Учебник Окружающий мир 1 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 2

Учебник Окружающий мир 1 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
1 клас^ • Часть 2
Москва
Б/шх:
2015
УДК 373.167.1:50+50(075.2] ББК 20я71 В22
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
шк?
Совет координаторов предметных линий Образовательной системы «Школа 2100»-лауреат премии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках
На учебник получены положительные заключения по результатам научной экспертизы (заключение РАН от 01.11.2010 № 10106-5215/338), педагогической экспертизы (заключение РАН от 20.01.2014 № 000385) и общественной экспертизы (заключение НП «Лига образования» от 30.01.2011 №140)
Руководитель издательской программы -доктор пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Р.Н. Бунеев
Вахрушев, А.А.
В22 Окружающий мир. 1 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. — Изд. 3-е, перераб. — М. : Баласс, 2015. — 96 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»].
ISBN 978-5-85939-715-0 ISBN 978-5-85939-706-8 (ч. 2]
Учебник «Окружающий мир» для 1 класса («Я и мир вокруг») соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук.
Может использоваться как учебное пособие.
УДК 373.167.1:50+50(075.2] ББК 20я71
Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав
ISBN 978-5-85939-715-0 ISBN 978-5-85939-706-8 (ч. 2]
© Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., 1997, 2003, 2010 © ООО «Баласс», 1997, 2003, 2010
ЧАСТЬ 2. МИР ВОКРУГ
Эта книга научит тебя понимать и объяснять мир, в котором мы живём. Ты будешь уметь:
• объяснять, как люди помогают жить друг другу;
• оценивать правильность поведения в быту (правила безопасной жизни];
• называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
• оценивать правильность поведения в природе;
• раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.
Проверь себя
Где мы покупаем продукты и одежду?
Из чего делают продукты питания и одежду?
Откуда человек берёт всё необходимое для жизни? Почему природу называют нашим общим богатством?
ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ
§16. ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ
Сравни рисунки.
91
Чем отличается город от села?
Чтобы поселить огромное количество людей в отдельных домах, потребовалось бы слишком много места. Поэтому в городах строят многоэтажные здания.
Что изображено на рисунке?
Где в городе можно жить, работать, учиться,
лечиться, отдыхать?
В городе есть всё необходимое, чтобы жизнь людей была удобной и интересной.
Для чего эти машины нужны горожанам?
91
Какую роль играет городской транспорт?
Трудно представить себе город без автомобилей. Автобусы, троллейбусы и трамваи перевозят жителей из одного района в другой. В крупных городах строят метро.
• Где в городе мы можем увидеть этих людей?
• Как они нам помогают?
91
Как ты считаешь, смогли бы мы прожить в го
роде без помощи людей разных профессий?
В городе живёт множество людей. Все вместе они ведут городское хозяйство. Взрослые работают и пользуются плодами труда друг друга. Благодаря этому каждый может иметь больше времени для отдыха, семьи и любимых занятий.
Ш » в повседневной жизни нас окружают удобства, к которым мы давно привыкли. Эти удобства создают нам люди разных профессий. Если бы не было строителей, то не было бы и домов, в которых мы живём. Поиграйте с товарищем. Один начинает фразу, а другой заканчивает:
Если бы не было почтальонов, то …
Если бы не было дворников, то …
Если бы …
91
Какие ещё профессии людей нужны для жизни
в городе?
• Определи, к каким рисункам относятся эти слова.
Учить
Воспитывать Продавать Покупать Лечить Болеть Стричь Стричься
Люди каких профессий изображены на рисунках?
• Задумывался ли ты когда-нибудь, откуда берутся в твоей квартире свет, тепло, вода? Рассмотри рисунки, и ты узнаешь, какие сложные приспособления придумали для этого люди.
Телевизор
Телефон
Отопление Водопровод
Объясни, для чего служат эти машины.
А эти машины нужны, когда случается беда.
Ты догадался, машинах?
что означают эти цифры на
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Путешествие по городу
Какой вид транспорта может доставить нас в любой уголок города?
Отправимся на нём в путешествие.
Жилой район города
После трудового дня горожане возвращаются к себе домой. Для удобства людей в жилых районах размещаются магазины, школы, больницы.
Заводы и фабрики
Откуда берутся очень нужные вещи: одежда и книги, телевизоры и конфеты, огромные подъёмные краны и сложнейшие космические корабли? Всё это делают рабочие на заводах и фабриках.
8
На заводах много сложной техники. Подходить к незнакомым машинам опасно, поэтому на заводы пускают только тех, кто там работает.
Научные центры
Прежде чем создать какую-либо вещь, кто-то должен придумать, из чего и как её сделать. Учёные в институтах и лабораториях изучают законы природы, совершают открытия. Используя знания учёных, инженеры изобретают новые машины.
В институтах и университетах города обучаются студенты, которые станут настоящими специалистами, учёными и инженерами.
Деловой центр города
В центре города мало жилых домов, но много специальных зданий — офисов. В них работают люди, которые решают проблемы всего города и даже всей страны. Здесь же находятся старинные дома, музеи, памятники, театры и магазины. Поэтому даже в выходные дни в центре всегда много машин и людей.
• Попробуй объяснить значения слов, которые могут встретиться тебе в деловой части города: банк, фирма, правительство, посольство, реклама.
10
Зона отдыха
В тенистом городском парке можно отдохнуть в выходной день всей семьёй, покататься на лодке и на карусели. В зоопарке тебя ждут диковинные животные со всех концов света. В ботаническом саду даже зимой можно полюбоваться цветущими растениями. А если хочешь побывать на других планетах — сходи в планетарий.
Зоопарк. Москва
Планетарий. Москва
Зелёные парки и скверы нужны не только для отдыха: деревья очищают городской воздух от пыли, дыма и вредных газов.
Расскажи, в каких местах города ты бывал с родителями в выходные дни и что видел.
11
Село, в котором мы живём
Что перепутал художник?
91
Чем отличается село от города?
В сёлах и деревнях каждая семья живёт в отдельном доме. И у всех есть свой сад и огород, свои домашние животные.
Что изображено на рисунке?
91
Чем заняты люди в селе?
В сёлах и деревнях люди выращивают культурные растения и разводят домашних животных, обеспечивают горожан пищей. Взамен они получают разнообразные вещи, которые сделаны в городе на заводах и фабриках.
12
Что это за машины?
91
Для чего эти машины нужны жителям села?
Главные машины в селе — тракторы и комбайны. Они помогают выращивать и убирать урожай.
Расскажи, чем занимаются сельские жители.
Что можно приготовить из капусты, из молока?
• Почему горожане ездят отдыхать на дачу в сельскую местность?
13
§17. УЧИМСЯ БЫТЬ ПЕШЕХОДАМИ
• Чем различаются эти рисунки?
• В каком городе, ты считаешь, опаснее жить? Почему?
Автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи облегчают жизнь людей. Однако машина на дороге может быть опасна. Поэтому знать и соблюдать правила дорожного движения должны все: и водители, и пешеходы.
14
Почему художник зачеркнул некоторые рисунки?
Кто из ребят ведёт себя неправильно? Почему? Как ты считаешь, как нужно вести себя на улице?
Переходить дорогу можно только по переходу на зелёный сигнал светофора.
При переходе улицы посмотри вначале налево, а затем — направо.
Нельзя играть и бегать вблизи проезжей части. Автобусы и троллейбусы надо обходить сзади, а трамвай — спереди.
15
Определи, кому движение разрешено, а кому — нет.
?! Как ты догадался?
Зелёный сигнал светофора разрешает движение. Жёлтый сигнал предупреждает: будь внимателен! Красный сигнал запрещает движение.
91
Для чего люди рисуют белые линии на проезжей
части улицы?
Эти линии — дорожная разметка. Пешеходам она показывает, где можно переходить улицу, водителям помогает соблюдать правила дорожного движения.
16
Дорожные знаки сообщают людям, что можно, а чего нельзя делать на улице.
Некоторые из дорожных знаков запрещают:
идти пешеходам;
ехать машинам.
Другие — предупреждают:
рядом дети;
рядом железная дорога.
Знаки могут разрешать двигаться:
о
только пешеходам;
велосипедистам.
Некоторые знаки сообщают людям:
д
1
где переходить дорогу; где ждать автобус, трамвай.
17
§18. ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА
Знакомы ли тебе эти вещи?
?!| Откуда они у тебя появились? Ты знаешь, как и из чего были сделаны эти вещи?
Помнишь сказку про Колобка? А ведь колобок — это хлеб

Рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс Вахрушев Бурский Раутиан

Рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс Вахрушев Бурский Раутиан — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

м

Федеральный государственный образовательный стандарт
Образовательная система «Школа 2100»
t Г
■- -,у*к. ,
ш

9 ■ ^
5 ^ г
^ Л’ » — fr»- ■- ■-
А.*.*—
л>-
r-z ■-.:
.V и#-’- ~~ • г-S -1
Г Тг . i , ■ — 1% 1 -С
» 1 ‘V ■.-■’■ «Н’’’* ITv *»■-»■ .
^ * *г’ 3.4%. :l.’•
А. ‘
‘у /~\ ч
Г
>, — J5—»
^ . «г» :
к учебнику
>-Ь-
■ •■ ,. >■ II
I ^-_
го :i
.-^4 ■
•Г ^
•,’ ‘ ‘ • V*- Л *••> !
>. ^ ^ ■ «j ,’
«’■
■’rL’
4““fiK
—;-‘j-4, -.bi^ _ . — — ■ ЖГЗ
■—Tf-
?yV rii
ГЛ-^
h . — “^1″
‘f
■Г ‘л; -X*.».
I.
fe *
Д
• .л-Й! iriV
г.
^ 1 j • т ‘SO I»—*_.:! _
Vt.
T’i, ‘K (.’•
^’flr
»1!J
— ‘i|!
■• ai -1
.- .V- СГ7..
■ ‘^>i
^
:,’TT — : >i;
&>-‘■
J J
Г)
L — г
^ s’-/’: — -t
* *-•• • j В
• ■ ,- • , iT.^
f’ .’ ‘ ■Cr ’A
Д ‘Л-■- ‘■ ■ ■ • .- ■ ^ ;••- —rS:
r. ■_ •>’
OC‘^awt,4w« -ДГ fva >ц|»-кго g ‘*08^^
A A. B>iK|)viiice 0£ Бу(№к&чи. A C F^^Man
t’j
-4^
■~r-4.
HI
■- ‘ —Л; .Vj
1^ K’
i
. fc, . ? /-
ел.’ :. •.
v‘4rg«»»s
к
Гбс^^в»стмииыи 0£^^Л0Ш1^Мм4|# Ctbfin»t3IU»«#ai4it«tW I.M. U’4At ^tbJi*.»un
S’ ‘ ^ ‘
70 ‘ _i j
I
s. «
.. >д:,
^’лг-Д •:• v*^-‘ ‘ ■ ‘ — *
9
‘r:^
klT i’^4
«— ‘1^ r
■ (j
.bS^
•iC; :e ‘
Til
-, ■
.ВД
t?^ p
Б >rcr
-I
— 5 r^ -:
! ■• . .-*7
‘ -?-‘4 •Г’.•’
Г-J—. I I —
.. • ЬЧ’5
— -J- ■’■ V.-
‘ ^ ;.Ж: v^.®,
• . > I. ■’ .*
V- ‘•;■
,-T^ —
n I
.-■^ ■ ^ > t. дЧ
■-♦-f*: •’^1
. — ‘J
^ ________________________________ ____
_____irtr tfV»
—. ‘-Jr^
, Tjj -.
1Й-
УДК 373.167.1:50-^50(075.3) ББК 20я71 В22
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
Руководитель издательской программы — доктор пед. наук, профессор, чл.-корр. АПСН Р.К Буныев
Руководитель естественно-научного направления — канд биол. наук,
доцент чл.-корр. АПСН А.А Вьхрушвв
Вахрушев А.А., Бурский О.В*. Раутиан А.С.
В22 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс [«Я и мир
вокруг»), — М. : Баласс ; Издательства Школьный дом, 2012. — 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
ISBN 978-5-85939 712 9 («Баласс»}
ISBN 978—5—905772-14-Б («И.здатепьство Школьный дом»)
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» [«Я и мир вокруг») является составной частью учебного комплекга дли 1-го класса. Содержание заданий в тетради овя.яаио с материалом учебника «Окружающий мир». При составлении заданий учитывались задачи реализации пич-ностно ориентирооаммого обучении учащихся и развития их творческое MbiujneHnn.
Учебник «Окружающий мир» рекомендован Миниоюрством образования и науки РФ. Учебник и рабочая тетрадь к нему соотоетствуют Федеральному i осударствемному образовательному стандарту/ начального общего образования, являются составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
УДК 373.167.1:50^50(075 3) ББК 20я71
)
Данное пособие в цепом и никакая его часть f t
Федеральный государственный образоаательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к учебнику «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1 класс
Условные
обозначения
рассказать, объяснить;
обвести, подчеркнуть, соедини гь,| дописать, вставить слова;
нарисовать, дорисовать, раскрасить;
сделать опыт, интересное наблюдение;
выполнить задание вместе с родителями;
•W
L
— поработать в группе;
разрезать карточки
Москва
БЛЛЛОС
2012
Л1
Тема 1. Ты — школьник
А -V
^
1- Найди пару каждому рисунку верхнего ряда. Соедини рисунки.
2. Кто из детей пойдёт в школу? Соедини рисунки.
3. Кто из поросят какой домик построит?
г
4. Помоги львёнку собрать портфель.
£Ш..
V——
Тема 2. Путешествуем, не выходя из класса
1- Соедини слова и нарисованные пред меты.
ДОМ
СЛОН
ЛЕВ
ЗАЯЦ
СТОЛ
ОКНО
ГРИБ
2. Представь, что ты робот. Попроси товарища отдавать тебе команды словами, а ты будешь их выполнять.
4
Mi
3- Послушай стихотворение цветными карандашами осень.
и нарисуй
Осень
Осень на опушке Краски разводила,
По листве тихонько Кистью проводила. Пожелтел орешник И зарделись клёны, В пурпуре осинки. Только дуб зелёный. Утешает осень:
— Не жалейте лета! Посмотрите — роща Золотом одета.
3. Федоровская
Тема 3. Ценный совет
1 — Что делают ребята на рисунках? Что J должно у них получиться в результате? Соедини.
л
J
А t I
2- Нарисуй вместе с соседом по парте рисунок. Пусть один из вас нарисует дом, а другой — всё, что рядом с домом. Расскажите, что получилось.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Зачем нужен жизненный опыт
1. Раскрась рисунки, используя свой опыт.
2. Найди в толпе любимых сказочных геро ев. Обведи их.
7
Тема 4. Где и куда
i
ш;
1. Раскрась красным карандашом стрелку, показывающую направление «вперёд», а синим — направление «вправо».
П#’ 2. Обозначь стрелками для каждого из .. путешественников направление «вперёд».
8
3. Раскрась любым цветом. Слева раскрашивай только узор, а справа — только фон.
4. На правом рисунке дорисуй человека. Определи, с какой стороны от человека идёт собака.
5. Нарисуй, что видит водитель троллей буса.
Тема 5. Учимся определять верх и низ
1. Товарищ зовёт Мишу во двор. Обозначь, с какого балкона смотрит на него Миша.
2. Когда мальчик кувыркался, он видел предметы перевёрнутыми. Покажи стрелкой направление вниз, к земле, для каждого из предметов.
L
10
3. Размести на дереве двух весёлых чижей. Известно, что место чижа-повара расположено правее и на две ветки выше чижа-трубочиста, а место чижа-дворника левее и на три ветки ниже чижа-посудо-мойки.
11
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Раньше и позже
1. Определи, в каком порядке складывали башню. Раскрась кубики.
J
2. Определи, в каком направлении укладывали костяшки домино. Обведи нужную стрелку и отметь галочкой костяшку, которую положили первой.
I I
3. Соедини стрелками рисунки по порядку что было раньше, что потом.
12
Тема 6. Предметы и их признаки
i [ i
1. Нарисуй в рамках плоды: слева — не большой кислый овальный, а справа -большой, полосатый, круглый, сладкий.
2- Какую часть растения забыл изобразить художник? Дорисуй её.
13
3. Что это за предметы? Нарисуй в каждом ряду ещё один предмет.
: _ . —
X I
» # 4. Догадайся, какие слова можно вписать вместо пропусков, и подпиши рисунки.
W~»M I
Маша машет Коля колет катит
\^. — ?м
манит пашет валит
14
Тема 7. Сочетание предметов
1. На маленьких картинках нарисованы предметы, которые можно увидеть в классе. Соедини предметы с их изображением на большом рисунке. Подбери подходящие картинки среди разрезных карточек (стр. 75-80).
Классная ра
: — V Й’
15
2. Назови изображённых на рисунках животных и место, где ты можешь их всех увидеть. Докрась рисунок.
16
J
3- Где можно увидеть эти предметы животных? Соедини картинки.
и
1
«ф жа’|
17
Тема 8. Осень: природа готовится к зиме
1. Подбери краски для осеннего рисунка
2. Раскрась осенние листья в нужный цвет.
3- Обведи грибы, которые ты положишь в корзину.
18
4. Подбери и вставь в текст нужные слова: накапливает, запасает, улетают, ищет, роет, делает запасы, закрывают.
Медведь Белка _ Кабан _
Крот _ Сойка Гуси ,
Муравьи
берлогу, на зиму, жир, чтобы не бояться голода и холода, ходы под землёй, жёлуди на зиму, на юг.
ходы в муравейник,
i
I
i
5. Обведи красным карандашом предметы, которые чаще всего встречаются осенью, синим — круглый год, а зелёным — те, которые осенью не встречаются.
19
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
ОСЕНЬ
• Расскажи о своих наблюдениях осенью
За погодой я наблюдал целую неделю
с______ ___ ___ по_______________
(день, месяц)
(день, месяц)
Ярко СИЯЛО солнце
дней.
Солнце прят^ось за облаками
дней.
Шёл дождь
дней.
Было тепло
дней.
Было прохладно
дней.
20
»
выводы УЧЁНОГО:
Погода осенью более летом.
Погода осенью более зимой.
Осенью часто идёт_
чем
чем
Солнечных дней осенью летом.
Осенью я ем много___
(дождь или снег)
чем
ведь они созревают в это время года.
i А I 1!1
Попробуй нарисовать осенние дары природы.
1
Листья осенью становятся
Нарисуй листья, которые ты видел осенью
Впервые я увидел пожелтевшее дерево
(день,
месяц)
21
i
Тема 9. Наши помощники — органы чувст

Учебник Окружающий мир 2 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 1

Учебник Окружающий мир 2 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
2 клас^ • Часть 1
Москва
БЛ/УЧОС
2015
УДК 373.167.1:50+50(075.2] ББК 20я71 В22
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
Совет координаторов предметных линий Образовательной системы «Школа 2100» -лауреат премии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках
На учебник получены положительные заключения по результатам научной экспертизы (заключение РАН от 01.11.2010 № 10106-5215/339), педагогической экспертизы (заключение РАН от 20.01.2014 № 000386) и общественной эскпертизы (заключение НП «Лига образования» от 30.01.2014 № 141)
Руководитель издательской программы -доктор пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Р.Н. Бунеев
Вахрушев, А.А.
В22 Окружающий мир. 2 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. — Изд. 4-е, перераб. — М. : Баласс, 2015. — 144 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»].
ISBN 978-5-85939-717-4
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса («Наша планета Земля») соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в основной школе.
Может использоваться как учебное пособие.
УДК 373.167.1:50+50(075.2]
ББК 20я71
Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав
ISBN 978-5-85939-717-4
© Вахрушев А.А., Бурский О.В.,
Раутиан А.С., 1997, 2003, 2008, 2011 © ООО «Баласс», 1997, 2003, 2008, 2011
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
Ты будешь изучать ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по учебнику развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Жизнь так устроена, что людям постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Наша цель — помочь каждому научиться их решать, оставаясь при этом достойным человеком.
Для этого надо уметь:
организовывать свои дела;
• находить и использовать нужную информацию; учиться понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом;
• учиться оценивать свои и чужие поступки.
Всему этому мы продолжим учиться на уроках
окружающего мира.
ЗАЧЕМ МЫ УЧИМСЯ?
Нас окружает огромный и интересный мир, в котором ты живёшь, который ты видишь, слышишь и ощущаешь. Науки об окружающем мире расскажут тебе, как он устроен, как в нём жить, как найти в этом мире своё достойное место.
Ты научишься понимать, что и почему происходит вокруг нас. Например, узнаешь, почему не заканчивается вода в реке. Или почему в Африке жарко, а в Арктике холодно.
• Так помечены задания, которые учат понимать мир и работать с информацией. Правильный путь выполнения таких заданий нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, которые помогут тебе выполнить задание.
Очень важно научиться определять своё отношение
к происходящему, оценивать, что плохо, а что хорошо, решать, как правильно поступить. Например, как вести себя в лесу, чтобы не навредить природе.
• Так помечены задания, которые учат оценивать свои и чужие поступки. Их каждый может выполнить по-своему. Ведь у каждого ученика есть своё мнение.
^ Так обозначены задания для работы в паре или группе. Они учат общаться и взаимодействовать друг с другом.
Так помечены вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике в готовом виде.
КАК БУДЕМ УЧИТЬСЯ?
Чтобы справиться с проблемами, нужно уметь их решать. Для этого ты должен научиться организовывать свои дела.
1. На уроке сложилась ситуация, как в жизни: надо решать проблему, а знаний не хватает (мы будем называть такую ситуацию проблемной).
2. Ученики высказывают предположения о том, как решить проблему.
3. Потом ученики в диалоге с учителем открывают новые знания и проверяют свои предположения с помощью учебника.
4. Дети учатся применять новые знания.
5. В конце урока ученики рассказывают, что они узнали и как они работали.
Ты — второклассник. Ты уже умеешь отвечать на непростые проблемные вопросы. Теперь твоя главная задача — научиться открывать новые знания и проверять себя с помощью учебника. Ты снова будешь учиться применять новые знания в жизни.
Условные знаки и шрифт помогут тебе ориентироваться в учебнике
Организовывать свою деятельность на уроке ты сможешь с помощью подсказок на цветных плашках. Подробнее объясним, как это будет происходить.
ОПРЕДЕЛЯЕМ основной ВОПРОС (ПРОБЛЕМУ) УРОКА
Так обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с учителем формулируют основной вопрос, проблему урока.
Проблема, которую вы будете пытаться решить. ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Так обозначены вопросы и задания по пройденному материалу, который необходим для изучения нового.
УЧИМСЯ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
Так обозначен учебный материал, позволяющий ученикам в диалоге с учителем познакомиться с новыми знаниями и умениями.
Таким шрифтом и точками разных цветов (♦, •, -•]
выделены вопросы и задания для беседы на уроке.
Таким шрифтом напечатан текст, в котором есть ответы на вопросы. При необходимости его может прочесть на уроке учитель или хорошо читающий ученик.
Так обозначены главные выводы.
Эти слова нужно не только понять, но и запомнить.
Эти слова нужно понять на уроке, но помнить не обязательно.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Так обозначены задания, вопросы и задачи, которые
X о о
требуют применения новых знании или умении.
Щ Этим знаком обозначены задания, из которых учитель может выбирать материал для домашней работы. Н — необходимый (базовый) уровень.
П — повышенный уровень.
Ф| Так обозначены жизненные задачи и проекты.
Они учат решать проблемы в жизни. Для этого нужны самые разные знания и умения.
ЧТО НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАПОМНИТЬ?
Ни один человек не может знать всё. Поэтому важно научиться находить те знания, которые понадобятся тебе для решения той или иной задачи.
В учебнике много интересного. В рамке помещены сведения, которые нужно понимать и уметь объяснять. Это главный вывод урока.
Текст учебника не нужно пересказывать и тем более заучивать наизусть! Его надо понять, чтобы выполнить задания.
Так отмечен ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для тех, кто хочет знать больше. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ предназначен для тех учеников, кто особо интересуется темой урока.
Раздел I. НАША ПЛАНЕТА
Эта книга познакомит тебя с планетой, на которой ты живёшь. Ты снова будешь учиться читать, но не слова и предложения, а географические карты. С их помощью ты сможешь путешествовать по разным странам, морям и океанам.
Для этого тебе придётся научиться:
• объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
• объяснять действие притяжения Земли на предметы;
• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
• наблюдать за погодой и описывать её;
• определять стороны света по солнцу и по компасу;
• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Если ты готов начать путешествие, то посмотри на рисунок и ответь на вопросы.
• Что больше: гора или дом; самолёт, змей или мяч?
Почему большие предметы иногда кажутся маленькими?
91
§ 1. ОБЩИЕ СЛОВА — ПОНЯТИЯ
^ ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
• Какие из этих слов обозначают предметы? (Личный опыт)
Лист, листопад, цыплёнок, рождение, дождь, вода.
УЧИМСЯ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
• Как объединить эти предметы в группы? Дай каждой группе общее название.
Ты видишь, что слова могут обозначать не только отдельные предметы, а много похожих предметов. Такие общие слова называются понятиями.
• Каким общим словом называют эти предметы?
• Какое понятие объединяет больше различных живых существ: «животные» или «слоны»?
8
♦ Найди общее слово, которое объединяет предметы на каждом рисунке.
Какие слова прочитали Лена и Миша?
Помоги Лене правильно расставить указатели.
Реши, кто лучше ответил на вопрос Лены.
— это неживые предметы.)
Что такое природа?
Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.
(^Природа — это все живые организмы.^
10
Вещи созданы трудом людей. Всё, что не создано трудом людей, называют природой. Различают живую и неживую природу.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Какие слова называют понятиями?
2. • Можно ли сказать, что собаки различных пород — это искусственные предметы, ведь они выведены человеком?
ш
3. Н Какие бывают предметы?
ВСЕ ПРЕДМЕТЫ
т 9
• П Приведи примеры предметов из разных групп.
11
§ 2. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ВСЕ ПРЕДМЕТЫ
^ ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Что нужно сделать с водой, чтобы превратить её в лёд или пар? (1-й класс, § 21.]
Чем лёд отличается от воды? (1-й класс, § 21.]
УЧИМСЯ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ Почему у предметов различные свойства
• Что общего у предметов каждой группы?
• Какие общие свойства у предметов из стекла? А у предметов из камня?
• Из чего состоят предметы на двух рисунках? От чего зависят их свойства?
То, из чего состоят предметы, называют веществом. Свойства предмета зависят от того, из какого вещества он состоит. Например, стакан — стеклянный, значит, он может разбить

ГДЗ Окружающий мир 4 класс Вахрушев, Данилова, Бурский, Раутиан

Окружающий мир 4 класс

Учебник

Вахрушев, Данилова, Бурский, Раутиан

1, 2

Школа 2100

БАЛАСС

Четвертый класс, пожалуй, был и есть наиболее сложным периодом для ученика начальной школы. Оно и верно — переводные экзамены, повторение изученного, получение нового материала… Такие объемы не всегда может осилить взрослый, не говоря уж о ребенке. А темы, предоставляемые учебником, не облегчает ситуацию – они представляют собой смешение нескольких наук, из-за чего школьнику сложнее усваивать информацию. «Так что же делать?» — спросите вы. Онлайн-решебник к учебнику «Окружающий мир 4 класс Учебник Вахрушев, Данилова, Бурский, Раутиан БАЛАСС Школа 2100» — наш ответ!

Структура учебника

Учебник делится на несколько блоков и тематических параграфов с заданиями и номерами в конце. ГДЗ поможет вам справиться с ними, даст только верные и точные ответы.

Зачем вам решебник

Четвероклассник и его родители частенько сталкиваются с нежеланием выполнять уроки, излишней нервотрепкой. Все это дурно сказывается на оценках учащегося. Но онлайн-решебник способен помочь! Среди его преимуществ:

  • На домашнее задание уходит гораздо меньше времени.
  • Не надо вспоминать всю школьную программу. Родитель быстро сможет узнать правильные ответы и донести их до ребёнка вместе с правилами.
  • Возможность проверить самого себя, сверив ответы с ГДЗ.

С этим пособием уроки точно не страшны!

Похожие ГДЗ Окружающий мир 4 класс

Учебник Окружающий мир 2 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 2

Учебник Окружающий мир 2 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
гага
га
2 клас^ • Часть 2
Москва
Б/шх:
2015
УДК 373.167.1:50+50(075.2] ББК 20я71 В22
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» шкГ1′-ула
Совет координаторов предметных линий Образовательной системы «Школа 2100» -лауреат премии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках
На учебник получены положительные заключения по результатам научной экспертизы (заключение РАН от 01.11.2010 № 10106-5215/339), педагогической экспертизы (заключение РАН от 20.01.2014 № 000386) и общественной эскпертизы (заключение НП «Лига образования» от 30.01.2014 № 141)
Руководитель издательской программы -доктор пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Р.Н. Бунеев
Вахрушев, А.А.
В22 Окружающий мир. 2 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. — Изд. 4-е, перераб. — М. : Баласс, 2015. — 128 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»].
ISBN 978-5-85939-718-1
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса («Наша планета Земля») соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в основной школе.
Может использоваться как учебное пособие.
УДК 373.167.1:50+50(075.2]
ББК 20я71
Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав
ISBN 978-5-85939-718-1
© Вахрушев А.А., Бурский О.В.,
Раутиан А.С., 1997, 2003, 2008, 2011 © ООО «Баласс», 1997, 2003, 2008, 2011
Раздел II. ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ
Эта книга расскажет тебе о растениях, животных и людях близких и далёких уголков Земли. Ты узнаешь, почему они такие разные. Ты научишься определять, что нужно им друг от друга и без чего они не могут обойтись.
Для этого тебе надо будет научиться:
• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• называть основные природные зоны и их особенности;
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Если ты готов к новым путешествиям, то посмотри на рисунок и ответь на вопросы:
• Как изменилась бы жизнь на Земле, если бы Солнце вдруг погасло?
• Почему будильник не работает, если из него вынуть всего одну маленькую деталь?
§19. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Как отличить живые организмы от неживых предметов? (1-й класс.)
ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА
Лена: Я каждый день поливаю цветы и кормлю котёнка. Кто же ухаживает за растениями и животными в природе?
91
Помоги ответить на вопрос Лены.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ У каждого — своё место обитания
• Где белка, одуванчик, осьминог и кувшинка чувствуют себя как дома? Что будет, если их поменять местами?
Любой живой организм встречается в природе только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это -его место обитания. Здесь организм чувствует себя как дома, а в другом месте может погибнуть.
Пищевые связи, или Кто чем питается
• Как связаны друг с другом эти животные и растения?
• Как ты думаешь, могут ли синицы съесть всех гусениц?
В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения объединены пищевыми связями. Их не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи.
• Что помогает гусеницам ползать по листьям дуба?
• Какая окраска помогает им прятаться от синиц?
• Почему у ястребов такие большие когти?
Каждый уголок природы населён только теми живыми существами, которые хорошо приспособлены к условиям своего обитания и друг к другу.
Экосистема
• Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы?
Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему, или просто экосистему.
Экосистема устроена чрезвычайно мудро: в ней есть всё, что нужно для жизни, и нет ничего лишнего. Главный секрет экосистемы — в пищевых связях её обитателей.
«Кормильцы»
• Как называются вещества, из которых построено тело любого живого организма? Найди ответ на рисунке. Расскажи, из чего растения создают эти вещества.
Минеральные вещества
Главная роль в экосистеме принадлежит растениям. Они снабжают органическими веществами всех обитателей экосистемы. Поэтому назовём их «кормильцами».
Кроме того, растения обогащают воздух кислородом и делают его пригодным для дыхания. Они также укрывают животных от ветра и солнца, дождя и снега.
«Едоки»
• Что происходит с растением в теле животного?
Органические вещества растения
Органические вещества животного
Животных называют «едоками». Это их основная роль в экосистеме. Животные, которые питаются растениями, не съедают их целиком. Из оставшихся частей могут вырасти новые растения. Многие животные помогают растениям: переносят их пыльцу и семена. Кроме того, они дышат, поглощая из воздуха кислород.
«Мусорщики»
Если бы в экосистеме были только «кормильцы» и «едоки», то в ней скопилось бы много мусора: прошлогодней травы, опавших листьев и веток, останков животных. Однако эти отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, микроскопическими бактериями и мелкими животными, обитающими под опавшей листвой.
• Рассмотри рисунки. Встречались ли тебе такие организмы?
Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, нужные растениям. Поэтому мы назовём их «мусорщиками».
Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою земли тёмную окраску. Он превращается в почву — волшебный слой, обладающий плодородием.
• В каком горшке из семечка вырастет полноценное растение? Почему? Что нужно растению для роста?
(f В природе все живые организмы ^ объединены
в экосистемы и поэтому существуют без нашей
помощи. ))
Экосистема, почва
©
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Почему за дикими животными и растениями не надо ухаживать, а за домашними — надо?
2. Как в экосистеме вещества передаются от одного организма к другому?
3. • Где из неорганических веществ образуются органические вещества? Как в этом участвует солнечный свет?
ш
4. Н Что такое экосистема? П Почему ни одна экосистема не обходится без «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков»?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Круговорот веществ
Вещества в экосистеме переходят от одного организма к другому по кругу.
• Найди все части экосистемы и расскажи, как к ним поступают и во что превращаются вещества экосистемы.
Вещества перерабатываются, меняют свои свойства, но не исчезают, а используются снова и снова. Экосистема не нуждается ни в чём, кроме солнечного света. Благодаря этому она может жить очень долго, если ничто не помешает. Растениям не нужно, чтобы их поливали, удобряли или пропалывали. Животным не нужно, чтобы их кормили. Не надо убирать за ними отходы — это делают «мусорщики».
8
♦ Найди на рисунках природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи.
Люди берут из природы то, что им нужно. Иногда после этого экосистема перестаёт исправно работать. Она уже не может обеспечить своих обитателей всем необходимым. В ней накапливается мусор. Учёные стали выяснять, чем «больна» природа. Они обнаружили, что все живые организмы тесно связаны с неживой природой и, кроме того, не могут жить друг без друга. Люди научились определять, чего не хватает в нарушенных экосистемах, и стараются их «вылечить». Ты тоже можешь этому научиться, когда получше узнаешь законы природы.
Подведём итоги:
1. Экосистема — это такое «содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
2. Организмы в экосистеме выполняют три роли: одни из них — «кормильцы», другие — «едоки», третьи -«мусорщики».
3. В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.
4. В экосистеме нет ничего лишнего: всё, что производится, полностью используется её обитателями