Что такое изложение: как научиться его писать?
Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.
Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.
Что значит излагать и как это должно быть?
Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.
Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.
Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.
Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».
Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.
Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.
У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:
- понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
- правильно применять стиль и речь при пересказе,
- запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
- всё оформлять с началом и завершённым концом,
- совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.
Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!
Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.
Как можно пересказывать?
В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.
Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.
В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».
- Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
- Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
- Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.
Но это ещё не всё!
По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.
- Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
- Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
- Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
- Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.
С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?
Учимся писать изложение
В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.
Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.
- Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
- После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
- Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
- В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.
- В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
- Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
- Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
- Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
- Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
- Гордо несём учителю на проверку!
Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!
На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.
Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)
Всего вам доброго!
Евгения Климкович.
Учимся писать изложения в начальной школе
Изложение в 1-4 классах
Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.
Виды изложений
По отношению к объему исходного текста:
- Подробные (близкие к тексту).
- Сжатые (краткий пересказ).
По отношению к содержанию:
- Полные (все содержание).
- Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
По осложненности:
- Неосложненные.
- Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).
По структуре исходного текста:
- Повествование.
- Описание.
- Рассуждение.
- Комбинированного характера.
Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.
В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.
Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)
- Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.
В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.
Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли!
(По И. Соколову-Микитову)
- Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.
О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?
- Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы.
Когда собрались журавли к отлету?
Когда они полетели?
Куда они полетели?
Как птицы прощались с родиной?
Как прощался с журавлями автор?
- Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
- Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
- Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
- Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
- Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.
Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. 1 — 4 классы
В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, раскрытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложениях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных упражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.
Купить
Методика «Прогнозирование содержания текста»
- Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
- Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста. Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.
- Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.
- Содержательный и структурный анализ текста. Учитель спрашивает: «Соответствует ли заголовок содержанию текста? Соответствует ли план?». Дети отвечают, приводят аргументы.
Проверка изложения
Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.
Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.
Критерии по оценке изложений
Оценка содержания и речевого оформления:
- «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
- «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
- «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).
Оценка грамотности:
- «5» — несколько исправлений.
- «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
- «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
Общая оценка:
- «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
- «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
- «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.
Читайте также:
Распространенные ошибки
Речевые недочеты:
- Неверное определение границ предложений в тексте.
- Нарушение связи в словосочетаниях.
- Неоправданное повторение слова.
- Неправильное или неточное употребление слов.
Недочеты в содержании и построении текста:
- Искажение содержания текста.
- Внесение лишних фактов.
- Пропуск главных частей текста, важных фактов.
- Нарушение последовательности.
- Отсутствие красных строк.
Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.
#ADVERTISING_INSERT#
Обучение написанию изложения во 2-м классе
Одной из важнейших педагогических задач
современной школы является подготовка учащихся
к самостоятельной познавательной деятельности.
Эта задача становится всё актуальнее, т.к. с
каждым годом увеличивается поток информации, в
которой нужно уметь быстро ориентироваться,
выбирать главное. Обучение в школе расширяет
источники и возможности речевого развития детей.
Развитие речи – важная задача обучения родному
языку.
Речь – основа всякой умственной деятельности,
средство коммуникации. Умения учеников
сравнивать, классифицировать,
систематизировать, обобщать формируются в
процессе овладения знаниями через речь и
проявляются так же в речевой деятельности.
Логически чёткая, доказательная, образная устная
и письменная речь ученика – показатель его
умственного развития.
Учащиеся изучают правила, где специально
излагаются нормы устной и письменной речи.
Помимо того, необходима планомерная и
целенаправленная работа над речью учащихся, над
её обогащением. Однако развивать речь не значит
только предоставлять детям возможность больше
говорить или писать, давать материал и темы для
устных и письменных выступлений. Детей надо
учить речи. Развивать речь – значит
систематически, планомерно работать над
содержанием речи, над её последовательностью,
учить построению предложений, вдумчивому выбору
подходящего слова и его формы, постоянно
работать над грамотным (орфографическим и
пунктуационным) оформлением мыслей и правильным
орфоэпическим произнесением. Лишь непрерывная и
организованная по известной системе работа по
языку принесёт учащимся пользу, будет
способствовать овладению его формами. Особенную
трудность для детей представляет письменная
речь, которой до школы они не владеют и которой
они овладевают лишь постепенно, по мере усвоения
грамматики и правописания и выработки речевых
навыков. Наиболее распространённым видом
самостоятельной письменной работы является
изложение текста. И настоящее время вопрос
обучения младших школьников написанию изложений
не утратил своей актуальности. В системе работы,
призванной развивать и совершенствовать
коммуникативно-речевые умения школьников,
изложения играют большую роль. Изложения –
традиционный, проверенный в практике обучения
вид работы по развитию связной речи. При работе
над изложением не только активизируется
пассивный словарь ученика, но в его речь входят
новые слова, над значением и употреблением
которых проводиться в классе определённая
работа, речь учащихся обогащается и другими
языковыми средствами выражения мысли. Под
влиянием языковых особенностей исходного текста
учащиеся начинают использовать в своей речи
более разнообразные по структуре и
стилистической принадлежности грамматические
конструкции. Анализируя содержание текста,
школьники учатся выделять главное и
второстепенное, доказательства и выводы, делить
текст на смысловые отрезки и устанавливать между
ними связь, составлять план. Предлагаем ряд
заданий, способствующих развитию у учащихся
навыка написания изложений.
Урок 1.
Тема: Предложение как
основная единица речи
Зима. Ребята расчистили каток. Малыши катаются
парами. Звенят весёлые голоса. Хорошо зимой!
— Сколько предложений услышали? Какое
предложение состоит из одного слова? Как вы
определили, сколько предложений в тексте? Что
такое предложение? Вспомни правило. Докажите, что
вы услышали текст. По каким признакам мы
определяем границы предложения на письме?
1. Работа над оформленным
предложением-образцом. Анализ готовых
предложений.
— Сказать, не читая, сколько здесь предложений
(по графическим знакам). Какой знак стоит в конце
каждого предложения?
Лесные звери готовятся к зиме. У белки в дупле
много орехов и грибов. Медведь ищет место для
берлоги.
— Прочитай каждое предложение. Что говориться о
зверях? О ком сообщается во втором предложении?
Что сообщается о белке? О чём узнали из третьего
предложения?
2. Деление сплошного текста на предложения.
А) Знакомство с текстом. Прочитай текст сначала
про себя, затем тихо вслух.
Пришла зима выпало много снегу реки и озёра
замерзли дети надели тёплые шубки
— О чём прочитал сначала? О чём говорится дальше?
О ком сообщается потом? Сколько мыслей высказано?
Сколько предложений в тексте? Озаглавь текст.
Б) Нахождение границ каждого предложения:
— О чём говориться в первом предложении? Сколько
выпало снега? Что говориться про реки и озёра? Что
узнали о ребятах?
Чтение каждого предложения. Выделение голосом
первого слова.
В) Исправление текста.
— Какие слова надо записать с заглавной буквы?
Какой знак надо поставить в конце каждого
предложения?
Д) Последовательно записать каждое
предложение. (Перед записью предложение
прочитывается хором по слогам)
Урок 2. Тема: Текст. Признаки текста
Лиса
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса.
Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
(По П. Афанасьеву)
— О ком здесь рассказывается? Какие две картинки
можно нарисовать к тексту? Что было с лисой
сначала? Из какого предложения об этом узнали?
Прочитай. Что случилось потом? (Прочитай два
следующих предложения). Чем всё закончилось?
Прочитай. Соответствует ли заглавие содержанию
текста? Какой случай произошёл с лисой? Можно ли
озаглавить рассказ “Случай в лесу” или
“Полакомилась!”? Обоснуй свой ответ.
3. Редактирование текста.
А) Прочитай предложения и назови то, которое
подходит по смыслу и содержанию рассказа: Лес
был густой. Лиса была голодна.
Б) Беседа:
— Поможет ли это предложение понять общий смысл
рассказа? Где в рассказе его лучше записать?
Прочитай дополненный текст. Какими словами надо
заменить слово “лиса”, чтобы оно не повторялось?
Почему же предложение “Лес был густой” лишнее?
По какому признаку подбирается к рассказу
заглавие?
В) Запись отредактированного текста.
4. Устная работа с текстом.
А) Выделение признаков связного текста.
— Перечитай текст без первых двух предложений.
Понятен ли смысл дальнейшего без вводных
предложений? Что будет, если убрать 3 предложение?
Б) Работа с деформированным текстом.
— Прочитай предложения. Почему их нельзя
назвать текстом?
А капкан цап лису за лапу! Шла лиса по лесу.
Неудача. Побежала лиса на запах. Вдруг она
почуяла запах мяса. Лиса была голодна.
Почему нарушилась связь?
Урок 3. Тема: Редактирование текста
1. Чтение текста.
Прочитайте заглавие. Снежная кукла.
— О чём, судя по заглавию, должен быть текст?
Прочитайте внимательно текст. Соответствует ли
его содержание заглавию?
Зимой дети играли на пруду. Руки у них зябли.
Зато кукла вышла хорошая.
2. Беседа. Соответствует ли содержание текста
заглавию? Почему?
Каким предложением нужно дополнить текст,
чтобы его содержание соответствовало заглавию?
(Из снега они лепили куклу. Они лепили снежную
куклу.)
