Картотека по русскому языку (1 класс) на тему: сводная таблица «Звуки и буквы русского алфавита» 1 класс

Звуки и буквы русского алфавита

Гласные буквы:  10         а о у и ы э е ё ю я

Гласные звуки:  6                   [а о у и ы э]

Йотированные буквы:  4                е ё ю я

 

Звуки йотированных букв:

— в начале слова, после мягкого и твердого знака, после гласной буквы:  2 звука

Е- [й’ э]

Ё – [й’ о]

Я – [йа]

Ю – [йу]

— после согласной буквы6 1 звук + мягкость согласному перед собой

Е – ‘ [э]

Ё – ‘ [о]

Ю – [у]

Я – ‘ [а]

Гласные первого ряда:             а о у  э ы

Гласные второго ряда:            я ё ю е и

 

Согласные буквы:  21          б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

Согласные звуки:

     мягкие  [‘]  —   перед мягким знаком,

                                                          —  перед гласными второго ряда

Всегда мягкий:  [ч  щ’]

                            твердые                — перед гласными первого ряда,

                                                           — без гласного,

                                                           — перед согласным.

Всегда твердый:    [ц  ш  ж]

 

Парные звонкие и глухие: 

Звонкие —       Б Б’          З З’           В В’          Г Г’           Д Д’       Ж

Глухие   —       П П’         С С’         Ф Ф’         К К’          Т Т’      Ш

 

Непарные звонкие (сонорные или самые звонкие):  м  л  н  й’  р 

Непарные глухие:     ц   ч  щ   

Звуки и буквы русского языка — схема, таблица, транскрипция

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласныеа о у э и ы я ю е ё
Согласныец ш ж
б в г
д з к
л м н
п р с
т ф х
ч щ й
ь, ъь ъ

Обозначения:
  — гласная,   — йотированная,   — твёрдая согласная,   — мягкая согласная,   — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему: Таблица «Звуки и буквы»

Звуки и буквы

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Все звуки разделяются на ГЛАСНЫЕ и  СОГЛАСНЫЕ.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

  1. При произнесении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая преград.
  2. Образуют слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов (дом – 1 слог, ста-кан – 2 слога, у-чеб-ник – 3 слога и т.д.). Слог может состоять из одного гласного звука без согласного: а-у – 2 слога.

  1. Под ударением находятся в сильной позиции: что слышим, то и пишем.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

  1. Произносятся с шумом и голосом или только с шумом. Воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.
  2. Не образуют слога.

ЗВУКИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

УДАРНЫЕ

БЕЗУДАРНЫЕ

ЗВОНКИЕ

ГЛУХИЕ

ТВЁРДЫЕ

МЯГКИЕ

ПАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

Буквы ъ и ь звуков не обозначают.

ТРАНСКРИПЦИЯ

В русском языке слово не всегда пишется так, как слышится. Когда надо условно показать на письме, как произносится слово, пользуются специальными скобками — [  ].

Например: река — [р’и к а]

То, что записано в скобках [  ], то есть произношение слова, называется транскрипцией.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ

Гласные буквы

Гласные звуки

а

я

[а]

о

ё

[о]

э

е

[э]

у

ю

[у]

и

[и]

ы

[ы]

10 букв

6 звуков

Гласные буквы а, о, у, э, ы показывают твёрдость предыдущего согласного звука.

Гласные буквы я, ё, ю, е, и показывают мягкость предыдущего согласного звука.

а – [м а]

мя – [м’ а]

ЛЕНТА БУКВ

Буквы, обозначающие гласные звуки: А – Я         О – Ё         У – Ю         Э – Е         Ы         И

Ь

Ъ

Буквы, обозначающие звонкие (сонорные) согласные звуки:

Л М Н Р Й

Буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки:

З

Г

Д

В

Б

Ж

Буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки:

С

К

Т

Ф

П

Ш

Буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

Х Ц Ч Щ

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].    Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Гласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.

Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.

Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]

Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных — ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например: цирк [цырк], шип [шы́п]. 

В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.

Например: моря́ [мар’а́] — пишем о, а произносим [а].

Таблица гласных букв и звуков

БуквыЗвуки
В ударном положенииВ безударном положении
а[а́]  лавр [лавр][а]  ло́дка [ло́тка]
е[’э́]  те́сто [т’э́сто]

[и]  весло́ [в’исло́]

[э]  мо́ре [мо́р’э]

ё[’о́]  пёс [п’ос]не бывает
и

[’и́]  мирт [м’ирт]

[ы]  цирк [цырк]

[’и]  свисто́к [св’исто́к]

[ы]  цита́та [цыта́та]

о[о́]  торт [торт][а]  вода́ [вада́]
у[у́]  стул [стул][у]  пурга́ [пурга́]
ы[ы́]  пры́гнул [пры́гнул][ы]  прыжо́к [прыжо́к]
ю[’у́]  лю́стра [л’у́стра][’у]  слюна́ [сл’уна́]
я[’а́]  пять [п’ат’]

[’а]  пла́мя [пла́м’а]

[’и] пята́к [п’ита́к]

Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].

Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]

 

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука — согласный звук [й] и гласные звуки:

1). в начале слова:

е: [й’э] ель [й’эл’]

    [й’и] езда́ [й’изда́]

ё: [й’о] ёж [й’ош’]

ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]

я: [й’а] яд [й’ат]

    [й’и] язы́к [й’изы́к]

2). после гласных звуков или в начале слога:

е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]

    [й’и] твоему́ [твай’иму́]

ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]

ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]

я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]

    [й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]

3). после разделительных твердого и мягкого знаков — Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):

е: [й’э] съел [с’й’эл]

    [й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]

ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]

ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]

я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]

    [й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]

и: [й’и] воробьи́  [вараб’й’и́]

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы



Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс


Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник


Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь


Упражнение 31,
Климанова, Макеева, Учебник


Упражнение 122,
Климанова, Макеева, Учебник


Упражнение 11,
Климанова, Рабочая тетрадь


Упражнение 8,
Климанова, Рабочая тетрадь


Упражнение 1,
Климанова, Рабочая тетрадь


Упражнение 21,
Полякова, Учебник


Упражнение 24,
Полякова, Учебник


Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс


Упражнение 69,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 51,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть


Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 56,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть


Упражнение 92,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть


Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 28,
Полякова, Учебник, 1 часть


Упражнение 40,
Полякова, Учебник, 1 часть


Упражнение 73,
Полякова, Учебник, 1 часть


Упражнение 131,
Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс


Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть


Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 123,
Полякова, Учебник, 2 часть


Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть


Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть


Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс


Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть


Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть


Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс


Упражнение 264,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс


Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс


Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 28,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 528,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright







Алфавит / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Алфавит

Алфавит — это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место и своё название.

В русском алфавите всего 33 буквы. Из них 10 гласных букв (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ).

Ь и Ъ знаки не относятся к гласным или согласным буквам, Ь используется для обозначения мягкости согласного, а Ъ — для разделения.

Буквы русского алфавита:

Прописной алфавит русского языка:

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы



Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс


Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник


Упражнение 7,
Канакина, Горецкий, Учебник


Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь


Упражнение 6,
Климанова, Рабочая тетрадь


Упражнение 10,
Климанова, Рабочая тетрадь


Упражнение 11,
Полякова, Учебник


Упражнение 58,
Полякова, Учебник


Упражнение 59,
Полякова, Учебник


Упражнение 62,
Полякова, Учебник


Упражнение 1,
Чуракова, Учебник

2 класс


Упражнение 122,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 125,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 129,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 96,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть


Упражнение 47,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть


Упражнение 145,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник


Упражнение 156,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник


Упражнение 157,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник


Упражнение 2,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь


Упражнение 9,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс


Упражнение 234,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 86,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 138,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 148,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 157,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 32,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 79,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 161,
Полякова, Учебник, 1 часть


Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс


Упражнение 61,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 63,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 98,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 14,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть


Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс


Упражнение 296,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 298,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 17,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright







План-конспект урока по русскому языку «Звуки и буквы» 1 класс

Конспект урока русского языка в 1 классе УМК «Школа России»

Тема: Звуки и буквы.

Цель урока: научить различать звуки и буквы

Задачи:

— обучающие:1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов; 2) формировать умение распознавать условные обозначения звуков речи;

-развивающие: 1) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

-воспитательные: 1) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

— Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

II. Формулирование темы урока. Целеполагание.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

III.Чистописание.

  1. Назовите буквы: Я Ё Ю И Е А Г, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эту букву, заглавную и строчную.Г г Гг

— Пишите красиво! Прочитайте предложение.

Гуси громко гогочут на лугу.

Запишите в тетрадь. Подчеркните орфограммы.

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа.

-А умел ли древний человек писать?

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

(На слайде записано стихотворение)

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

-Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

-Что мы произносим и слышим? (Звуки)

_ Что записываем и видим? (Буквы)

  1. Физкультминутка.

Лесная лужайка.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки.

Через ветви и пенечки.

Кто, высоко так, шагая –

Не споткнулся, не упал.

  1. Работа по теме урока.

а) Стр. 46, упр. 1.

-Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, почему оно имеет такое название? Когда так говорят?

-Какое значение имеет слово «славно»? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (Слов, близких по значению).

_Найдите слово «пою». Одинаковое ли количество звуков и букв в этом слове? Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв.

-Чем отличаются звуки от букв?

-Прочитайте последнее задание и выполните его самостоятельно.

б) Упр. 2

-Прочитайте. Подумайте, какие слова в предложении пропущены. Найдите слова для справок. Выберите их.

-Выполните задание. Прочитайте на стр. 47, на что нужно обратить внимание.

-Из каких звуков складываются слова?

-Какие органы нашей речи работают, чтобы возникли звуки?

в) Упр. 4

Рассмотрите картинки. Составьте к каждому слову звуковую схему.

-Запишите слова в тетрадях буквами. Сравните звуковую схему и слово. Кол-во звуков и букв одинаковое?

-Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?

4. Работа в парах: на карточках.

Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

Ёж –

Дед –

Книга –

Лисица –

Утюг —

  1. Словарная работа.

а) Отгадайте загадки:

-Объясните значение слова «пальто» — верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм.

Назовите орфограммы в этом слове. Придумайте и запишите предложение с этим словом.(Мальчик надел пальто.)

б) Разбор предложения.

(наблюдение за употреблением слов «надеть» (на себя) и «одеть» (кого-то) («Надеть одежду, одеть Надежду»).

в) Звуко-буквенный разбор слова «пальто».

6. Физкультминутка (произвольно).

V. Закрепление изученного материала.

1. Коллективное выполнение упражнений.

а) – Догадайтесь-ка, ребята,

От чего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.)

б) Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща.

в) Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы.

д) Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?

е) Звуко-буквенный анализ слова:

ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.

ж) Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука.

з) Назовите слова с удвоенными согласными.

и) Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв..

к) Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.

л) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук.

2. Самостоятельная работа по вариантам (дифференциация):

1 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.

2 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

3 вариант.

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

  1. Учитель проверяет и оценивает.

VI. Итог урока.

— Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

  • Ь и Ъ – звуков не обозначают;

  • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

  • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

— А для чего нам все это нужно знать?

VII. Рефлексия.

— Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

«Светофор»

— Спасибо за урок!

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Согласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 21 согласная буква — Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. 

Они обозначают 36 согласных звуков. Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. В транскрипции (фонетической записи) мягкость согласного обозначается значком — [ ‘ ].

Признаки согласных звуков:

  1. Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
  2. При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (губы, зубы, язык).
  3. Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

Таблица согласных букв и звуков:

БуквыЗвуки
твёрдыемягкие
бэ[б] губа [губа][б’] бег [б’эк]
[п] зуб [зуп][п’] дробь [дроп’]
вэ[в] вол [вол][в’] ветка [в’этка]
[ф] шов [шоф][ф’] бровь [броф́]
гэ[г] гамак [гамак][г’] гиря [г’ир’а]
[к] порог [порок][х’] лёгкий [л’ох’к’ий́]
дэ[д] дар [дар][д’] день [д’эн’]
[т] лодка [лотка][т’] медь [м’эт’]
жэ[ж] жаба [жаба] 
й [й’] мой [мой’]
ка[к] кол [кол][к’] кеды [к’эды]
эль[л] лук [лук][л’] лепка [л’эпка]
эм[м] мама [мама][м’] мел [м’эл]
эн[н] нос [нос][н’] песня [п’эсн’а]
пэ[п] полено [пол’эно][п’] пение [п’эн’иэ]
эр[р] роль [рол’][р’] речь [р’эч’]
эс[с] соль [сол’][с’] сено [с’эно]
тэ[т] стул [стул][т’] тень [т’эн’]
эф[ф] фазан [фазан][ф’] кофе [коф’э]
ха[х] хорёк [хор’ок][х’] хитрый [х’итрый’]
цэ[ц] цирк [цырк] 
че [ч’] чайник [ч’ай’н’ик]
ша[ш] шишка [шишка] 
ща [щ’] щука [щ’ука]

! Иногда буквы ч, щ произносятся как звук [ш]. Это происходит в сочетаниях щн, чт, чн:

помощник [памошн’ик], что [што], конечно [кан’эшна]

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Мягкие и твёрдые согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы



Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс


Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь


Упражнение 28,
Климанова, Макеева, Учебник


Упражнение 103,
Климанова, Макеева, Учебник


Упражнение 104,
Климанова, Макеева, Учебник


Упражнение 108,
Климанова, Макеева, Учебник


Упражнение 109,
Климанова, Макеева, Учебник


Упражнение 1,
Климанова, Рабочая тетрадь


Упражнение 28,
Полякова, Учебник


Упражнение 10,
Чуракова, Учебник


Упражнение 15,
Чуракова, Учебник

2 класс


Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть


Упражнение 69,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 121,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть


Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть


Упражнение 24,
Полякова, Учебник, 1 часть


Упражнение 27,
Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс


Упражнение 90,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть


Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

4 класс


Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть


Упражнение 9,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс


Упражнение 264,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 315,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


Упражнение 27,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс


Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс


Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright