первоначально посещение человека Духом Святым, тем тяжелее переживается последующая богооставленность.

Ведь, это уже не вопрос творческое самореализации, а вопрос самой сути жизни.

У старца Силуана эти переживания были чрезвычайно сильны. Таков был Промысел Божий в отношении этого монаха. В самом начале своего иноческого пути ему было дарована благодать такой силы, какую иные не знают и всю жизнь.

А затем на долгие годы «все ушло». Душа, познав Христа однажды, тоскует по нему затем невообразимо.

Святой Силуан множество раз за это время, словно, «умирал» внутри себя — настолько странной и жалкой казалась жизнь без Благодати.

Это были невидимые глазу испытания, но они были не слабее физических тягот и требовали не меньшего упорства. И как итог — венцы: святость и Благодать, которая установилась в нем затем окончательно, подарив ему непрестанную внутреннюю молитву, неиссякаемый мир на душе и ощущение постоянного сопребывания с Богом. То есть настоящее счастье, которого только может сподобиться на земле человека.

Это замечательный пример для нас — никогда не отчаиваться!

Святой Силуан Афонский был искушаем бесами

Многие сильные монахи бывают искушаемы бесами (если не сказать, что все бывают искушаемы бесами). Причем они нападают не только в видимом обличии — в виде мерзких существ, которые способны испугать одним только обликом. Но и в не меньшей степени их нападки происходят через мысли, затрагивая самые слабые и уязвимые места в духовном и моральном устроении человека.

Так происходит и с нами — в миру, в городе. В нашей голове — ворох мыслей, которые прежде всего нам самим дают страдание. Фобии, страхи — это и психология с одной стороны, и бесы с другой — которые играют на наших слабых точках.

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся» — это учение, которые вынес старец Силуан из своей духовной жизни, во время которой он также переживал тяжелые нападки бесов — в том числе в форме помыслов, которые они подавали ему. Сначала, зарождая мысль о том, что он, монах Силуан, уже свят, а затем — низвергая его в другую противоположность: утверждая, что он погиб и никогда не спасется.

Учение святого Силуана

Под учением часто подразумевается не систематизированные учебники или философские позиции, а некая основная Идея, которой руководствовался тот или иной святой и которую тот старался передать всем, кто окружал его или приходил к нему.

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся» — это фраза старца Силуана, в которой сложен весь смысл его учения.

У этого поучения может быть несколько сторон в трактовках. Одна из них: никогда не отчаиваться, в каком бы аду, как тебе кажется, ты бы ни находился.

Иная трактовка заключается в том, что человек с одной стороны должен всегда жить памятью о том, как низко может пасть, оставь его Господь, но помня это (держа ум, во аде), должно не унывать, а наоборот — устремиться умом и сердцем ко Христу.

Депрессия и уныние — бич современного человека. Старец Силуан и его учение — это вдохновляющий пример, когда человек прошел через «все то же самое», что и большинство из нас в миру, в городе, в 21 веке, только еще острее и сильнее — и стяжал благодать.

Так что же унывать нам?

Преподобный Силуан был безграмотным человеком

Святой Силуан родился в одном из сел Тамбовской губернии в середине XIX века и имел два класса образования.

Вообще, сам по себе факт «необразованности» ничего не значит. Церковью прославлено множество людей как с прекрасным образованием (например, святитель Иоанн Златоуст, который оставил после себя множество книг), так и совершенно простых, «необразованных» подвижников. Потому что перед Богом все равны, а мудрость мирская она на то и мирская, что ценна только здесь на земле.

Примечательно другое: каким образом святость и Дух Святой преображают человека и какую силу ему дают. Апостолы, которые обратили в христианство целые континенты, были когда-то самыми простыми людьми — рыбаками и сборщиками податей. Таково оказалось их преображение.

