Литературное чтение 1 класс Учебник Ефросинина
Литературное чтение 1 класс Учебник Ефросинина — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Начальная школа XXI века
о %>
^лз.с^
■г. \
’ ^ /
для
*9тeльнbV^^ 1
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
I Издательский I центр
«Вентана-Граф »
2010
ББК 84.98я71 Л64
Учебник включён в федеральный перечень
Руководитель проекта — чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова Автор-составитель ЛЛ. Ефросинииа
Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся обще-Л64 образовательных учреждений / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. — М. : Вентана-Граф, 2010. — 144 с. : ил. — (Начальная школа XXI века).
ISBN 978-5-360-01805-6
В учебник вошли разнообразные по жанрам произведения народного творчества, писателей-классиков и современных писателей о Родине, о детях и для детей, о животных и родной природе.
Содержание учебника позволяет вести дифференцированное обучение первоклассников с учётом их готовности и индивидуальных возможностей. Особое внимание уделяется совершенствованию навыка чтения, развитию речи, обогащению словаря и читательского опыта детей.
Учебник вместе с учебной хрестоматией и рабочими тетрадями составляют комплект пособий для уроков литературного чтения и слушания в 1 классе после окончания букварного периода. Произведения для слушания даны в учебной хрестоматии «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» (М.: Вентана-Граф, любой год издания).
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г.).
ББК 84.98я71
ISBN 978-5-360-01805-6
© Ефросинина Л.А., 2СЮ8 © Издательский центр «Вентана-Граф»
2008
Условные обозначения
J Обратите внимание. Это важно знать
Ответь на вопросы. Выполни задания
* Задание по желанию или выбору
Послушай Произведение читает учитель
Словарь: объяснение непонятных слов
1Л Книжная
полка
f’ Проба пера.
Выполни творческую работу
Произведения
для дополнительного чтения
Читаем сказки, загадки, скороговорки
А. Пушкин
Сказка о царе Салтане…
Отрывок
Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову Чудо видят наяву;
Город новый златоглавый,
пристань с крепкою заставой — Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости, Их он кормит и пойт,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?» Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет. Торговали соболями.
Черно-бурыми лисами;
А теперь нам вышел срок.
Едем прямо на восток.
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
1. Кто сочинил это произведение? Прочитай фамилию автора.
2. Какие картины ты представляешь?
3. О чём говорили князь Гвидон и корабельщики? Прочитай.
4*. Выучи наизусть. Прочитай выразительно отрывок из сказки Александра Сергеевича Пушкина.
j о Этот отрывок — из «Сказки о царе Салтане…» Александра Сергеевича Пушкина. Если у тебя дома есть книга «Сказки А.С. Пушкина», рассмотри её. Найди в ней «Сказку о царе Салтане…», прочитай полный заголовок, рассмотри иллюстрации. О ком рассказывается в сказке? Какие события произошли с героями?
Пузырь, Соломинка и Лапоть
Русская народная сказка
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит Пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывём!
— Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней пройдём.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
6
А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.
g’] 1. Прочитай название произведения.
2. Как начинается сказка? Прочитай.
3. Как заканчивается сказка? Прочитай.
4. Чему учит эта сказка? Порассуждай.
5*. Подготовь выразительное чтение сказки и прочитай друзьям.
В. Сутеев Кораблик
Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.
— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, — сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
7
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.
Мышонок — ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил.
А Жучок — верёвочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали — и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
8
1. Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Что здесь сказочное? Чем эта сказка отличается от народной сказки?
2. Можно ли назвать героев сказки находчивыми, сообразительными? Порассуждай.
3. Можно ли сказать о Лягушонке, что он сам себя наказал? Почему друзья не взяли его с собой?
4*. Расскажи сказку «Кораблик» своим друзьям.
f о у сказки «Кораблик» есть автор — писатель Владимир Григорьевич Сутеев.
Кир Булычёв Скороговорка
Сколько есть у друга рук, Все протянет другу друг. Если так случится вдруг, Что у друга нету рук.
Не судите друга строго.
Он протянет другу ногу.
1. Прочитай скороговорку. Выдели голосом повторяющиеся слова, звуки.
2*. Произнеси скороговорку несколько раз чётко и быстро.
