Практические упражнения по русскому языку для 5 класса

Автор-составитель: Окунева Елена Валентиновна, учитель коррекционного класса. Аскизский район, МБОУ Верх-Аскизская СОШ

Практические упражнения по русскому языку для 5 класса

по учебнику Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской.

Задание 1.

Прочитайте и спишите текст. Подчеркните главные члены предложения во втором абзаце. Найдите однокоренные слова и разберите по составу.

Волшебный чатхан (хакасская сказка)

Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чатхан. Много скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни заботы, и совсем нет радостей. Долго думал Чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов, и придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам к нему приходили послушать музыку пастухи.

Задание 2. Выписать имена собственные с нарицательными, соблюдая правила написания

Хакасия – моя родина. Город Абакан стоит на реке Енисей. В Хакасии насчитывается более 300 озер, из которых наиболее известны Шира, Беле, Тус, Иткуль, Учум. Музей заповедник-Казановка находится в Аскизском район и является гордостью Хакасии.

Задание 3. Найти существительные, определить падеж.

Дом –это самое дорогое для каждого человека. Он воспринимался нашими предками как человеческое тело. В зависимости от особенностей климата люди сооружают холодные или теплые постройки, постоянные или временные жилища. Дома разных национальностей отличаются между собой. Например, Сакля— это монументальное каменное сооружение народов Северного Кавказа. Это обычно небольшой дом из глины, дерева, саманного или керамического кирпича с плоской крышей.

Изба представляла собой бревенчатое строение, частично уходящее в землю.

Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских народов.

Сооружение жилого дома для каждой национальности всегда наполнялось глубоким смыслом.

Задание 4: Расположите в алфавитном порядке фамилии известных людей и напишите чем они знамениты. Например: С.П Кадышев- сказитель.

Н.Ф.Катанов, В.В. Путин, Ю.А. Гагарин, Н.Г. Доможаков, Г.Танбаев, А.В. Челтыгмашев, Д.А. Медведев, И.С. Ярыгин, З.С Аршанова.

Задание 5: Запишите названия рек по алфавиту. В словах с одинаковой первой буквой учитывайте вторую букву:

Волга, Белый Июс, Хуанхэ, Нева, Ким, Абакан, Уйбат, Таштып, Лена, Енисей, Урал, Иртыш, Нил, Дон, Ангара, Сена, Аскиз, Обь, Черный Июс, Амур, Ока, Миссисипи.

Задание 6: Спиши. Подчеркните все члены предложения

Основные праздники   Хакасии —  это  Чыл –Пазы и  Тун Пайрам

Эти   праздники   сопровождаются угощениями,

песнями, танцами и конечно  же спортивными   состязаниями.

Задание 7: Ответьте на вопросы . Ответы просклоняйте по падежам.

Самое крупное животное Хакасии? (медведь)

Какая птицы прилетают первыми с юга? (грачи)

Какая ягода бывает красной, черной, белой? (смородина)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Задание 8. Рассмотри рисунок и прочитай подписи к ним. С данными словами составь предложения. Объясни значение слов.

hello_html_6b9037ea.jpghello_html_m79a18e7f.jpg

(пого). (сигедек)

hello_html_374559fb.png

(чатхан)

Задание 9

Прочитай имена собственные. Каким одинаковым предметам они даны?

Абакан,Черногорск, Сорск, Саяногорск – (города)

Советская, Мира, Набережная, Молодежная- (улицы)

Аскиз, Верх-Аскиз, Кызлас, Катаново- (села)

Енисей, Она, Абакан, Джабаш –(реки)

Толмашов, Межеков, Майнагашев, Кичеев- (фамилии)

Спиши, вставь пропущенные нарицательные существительные. Подчеркни первые буквы в собственных и нарицательных существительных.

Задание 10.

Перепишите, выбирая нужные числительные и ставя их в соответствующем падеже.

Большая Медведица

Именем Читіген называют (семеро, семь) звезд. По-русски это созвездие называется Большая Медведица. На небе видно, как позади всех идут друг за другом (три, трое) брата. Перед ними находятся ( две, двое) звезды, -это их собаки, а перед собаками еще (двое, две) звезды- это маралихи. Средний из (трех, троих) братьев несет на голове котел и говорит: «Если мы догоним маралих и убьем, то сварим их в этом котле. Так и идут они по небу друг за другом, вечно гонятся за маралихами. Эти звезды никогда не исчезают, и хакасы их всегда сравнивают с охотниками.