Преображение старца было таково, что окружавшим его он демонстрировал образец тонкого рассуждения по многим вопросам, а после себя оставил писания. Их не очень много — всего на одну книжку. Но какие это слова! Это проникновенные записки о Любви Христовой, душе, Благодати и скучании души по Христу.

Наверное, это одни из лучших строк, что были написаны по крайней мере в XX веке….

Например, такие:

Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу.

И, когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя.

И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, — потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата.

Старец Силуан: когда жил и дни памяти

Преподобный Силуан родился в 1866 году, на Афон уехал в возрасте 26 лет и умер на Святой Горе в 1938 году.

Днем его памяти Церковь установился 24 сентября — это день, когда старец Силуан скончался.

Святой отче Силуане, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/siluan-afonskiy-zhitie-kratko-svyatoy-dlya-sovremennogo-cheloveka/

Житие преподобного старца Силуана Афонского

Житие преподобного старца Силуана Афонского

В 1998 году на праздновании тысячелетия со дня крещения Руси, множество новых мучеников и подвижников вошли в список почитаемых Церковью святых.

Были среди них и пострадавшие в годы безбожных гонений и просиявшие еще во времена старой России, на рубеже 19-20 веков.

 Среди последних был и старец Силуан — выходец из русского крестьянства, принявший монашество на горе Афон, и ставший великим подвижником и молитвенником за весь мир.

Житие старца Силуана Афонского впервые записал архимандрит Софроний, еще задолго до канонизации святого.

Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-e годы XX века

Жизнь до принятия пострига. Крестьянин Семен

В одном из сел Тамбовской губернии жила обычная крестьянская семья. Шел пятый год после отмены крепостного права, когда на свет у них появился мальчик, которого назвали Семеном. Кроме него в семье было еще семеро детей.

В те времена начиналось движение по борьбе с безграмотностью в крестьянской среде. В селах старались открывать школы. Семен ходил учиться только два года, затем родители были вынуждены посылать его на работу, поскольку семье приходилось тяжело. Но читать мальчик все-таки научился.

Отец Семена очень сожалел, что его сын не может ходить в школу. Сам он всю жизнь испытывал тягу к знаниям и был удручен своим невежеством. С этим обстоятельством связан один случай, впервые затронувший в душе Семена религиозные струны.

Однажды отец мальчика пригласил в гости продавца евангелий. Он надеялся услышать от «книжного человека» что-нибудь ученое и душеполезное. Ребенок внимательно вслушивался в разговор взрослых.

Его поразили слова гостя о том, что «нету никакого Бога».

 «Как это нет?! А где же Он? — подумал будущий подвижник — Тогда надо непременно Его отыскать! Когда я вырасту, я исхожу всю-всю землю и найду Бога!»

Когда гость ушел, мальчик спросил отца, почему Бога нет, если Ему все молятся? Крестьянин махнул рукой и ответил: «Не слушай, что дурак говорит! А я-то думал, человек умный!..»

С тех пор это желание встречи с Богом поселилось в глубине души мальчика и прошло с ним через всю его жизнь. Когда Семен стал молодым юношей, он еще раз услышал зов неба. На этот раз более явственный.

В это время с богомолья вернулась одна из крестьянок и стала рассказывать о чудесах недавно преставившегося затворника Иоанна Сезеновского. Семен все это слушал и думал: «Ну, значит, никуда не делся Бог, раз есть такие святые. И не надо Его искать».

С этого времени, юноша почувствовал тягу к монашеству. Наступил для него период какого-то просветленного состояния. Весь мир будто изменился.

Спустя долгие годы, старец так расскажет об этом времени: «Были у нашего князя красивые дочери, вид которых меня беспокоил, а тут вдруг стал я на них смотреть как на сестер. Лишь с чистой братской любовью».  Юноша просил у отца отпустить его в Киево-Печерскую лавру, но тот разрешил сыну уйти в монахи только после военной службы.

Икона Преподобного Силуана Афонского

Недолго длилось это просветленное состояние. Всего месяца три. А потом постепенно Семен забылся, увлекся всякими соблазнами и утратил чистоту жизни.

Надо упомянуть, что в молодости он обладал огромной физической силой и превосходным здоровьем. О его «богатырстве» ходили легенды.

Например, как он удерживал брыкающуюся лошадь, или съел за раз целое ведро яиц.

Незадолго до военной службы, Семен снова услышал небесный зов, теперь уже в буквальном смысле. К тому времени он уже увлекся всякими гуляниями и даже завел любовницу. Как-то раз, после подобного «веселого» вечера, Семен лег спать. И ему приснилось, будто в его рот заползает змея.

Испытав острое отвращение, он проснулся, и вдруг услышал голос: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». Голос был необыкновенной красоты. И юноша почему-то понял, что с ним говорила Пресвятая Дева.

С этого времени с разгулом было покончено. Вскоре Семен ушел в армию, где прослужил в саперном батальоне в лейб-гвардии Санкт-Петербурга. Все это время мысль о монастыре ни на минуту не оставляла его. В 1982 году, сразу после армии, Семен приехал на Афон, где постригся в Пантелеимоновском монастыре, под именем Силуан.

Годы монашества

Монашеством закончилась первая борьба с искушениями в жизни святого Силуана. Постриг стал его первой победой. Но духовная война продолжается всю жизнь, и чем ближе человек к святости, тем ожесточеннее.

Молодого монаха очень полюбили все насельники обители за его кроткий нрав и прилежное исполнение обязанностей. Многие его хвалили. Стали у него появляться мысли, о том, какая его жизнь теперь праведная и безгрешная. Состояние души стало каким-то тревожным.

Еще читайте о православных подвижниках:

Вскоре начались видения. Силуану стали являться злые духи. Хорошего духовного наставника в монастыре не было, и молодому иноку не с кем было посоветоваться. Он совершил ошибку — стал вступать с бесами в разговор. Это привело к тому, что его душу охватило отчаяние и безысходность. Так продолжалось долго.

Преподобный Силуан Афонский

Эти искушения Силуан пытался победить непрерывной молитвой. С того времени и до конца своих дней, преподобный уже не ложился спать. Засыпал он урывками, во время молитв, не больше, чем на полчаса.

Но побороть искушение все никак не удавалось. Проходили месяцы, силы Силуана начали сдавать. Один раз он, сидя в полном изнеможении, подумал: «Бога умолить невозможно».

И почувствовал такое беспросветное отчаяние, словно уже пребывал в аду.

И вот, когда уже, казалось, силы тьмы победили, явился Господь, и в одно мгновенье развеял мрак. В тот день Силуан, как обычно, пошел на службу в церковь… и увидел Христа. Невозможно описать это словами, но он понял, что вся его жизнь была сном, и есть только одна настоящая реальность. Та, которая в раю, которую он почувствовал сейчас…

Долгие годы вспоминал он эту минуту.

Немало еще выпало ему подобных испытаний. Ведь путь, который для него предусмотрел Господь, был самым тяжелым из всех возможных путей. Многие борются со своими страстями или со злом, являемым через людей, а святому Силуану выпала открытая война со злыми духами. Лицом к лицу.

 И если бы не та живая встреча с Богом, то, по собственным словам преподобного, не выдержал бы он этой войны.

Следующие 15 лет состояли из долгих периодов богооставленности и бесовских видений, и коротких передышек, когда тьма отступала, и Силуан понимал, что на самом деле Бог все это время был рядом. И вот, однажды ночью, когда Силуан молился, злые духи стали мешать ему, встав между ним и иконами, так что он не мог поклониться.

Тогда преподобный обратился мысленно ко Христу и спросил Его: «Господи! Хочу Тебе молиться, а бесы не дают. Что мне делать, чтобы одолеть их?» И был в его мыслях ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». — «Как мне стяжать смирение?» — «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». 