— Куда надо поставить это предложение? Почему?
Соответствует ли теперь содержание текста
заглавию?
3. Самостоятельная работа. Списывание
дополненного текста.
4. Работа с текстом Л. Н. Толстого “Снежная
кукла”.
Снежная кукла
Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега
они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла
вышла хорошая. Глаза – угли. Нос – морковка.
— Найди и прочитай предложения, которые
включены в текст. Какое из них лишнее? Почему
первое предложение оказалось лишним? Что нового
вы узнали из двух последних предложений?
— Что нужно изменить в рассказе, если мы не хотим
исключать из него первое предложение? Перескажи
отредактированный текста
Урок 4. Тема: Редактирование текста
Лиса небольшой зверь. Тело её покрыто густой
рыжей шерстью. У неё короткие ноги и острая
хитрая мордочка. Лиса любит мясо.
А) Перечитай внимательно предложения.
— Что сообщается о лисе? Что главное: описание
лисы или сообщение о том, что любит лиса? Можно ли
озаглавить все эти предложения и считать их
текстом-описанием, или надо что-то изменить?
(Какое предложение здесь лишнее? Почему?)
Б) Текст-описание.
— Перечитай предложения. Можно ли их считать
текстом? Озаглавь текст. Все ли признаки
внешности лисы здесь перечислены, или пропущено
что-то существенное?
(Дополнить: У лисы большой пушистый хвост.
Предложение записывается на доску)
— Что надо сделать, чтобы составить
текст-описание с этими предложениями под
заглавием “Лиса”? (Убрать последнее
предложение, добавить новое)
— Подумай, после какого предложения уместно
вставить новые? Почему?
5. Самостоятельная запись отредактированного
текста.
6. Устная работа с текстом.
А) Прочитай текст.
Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька
всё ученье прошла, как будто её родители всему
Жальку научили. Жалька играла с льдинкой. Вдруг
Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не
подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода
бывает в жидком и твёрдом состоянии.
Б) Беседа.
— О ком этот текст? Кто такая Жалька? Какое слово
повторяется в тексте очень часто? Какими словами
можно заменить повторяющееся слово? Что вы
можете сказать про эту собаку, прочитав рассказ?
Озаглавь текст.
В) Прочитай текст, заменив повторяющиеся слова.
— Чем отличается текст от того, который читали в
первый раз? Какой вариант вам понравился больше?
Почему?
Урок 5. Тема: Составление текста по
вопросам, подсказывающим словам для ответа
1. Ознакомление учащихся с новым видом работы –
изложением (объяснение, что изложение – это
письменный пересказ текста).
2. Чтение учащимися текста, записанного на
доске.
Синичка
Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У
окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка
влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала
клевать крошки хлеба.
3. Анализ текста.
— Почему текст назван “Синичка”? Кто впустил
синичку в комнату? Как дети это сделали? Найди и
прочитай предложение, из которого об этом узнали.
Почему дети так поступили? Отчего им было жаль её?
Из каких предложений вы узнали, что птичка была
голодна? Прочитай. Оцените поступок детей. Какими
словами названа в рассказе синичка? Прочитай.
4. Подготовка к записи текста по вопросам.
Вопросы | Словарь |
Когда это было? | |
Кто прилетел к окну? | |
Кто стоял у окна? | |
Что сделали дети? | форточку |
Куда влетела синичка? | в комнату |
Как вела себя голодная птичка? | Голодная _ _ клевать _ _. |
Учитель предлагает детям ответить на каждый
вопрос (кроме последнего)
— С каких слов начинается первое предложение
(второе)? Обдумай два следующих предложения.
Произнеси их. Выдели слово, которое будет первым.
Каким словом надо заменить слово “дети” в
четвёртом предложении? Каким предложением можно
ответить на последний вопрос, чтобы объединить в
ответе два последних предложения? Попробуйте
составить предложение по схеме.
5. Пересказ текста по вопросам.
6. Запись текста в процессе коллективной работы.
Запись заглавия. Чтение первого ответа.
Проговаривание предложения-ответа по слогам.
Запись первого предложения и аналогично второго.
Третье, четвёртоё и пятое предложения дети
записывают самостоятельно.
Ответ на шестой вопрос восстанавливается по
схеме, проговаривается и записывается учащимися.
7. Самопроверка.
Урок 6. Тема: Изложение зрительно
воспринятого текста
1. Подготовительная работа.
А) Чтение текста учащимися.
Лось
Лось — большой лесной зверь. Он ест траву и
ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным
добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль.
Взрослым помогают школьники.
Б) Беседа:
— Чем питается лось? Почему лосю трудно зимой?