Задание 11. Перепишите, заменяя числа словами.

Республика Хакасия входит в Сибирский федеральный округ. Столица-город Абакан. Республика Хакасия образована 3 июля 1991 года. Площадь составляет 61 900 км2. Проживает на территории около 536 768человек. В Хакасии всего 5 городов и 8 районов.

Используемая литература:

  1. Мифы и легенды хакасов. Сост. пер. П.А. Трояков, Абакан .-2013г.

  2. Карточки для упражнения по хакасскому языку для 4-6классов. Составитель-Л.Г Чанкова

  3. Материалы с официальной страницы Республика Хакасия в internet.

Упражнения по теме Лексика 5 класс

ЛЕКСИКА

Упражнение 1

Определите и запишите слова по данным толкованиям их лексического значения.

  1. Старый, опытный воин —

  2. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, —______________________

3. Специалист с высшим технологическим образованием -__________________

  1. Человек, совершающий поездку в поезде, на самолёте или другом виде транспорта, —

  2. Военнослужащий, стоящий на посту, —

  3. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля —_____________________

Слова для справок: часовой, богатырь, пассажир, ветеран, экипаж, инженер.

Упражнение 2

Знаете ли вы, что это такое? Запишите слово, соответствующее указанному лексическому значению.

  1. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма или спуска людей в метро — ______

  2. Самоходная землеройная машина для выемки и погрузки грунта -_________________

  3. Струя жидкости, с силой бьющая вверх, —

4. Отличительный знак государства, который изображается на флагах, монетах и

печатях, -______________________________________________________

5. Порядок, обязательный для всех, —

6. Основной закон государства —

  1. Точная выдержка из текста —

Слова для справок: фонтан, герб, цитата, экскаватор, дисциплина, эскалатор, конституция.

Упражнение 3

Выпишите синонимы из данных групп предложений.

I Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьёт.

(Маяковский)

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

(Пушкин)

Дело мастера боится.

(Пословица)

Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ.

(Тургенев)

Дружба дружбой, а служба службой.

( Пословица )

II Дорогу осилит идущий.

( Пословица )

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

(Лермонтов )

Слезами измеренный чаше, чем вёрстами, шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз.

( Симонов )

На тот большак, на перекрёсток, уже не надо больше мне спешить.

(Из песни)

Прокладывалась ледяная трасса через Ладожское озеро к городу-герою.

( Сафонов )

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа.

(Пушкин )

Стезёю правды бодро следуй.

(Пушкин)

Упражнение 4

Подчеркните антонимы.

1. Всё те же мы: нам целый мир — чужбина,
Отечество нам Царское село.

(Пушкин)

2. Утро вечера мудренее.

(Пословица)

3. Ученье — свет, а неученье — тьма.

( Пословица)

Напишите свои примеры пар антонимов.

Русский язык 5 класс

Представляем Вам подборку материалов по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, для повторения и самостоятельного изучения онлайн.


Речь

 

Устная и письменная речь

 

Разговорная и книжная речь

 

Текст

 

Типы речи

 

Основные понятия синтаксиса и пунктуации

 

Словосочетание

 

Предложение

 

Члены предложения

 

Предложения с однородными членами

 

Обобщающие слова

 

Предложения с обращениями

 

Вводные слова

 

Прямая речь

 

Диалог

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия

 

Звуки

 

Фонетическая транскрипция

 

Гласные звуки

 

Согласные звуки

 

Лексика. Культура речи

 

Омонимы, синонимы, антонимы

 

Морфемика, орфография

 

Части слова

 

Правописание корней

 

Правописание приставок

 

Гласные после Ц

 

Имя существительное

 

Правописание суффиксов

 

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

 

Род существительных

 

Склонение имён существительных

 

Число имён существительных

 

Имя прилагательное

 

Глагол

 

Инфинитив

 

Вид

 

Наклонение глаголов

 

Времена глагола

 

Спряжение глаголов

 

Для улучшения успеваемости или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

перейти к материалам 6 класса >>>

 

вернуться на страницу «Русский язык для школьников» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Как выбрать репетитора по русскому языку

Бесплатный пробный урок с репетитором

Практичные советы по изучению русского языка

Как успешно пройти собеседование на русском

Как улучшить беглость речи

Как улучшить произношение и понимание

5 правил успешного изучения языка

Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил

Все советы

Мы в соцсетях:

Комплексное повторение по русскому языку, 5 класс

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ, 5 КЛАСС

  1. Вставьте и объясните окончание прилагательных: ранн ___ (какое?) утро, певч____( ?) птицы, пахуч____ ( ?) масло, рычащ_____ ( ?) львица, в погож_____( ?) деньки, дальн__ ( ?)дорога, на син_____ ( ?) птицу, бескрайн______ ( ?) поле, на последн______ ( ?) электричку, ранн______ ( ?) пташка, могуч______ ( ?) богатырь, мешающ______ся ( ?) стол, с сыпуч______ ( ?) крупой, к робк _____ ( ?) человеку, по виноградн______( ?) кусту, через ветвист______ ( ?) дерево.

Буквы Е и И в окончаниях имён существительных Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания, объясните правописание.

Думать о музе_, ждать на почт_, выступить на собрани-, отдыхать в санатори_, сидеть на скамь-, послать письмо Мари_, жить на Кавказ_, не свободного времен_, ошибки в сочинени_, читать на веранд_, лицо на фотографи_, жить в Рязан_, встретиться на лекци_ в музе_, присутствовать на заняти_, жить в отдалени_, сообщить о решени_.

)

  1. Вставьте и объясните окончание глаголов:

Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания, объясните правописание (поставьте глагол в форме инфинитива и укажите время)

Он дремл_т, они рассуд_т, она постел_т, мы крас_м, они увид_т, ты уч_шься, ты закле_шь, мы совету_м, он погас_т, ты озаглав_шь, они посе_т, флаг развева_тся, волк настигн_т, ты побре_шь, он охот_тся, гром грохоч_т, она вытира_т, вы жале_те, мы завис_м, что хоч_шь.

  1. ТСЯ или -ТЬСЯ

Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание (поставьте к глаголу вопрос, выделите в нём окончание)

Не надо сердит_ся, ветви колышут_ся, гусь щиплет_ся , шарик поднимает_ся, кошечка ласкает_ся, учиться всегда пригодит_ся, не надо прятат_ ся, незачем хвалит_ся, здесь нельзя купат_ся, возвращает__ся с охоты, зарывает__ся в снег, нельзя шевелит__ся, картошка варит__ся, ей надо надо огорчат_ся, требует_ся помощь.

  1. Объясните выбор суффикса в глаголах долго варит__ся, не прошедшего времени:

таЯл (таЯть) кле л ( увид л (

се ла ( обид л ( раста л (

леле ла ( поджар ла ( удар ла (

исправ л ( завис л ( стро л (

услыш л ( замет л ( ненавид л(

конч л ( зала ла ( ре л(

нач л( ве л ( выстав ла (

  1. Разделительный Ъ и Ь.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите корень и приставку, если она есть.

Грозд_я, интерв_ю, суд_я, об_яснение, заяч_и, в_юга, раз_ём, пер_я, вз_ерошенный, приш_ёт, под_езд, Тат_яна, уст_е, раз_яснило, медвеж_и, об_елся, об_ект, нач_ю, суб_ект, сер_ёзный,вороб_иный, Мар_яна, счаст_е, ш_ёт, доб_ётся, п_еса, комп_ютерный, медал_ю.

  1. Объясните О-Ё после шипящих.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите, в какой морфеме они находятся. Объясните правописание.

Ш__лковый меш__чек, ж_лтая щ_тка, ч_ткий силуэт, ч__рный зайч__нок, длинная ч_лка, ж_лтые ш_рты, чуж__й сапож__к, ш_в на капюш_не, печ__ный пирож__к, сильный ож_г, пож_г сено, деш__ вая туш__нка, ещ__ горяч__ , кумач__вым плащ__, ш__пот и ш__рох, ш__л сквозь трущ__бы, прож_пливый, ч_ртик, ш_кирует, зач_т, жж_ный, на ж_рдочке.

  1. Написание Ы-И ПОСЛЕ Ц

Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите, в какой морфеме они находятся.

Голубц_, ц_нга, ц _плята, акац_ я, иниц_алы, ц_рк, аттракц_он, панц_рь, ц_ркуль, куц_й, ц_ тата, авиац _я, ц_фровой, сестриц _н, лисиц_н, станц_ия, близнец_, ц_ферблат, бледнолиц_ый, зарниц_, на ц_почки, огурц_, эволюц_ия, медиц_нский.

  1. Чередование гласных в корне слова

Графически объясните выбор гласной в корнях.

Выр_щенный , разб__ру, проб__раться, р_сточек, пор_сль, переб__рать,скупой р_стовщик, возр_ст, подр__ сло р__ стение, выр__сли водор__сли, ср__щение костей, зар__сло травой, зеленый р__сток, старый р__стовщик, щенок подр__стает, выр__щивать лук, к__снулся, разл__жить, предл__гать, морские водор_сли, предл_гать помощь, простое предл_жение.

  1. Объясните знаки препинания.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Разберите предложение по членам.

  1. Собака – друг человека.

  2. Ручеёк вырастает крепнет и становится рекой.

  3. Кот воровал все рыбу мясо сметану и хлеб.

  4. Июнь первый месяц лета.

  5. Стада пасут пастухи а о лесах заботятся лесничие.

  6. Бежим ребята купаться радостно закричал Валерка.

  7. Солнце осветило и поля и леса и крыши домов.

  8. Клоун а почему вы не танцуете?

  9. Здавствуй береза сказал он взял в руку ветку и поцеловал листья на ней.

  1. Выполнить морфемный разбор слов: наступила, волнистый, договорились, перелётный, кружатся, подберёзовик, зайчонок, сестрица, стульчик, листок, домишко, рассказывает, слезинка, кисловатый, домище, красненький, побежали, городской, лесной, лимонный, тропинка.

Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Упражнения по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе

Синтаксис и пунктуация. Упражнения.

 Главные члены предложения.

1 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «прилаг.+сущ.»

  1. В небе раздавались тревожные крики птиц.
  2. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката.
  3. Тонким льдом покрылась река, как в сказке.
  4. Ночью на небе поблескивала яркая звезда.
  5. Мальчик внимательно следил за ныряющими в воде утками.

2 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «глагол+ сущ.»

  1. За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
  2. С шелестом падали с тополей сухие листья.
  3. Горький запах заполнял лес.
  4. Над озером закружило листвой.
  5. Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки.

Вводные слова и обращения.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Укажите обращения и вводные слова.

1. К счастью  мы быстро решили трудную задачу.

2. Это представление вероятно вам понравится.

3. Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им Дети мои милые пора вам о невестах подумать!

4. За кого же нам батюшка посвататься отвечают сыновья.

5. Лягушка молвит ему человечьим голосом Бери стрелу Иван-царевич а меня замуж возьми, жалеть не будешь!

Простое и сложное предложение.

I вариант

1. Выпишите сложное предложение: В город пришла долгожданная зима. Наступила осень, и начались затяжные дожди.

2. Расставьте недостающие знаки препинания: Глухо прокатился отдалённый гром и хлынул проливной дождь.

3. Составьте схему предложения: Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.

II вариант

1. Выпишите сложное предложение: Пробудились весенние цветочки. На лесной проталинке появилась мать-и-мачеха, расцвела нежная медуница.

2. Расставьте недостающие знаки препинания: Тянутся к солнцу стебельки с розовыми фиолетовыми синими цветами.

3. Составьте схему предложения: Бесстрашно прыгает белка с дерева на дерево, помогает себе хвостом.

Прямая речь.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания

1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Занимательные упражнения по орфографии

Занимательные упражнения по орфографии

В тестах по занимательной грамматике используются упражнения с такими заданиями: «Угадай общий для этих слов конец», «Угадай общее для этих слов начало». Эти упражнения с успехом можно использовать на уроках русского языка. Учащиеся с интересом относятся к данному виду работы, легко угадывают недостающие части слов. Учителю такая форма работы позволяет при небольших затратах времени повторить большой объём материала, так как слова, начинающиеся или заканчивающиеся одинаково, подчиняются одному правилу. Вместо объяснения правописания каждого слова в отдельности учащийся объясняет написание одновременно группы слов. Подобные упражнения можно использовать при закреплении нового материала, при повторении, при подготовке к диктантам, при проведении орфографических пятиминуток.

Предлагаю вам варианты подобных заданий.