Так святой своим сердцем постиг тайну мирового зла и борьбы с ним. Он понял, пережил на собственном опыте, что именно гордость некогда погубила первых людей и лишила их рая. И через смирение лежит путь к победе над злом.

Читайте о духовной жизни православного христианина:

С этого времени, он стал много молиться за всех людей, которые томятся в аду. Монахи знают, что подобные молитвы очень тяжелы и сопровождаются жесточайшей духовной войной.

Но преподобный Силуан за пятнадцать лет выдержал такую борьбу, что злые силы уже ничем не могли его смутить или напугать. Молился святой и о живых, пребывающих в грехе, и обо всем мире.

Будучи святым, он, однако, разделял тоску лишенных Света Божия и сострадал им.

Так и жил этот великий молитвенник, непрестанно «держа ум свой во аде», дабы вымолить спасение или облегчение мук тем, кто там заключен. Быть может, для того Бог и предусмотрел для него такую непереносимую борьбу, чтобы закалить его дух, и подарить заступника даже самым отчаянным грешникам.

Книга «Старец Силуан» архимандрита Софрония

Желая уберечься от гордыни, святой Силуан старался держаться незаметно. Большая часть монастырской братии видела в нем только «мельника», «эконома». Мало кто догадывался, что среди них живет великий святой.

Книга о преподобном Силуане Афонском

Никто в мире так бы и не узнал об этом тайном подвижнике, если бы у Силуана не появился близкий ему по духу ученик — архимандрит Софроний, который подружился с преподобным, за несколько лет до его смерти.

Жизнь и поучения старца Силуана были записаны Софронием в виде книги.
Книга состоит из трех частей.

  • В первой описывается житие святого, его опыт духовной борьбы. Также в ней собраны различные высказывания старца, услышанные его учениками в личных беседах. Все это составляет целое учение о взыскании спасения человеческой душой.
  • Во второй части опубликованы записи самого святого. При жизни старец вел что-то вроде дневника, куда записывал свои мысли о Боге и пути к Нему. Надо сказать, что хотя Силуан почти не имел образования, за годы в монастыре он очень хорошо изучил Святое Писание и творения отцов церкви. А главное, у него был свой собственный живой опыт веры и духовного возрастания.

Записи старца Силуана отличаются глубиной и своеобразным стилем изложения, который его читатели сравнивали с «неторопливой молитвой». «Дух Святой научил меня, и потому я пишу о Боге без труда, ибо Он влечет меня писать» — сказал сам святой в своих дневниках.

  • Третья часть — это доклад, прочитанный архимандритом Софронием на одном из собраний православных в Париже. Здесь он, как-бы, объединяет усвоенное от старца Силуана и пережитое на своем опыте под одной темой — «Основы православного подвижничества».

В этой книге архимандриту Софронию хорошо удалось передать духовный облик и взгляд на мир своего святого учителя. Взгляд этот мистический, отчасти пророческий.

В книге, среди прочего, есть мысли об огромном значении молитвы и праведности для существования всего мира. По словам преподобного, когда ослабевает молитва, начинаются всякие беды и потрясения.

А если бы случилось так, что все люди разом устремились к Богу, полностью бы изменилась вся жизнь, и наступил бы рай еще на земле.

Преподобный Силуан дожил до 72 лет и умер в 1938 году.

Для справки! День памяти Силуана Афонского — 21 сентября (11 по старому стилю). На горе Афон в монастыре святого Пантелеимона хранятся его честные останки.

Житие преподобного Силуана Афонского

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnogo-siluana-afonskogo.html

Преподобный Силуан Афонский: 6 историй из жизни, 7 изречений

Житие преподобного старца Силуана Афонского

«Он хоть очень просто, но как-то смело и дерзновенно говорил о молитве и о Боге, как о родном Отце, – вспоминал о преподобном Силуане один схимонах. – Я, бывало, останавливал его и говорил: «Перестань, отец»… Мне казалось, что он потерял страх Божий…Так вот скрыл от меня…Уж очень был он простой. Я только теперь понял всю ошибку… Он пришел в меру святых отцов».