Как люди помогают животным? Кто помогает
лесникам? Сколько частей в тексте? Прочитай
первую часть. Что ты узнал о лосе из этой части?
Прочитай вторую часть текста. О чём говориться в
этой части?
В) Орфографическая подготовка.
Объясните, какими буквами обозначена мягкость
согласных в словах: лось, большой, лесной зверь,
ветки, тяжело, подвозят, добывать, соль, школьники
(слова записаны на доске).
Объясните написание гласных после шипящих в
словах: животным, пищу.
Запомните, как пишется слово “помогает”.
2. Пересказ отдельных частей текста.
3. Повторное чтение текста.
4. Написание текста.
Самостоятельная работа учащихся. Ответы на
вопросы плана.
-Кто такой лось? Что он ест? Чем засыпана трава
зимой? Что тяжело добывать животным? Что подвозят
им лесники? Кто помогает взрослым?
Итак, вся работа строилась в соответствии с
целью работы: Сформировать умение связно
излагать текст. На последнем этапе детям
предлагалось написание повествовательного
текста, который являлся итоговым и
контролирующим результат проведения обучения.
Библиография
- Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. – М.:
Просвещение, 1995. - Рамзаева Т. Г. Львов М. Р. Методика обучения
русскому языку в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1979. - Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи
учащихся. – М.: ИНТОР, 1998.
Конспект русский язык 2класс. Изложение текста по вопросам.с.29
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НЕКРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.
Открытый урок по русскому языку
во 2 классе
Тема: Изложение текста по вопросам.
(развитие речи)
Учитель начальных классов:
Гапоненко Т.А.
с.Некрасовка,2017г.
с.Некрасовка,2017г.
Тема: Изложение текста по вопросам.с.29
Педагогическая цель: способствовать формированию умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, выполнять ее в соответствии с изученным правилом; создать условия для развития речи, умения работать с текстом
Тип урока: решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Личностные результаты: эмоционально «переживают» текст; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к окружающей природе
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Познавательные: общеучебные — понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические — осуществляют анализ и сравнение.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме {на уровне предложения или небольшого текста)
Основное содержание темы, понятия и термины: способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне. Правописание словарных слов. Развитие речи. Текст. Рассказ.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся.
— Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок!
Проверим готовность к уроку
II. Постановка учебной задачи
— Сегодня будем работать с текстом, учиться высказывать свое мнение, составлять рассказ, будем писать изложение
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Развитие речи. Работа с рассказом
В. Бианки (упр. 50)
А что такое изложение? (Это текст, который надо запомнить и изложить письменно, написать грамотно) .
-Внимательно посмотрите на экран и догадайтесь, о ком пойдет речь. (слайд)
— Правильно это оляпка или водяной воробей. Почему ее так называют?
III.Изучение нового иматериала.
Работа над изложением
1. Знакомство с текстом (чтение учителем). С29, упр.50
2. Беседа по содержанию.
— В какое время года происходят события?(Зимой)
Где?( На льду речки)
— Кто главный герой?
( Оляпка)
— Что сделала оляпка?
( Нырнула в прорубь)
Зачем?( Искала пищу)
— Почему ей не холодно в воде?
( Её перья покрыты тонким слоем жира)
3. Работа над текстом и пересказ по частям .
Повторное чтение текста уч-ся.
— Определите тему текста. ( О ком говорится в тексте?) (слайд)
— Озаглавьте. (Оляпка)
— Определите идею текста. (Что автор хотел сказать?)( Оляпка – птичка особенная. Бережное отношение к природе, к птицам.) (слайд)
— А вы как можете заботиться о птицах? (Не обижать, смастерить кормушки и подкармливать, не стрелять из рогаток)
— Сколько смысловых частей в тексте? (три)
— Прочитай 1 часть. (1 ученик)
— О чем в ней говорится? (Оляпка пела на реке)
— Прочитайте 1 предложение.
— Замените слово мороз близким по значению (холод).
— Изменился ли смысл? Как? Что хотел сказать автор? (было очень холодно)
— Прочитайте 2 предложение.
— Где пела птичка? (Птичка пела на льду реки)
— Как пела птичка? (Птичка пела весело)
— Как звали птичку? (Эта птичка — оляпка)
— Озаглавьте эту часть. (На льду) (слайд)
Пересказ 1 части. (1 человек) — Прочитай 2 часть.
— О чем говорится во второй части? (Оляпка нырнула в прорубь и выскочила обратно)
— Куда прыгнула оляпка? (Оляпка прыгнула в прорубь)
— А что такое прорубь? (прорубь – отверстие, прорубленное во льду).
— Что птичка делала в проруби? (Искала пищу)
— Подберите синонимы к слову пища. (корм, еда)
— Изменится ли смысл, если мы заменим слово? (Нет)
— Как долго птичка была под водой? (Минуту)
— Что случилось через минуту?
