Содержание

Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы

Русский язык один из самых сложных языков. Поэтому ученикам начального звена нужно как следует усваивать материал в школе, а дома подкреплять его самостоятельными упражнениями. Здесь мы привели лишь малую часть того, что нужно знать детям второго класса по русскому языку. Но эти задания для самостоятельной работы помогут родителям составлять свои собственные задания и заниматься вместе со своим школьником дома.

Задания по теме «Слово и предложение»

Перед изучением темы ученик должен понять, что слова – это такие элементы русского языка, которые человек использует для обозначения всего вокруг. Все, что мы произносим, это слова. Предложение представляет собой языковую единицу, с помощью которой можно описать событие, ситуацию и прочее. Слова и предложение тесно взаимосвязаны, т.к. первые объединяются во вторые по смыслу с помощью интонации.

Задание 1

Ученику нужно прочитать предложенный текст, определить, сколько в нем предложений. С соседом по парте попытаться задать друг другу вопросы, составленные по тексту.

Дрозд летел по лесу и держал в клюве еловую шишку. Он сел на дуб, где у него было свое гнездо. В гнезде дрозд шелушил шишки. Семечками из шишек он питался. Свое гнездо дрозд считал мастерской для шелушения шишек.

Вдруг он заметил, что на дне гнезда лежит уже шелушенная, но не выброшенная шишка, поэтому новую положить ему некуда. Но дрозд был очень умный. Он зажал новую шишку между грудью и стволом дерева, ловко подцепил клювом старую, и выбросил ее из гнезда.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 2

Из предыдущего текста ученику нужно выписать слова со следующим сочетание букв: жи-ши, же-ше. Подчеркнуть в словах буквы-орфограмки, привести свои примеры подобных слов и записать их в тетрадь.

Задание 3

Ученику предложены слова: береза, гриб, ежик, наколол, умный, вкусный.

С этими словами ученику нужно составить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ. Записать рассказ в тетрадь, подчеркнуть те слова, которые были предложены для задания.

Задание 4

В задании вперемешку записаны предложения и сочетания слов, записанные через запятую. Ученику нужно переписывать в тетрадь только то, что считается предложением.

Осень, лист, листопад, падает. Осенью листья падают. Зима, коньки, санки, снег. Зимой идет снег. Зимой можно кататься на санках и коньках. Лето, рыбалка, рыба, снасти, утро. Летним утром хорошо пойти на рыбалку. Весной грачи возвращаются из теплых краев. Весна, птицы, грачи, летят.

Подчеркнуть слова, в которых есть мягкий знак. Объяснить, означает ли эта буква звук.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 5

Нужно прочитать текст и попытаться объяснить его смысл.

Мобильные телефоны сейчас есть почти у каждого. Но кроме пользы это приспособление может приносить и вред. Опасность телефона состоит в том, что он излучает электромагнитные волны и все время находится рядом с человеком. Эти волны вредны для здоровья и могут вызвать болезни.

Запомните! Во время уроков мобильный телефон должен находиться в портфеле.

Ученику нужно переписать последний абзац, разбив слова на слоги.

Задания по теме «Язык и речь: устная и письменная»

Язык – это средство, с помощью которого мы общаемся. В каждой стране имеется свой Государственный язык. В России – русский, в Украине – украинский, в Италии – итальянский, в Англии – английский и так далее. В процессе общения разные народы используют свой язык. В результате такого общения появилась речь. Если мы говорим и читаем – это устная речь, если пишем – письменная. Иногда люди могут использовать жесты и мимику. Эти элементы речи относятся к неязыковым средствам общения.

Задание 1

Учитель (или родитель) читает текст вслух. Ученик внимательно слушает текст и составляет вопросы по нему. В тетрадь нужно записать вопросы и ответы на них.

Маша обиделась на Сережу и стала забирать свой портфель. Вдруг между ними появился хулиган и ворчун Петров. Он начать бить Сережу.
— Мама! – воскликнул растерянный мальчик.
Маша решила защитить друга и тоже полезла в драку с Петровым.
— Хулиган! Пойдем отсюда, Сережа! – кричала девочка.
«Так я же…» хотел было сказать Петров, но ничего не ответил. А все потому, что он плохо умел выражать свои мысли. А если бы умел хорошо выражать их, то чтобы он сказал девочке?Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 2

Ученикам нужно прочитать письмо, составить вопросы к тексту и ответить на них.

Здравствуй, дедушка.
Спасибо за твое письмо, я рад, что у тебя все хорошо. Я тоже живу хорошо. Вчера мама купила мне новые тапочки и игру лего. А еще у меня есть новый большой мяч. Приезжай к нам в гости, будем вместе играть с тобой.

Кроме поставленных вопросов, ученикам необходимо определить, какая форма речи присутствует в задании (письменная или устная). Также нужно запомнить написание слова «Спасибо» и записать его в словарь.

Задание 3

Ученику нужно прочитать предложенный текст, составить по тексту вопросы, и дать на них ответы. Ответы записать в тетрадь.

Ворона сидела на ветке и молчала, а рядом с ней прыгала сорока и трещала без умолку.
— Кума, что же ты все время молчишь? Ты хоть веришь моим рассказам? – спрашивала любопытная сорока.
— Не очень верю тебе, кумушка, — неохотно отвечала ворона. – Кто много болтает, тот, скорее всего, очень много выдумывает.

Кроме этого, нужно переписать первое предложение и поставить ударение в словах, а безударные гласные подчеркнуть карандашом.

Языки славянских народов – русский, украинский и белорусский – близкородственные.

Задание 4

Детям нужно вспомнить и записать несколько пословиц, в которых упоминаются русский, украинский и белорусский языки. Учитель или родители должны помочь ребенку найти такие пословицы и поговорки и помочь правильно под диктовку записать их. Пословицы нужно выучить на память.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 5

Прочитать текст, в пропущенные места вписать нужные слова. Подсказка: пропущенные слова приведены в «Справке».

Моя страна называется … . Государственный язык в моей стране — … . В нашей стране проживают представители разных народностей: …, …., …, … . Моя родной язык — … .

«Справка»: Россия, русский, украинской, казахской, русской, чеченской, русский.

Задания к теме «Культура речи и культура общения»

Культурный человек должен знать, что такое «вежливые слова» и, как и когда их нужно использовать. Культурные дети знают, как правильно здороваться, прощаться, какие еще слова нужно использовать в речи, чтобы быть вежливым и культурным.

Вежливые слова: Здравствуйте, до свидания, извините, простите, пожалуйста.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 1

Ученики должны прочитать текст, вставить в пропущенные места недостающие «вежливые» слова.

В автобус вошла молодая женщина с маленьким ребенком на руках. Максим, сидевший у окна, встал и сказал женщине: «Садитесь, ….».

На светофоре автобус неожиданно затормозил, и Петя нечаянно толкнул стоящего впереди мужчину. «…., я не хотел», — сказал мальчик.

Дети вошли в класс и увидели учителя. «…, Мария Ивановна», — сказали они учителю. «…, дети», — ответила Мария Ивановна.

Задание 2

Детям нужно составить небольшие диалоги, используя «вежливые» слова и проговорить их с соседом по парте.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 3

Учитель или родители предлагают ученику внимательно прочитать вежливые слова, запомнить их написание, записать их в словарь по памяти. Проверить написание вежливых слов.

Для самостоятельной работы можно придумать подобные задания с использованием вежливых слов.

Задание 4

Ученики должны прочитать текст, переписать его в тетрадь. Объяснить, что такое чувство зависти, какое оно, хорошее или плохое. Почему?

Зима была очень суровой, с вьюгами и метелями. За всю зиму ни разу не потеплело. По ночам было слышно, как воют продрогшие волки. Дед Кульма говорил, что ни воют от того, что завидуют людям: волку тоже охота пожить в теплой избе, полежать у печки, отогреть косматую обледеневшую шкуру.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Задания по теме «Звуки речи»

Задание 1

Ученику нужно прочитать слова и попытаться подобрать к ним слова-пары так, чтобы нужно было заменить в предложенных словах только первый звук. Переписать слова парами, подчеркнуть те буквы, которыми отличаются друг от друга слова каждой пары. Образец: пол-кол, роса-коса и т.д.

Лом — …, буг- …, пар — …, форт — …, нора — …, куча — …, лама — …, мочка — …, корона — …, ножка — … .

Назвать, какие буквы подчеркнуты: гласные или согласные.

Задание 2

Попросите школьника рассказать, что он знает о звуках, какие они бывают, что такое буквы и чем они отличаются от звуков. Также можно побеседовать с ребенком о том, что такое алфавит, из каких букв он состоит. Обязательным условием является то, чтобы второклассник мог составить связный рассказ из 3-5 предложений.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 3

Прочитайте вместе с ребенком текст, перепишите его в тетрадь, подчеркните все буквы, которые передают два звука.

Летний теплый дождик бежал по лесу. Он весело несся по листьям березы, дуба, осины. Звук его капель напоминал четкую барабанную дробь. Дождик напевал песенку.

Попросите школьника придумать окончание этой истории.

Задание 4

Прочитайте вместе с ребенком текст, перепишите его в тетрадь, подчеркните все буквы, которые всегда передают твердые звуки прямой чертой, а которые всегда мягкий — волнистой.

Звуки окружают нас абсолютно повсюду. Это и тихий шум дождя, и звонкое пенье птиц, и завораживающий шорох листьев, и далекий гудок паровоза, и веселый звонок в школе. Но важнее этих звуков для учеников являются звуки речи, ведь с помощью них можно строить слова и предложения. Звуки мы моем слышать и произносить, а записывать на бумаге – буквы.

Задание 5

Известно, что звуки на письме обозначаются буквами. Попросите ребенка записать по порядку (по алфавиту) все буквы звуками, т.е. так, как мы их произносим (например, а, бэ, вэ и т.д.).

Задания по теме «Гласные»

Задание 1

Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь, рядом сделайте транскрипцию слова. Посчитайте, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.

Мята, мел, лук, люк, юнга, ёлка, енот, яблоко, январь, вьюга, снег, заяц, юбка, маяк, Россия.

Задание 2

Прочитайте отрывок сказки, перепишите его в тетрадь.

Ежик – лесное животное. Ежи бывают пустынные, степные, и ушастые, я таких не знаю. Ежи не домашние животные. Но если поймать его в лесу, привезти домой и оставить его зимовать в доме, то весной его уже нельзя будет выпускать обратно в лес. За зиму ежик станет домашним и отвыкнет от жизни в лесу.

Подчеркните карандашом гласные звуки, которые смягчают идущие перед ними согласные звуки. В последнем предложении сделайте звукобуквенный анализ слов.

Задание 8

Прочитайте текст и перепишите его в тетрадь. В первом предложении разбейте слова на слоги, поставьте ударение.

Буква ё всегда ударная, поэтому в словах, где есть эта буква ударение не ставят. В русском алфавите буква ё самая молодая. Она встречается в словах чёрный, чьё, ёлка, ёж. В городе Ульяновске букве ё поставили памятник.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 9

Прочитайте слова и перепишите их в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Голос-голоса, волос-волоса, вода-воды, осенний-осень, края-край, часы-час, болит-боль, обуваться-обувь, одеваться-одежда, деревья-дерево, снежинки-снеговик, грибы-гриб, весна-весны, сосна-сосны, сад-сады.

Задание 10

Перепишите слова, расставляя их на два столбика. В первый столбик запишите слова, в которые нужно написать безударную гласную О, во второй – Е.

Стена, мосты, весна, садовник, червяк, гнездо, весло, летает, звонок, ночлег.

Задания по теме «Согласные»

Задание 1

Перепишите текст в тетрадь. Подчеркните карандашом синего цвета твердые согласные, а карандашом зеленого цвета – мягкие согласные.

Над тихой речкой распустила свое листья плакучая ива. Она опустила тонкие ветви в воду, словно кисти рук. В воде отражается луна. Она печально смотрит на иву, словно жалеет ее.

Объясните, что значит твердые и мягкие согласные, что вы о них знаете.

Задание 2

Перепишите текст в тетрадь. Подчеркните карандашом синего цвета глухие согласные, а карандашом зеленого цвета – звонкие согласные.

Пекарь испек мягкий хлеб. На огороде растет укроп. У Буратино широкий рот. Наш род славится учеными. У пальто оторвался рукав. В зоопарке живет жираф. За окном сильным мороз. За последний год я очень подрос.

Объясните, что значит звонкие и глухие согласные, что вы о них знаете.

Задание 3

Перед выполнением задания вспомните, что такое звук й. Какие буквы он может передавать на письме.

Перепишите текст в тетрадь. Сделайте транскрипцию к словам с буквой й. Какие звуки он передает в каждом случае.

Зайка – заяц, стойка – стоять, пой – запоешь, лай – залает. Пожалуйста, йод, йогурт.

Задание 4

Перед выполнением задания вспомните, что такое разделительные знаки (твердый и мягкий знаки). Передают ли они какие-то звуки и каково их значение в русском языке.

Перепишите слова в тетрадь. Синим карандашом подчеркните согласные перед твердым разделительным знаком, а зеленым – перед мягким разделительным.

Отъезд, подъезд, вьюга, въехать, съем, подъем, отъехать, обезьяна, листья, друзья, воробьи, вьюнок, объем.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 5

Перепишите слова, подчеркните только те, в которых есть разделительные знаки.

Ребята, ребенок, подъезд, вьюга, сестренка, въехать, шампунь, съем, подъем, медведь, отъехать, обезьяна, учительница, листья, друзья, понедельник, воробьи, вьюнок, объем, будьте.

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.

ГУ «Начальная школа №2»

УПРАЖНЯЛОЧКА

(русский язык)

2 класс

предложение.

Что такое предложение?

Предложение – это одно слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

Как предложение оформляется на письме?

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, и в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Какие бывают предложения?

Предложения бывают различны по интонации и по цели высказывания.

По интонации- восклицательное, невосклицательное.

По цели высказывания –

*повествовательное ( о чём – то рассказывает)

*вопросительное (спрашивает)

*побудительное (побуждает к действию)

Например:

Мама пришла. (повествовательное,невосклицательное)

Мама пришла! (повествовательное, восклицательное)

Кто разбил чашку? (вопросительное, невосклицательное)

Кто разбил чашку?! (вопросительное, восклицательное)

Подойди сюда. (побудительное, невосклицательное)

Подойди сюда! (побудительное, восклицательное)

Главные члены предложения:

Подлежащее – обозначает то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?  

Сказуемое обозначает, что говориться о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?

Например:

                             что делает?          кто?

В кустах  заливается соловей.

говорится о соловье. (Кто?) соловей – подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

Что говорится о соловье?  — Что он заливается. (Что делает?) заливается – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения:

заливается соловей-  грамматическая основа предложения.         

Все остальные слова в предложении называются второстепенными членами предложения.

Какое предложение называют нераспространённым?

Предложение, которое состоит только из грамматической основы, называется нераспространенным.

Например: Греет солнышко.

Какое предложение называют распространённым?

Предложение, в котором есть грамматическая основа и второстепенные члены предложения, называется распространенным.

Например: Весной ласково греет солнышко.

КАРТОЧКА №1

Из данных слов составь и запиши предложение:

Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2

Из данных слов составь и запиши предложение:

Туча, вдруг, серая, покрыла, небо

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №3

Из данных слов составь и запиши предложение:

Зайка, под, серый, спал, кустом

______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

КАРТОЧКА №4

Составь из данных слов предложения и напиши текст.

идёт, труда, урок

на, бумага, и, лежат, клей, партах

ножницы, взяли, дети

фигурки, они, животных, делают

эти, ёлку, бумажные, украсят, звери

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №5

Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

У реки стоит ива она опустила прямо в речку свои ветки ветки похожи на длинные косички лёгкий ветерок нежно качает их

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №6

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Надвинулась тёмная туча спряталось жаркое солнце загремел гром началась летняя гроза

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

КАРТОЧКА №7

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Подул резкий ветер полетели листья с деревьев с веток сорвалась стайка воробьёв тёмная туча закрыла солнце

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №8

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения:

Пришла зима дрожат берёзки от холода озёра и реки покрылись льдом промёрзла земля

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

КАРТОЧКА №9

Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни слово, которое указывает, о чём говорится в предложении.

Ведёт, чащу, узкая, в, тропинка

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №10

Составь из данных слов предложение и напиши его. Подчеркни подлежащее.

Подчеркни слово, которое указывает, что говорится в предложении о воде.

В, замёрзла, осенних, ночью, вода, лужах

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №11

Прочитай загадку. Напиши отгадку.

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке –

Мы зелёные ______________ .

Составь предложение со словом –отгадкой. Напиши его. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

______________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №12

Напиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

Заметил цыплёнок на земле червячка. Курица ведёт по двору цыплят. Она хвалит сыночка. Пушистые комочки пищат и скачут. Закудахтала квочка. Хвать беднягу!

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни предложение, которое произносится с сильным чувством.

КАРТОЧКА №13

Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Птицы поют на разные голоса.  На грядке зеленеет укроп.

Мама испекла вкусные блины.  Кот поймал мышку.

КАРТОЧКА №14

Прочитай  текст. Подчеркни  грамматическую основу в каждом предложении.

Вот вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Заблестели на листьях капли росы.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

___________________________________________________

КАРТОЧКА №15

Прочитай  текст. Подчеркни  грамматическую основу в каждом предложении.

По небу бегут весёлые тучки. Вдруг полил тёплый грибной дождь. На улицу  выбежала Светлана. Девочка шлёпала по лужам босыми ногами.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

___________________________________________________

КАРТОЧКА №16

Прочитай  текст. Подчеркни  грамматическую основу в каждом предложении.

Пёстрый ковёр укрыл поля  и луга. Весело шумит лес. Звенят песни птиц. Капельки росы сверкают на траве.

Подбери заголовок к данному тесту. Запиши его.

___________________________________________________

КАРТОЧКА №17

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве перепел построил гнездо.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №18

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

В высокой траве ребята увидели гнездо.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №19

К данному повествовательному предложению поставь вопросы. Запиши два вопросительных предложения.

Ранним утром пастух гонит коров на луг.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №20

Сделай предложение распространённым

Например: Расцвели розы. – В саду расцвели красные розы.

1.Стучит дятел.

______________________________________________________________________________________________________

2. Малыш проснулся.

______________________________________________________________________________________________________

3. Маша рисует.

______________________________________________________________________________________________________

сборник составила

учитель начальных классов:

Егорова А.В.

Русский язык 2 класс

Представляем Вам подборку материалов по русскому языку для 2 класса начальной школы, для повторения и самостоятельного изучения онлайн.


Звуки и буквы

 

Звук и буква Й

 

Буквы е, ё, ю, я

 

Мягкий знак Ь

 

Сочетание букв ЧК, ЧН, ЩН

 

Слова с удвоенными согласными

 

Слово

 

Прямое и переносное значение слов

 

Родственные слова

 

Корень слова

 

Предложение

 

Главные члены предложения

 

Второстепенные члены предложения

 

Связь слов в предложении

 

Порядок слов в предложении

 

Письмо. Орфография

 

Парные согласные звуки в корне слова

 

Слова с разделительным Ь

 

Части речи

 

Что такое части речи?

 

Имя существительное

 

Имя существительное

 

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

 

Собственные и нарицательные существительные

 

Правописание собственных существительных

 

Единственное и множественное число существительных

 

Глагол

 

Что такое глагол?

 

Единственное и множественное число глагола

 

Правописание НЕ с глаголом

 

Имя прилагательное

 

Предлог

 

Местоимение

 

Наша речь

 

Диалог и монолог

 

Текст. Части текста

 

Тема и главная мысль текста

 

Что такое текст-повествование?

 

Что такое текст-рассуждение?

 

Омонимы

 

Для улучшения успеваемости или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

перейти к материалам 3 класса >>>

 

вернуться на страницу «Русский язык для школьников» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Дополнительные упражнения по русскому языку на темы» Парные согласные», » Имя прилагательное» ( 2 класс)

Дополнительные упражнения по теме « Парные согласные»

( для 2 класса)

1.Подчеркни все парные звонкие согласные

Девочка, берёзка, губка, работа, жёлудь, воробей, прозвенел, звёзды.

2.Спиши слова. Подчеркни все парные звонкие согласные.

Деревня, телевизор, варежки, медведь, гвоздик, одежда, борода.

3.Спиши слова. Подчеркни все парные глухие согласные.

Матрёшка, полотенце, ученик, фруктовый, лопата, стрекоза, коньки, посуда.

4.Напишпи проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Ду…- ———- Зу…————-

Су…———— Су…—————

Лу…————- Го…——————

Ёр…————- Чи…——————

5.Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Ска.ка- ————— Ла.ки- ————-

Кни.ка ————— Ло.ка — ————-

Кру.ка ————— Ча.ка — ————-

Кро.ка — ————— Зу.ки — ————-

Упражнения по теме « Имя прилагательное»

(для 2 класса)

1.Напиши подходящие имена прилагательные.

Улыбка (какая?) ———————

Зайчик (какой) ————————

Дерево (какое?) ————————

Цветы (какие?)————————-

2.Впиши в скобки вопрос.

За окном ( ) зимний день. Все деревья ( ) голые. А у нас на окне ( ) настоящий сад. В ( ) стеклянной банке стоят ( ) тонкие веточки тополя. На них появились ( ) нежные листочки.

3. Спиши текст. Выдели все знакомые орфограммы. Подчеркни имена прилагательные.

В старой сосне дупло. В уютном дупле живет рыжая белка. Она ловко прыгает по веткам. Насушила белочка грибков. В гнезде у нее большие запасы. Это корм зверьку на всю холодную зиму.

4. Напиши слова, близкие по смыслу. Они называются синонимы.

Близкий –

Шустрый—

Весёлый—

Грустный—-

Красивый—-

5. Подбери противоположные по значению слова. Они называются антонимами.

Больной —

Слабый —

Бледный —

Высокий —

Трусливый —

Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) по теме: Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс

 

  1. На лесной опушке встретились ёж и лиса:

— Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

— Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!

Сколько раз в этом диалоге встречается звук [ш]?

1) шесть                        2) два                        3) три                        4) четыре

5) пять                                6) правильного ответа нет

        

  1. Незнайке нравится игра «Составь пару», но не всегда у него получается. Ребята, соедините с помощью стрелочек предложения с совпадающими по значению словами и выражениями.
  1. Глаза на лоб лезут                                1. Очень быстро
  2. Глаза слипаются                                2. Очень темно
  3. Хоть глаз выколи                                3. Сильно удивляться
  4. В мгновение ока                                        4. Быстро
  5. Не успел глазом моргнуть                        5. Сильно хочется спать

  

  1. Лунтик составлял слова из букв, но все буквы рассыпались и перепутались. Восстановите их и найдите лишнее слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Рлео, ьрасак, ртксеа, болва

  

  1. Внимание, внимание! Интересное задание: «Пять ос» название.
  1. Ос _  _ а.
  2. Ос _  _ а.
  3. _ ос _ а.
  4. _ ос _  _  _ а _  _.
  5. _ ос _ с _ а.

1. На этой осе в октябре позолота.

2. А эта растёт на лугу и в болотах…

3.  У этой на лапках зелёные иглы.

4. Эта оса на луну летает.

5. Эта боится горчицы и вилки.

 

  1. Любознательной Даше помогите подобрать к данной пословице похожее по смыслу выражение.

Один в поле не воин:

а) Чистое золото ценится дорого.

б) Трудно и дереву одинокому расти.

в) Два сапога — пара.

г) О книге не судят по переплёту.

д) Не делай из мухи слона.                                

1) д                        2) г                        3) а                        4) б

5) в                        6) правильного ответа нет

  1. Матроскин и Шарик увлеклись чтением интересных стихотворений. Но чтобы прочитать, нужна смекалка, потому что «потерялись» предлоги. Ребята, помогите им «найти» предлоги.

Я           утра           лесу гуляю,

       росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

       берёзку и           мох.

  

  1. Ребята, определите, сколько предложений  должно быть  в тексте?

На реке Коля удил рыбу рядом с ним был кот Васька кот таскал рыбу из ведра ай да хитрец.

1) два                        2) пять                        3) четыре                        4) три

5) одно                6) правильного ответа нет

  1. Если хочешь умным стать, развивай внимание. Чтобы получилась строка из известного вам стихотворения, внимательно запишите вторую букву каждого слова.  

Умение, сор, крыша, домик, узор, лист, усы, нос, клад, иней, сцена, дети, удав, село, юнга, вьюга, очки, куртка, одежда, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

 

  1. Мудрый Лосяш придумал для вас, ребята, задание. Какие буквы вы здесь видите?

 

  1. Попробуйте стать поэтом, продолжите и закончите стихотворение:

Вот и осень наступила

И листву позолотила…

 

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: сборник упражнений по русскому языку.Состав слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку «Состав слова» 3 класс

Тест поможет проверить знания обучающихся по теме «Состав слова»…

сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса.

Дидактический материал для самостоятельной работы….

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100…

Методическая разработка урока русского языка «Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу», 3 класс

Методическая разработка…

Конспект урока по русскому языку «Состав слова. Единообразное написания корня в однокоренных словах» (2 класс)

Повторение состава слова. Работа над безударными гласными в корне….

Конспект урока русского языка «Состав слова. Разбор слова по составу»

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу.
Цель деятельности учителя:
— организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний .
Планируемые результаты:
— Пред…

Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»

Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради.      2. Постановка темы, цели урока. — Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: …

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы

МБОУ филиал «Первомайская СОШ» в п.Хоботово

Развивающие задания и упражнения

по русскому языку

 1-2классы

                      Подготовил:

учитель начальных классов

Коньшина Елена Борисовна

Правописание имен собственных

П о д у м а й т е , какими вы представляете людей, чьи имена здесь написаны: детьми или взрослыми. Измените слова так, чтобы они обозначали имена детей.

Михаил, Елена, Борис, Дмитрий, Юрий, Ирина, Иван, Василий, Ольга, Степан, Павел.

Запишите слова по образцу: Михаил – Миша.

П р о ч и т а й т е  слова. Из данных слов составьте предложения так, чтобы подчеркнутые слова были в предложении первыми.

Много, Николай Николаевич Носов, для, веселых, детей, написал, рассказов.

Ребята, сказки, Корнея Ивановича Чуковского, любят, читать, интересные.

П р о ч и т а й т е . Подумайте, какие слова для справок подойдут по смыслу к данным предложениям.

У коровы Пеструхи .

У собаки Белки .

У лошади Стрелки .

У кошки Мурки  .

У курицы Хохлатки .

Слова для справок: цыпленок Желтыш, жеребенок Рыжик, щенок Дружок, котенок Мурзик, теленок Буян.

И з   с л о в   каждой строчки составьте предложение. Напишите.

  1. Мама, аквариум, с, рыбкой, Виталику, подарила.
  2. У, жил, Виталика, Мурзик, котенок.
  3. Котенок, серый, и, пушистый, был.
  4. Очень, любил, Мурзик, рыбку, смотреть, на.

П р о ч и т а й т е . Напишите на месте пропусков Н или н.

Книгу про _езнайку написал _иколай _осов. _икита все лето жил у бабушки _ асти в _овгороде.

П р о ч и т а й т е . Выберите подходящую букву – большую или маленькую – и допишите ее в слова.

О или о?

зеленый _ гонек

конь _ рел

птица _ рел

Б или б?

коза _елка

пушистая _елка

С или с?

щенок _нежок

первый _нежок

П или п?

белый _ ушок

кот _ ушок

попугай _ трушка

зеленая _ етрушка

М или м?

плюшевый _ишка

друг _ишка

Р или р

грибок _ыжик

собака _ыжик

П р о ч и т а й т е . Какие русские фамилии образовались от названий этих животных? Запишите эти фамилии, подчеркните в них первую букву.

заяц –

медведь –

пчелка –

щука –

лось –

волк –

лисица –

бобер –

П р о ч и т а й т е . По выбору вместо точек запишите кличку животных.

Дядя Саша вел коня … на речку. (Воронок, Орлик, Буян.)

На лугу пасется коза … . У нее маленький козлик … . (Розка, Зойка, Тоська, Пушок, Шустрик.)

У Вовы была ручная ворона … . Вова сам кормил ее. (Муська, Люлька, Милка.)

Кот … спит на крыльце. Он любит рыбу. (Васька, Мурзик, Кузьма.)

У нас живет собака … . Мы ее очень любим. (Гром, Джек, Шарик.)

П р о ч и т а й т е   предложения. Выпишите клички животных по образцу.

Образец: кот Мурзик.

Знаменитую собаку-разведчицу звали Джульбарс.

Первой в космос полетела собака Лайка.

Конь Квадрат много раз завоевывал первые призы.

Дважды побывала в космосе собака Белка.

П р о ч и т а й т е . Подберите подходящие клички животных.

Вот стадо. Там есть корова _____.

Есть там и ______ . ________ и _______ дают много молока. У нас есть собака ________ . Есть у нас и кот _________ . Наши животные очень умные и забавные.

(Клички для справок: Зорька, Полкан, Мурзик, Буренка.)

В с т а в ь т е   большую букву:

в женские имена: _ветлана, _юдмила, _льга;

в мужские имена: _ладимир, _икита, _ергей;

в названия рек: _он, _ама, _непр;

в названия городов: _осква, _оронеж, _амбов.

М е ж д у    п о д ч е р к н у т ы м и   буквами вставьте букву, слог, указанные в скобках. Напишите вновь полученные слова.

каша (тю)  ________ …

ваша (ню) ________ …

глина (а)   ________ …

окна (са)   ________ …

бука (рен)  _______ …

мука (р)     _______ …

булка (ь)    _______ …

кашка (тан) ______ …

П о д ч е р к н у т ы е  буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите вновь полученные слова.

соки (ч) ______ …

уха (ф) _______ …

туча (л) ______ …

баки (у) ______ …

упал (р) ______ …

оса (к) _______ …

каша (м) _____ …

волна (г) _____ …

О б р а з у й т е  клички животных от следующих слов:

шар – …

стрела – …

рыжий – …

пушистый – …

О б р а з у й т е  фамилии от названий цветов:

колокольчик – …

роза – …

ромашка – …

василек – …

О б р а з у й т е  названия сел от следующих имен:

Григорий – Григорьевка

Семен – _____________

Василий – ___________

Иван – ______________

Федор – _____________

П о д б е р и т е  к данным словам подходящие по смыслу имена, отчества и фамилии, клички животных, названия городов и улиц.

Бабушка _________, поэт ________, учительница ___________, корова _____________, котенок ____________, конь ____________, ежик ______________, город ______________, деревня __________, улица _____________.

К    к а ж д о м у  слову из левого столбика подберите фамилию, имя и отчество из правого.

космонавт

ученый

поэт

композитор

Петр Ильич Чайковский

Федор Иванович Тютчев

Иван Владимирович Мичурин

Юрий Алексеевич Гагарин.

С п и ш и т е , вставляя имена и фамилии.

Дежурные … и … поливают цветы. … и … смотрят книгу. … и … играют в шашки. Учительница … пишет на доске.

С п и ш и т е . Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.

Псу шарику подарили шарик.

Котенок пушок поймал пушок.

Жеребенок ветер мчался, как ветер.

С п и ш и т е , вставляя названия и клички животных.

На крыше мяукает … .

Громко лает … .

В сарае мычит … .

Весело ржет … .

С п и ш и т е . Исправьте ошибки.

На сцене сказочный терем. в нем дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот тишка, Ворона Кара.

С п и ш и т е . Исправьте ошибки.

Летом я живу в деревне. Моему приезду всегда рады Пес барбоз, Кот барсик, Конь Булат, Корова ночка.

В с п о м н и т е   имена и клички персонажей сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик».

Деревянный мальчик –

Черепаха –

Лиса –

Девочка с голубыми волосами –

Продавец пиявок –

Отец деревянного мальчишки –

Владелец кукольного театра –

Кот –

Д о п и ш и т е   предложения.

Мы живем в городе … .

Школа находится на улице … .

Летом я был у бабушки в деревне … .

Там я купался в речке … .

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Мы живем в москве. Москва – столица россии. Москва стоит на реке москве.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Город орел – родина моей мамы. Хищная птица – Орел. У никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном Море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.

О б р а з у й т е  фамилии от данных слов:

столяр –

умный –

голова –

хлеб –

кузнец –

С о с т а в ь т е  предложения из данных слов.

Нина, Милку, кормит, козу.

Гена, Воронка, поит, жеребенка.

Р а с п о л о ж и т е  предложения так, чтобы получился рассказ. Придумайте и запишите название рассказу. Вместо многоточия впишите имя и отчество доктора.

Она подавилась косточкой.

Девочка Валя ела рыбу.

Приехал доктор … .

У Вали из глаз текли слезы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

Д о п и ш и т е  слово.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор __________.

                        (Айболит.)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался __________ .

                        (Колобок.)

О т г а д а й т е   загадки.

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Кто герой ее – мальчишка?

                        (Буратино.)

Фруктово-огородная страна –

В одной из сказок есть она,

А в ней герой – мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

                        (Чиполлино.)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка.

                        (Снегурочка.)

З а п и ш и т е   текст под диктовку, выделите орфограммы.

В разведку

Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Ученые послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пестрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Собака Отважная пять раз была в космосе.