Русское народное рукоделие, мастерицы на Руси
В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.
Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.
Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.
Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г. , где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.
Особенности вещей, созданных своими руками
Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.
С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.
Мастерицы в Петровские времена
Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.
Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.
История рукоделия, или как все начиналось
Издревле человеку присуща тяга к самовыражению. С древних времен и по сегодняшний день люди стремятся к различным видам творчества. Этому свидетельствуют наскальные рисунки первобытных людей, украшение одежды и изготовление украшений, вышивка узоров на одежде и предметах декора. Помимо использования подручных средств, люди научились производить все необходимое для рукоделия и творчества: выращивать особые растения и делать из них нити, выделывать шкуры, ткать и вязать, изготавливать краску и окрашивать изделия, работать с различными материалами. Производимые вещи и орнаменты стали не только украшениями, но их наделили возможностью демонстрировать статус владельца, некоторые из них получили сакраментальное значение.
Одно из древних ремесел, которое популярно и по сей день – это вышивка. Точкой отсчета в истории возникновения рукоделия принято считать момент появления и распространения иглы. Игла на Руси появилась в X–XI веке. С тех пор вышивка стала распространенным украшением одежды и предметов быта. Узоры имели символическое значение: принадлежность к определенному региону, или даже городу, к роду, национальности и культуре, профессиональной сфере, а также служили в качестве оберегов.
Вязание появилось на Руси намного позднее. Принято считать, что этот вид рукоделия возник здесь в конце XVIII века. С тех пор оно прочно вошло в историю рукоделия на Руси. Вязание было излюбленным времяпрепровождением. Ни одни посиделки не проходили без него. Как правило, вязали молодые девушки, а женщины в возрасте ткали и пряли. Это было связано с поверием, что шерсть впитывает эмоции мастерицы. В старину даже существовал обряд, отражающий это поверие. Невеста перед свадьбой должна была связать шарф, который она дарила жениху. Этот шарф он должен был носить месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты, и поэтому верили, что такая семья будет крепкая. Кроме того, молодые девушки готовили приданое, поэтому рукоделие для них было не столько творчеством, сколько подготовкой к будущей замужней жизни. Хорошие рукодельницы высоко ценились, и если девушка умела шить и вязать, то она могла рассчитывать на удачное замужество и благосклонность со стороны родителей жениха.
С тех пор многое изменилось, но рукоделие до сих пор остается излюбленным занятием для многих. Оно дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Кроме того, несмотря на то, что теперь в магазинах можно купить все, рукоделие позволяет сделать что-то уникальное. Все больше людей хотят выйти за рамки массовой продукции и купить для себя оригинальные предметы интерьера, одежду или аксессуары. Это вещи, сделанные «с душой», поэтому они так притягивают, и это их главное отличие. Если вы окружите себя такими вещами, то с вами всегда будет хороший настрой и вдохновение. В современном мире, с его бурной и порой агрессивной реальностью, рукоделие и предметы, созданные своими руками, станут той самой необходимой поддержкой, дарящей покой, внутреннее равновесие и гармонию.
В интернет-магазине Швейпрофи вы можете приобрести все, что вам необходимо для хобби и творчества: товары для рукоделия, наборы, материалы и инструменты, а также фурнитуру для шитья.
Посетителям блога дарим скидку 5%
При оформлении заказа укажите промо-код
BLOG
Перейти в каталог
Блог Русской Моды Русская Вышивка
Традиционная русская вышивка тесно переплетается с историей России, точнее, земли, которую она сейчас занимает. Будучи вездесущей народной традицией, это, по сути, разнообразное и многогранное искусство, которое распространялось и развивалось на протяжении веков и географических границ, в равной степени различая и объединяя людей.
Несколько известных стилей вышивки – например, крестецкая строчка или христианское золотное шитье – составляют лишь часть различных техник, когда-то использовавшихся в быту и по большей части забытых после 19 века.век. Из того, что сохранилось, в целом допустимо выделить две группы вышивки, происходящие соответственно из Северной и Центральной России.
Вышивка Северной (левой) Руси и Южной Руси. Картины из каталога парижской выставки 1925 года Анри Эрнста
Вышивка Северной России отличается широким использованием геометрических узоров и ограниченной цветовой гаммой, причем большинство рисунков полностью выполнено в красном цвете. Использование красного цвета в вышивке, особенно в бэкстиче и стежке Гольбейна, тесно связано с широко распространенным признанием цвета как символа красоты и уже давно превзошло область традиционной вышивки. Одно из самых почитаемых на Руси вышитых изображений «Солнечная Колесница» традиционно выполнено в красном цвете. Другой аспект севернорусской вышивки — преимущественное использование в узорах лошадей и всадников, что служит доказательством культурных и художественных связей края со Скандинавией еще в дохристианские времена и во времена викингов. Эти орнаментальные мотивы показывают не только мастерство преимущественно крестьянского населения земли, но и их социальные и политические отношения в то время.
Солнечная колесница
Вышивка Средней России, в отличие от своего северного аналога, отражает повседневную жизнь и элементы природы, которые когда-то имели символическое значение. Геометрические или текучие формы растений, птиц и животных, в том числе леопарда с поднятой лапой, привычно появляются в вышивках разного рода, например, гладью, счетной гладью, елочкой. Что отличает эти вышивки, так это обилие цветов и необычное разнообразие узоров, используемых как низшими, так и высшими классами. Будь то костюм или повседневная одежда, вышивка отображает полную естественную цветовую палитру и указывает на окружающую среду и образ жизни другого рода.
Схема «Встреча весны»
Нельзя недооценивать значение традиционной русской вышивки как в Северной, так и в Центральной России, ведь она, несомненно, играла существенную роль в повседневной жизни людей. Многое было произведено внутри страны для домашнего использования и особых случаев, при этом низшие классы копировали узоры вышивки, которые носили зажиточные семьи, или разрабатывали свои собственные. Льняная одежда с вышитыми краями и украшенными полотенцами была частью повседневной жизни в той же степени, что и обрядом, и служила для демонстрации навыков женщин в семье, а также их социального положения. Искусные вышивки были включены в приданое и часто становились семейным достоянием, передававшимся из поколения в поколение, а некоторые из этих работ сохранились до наших дней.
Евгения Дорофеева — фотограф, модный писатель и заядлый путешественник из Лондона. Ее любовь к моде родом из детства, проведенного в ателье у бабушки, а писательство — это хобби, которое обречено стать постоянным занятием. Мечта Евгении – создать достойную домашнюю коллекцию вечерних платьев – самостоятельных сказочниц, перформансов и феечек-крестных. Теги: вышивка, евгения дорофеева, национальный костюм
Опубликовано в истории | 3 комментария »
Из поколения в поколение: Бабушкина русская вышивка
Многие рукодельницы идут по стопам членов семьи, которые вышивали до них. Авторы PieceWork не являются исключением.
Ирина Степанова
5 декабря 2022 г. — 4 минуты чтения
Ирина Степанова использовала два элемента полотенца для лица, сшитого ее бабушкой Татьяной в России, для этого прекрасного полотенца для рук. Она включила традиционные узоры Матери и Девы. Фото Джо Кока
Многие мастера рукоделия идут по стопам членов семьи, которые вышивали до них. Участники программы PieceWork не являются исключением. Вот Ирина Степанова, чтобы рассказать нам больше о том, что вдохновило ее прекрасное традиционное русское полотенце для рук, которое было показано в выпуске журнала 9 за март/апрель 2014 года.0013 Сдельная работа. Ее полотенце было основано на полотенце, вышитом ее бабушкой.
Для этой выкройки я использовала два элемента полотенца для лица, сшитого моей бабушкой Татьяной в России, когда ей было восемь лет. Дизайн края с четырьмя полосами перекликается с традиционными узорами Mothers and Maidens. На первой полосе изображены «матери», идентифицированные по их головным уборам с изогнутыми лучами или «рогами», которые носят замужние женщины. Третья полоса представляет собой ряд стилизованных «девиц» с воздетыми руками и солнечными лучами вокруг головы — нечто среднее между фигурами и геометрическими цветами. Вторая и четвертая полосы представляют собой одинаковые ряды ягод, символизирующие женскую близость к природе. У русских полотенец оба края украшены одним и тем же узором для симметрии, и многие из них отделаны с каждого конца широкими полосами льняного или хлопкового кружева.
Традиционное русское полотенце, сшитое Татьяной Дмитриевной Романенковой в 1929 году, когда ей было восемь лет. Орловско-Брянская область, Россия. Сборник автора
Бабушка Татьяна Вспоминает
В октябре 2013 года в Москве моя бабушка по материнской линии Татьяна Дмитриевна Романенкова дала такие комментарии:
«Каждая смена времени года приносила свои ежегодные привычные задачи для женщин нашего села. Яркие солнечные деньки перед весенней посадкой были наполнены ручной вышивкой льняных полотенец и одежды для всей семьи. Когда наступало лето, все работали в поле от рассвета до заката, но как только был собран лен, женщины пряли и окрашивали льняные нити и ткани натуральными красными красками, приготовленными из корня марены или из кошенильных насекомых, обитающих на землянике. После осеннего сбора урожая пришло время ткать льняное полотно на большом ткацком станке, который был у нас дома. Ткацкий станок можно было настроить на разную ширину как для узкого льняного полотенца, так и для более широкой брезентовой ткани. Затем готовую льняную ткань отбеливали древесно-зольным щелоком.
«Моя мама Агафья скончалась через два месяца после смерти отца, оставив семерых детей в возрасте от семи до двадцати лет. Я была самой младшей, мне было всего семь лет, и меня взяла к себе моя старшая сестра Евдокия, у которой уже была своя семья. Она научила меня ткацкому станку и вышиванию. Когда я видел понравившиеся мне узоры на полотенцах моей сестры или соседки, я копировал их своими собственными швами».
Чтобы узнать больше от Ирины и узнать о красном цвете, ознакомьтесь с номером 9 за март/апрель 2014 г.0012 Сдельная работа .
Кроме того, помните, что если вы являетесь активным подписчиком журнала PieceWork , у вас есть неограниченный доступ к предыдущим выпускам, включая март/апрель 2014 г.