( Через минуту она выскочила на лёд.)
— Можно ли заменить слово выскочила на вылезла? Вышла? Выпрыгнула ? Почему? (Она это сделала быстро)
— Что она затем сделала? Как? (Снова весело запела)
— На что указывает слово снова? (На повторение действия. Еще раз, опять)
— Озаглавьте эту часть. (В проруби.) (слайд)
Пересказ 2 части. (1-2 человека)
— Прочитай 3 часть.
— О чем говорится в этой части? (Почему оляпке не холодно)
— Каково оляпке? (Оляпке не холодно.)
— Почему ей не холодно? (Её перья покрыты слоем жира)
Озаглавьте эту часть. (Способности оляпки.) (слайд)
Пересказ 3 части. (1 человек)
— Как можно заменить слово оляпка, чтобы не было повторов?
(Оляпка – она – птичка, а может быть птица? Почему — нет?) (слайд)
Пересказ всего текста. 2 человека.
4.Орфографическая подготовка. (слайд)
Вставьте пропущенные буквы и объясните.
М..роз, у р..ки, вес..ло, прору..ь, ле.., хол..дно,
На льду, через, выскочила, снова, перья, покрыты, слоем.
А что такое изложение? (Это текст, который надо запомнить и изложить письменно, написать грамотно) .
-Внимательно посмотрите на экран и догадайтесь, о ком пойдет речь. (слайд)
— Правильно это оляпка или водяной воробей. Почему ее так называют?
Работа над изложением
1. Знакомство с текстом (чтение учителем). С29, упр.50
2. Беседа по содержанию.
— В какое время года происходят события?(Зимой)
Где?( На льду речки)
— Кто главный герой?
( Оляпка)
— Что сделала оляпка?
( Нырнула в прорубь)
Зачем?( Искала пищу)
— Почему ей не холодно в воде?
( Её перья покрыты тонким слоем жира)
3. Работа над текстом и пересказ по частям .
Повторное чтение текста уч-ся.
— Определите тему текста. ( О ком говорится в тексте?) (слайд)
— Озаглавьте. (Оляпка)
— Определите идею текста. (Что автор хотел сказать?)( Оляпка – птичка особенная. Бережное отношение к природе, к птицам.) (слайд)
— А вы как можете заботиться о птицах? (Не обижать, смастерить кормушки и подкармливать, не стрелять из рогаток)
— Сколько смысловых частей в тексте? (три)
— Прочитай 1 часть. (1 ученик)
— О чем в ней говорится? (Оляпка пела на реке)
— Прочитайте 1 предложение.
— Замените слово мороз близким по значению (холод).
— Изменился ли смысл? Как? Что хотел сказать автор? (было очень холодно)
— Прочитайте 2 предложение.
— Где пела птичка? (Птичка пела на льду реки)
— Как пела птичка? (Птичка пела весело)
— Как звали птичку? (Эта птичка — оляпка)
— Озаглавьте эту часть. (На льду) (слайд)
Пересказ 1 части. (1 человек) — Прочитай 2 часть.
— О чем говорится во второй части? (Оляпка нырнула в прорубь и выскочила обратно)
— Куда прыгнула оляпка? (Оляпка прыгнула в прорубь)
— А что такое прорубь? (прорубь – отверстие, прорубленное во льду).
— Что птичка делала в проруби? (Искала пищу)
— Подберите синонимы к слову пища. (корм, еда)
— Изменится ли смысл, если мы заменим слово? (Нет)
— Как долго птичка была под водой? (Минуту)
— Что случилось через минуту?
( Через минуту она выскочила на лёд.)
— Можно ли заменить слово выскочила на вылезла? Вышла? Выпрыгнула ? Почему? (Она это сделала быстро)
— Что она затем сделала? Как? (Снова весело запела)
— На что указывает слово снова? (На повторение действия. Еще раз, опять)
— Озаглавьте эту часть. (В проруби.) (слайд)
Пересказ 2 части. (1-2 человека)
— Прочитай 3 часть.
— О чем говорится в этой части? (Почему оляпке не холодно)
— Каково оляпке? (Оляпке не холодно.)
— Почему ей не холодно? (Её перья покрыты слоем жира)
Озаглавьте эту часть. (Способности оляпки.) (слайд)
Пересказ 3 части. (1 человек)
— Как можно заменить слово оляпка, чтобы не было повторов?
(Оляпка – она – птичка, а может быть птица? Почему — нет?) (слайд)
Пересказ всего текста. 2 человека.
4.Орфографическая подготовка. (слайд)
Вставьте пропущенные буквы и объясните.