Преподобный Силуан жил на рубеже 19-20 веков, сохранились его прижизненные фотографии. Это был обыкновенный крестьянин, закончивший только два класса сельской школы, живший, как все – работал, гулял с девушками, дрался, однажды даже чуть не убил человека, служил в армии. А в 26 лет уехал на Афон, чтобы остаться там до самой смерти.

Кто-то из святых известен милосердием, кто-то даром слова… Преподобного Силуана помнят за то, что он любил Бога на пределе человеческих сил и тосковал о Нем. «Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя», – нередко так он прерывал свои записи. К нему тянулись необразованные и образованные, миряне и священники, и всегда оставались под впечатлением от этого человека.

Подвижник умер в 1938 году, после болезни. Умер так тихо, что этого не заметили те, кто лежал рядом с ним в больнице. У нас остались его поучения, молитвы, псалмы и биография, которую написал его близкий друг, отец Софроний (Сахаров), основатель православного монастыря в Англии.

Встреча с атеистом

На Семена, будущего старца Силуана, повлияла в самом детстве… встреча с атеистом. К ним в дом пришел один книгоноша, его усадили за стол, стали угощать. А тот принялся доказывать, что Христос – человек, и вообще Бога нет.

Когда он ушел, 5-летний Семен спросил у отца: «Ты учишь меня молиться, а этот человек сказал, что Бога нет», на что отец ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дураком. Не слушай его».

Но Семена этот ответ не удовлетворил, он решил: «Когда вырасту, то пойду по всей земле искать Бога».

Уже будучи молодым человеком, он услышал рассказ женщины, вернувшейся с богомолья. Она говорила о святом Иоанне Сезеновском, и некоторые слушатели подтвердили, что это святой действительно творил чудеса. Услышав эту беседу, Семен подумал: «Если он святой, значит, мне незачем ходить по всей земле искать Бога – Он с нами».

***

«Как счастливы мы, христиане: КАКОГО Бога мы имеем!Жалко тех людей, которые не знают Бога…О братья, прошу вас и умоляю от лица Божия милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство.

Ведь Царство Божие – внутри нас, любовь Божия дает душе рай. Многие князья и владыки, познав любовь Божию, оставили свои престолы.

И это понятно, потому что любовь Божия горяча: она до слез услаждает душу благодатью Святого Духа, и ничто земное не может сравниться с ней».

Отец

Преподобный Силуан говорил, что он, будучи монахом, не вырос в меру своего отца, простого неграмотного крестьянина: никогда он не видел отца в раздражении или гневе, тот всегда был терпеливый, кроткий, спокойный. Однажды во время жатвы Семену выпало готовить обед, чтобы потом отнести его в поле отцу и братьям: наварил свинины, забыв о том, что была пятница, постный день.

Обед семья съела, и никто не сказал ни слова. Только через полгода отец с улыбкой напомнил об этом сыну: «Помнишь, сынок, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница. Ты знаешь, я ел ее тогда как стерву». «Что ж ты не сказал?» – удивился Семен. «Я не хотел тебя смутить», – ответил его отец.

А когда молодой Семен согрешил с девушкой из их села, на следующее утро его привели в трепет и устыдили не упреки, а тихие слова отца: «Где ты был ночью, сынок? Болело сердце мое…»

***

«Знал я одного мальчика. Вид его был ангельский; смиренный, совестливый, кроткий; личико белое с румянцем; глазки светлые, голубые, и добрые и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию; и когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека, и на беса, и на зверя, и на разбойника, и весь вид его был скаредный и страшный.

Знал я также одну девицу очень большой красоты, с лицом светлым и приятным, так что многие завидовали ее красоте. Но грехами потеряла она благодать, и стало скверно смотреть на нее.

Но видел я и другое. Видел я людей, которые пришли в монахи с лицами, искаженными от грехов и страстей, но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными.

Еще дал мне Господь увидеть на Старом Русике во время исповеди иеромонаха-духовника во образе Христа.

Он стоял в исповедальне невыразимо сияющий, и хотя он был весь белый от седины, лицо его было прекрасным и юным, как у мальчика.

Подобным образом видел я одного епископа во время Литургии. Видел я также отца Иоанна Кронштадтского, который от природы был обыкновенный по виду человек, но от благодати Божией лицо его было благолепно, как у ангела, и хотелось на него смотреть. Так грех искажает человека, а благодать красит его».

Прощенный убийца

Семен был человеком огромной силы. Но в один из вечеров она чуть не стала причиной убийства.

Как рассказывал сам старец, на улице с ним, молодым крестьянином, стал задираться один мужик, сапожник, и Семен сначала думал уступить нахалу.

Но потом решил не позориться перед девушками села – все высыпали в тот вечер на улицу – и сильно ударил драчуна в грудь. Тот отлетел, упал навзничь, и изо рта у него потекла кровь…

К счастью, сапожник выжил, но Семен тогда сильно испугался. Этот случай он вспомнил позже: увидев, как в какой-то праздник его односельчанин играл на гармошке и плясал, хотя недавно вернулся из тюрьмы, где сидел за убийство.

Семен спросил его: «Как ты можешь плясать, ты же человека убил в пьяной драке?» А тот ответил: «Когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог простил, потому я теперь спокойно играю».

Тогда будущий подвижник стал понимать, что такое прощение и милосердие Бога.

***

«Я жалею, плачу и рыдаю о людях. Многие думают: я много нагрешил – убивал, грабил, насиловал, клеветал, распутничал и многое другое делал, и от стыда не идут на покаяние. Но они забывают, что все грехи их пред Богом, что капля в море».

Христос

Поступивший в монастырь будущий преподобный был наивен и неподготовлен. Он много молился, но помыслы говорили ему: «Вот ты молишься, хорошо, может быть, ты спасешься. А что если в раю ты не увидишь ни матери, ни отца, ни сестер, ни братьев? Не будет тебе там никакой радости».

Однажды келлия монаха наполнилась светом, пронизывающим его насквозь, и он услышал: «Прими – это благодать». Но вместо радости он испытал смущение и не знал, что и думать.

После этого ему трудно было по-прежнему молиться, однажды он даже расхохотался во время молитвы, правда, тут же сильно ударил себя кулаком по лбу, чтобы прийти в себя.

И тогда понял, что явление света не имело отношения к Богу…

Он стал видеть бесов и по наивности разговаривал с ними, «как с людьми». Одни говорили ему: «Ты уже спасен!», другие: «Ты не спасешься». Когда он спросил, почему они сообщают разное, услышал насмешливый ответ: «Мы никогда правды не говорим».

Молодой монах мучился от всего, что с ним происходило, молился, но силы его таяли. Однажды он в отчаянии подумал, сидя у себя в келии: «Бога умолить невозможно».

И почувствовал полную оставленность… Через час в состоянии страшной тоски он все-таки пошел на богослужение.

И там, рассказывает старец, ему явился живой Христос… Это был момент, перевернувший жизнь преподобного и сделавшего всю ее стремлением к Богу.

***

«Господь не такой, как мы.

Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: Ах, какой у нас Господь!… Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы… Господь Сам есть одна Любовь…»

Академик

«Газеты пишут не о людях, а о событиях, и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все», – говорил отец Силуан, который не интересовался внешней жизнью и ее новостями. Он имел только два класса школы за плечами, восполняя недостаток образования постоянным чтением Писания и творениями святых отцов, однако к нему приезжали советоваться и епископы, и представители интеллигенции.

Однажды приехал некий иностранец, который был настолько поражен встречей со старцем, что решил некоторое время пожить в монастыре. Один из монахов, образованный и начитанный, не выдержал и спросил гостя: «Не понимаю, почему вы, академики, ученые, ходите к этому безграмотному мужику?» «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», – ответил иностранец.

***

«Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться… Преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки»… Итак, Господь всеведущ, нам же всем, кто бы ни был, надо молиться Богу о вразумлении и спрашивать духовного отца, чтобы не было ошибок».

Любовь

«Брат наш есть жизнь наша», – говорил старец Силуан. Он искренне почитал людей, никогда ни над кем не насмехался, не подшучивал, был очень простой в общении, мягкий, но в то же время – человек несгибаемой воли, мужества, твердый там, где твердость была необходима.

Однажды к нему на беседу пришел монах-пустынник. Речь зашла о безбожниках, и пустынник говорил: «Бог накажет всех их! Они будут гореть в вечном огне».

На это отец Силуан ответил с волнением: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» «А что поделаешь, сами виноваты», – сказал монах.

«Любовь не может этого понести… – печально сказал преподобный. – Нужно молиться за всех».

***

«Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь…»

***

«Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».

Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-siluan-afonskij-6-istorij-iz-zhizni-7-izrechenij/

Житие преподобного Силуана Афонского, в чем помогает и от чего молятся

Житие преподобного старца Силуана Афонского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

 Молитвы на каждый день †, больше 110 000 подписчиков.

Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани †, больше 16 000 подписчиков.

Телеграм Молитвы на все случаи жизни, больше 1000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

В православном мире существует достаточно большое количество святых, к иконам и мощам которых регулярно приходят верующие. Они приходят к ним не просто, а с просьбами и молитвами об исцелении и наставлении на истинный житейский путь. Также молитва к святым помогает излечить душу от многих переживаний, а порой и пройти и выдержать достаточно сложные ситуации в судьбе.

Одним из святых к которому выстраиваются очереди из верующих является преподобный Силуан Афонский.  В данной статье  узнаем о чем молятся Силуану Афонскому и в чем помогает Силуан Афонский.

Житие святого Силуана Афонского

Афонский отец Силуан родился  в 1866 году в Тамбовской губернии. Он имел мирское имя Степан. На Афон он приехал в 1892 году.  Семен родился в крестьянской семье. Он прошел военную службу, после чего на протяжении 46 лет жил в монастыре.

Когда Силуану было 4 года, с ним приключилась одна история, которая, наверное,  послужила выбором будущего его житейского пути.  Его отец был очень гостеприимным мужчиной к странникам. Однажды он пригласил в гости книгоношу. Он надеялся на то, что странник расскажет какую -то новую интересную историю. Угостил его чаем и едой. Но узнать, что либо новое, и интересное, отцу не удалось.

Вопреки всем ожиданиям книгоноша сидел и доказывал отцу, что Бога нет, а Христос не Бог.  Маленький Семен это все слушал и думал про себя « когда я вырасту, то пойду по всей земле искать Бога».

А после того как книгоноша ушел мальчик спросил у отца «отец ты учишь меня молится Богу, а книгоноша говорит то его нет?» на что ему отец ответил: «я думал, что он умный и мудрый, а оказалось что он дурак. Сынок Бог есть. Не слушай его».

Но несмотря на такой ответ душа мальчика не успокоилась.

С тех пор прошло 12 лет. Семен вырос, стал здоровым, крепким парнем. Он работал не далеко от их села, в имении князя Трубецкого. Работал он там столяром. У артельщика, в которого работал мальчик была кухарка с деревни. Однажды она посетила богомолье и могилу подвижника –затворника Иоанна Сезеновского.

После возвращения она пришла к ним и рассказала, что узнала, какие там бывают чудеса. Многие подтверждали ее слова и говорили, что Иоанн святой человек.

Слушая эту беседу, Степан подумал: «Если он святой, значит, Бог с нами и незачем мне ходить по всей земле и искать его». После того как он вновь обрел веру, мальчик пришел к отцу и стал проситься что  бы тот отпустил его в Киево — Печерскую лавру. На что отец ответил: «Сначала окончи военную службу, а потом будешь свободен. Пойдешь куда захочешь».

Со временем Семен забыл о своих позывах идти служить к Богу. Он начал продолжать разгульную молодую жизнь с девками, гармошками и т.д.

Однажды после весело проведенного времени, он задремал и в состоянии неглубокого сна он увидел, как в его рот вползла змея. Он ощутил чувство мерзости и проснулся.

Вдруг он услышал голос: «Ты проглотил во сне змею, тебе противно? Так а мне хорошо смотреть на то, что ты делаешь?»

Парень посмотрел вокруг, но ничего не увидел. По его глубокому и несомненному убеждению, то был голос самой Богородицы. Именно этот вторичный зов и послужил решающим для дальнейшего жития преподобного Силуана Афонского.

Обязательно к прочтению:  Икона Древо Богородицы – значение и как помогает

Как уже упоминалось выше, в 1982 году  Семен приехал на Святую Гору и поступил в Русский монастырь св. великомученика Пантелеймона.

  С этого времени у него началась подвижническая жизнь.  По Афонским обычаям новоприбывший послушник должен был провести первые несколько дней в покое. При этом ему нужно было вспомнить все свои грехи и детально изложить их на бумагу.

  После чего обязательно нужно было исповедоваться.

Эти несколько дней в покое породило в парне горячее раскаяние, и он с большой готовностью и великим страхом изложил все свои житейские деяния.

В монастыре его любили и хвалили за исправную работу. Однажды к нему начали являться бесы. Он по глупости начал с ними разговаривать. Бесоведенияначали его преследовать все чаще и чаще. Он уже полностью замучался от борьбы с ними.  Как то к нему пришло ведение, в котором его осиял Божественный свет. Он был, как бы изъят из мира духом и возведен на небо.

Такое введение ему дало вторую, воскресшую жизнь. После того он перестал видеть и разговаривать с бесами. С того времени и до конца своих дней он взял привычку спать урывками и в любое свободное время молится за всех и за живых и за мертвых.

Он скончался на Афоне в возрасте 72 лет. Еще до конанизации многие люди ехали к нему как к святому старцу.  Канонизирован он был в 1988 году.

О чем просят силуана афонского

Не все знают,  в чем помогают мощи Силуана Афонского. Но вопреки этому к его мощам едут очень много людей со всего мира.

Стоит отметить, что сегодня Икона Преподобного с частицей его мощей находится в Афонском Подворье, которое находится в Москве.  О чем же молятся и просят мощи Силуана Афонского.

К образу старца приезжают помолиться с просьбами о помощи в самых разных житейских ситуациях:

  • При сильных головных болях,
  • В незнании как правильно поступить,
  • В непослушании,
  • В дерзости,
  • При тщеславных помыслах,
  • В печали по Богу,
  • В отчаянии,
  • В скорби,
  • В помощи прощения обид,
  • О гордом и строптивом,
  • О завистниках,
  • О примирении враждующих.

В настоящее время Преподобный стал одним из наиболее посещаемых верующими в Православной Церкви. Об этом  свидетельствует день памяти этого святого, который попадает на 24 сентября.  В этот день молитвы к святому являются самыми сильными.

Текст молитвы к Силуану Афонскому

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена).

Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости.

Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися.

Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия.

Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли.

Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися.

Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит.

Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися.

Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Обязательно к прочтению:  Святой Феодор Стратилат

Смотрите видео с молитвой к Преподобному Силуану:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/zhitie-prepodobnogo-siluana-afonskogo-v-chem-pomogaet-i-ot-chego-molyatsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.