Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

Церковный календарь – Жития святых свт. Димитрия Ростовского. – 12 (25) Февраля. Житие святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (М., 1905)

Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

Сегодня – пятница, 31 мая 2019 г.Сейчасъ на порталѣ посѣтителей – 6.

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ.

Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія.

Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.

Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День двѣнадцатый.

Житіе святаго отца нашего Алексія, митрополита Московскаго и всея Россіи чудотворца.

Святый чудотворецъ Алексій, митрополитъ Россійскій, происходилъ изъ боярскаго рода. Родители его Ѳеодоръ и Марія были бояре Черниговскаго княжества.

Святый Алексій родился въ Москвѣ [1] при московскомъ князѣ Даніилѣ Александровичѣ [2], сынъ и наслѣдникъ котораго, князь Іоаннъ Даніиловичъ [3], бывшій тогда еще отрокомъ, былъ воспріемникомъ Алексія въ святомъ крещеніи, при чемъ младенцу было наречено имя Елевѳерій.

Когда онъ подросъ, его отдали учителямъ для книжнаго ученія. Однажды, когда Елевѳерію было двѣнадцать лѣтъ, онъ какъ-то въ полѣ разставлялъ сѣти для ловли птицъ. Въ это время отрокъ случайно уснулъ и услышалъ голосъ:

— «Зачѣмъ, Алексій, ты напрасно трудишься? я сдѣлаю тебя ловцомъ людей».

Пробудившись отъ сна, отрокъ никого не видѣлъ вокругь и сильно дивился тому, что онъ слышалъ. Съ сего времени онъ сталъ много думать и размышлять, что долженъ значить сей гласъ.

Возлюбивъ Бога съ юнаго возраста, онъ оставилъ своихъ родителей, отказался отъ женитьбы и, желая поработать Единому Владыкѣ Христу, пришелъ въ Богоявленскій монастырь въ Москвѣ и здѣсь постригся въ иноки, причемъ въ постриженіи ему дали то имя, которое онъ слышалъ въ сонномъ видѣніи — Алексій [4].

Тогда игуменомъ въ Богоявленскомъ монастырѣ былъ Стефанъ, братъ великаго чудотворца Сергія Радонежскаго; онъ самъ постригъ святаго Алексія, которому шелъ тогда двадцатый годъ отъ рожденія.

Съ того времени до сорокалѣтняго возраста святый Алексій неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся въ другихъ иноческихъ подвигахъ, такъ что многіе дивились его ревности.

За его богоугодную жизнь всѣ почитали и уважали святаго Алексія; даже самъ великій князь московскій Симеонъ Іоанновичъ [5] и митрополитъ Ѳеогностъ [6] сильно любили его.

За многія добродѣтели онъ былъ поставленъ епископомъ города Владиміра [7].

Когда преставился митрополитъ Ѳеогностъ, великій князь московскій Іоаннъ Іоанновичъ [8], принявшій бразды правленія послѣ брата своего великаго князя Симеона, по соборному постановленію, избралъ въ митрополита святаго Алексія и послалъ его на посвященіе въ Царьградъ къ святѣйшему патріарху Филоѳею [9].

Филоѳей поставилъ святаго Алексія митрополитомъ Кіевскимъ и всея Россіи.

По возвращеніи изъ Царьграда, святый Алексій принялъ на себя управленіе Церковію Русскою [10] и еще болѣе сталъ подвизаться, къ однимъ подвигамъ прилагая другіе, и былъ свѣтильникомъ для всѣхъ, подавая примѣръ словомъ, дѣломъ и жизнію, вѣрою и чистотою, духомъ и любовію.

Слава о святителѣ Алексіи распространилась не только между вѣрующими христіанами, но даже и среди невѣрныхъ магометанъ, кои не знали Христа. Супруга хана татарскаго Джанибека Тайдула три года назадъ лишилась зрѣнія.