М..роз, у р..ки, вес..ло, прору..ь, ле.., хол..дно,
На льду, через, выскочила, снова, перья, покрыты, слоем.
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала.
Прочитайте еще раз текст.
Самостоятельно ответьте письменно на вопросы к тексту.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
— Закончите предложения:
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
Домашнее задание. Повторить правило на стр.22
Конспект «Методика написания изложения во 2 классе»»
Тема: «Методика написания изложений в начальной школе»
Цель: поделиться опытом методики написания изложений во 2 классе.
— Уважаемые коллеги! Наша тема сегодня – «повышение качества образования в начальной школе», и я считаю, что проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах и с помощью написания изложений можно добиться повышения качества на наших уроках.
— Сегодня я хочу немного Вам помочь, как научить детей более качественному написанию изложений. Все мы знаем, что связная речь- наиболее сложная сторона речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включенными в решение основной задачи.
— Скажите, а что является единицей связной речи? (Текст) Вот сегодня мы как и дети будем разбирать текст для изложения.
— Прежде чем начать урок необходимо обязательно заинтересовать ученика, что самое хорошее изложение (наиболее удачно составленные предложения):
прочитают в классе
повесят на стенд в классе
наклеят красивую картинку
прочтут на родительском собрании
— Все мы знаем, что изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского.
— Предлагаю, сегодня Вам поучаствовать в мастер – классе по написанию изложения на примере текста «Птичья столовая» по УМК «Планета знаний».
Итак, отправляемся на урок во 2 класс.
Ознакомление с текстом.
— Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)
— Какую цель мы поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту)
— Я читаю текст, а вы внимательно следите и называете главных героев текста.
— Кто главные герои?
— В чем заключается основная мысль текста?
— Что отражает тему текста? (Заголовок)
— Как бы вы озаглавили рассказ? А вы знали, что особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. За это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами»
— Это текст описание, рассуждение или повествование?
— А в каком предложении выражена основная мысль текста?
— Давайте еще раз перечитаем текст, подумайте, на сколько частей можно его разделить? (на 3 части)
— Найдите в тексте наши части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается 1 часть?
— Прочитаем первую часть. Как вы думаете, какая основная мысль в этой части?
— Как мы можем озаглавить первую часть?
— Отлично, кто может пересказать 1 часть?
— Теперь переходим ко 2 части этого текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?
— Прочитаем вторую часть. Назовите, какая основная мысль в этой части?
— Как можно озаглавить вторую часть?
— Кто перескажет 2 часть?
— Теперь читаем 3 часть текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?
— Прочитаем эту часть. Какая основная мысль в этой части?
— Как можно озаглавить эту часть?
— Кто может пересказать эту часть?
Обратите внимание, что в тексте много имен прилагательных. Для чего автор сделал?
Работа с планом текста.
— Найдите, что мы отнесем к 1 части, 2 части, 3 части.
Составление плана.
Орфографическая работа со словами и образными выражениями текста. Проговаривание.
— Что будете делать, если забыли или не знаете, как писать слово?
Объясняем орфограммы в словах.
— Восстановите текст с помощью картинок.
— Устные рассказы по тексту с пропусками слов.
Учит подробному пересказу с ориентиром на план.
Развивает орфографическую зоркость.
— Теперь каждому из вас предстоит записать текст. Вам поможет план (на ЭД). Сколько частей будет в тексте? Не обязательно писать слово в слово, можно изменять предложения. Помните о том, что писать нужно грамотно. В случае необходимости нужно пользоваться словарём.
Самостоятельная творческая работа.
Подведение итогов урока
— Кто хочет прочитать свой текст?
— Как вы считаете, удалось вам пересказать текст письменно? Помогал ли вам план? Кто пользовался словарём? В чём испытывали трудность? Как вы думаете, почему?
— Уважаемые коллеги, напомню, что изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.
— Чем ярче и необычнее пройдет первый урок ознакомления с таким видом деятельности как изложение, тем легче будет детям с последующими работами не только с письменным пересказом, но и с написанием сочинений.
— Спасибо за внимание!
Урок русского языка во 2 классе Развитие речи.Учимся писать изложение.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок русского языка во 2 классе Развитие речи. Учимся писать изложение. Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №3» г. Ивантеевка Московской области Толоконникова Дарья Юрьевна
2 слайд
Описание слайда:
Сегодня на уроке Необходимо повторить: Что такое текст. Признаки текста. Правила написания текста. Что такое изложение. — Какие правила необходимо соблюдать при записи текста по памяти. Учимся записывать текст по памяти, то есть учимся писать изложение.
3 слайд
Описание слайда:
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ! Что такое изложение. — Какие правила необходимо соблюдать при записи текста по памяти. Изложение – ЗАПИСЬ ТЕКСТА ПО ПАМЯТИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ И В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ. Правила при записи текста по памяти. Прочитай (или послушай) текст внимательно, не отвлекайся! Постарайся представить то, о чем говорится в тексте. Мысленно нарисуй картинки всей истории. Определи тему и главную мысль текста. Попробуй пересказать текст по памяти. Составь план текста. Определи количество частей текста. Подумай, о чем будет говориться в каждой части. При записи текста сначала составь правильно предложения, а потом их записывай.
4 слайд
Описание слайда:
Классная работа. Изложение. Проказник Васька.
5 слайд
Описание слайда:
У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Мгновенно он полез на дерево. Но грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. Чтение текста
6 слайд
Описание слайда:
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ. — Почему Ваську назвали проказником? — Удалось ли Ваське исполнить свой замысел? — Чем закончилась история про кота?
7 слайд
Описание слайда:
План текста: Проказник Васька. Гнездо грача. Получил по заслугам. Домой!
8 слайд
Описание слайда:
Будь внимательным при написании! проказник, однажды, гнездо, заметил, мгновенно, увидел, полез. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: НА БЕРЁЗЕ, БОЛЬШОЙ,
9 слайд
Описание слайда:
Повторное чтение текста. У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Мгновенно он полез на дерево. Но грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом.
10 слайд
Описание слайда:
Опорные слова Живёт, пушистый, большой проказник. Однажды, заметил, гнездо, мгновенно, полез. Увидел, клюнул. Бросился.
11 слайд
Описание слайда:
Запись текста с использованием плана и опорных слов. План текста Проказник Васька. Гнездо грача. Получил по заслугам. Домой! Опорные слова Живёт, пушистый, большой проказник. Однажды, заметил, гнездо, мгновенно, полез. Увидел, клюнул. Бросился.
12 слайд
Описание слайда:
Проказник Васька. У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Мгновенно он полез на дерево. Но грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом.
13 слайд
Описание слайда:
Спасибо за урок!
14 слайд
Описание слайда:
Использованные ресурсы Картинки и фотографии взяты из интернет через поисковую сеть «Яндекс».
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-370002
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Конспект урока «Обучающее изложение во 2 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Удомельская начальная общеобразовательная школа «Садко»
Конспект урока развития речи во 2 классе
Обучающее изложение «Лось»
Подготовила : Первакова Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык. Урок развития речи.
Ф.И.О. педагога: Первакова Татьяна Михайловна
Класс: 2 а Дата: 20.11.2018г.
Тема урока: Обучающее изложение «Лось».
Оборудование: раздаточный материал, презентация
Тип урока: комбинированный
Цель урока: научить передавать содержание текста по вопросам
Планируемые результаты (задачи урока):
Предметные:
воспринимать текст на слух;
выбирать заглавие;
подробно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;
грамотно записать пересказ;
увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.
Метапредметные (УУД):
определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
договариваться с одноклассниками во время работы в паре.
Личностные:
План урока:
Организационный момент — 1 мин.
Актуализация знаний – 7 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Закрепление изученного материала – 15 мин.
Итог урока, рефлексия – 2 мин.
Этапы урока
Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)
Деятельность учащихся
(виды деятельности)
Формируемые универсальные учебные действия
1.
Организацион-ный момент
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне, создание благоприятной обстановки.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою —
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
— запишите число в тетрадях
-Сегодня у нас урок развития речи.
— Какая бывает речь? Зачем нужно развивать свою речь?
Дети проверяют свою готовность к уроку.
Записывают число .
Личностные УУД: создать условия для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению.
Регулятивные УУД:
умение осуществлять личностную рефлексию.
2.
Актуализация знаний
Цель: Мотивировать к самостоятельному выполнению пробного действия
Языковая разминка:
1)Составьте из слов предложение .Запишите:
Ученье, к победам, и, ведут,труд
(Ученье и труд к победам ведут.)
-Что мы записали? Как понимаете смысл пословицы?
-Какие правила написания предложения вы соблюдали?
( начало предложения, в конце-точка)
-Пусть эта пословица станет девизом нашего урока
2) подберите синоним к слову труд (работа), антоним (отдых)
3) подберите однокоренные слова к слову ученье
4) продолжи крылатое выражение:
Голоден как….(волк)
Хитрый как…(лиса)
Болтливый как…(сорока)
Трусливый как…(заяц)
-Какое слово в ответах лишнее и почему ( сорока-птица, остальные звери). Значит о ком будем говорить на уроке? ( о звере)
5) Отгадайте загадку,и вы узнаете о каком именно животном пойдет на уроке речь.
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (лось)
-По каким признакам вы догадались, что загадка про лося?
-Что вы знаете об этом животном? Я нашла интересную информацию о лосях.
Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Они помогают лосям лучше слышать. Несмотря на медленные движения и добродушный нрав, лоси иногда могут становиться весьма агрессивными и двигаться на удивление быстро, если их разозлить или напугать. Лоси съедают до 25 килограмм растительной пищи ежедневно. В нашем Удомельском крае много лосей.
— А где мы можем найти информацию о любом животном?
— Мы сегодня будем говорить о лосях, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.
-Что такое изложение
— Кто готов сформулировать цель нашей работы на этом уроке?
-запишите в тетрадях: Изложение.
-Чтобы написать изложение, что нам необходимо? ( могут затрудниться, тогда вынести задачи на конец урока)
Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить:
— Что такое текст? Назовите признаки текста.
— в энциклопедии, в интернете, в книгах)
-изложение – это письменный пересказ текста, который услышали или прочитали сами.
— Будем учиться правильно выражать свои мысли на письме
1. Текст
2. План
3. Опорные слова
— Текст – это 2 или несколько предложений, связанных по смыслу Признаки: заголовок, начало, осн. часть, концовка.
У текста есть тема и осн. мысль.
ПУУД:
-умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
-логические — анализ объектов с целью выделения признаков
РУУД:
-учатся ставить цель работы;
-планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.
КУУД:
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3.
Изучение нового материала.
Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.
1)Знакомство с текстом, чтение текста учителем
Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение. — определите тему текста, а кто сможет-главную мысль текста?
(Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом -1).
Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.
Не страшна зима лосю!
-Но у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? (Лось) Запись в тетради.
2) Вопросы к тексту:
Чем питается лось?
Почему лосю трудно зимой?
Как люди помогают животным?
3)У вас на партах есть карточка с цифрой 2. Эта карточка с планом в виде вопросов и опорным словами к каждому вопросу. Отвечая на этот вопрос, мы составляем предложение.
Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.
Давайте его разберём.
(Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).
4)Словарная работа (даётся карточка с данными словами, одна на парту – с цифрой 3)
В парах вставьте пропущенные буквы
— Читаем текст ещё раз вместе и разбираем орфограммы,
В каких словах пишется мягкий знак, для чего он нужен?
— как избежать повтора в тексте слова лось?
-Слушают учителя.
-( в тексте говорится о лосях)-тема
-(люди помогают лосям зимой)-главная мысль
-Придумывают название текста, записывают его. (Лось.)
-Разбирают план и отвечают на вопросы.
— Разбирают орфограммы в парах и читают текст вместе с учителем.
ПУУД:
Структурирование знаний, построение речевого высказывания,
логические — анализ объектов с целью выделения признаков
КУУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
РУУД:
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Физкультминутка
1) Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
2) гимнастика для глаз
4.
Закрепление изученного материала.
Цель: выявить границы применения новых знаний.
— Посмотрите на карточку с вопросами. Как мы можем назвать эти вопросы?
-Но сколько в тексте частей?(3).
1)- Прочитайте вопросы, которые относятся к 1 части. Сколько предложений в 1 части?
-Перескажите 1 часть, отвечая на вопросы.
2)-Подумайте, какие вопросы относятся ко второй части? Сколько будет предложений?
-Перескажите 2 часть
3)-Какой вопрос относится к 3 части? Ответьте на него.
Сколько частей в тексте? Значит, сколько абзацев? Как пишется каждый абзац?
-План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте, даю вам 5 минут
— Теперь попробуйте написать изложение. Пользуйтесь планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк.
-Какие правила записи предложения помните?
— Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ)
— Это план.
-Делят текст на части.
Устно пересказывают текст.
Читают текст и пересказывают его друг другу.
Пишут изложение
Несколько детей читают своё изложение
КУУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
ПУУД:
Структурирование знаний
РУУД:
Целеполагание, планирование
5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: Зафиксировать новое содержание урока, оценивание учащимися собственной деятельности
-Что мы сегодня учились писать?
— Оцените свою работу.
-Кто может про себя сказать, что ему удалось передать содержание текста? Кто испытал затруднение? В чем?
-Почему лосям не страшна зима?
А мы с вами городские жители, кому мы можем помочь зимой? ( птицам). Как мы помогаем птицам? Об этом вы напишите дома.
-Вернемся к задачам урока. Что необходимо, чтобы написать изложение?
Дети подводят итог: чему они научились за этот урок
РУУД:
Оценивание своей деятельности
КУУД:
Умение оформлять свои мысли в устной форме
6.
Домашнее задание
На выбор:
Составить 3-4 предложения о том, как помогаете птицам зимой.
Карточка (разделить текст на предложения и списать.)
Список использованной литературы: