Содержание

«Гуси-лебеди» краткое содержание для читательского дневника по русской народной сказке (2 класс) – план пересказа

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

«Гуси-лебеди» читательский дневник

Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Главные герои

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

«Гуси-лебеди» читательский дневник

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 17.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему: Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

(конспект ООД  по обучению пересказа детей 5-6 лет)

Провела: Серова Е.А..    воспитатель

Цель: обучение пересказу по опорным картинкам.

Образовательные задачи: Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью.

Развивающие задачи:  Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, общую моторику и координацию речи с движением.

Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

Воспитательные задачи:  Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».

Ход занятия

1.        Вводная беседа.

— Посмотрите на иллюстрацию. Как называется сказка, к которой она нарисована?

   — Кому читали эту сказку?

—         Кто видел мультфильм по этой сказке?

—        О ком эта сказка?

2.        Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на коврографе  или в настольном театре без нацеливания на пересказ.

Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на коврографе.

Гуси-лебеди.

(текст сказки)

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Собрались, раз отец с матерью в город и говорят Маше:

Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша (выставляется фигурка Маши) посадила братца (выставляется фигурка Ванюши) на травку под окном и побежала к подружкам.

Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. (выставляется изображение стаи гусей-лебедей и тут же убирается вместе с фигуркой Ванюши)

Вернулась Маша, глядь, а братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чисто поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. (выставляется изображение печки) Маша к ней:

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда и скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. (изображение печки отодвигается на задний план, а в центр выставляется яблоня)

Маша к ней:

  • Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
  • Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка-кисельные берега. (изображение яблони переносится на задний план, а в центр  выставляется речка с кисельными берегами.)

Маша к ней: Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? Упал в меня камень, —  отвечает речка, —   мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка и сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша — стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет (в центр коврографа выставляется избушка на курьих ножках). А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (выставляется фигурка Ванюши)

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула Баба Яга в окно: нет мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню. (изображение избушки на курьих ножках убирается, и далее, по мере развития сюжета, с дальнего плана выставляются в центр коврографа необходимые персонажи.)

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей… Что делать? Побежала она к молочной речке -кисельным берегам: Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

—        Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу с Ванюшкой и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом! Маша к ней: Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге.

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

3. Подвижная игра «Лебеди учатся летать»

Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.

        4. Беседа по сказке.

        Вопросы:

— С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли рассказчика и начать рассказывать сказку? Как должен рассказывать сказку сказочник? С какой интонацией он должен говорить? (Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)

— Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)

—  Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)

— Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)

— Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.)

—  Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)

—  Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.)

—  Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)

— Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблонька и печка.)

—  Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)

—  Что значит ни с чем? (Значит без всего, с пустыми руками.)

—  Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут родители приехали и привезли им подарки.)

—  Перечислите все, что делала Маша в этой сказке. (Маша не послушалась
родителей; поняла, что гуси-лебеди унесли братца; побежала искать его, под
бросила дров в печку, стрясла яблоки с веточек, сдвинула камень, увидела
избушку на курьих ножках, схватила братца, побежала, спряталась с Ванюшкой под бережком,  поблагодарила речку, побежала, укрылась под яблонькой, печки, поблагодарила ее, пустилась домой со всех ног.) •   Как вы понимаете выражение пустилась со всех ног? (Побежала очень быстро.)

5.        Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на последующий пересказ.

6.        Педагог сообщает план пересказа или помогает детям распределить роли, напоминает о правильном интонировании речи, использовании словосочетаний и выражений, толкованием которых занимались во время беседы.

7.                Пересказ сказки несколькими детьми по частям или пересказ по ролям.

Дети рассказывают сказку или разыгрывают ее по ролям, инсценируя с помощью плоскостных фигурок на коврографе или с помощью объемных фигурок в настольном театре.

8.        Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

(конспект НОД  по обучению пересказа детей 5-6 лет)

Провела: Востокова Н.Н. учитель-логопед

Цель: обучение пересказа по опорным картинкам

Образовательные задачи: Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью.

Развивающие задачи:  Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, зрительный гнозис и конструктивный праксис, общую моторику и координацию речи с движением.

Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

Воспитательные задачи:  Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».

Ход занятия

1.        Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки. Оживление личного опыта детей.

Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед коврографом, демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам.

Посмотрите на иллюстрацию. Как называется сказка, к которой она нарисована?

   — Кому читали эту сказку?

—         Кто видел мультфильм по этой сказке?

—        О ком эта сказка?

2.        Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на наборном полотне или в настольном театре без нацеливания на пересказ. Развитие
речевого слуха. Воспитание чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на ксерографе.

Гуси-лебеди

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Собрались, раз отец с матерью в город и говорят Маше:

Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша (На наборное полотно выставляется фигурка Маши.) посадила братца (На наборное полотно выставляется фигурка Ванюши.) на травку под окном и побежала к подружкам.

Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. (На наборное полотно выставляется изображение стаи гусей-лебедей и тут же убирается вместе с фигуркой Ванюши.)

Вернулась Маша, глядь — — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чисто поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. (На наборное полотно выставляется изображение печки.) Маша к ней:

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда и скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. (Изображение печки отодвигается на задний план, а в центр наборного полотна выставляется яблоня.) Маша к ней:

  • Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
  • Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка-кисельные берега. (Изображение яблони переносится на задний план, а в центр наборного полотна выставляется речка с кисельными берегами.) Маша к ней:

Молочная речка-кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? Упал в меня камень, —  отвечает речка, —   мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка и сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша — стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет. (В центр наборного полотна выставляется избушка на курьих ножках.) А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (Выставляется фигурка Ванюши.)

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула Баба Яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню. (Изображение избушки на курьих ножках убирается, и далее, по мере развития сюжета, с дальнего плана выставляются в центр наборного полотна необходимые персонажи.)

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей… Что делать? Побежала она к молочной речке-кисельным берегам: Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее -воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

—        Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу с Ванюшкой и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом! Маша к ней: Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге.

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

3.        Подвижная игра «Лебеди учатся летать». Воспитание правильного дыхания,
развитие координации движений.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.

4.        Беседа по сказке. Развитие памяти, диалогической речи. Уточнение и расширение глагольного словаря.

Беседа начинается после небольшой паузы. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и затем задает детям вопросы.

* С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли рассказчика и начать
рассказывать сказку? Как должен рассказывать сказку сказочник? С какой
интонацией он должен говорить? (Жили-были муж и жена, и были у них сын
Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке
велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца
одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)

* Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)

* Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)

* Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти
яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)

* Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.)

* Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и
увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)

* Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.)

* Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)

* Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять
помогали речка, яблонька и печка.)

* Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)

* Что значит ни с чем? (Значит без всего, с пустыми руками.)

* Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут родители приехали и
привезли им подарки.)

* Перечислите все, что делала Маша в этой сказке. (Маша не послушалась
родителей; поняла, что гуси-лебеди унесли братца; побежала искать его, под
бросила дров в печку, стрясла яблоки с веточек, сдвинула камень, увидела
избушку на курьих ножках, схватила братца, побежала, спряталась с Ванюшкой
под бережком,  поблагодарила речку, побежала, укрылась под яблонькой, печки, поблагодарила ее, пустилась домой со всех ног.) •   Как вы понимаете выражение пустилась со всех ног? (Побежала очень быстро.)

5.        Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на после
дующий пересказ.

Педагог еще раз рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе.

6.        Сообщение педагогом плана пересказа или распределение ролей для пересказа
по ролям. Развитие планирующей функции речи.

Педагог сообщает план пересказа или помогает детям распределить роли, напоминает о правильном интонировании речи, использовании словосочетаний и выражений, толкованием которых занимались во время беседы.

7.        Небольшая пауза для обдумывания сказки.

Педагог предоставляет детям несколько минут для подготовки к пересказу.

8.        Пересказ сказки несколькими детьми по частям или пересказ по ролям. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.

Дети рассказывают сказку или разыгрывают ее по ролям, инсценируя с помощью плоскостных фигурок на коврографе или с помощью объемных фигурок в настольном театре.

9.        Работа с пазлами «Гуси-лебеди». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Педагог заранее изготавливает пазлы из цветной иллюстрации к сказке. Теперь он предлагает детям всем вместе собрать картинку. В качестве основы можно использовать черно-белую иллюстрацию.

10.        Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика.

Имея несколько пособий из серии «Любимые сказки», педагоги могут провести с детьми разнообразные игры и литературные викторины.

Игра «Из какой я сказки?»

Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи.

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Любимые сказки».

Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовивший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой.

Игра «Кто лишний?»

Цели. Развитие зрительного внимания.

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры. Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?»

Игра «Четвертый лишний»

Цели. Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи. Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия. Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он — — не человек, а животное.

Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно фигурки медведя, лисы, зайца и Машеньки. Дети смогут объяснить, что девочка — — человек, а все остальные герои — животные.

Затем педагог помещает на наборное полотно фигурки медведя, петуха, волка и лисы и вновь предлагает детям найти лишнего героя. Дети должны объяснить, что лишний петух, потому что он — домашняя птица, а все остальные герои -дикие животные.

Поместив на наборное полотно все избушки из пособия, можно предложить детям подумать, которая из них лишняя. Дети объяснят, что лишняя ледяная избушка, потому что все остальные избушки «деревянные». Дети могут сказать, что лишняя избушка на курьих ножках, потому что у остальных избушек нет ножек.

Игра «Будь внимательным»

Цели. Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней — — яблоки, закрепляет речку, а в ней — — камень, печку, а перед ней — дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится:

  • Лебеди над яблоней.
  • Яблоки под яблоней.
  • Дети возле (около) яблони.
    Камень в речке.
  • Дрова перед печкой.

Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять местами фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п.

Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке:

  • Лебеди летят над печкой.
  • Дрова лежат за печкой.
  • Дети стоят возле (около) речки. И т. п.

*   —

Игра «Не зевай — по порядку называй»

Цели. Развитие зрительного внимания, обучение порядковому счету, актуализация атрибутивного словаря (порядковые числительные), совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно фигурки зайца, лисы, волка, медведя, медведицы, медвежонка, Машеньки, Ванюшки, петуха и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем дети должны продолжить порядковый счет, начатый логопедом:

—        Заяц первый, лиса вторая, волк третий и т. п.
Можно предложить детям следующие вопросы:

— Который по счету волк? (Волк третий по счету.) — А медвежонок который по счету? (Медвежонок шестой по счету.)

— Между какими героями стоит медведица? (Медведица стоит между медведем и медвежонком.)

— Перед кем стоит Машенька? (Машенька стоит перед Ванюшкой.)

 — За кем стоит петух? (Петух стоит за Ванюшкой.)

Народная сказка «Гуси-лебеди». Читательский дневник

Автор: народ

Название: “Гуси-лебеди”

Жанр: волшебная сказка

Тема произведения: непослушание

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

  1. Дочка. Маленькая девочка. Заносчивая, упрямая,
    забывчивая.
  2. Братец. Маленький, беззащитный.
  3. Гуси-лебеди. Злые птицы, помощники бабы-яги
  4. Ежик. Добрый, отзывчивый.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Девочка заигралась и забыла смотреть за младшим братом, и
того унесли гуси-лебеди. Девочка отправляется спасать брата, и приносит его
домой, научившись помогать другим.

Сюжет — краткое содержание

  1. Родители наказали дочке смотреть за братиком, и
    ушли в город.
  2. Девочка забыла про брата, и того унесли
    гуси-лебеди.
  3. Девочка пошла искать брата, но отказалась есть
    яблоки, хлеб и пить молоко из реки.
  4. Ежик подсказал девочке, где найти брата, и
    девочка сумела унести брата от бабы-яги.
  5. Гуси-лебеди бросились в погоню за девочкой, но
    яблоня, река и печка укрыли девочку, когда она попробовала их угощение.
  6. Девочка благополучно принесла братца домой.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод побега девочки с братом от бабы-яги.
Чтобы ее не нашли гуси-лебеди, девочка попила молочной воды, съела хлеба и
яблок, и тогда печка, яблоня и речка спрятали ее.

План произведения для пересказа

  1. Наказ родителей;
  2. Забывчивость девочки;
  3. На поиски брата;
  4. Привередливая девочка;
  5. Добрый ежик;
  6. Побег с братом;
  7. Девочка угощается;
  8. Спасение.

Главная мысль

Беда враз отучит от чванства и заносчивости.

Чему учит эта книга

Сказка учит слушать родителей, не забывать о своих
обязанностях, исправлять совершенные ошибки. Учит смелости и находчивости, отзывчивости
и умению находить друзей.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта сказка, хотя в самом начале девочка вела
себя очень некрасиво. Но она быстро поумнела, когда поняла, что из-за ее
капризов она само может погибнуть, и брата своего не спасет. И девочка
изменилась, стала доброй и отзывчивой.

Новые слова и выражения

Кликать — звать, кричать.

Причитать — плакать, расстраиваться.

Кудель — льняное волокно.

Пословицы к произведению

Не дорого начало, похвален конец.

Нужда заставит и калачи есть.

Глаза боятся, а руки делают.

Назад к содержанию

Похожее

Энциклопедия сказочных героев: «Гуси-лебеди»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Гуси-лебеди» и их характеристика

  1. Дочка, веселая и капризная девочка, которая очень любила играть, а потому забыла про своего братика.
  2. Гуси-лебеди, коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
  3. Печка, Яблоня, Речка, не помогали капризной девочке, но помогли когда она исправилась.

План пересказа сказки «Гуси-лебеди»

  1. Наказ родителей
  2. Забывчивость девочки
  3. Гуси-похитители
  4. Погоня и Печка
  5. Погоня и Яблоня
  6. Погоня и Речка
  7. Еж
  8. Домик бабы-Яги
  9. Обратный путь.
  10. Возвращение.

Кратчайшее содержание сказки «Гуси-лебеди»для читательского дневника в 6 предложений

  1. Уходя на работу родители наказали дочери следить за маленьким братом.
  2. Девочка заигралась и братца унесли Гуси-Лебеди.
  3. Девочка побежала в погоню, но не стала есть пирожок, яблоко и кисель.
  4. Путь ей указывает Еж.
  5. Девочка находит братца и схватив его, бежит домой.
  6. Гуси-лебеди преследуют ее, но девочку прячут речка, яблоня и печка, и она возвращается домой.

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»
Не откажи другому в просьбе и он тоже поможет тебе.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»
Эта сказка учит слушать родителей, помогать им по дому, не бросать маленьких детей, которых тебе доверили. Эта сказка учит не быть чванливым, не относится с пренебрежением к просьбам. Учит решительности и смелости.

Отзыв на сказку «Гуси-лебеди»
Это очень хорошая сказка, которая мне очень понравилась. В ней девочка сперва воротила нос от простых угощений, но когда ее припекло, она перестала капризничать и только поэтому спаслась.

Пословицы к сказке «Гуси-лебеди»
Нужда научит калачи есть.
Не дорого начало, похвален конец.
Глаза боятся, а руки делают.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гуси-лебеди»
Жили старик со старушкой и были у них дочка и маленький сынок.
Пошли старики на работу и девочке строго наказывают, чтобы за братцем следила, со двора не уходила.
Ушли старики, а дочка заигралась, посадила братца на травку, да и забыла про него.
Тут налетели Гуси-лебеди и унесли братца.
Вернулась девочка, а братца и нет нигде. Поискала она, покричала, да вдали гусей увидела. Поняла девочка, кто ее братца похитил и в погоню бросилась.
Бежит, а тут и печка стоит, ржаного пирожка съесть просит. Не стала дочка есть пирожок, дальше бежит. Яблоня стоит, лесным яблочком угощает. Не стала девочка яблоко есть, дальше бежит. Тут речка молочная с кисельными берегами, просит молочка выпить. Не стала девочка пить молоко.
Встретился ей Еж, дорогу указал, куда гуси-лебеди полетели.
Добежала дочка до домика бабы-Яги, а там и братца увидела. Схватила братца, назад бросилась.
А Гуси-лебеди за ней гонятся. Добегает девочка до речки, спрятать просит. А то ей про кисель напоминает. Поела девочка киселя, спрятала ее речка. Дальше бежит, а навстречу снова Гуси-лебеди летят. Тут и яблочком не побрезговала. Спрятала девочку яблоня.
Дальше дочка бежит, братца несет. И снова Гуси-лебеди летят. Пришлось девочке и ржаного пирожка попробовать. Спрятала ее печка.
Так и добежала до дома. А там и родители вернулись.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»

Сказка Гуси-лебеди читать

Сказка Гуси-лебеди краткое содержание

Старшей сестричке доверили присматривать за братиком, но она загулялась и не увидела, как мальчика забрали гуси-лебеди. Девочка отправилась искать братца, а помогают ей яблонька, печка и речка. В сказке показано, как важно слушаться родителей и быть ответственными.

Сказка Гуси-лебеди скачать: Аудиокнига Гуси-лебеди

Сказка Гуси-лебеди читать

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!

Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Печь не сказала.

Побежала дальше, стоит яблонь.

— Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблока, — скажу.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега.

— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

— Вон туда-то! — указал.

Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.

— Речка-матушка, спрячь меня!

— Съешь моего киселика!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь.

— Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

— Съешь мое лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.

— Сударыня печка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка!

Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Русская народная сказка «Гуси — лебеди» / Читательский дневник 2 класс / ГДЗ Грамота

Читательский дневник по русской народной сказке «Гуси — лебеди»

Автор: народ

Название произведения: «Гуси — лебеди»

Число страниц: 1

Жанр: сказка

Главные герои: Аленушка, Иванушка, гуси — лебеди.

Краткое содержание «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Родители Аленушки поручили ей присматривать за братом.

Девочка не уследила, и мальчика унесли гуси-лебеди.

Но благодаря целеустремленности и помощникам, Аленушка спасла брата.

И они вернулись домой как раз к приходу родителей.

План произведения для пересказа:

1. Поручение родителей

2. Брат без присмотра

3. Кража

4. Поиски брата

5. Побег

6. Дома

Главная мысль:

К поручениям взрослых нужно относиться серьезно и ответственно.

Чему учит произведение:

Произведение учит быть ответственным и послушным, а также благодарным и отзывчивым.

Еще оно учит не опускать руки и проявлять находчивость для достижения цели.

Синквейн:

Девочка.

Смелая, целеустремленная.

Не уследила, отыскала, спасла.

Осознала важность дружеской поддержки.

Взаимопомощь.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.

Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.

Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели.

Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.

Пословицы к произведению:

Ищешь помощи — сам помогай.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.