Слыша, что Богъ творитъ многія чудеса по молитвамъ святаго Алексія, Джанибекъ послалъ къ великому князю Московскому Димитрію Іоанновичу [11] съ просьбой, чтобы онъ прислалъ къ нему сего человѣка Божія, дабы онъ помолившись о его царицѣ Богу, далъ ей прозрѣніе. При семъ Джанибекъ дополнилъ:

— «Если царица получитъ исцѣленіе по молитвамъ того человѣка, ты будешь имѣть со мною миръ. Если же ты не пошлешь его ко мнѣ, то я разорю огнемъ и мечемъ твою землю».

Когда это прошеніе Джанибека пришло въ Москву, святый Алексій возскорбѣлъ, считая сіе дѣломъ выше своихъ силъ. Но, по просьбамъ великаго князя Димитрія, онъ все-таки отправился къ хану Джанибеку. Передъ своимъ отшествіемъ изъ Москвы, онъ совершилъ съ духовенствомъ молитвенное пѣніе въ соборномъ храмѣ въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы.

Во время сего молебствованія, свѣча у гроба святаго чудотворца Петра зажглась сама собою, и всѣ видѣли сіе чудо. Изъ сего святый Алексій уразумѣлъ, что Господь благоволилъ ему возвѣстить, что путешествіе его будетъ благополучно.

Взявъ нѣкоторую часть воска отъ той свѣчи и изготовивъ изъ него малую свѣчу, святитель вмѣстѣ съ своимъ клиромъ сталъ готовиться въ дорогу, твердо уповая на милость Божію.

Еще до прибытія блаженнаго въ столицу монголовъ, царица въ сонномъ видѣніи узрѣла святителя Божія Алексія въ архіерейской одеждѣ въ сопровожденіи іереевъ.

Пробудившись, она тотчасъ приказала изготовить драгоцѣнныя облаченія для архіерея и священниковъ по тому образцу, какъ она видѣла въ сонномъ видѣніи. Когда святый Алексій приближался къ столицѣ татаръ, Джанибекъ вышелъ навстрѣчу ему съ великой честью и ввелъ его въ свои палаты.

Святитель, начавъ молебное пѣніе, повелѣлъ возжечь ту малую свѣчу, которую онъ взялъ съ собою. Послѣ продолжительной молитвы, онъ окропилъ освященной водой царицу, и та тот-часъ прозрѣла.

Ханъ съ своими вельможами и всѣ бывшіе тамъ весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и возсылали хвалы Богу. Почтивъ Алексія [12] и бывшихъ съ нимъ и щедро наградивъ ихъ, Джанибекъ отпустилъ ихъ съ миромъ.

Возвратившись изъ Орды, святый Алексій, по прошествіи нѣкотораго времени, принужденъ былъ снова отправиться въ Орду. Ханъ Джанибекъ умеръ, а на его престолъ вступилъ жестокій и кровожадный сынъ его Бердибекъ. Убивъ своихъ двѣнадцать братьевъ, онъ хотѣлъ идти съ своимъ войскомъ на Русскую землю.

Тогда, по просьбѣ великаго князя Іоанна, святый Алексій отправился въ Орду къ Бердибеку и своей кроткой, разумной бесѣдой укротилъ ярость жестокаго хана.

Исходатайствовавъ предъ грознымъ владыкой миръ для христіанъ, святый Алексій возвратился въ Москву, ибо сюда былъ перенесенъ святымъ Петромъ, митрополитомъ Кіевскимъ, престолъ кіевской митрополіи вслѣдствіе частыхъ войнъ и вторженій варварскихъ народовъ.

Когда скончался великій князь Іоаннъ, на рамена святителя пала опека надъ несовершеннолѣтнимъ княземъ московскимъ Димитріемъ Іоанновичемъ. Власть великаго князя выпросилъ себѣ въ Ордѣ суздальскій князь Димитрій Константиновичъ [13].

Святитель долженъ былъ благословить суздальскаго князя на великое княженіе, но рѣшительно отказался исполнить просьбу великаго князя жить во Владимірѣ, оставаясь благопопечительнымъ отцомъ для юнаго князя Димитрія Іоанновича.

Въ Ордѣ между тѣмъ шли смуты; каждый годъ являлось по нѣскольку хановъ, истреблявшихъ одинъ другаго; въ 1362 году явилось два хана соперника. Юный Димитрій выпросилъ у одного изъ нихъ званіе великаго князя Россіи и заставилъ Димитрія Константиновича удалиться изъ Владиміра.

Святитель Алексій съ радостію благословилъ питомца своего на великое княженіе чудотворною Владимірскою иконою Богоматери. — Онъ былъ душою совѣтовъ и дѣлъ князя Димитрія; трудами святителя росла и крѣпла власть великаго князя московскаго.

Между тѣмъ святитель Алексій занимался строеніемъ обителей иноческихъ. Такъ онъ построилъ на берегу р. Яузы храмъ во имя Господа нашего Іисуса Христа, въ честь Нерукотвореннаго Его Образа, устроилъ при семъ храмѣ монастырь и ввелъ въ немъ общежительный уставъ [14].

Старѣйшинство въ новой обители онъ вручилъ Андронику [15], ученику святаго чудотворца Сергія. Кромѣ сего монастыря, святитель Алексій построилъ еще другіе церкви и монастыри въ Москвѣ и въ другихъ городахъ русскихъ.

Такъ, онъ построилъ въ Москвѣ каменную церковь во имя святаго Архистратига Михаила, въ честь славнаго чуда его, бывшаго въ Хонѣхъ [16] и устроилъ монастырь, до нынѣ именуемый Чудовымъ [17]; при семъ святитель заповѣдалъ положить здѣсь свое тѣло.

Много другихъ дѣлъ, достойныхъ памяти, славныхъ и дивныхъ, содѣлалъ святитель Алексій во славу Божію, и добрѣ пасъ свое словесное стадо до самой своей кончины.

Предузнавъ о своемъ отшествіи къ Господу, святитель совершилъ Божественную службу и причастился Святыхъ Таинъ.

Пожелавъ всѣмъ пребывать въ мирѣ, онъ воздалъ всѣмъ послѣднее цѣлованіе и спокойно предалъ Господу свою душу 12-го февраля 1378 года [18]. Святительскій престолъ сей великій служитель занималъ 24 года, всѣхъ же лѣтъ жизни его было 85.

Съ подобающею честію тѣло его было погребено въ созданномъ имъ храмѣ во имя Архистратига Михаила въ придѣлѣ Благовѣщенія Пресвятой Дѣвѣ.

Спустя много лѣтъ, обрѣтены были святыя и многоцѣлебныя его мощи вполнѣ нетлѣнными [19]. Даже ризы на почившемъ святителѣ были совершенно цѣлы, какъ-будто ихъ надѣли наканунѣ. Послѣ сего сіи святыя мощи были перенесены въ церковь, построенную во имя сего угодника Божія.

Отъ нихъ и доселѣ источаются, какъ-бы отъ неизсякаемаго источника, многія исцѣленія и подается святыми его молитвами помощь всѣмъ съ вѣрою припадающимъ къ нимъ по неизреченному милосердію Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Отецъ св. Алексія митрополита, бояринъ Ѳеодоръ Бяконтъ, перешелъ въ Москву отъ того, что край Черниговскій, опустошенный Батыемъ, не переставалъ терпѣть нападенія отъ хищныхъ набѣговъ. Подъ защитою же крѣпкаго и благочестиваго князя Даніила Александровича нашелъ онъ мирную и покойную жизнь. — Святый Алексій родился въ 1300 году.

[2] Князь Даніилъ Александровичъ, младшій сынъ св. Александра Невскаго, основатель самостоятельнаго московокаго княжества и родоначальникъ князей московскихъ (1261-1303 г.). Впослѣдствіи онъ причисленъ Церковію Русскою къ лику святыхъ и мощи его, обрѣтенныя нетлѣнными въ 1652 г., донынѣ открыто почиваютъ въ храмѣ созданнаго имъ, на берегу Москвы рѣки, Данилова монастыря.

[3] Впослѣдствіи великій князь Московскій, Іоаннъ Даніиловичъ Калита съ 1328-1340 г.
[4] Это было въ 1320 году. Богоявленскій (1-классный) монастырь въ Москвѣ основанъ въ 1296 году при князѣ московскомъ Даніилѣ Александровичѣ.
[5] Великій князь московскій Симеонъ Іоанновичъ Гордый княжилъ съ 1340-1353 г.
[6] Св.

Ѳеогностъ управлялъ Русскою Церковію съ 1328-1353 г. Онъ окончательно утвердилъ пребываніе митрополитовъ русскихъ, вмѣсто Владиміра, въ Москвѣ.
[7] Владиміръ на Клязьмѣ, престолъ митрополичій, до святителей Петра и Ѳеогноста. Св. Алексій былъ посвященъ въ епископа Владимірскаго въ концѣ 1352 года.

Еще за 12 лѣтъ передъ тѣмъ митрополитъ Ѳеогностъ повелѣлъ Алексію жить въ святительскомъ дворѣ его и завѣдывать судебными дѣлами Церкви, причемъ для св. Алексія, при постоянныхъ непосредственныхъ сношеніяхъ съ святителемъ-грекомъ, открылись и нужды, и средства прекрасно познакомиться съ греческимъ языкомъ.

[8] Великій князь московскій Іоаннъ II Іоанновичъ княжилъ съ 1353-1359 г.
[9] Патріархъ Филоѳей управлялъ Константинопольскою Церковію съ 1354-1355 г., и потомъ вторично съ 1362-1376 годъ.
[10] Св. Алексій, митрополитъ Московскій, управлялъ Русскою Церковію съ 1354-1378 г.
[11] Димитрій IV Іоанновичъ, Великій Князь Донской, родился въ 1350 г.

октября 12; съ 1362 г. получилъ великое княженіе; построилъ каменный Кремль въ Москвѣ; княжилъ 27 лѣтъ, жилъ 40 лѣтъ. Онъ побѣдилъ хана Мамая на Дону въ 1380 году 8 сентября; скончался 1389 года 19 мая.
[12] Признательный ханъ далъ святителю въ знакъ почести перстень, который доселѣ хранится въ патріаршей ризницѣ.

[13] Димитрій Константиновичъ былъ великимъ княземъ съ 1359-1363 годъ.
[14] Этотъ монастырь былъ обѣтный.

Когда святитель Алексій отправлялся въ Константинополь для посвященія въ санъ митрополита Кіевскаго и всея Россіи, то, на возвратномъ оттуда пути, подвергся бѣдствію, такъ что самая жизнь его была въ опасности: на морѣ поднялась страшная буря, и корабль каждую минуту готовъ былъ исчезнуть въ волнахъ. Всѣ бывшіе съ митрополитомъ отчаявались въ спасеніи.

Между тѣмъ святитель усердно молился Богу, причемъ далъ обѣтъ соорудить храмъ во имя того святаго, которому будутъ праздновать въ день высадки пловцовъ на берегъ. Господь услышалъ молитву святителя. Настала тишина, и корабль присталъ къ берегу 16 августа. Во исполненіе сего обѣта, св.

митрополитомъ Алексіемъ и былъ основанъ около 1360 года вышеупомянутый монастырь въ честь Всемилостиваго Спаса, Нерукотвореннаго Его Образа. Въ дѣлѣ созиданія монастыря много помогалъ святителю преп. Андроникъ, ученикъ преп. Сергія, почему онъ и получилъ наименованіе Спасо-Андроникова (Андроніева) монастыря; нынѣ — второклассный монастырь.

Въ монастырѣ и теперь хранится Нерукотворенный Образъ Спасителя, привезенный св. Алексіемъ изъ Царьграда, украшенный богатою ризою.
[15] Память преп. Андроника совершается 13 іюня. Мощи его почиваютъ въ созданномъ имъ совмѣстно со святителемъ Алексіемъ Спасо-Андрониковомъ монастырѣ.
[16] Воспоминаніе чуда, бывшаго въ Хонѣхъ, празднуется 6 сентября.
[17] Чудовъ монастырь (каѳедральный) основанъ въ 1365 г. въ память чудеснаго исцѣленія татарской царицы Тайдулы.
[18] Въ духовной литературѣ св. Алексій митрополитъ оставилъ послѣ себя граматы, поученія и переводы. Въ Московскомъ Чудовомъ монастырѣ хранится переведенное имъ съ греческаго и собственноручно написанное Евангеліе.
[19] Это было 20-го мая 1431 года.

/ Къ оглавленію /

Цитата «Торжество Православія»

ъ / Къ титульной страницѣ

Источник: http://calendar.russportal.ru/index.php?id=menology.st_demetrius.february_sd1202

Жития святых, Житие 149 – читать, скачать – святитель Димитрий Ростовский

Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

Память 12 февраля

Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества.

Святой Алексий родился в Москве1346 при московском князе Данииле Александровиче1347, сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович1348, бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, причем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения.

Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».

Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал. С этого времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос.

Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении – Алексий1349.

Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения.

С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности.

За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович1350 и митрополит Феогност1351 сильно любили его.

За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира1352.

Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович1353, принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею1354.

Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России.

По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Церковью Русской1355 и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. Супруга хана татарского Джанибека Тайдула три года назад лишилась зрения.

Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу1356 с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы он, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение.

При этом Джанибек дополнил:

«Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Когда это прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий уразумел, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучно.

Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.

Еще до прибытия блаженного в столицу монголов, царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиерея и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении.

Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил освященной водой царицу, и та тотчас прозрела.

Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись этому дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия1357 и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

Возвратившись из Орды, святой Алексий, по прошествии некоторого времени, принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти со своим войском на русскую землю.

Тогда, по просьбе великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана.

Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.

Когда скончался великий князь Иоанн, на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем московским Димитрием Иоанновичем. Власть великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович1358.

Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но решительно отказался исполнить просьбу великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича.

В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по несколько ханов, истреблявших один другого; в 1362 году явилось два хана соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание великого князя России и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира.

Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой советов и дел князя Димитрия; трудами святителя росла и крепла власть великого князя московского.

Между тем святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так он построил на берегу р. Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при этом храме монастырь и ввел в нем общежительный устав1359.

Старейшинство в новой обители он вручил Андронику1360, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме сего монастыря, святитель Алексий построил еще другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских.

Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного чуда его, бывшего в Хонех1361, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым1362; при этом святитель заповедал положить здесь свое тело.

Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию, и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.

Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Таин.

Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года1363. Святительский престол этот великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85.

С подобающею честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве.

Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными1364. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. После чего эти святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя этого угодника Божия.

От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним по неизреченному милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Яко апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще таковую благодать тебе даровавшаго исцелений, и граду твоему великое утверждение.

Другой тропарь, глас 4:

Апостольских догмат опасна хранителя, церкве российския пастыря и учителя, преблаженнаго Алексия святителя память празднующе, славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными, даровавшаго нам угодника своего, яко обильный источник точащ врачевания, граду же Москве похвалу и утверждение.

Кондак, глас 8:

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, новаго чудотворца Алексия, верно вси поюще людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, служителя же и учителя премудра земли российстей. Днесь в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

* * *

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/149

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.