Методическая разработка (1 класс) на тему: Тексты для диктовки

ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТОВКИ
Чиж.
У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу.

Рысь.
На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь.

Новый дом.
У нас идёт большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом. В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады.
Слова для справок: большая, этажей, у нас.

Игрушки
У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. У Любы и Маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!
Слова для справок: у нас, сделал.

Шиповник
В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

Два товарища.
Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришёл Слава Щукин. Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог товарищу.

 Мой друг.
Мы живем в новом доме. Алёша — мой друг. Он ходит в школу. Алёша любит читать. Он учит меня. Я уже знаю все буквы.
Слова для справок: друг, меня, в новом.

Наша школа.
Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы. Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно.
Слова для справок: около, растут, ученики.

 Мой дядя.
Утром люди идут на работу. Дядя Сёма работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Дядя Сёма хороший рабочий.
Слова для справок: утром, завод, рабочий.

Наш дедушка.
Я и мой брат Петя жили у деда. Мы помогали деду сушить сеть. Дедушка Семён учил нас чинить сети. Я любил работать с дедом.

Дымок.
У Серёжи кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист. Лапки у кота белые. Дымок ест рыбу.
 
Розы для мамы.
В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Сёма и Юра. Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы.

Бабушка и внуки.
У Димы и Сережи была бабушка. Бабушка купила внукам букварь. Они рады. Мальчики стали учить буквы. Скоро они будут читать книги.

Книга.
Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе.
Наша мама.
Я и мой брат Игорь любим маму. Наша мама добрая и ласковая. Маму все уважают. Она учит детей. Мама любит слушать музыку.
Слова для справок: уважают, ласковая, она.

Наш двор.
Наш двор большой. Я и мой брат Алёша сделали горку. Хороша каша горка. Малыши были рады. Быстро мчат они на санках с горки.

Для друзей.
Саша и Тимоша вышли из дома. Они идут гулять. Вот двор. Играют малыши. Мальчики стали делать для них горку. Малыши рады. 

Трудное время.
Январь открывает год. Это суровый месяц. Завывают вьюги. Снег закрыл весь корм в лесу. Птицы летят к жилью человека. Ты помоги им!

Зима в лесу.
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Зимой.
Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши
Слова для справок: весело, катит.

Зимой.
Вот и зима. Дети рады. У Алёши дом из снега. Ваня взял санки. Петя надел лыжи. Они идут на горку. Там всем весело.
Слова для справок: весело, они.

Зимой.
Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц.
Слова для справок: кормят, кормушка.

Первый снег.
Выпал первый снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.
Слова для справок: выпал, снег, во двор.

Корм для птиц.
Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом. Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

Зайка.
Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка. Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.
Слова для справок: снег, трудно.

Встреча.
Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег. Ком снега упал на старый пень. Ваня заметил зайца. Зайка скрылся в кустах.
Слова для справок: стоит, заметил, лежит.

Ель.
Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега.
Слова для справок: снег, стоит.

Розка.
Миша, Таня и Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Розка жила на дворе. У неё были щенки. Дети любили Розку.
(По Л. Толстому)

На горе.
У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Ильи и Ольги лыжи. Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.

Заяц и лиса .
Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

Зима.
Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.

Снег.
С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

Олени.
В больших лесах живут олени. Олень -очень красивое животное с большими рогами. На лесной полянке устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени.

Роща.
Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс Рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочки играли в прятки.

Мурка.
У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие. Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.

Друзья.
Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.

Москвичи.
Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Жукова. Летом мы были в селе Ильинском. Моя бабушка живёт в селе Степанове Там есть речка Быстрая. Мы часто ходили на речку удить рыбу.

Товарищи.
Шура Лунин и Егор Чалов — товарищи. Мальчики живут дружно. Летом ребята нашли в лесу щенка. Он жалобно скулил. Шура и Егор взяли щенка домой. Щенка назвали Снежок.

Игрушки.
Дети готовят украшения. Звёзды вырезает Миша Лужин. Хлопушки клеит Саша Чудин. Фонарики делает Лена Яшина. Орехи раскрашивает Аня Чайкова. Скоро ёлка.

В парке.
Был ясный день. Вот парк. Тут растут пушистые ели и сосны. Лёня и Яна искали шишки. Это корм для птиц. В шишках семена. На ель прыгнула белка.

Киев.
Мы живём в Киеве. Киев — столица Украины. Наш город большой и красивый. Он стоит на берегу Днепра. В Киеве много улиц, парков и площадей. Наш дом стоит на улице Артёма.

Сосна.
На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. Вороны жили в нём. Пришла осень. Льют дожди. Лес стоит серый и мрачный. Тихо шумят деревья.
Слова для справок: в нём, пришла.

На лыжах.
Я бегу на лыжах по лесу. На снегу следы птиц и маленьких зверьков. Зимой хорошо в лесу. На ёлках блестит снег. Большой ком снега упал с сосны.
Слова для справок: блестит.

Ёлка.
В школу привезли красивую ёлку. У нас был урок труда. Мы делали игрушки. У Кати конь и зайка. У Ольги и Даши бумажные бусы. Хороши наши игрушки!

Шашки.
К Коле Чайкину пришли гости. Ребята играли в шашки. Ваня Ёлкин играл с Колей. Андрей Кружин следил за игрой. Потом играли Андрей и Ваня. Бабушка Клава давала всем чай.

Яблонька.
Около дома росла маленькая яблонька. Под нялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.
Слова для справок: около, яблонька, ломать, подвязал.

Дюймовочка.
Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.
Слова для справок: Дюймовочка, заметила.
 
 

1 класс. Тексты для списывания и под диктовки

Тексты для списывания и письма под диктовку в 1 классе

Кот и щука.

Алеша поймал щуку. Рыба плавала в тазу. Подкрался кот Тишка. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры.

Вот и весна.

Лучи солнца плавили снег. Частые капли падали с лап ёлки. Звонко пела птица. С бугра прыгал ручей. Лес ожил.

На фабрике.

Тётя Оля и тётя Галя работают на фабрике. Тётя Оля вяжет пушистые шарфы. Тётя Галя вяжет теплые кофты.

Ясли.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит красивый дом. Юля смотрит интересную книгу.

Грибки.

У реки лес. Там большие ели. Тётя Люба и Лёва нашли там много маслят. А Ольга Петровна нашла боровик.  Хороши были грибы!

***

Воробей сел на ветку клёна. В дупле клёна был дятел. Он стучал по стволу. Так дятел ищет корм.

Пушок.

У Лёвы и Пети жил котик Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвостик серые. Мальчики любят котика.

Весной.

Идёт весна. Тает снег. Бегут, журчат ручейки. У дома лужи. Дети рады теплу. Ребята ждут крылатых друзей.

В лесу.

Братья Илья и Толя пошли в лес. Толя собирал шишки и сухие сучья, Илья – ягоды. Мальчики сели отдыхать у ручья под тенью деревьев. Тетя Марья сварила варенье из свежих ягод.

Оляпка.

Ночью был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот она прыгнула в прорубь и там стала искать пищу. Это оляпка. Перья ее покрыты жиром. Вскоре птичка вскочила на лед и запела.

Помощники.

Летом мы жили в деревне. Часто ходили полоть траву в сад или на огород. Мы помогали деду Архипу. Он давал нам лошадь, и мы с луга везли стог сена в сарай. Луг был похож на цветной ковер. Сено пышное, душистое, сухое.

Весна.

Первые ручейки смывают грязь и льдинки. Я люблю ходить весной в рощу или парк. Поют чижи, дрозды. За долгую зиму глаз отвык от яркого. Весной все рады первым цветам. Как красивы первые тюльпаны на клумбах!

Скворцы прилетели.

Село стоит на берегу красивой реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет свое гнездо. Вечером они садились на рябину под окном и пели. Днем они работали в саду. Скоро появятся птенцы. Надо их кормить.

 

Примерные диктанты и тексты для списывания по окончанию 1 класса — Дидактический Материал — Каталог файлов

Примерные диктанты для дополнительной
работы с первоклассником по окончанию учебного года.

Письмо
под диктовку в 1 классе покажет, насколько осознанно учащимися усваивается
материал, поможет проанализировать, какие типичные ошибки допускает ребёнок при
письме.

Кот и щука.

Алеша поймал щуку. Рыба плавала в тазу. Подкрался кот
Тишка. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры.

Вот и весна.

Лучи солнца плавили снег. Частые капли падали с лап
ёлки. Звонко пела птица. С бугра прыгал ручей. Лес ожил.

На фабрике.

Тётя Оля и тётя Галя работают на фабрике. Тётя Оля
вяжет пушистые шарфы. Тётя Галя вяжет теплые кофты.

Ясли.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть.
Юра строит красивый дом. Юля смотрит

интересную книгу.

Грибки.

У реки лес. Там большие ели. Тётя Люба и Лёва нашли
там много маслят. А Ольга Петровна нашла боровик.  Хороши были грибы!

Шмель.

Юра и Серёжа зашли в тёмный лес. Загудел грозно шмель.
Дети испугались. Они сели под ель и заплакали.                                                                        

                                                                             ***

Воробей сел на ветку клёна. В дупле клёна был дятел.
Он стучал по стволу. Так дятел ищет корм.

Пушок.

У Лёвы и Пети жил котик Пушок. Кот был белый и
пушистый. Лапки и хвостик серые. Мальчики любят котика.

Весной.

Идёт весна. Тает снег. Бегут, журчат ручейки. У дома
лужи. Дети рады теплу. Ребята ждут крылатых друзей.

Рыбаки.

Была зима. Юра и дядя Игорь пошли на рыбалку. Вот
река. На льду много людей. Наши рыбаки стали ловить рыбу. Дядя Игорь поймал
леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша будет уха!

 

Помощники.

Ребята пришли к дедушке Андрею. Дедушка жил один. Таня
стала мыть пол. Коля принёс хлеб и молоко. На плите кипел чайник. На столе мёд.
Все пили душистый чай. Дедушка был рад гостям.

 

Весной.

Хороша роща весной. Слышны песни птиц. Дятлы звонко
стучат по стволу. Вот прыгнул под куст заяц. Они ищут пищу. Кругом цветы. Вот
цветет душистый ландыш.

В школе.

Витя и Коля – ученики. Они
пришли в класс раньше всех. Мальчики сели за парты. Вошла учительница. Идёт
урок. На уроках Вера Ивановна учит ребят читать, писать и любить книгу.

 

Дождь.

Всё небо в тучах. Идёт сильный дождь. Вот он кончился.
У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из
лужи. Мальчики смотрят на Ваську.

 

Зимой.

Ясный день. Дети взяли коньки и лыжи. Они идут гулять.
А Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. На крыльце Шарик. Собака
ждёт Яшу.

Братья.

Братья Гриша и Илья – большие друзья. Старший брат
Илья помогает брату в ученье. В семье братья помогают старшим. Они носят сучья
и прутья в сарай.

Вьюга.

Зимой бушует вьюга. Ветер в саду качает деревья. Сучья
тополя стучат в окно. Хлопья снега бьют в лицо.

 

Примерные тексты для списывания первокласснику по
окончанию учебного года.

Предлагаемые
тексты для контрольного списывания выдержаны в соответствии с программными
требованиями. Контрольное списывание позволяет обучающимся отрабатывать
каллиграфию письма, орфографическую зоркость, повышается скорость письма.

В лесу.

Братья Илья и Толя пошли в
лес. Толя собирал шишки и сухие сучья, Илья – ягоды. Мальчики сели отдыхать у
ручья под тенью деревьев. Тетя Марья сварила варенье из свежих ягод.

Оляпка.

Ночью был мороз. На льду реки
весело пела птичка. Вот она прыгнула в прорубь и там стала искать пищу. Это
оляпка. Перья ее покрыты жиром. Вскоре птичка вскочила на лед и запела.

Помощники.

Летом мы жили в деревне.
Часто ходили полоть траву в сад или на огород. Мы помогали деду Архипу. Он
давал нам лошадь, и мы с луга везли стог сена в сарай. Луг был похож на цветной
ковер. Сено пышное, душистое, сухое.

 

Весна.

Первые ручейки смывают грязь
и льдинки. Я люблю ходить весной в рощу или парк. Поют чижи, дрозды. За долгую
зиму глаз отвык от яркого. Весной все рады первым цветам. Как красивы первые
тюльпаны на клумбах!

 

Скворцы прилетели.

Село стоит на берегу красивой
реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет свое гнездо. Вечером
они садились на рябину под окном и пели. Днем они работали в саду. Скоро
появятся птенцы. Надо их кормить.

 

На островке.

Заяц жил на островке. По
ночам он глодал кору с осин. Днем зверек прятался в кустах. Вода в реке стала
быстро прибывать. Заяц спокойно спал под кустом. Он проснулся. Вокруг зайчишки
была вода. Зайцу удалось прыгнуть на толстый сук дерева.

 

Гроза.

С утра хмурилось небо. Из –
за леса выплыла туча. Закружилась столбом пыль. Глухо ударил гром. Быстро
промчалась по озеру волна. Упала первая капля дождя. И вдруг вода полилась, как
из ведра. Началась гроза.

 

Наступила весна.

Теплые лучи согрели землю.
Заплакал сугроб. Побежали быстрые ручьи. На реке Быструхе надулся лед. Он стал
тонким. Опасно ходить по тонкому льду. Сестры Ивановы идут в школу дальней
дорогой. Там мост.

На горе.

У школы большая гора. Весь
день на горе толпа детей. Всюду большие сугробы. Поля и холмы покрыты пушистым
снежком. У Гриши и Саши большие сани. Они катают малышей. Быстро катят с горы
сани.

Скворцы прилетели.

Село стоит на берегу красивой
реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет своё гнездо. Вечером
они садились на рябину под окном и пели. Днём они работали в саду. Скоро
появятся птенцы. Надо их кормить.

 

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: 1 кл ШР «Письмо под диктовку»

1.

Мотивационный

Словесный:

Приветствие

8:30-8:32

Здравствуйте ребята.

Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя

Л: Положительное отношение к урокам обучения грамоте.

2.

Постановка темы и цели урока

Словесный:

8:32-8:37

 Ребята, цель нашего урока очень важно, и нужна.

на сегодняшнем уроке мы научимся писать диктант под диктовку слов, небольших текстов.

Определяют тему и цели урока

П: Строят устные речевые высказывания

3.

Решение частных задач

Словесный:

составление предложений

Словесный:

подготовка к письму под диктовку

Словесный:

слово учителя

8:37-8:42

8:42-8:49

8:49-8:55

8:55-9:03

Пальчиковая гимнастика

Чистописание

Открой тетради запишите число классная работа.  Пропишите  букву Оо.

— На доске вы видите слова: соль, карандаш, лес, сова.

Ваша задача составить предложение из используя данные слова.

и записать предложения к себе в тетрадь.

Работа в паре

На карточке дан набор букв. Ваша задача посовещаться, выслушать соседа, увидеть слова начинающиеся  на букву  х, записать их в тетрадь.

(Хозяин, хлеб, хорёк).

Хонолезрхяхбиёк

физ.минутка

— Сейчас мы приступим к письму под диктовку.

— но прежде чем мы приступим к письму под диктовку, вам нужно познакомиться с текстом и озаглавить его.

(Текст для диктанта раздается на карточках)

Помощники.

Ребята пришли к дедушке Андрею. Дедушка жил один. Таня стала мыть пол. Коля принёс хлеб и молоко. На плите кипел чайник. На столе мёд. Все пили душистый чай. Дедушка был рад гостям.

— Выделенные слова: на доске с выделенными орфограммами.

— Учитель читает текст, ребята слушают.

Сейчас начнем записывать текст.

(1раз читает учитель предложение дети слушают, 2 раз читает записывают, 3 раз после записи проверяют записанное предложение), и так же все остальные предложения

 

составляют предложения

слушают, отвечают на впросы

слушают

П: Строят речевые высказывания в письменной форме

П: Решение частных задач

П: Решение частных задач

К:  Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группах: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

4.

Итог урока.

Рефлексия

Словесный:

Ответы на вопросы

 9:07-9:10

— Какова была тема сегодняшнего урока?

— Что понравилось тебе в твоей работе на уроке? Почему?

— Что было сложным на уроке?

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

: Строят высказывания в устной форме

Сборник диктантов для 1 класса

ДИКТАНТЫ

Прописная буква в именах собственных

      № 1. Слуховой диктант.

      Оля и Кира идут на каток. Блестит лед. Девочки надели коньки. Хорошо на льду!

      № 2. Зрительный диктант.

Географические названия

      Северный полюс, Мурманск, Норильск, Вологда, Печора, Новгород, Амур, Краснодар, Енисей, Байкал, Челябинск, Смоленск, Нева.

      № 3. Слуховой диктант.

      Я знаю клички кошек: Барсик, Тишка, Васька, Чара, Тимка.

      Я знаю клички собак: Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик.

      Я знаю клички лошадей: Вороной, Горбунок.

      Я знаю клички коров: Белянка, Пеструшка, Зорька.

      № 4. Зрительный диктант.

Большая перемена

      Дежурные Костя Усачев и Люба Малинина поливают цветы. Ребята с учительницей Валентиной Ивановной смотрят толковый словарь. Настя Смирнова и Полина Егорова разносят тетради.

      № 5. Зрительный диктант.

      1. Ирина Николаевна — моя тетя. Она живет в Москве в Кузьминках. 2. Моя бабушка Анастасия Павловна живет в Оренбурге. 3. Наша соседка Клавдия Васильевна Андреева работает почтальоном. 4. Виктор Александрович Ковалев — лесничий. У него есть конь Кочубей, собака Дина и кот Ромка.

Обозначение мягкости согласных буквами
е, ё, ю, я, и, ь

      № 6. Слуховой диктант.

      Клетка, мяч, котенок, яма, ежик, ясли, пламя, брюки, перо, цапля, тюбик, жеребенок, сюда, растет.

      № 7. Слуховой диктант.

      Костя и Филя играют. Они крутят юлу. Малыш Леня внимательно смотрит. Ему дали юлу. Мальчик был рад.

      №. 8. Зрительный диктант.

      Галка клюет крошки хлеба. Зяблик ест ягоды рябины. Снегирь сидит на ели и достает из шишек семена.

      № 9. Слуховой диктант.

      1. Кипит вода. Идет пар. — Репу парь. 2. У Юли есть ирис. — Коля ест ириску. 3. От печки жар. — Грибы жарь.

      № 10. Зрительный диктант.

Загадки.

      1. Телята гладки привязаны к грядкам. (Огурцы). 2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.) 3. Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн

      № 11. Зрительный диктант.

      Груши, ландыши, хижина, камыши, жемчужина, кружить, положить, живой, свежий, ошибка, бежит, хороший, пригожий.

      № 12. Слуховой диктант.

      1. Держи тетрадь в чистоте. 2. Пиши без ошибок. 3. Положи вилки и ножи на стол. 4. В лесу цветут ландыши. 5. Сумка из кожи. 6. Лисий мех пушистый. 7. Живет без тела, говорит без языка. (Эхо.)

      № 13. Зрительный диктант1.

      Шерстяной — шерсть, жемчужина — жемчуг, тяжесть — тяжелый, шелестеть — шелест, желтизна — желтый, шипучий, ужин, уши, рыжики.

      № 14. Зрительный диктант.

      Обещать, встречать, качать, начало, подача, свеча, тащат, пищать, часики, щавель, трещать, овчарка, прощать, молчать.

      № 15. Слуховой диктант.

      1. Часы идут точно. 2. Сороки трещат. 3. Петухи кричат. 4. Чайник на столе. 5. У облепихи шипы. 6. Гуппи живут в аквариуме.

      № 16. Зрительный диктант.

      1. Щука — хищная рыба. 2. Олег решил трудную задачу. 3. Я тоже решил задачку и учу стихотворение. 4. Я молчу — оно молчит. Я кричу — оно кричит. (Эхо.) 5. Дятлы ищут себе пищу под корой дерева. 6. Лесник пошел в чащу леса на стук дятла.

      № 17. Слуховой диктант.

      У речки дубовая роща. Федя и Митя часто играют в роще. С ними гуляет пес Рыжик. Бежит Рыжик в чащу и лает. Он чует ежика.

Парные согласные в конце слова

      № 18. Слуховой диктант.

      Снег, смех, флаг, пух, шаг, воздух, зуб, сугроб, сноп, лоб, столб, степь, гриб.

      № 19. Зрительный диктант.

      Мороз, колос, голос, алмаз, овес, прорубь, потоп, ястреб, озноб, огород, холод, пилот, гвоздь, груздь, клест, невод, берег, пастух.

      № 20. Зрительно-слуховой диктант.

      Высокий дуб, горячий хлеб, зеленый укроп, вишневый сад, майский жук, длинный клюв, книжный шкаф, шерстяной шарф, двигаться вперед, идти назад, белая лошадь, прилетел голубь, новый утюг, готовить квас, наливать суп, пойти в клуб.

      № 21. Слуховой диктант.

      Груз, глаз, мед, ряд, крот, морж, уж, пляж, душ, дрозд, дождь, куст, лед.

      № 22. Зрительный диктант.

      1. По реке плывет плот. Спелый плод упал с дерева. 2. У Маши в руках прут. Она гонит гусей на пруд. 3. На грядке вырос лук. Луг запестрел от цветов.

      № 23. Зрительно-слуховой диктант.

      1. Труслив как заяц. 2. Каков корень, таков и плод. 3. Кто любит труд, того люди чтут. 4. Какой мороз! Дерет до слез.

      № 24. Зрительно-слуховой диктант.

      1. На лугу стоит стог сена. 2. Много ягод, много сочных трав, много ярких цветов. 3. В огороде выросла вкусная морковь. 4. Наш край красив.

      № 25. Слуховой диктант.

      1. По двору ходит большой индюк. 2. Мама испекла пирог. 3. Крот разоряет огород. 4. Дед сделал внуку свисток и починил обувь.

      № 26. Зрительно-слуховой диктант.

      Зимний наряд леса, пушистый снег, снежный пух, дуб в снегу, на пруду крепкий лед, медведь в берлоге.

      № 27. Зрительно-слуховой диктант.

      Зима. На лапах елей лежит снег. Снежный шарф и на ветках сосен. Толстый лед сковал речку. В лесу сугробы. Один сугроб — берлога. Там уснул медведь.

      № 28. Слуховой диктант.

      1. Я твой друг, и ты мой друг. 2. Дети встали в круг. 3. Обед через час. 4. На обед был суп и пирог с капустой.

      № 29. Зрительно-слуховой диктант.

      1. Рыбаки тащат невод на берег. 2. Для ухи выбрали крупных рыб. 3. Сеть с мелкой рыбешкой отправили в речку.

      № 30. Слуховой диктант.

      1. Вырастить виноград — большой труд. 2. В кузов машины погрузили овощи. 3. Морковь и лук собрали в большие корзины. 4. Количество овощной продукции записали в учетную тетрадь.

      № 31. Зрительно-слуховой диктант.

      1. Лыжники обошли глубокий ров слева. 2. Поезд прибыл в пять часов. 3. На пальце след от чернил. 4. Север, юг, восток и запад — стороны горизонта.

Предлоги

      № 32. Слуховой диктант.

      У лисы нора в лесу. Из норы вылезли лисята. Они стали бегать около пеньков. А лиса побежала за добычей.

Безударные гласные в корне слова

      № 33. Слуховой диктант (учитель диктует по паре слов).

      Шаги — шаг, ночь — ночной, пила — пилы, запах — пахнет, старик — старый, река — реки, катит — каток, степь — степной.

      № 34. Слуховой диктант (учитель диктует по одному существительному в единственном числе, ученики пишут это же существительное во множественном числе).

      Бревно, шаг, место, поле, стадо, дело.

      2-е задание: учитель диктует существительные во множественном числе, ученики пишут эти слова в единственном числе.

      Пилы, козы, страны, реки, пчелы, плиты, окна, плечи, гнезда, письма, пятна.

      № 35. Слуховой диктант.

      Моряк, боец, силач, ночевка, цветок, соловей.

      № 36. Слуховой диктант.

      Запах, повар, каток, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, реветь, хрипеть, скрипеть.

      № 37. Слуховой диктант.

      Настали холода. Снег на полях. На дворе большая гора. У горы стоит снежная баба.

      № 38. Слуховой диктант.

      Мы жили в деревне. Наш дом стоял у реки. Мы ходили ловить рыбу. Пололи грядки. Утром папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.

      № 39. Зрительный диктант.

      Козел, борода, кора, щипать, дерутся, хозяин, порядок.

      № 40. Слуховой диктант.

      Ползут по небу тучи. Перед дождем умолкли птицы. После дождя хорошо в саду. Стало светло. Свистят скворцы. Сеня и Толя мокрые бегут с огорода домой.

      № 41. Слуховой диктант.

      В лесу жил охотник. Он сторожил лес. У него была внучка Катя. Она готовила обед. Кругом была тишина. Только журчал ручей. В траве трещали кузнечики.

      № 42. Слуховой диктант.

      Был сильный мороз. Реки замерзли. Мальчики надели коньки, взяли санки. Долго катались дети. Петя заморозил пальцы. Больно ему. За ним бежит его сестра Настя.

      № 43. Слуховой диктант.

      1. В селе за рекою горит огонек. 2. Дети шли на прогулку. 3. Потянул ветерок. 4. Я пойду пилить дрова. 5. Спиши эти стихи. 6. Рыбак наловил рыбы. 7. На дереве большое гнездо.

      № 44. Слуховой диктант.

      Школьники делают игрушки на елку. Вот медведь, лиса и баран. Дед Мороз несет большую корзину. Там подарки детям на Новый год.

Изменение имен прилагательных по родам

      № 45. Слуховой выборочный диктант (учитель сначала читает все предложение, потом диктует слово для письма).

      1. Молодой клен вырос на опушке леса. 2. Пришла суровая зима. 3. Перед дачей было глубокое озеро. 4. Пестрый ковер из листьев покрыл землю. 5. Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу. 6. Шумит дремучий бор. 7. Наступила ранняя весна. 8. Над головой было синее небо.

      № 46. Зрительный выборочный диктант.

      1. Поздний листопад бывает теплой осенью. 2. Пушистый иней украсил деревья. 3. Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глазки продирает. 4. Утро выдалось тихое, ясное. 5. Свежее сено приятно пахнет. 6. Выше пояса рожь зернистая.

      № 47. Слуховой диктант.

      Летнее утро, чистое небо, ближнее поле, душистое свежее сено, большое стадо, хорошее дело, теплое парное молоко.

Изменение прилагательных по числам

      № 48. Выборочный диктант (с подчеркиванием окончаний прилагательных; слова для письма выделены).

      1. Две большие белые лохматые собаки бросились на меня. 2. Дикие утки и крикливые журавли летят на болото. 3. Осенью появляются лесные гости — синички, снегири.

Разделительный ь

      № 49. Слуховой диктант.

      Теплый летний день. Солнце сильно печет. В лесу тишина. Под сосной ползают муравьи. Коля и Шура бросают в яму сухие сучья.

      № 50. Словарный диктант.

      Деревья, колосья, бельчата, веселье, жилье, семья, воронье.

Будущее (сложное) время глагола

      № 51. Спешить, бегать, глядеть, говорить, сорить, шелестеть, вертеть, тереть.

      Устное задание: образовать от каждого глагола настоящее, прошедшее и будущее время.

Конспект урока в 1 классе на тему «Списывание предложения. Запись слов под диктовку.»

Конспект урока по

Письму в 1 «Б» классе.

Тема: Списывание предложения. Запись слов под диктовку.

Цели: создать условия для формирования орфографического навыка при списывании печатного текста.

Задачи:

  1. Познакомить с технологией написания изученных букв;

  2. Научить списывать предложения, писать слова под диктовку, анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами, моделями и составлять схемы и модели предложений, работать в группах, парах;

  3. Развивать речевые умения, внимание, логическое мышление, зрительную и слуховую память, умение анализировать и обобщать, навык самоконтроля и взаимоконтроля;

Оборудование: карточки с буквами парных согласных и слов парными согласными: дом-том, год- код, бар-пар, жил-шил; компьютер с демонстрационным материалом;

Повторим предложение хором, чтобы запомнить. (Предложение хором повторяется, а на доску рядом с цифрой 1 вывешивается карточка, обозначающая это действие)

– Какие «опасные места» есть в этом предложении?

– Отметим их. (На доске подчеркиваются опасные места).

У Ромы есть кошка Мурка.

– Прочитайте предложение вслух так, как оно написано. (Слова читаются хором орфографически, а рядом с цифрой 3 появляется третья карточка.)

– Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. (На доске появляется четвертая карточка.)

– А теперь я закрою предложение, а вы запишите его по памяти, диктуя себе, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». (На доске у цифры 5 вывешивается пятая карточка.)

– Кто записал предложение, скажите, что же нужно сделать после того, как работа выполнена?

– Верно. (На доске появляется цифра 6 и карточка, в которой видны дуги, обозначающие слоги.)

– Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли записано предложение? (Выслушиваются мнения ребят.)

– Чтобы проверить, все ли звуки правильно обозначены буквами, сначала нужно прочитать все слова по слогам, в помощь себе дугами показывая слоги. Выполним это действие. (Открывается запись предложения на доске и коллективно выполняется названная операция.)

У Ромы есть кошка Мурка.

– На что еще нужно посмотреть?

(На доске у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные черточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных гласных звуков. Скоро тот же знак, как уже было показано, станет обозначением «опасностей» письма.)

– Сверьте: отмечены ли все «опасные места» у вас в предложении? Если нет, то отметьте.

– Глядя на доску, скажите: сколько действий мы выполнили, списывая предложение?

– Давайте повторим по порядку все действия.

hello_html_fe0e90e.png

– У Ромы есть кошка Мурка.

Читают предложение.

hello_html_564bc30b.jpg

– Заглавные буквы: в начале предложения и имена; точка в конце предложения; глухая парная согласная Ш.

hello_html_m33295f63.jpg

hello_html_6aedc4d1.jpg

hello_html_3604b65f.jpg

hello_html_4d0d8d86.jpg

hello_html_m2ac71c19.jpg

– Проверить.

hello_html_m7020df31.jpg

– На «опасные места».

– Шесть действий.

Предметные:

Физминутка

— У вас на столах лежат карточки. У кого буквы, а у кого-то слова.

— Вам надо встать и найти пару согласных или пару слов, у которых первые буквы парные.

Закрепление

Взаимопроверка

Рефлексия.

Самооценка

Картинный диктант.

А теперь другое задание, я вам показываю картинку, а вы записываете это слово в тетрадь.

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли написал ваш сосед.

— Итак, чем мы сегодня занимались на уроке?

— Чему учились? Какую цель мы ставили?

— У всех ли это получилось?

— Отметьте себя на лесенке успеха. Где вы сегодня. (дети ставят человечка на ту лестницу где считают нужным: на высок уровне(зел), среднем(жёлт) или низком(крас)

Ребята мне очень понравилось как вы сегодня работали на уроке. (отметить детей по имённо). Спасибо за урок.

— На доске вы видите солнышко и тучку.

— Подойдите к солнышку те, кому на уроке было, легко и правильно выполнял все задания. И поставьте магнитик – лучик.

— А кому на уроке пришлось трудно, и задания выполнял с ошибками. Подойдите к тучке и поставьте магнитик – капельку.

Розы, мяч, юла, мишка, язык, кубики, клоун, ручка.

темп, орфографическое чтение по слогам «

Урок русского языка в 1 классе.

Тема: Работа над алгоритмом записи слов под диктовку: темп, орфографическое чтение по слогам

Цели: учить писать слоги и слова под диктовку; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать речевые умения, внимание и логическое мышление.

Задачи по формированию УУД.

Предметные (образовательные):

  • Сформировать представление о звуках.

  • Развить умение распознавать слова.

  • Составлять звуковые схемы к словам с изученными буквами.

  • Совершенствовать навыки чтения слов и предложений с изученными буквами.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

  • Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

  • Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.

Коммуникативные:

  • Осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Личностные:

  • Сформировать представление о причинах успеха в учебе и положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Развивать интерес к учебному материалу.

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Следовать в поведении основным морально — эстетическим требованиям.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Тип урока: урок открытия нового знания (комбинированный).

Материал: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. 1 класс: тетрадь по письму — М.: Академкнига / Учебник, 2015;

Оборудование урока:

  • тетрадь по письму;

  • карточки с заданиями.

  • цветные карандаши;

  • Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.

  2. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке будем закреплять графический навык письма изученных букв и учиться писать слова под диктовку.

  1. Повторение изученных письменных букв.

Запишите все изученные гласные буквы. (А, а, О, о, У, у, ы,

И, и, Э, э.)

  • Какая гласная буква имеет только строчную форму? Почему?

  • Запишите строчные буквы, которые обозначают звуки: [л], [м’], [й’], [р], [и’].

  • Соберите буквы по парам. Каждой строчной букве найдите ее заглавную.

hello_html_73a44d5b.png

С помощью стрелок учащиеся устанавливают соответствие.

  1. Физкультминутка.

Подготовка руки к письму.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчкиобхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строкиобхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. В последних строчкахсоединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять, начиная с мизинца.

V. С заданными буквами образуйте слоги-слияния и запишите их.

hello_html_m1436ee9.png

— Какие виды соединений вы использовали?

Виды соединений букв:

а) нижнее: ра, ро, ла, но, на, ня, мя;

б) верхнее: ны, пи, лы, му, мы,

в) среднеплавное: пё, мё, рэ, рё.

VI. Картинный диктант.

Показываю картинки

Учащиеся четко проговаривают слова и записывают только первый слог.

Запись : ли, ар, но, лу, ры, ра, ру.

Взаимопроверка в парах.

VII. Физкультминутка

  1. Письмо слов под диктовку с опорой на звукобуквенную схему слова.

  2. Выполнение логических заданий с буквами

hello_html_3ddb416c.jpg

X. Выполнение логических заданий с буквами.

— Сравните буквы. Чем они похожи? Чем отличаются?

hello_html_18c79cef.png

— Переконструируйте строчную букву «я» в строчную букву «л», в строчную букву «н».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

  1. Итог урока. Рефлексия.