Чему учит сказка «Репка» 🚩 репка о чем сказка 🚩 Воспитание и обучение ребенка

Для самых маленьких детей эта сказка хорошо подойдет в качестве одной из первых — довольно простой сюжет, а действия героев довольно понятны.

С репой связано немало фольклорных мотивов, например, загадок и поговорок, ведь она когда-то была одним из основных продуктов крестьянского рациона. Известно, например, выражение «проще пареной репы».

Однако сказка проста лишь на первый взгляд — в ней скрыто немало очень важных и ценных идей. По мере взросления их можно обсудить с ребенком, а может быть, малыш и самостоятельно для себя их откроет.

Вместе — лучше!

Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата — отчаявшись, они зовут на помощь и внучку, и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение — позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи — репка благополучно извлекается из земли!

Но здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.

Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Если представить, что бабка или внучка, занятые своими делами, или просто не желающие помочь деду, отказались бы прийти на зов, семья могла бы остаться голодной. В этом и заключается еще один смысл — на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.

Мышка за кошку, кошка за Жучку…

«Как кошка с собакой» — довольно распространенное выражение, которое используют, например, чтобы описать все время ссорящихся супругов. И кошки с мышами известны своей взаимной, мягко говоря, неприязнью — этому посвящено множество как сказок, так и современных мультфильмов, стоит вспомнить одного только «Тома и Джери». Однако в простой и мудрой сказке нет ни тени вражды — ни между Жучкой и кошкой, ни между кошкой и мышкой — ведь их общие усилия объединяет не только готовность помочь деду, но позаботиться о своей семье.

По мнению специалистов, детям раннего возраста довольно часто представляется, что вся эта дружная команда — одна семья. Да и в настоящее время кошки и собаки, живущие в квартире или доме, очень часто являются настоящими членами семьи.

Нередко дети повзрослее задают вопросы типа: «а где же мама и папа внучки?». Отвечая на этот вопрос, у родителей есть прекрасная возможность дать своему ребенку представление о том, кто такие крестьяне, где, как и когда они жили, пробудив таким образом, тягу к изучению отечественной истории. Это может оказаться очень полезным некоторое время спустя, когда ребенок пойдет в школу.

Чему учит сказка «Репка» — Сказки. Рассказы. Стихи

Чему учит сказка «Репка»

 
Казалось бы, какой глубокий смысл может быть в такой простой и знакомой многим с самого раннего детства истории? Однако «Репка», как и множество других русских народных сказок, таит в себе не одну мудрость.
 
Для самых маленьких детей эта сказка хорошо подойдет в качестве одной из первых — довольно простой сюжет, а действия героев довольно понятны.
 
С репой связано немало фольклорных мотивов, например, загадок и поговорок, ведь она когда-то была одним из основных продуктов крестьянского рациона. Известно, например, выражение «проще пареной репы».
 
Однако сказка проста лишь на первый взгляд — в ней скрыто немало очень важных и ценных идей. По мере взросления их можно обсудить с ребенком, а может быть, малыш и самостоятельно для себя их откроет.
 

Вместе — лучше!

 
Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата — отчаявшись, они зовут на помощь и внучку, и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение — позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи — репка благополучно извлекается из земли!
 
Но здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.
 
Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Если представить, что бабка или внучка, занятые своими делами, или просто не желающие помочь деду, отказались бы прийти на зов, семья могла бы остаться голодной. В этом и заключается еще один смысл — на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.
 

Мышка за кошку, кошка за Жучку…

 
«Как кошка с собакой» — довольно распространенное выражение, которое используют, например, чтобы описать все время ссорящихся супругов. И кошки с мышами известны своей взаимной, мягко говоря, неприязнью — этому посвящено множество как сказок, так и современных мультфильмов, стоит вспомнить одного только «Тома и Джери». Однако в простой и мудрой сказке нет ни тени вражды — ни между Жучкой и кошкой, ни между кошкой и мышкой — ведь их общие усилия объединяет не только готовность помочь деду, но позаботиться о своей семье.
 
По мнению специалистов, детям раннего возраста довольно часто представляется, что вся эта дружная команда — одна семья. Да и в настоящее время кошки и собаки, живущие в квартире или доме, очень часто являются настоящими членами семьи.
 
Нередко дети повзрослее задают вопросы типа: «а где же мама и папа внучки?». Отвечая на этот вопрос, у родителей есть прекрасная возможность дать своему ребенку представление о том, кто такие крестьяне, где, как и когда они жили, пробудив таким образом, тягу к изучению отечественной истории. Это может оказаться очень полезным некоторое время спустя, когда ребенок пойдет в школу.
 

Читать сказку «Репка»
Читать другие русские сказки  

В чем смысл сказки «Репка»?

Предыстория

Как и многие другие русские сказки, в частности, «Колобок», сказку «Репка» (записана в Шенкурском уезде Архангельской губернии) опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев в сборнике «Народные русские сказки» Том I.

Известны версии «Репки» в сборниках Ончукова («Северные сказки», 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии ), Бессонова («Детские песни», 1868).

Многие писатели, среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, переработали инвариантный сюжет и написали свои версии сказки.

Явный смысл сказки о репке

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки.  Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?

В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить ребенку для выстраивания отношений в коллективе и семье.

Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.

Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.

Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку.

Почему внучка, а не сын или дочь?

Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Почему Жучка и кошка?

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.

Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.

Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.

Что символизирует репка?

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.

ПримирениеСмирение
Помощь ближнемуЛюбовь

Примирение ведет к смирению. Взаимопомощь ведет к любви. Это две главные добродетели христианского мира. Чтобы их достигнуть необходима большая внутренняя работа. Поэтому говорят: «Царство Небесное силою берется» (Матф.11:15).

Кто такая мышка?

И, наконец, развивая тему примирения, кошка попросила другого заклятого врага о помощи – мышку. Почему помогает мышка, никогда не считавшаяся другом человека, а скорее, наоборот, – воровкой и вредителем?

Замирение кошки с мышкой залог мира мышки и человека.

Вся цепочка персонажей – это звенья примирившихся героев.

Помощь мышки оказывается той малой, но необходимой толикой, с помощью которой вытянули репку.

С другой стороны, была ли уж столь важной помощь такого маленького и слабого существа? Может быть в силе – нет. Но если каждый член коллектива чувствует поддержку, дружеское плечо, то силы могут удесятериться. Многие военные начальники вспоминали, что одерживали победы благодаря духу сплоченности. Так и здесь: желание помочь всех пришедших, сделало героев морально сильнее, сплотило их.

Миром (т. е. вместе) – герои вытащили репку.

Таким образом, сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи.

 

 

Поделиться ссылкой:

Как русская народная сказка «Репка» мотивирует ребенка к достижению цели

Русские народные сказки, даже самые, казалось бы простые, полны житейской мудрости и могут стать настоящей палочкокой-выручалочкой в трудных жизненных ситуациях. Они подскажут как вести себя в радости и печали, в богатстве и бедности, как распознать обман и выйти сухим из воды. А русская народная сказка «Репка» научит достигать поставленной цели.

Несмотря на свою простоту, «Репка» очень многогранная сказка, которая учит тому, как достичь желаемого результата.

«Репка» учит не бояться больших и трудных задач, если результат того стоит. 

«Посадил дед репку.» Не сама репка выросла, а дед ее посадил, т.е. он хотел ее вырастить, приложил усилие: задумался о хлебе насущном, нашел семечко, положил его в землю, присматривал за ним, поливал, сорняки выпалывал — работал, одним словом, и получил соответствующий урожай: «Выросла репка большая-пребольшая.»Теперь перед ним появилась задача — репку из земли вытащить. А так как репка очень уж большая уродилась, то и задача перед дедом стоит непростая. Но он всё равно берется за нее, не пасует — очень уж урожай хорош! — и «стал дед репку из земли тянуть.»

«Репка» учит правильно оценивать свои силы

«(Дед) тянет-потянет, вытянуть не может.» Дед попробовал потянуть, не один раз раз пробовал — не получается, понимает, что одному не справиться, и зовет на помощь.

«Репка» учит просить о помощи, когда не можешь справиться самостоятельно.

Это очень важное качество, позволяющее работать в команде. «Позвал дед бабку», а когда и вдвоем не получилось, то ещё и внучку, и Жучку, и кошку, и мышку позвали — пока с задачей не справились. И работали они все вместе, слажено, потому и справились с задачей.

Это прямой смысл сказки. А если посмотреть на нее немного с другой стороны, то можно увидеть мотивационный момент.

«Репка» — это, конечно же, наша цель, наш великолепный результат, которого так хочется достичь. Но с первого раза не получается. Здесь надо объяснить ребенку, что то, чего он хочет достичь — большая-пребольшая репка, и он будет ее тянуть.

Дед в сказке самый большой и сильный, он тянет репку первым. Это первое усилие в достижении цели. Оно самое большое и трудное. Но несмотря на все старания, достичь цели с первого раза не получается, как у деда.

Но это не повод опускать руки. Что сделал дед? Позвал бабку. Что надо сделать, когда с первого раза не получилось? Попробовать ещё раз. При этом усилие уже будет меньше, тянуть репку станет легче, чем в первый раз, потому что первое усилие уже сдвинуло дело с мертвой точки, и дальше идти легче

Дед с бабкой справились с задачей, вытянули репку? Нет, и когда не получилось вдвоем, они позвали внучку, а та — Жучку, а Жучка — кошку, а кошка — мышку. Никто из них не сдался, каждый продолжал добиваться цели, причем каждый следующий помощник оказывался меньше и слабее предыдущего. Так и наши усилия в достижении цели с каждым разом всё меньше предыдущих, потому что уже есть опыт, который приближает к желаемому результату. Только в жизни мы не знаем, когда именно прибежит та самая мышка, которая поможет завершить начатое дело.

