Богослужение на Рождества Христово

Рождественская литургия: внутренний смысл и особенности служения

Богослужение на Рождества Христово

26 апреля 2016 nlo-mir Религия

Те, кто отмечает Рождество Христово, уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада.

Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие — рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом.

Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово — история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово — это день рождения Иисуса Христа. Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось.

Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января.

Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря — день зимнего солнцестояния (в то время).

Это было не случайно, но и с событием рождения Христа никак не связано. Дело в том, что зимнее солнцестояние — крупный языческий праздник, в который почитались многие солярные божества самых различных пантеонов.

Христианские власти империи, чтобы перекрыть древние языческие традиции, в целях евангелизации связали эту дату с рождением Христа — Солнцем правды, как его именуют христиане, очевидно, противопоставляя «ложным» с их точки зрения солнечным богам. С тех пор дата поменялась еще один раз — во время смены юлианского календаря григорианским.

Тринадцать дней разницы между ними обуславливают то, что сегодня Рождество в России празднуется 7 января. Эта ситуация актуальна для тех церквей, которые в своей внутренней жизни придерживаются юлианского календаря.

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы — великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии — божественного посланника, который спасет мир. Поэтому праздник Рождества для них так важен.

Литургия — определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города.

В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство — Евхаристия.

Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие.

Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой Тайной вечери и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан. Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Чины литургии, используемые в РПЦ

Что касается практики современной Русской Церкви, то сегодня в ней общепринятыми являются три чина литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров, употребляющаяся только Великим постом. Наиболее частой, так сказать, повседневной, является литургия Иоанна Златоуста.

А чин Василия Великого идет в ход только десять раз в году. Рождественская литургия — в их числе. Но только в том случае, если навечерие, то есть канун самого праздника, приходится на субботу или воскресенье.

В противном случае в день праздника служится рождественская литургия Иоанна Златоуста, а Василия Великого — в канун.

Особенности служения литургии на Рождество

Как и любая праздничная церемония, богослужение, приуроченное ко дню появления Иисуса Христа на свет, имеет свои особенности. Первое, чем отличается рождественская литургия — текст. Так, вместо повседневных псалмов на службе поются праздничные антифоны. Вместо так называемого Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия».

Аналогично «Достойно есть» заменяется на «Величай, душе?… Любити убо нам… ». Последнее, чем отличается рождественская литургия — текст библейских чтений, то есть евангелия и апостольского послания, которые в этот день повествуют о поклонении волхвов и воплощении Бога соответственно. Масштаб праздника также подчеркивает время служения Евхаристии.

Если во все прочие дни она отправляется рано утром, то в данном случае ночь — обычное время, когда служится рождественская литургия. Сколько длится она — вопрос сложный. Это зависит от скорости чтения, пения, от количества причащающихся и от местных традиций.

Если в некоторых приходах укладываются за два часа, то в ряде монастырей службу могут растянуть практически на всю ночь.

Рождество и рождественская литургия: 2015 год

Последнее, что стоит отметить, это даты празднования в текущем, 2015 году.

Поскольку, как уже было сказано, одна часть церквей придерживается григорианского календаря, а другая — юлианского, то и получается, что одни уже отпраздновали Рождество в этом году 6 января.

Для других же рождественская литургия будет отправляться в самом конце 2015 года — 25 декабря. Что касается Русской православной церкви, то она входит в число уже отпраздновавших церквей.

Другие статьи:

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/44147-rozhdestvenskaja-liturgija.html

Богослужение на Рождества Христово

Богослужение на Рождества Христово

Рождественское богослужение православной церкви является продолжительным и чрезвычайно важным мероприятием, цель которого почтить память Сына Божьего и помочь людям приобщится к добродетелям.

Попразднество — шестидневный цикл повторяющихся гимнов и песнопений в честь Помазанника Иисуса.

Приготовление к празднеству. Воздержание

Церковное празднование начинается с религиозных приготовлений. За 40 дней до 7 января верующие начинают Рождественский пост, очищающий душу от греховных помыслов и тело от вредного влияния «тяжелой» пищи. Воздержание, представляющей собой аскетическую природу, позволяет подойти к священному дню должным образом.

Во время поста нельзя употреблять пищу животного происхождения и заниматься небогоугодными делами, порочащими вечную душу.

  • Рекомендованный рацион в этот период довольно строг. Необходимо исключить не только мясо, но и алкоголь с рыбою.
  • В первый день поста христианские верующие накрывают стол и произносят соответствующие молитвы, хваля Всевышнего за щедрость и милосердие.
  • Рождественское богослужение не проходит без приготовления кутьи — традиционного праздничного блюда.
  • Еще одним украшением стола являются компот и блины на воде. Ими угощали колядующих, чтобы привлечь в дом счастье и достаток.
  • В выходные разрешается готовить пищу с растительным маслом.
  • В период поста рекомендовано чаще, чем обычно, посещать церкви. Это позволяет духовно очищаться.
  • Существовала традиция по привлечению богатства. Хозяйки ходили в гости к подругам, занимались рукоделием и просили у Господа финансового благополучия.
  • В начале поста рекомендуется помогать нуждающимся едой или деньгами. Это приносит большую удачу на следующий год.
  • В канун Рождества не следует вкушать праздничную пищу до появления первой звезды. Здесь прослеживается аналогия с появлением небесного светила в момент рождения Иисуса Христа.

Важно! Без ежедневной молитвы пост превращается в обыкновенную диету. Церковь настоятельно рекомендует регулярно просить Господа о защите, благополучии и лучшем будущем.Праздничная кутья

Традиции для кануна Рождества

Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.

  • В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
  • В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет на ведьмин шабаш.
  • Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
  • Раздача подарков — любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
  • Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты — в конце.
  • В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.

На заметку! Рождение святого Помазанника предсказывалось пророками Ветхого Завета и ожидалось века. Иисус Христос появился на свет более 2000 лет назад в пещере около города Вифлеема. Он пришел, чтобы искупить земные грехи, понеся суровую смерть на кресте. Бог вошел в плоть, чтобы человек обрел божественную природу.

Сочельник

В канун Рождества (Сочельник), 6 января, проходит Вечерня, представляющая собственно начало празднования.

Сочельник представляет собой завершение Рождественского поста, который длился 40 дней. В этот день верующие соблюдают самый строгий пост. Принимать пищу не разрешено до появления первой звезды, которая символизирует пришествие в мир Спасителя.

Во время вечерни служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. По окончании службы в храм вносят изображение звезды Вифлиема, появившейся на небе во время рождения Иисуса.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — последующая часть церковного служения с пениями красивейших канонов и прикладываниями к святому лику Спасителя. Это богослужение продолжается от заката до рассвета (с 18 до 6 часов утра) и символизирует аскетическое отречение от сна в пользу молитв и песнопений в честь Господа.

  • Практика известна со времен Ветхого Завета: апостолы рекомендовали круглосуточно бодрствовать и памятовать о пришествии Мессии.
  • В период гонений христиане устраивали собрания именно в ночное время, в тайных местах (кладбищах или катакомбах).
  • С II по IV века монахи не спали, читая молитвы Иисусу и воспевая Псалтири. Так как они прятались в горных пещерах, было опасно покидать эти места в ночью, так как возникала вероятность сорваться в пропасть. Поэтому они не смыкали глаз, восхваляли Господа, а отдыхать шли только на утро.

Василий Великий в своих сочинениях использовал термин «агрипния», что означает «отсутствие сна». Он утверждает: такая практика была широко распространена на Востоке и проходила в канун каждого воскресения, в святую ночь Пасхи и в праздник Богоявления.

Богослужение на Рождество Христово

Порядок всенощного бдения

Существует особая церковная структура всенощного бдения:

  1. Начинается оно с малого колокольного звона и девятого Часа, где произносятся псалмы и молитвы.
  2. Далее идет малая вечерня, великий колокольный звон и зажжение лампад.
  3. Горящие свечи устанавливаются в специальное место перед главными вратами иконостаса.
  4. Иерей глубоко кланяется настоятелям церкви, святым изображениям, хорам певчих, братьям. Он входит в алтарную и надевает епитрахиль, совершает молитву, окуривает кадилом алтарь, отворяет Святые врата и отходит.
  5. Пономарь и священник громко произносят: «Восстаните!», а иерей продолжает окуривать иконы и собравшихся.
  6. Помощник настоятеля читает священное послание к Всевышнему, а после — Псалом 103, который многократно повторяется. В конце ритуала иерей встает перед Святыми вратами и читает светильничные молитвы.
  7. Далее все служители заняты великой ектенией (прошением). После молитв и стихиров в храме появляется духовенство, совместно с которым поется «Богородице Дево» и произносится благословение пшенице, вину и елею.
  8. После чтения апостольских посланий идет полиелейная утреня — самая торжественная часть Всенощного бдения.
  9. Завершается все Часами (первым, третьим, шестым) и Литургией.

Попразднество

На следующий день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Попразднество — богослужебный период, который характеризуется воспоминаниями о великом происшествии в христианском мире. Священнослужители прославляют само событие и всех участников. Чаще этот период продолжается шесть-семь дней до утренней праздничной службы 7 января.

Попразднество завершается отданием праздника, где происходят самые торжественные богослужения с молитвами и песнопениями.

Попразднество длится шесть дней до 13 января и является завершением рождественского периода.

Важно! Перед празднованием Рождества каждый христианин обязан соблюсти строгий сорокадневный пост, чтобы очистится и стать ближе к вечному блаженству.

Существуют особые традиции поведения за трапезным столом, а также в церковных условиях. Соблюдая все эти правила, верующие вспоминают появление Мессии и отдают должное его невероятному подвигу.

Посмотрите видео о богослужении на Рождество Христово

Янв 17, 2019 13:47Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/rozhdestvenskoe-bogosluzhenie.html

Рождество Христово: Литургия

Богослужение на Рождества Христово

В Евангелие от Луки о Рождестве Христовом читаем:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.


Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
Записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна.


Когда же они были там, наступило время родить Ей;
И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.


Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.


И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям;
Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.


И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение.
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И поспешивши пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Удивительным образом мотивы евангельских повествований вошли в тексты Богослужебных молитв и песнопений. Обогатившись музыкальным оформлением, они составляют целый пласт культуры.

Раннее утро Рождества.
За окнами еще темно, только на стеклах окон поблескивают снежинки после прошедшего ночью снегопада.
Многие люди этим ранним утром, задолго до начала службы по хрустящему снежку спешат в церковь на праздничное Богослужение.

В дни больших праздников в храме бывает многолюдно и надо успеть заранее приобрести свечи, подать записки о поминовении.
До начала службы можно не спеша подойти и приложиться к чтимым иконам.

Постепенно храм наполняется верующими, и торжественная праздничная литургия начинается.

В самом начале Богослужения прихожане затепляют свечи и прикладываются к чтимым иконам.

В праздник Рождества Христова в храме особенно много детей. Для них этот праздник — долгожданный, с ним дети связывают свои мечты и желания. Многие дети в этот праздник причащаются.

Родители стараются во всем создать для детей атмосферу праздника, поэтому приводят детей на службу в праздничных нарядах.
Церковные праздники — это лучший способ научить детей правилам поведения в храме. Вот и стараются родители, а то и бабушки, показать детям, как надо правильно креститься, прикладываться к иконам.
Давайте просто посмотрим на фотографии детей.

 Вход с Евангелием.Ход литургии хорошо знаком прихожанам, однако, литургия в праздник Рождества Христова отличается своими особыми праздничными песнопениями, которые сразу отличит даже ухо невоцерковленного человека.

В начале праздничной литургии звучат красивые песнопения, называемые антифонами праздника.


Вместо Трисвятого в Рождественских песнопениях мы слышим
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»

На литургии читается Евангелие и Апостол.Очень красиво звучит основное песнопение праздника (кондак)
«Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Проводится каждение алтаря и всего храма.

Приведенный выше кондак празднику, с такими почти сказочными, детскими словами, очень часто звучал в прежние времена в сельских приходах не только в храмах, но и в то время, когда священнослужители после праздника Рождества Христова ходили по домам своих прихожан «со славою». Это же песнопение пели дети, когда ходили на Рождество «колядовать».
И в наши дни во многих народных колядках звучит тема волхвов, путешествующих со звездою.

На литургии отец Андрей огласил Рождественское послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II чадам Русской православной Церкви.

Великий вход со Святыми Дарами.
Дары переносятся на престол для совершения таинства Евхаристии.

После великого входа прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин. Среди причастников много детей. Большинство детей уже знает, как надо правильно подходить к причастию.

Еще несколько лет тому назад трудно было представить, чтобы на праздник Рождества в церковь пришло так много детей с родителями. А сейчас вот их сколько! И видно, что не в первый раз они с радостью идут к причастию . Значит, что-то в нашей жизни меняется.Наступает самый волнующий момент литургии — священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения.

Начинается причащение. Первыми по традиции к Святой Чаше подходят дети. Маленьких детей причащают на руках у родителей, дети постарше подходят к Святой Чаше самостоятельно. Вслед за детьми и взрослые приступают к принятию Святых Христовых Таин.

После окончания причащения читается молитва благодарения.

Сойдя с амвона, перед праздничной иконой священник читает еще молитву, называемую заамвонной.
«…Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен есть, сходяй от Тебе, Отца светов;…»

Завершается праздничная литургия.
Перед отпустом клир и прихожане поздравляют отца Андрея с праздником Рождества Христова.

На отпусте отец Андрей всегда поздравляет причастников с праздником и с принятием Святых Христовых Таин.

Вот и закончилась праздничная литургия, в которой прозвучало много праздничных красивых молитв и песнопений. Особым украшением праздника стали нарядные дети. Да и взрослые прихожане создали радостную праздничную атмосферу на Рождественской литургии.

Обычно после литургии в храме святого Александра Невского в Вербилках служится еще водосвятный молебен.

Не стал исключением и праздник Рождества Христова. На водосвятном молебне помимо освящения воды читаются записки о поминовении, поданные прихожанами.

Праздничные службы Рождества Христова открывают Рождественские Святки — период до Крещенского Сочельника, наполненный празднованиями, гуляниями, весельем. Это время шумных детских Рождественских Ёлок, звонких детских песен, хороводов. Об одной из таких Рождественских Ёлок в храме святого Александра Невского мы расскажем на следующей странице.

12 сентября православная церковь вспоминает перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского. Для нашего храма этот день примечателен вдвойне: храм отметил престольный праздник и двадцатилетний юбилей возобновления богослужений в храме. Читать далее

Послеперестроечные годы были периодом духовного подъёма, возобновления церковной жизни и временем образования православных приходов после долгих лет богоборчества в нашей стране.

В это время в Талдомском районе и в Дубне на месте порушенных и закрытых храмов стали появляться православные общины, объединенные целью их восстановления. В те годы эта задача казалась практически невыполнимой.

Но невозможное человеку возможно Богу (Лк. 18:27). Читать далее

К празднику Пасхи люди стараются подготовить себя не только Великим постом, но и непременно приготовить к праздничному столу куличи, пасхи и крашеные яйца. Их освящение совершается накануне праздника в Великую субботу. Читать далее

Page 3

18 апреля 2007 года состоялось награждение духовенства Московской епархии. Ниже воспроизводится с небольшими сокращениями страница официального сайта Московской епархии, на  которой был помещен репортаж об этом событии.

Христос Воскресе!Для меня сегодня встреча с Вами – усердными священнослужителями нашей Московской епархии – настоящий праздник. Прошла пора Великого поста, Страстной седмицы, и даже уже светлой недели Святой Пасхи. Все мы, общаясь в молитве, наблюдали духовный подъем, которым были охвачены сердца людей.

Читать далее

В 2007 году приход храма св. Александра Невского отметил свой 10-летний юбилей. В честь этого знаменательного события в Доме культуры посёлка Вербилки прошёл праздничный концерт.

Читать далее

Весна в юбилейный год выдалась  ранняя, теплая и сухая, поэтому подготовку к посадке начали с обильной проливки подготовленных для посадки ям. Читать далее

Источник: http://verbilki.prihod.ru/2011/01/02/rozhdestvo-xristovo-liturgiya/

Все Богослужебные указания на Рождество христово 2019

Богослужение на Рождества Христово

Приближается праздник — Рождество Христово, в 2017 году дата, когда наступает праздник — как обычно, дата неизменна. Наша история — для детей кратко и понятно, взрослым, не знающим предыстории праздника, тоже полезно почитать. Сегодня мы Вам расскажем краткое содержание истории праздника, народные традиции и обычаи, это интересно, уделите пару минут времени своего на прочтение.

Наступает праздник в ночь с 6 на 7 января. Предшествует празднику довольно таки длительный рождественский пост, который длится аж 40 дней.

Правда, он не такой строгий, как Великий пост, можно кроме среды и пятницы мирянам есть рыбку, можно скромно с рыбным столом отпраздновать в кругу семьи Новый год, помолившись Господу и поблагодарив Его за все блага, которые Он послал нам за прошедший год.

А с 1 января пост уже более строгий, рыбу уже вовсе нельзя есть, нужно больше молиться, поститься, исповедоваться и причащаться, готовиться к наступлению праздника с чистой совестью и душой.

6 января (его еще называют Сочельник) обычно люди ничего не едят, пока не появится на небе первая звезда. Часто (по народной традиции) все садятся за семейный ужин, на котором накрыто 12 постных блюд ( в честь 12 апотостолов).

Хотя воцерковленные люди в это время больше на службе бывают, чем у плиты стоят, такое количество блюд выготавливая! Главным блюдом является кутя или сочиво, которое готовится обычно с разваренных зерен пшеницы с добавлением меда, орешков и мака.

Все едят, произносят молитвы, в ожидании светлого праздника Рождества, которое наступает в полночь.

История праздника Рождество

Приснодева Мария носила во чреве Иисуса, когда из Рима пришел указ о переписи всех жителей Палестины. Люди обязаны были прийти в города, где они родились, и отметиться там.

Иосиф и Мария пошли в свой родной город Вифлеем.

Но народу оказалось там в это время слишком много, что и гостиницы, и дома у местных жителей были заняты прихожанами, поэтому хозяин одного дома показал им пещеру, где зимой он скрывает скот от холодного ветра.

Именно в этой пещерке в ночь знаменательную на 7 января родился Иисус, и на небе загорелась звезда, которая выделялась среди остальных своей яркостью (отсюда и название Вифлеемская звезда).

Ирод, царь иудеев, увидев это чудо в небе, понял, что родился Спаситель и сильно обеспокоился, ведь Младенцу предсказано стать царем! В это время к нему зашли волхвы, которым было открыто, что Богомладенец родился, и они искали Его найти и преподнести Ему дары.

Ирод, узнав, что Младенец родился, сказал волхвам, чтобы сообщили и ему о месте рождения, якобы для того, чтобы воздать Ему хвалу, а на самом деле — погубить.

Волхвы отправились на поиски, их вела звезда. Когда они пришли в Вифлеем Иосиф с Марией уже были не в пещере, а в доме. Волхвы преподнесли подарки Иисусу: золото (почитая в нем будущего царя), ладан (видя в нем Бога) и смирну (предполагая, что как человек, он смертен).

Ангелы велели волхвам не возвращаться к их царю, зная, что он задумал.Ирод в злобе приказал уничтожить всех младенцев примерно возраста Иисуса, а Иосиф с Марией и дитем отправились в Египет, подальше от Ирода и вернулись на родину после его смерти.

С тех пор самым главным праздником православных считает Рождество Христово.
Весь день и всю ночь в церквях идут службы, горят свечи, поются радостные колядки. Праздники (Святки) длятся вплоть до Крещения господня, которое отмечается православными 19 января.

Богослужебные указания на Рождество христово 2019

Совершается бденная служба праздника (по Минее).

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «о часе́ 10-м но́щи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 25 декабря)83. Перед его началом бывает бла́говест и пото́м трезво́н во вся кампа́ны.

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко».

Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…»84 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения.

По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

Ещё на Info-Vsem.Ru:

Завод Ford в Санкт-Петербурге закрывается

На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…».

По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает…».

По «Слава в Вышних Богу…» – выход на литию.

На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Волсви́, перси́дстии ца́рие…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Лику́ют А́нгели вси на Небеси́…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й и глас 3-й (со своими припевами). «Слава» – праздника, глас 4-й: «Весели́ся, Иерусали́ме…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «В верте́п всели́лся еси…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (трижды).

Календарные заметки:От 25 декабря до 5 января – Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 2 зач., I, 18–25. Лит. – Гал., 209 зач., IV, 4–7. Мф., 3 зач., II, 1–12.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенны – 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4-й: «Из чре́ва пре́жде денни́цы роди́х Тя, кля́тся Госпо́дь и не раска́ется»; стих: «Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х». Евангелие – праздника. («Воскресение Христово видевше…» не поется.

) По 50-м псалме85: «Слава» – «Вся́ческая днесь радости исполня́ются: Христос роди́ся от Девы», «И ныне» – «Вся́ческая днесь радости исполня́ются: Христос роди́ся в Вифлееме». Стихира праздника, глас 6-й: «Слава в Вышних Богу…».

Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Христос раждается…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Спасе́ люди…», по дважды, тропари на 6).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 8-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.)

1-й лик поет припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу»86, и ирмос 1-го канона: «Та́инство странное ви́жу…».

2-й лик – то же.

1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Девы…», тропарь: «Изрядное течение зря́ще…».

2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, в верте́пе…», тропарь: «Изрядное течение зря́ще…».

1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от волхво́в…», тропарь: «Новорожде́нное,– волхво́м…».

2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от звезды́…», тропарь: «Новорожде́нное,– волхво́м…».

1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, Чистую Деву…», тропарь: «Испыта́ Ирод время звезды́…».

2-й лик припев: «Волсви́ и па́стырие приидо́ша…», тропарь: «Испыта́ Ирод время звезды́…».

1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Де́ва ражда́ет Влады́ку внутрь верте́па», и ирмос 2-го канона: «Люби́ти у́бо нам…».

2-й лик припев: «Днесь Владыка раждается…», и тот же ирмос.

1-й лик припев: «Днесь па́стырие видят Спаса…», тропарь: «Образы несве́тлы и се́ни…».

2-й лик припев: «Днесь Владыка ру́бищем пелена́ется…», тропарь: «Образы несве́тлы и се́ни…».

1-й лик припев: «Днесь всяка тварь веселится…», тропарь: «Образы несве́тлы и се́ни…».

2-й лик припев: «Небесныя Силы ро́ждшагося Спа́са…», тропарь: «Желание получи́вше и Божия пришествия…».

1-й лик припев (вместо «Славы»): «Велича́й, душе́ моя, Триипоста́снаго…», тропарь: «Желание получи́вше и Божия пришествия…».

2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Велича́й, душе́ моя, Изба́вльшую…», тропарь: «Желание получи́вше и Божия пришествия…».

Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Та́инство странное ви́жу…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Дева раждает Владыку…», и ирмос 2-го канона: «Люби́ти убо нам…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Господь Бог наш» не возглашается.) Светилен праздника: «Посети́л ны есть свы́ше…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Егда́ время е́же на зе́млю…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос в Вифлее́ме…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

Отпуст: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (До отдания в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й…».)

На часах – тропарь и кондак праздника.

Литургия свт. Василия Великого87.

Примечание. «В се́й де́нь быва́ет Литурги́я пора́ну, труда́ ра́ди бде́ннаго» (Типикон, 25 декабря).

Антифоны праздника.

Входный стих – праздника: «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседе́кову».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й.

Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа́ крести́стеся…».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

Задостойник – припев: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу»88, и ирмос: «Люби́ти у́бо нам…»89 (и до отдания праздника Рождества Христова).

Отпуст в конце Литургии – как на утрене.

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание.

Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня90.

С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова.

31 декабря – отдание праздника Рождества Христова.

83 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

84 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри».

85 Существует традиция, согласно которой при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).

«А́ще случи́тся Рождество́ Христо́во в Неде́лю, не пое́тся воскре́сно ничто́же, но все пра́зднику… Ни Ева́нгелие воскре́сно не чте́тся, ни Воскресе́ние Христо́во не глаго́лем, то́чию целу́ем Ева́нгелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресе́ние Христо́во не глаго́лем, целова́ние Ева́нгелию, по обы́чаю его́» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.

); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

86 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

87 В соответствии с указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/209 от 31 декабря 2014 года, «учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами по Отче наш…».

88 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 538; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 526. По мнению М. Н.

Скабаллановича, на Литургии к задостойнику Рождества Христова «Люби́ти у́бо нам…» (ирмос 9-й песни 2-го канона праздника) поется 1-й припев 2-го канона: «Днесь Де́ва ражда́ет Влады́ку внутрь верте́па» (см.: Скабалланович М. Н. Рождество Христово. К., 1916. М., 1995р.

С. 158).

89 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри».

Источник: https://info-vsem.ru/vse-bogosluzhebnye-ukazaniya-na-rozhdestvo-xristovo-2019/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    .