Тренировочные задания по математике для 1 класса по методике Занкова Л.В.
Автор Administrator На чтение 2 мин. Опубликовано
Л.В. Занков – создатель целой системы для обучения детей школьного возраста. Математика, составленная с учетом рекомендаций автора, рассчитана на кропотливый труд, внимательность и творческий подход к решению задач. Задания «по Занкову» известны большим объемом полезной нагрузки, оказываемой на детский интеллект.
Л.В. Занков – создатель целой системы для обучения детей школьного возраста. Математика, составленная с учетом рекомендаций автора, рассчитана на кропотливый труд, внимательность и творческий подход к решению задач. Задания «по Занкову» известны большим объемом полезной нагрузки, оказываемой на детский интеллект.
Данная книга – это сборник заданий, составленных последователями Занкова. Чем отличается система Леонида Владимировича от обычной школьной программы? Задания из учебников «по Занкову» рассчитаны на высокий уровень знаний и трудолюбие учеников. Сугубо деловой подход и научные формулировки примеров и задач дают настрой на серьезную работу.
Интересно, что тренировочные задания по математике для 1 класса по методике Занкова Л.В. родителям кажутся сложными. Сказывается привычный образ мышления, на который рассчитана традиционная школьная программа. Математическое творчество – вот подход, используемый учителями, работающими по данной развивающей системе. Родители, сумевшие найти ключ к пониманию и объяснению задач, отзываются об учебнике, как о книге, формирующей высокий «математический» интеллект, дающей мощную логическую нагрузку и содержащей задачи по математике с научной формулировкой.
Данное пособие используется учителями начальной школы и может быть применено дома для одаренных детей, развитие которых вышло за рамки общепринятой школьной программы.
Мы предлагаем скачать на нашем сайте математические задания, написанные по развивающей системе Занкова Л.В., дефектолога, детского психолога, исследователя методов эффективного обучения и признанного специалиста в области запоминания и памяти.
Год издания: 2013
Формат: PDF
Количество страниц: 3
Язык: Русский
Скачать бесплатно matematika_1_klass_zankov_uchebnik.pdf
Обучение грамоте | |
Азбука. Учебник. 1 класс Нечаева Н.В., Белорусец К.С. не включен в федеральный перечень | |
Азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс Нечаева Н.В. | |
Тетрадь по письму. 1 класс. В 4-х частях Нечаева Н.В., Булычева Н.К. | |
Звуки и буквы. Учусь грамоте. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях Мельникова О.А. | |
Я читаю? Тетрадь по чтению к «Азбуке». 1 класс. В 3-х частях Нечаева Н.В., Белорусец К.С. | |
Обучение грамоте. Методические рекомендации Нечаева Н.В. | |
Обучение грамоте. Поурочное планирование. 1 класс Петрова Е.А. | |
Обучение грамоте. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс Петрова Е.А. | |
CD. Курс русского языка по системе Л.В.Занкова. 1-4 классы. Лекции. В 3-х частях. Часть 1 «Обучение грамоте» Нечаева Н.В. | |
CD. Живой Алфавит. Учимся писать буквы. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Нечаева Н.В., Белорусец К.С. | |
CD. Азбука. Электронное приложение к учебнику. 1 класс Нечаева Н.В., Белорусец К.С. | |
Наверх | |
Русский язык | |
Русский язык. Учебник. 1 класс Нечаева Н.В. не включен в федеральный перечень | |
Русский язык. Методические рекомендации. 1 класс Нечаева Н.В. | |
Русский язык. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс Петрова Е.А. | |
CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику. 1 класс Нечаева Н.В. | |
CD. Курс русского языка в системе Л.В.Занкова. 1-4классы. Лекции. В 3-х частях. Часть 2 и 3 Нечаева Н.В. | |
Русский язык. Что я знаю. Что умею. Тетрадь проверочных работ. 1 класс Воскресенская Н.Е. | |
Наверх | |
Литературное чтение (Свиридова В.Ю.) | |
Литературное чтение. Учебник. 1 класс Свиридова В.Ю. не включен в федеральный перечень | |
Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс Свиридова В.Ю. | |
Учись читать. Пособие по чтению. 1 класс Свиридова В.Ю., Березина Э.В. | |
Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс Свиридова В.Ю. | |