Послушай
Литературная (авторская) сказка.
В. Сутеев. «Палочка-выручалочка». (Смотри учебную хрестоматию.)
В. Бианки
Лис и Мышонок
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя. Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь.
10
— Ay меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь твою норку разрою!
— А я от тебя в отнорочек — был таков!
я
и
1. Какими ты представляешь Лиса и Мышонка? Расскажи.
2. Рассмотри иллюстрацию. Что рассказал художник о героях сказки? Какими их показал?
3. Что такое отнорочек! Покажи на рисунке.
4*. Прочитай с друзьями сказку по ролям.
11
Загадка
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
ц 1. Прочитай. Какие слова помогают отгадать загадку?
2. О ком эта загадка? Докажи.
3*. Выучи загадку наизусть.
Сказки народные и авторские
12
Проверь себя
Кроссворд «Герои народных сказок»
^ Из каких сказок эти герои?
Сделай с друзьями выставку книг русских народных сказок. Расскажи об одном из героев понравившейся тебе сказки.
13
Учимся
уму-разуму
К. Ушинский Играющие собаки
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот он тебе задаст, — сказал Володя, — проучит он тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и
14
сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
1. Как Полкан отнёсся к маленькому Мопсу? Прочитай.
2. Чего ожидал Володя? Прочитай.
3. Какой секрет знал Полкан? Прочитай.
4. За что отец осуждал сына Володю?
5*. Подготовь подробный пересказ.
а
Л. Толстой Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла
15
сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
16
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Горница — большая светлая комната. Сочла — сосчитала.
1. Почему Ваня покраснел как рак? Объясни.
2. Почему мальчик съел сливу? Как об этом говорится в рассказе?
3. Каким был отец? Что он сказал детям? Прочитай.
4. Прочитай последнее предложение. Объясни поведение старших и Вани.
5*. Какие произведения Льва Николаевича Толстого ты знаешь? Назови.
В.
ГДЗ по литературе 1 класс рабочая тетрадь Ефросинина Решебник
Решение есть!
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Биология
- История
- Информатика
- ОБЖ
- География
- Музыка
- Литература
- Обществознание
- Технология
- Естествознание
6 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
Литературное чтение 1 класс хрестоматия Ефросинина
Литературное чтение 1 класс хрестоматия Ефросинина — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ФГОС
с*’*’
if
1
класс
Издание третье, переработанное
Учебная хрестоматия
для учащихся
общеобразовалпельпых
учреждений
0^-
Москва
Издательский
центр
«Вентана-Граф»
2013
ББК 84.98я71 Л64
Автор-составитель Л. А. Ефротнина
Литературное чтение : уроки слушания : 1 класс : учеб-Л64 ная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. — 3-е изд., персраб. — М. ; Вснтана-Граф, 2013. — 160 с. : ил.
ISBN 978-5-360-04047-7
Хрестоматия и рабочая тетрадь составляют комплект для уроков литературного слушания в 1 классе (1 час в неделю).
Работа с произведениями для слушания, с иллюстрациями, материалом для чтения (слова, предложения, небольшие отрывки из прослушанных произведений), детскими книгами позволяет формировать читательские умения и обогащать читательский опыт первоклассников. Особое внимание уделяется слушанию, развитию восприятия художественного произведения и формированию универсальных читательских умений.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).
ББК 84.98я71
Условные обозначения
Послушай Произведение читает учитель
Прочитай Для тех, кто учится читать
Прочитай Для тех, кто умеет читать
* Задание выполняется по жела-
нию учащихся
ISBN 978-5-360-04047-7
© Ефросинина Л.А., 2008 © Издательский центр *Вентана-Граф», 2СЮ8 © Ефросинина Л.А., 2011, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2011, с изменениями
о Родине и родной природе
Урок 1
Послушай
Е. Серова Мой дом
У меня есть родной Удивительный дом:
Нет стены ни одной В этом доме моём. Только есть потолок — Голубой-голубой,
Только много дорог — Знай шагай по любой! Очень дом мой огромен От песков и до льдин! Хорошо, что я в доме Живу не один…
Прочитай
нёбо де^ев^я земля
трава
3
Послушай
Д. Павлычко
Где всего прекрасней на земле?
Где зелёной тучей тополя Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
— Солнышко, ты в блеске и тепле Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле И какой понравился народ?
— Каждый, — шепчет солнышко, — хорош. Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растёшь.
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей…
Родина! Она всего милей!
Прочитай
Родина! Она всего милей!
Урок 2
Послушай
В. Белов Родничок
Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу — сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Я не знаю. Я ещё маленький.
— Родничок, родничок, — говорит пчёлка, — дай водицы попить.
— Буль-буль-буль. Пей досыта, пожалуйста. Напилась пчёлка, сказала «спасибо» и улетела.
Окреп родничок, веселее забулькал, и солнышко выше поднялось.
Летит птичка-синичка. Увидела родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчёлка, у неё и спрашивай.
— Дай и мне, родничок, водицы попить.
— Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста. Сказала птичка-синичка «спасибо» и улетела по
своим делам, а родничок ещё глубже стал, ещё светлее. Поднялось солнышко ещё выше. Стало в поле совсем тепло.
Бежит зайчик — серые ушки. Увидел родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчёлка, потом птичка-синичка, у них и спрашивай.
— Дай, родничок, и мне водицы попить.
— Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.
Попил зайчик, сказал «спасибо» и ускакал по
своим делам. Ещё шире стал родничок, знай булькает. А солнышко на самый верх поднялось, в поле жарко стало.
Идёт мимо Маша с ведёрком. Увидела родничок и говорит:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водицу пчёлка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, у них и спрашивай.
— Дай и мне, родничок, водицы попить.
— Буль-буль-буль… Пей, пожалуйста.
Зачерпнула Маша воды ведёрком, попила, сказала «спасибо» и побежала по ягоды. Совсем глубокий стал родничок.
Идёт мимо с покоса дедушка с котомкой, увидел родничок и говорит:
— Ах, какой родничок хороший! Откуда ты такой взялся?
— Буль-буль-буль… Пила из меня водичку пчёлка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, потом Маша с ведёрком. У них и спрашивай.
— Дашь, родничок, и мне водицы попить?
— Буль-буль-буль… Пей досыта, пожалуйста.
Попил дедушка водицы, посидел на травке, сказал «спасибо» и пошёл дальше.
Ещё шибче забулькал родничок, ещё чище стала вода в нём. И трава расступилась вокруг, обогнула родничок весёлая тропка.
Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит на листке, ногу отставив в сторону. Долго так сидел, потом спрашивает:
— А ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль… Пили из меня водицу пчёлка, птичка-синичка, зайчик — серые ушки. Маша с ведёрком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай.
— Экой ты, родник, — говорит комар, — всех подряд водой поишь. На всех не напасёшься, береги для себя воду.
Сказал и улетел на болото.
Начало солнышко садиться. Летит пчёлка домой с поля. Спрашивает у родничка:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасёшься.
Улетела пчёлка. Летит птичка-синичка и тоже к родничку:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасёшься.
Пробежал зайчик — серые ушки, прошла Маша с ягодами, прошёл с покоса дедушка с котомкой — никому родничок не дал водицы попить.
Прочитай
*
А солнышко всё нйже, нйже. Трава всё выше, потерялась тропка в траве, стало тйхо. Затянула водйцу зелёная ряска, потом появйлся и мокрый мох.
— Буль, — сказал родничок и заглох.
Не стало в поле родничка, одно тбпкое мё-сто — раздолье для комаров.
Прочитай
пчёлка птйчка-синйчка зййик —~cepbie~yi™
Маша с ведёрком. Родаич^. Дедушка с котомкой.
8
Урок 3
Послушай
М. Михайлов
Лесные хоромы
Сказка
Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. «Зато хоромы хороши! — подумала муха. — Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит».
■ ■ V
9
и стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Я, муха-громотуха, а ты кто?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— Кто в хоромах?
Те отвечают:
— Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдёшь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
Она — в кузов, а у двери уж опять спрашивают:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
— А я слепень-жигун.
— Зачем?
— Да к вам побывать.
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок.
10
Пошли у них разговоры.
Муха говорит:
— Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведёт род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай — обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
— Кажется, и мы не из простых! — говорит оса. — Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
— А меня не пережужжишь, — сказал слепень.
— Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, — говорит оса.
— А у меня и тоньше, и звонче! — пискнул комар.
11
и пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
— Кто там? — спрашивают. Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
Опять ответа нет.
— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
— Надо бы взлететь да посмотреть! — крикнули все в один голос.
— Я первая не полечу, я всех знатнее, — го-
ворит муха.
— Я первый не полечу, я всех голосистее, —
говорит комар.
— Я первая не полечу, я всех наряднее, —
говорит оса.
— Я первый не полечу, я всех сильнее, — го-
ворит слепень.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
— Что это за невежа нам свет заслоняет? — крикнули все.
— Да ведь это никак паук свою сеть заплёл, — сказал комар.
— Ах, и в самом деле! — загудели все. — Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест ептё сеть не крепка, прорвёмся.
— Мне первой, — кричит муха, — я всех знатнее!
12
— Мне первой, — жужжит оса, — я всех наряднее!
— Мне первому, — пищит комар, — я всех голосистее!
— Мне первому, — гудит слепень, — я всех сильнее!
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не доходило.
Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
Прочитай
м у ха-гр о м о ту ха оса-пест^^ха
крмар-пискун
слепёнь-жигун
— Мне п^вой, — кричйт муха, — я всех 3HajH^J
— Мне первой, — жужжйт оса, — я всех наряднее!
— Мне первому, — ш^щйт ко^р, — я всех голосистее!
— Мне ,первр^, — гу^йт слепень, — я всех сильнее!
LS
Урок 4
Послушай
Муса Гали Земные краски
— Ты отчего, берёза,
Всегда белым-бела?
— Я белый сок корнями В сырой земле нашла.
— Как стала ты зелёной. Пушистая сосна?
— Земля меня поила —
И вот я зелена.
— Цветы, открой
Литературное чтение 1 класс. Ефросинина
Автор Administrator На чтение 2 мин. Опубликовано
Чтение относятся к наиболее интеллектуально и эстетически насыщенным урокам. Освоение первоклассниками навыков культурного и осознанного чтения, решение целого ряда воспитательных целей – все это заложено в пособиях и учебниках УМК Ефросининой Л.А.
Чтение относятся к наиболее интеллектуально и эстетически насыщенным урокам. Освоение первоклассниками навыков культурного и осознанного чтения, решение целого ряда воспитательных целей – все это заложено в пособиях и учебниках УМК Ефросининой Л.А.
Описание учебника «Литературное чтение 1 класс. Ефросинина»:
К изучению курса «Литературное чтение 1 класс Ефросинина» первоклассники приступают после изучения Букваря. Дети, получившие базовые навыки грамотности, начинают ознакомление с миром литературы для детей младшего возраста. Цель курса чтения – выработка у первоклашек хорошей техники, насыщение активного словаря; воспитание потребности читать и любить книги. На уроках и дома маленькие школьники тренируются анализировать содержание, поведение героев, высказывать собственное мнение.
Учебник по литературному чтению 1 класс Ефросинина Л.А. помогает накапливать читательский опыт ребят (умение работать с текстом, находить цитаты, делать пересказ, отвечать на вопросы) и служит руководством для родителей. В книге размещаются интересные, отвечающие данному возрасту, произведения небольших объемов:
- фольклор;
- классическая детская литература;
- произведения современных писателей и поэтов.
В книге подобраны рифмованные и прозаические тексты таких направлений:
- природа, животные;
- проза и поэзия о детях и для детей;
- патриотические странички.
Учебник «Литературное чтение 1 класс Ефросинина Л.А.» достаточно иллюстрирован. Для помощи родителям, в него включены памятки для совместного выполнения Д/З.
Данное учебное пособие – это основная часть УМК. Для достижения наиболее стойких читательских ЗУН, учителям и родителям рекомендуется применять все пособия комплекса данного автора одновременно.
Издательство: Вентана — Граф
Год издания: 2013
Автор: Ефросинина Л.А.
Формат: PDF
Количество страниц: 160
Язык: Русский
Скачать бесплатно literaturnoe_chtenie_1_klass_efrosinina_uchebnik.PDF
Литературное чтение. 1 класс. Учебник
Учебник 1 класса Ефросининой по литературному чтению охватывает разнообразные произведения народного творчества, труды писателей-классиков — современных писателей. Содержание учебника способствует ведению дифференцированного обучения первоклассников по их готовности — индивидуальным возможностям. Особое внимание уделяется отработке навыков чтения, развития речи, обогащения словаря, читательского опыта детей. Вместе с хрестоматией, рабочими тетрадями составляет комплект пособий по литературному чтению и слушанию в 1 классе после завершения букварного периода.
-Содержание-
Читаем сказки, заг-ки, скороговорки 4
о царе Салтане…. 5
Русская народная сказка 7
Кораблик. … 8
Скороговорка. Кир Булычёв 10
Лис Мышонок. Бианки 11
Загадка 13
Книжная полка 13
Проверь себя 14
Учимся уму-разуму 15
Играющие собаки. Ушйнский 15
Косточка. Л. Толстой 16
Кто наказал его? … 18
Пословица 19
Её питомцы. Северянин 20
Торопливый ножик. Пермяк 21
Пословицы 22
Потерянный день. Осеева 23
Пословица 24
Три товарища. Осеева 26
Печенье. В. Осеева 26
Пословицы 28
Я — лишний. Барто 29
Пословица 30
Мама. Я. Аким 30
Всё в порядке….31
Проверь себя 33
Читаем о род. природе 34
Солнце и ветер. … 34
Синичкин календарь. …35
Лёд тронулся. Мошковская 36
Русский лес. Соколов-Микитов 38
Загадки 39
Песенка 39
Русская народная песня 40
Загадка 41
Апрель. С. Маршак 41
Лесная капель. Пришвин 42
Книжная полка 45
О наш. друзьях — животных 46
Давайте дружить. Мазнйн 46
Бабочка. Ю. Коваль 47
Загадка 49
Аисты и лягушки. … 49
Загадка 51
Томкины сны. Чарушин 51
Нападение на зоопарк. … 54
Ежик. М. Пришвин 55
Убежал. Ю. Могутин 56
Ёжик. Б. Заходёр 57
Норка и Жулька. Пришвин 58
Русская народная песня 59
Загадка 60
Глухарь. Э. Шим 60
Самые быстрые крылья. 6
Проверь себя 64
Учимся уму-разуму 65
Добрая лошадь. Пляцковский 65
Кто хозяин? Осеева 67
Просто старушка. Осеева 69
Пословица 70
Пословица 72
Самое страшное. Пермяк 72
Кто кого. Востоков 74
Трус. И. Бутман 76
Бумажный змей. Пермяк 77
Серёжа и гвозди. … 80
Книжная полка 81
Проверь себя 82
Читаем сказки, посл-цы, считалки 83
Урок дружбы. Пляцковский 83
Пословица 85
Как Малышу нашли …85
Грамотная мышка. Усачёв 89
В лесной библиотеке. … 91
Цыплёнок и Утёнок.. 92
C. Прокофьева 94
Дракон Комодо. Биссет 97
Проверь себя 102
наших друзьях — животных 103
Жук. А. Барто 103
На одном бревне….104
Пословицы 106
Как Никита играл … 107
Томка и корова. ..110
Загадка 112
Выводок. В. Берестов 112
Книжная полка 114
Проверь себя 115
Читаем о род. природе 116
Радуга. Соколов-Микитов 116
Эхо. Е. Трутнева 117
Загадка 119
Ленивое эхо. Шевчук 119
Загадка. К. Чуковский 120
Май. Соколов-Микитов 121
Пословица 123
Загадка 123
Травка зеленеет. Плещеев 124
Всё здесь. Тайц 125
По ягоды. Тайц 126
Загадка 128
Радость. К. Чуковский 128
Моя небольшая родина.130
Волшебное письмо. Коринец 133
Здравствуй, лето! Валёева 134
Я видела чудо. … 136
Проверь себя 138
Скачать
Размер файла: 24 Мб; Формат: pdf/
Вместе с «Литературное чтение 1 класс Ефросинина» скачивают:
Admin
Учебник Литературное чтение 2 класс Ефросинина часть 1
Учебник Литературное чтение 2 класс Ефросинина часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
в ()в^^x чштях
Часть первая
Издание шестое, доработанное
класс
Москва
Издательский
центр
«Вентана-Граф»
2013
ББК84.98.Я71
Л64
Учебник включён в федеральный перечень Автор-составитель ЛА. Ефросинина
Литературное чтение ; 2 класс ; учебник для учащихся Л64 общеобра.човательиых учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина). — 6-е изд., дораб. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 176 с.; ил. — (Начальная школа XXI века).
18ВХ 978-5-360-03929-7 (ч. 1)
15ВХ 978-5-360-03931-0 (общ.)
Учебник способствует формированию у учащихся основных видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение), умения читать вслух и молча, основ читательской деятельности; знакомит учащихся с литературоведческими понятиями.
В первую часть учебника вошли разнообразные по жанрам про-изведетгия народного творчества, произведения писателей-класси-ков и современных писателей о Родине, о детях и для детей, о родной природе.
Учебник вместе с хрестоматией и рабочими тетрадями позволяет вести дифференцированное обучение детей с учётом их индивидуальных возможностей.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).
ББК 84.98.Я71
9
Авторский коллектив комплекта учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века» удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования
15ВХ 978-5-360-03929-7 (ч. 1) 18ВХ 978-.5-360-03931-0 (общ.)
© Ек)5росинина Л.А., 1999 © И.здательский центр «Вентана-Граф», 1999 © Ефросинина Л.А., 2011, с измснс1шями © И.здательский центр «Вентана-Граф», 2011, с изменениями
Условные обозначения
Обрати внимание.
Это важно знать
# Ответь на вопросы.
— Прочитай, расскажи, докажи
Подсказка
* Задание по выбору Проба пера.
Выполни творческое задание
Словарь. Прочитай объяснение непонятных слов
Послушай Произведения для слушания
и\ Книжная полка.
— Познакомься с новыми книгами
Произведения
для самостоятельного чтения
Ф Памятки
о нашей Родине
Ты будешь читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви к Русской земле, о её прошлом и настоящем.
Ф. Савинов Родина
Вижу чудное приволье^ Вижу нивы и поля — Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу торы-исполйпы, Вижу реки и моря — Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка. Слышу трели соловья — Это русская сторонка.
Это Родина моя!
Исполины — великаны.
Приволье — широкое, просторное место, раздолье.
#1. Какие чувства вызывает у тебя это стихотворение? Подумай, как его надо читать: с нежностью, любовью, гордостью, весело или грустно. Объясни свой выбор.
2. Какие слова повторяются? Прочитай стихотворение, выделяя голосом повторяющиеся слова.
Слова приволье — раздолье, поля — земля рифмуются. Это рифма.
3. Найди и прочитай рифмующиеся слова.
Жаворонка — сторонка — рифмующиеся слова {«жаворонкам — здесь ударение перенесено для рифмы). Говори правильно: жаворонок, жаворонка.
4. Выучи стихотворение наизусть.
и. Никитин Русь
(Отрывок)
Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется.
И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят Великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли В красе царственной Развернулася!..
И во всех концах Света белого Про тебя идёт Слава громкая.
> 1/
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя.
Назвать матерью…
Стать за честь твою Против недруга.
За тебя в нужде Сложить голову!
1. Подумай, как ты будешь читать это стихотворение. Объясни.
Это стихотворение нужно читать неторопливо, торжественно, передавая чувство гордости за свою Родину.
2. Какие картины рисует поэт? Прочитай.
3. В каких словах слышится гордость за свою Родину? Найди и прочитай.
Русский поэт Иван Саввич Никитин написал много стихов о русской природе, её раздолье и красоте. Все взрослые с детства знают и помнят его стихотворение «Русь». Теперь и ты знаешь это прекрасное произведение.
4*. Подготовь выразительное чтение, ф
с. Романовский Русь
(в сокращении)
Что обозначает само это загадочное слово — Русь1
Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Что такое Русь?
Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живупдий У воды.
Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!
— На русь? — ахнул я.
8
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— На русь?!
— На русь.
— Что такое русъ1
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь — светлое место!
Русь — страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!
1. Как автор объясняет слово Русь1 Найди ответ в тексте и прочитай.
2. Чем поразила автора встреча с хозяйкой? Расскажи.
3. Какие слова вызвали радость у автора-рассказчика? Можно ли заплакать от радости? Подтверди свой ответ словами текста.
4. Найди диалог автора с хозяйкой.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц (героев произведения).
5*. Прочитай последние предложения выразительно. ф Как ты понимаешь ряд слов: «Русь, Родина, Родительница моя»? Объясни.
Послушай
С. Романовский
Слово о Русской земле
(В сокращении)
О светло светлая и красно украшенная земля Русская!
Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтймыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными…
…Всего ты исполнена, земля Русская!..
Этим певучим строкам из «Слова о Русской земле» больше 700 лет. Русь — светлое, пригожее место, страна света.
Подтверждается предположение учёных о том, что слово «Русь» обозначает страну озёр и рек.
10
А где была эта страна?
Между реками Дунаем и Вяткой, между Чёрным и Белым морями. И была она населена руссами, или россами, или русскими. То есть людьми, живущими У воды.
Нашими предками.
Были они хлеборобами и горододёльца-ми: распахали и засеяли землю, построили сёла и города.
В «Слове…» есть строки, которые не всем понятны. Поэт славит «источники местночтймые ».
Что это такое?
Это родники.
На Руси они пользовались почитанием, были «местночтймыми».
За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый-сшитый из берёсты…
— Пейте досыта, люди добрые! Родниковая вода — самая чистая и целебная.
— Пейте, звери и птицы! Всем хватит.
— Пейте, деревья и травы! Что бы мы делали без вас?
Из-за родников-живунов и реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми.
11
Там, где родники погибали, земля сиротела.
Было бы просто замечательно, ребята, если бы вы заботились хотя бы об одном роднике.
И в моей жизни жил-был родник и поил всех, да забыли его люди, перестали расчищать ему горловинку. Затянуло его грязью, и осталась одна земляная шишка.
Сначала о нём вспоминали, спрашивали, куда он делся. Потом и вовсе забыли про него.
Тогда с сыном моим Андреем мы взяли лопаты, расчистили родник до водяной жилы, провели канавку к реке.
И воспрянул родник!
Можете полюбоваться: у берёзок и осинок, среди мха — оконце влаги. А в нём, взмучивая песчаное дно, толкается, как сердечко, родничок. Сильно толкается. Станете пить — водяные толчки вам губы ощекочут. А на вкус вода — чисто берёзовый сок. Потянулись к роднику люди и лоси. Птицы прилетели. Жизнь вокруг него. Недаром же на Руси родники живу нами зовут!
А кто надоумил оживить родник?
Да вот это «Слово о Русской земле» и научило-надоумило. Предки наши берегли родники, а мы разве хуже предков?
12
Не имеем права быть хуже.
Родники ещё умеют петь славно. Под их пение хорошо читать «Слово о Русской земле», и звучит оно, если читать не торопясь, на особицу, живо и сильно!..
В старину «Слово…» читалось и пелось под игру гуслей звончатых. Игра их, как и игра пастушеского рожка, ближе всего к голосам природы.
Дивишь — удивляешь.
Местночтимые — почитаемые, охраняемые в какой-либо местности (месте).
Рассказ С. Романовского «Слово о Русской земле» начинается строками летописи, написанной в Древней Руси неизвестным летописцем. Летописные строки о Русской земле читать надо торжественно.
Летописцем называли в старину человека, который по летам (годам) описывал главные события из жизни страны в особых книгах — летописях.
Г1!
13
«1. Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Расскажи.
2. Какие слова из летописи тебе запомнились? Найди и прочитай.
3*. Сравни отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь» и отрывок из летописи в рассказе С. Романовского: чем они похожи, чем различаются.
А. Прокофьев Родина
На широком просторе предрассветной порой встали алые зори над родимой страной.
С каждым годом всё краше дорогие края…
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья.
1. С каким чувством автор говорит о своей родине? Найди ответ в тексте.
2. Как ты будешь читать это стихотворение — гордо, торжественно, с восхищением, безразлично? Какие слова надо выделить голосом? Почему?
3. Выучи наизусть это стихотворение, ф
14
Народная мудрость
Есть у русско