Правописание приставок

 

                         чётный

                          оный

                          рочный

Бесс                трашный

                          порный

                          нежный

                        свирепеть

                         адник

   Расс         едлать

 ол  

 еление

  ечь    

ащитный

вучный

Безз              лобный

вёздный

емельный  

аветный      

                   тожить

Поды         скать

грать    

сходный

Безы        мянный

дейный

звестный  

зидиум

                      зрение

парат

   Пре               пятствие

стиж

цедент

тензия

ключения

При             вилегия

вивка

Правописание суффиксов

Смаз

прика

во                зчик

ре

гру

Матро

инду

ру                  сский

оде

белору

черке

Ре

у

вя

ни               зкий

мер

сколь

Неме

горня

гре                цкий

тка

туре

доне

Кус

сын           очек

клуб

звон

Канлида

гиган

брес                  тский

депута

альпинис

турис

Сле

заве

бесе                 довать

коман

зави

ра

Оцен

присматр

спраш                   ивать

наста

подытож

Преодол

ноч

овлад                  евать

гор

потч

танц

верительн

До         срочн                  о

ходчив

словн

жив

нов

За                 прост                   о

светл

долг

темн

давн

из                 редк                     а

далёк

бел

сыт

до                красн                    а

сух

черн

лев

прав

с                   плеч             а

горяч

нов

начал

долг

прав

чист

На               черн              о

глух

сух

скор

Слитное и дефисное написание  наречий

   хитр

спортив

По          родствен н       ому

делов

военн

боев

разн

прежн

осенн

По            домашн         ему

дорожн

вчерашн

перв

В(во)   втор            ых(их)

треть

четвёрт

лись

дет

По           черепашь               и

волчь

разбойничь

заячь

дет

француз

флот

По         цар                      ски

товарище

друже

гусар

сосед

позж

По         невол               е

дешевл

нын

очерёдн

временн

По           имен                    о

вседневн

бригадн

маленьк

По          легоньк              у

напрасн

Ь знак после шипящих

Бог

гр

кум                  ач

тк

сил

скрип

вр

Пах

шип

треск

жг                       уч

мог

дрем

скрип

жив

О и Ё после шипящих

Маль

ру

ре                   чонка

лав

дев

юб

Стер

увл

исп                     ечь

обж

бер

Уд

д                           ач

зад

перед

Встр

пл                     еч

св  

Вол

зай

бель                  чонок

барсу

бо

гал

Жу

пу

бо                чок

зна

са

су

крю

Ре

бе             чёвка

кор

но

Дири

масса

трена            жёр

ста

уха

Увле

испе

рассе          чённый

обре

удру

туш

мощ

копч

моч              ёный

суш

лиш

золоч

в

колад

фёр

Шо              ссе

рох

рты

лка

рточка

Чё                 рный

ткий

тки

РТ

лудь

Жё                 лоб

сткий

Безударные личные окончания глаголов

грохоч

бормоч

хохоч

Они           лепеч            ут

шепч

полощ

скач

трепещ

се

ве

Они         ла                ют

та

ре

во

леч

уч

знач

Они          держ             ат

слыш

дыш

топ

крас

стро

Ты             кле                  ишь

уч

верт

слыш

обид

мел

зна

Ты            хлопоч                ешь

плач

стел

щекоч

хоч

лов

люб

Они          завис                  ят

вид

ход

свет

Н НН в прилагательных, причастиях, наречиях

Цел

маш

ист

карт                инный

овч

стар

подл

Неф

жес

кос                 тяной

шерс

пла

Реак

опера

тради               ционный

пор

авиа

сек

Ор

соко

собо           линый

Ураг

бур

иностр             анный

тум

карм

стр

Клюкв

солом

болезн            енный

искусств

естеств

листв

 

Распил

замуч

прищур        енный

измер

замасл

удосто

Размеш

обещ              анный

увенч

разве

расе

расстрел           янный

потер

посе

краш

жар

крад

морож              еный  

беш

ряж

кош

плавл

зв

маз

пут

лом

пуг            аный

тк

рв

штоп

др

жжем

жел

невид                анный

неслых

негад

нежд

вре

пись            менно

непре

от

мгно

откро

проникно            венно

ответст

мужест

соверш

откров

несомн        енно

легкомысл

свяще

Ъ и Ь знаки

езд

ел

Съ        едобный

ёжиться

ёмка

Правописание согласных

кос

рез

ход         ьба

молот

свад

ре

гда

сла         дкий

га

жи

матрё

игру           шка

насме

                ём

     ект

  объ       явление

единение

 ездчик

  ект

я

отве

опа

вку

прекра        сный

напра

ужа

небе

изве

гру

че               стный

вла

окре

ме

Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения

Бу

забу             дьте

ся

нала

обозна

запла        чьте

увели

нама

разре             жьте

потрево

соста

испра            вьте

приба

пригото

поста

ста

завя               ньте        

ки

Слитное и дефисное написание прилагательных

    массовый

Культурно         правовой

    бытовой

  познавательный

                      поисковый

                       фантастический

Научно         исследовательский

технический

                             ногий

волосый

Длинно               бородый

ухий

носый

зоркий

Дально                бойный

видный

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Дидактические карточки-задания по орфографии и пунктуации для 5 класса

                              Орфография

                 Буквы ы-и после приставок

Задание: списать, вставить пропущенные

  без…мянная речка

  по…ск                       из…сканные манеры

  роз…ск                      небез…звестный поэт

  пед…нститут                 меж…нститутские спортив-

  контр…гра                   ные соревнования

  без…сходность               без…нициативный человек

    с…грать в шахматы           пред…дущее изложение

  по…грать в мяч              пред…стория человечества

  под…тожить сделанное        меж…мпериалистические

  по…скать книгу              противоречия

                                 без…дейное произведение

  без…скусное повествование

  раз…грать партию в шахматы   сибирский при…ск

  провести полит…формацию      

  транс…ранская магистраль

  пред…юньские события

                          Орфография

                Буквы о-е-ё после шипящих

                                                   КАРТОЧКА N 6.                                  

 

    1.  Вставьте пропущенные буквы.

    Трущ…ба, щ…тка, ш…лк, ж…рнов, ш…рник, бесш…вный, крыж…вник,

ш…к, ж…ванный, саж…нки, медвеж…нок, печ…ный, реч…нка, улич…нный,

ж…лтый, ш…рох, тяж…лый, ч…рствый, заш…л, пч…лка, освещ…ннный,

пш…нный, размеж…вка, выкорч…вывать, вощ…ный, червяч…к, грош…вый,

моч…ный, парч…вый, горяч…, певуч…, жж…т, стаж…р, старуш…нка,

свинц…вый, перц…вый, облиц…вать.

    2.  Поставьте данные существительные в творительном падеже.

    падеж            кирпич           продажа          плащ

    рубеж            меч              борщ             межа

    плач             свеча            пейзаж           дача

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 1

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 2

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

                                                     Орфография

                                          Правописание Е-ё-О после шипящих

  1. Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш…нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки

Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра,  холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.

  1. Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки,   больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.

                                             Орфография.

                            Безударные гласные в корне слова

                                         

                                             Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

                                           Орфография.

                              Безударные гласные в корне слова

                                             Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

                         Пунктуация

                   Запятая при обращении

      Расставьте нужные знаки препинания.

      1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

      2) Вы откуда будете молодые люди?

      3) Тебя ль я вижу милый друг?

      4) Отпусти меня родная на простор широкий.

      5) Опять я ваш о юные друзья!

      6) Ваша  телеграмма  застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

ловна.

      7) Тебе  Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

ный.

      8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

      9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

                                                   

                         

                            Пунктуация

             Знаки препинания при прямой речи

                         

   

                             

      Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

        

      1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

      2) Дождь  пойдет  возразил  Калиныч

      3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

      4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

      5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.

      6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

      7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

новей.

      8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

                               

                                          Орфография

                                                5класс

                                                     

-Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.

1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.

2.К большому т..рпенью придет и уменье.

3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.

4.Игра( не) стоит свеч.

5. Повинную голову меч(?…)( не) сечет.

6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.

7.Без первой ласточки весна  (не) обходит(?)ся.

8.Порядок время бережет.

9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.

10. Декабрь год к..нчает, а зиму начинает.

                                                Орфография.

                                                     5 класс

-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую  основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).

2.Скво..ь  в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).

3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).

4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).

6.Кро..т  уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).

7.В осиннике ос..нь маш..т  алым крылом. (Ю.Мельников).

8.Ш..лестит под ногами сухая листва.

9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).

                                   Орфография

                                                    5 класс

-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую  основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).

2.И ноч(.?. ) уж на небо взошла. (В.Жуковский).

3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).

4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).

5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).

6. Еще ранние птиц..  (не) пели, сереют вверху н..беса.

7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.