Литературное чтение. Поурочное планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой. 1-2 класс Березина Э.В. | |
Литературное чтение. Поурочно-тематическое планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой. 1-2 классы Березина Э.В. | |
CD. Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику В.Ю. Свиридовой. 1 класс Свиридова В.Ю. | |
CD. Курс литературного чтения в системе Л.В.Занкова. 1-4 классы. Лекции Свиридова В.Ю. | |
Наверх | |
Литературное чтение (Лазарева В.А.) | |
Литературное чтение. Учебник. 1 класс Лазарева В.А. не включен в федеральный перечень | |
Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс Лазарева В.А. | |
Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс Лазарева В.А. | |
Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. 1-4 классы (2010 г.и.) Лазарева А.В. | |
CD. Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику В.А. Лазаревой. 1 класс Лазарева В.А. | |
CD. Модель современного урока литературного чтения в системе Л.В. Занкова. 1-4 классы. Лекции Лазарева В.А. | |
Наверх | |
Математика | |
Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. не включен в федеральный перечень | |
Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 4-х частях Бененсон Е.П., Итина Л.С. | |
Математика. Сборник заданий для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. 1-4 класс Аргинская И.И. | |
Сборник заданий по математике для текущего и тематического контроля. 1 класс Ванцян А.Г., Ефремова А.Г. | |
Сборник заданий по математике для групповых и индивидуальных занятий. 1 класс Ванцян А.Г., Ефремова А.Г. | |
Математика. Сборник заданий для текущего и промежуточного контроля. 1 класс. В 2-х частях: 1-е полугодие и 2-е полугодие Ванцян А.Г., Федоскина О.В., Ефремова А.Г. | |
Математика. Что я знаю. Что умею. Тетрадь проверочных работ. 1 класс Ефремова А.Г. | |
Математика. Методические рекомендации. 1 класс Аргинская И.И., Кормишина С.Н. | |
Математика. Поурочное планирование. 1 класс Зубова С.П. | |
Методический комментарий к заданиям учебника «Математика». 1 класс Керженцева А.В. | |
Методический комментарий к заданиям рабочих тетрадей по математике. 1 класс Керженцева А.В. | |
CD. Математика. Электронное приложение к учебнику И.И. Аргинской и др. 1 класс Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. | |
CD. Курс математики в системе Л.В. Занкова. 1-4 классы. Лекции. В 3-х частях Кормишина С.Н. | |
DVD. Математика в системе Л.В. Занкова. Видеоуроки. Конспекты уроков. Комментарии. 1, 4 классы Кормишина С.Н. | |
Математика и информатика. Учебное пособие. 1 класс. В 2-х частях Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Волков С.А. | |
Наверх | |
Окружающий мир | |
Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. не включен в федеральный перечень | |
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | |
Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю. | |
Окружающий мир. Поурочное планирование. 1-2 классы Плотникова А.Ю., Галяшина П.А. | |
CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. 1 класс Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | |
DVD. «Окружающий мир» в системе Л.В.Занкова. Видеоуроки. Конспекты уроков. Комментарии. 1 и 4 классы Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | |
CD. Курс «Окружающий мир» в системе Л.В.Занкова. 1-4 классы. Лекция Селюнина Н.В. | |
Наверх | |
Музыка | |
Музыка. Учебник. 1 класс Ригина Г.С. не включен в федеральный перечень | |
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка». 1 класс Ригина Г.С. | |
Музыка. Методические рекомендации. 1-2 класс Ригина Г.С. | |
Наверх | |
Изобразительное искусство | |
Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс Ашикова С.Г. не включен в федеральный перечень | |
Лаборатория искусства. Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству. 1 класс Ашикова С.Г. | |
Чистая линия. Художественные прописи. 1 класс. В 2-х частях Ашикова С.Г. | |
Изобразительное искусство. Методически рекомендации. 1 класс Ашикова С.Г. | |
Наверх | |
Технология | |
Технология. Умные руки. Учебник. 1 класс. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. не включен в федеральный перечень | |
Школа волшебников. Рабочая тетрадь по технологии для 1 класса Проснякова Т.Н. | |
Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ к учебнику «Технология. Умные руки». 1 класс Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И. | |
Технология. Умные руки. Методические рекомендации. 1 класс Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. | |
Наверх | |
Физическая культура | |
Физическая культура. Учебник. 1-4 класс Шаулин В.Н. не включен в федеральный перечень | |
Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы Шаулин В.Н. | |
Наверх | |
Дополнительная литература | |
Контрольные и проверочные работы. Система Л.В.Занкова. 1-е полугодие Яковлева С.Г. | |
Контрольные и проверочные работы. Система Л.В.Занкова. 2-е полугодие Яковлева С.Г. | |
CD. Проверь себя. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. Русский язык. 1 класс Материалы для текущего и тематического контроля | |
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Часть 1 (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, технология) | |
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Часть 2 (Основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика, английский язык, изобразительное искусство, физическая культура) | |
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова (Направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, социальное, спортивно-оздоровительное) | |
Дом в обычном переулке. Учебник. 1 класс. (Экономика) Смирнова Т.В. | |
Дом в обычном переулке. Методические рекомендации к курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения) Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. | |
Азбука финансовой грамотности. Вокруг денег. Рабочая тетрадь. 1 класс Письменюк О.С. | |
Школьный старт. Рабочая тетрадь для первоклассников Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. | |
Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. | |
Учимся учиться и действовать. Рабочая тетрадь для первоклассников Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. | |
Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. | |
Олимпиадные задания. 1-2 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир Раицкая Г.В. | |
Наверх |
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Школьная программа Занкова для начальных классов
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать вас на страницах блога, где мы все вместе пытаемся разобраться, чему и как учат наших детишек в школе. Когда на горизонте начинает маячить 1 класс, у родителей возникает очень много вопросов по поводу программ обучения ребят. А программ сейчас немало, основные из них мы рассматривали здесь.
Как же правильно выбрать программу обучения для своего ребенка? Я думаю, для начала стоит разобраться с тем, что из себя представляет каждая из них, а потом уже делать выводы. И сегодня на повестке дня школьная программа Занкова. Слышали про такую? Если да, то жду ваших дополнений по теме в комментариях. Ну а если нет, то сейчас я вам про нее немножко расскажу.
Давайте начнем с того, чье имя носит данная программа?
Кто такой Занков?
Занков Леонид Владимирович – это советский психолог. Он родился в самом начале XX века и скончался в 1977 году. Леонид Владимирович был специалистом по педагогической психологии и изучал вопросы, связанные с развитием детей, в результате выявил некоторые закономерности, влияющие на эффективность их обучения. Это если очень кратко.
Свою систему обучения Занков разработал еще в 60-70-х годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в школах, как экспериментальную. Применяют ее и по сей день. Программа Занкова относится к разряду нетрадиционных, развивающих программ обучения. И имеет свои особенности.
Говорят вам о чем-нибудь эти принципы? Мне, если честно, на данном этапе вообще ни о чем) Так что давайте копать глубже, рассмотрим каждый из принципов Занкова подробнее.
Уровень трудности
Уровень этот должен быть высоким. Это не значит, что детишкам во 2 классе будут предлагать решить задачи за 9 класс. Смысл здесь в другом. На уроках деткам дают «пищу» для ума, побуждают включать свой интеллект, анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции.
Занков считал, что только таким способом можно достигнуть интенсивного и быстрого развития школьников. Приветствуются даже неправильные ответы. Так как нахождение ошибок – тоже способ усвоения материала. Задача учителя «растормошить» учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять активность на уроках, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.
Быстрый темп
В чем суть данного принципа? Как я уже говорила, Занков много работал с детьми и убедился в том, что дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если им изо дня в день «долбить» одно и то же (например, заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в словах или решать однообразные примеры на умножение), то продуктивность их работы снижается, им становится совсем неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения материала снижается.
Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил каждую единицу информации на уроках рассматривать в связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства, искать различия. Рассматривать материал как единую логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение с еще одним принципом — «связь между частями материала».
Связь между частями материала
Причем, эта связь иногда выходит за рамки программы начальной школы. Детям предоставляется информация из средних классов. Но не для изучения, а для ознакомления. Для того, чтобы можно было шире и глубже понять суть изучаемого явления.
Теоретические знания
А куда наши дети без знания разных определений, правил, терминов? Да никуда! И их этому научат. Вопрос только как? Учитель не принесет своим «птенчикам» «червячка» в клювике, он просто расскажет, что этот «червячок» очень вкусненький и намекнет на то, где он прячется. А задача «птенчиков» этого червячка найти, внимательно рассмотреть, ну и потом уже «слопать».
Вот детишки и стараются, добывают знания путем обсуждения, анализа, умозаключений, совместной работы на уроке. Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки и в результате докапываются до истины. Знания, приобретенные таким путем, остаются в голове надолго. И это посыл к следующему принципу.
Осознанность обучения
Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это делают, как делают и зачем им это нужно. Причем, сам процесс обучения построен интересно. Например, одно из заданий, проверить работу соседа по парте. То есть, дети меняются тетрадками и проверяют друг друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть товарища, аргументируют, доказывают. Ну а тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно воспринимать критику, и если она кажется ему не обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку зрения.
Дети частенько посещают библиотеки, музеи, на уроках используется наглядный материал. Часто работа проводится в группах. Но, тем не менее, идет направленность на каждого конкретного ученика. Да, программа Занкова предполагает привлечение дополнительного материала. Но усваивать этот дополнительный материал ребенок вовсе не обязан. Его задача усвоить тот образовательный минимум, который определяется стандартом образования. Поэтому детки имеют возможность учиться в силу своих способностей.
Учебники
Как и у всех школьников, у маленьких «занковцев» есть свои учебники и рабочие тетради. Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке», и к учебникам русского языка прилагаются рабочие тетради.
Знакомиться с математикой детям помогают учебники и рабочие тетради, над которыми трудился целый коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
Есть две линии учебников по литературному чтению. Автором одной линии является Свиридова В.Ю., автором другой – Лазарева В.А. Также в арсенале маленького школьника для изучения литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.
Еще один важный предмет, «Окружающий мир», представлен учебниками под авторством Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. Эти же авторы составили и рабочую тетрадь по предмету.
Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов называются «Волшебная радуга». Авторы: Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.
Также есть отдельные учебники по «Музыке», «Изобразительному искусству», «Физической культуре», «Технологии» и предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Отзывы о программе
Вообще, мне программа показалась довольно интересной. Я думаю, что она приведет к тому, что на выходе из 4 класса мы получим думающих, рассуждающих, творческих человечков, которые не боятся столкнуться с трудностями и точно знают, что с этими трудностями делать. Но это произойдет только в том случае, если попадется «правильный» преподаватель, который точно знает, что он делает, и который «болеет» этой «занковской» идеей.
Видимо, в этом вся и проблема, в нехватке толковых учителей, работающих по системе Занкова. В интернете огромное количество негативных отзывов родителей о данной программе. Мамы и папы жалуются, что педагоги задают детям на дом такоооое, что волосы дыбом встают у всей семьи. И задачу решить не может не только ребенок, но даже и папа с мамой. Кстати, вот одна из задач, на которую очень жаловалась одна из мамочек на одном из форумов.
Это задачка для 3 класса. Вот как ее решить, если не составлять уравнения с неизвестными, а использовать логическое мышление? Ну, и какие ответы у вас получились? И каким способом вы ее решили? Могу сказать, что эта задача и принцип ее решения очень похожи на то, что предлагают детям на математических олимпиадах. И я вот что думаю, если дети решают такие задачи на уроках, то им любая олимпиада покажется простым таким развлечением.
Многие родители нервничают по поводу того, что ребенку постоянно требуется помощь с их стороны. Но, дорогие мои, даже в «Школе России» без помощи родителей дело не обходится. А ведь это классическая, привычная нам с вами программа.
Но, будет несправедливо не упомянуть и про позитивные отзывы. Учителя, которые учат младших школьников по Занкову говорят, что не променяют эту программу ни на одну другую. И что больше всего ей возмущаются те, кому лень заниматься со своими детьми.
Да и родители тоже говорят, что программа сильная и интересная. Что в 5 классе дети чувствуют себя уверенно и не испытывают трудностей в учебе. Очень много интересных творческих заданий предлагается детям. А домашние задания школьники выполняют быстро и просто.
Так что, друзья, мнения, как видите, разделились. К сожалению, не могу поделиться своим опытом по теме, так как ни один из моих троих детей по данной системе не учился. Мы все как-то больше со «Школой России» контактируем. Поэтому очень прошу тех, кто не по наслышке знает «занковскую» программу, поделиться своим мнением о ней в комментариях.
Ну а теперь посмотрите, каким интересным может быть урок математики по Занкову. Это просто видео-иллюстрация к тому, о чем написано выше. Все принципы в действии!
Также на блоге «ШколаЛа» можно подробнее познакомиться с «Системой обучения Эльконина Давыдова», программами «Начальная школа XXI века» и «Школа 2100».
Я благодарю вас за внимание, жду комментариев и предлагаю поделиться ссылкой на статью с вашими друзьями в социальных сетях.
Желаю вам всего самого доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
План-конспект урока (математика, 1 класс) по теме: Урок математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Тема «Выбор задачи из текста»
Учитель начальных классов
Решня Вера Николаевна
Урок математики в 1 классе
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема «Выбор задачи из текста»
Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»
Задачи:
- Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сравнивать предметы по разным признакам; развивать вычислительные навыки в пределах 10; оперировать пространственными объектами
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, умение работать в парах и в группе; работать над развитием внимания; формировать самооценку учащихся, самостоятельность
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: положительное отношение к изучению математики, проявлять интерес к учебному материалу, осуществлять первоначальную оценку собственной учебной деятельности.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; осуществлять совместно с учителем и одноклассниками контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.
Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; строить небольшие математические сообщения в устной форме; проводить сравнение; под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие.
Коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно читать тексты с целью освоения информации; составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме.
Предметные: овладеть понятием «задача»; различать задачи в ряду похожих объектов; записывать выражения по их описанию; уметь читать диаграммы, использовать данные диаграммы для выполнения заданий.
Основные понятия: «данные» и «искомое».
Средства наглядности: ЭОР, учебник, задания для работы в группах, карточки с цифрами 5 и 2, 3 и 2, ? , энциклопедии о животных, «Дерево радости», набор разноцветных кружков для каждого.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I | Мотивация | Учитель читает отрывок из стихотворения Р.Киплинга «Есть у меня шестёрка слуг» Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, — Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Р. Киплинг — О каких слугах говорит поэт в своём стихотворении? — А какое они имеют отношение к нашим урокам? СЛАЙД 1. — Вот и сегодня мы вновь превратимся в маленьких исследователей и узнаем ответы на многие математические вопросы и не только! | Самоорганизоваться, настроиться на работу | |
II | Актуализация знаний через создание коллизии | СЛАЙД 2. Учебник с.36 №89 — Кто изображен на рисунках? (птицы) – Что вы о них знаете? (энциклопедии) — На какой вопрос мы должны ответить в этом задании? — Сколько всего птиц на рисунках? — На сколько птиц больше, чем самолётов? – Как узнали? Почему? — Сколько летающих птиц? – На сколько летающих птиц больше, чем нелетающих? — Сколько птиц летит в левую сторону? На доске – А в правую сторону? | Сравнение предметов по разным признакам: сопоставление и противопоставление. Формулирование вывода на основании сравнения (нахождение «лишнего» предмета). Проведение разностного сравнения. | Развитие умения воспринимать и понимать информацию на слух, находить в ней сомнительные места, выделять противоречивые данные, интерпретировать и обобщать информацию |
III | Введение в тему через создание коллизии | В результате беседы на доске появилось два числа. Предлагается составить задачи с этими числами. — Вспомните, из каких частей состоит задача? (Опорная схема – условие, вопрос) Выслушиваем разные по содержанию задачи. — Докажи, что это задача. СЛАЙД 3.- А теперь моя задача: Витя насыпал корм в кормушку. Прилетело 5 птиц, а потом 2 птицы улетело. Какой Витя? — Мы ответили на вопрос? Решили задачу? (Нет. Это не задача…) — Как вы думаете, всё ли мы знаем о задаче? Достаточно ли мы её исследовали на прошлом уроке? Определите тему урока. СЛАЙД 4. | Составление разнообразных заданий с парой чисел. Определение темы урока | Развитие умения наблюдать, рассуждать, анализировать и делать вывод |
IV | Решение коллизии |
| Выделение задачи из текста путём рассуждений. Самостоятельная работа. | Исследовать, анализировать, делать вывод. Расширение словарного запаса |
V | Первичное закрепление Создание ситуации успеха | Блиц-опрос. Учитель читает тексты. Если текст является задачей, то ученик ставит +, если не является задачей, то – .
СЛАЙД 7. + — — + — | Самостоятельная работа. Взаимопроверка | Оценка и самооценка. |
VI | Минутка отдыха | Выполняются танцевальные движения в музыкальном сопровождении | Эстетическое восприятие Укрепление здоровья | |
VII | Творческая самостоятельная работа в группах | СЛАЙД 8. «Шифровальщик» -выполнение задания в группах. В итоге работы дети получают пословицы и группируют их по темам: об учении и о здоровье. СЛАЙД 9. Воспитательный момент о ЗОЖ, о важности учения. | Нахождение значения выражений, расшифровка слов, объединение их в предложения—пословицы. | Развитие вычислительных навыков, умения рассуждать, синтезировать, развитие речи |
VIII | Упражнение на логику | СЛАЙД 10.. «Найди любимую рыбку Маши, если ты знаешь, у неё закрыт рот и у неё не три полоски» | Нахождение искомого путём логического рассуждения | Формирование способности к аналитической деятельности, развитие логического мышления. |
X | Рефлексия | — Какое открытие вы для себя сегодня сделали? СЛАЙД 11. Какое задание вам больше всего понравилось? Что показалось трудным? С каким настроением уходите с урока? | Размышляют | Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения Учатся обобщать, фиксировать результаты деятельности во внешней речи. |
IX | Самооценка | — Оцените свою работу, раскрасив треугольник в тетради в соответствующий цвет. — Найдите своё место на дереве « радости», где вы себя идите на этом уроке? Для этого возьмите яблочко того же цвета, что и ваш треугольник. Поместите его на нашем «дереве радости» — Как дерево приносит хорошие плоды, так и мы должны своей работой показывать хорошие результаты. СЛАЙД 12. — Спасибо за урок! | Закрашивают треугольник в соответствующий цвет. | Анализирован, обосновывать свою оценку |
Образец заданий для шифровки
№1 Где здоровье, там и красота.
2 + 3 = О 8 – 2 = Е
4 + 4 = Д 5 + 4 = Г
6 + 1 = З 8 – 7 = Р
5 – 3 = В 6 – 3 =Ь
2 + 3 = А 8 – 2 = Т
4 + 4 = М 5 + 4 = К
6 + 1 = И 8 – 7 = Р
5 – 3 = О 6 – 3 =С
Opг. Момент Мотивационный Постановка учебной задачи Актуализация знаний Раскрытие темы урока Повторение изученного материала Рефлексия. Итог урока | Психологический настрой. У: В начале урока мы проведем логическую разминку: 1.Арифметическиий диктант. Кто желает поработать у доски? — Этот натуральный ряд чисел станет главным помощником на сегодняшнем уроке. -Составьте задачи по рисунку и запишите ее решение. (№131 из учебника) — Какие признаки задачи вы знаете? (условие, вопрос, данные, искомое) — Какие задачи составили и как решили? У: Молодцы! Задачи сегодня помогут нам понять новое. Обратимся к учебнику, стр. 50 № 130 (работа с учебником) — Что узнали нового? ( в выражении может быть несколько действий) — Как найти значение таких действий? — Составьте в паре свои выражения и запишите в тетрадь. ( проверка) — Кому понравилось решать выражения с несколькими действиями? — Попробуйте составить такое выражение к ломаной из №132. -Молодцы! -Самостоятельная работа на выбор: 1 вариант — Сравнить выражения 5- 2 * 5+2 8+1 * 9-2 4+3 * 3+4 6+2 * 7-2 3+3 * 8-2 2 вариант – Заполни пропуски + 3 = 7 6 — = 1 5 + = 10 — 2 = 4 +4 = 8 3 — = 0 — Кто выбрал первое задание? — Кто второе? — Молодцы! Второе задание было более трудное, значит, вы не боитесь трудностей, хотите больше знать. — А сейчас сюрприз – мультфильм. Но он будет с заданием, смотрите внимательно. — Сколько главных персонажей в фильме? — Сколько раз Крошка Енот приходил к пруду? — А что помогло Еноту победить страх? — Правильно, улыбка помогает в трудную минуту везде и всегда. Помните об этом. -Что было главным на уроке? Песня «Дружба» | Отвечают на вопросы, делают вывод Обсуждают задание, распределяют в заданном порядке, делают вывод Приходят к выводу, что в задача должна иметь все составляющие. Приходят к выводу, что выражения могут иметь несколько действий. Исходя из рассуждений, делают вывод, о том как находить значения суммы трех и более слагаемых. Оценивают свои возможности. Самоанализ | Корректирует дискуссию Организует взаимопроверку Организует работу в парах, наблюдает за выполнением задания Корректирует работу Предлагает задание, выслушивает и корректирует высказывания Организует и наблюдает за выполнением задания Корректирует дискуссию | Рассуждения, выводы Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания. Сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности. Анализ, рассуждение, вывод Сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Поиск и выделение необходимой информации, формулирование проблемы Определение последовательности действий. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученика Определение границ знания-незнания материала Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; самооценка |
Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы
При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
1. Кто такой Л. В. Занков?
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.
Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.
Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.
С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.
2. В чем суть его системы?
По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.
Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.
Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.
Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными
Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.
3. Как она применялась в России?
Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?
Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.
В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования прямо утверждается принцип, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому задачей для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов. К 2010 году создали учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
4. В чём плюсы системы Занкова?
Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.
Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.
Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе
Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.
5. Так, а за что её критикуют?
Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.
Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.
При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.
6. Что происходит с системой Занкова сегодня?
По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.
Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).
Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.
7. Так стоит ли на неё соглашаться?
Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.
Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?
Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.
Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)