Таким образом, на примере русской народной сказки хорошо видно, что для достижения большой цели нужны неоднократные усилия, а каждое новое усилие будет легче предыдущих.

Для лучшего усвоения этой мотивационной формулы пройдите с ребенком этот путь вместе, поясняя каждый шаг:

  1. Сейчас ты делаешь первое усилие, оно самое трудное и сложное, а когда попробуешь в следующий раз, будет уже легче.
  2. Посмотри, сегодня тебе уже легче, чем вчера, а завтра будет еще легче.
  3. Когда цель будет достигнута, можно будет оглянуться назад и увидеть, сколько шагов к успеху было сделано, еще раз вспомнить, что первый шаг был самым трудным, а последний был легче всех.
  4. И обязательно должен быть момент радости от достигнутого результата — «Вытянули репку!». Это шаг очень важен для закрепления мотивации к достижению последующих целей, важна именно эмоциональная окраска. Обязательно похвалите ребенка, выразите свою радость за него ярко и эмоционально, разделите с ним это чувство победы, и он с радостью побежит к новым вершинам.

А чтобы шагов на пути к очередному успеху было меньше, ставьте реальные, достижимые, но интересные и актуальные цели, и результат не заставит себя ждать.

Анализ сказки Репка

«Репка» – русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение,  впервые была обработана и издана Л.Н. Толстым, как сказка для детей. Она имеет небольшой текст, простую структуру и совсем не сложный сюжет. Текст прост  к прочтению и имеет множество повторов.

Сказка поучительна, она раскрывает тему семейных отношений и взаимовыручки. В ней, по сути, все герои являются главными, что, в итоге, и говорит о важности каждого члена семьи и общем вкладе в процесс. Образ репы представлен как некая проблема, с которой одному не получается справиться.

Чему учит

Сказка учит быть дружными, ценить семью и каждого члена семьи, ведь дружба, уважение, коллективный труд  и помощь – это залог успешного преодоления любых трудностей. Все герои дружны, никто не конфликтует: ни собака с кошкой, ни кошка с мышкой, у всех есть общая цель. Немало, важно понимать, что за простатой изложения лежит глубокий смысл текста: каждый из персонажей представляет собой часть целого образа, которые тесно взаимосвязаны. Все семь героев олицетворяют семейные ценности поколений: дед с бабкой – мудрость поколений, внучка – уважение и помощь, Жучка, кошка и мышка —  помощь каждого важна, даже самая маленькая. Только при слиянии всех отдельных частей человек может достичь целостности и внутреннего покоя.

Мораль сказки Репка

Как и положено сказке в ней есть мораль, которая говорит о том, что выполнить  любое дело всегда легче вместе, чем трудиться по одному. Так же тонкой нитью прослеживается еще одно поучение, что для достижения результата иногда не хватает совсем немного усилий, то есть той самой мышки, которая стала последней в вытаскивании репки. Не только для детей полезна сказка, но и для взрослых поучительна. Чему может научить «Репка» взрослого состоявшегося человека?! Работе в команде, ведь это так важно, а возможно, присмотревшись к способностям коллег, получится объединить усилия и достичь максимально желаемого успеха.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Репка

Анализ сказки Репка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Комната каморка Герасима в рассказе Муму (описание жилища)

    Главным героем Тургенева «Му-му» является Герасим. Он всю свою жизнь прожил в одиночестве. Он работал дворником. Для житья ему была выделена очень маленькая каморка, в которой даже одному будет неудобно.

  • Образ и характеристика Петра Гринева в повести Капитанска дочка Пушкина сочинение

    Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

  • Характеристика Бедной Лизы с цитатами

    Лиза — обычная девушка-крестьянка «… я крестьянка…». Живет с матерью которая слабеет каждым днем, горюя о смерти мужа. Девушке хоть и была всего пятнадцать, когда отец оставил их на волю судьбы

  • Анализ Повестей Белкина Пушкина

    Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»

  • План рассказа Федина задача Носова

    Дело было зимой. Школьник Федя Рыбкин вернулся домой с прогулки, он катался на коньках на катке. Он увидел, что дома никого не было. Сестра Рина ушла гулять, потому что она уже сделала заданные ей уроки и ушла играть с подругами

В нашем доме есть дети: Чему учит сказка «Репка»?

Сказка «Репка» одна из первых сказок, которую родители читают своим малышам, и я в том числе. В «Репке» заложена идея дружбы и коллективизма. Эту сказку иногда полезно прочитать детям и школьного возраста.

Сказка учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими. Не отпускать руки перед проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Взаимоподдержка, дружба – великая сила.

Также сказка «Репка» учит гуманизму. Достойно и уважительно относиться даже к маленькому существу. Ведь именно маленькая мышка и разрешила ситуацию. Если бы не мышка, осталась бы репка в земле:)

Учит сказка также не стесняться просить о помощи. В жизни бывают различные ситуации. А кто поможет, в первую очередь — близкие.

Очень хорошая сказка «Репка». В ней показана такая дружная семья. Да и репка выявила, что в доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего (а в случае с мышкой — и за врага). И решила репка вылезти из земли, накормить семью.  

Все-таки не зря придумано такое изречение: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам -урок». Что мне нравится в русских народных сказках, в отличие от большинства сказок народов мира, что они всегда несут глубокий смысл (конечно, я про старые сказки) и подталкивают к определенным выводам. Они не призваны развлекать, а учат, заставляют задуматься.


Читайте также:
Чему учит сказка «Колобок»? 
Чему учит сказка «Курочка Ряба»?

___________________

Компания Efem предлагает услугу тайный покупатель. Услуга, подразумевающая маркетинговое исследование, во время которого выполняется проверка качества услуг в той или иной исследуемой организации. Услуга тайный покупатель решает широкий круг задач.

Чему учат русские народные сказки 🚩 Воспитание и обучение ребенка

Сказки передавались из поколения в поколение и конечно, как это бывает, каждый рассказчик мог сказку приукрашивать, добавлять что-то от себя. Но все-таки истинный смысл не менялся. На самом деле многие народные сказки даже не были предназначены для детей.

Вместе можно преодолеть все трудности. И никогда не нужно бояться просить помощи.

В сказке очень точно указана иерархия, где дед — глава семейства, и он зовет бабку, как свою опору, надежное плечо по жизни, затем помощницу внучку и т.д. Вы можете спросить, а почему здесь нет отца и матери? Раньше было принято отдавать детей на воспитание своим родителям, потому что те сидели дома, занимались хозяйством, а молодые родители работали. Очень интересно то, что здесь вроде бы заклятые враги между собой: собака, кошка, мышка ради общего дела, забыв вражду, трудятся на общее благо.

Сказкой нам хотят донести то, что раз даже враги могут объединиться, то и мы в жизни можем преодолеть между собой все разногласия. Мышка вряд ли дала какую-то силу в этом общем деле, но важно то, что она оказала поддержку. И дружно по одной команде «тянем – потянем» они смогли осуществить задуманное. 

Убегать из дома и разговаривать с незнакомцами плохо.

Главный персонаж колобок учит нас:

·  Избегать неприятности хитростью.

·  Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя. 

·  Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры. 

В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку. 

Очевидного смысла в этой истории не видно.

Изначально сказка «курочка Ряба» была намного длиннее, и история была в ней другая. Когда разбилось яйцо, в деревне начались настоящие страсти: попадья пироги выкинула, сорока ноги поломала, а в одной из версий, кто-то даже повесился. Видимо один из рассказчиков решил не пересказывать всю эту ужасную историю и придумал хороший финал. Так сказка дошла до наших дней, но совсем лишилась какого-либо смысла. 

Специалисты, которые исследуют фольклор, имеют разные мнения по поводу этой сказки. Одни говорят, что яйцо олицетворяет созидание и разрушение мира. Дед с бабкой смотрят на него, радуются, как бы созидают мир. Само по себе яйцо означает рождение, золото олицетворяет смерть, мышка, разбивающая яйцо, как посредник между двумя мирами, жизнью и смертью. 

Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко.  Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила.  Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом. 

Как и в истории с репкой, мы видим, что нужно всё делать сообща и быть гостеприимным к другим. 

В теремке собрались совершенно разные животные. Здесь живут хищники и те, кто питается растительной пищей. Все они объединены тем, что им негде жить. Их соединяет общая проблема. Они выручают друг друга. Теремок маленький, но все в итоге здесь помещаются. Почему? Потому что доброта безгранична. Когда все-таки по глупости медведя теремок разрушается, они снова начинают сообща строить жилище, чтобы в него влез даже медведь. 

·   Нельзя убегать от взрослых.

·   Надо брать на себя ответственность за свои поступки и уметь их исправлять.

·   Не отказывай в помощи другим, и тебе добро вернётся. 

Эта сказка очень открыта. Здесь нет каких-то скрытых смыслов. Все очень понятно: прислушивайся к родителям, будь добр. Она рассказывает о семейных ценностях, показывает на что сестра готова ради своего брата. Да и начало сказки учит, что родные прежде всего нельзя отвлекаться на несущественное.