Этапы: Методы и приемы. | Время | Деятельность учителя: | Деятельность уч-ся: | УУД: | 1.Организационный этап. Словесный: приветствие. Мотивационный этап. Игровой: отгадывание загадок. | 1 мин. 2 мин. | — Здравствуйте, ребята. Учиться надо весело! Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. — Отгадайте загадки: Все блестящие вещицы очень любит эта птица! И она вам всем знакома, как зовут ее? (ворона). Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит. Молочко из миски пьет, ну конечно это- (кот). Молодцы! | Приветствовать учителя. Отгадывать загадки. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. | 2. Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный: ответы на вопросы. | 2 мин. | — Послушайте, о чем идет речь? «Это устный или письменный пересказ текста. Используется в школе для развития речи учащихся». (Изложение). -Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение). Какие цели мы поставим? (Научится писать изложение и т.д.). | Размышлять, анализировать. Предполагать, ставить цели на урок. | П.: строят речевое высказывание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 3. Решение частных задач. Практический: анализ содержания текста. Словесный: ответы на вопросы. Практический: разделение текста на части. Практический: работа с планом текста. Практический: орфографическая подготовка. | 2 мин. 2 мин. 5 мин. 1 мин. 2 мин. 3 мин. | — Откройте учебники на стр. 66 и рассмотрите иллюстрации. Внимательно послушайте: Мурзик. Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она тяжело полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему очень повезло. Он провалился в пушистый снег. (По А. Мусатову) -О ком говорится в тексте? -О чем текст? (о том, как котик Мурзик летел верхом на вороне) -Кто может сформулировать тему текста? (полет котенка на вороне) -Какова главная мысль текста? (ворона очень испугалась, а котику повезло). Прочитайте заголовок. -Удачен ли он? (можем догадаться, кто является главным действующим лицом). — Попробуем определить, сколько частей в тексте. (4). 1 часть -Прочитайте первых три предложения. -Каким был котенок Мурзик? -Что сказано о Мурзике? -Почему автор назвал его не кот, а котик? -Что значит озорной? -Когда он сидел на дереве? -Где села ворона? -Как вы понимаете слова однажды, рядом? -Каким словом можно заменить слово он? 2часть -Прочтите следующие два предложения. -Что говорится о действиях Мурзика? (прыгнул, вцепился когтями и замер) -Обратите внимание на выражение вцепился когтями в перья. -Каким словом можно заменить слово ей? 3 часть -Прочтите следующие два предложения. -Что сказано о вороне? (испугалась, полетела над деревней) -Каким словом заменили слово ворона? Почему? 4 часть -Прочитайте последние предложения. -Назовите действия Мурзика (не удержался, упал, провалился в снег) -Почему ему повезло? -Какие слова автор использует вместо слова Мурзик? (ему, он) -А какие другие слова можно употреблять? (котику, озорнику) Физминутка -Отдохнем немного! Работа с планом -Сколько частей в тексте? (4). 1.Кто был озорной? Где сидел котик? однажды Кто сидел рядом? 2.Что сделал Мурзик? прыгнул, вцепился когтями в перья, замер. 3. Что сделала ворона? испугалась, полетела 4. Что случилось с Мурзиком? не удержался, провалился Орфографическая подготовка. С…дел, вц…пился, пол…тела, уд…ржался, пов…зло, пров…лился, дер…ве, в…Рона, к…гтями, сне…, т…жело. Повторное чтение текста. -Закрываем учебники, откройте тетради, запишите число, приступаем к написанию. С красной строки, с большой буквы. Написание изложения, редактирование. | Открывать, рассматривать, слушать. Анализировать, отвечать на вопросы. Читать, разделять, отвечать на вопросы. Выполнять физические упражнения. Чтение плана на слайде, передача содержания текста по плану, используя опорные слова. Запоминать орфограммы. Писать изложение, опираясь на план. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей. П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал. К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение. | 4. Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 1 мин. | — Чему учились на уроке? (писать изложение). Какие цели ставили? О чем писали текст? Встаньте, кто считает, что справился с задачей.
| Анализировать, отвечать на вопросы. | Р: осуществляют итоговый контроль. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Конспект урока по русскому языку 2 класс «Обучающее изложение»
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Обучающее изложение».
Цели деятельности учителя: создать условия для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом; учить определятьтему и главную мысль текста, выбирать наиболее точные слова в тексте; развивать орфографическую зоркость при написании безударных гласных.
Планируемые результаты
Личностные: учить положительному отношению к учению, привить понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
Предметные:содействовать формированию умения делить текст на смысловые части; выделять главную мысль; представлять текст в подробном виде.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России», презентация.
Этапы:
Методы и приемы.
Время
Деятельность учителя:
Деятельность уч-ся:
УУД:
1.Организационный этап.
Словесный: приветствие.
Мотивационный этап.
Игровой: отгадывание загадок.
1 мин.
2 мин.
— Здравствуйте, ребята. Учиться надо весело! Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
— Отгадайте загадки:
Все блестящие вещицы очень любит эта птица!
И она вам всем знакома, как зовут ее? (ворона).
Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит.
Молочко из миски пьет, ну конечно это- (кот).
Молодцы!
Приветствовать учителя.
Отгадывать загадки.
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.
2. Постановка учебной задачи и ее решение.
Словесный: ответы на вопросы.
2 мин.
— Послушайте, о чем идет речь?
«Это устный или письменный пересказ текста. Используется в школе для развития речи учащихся». (Изложение).
-Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение). Какие цели мы поставим? (Научится писать изложение и т.д.).
Размышлять, анализировать.
Предполагать, ставить цели на урок.
П.: строят речевое высказывание.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3. Решение частных задач.
Практический: анализ содержания текста.
Словесный: ответы на вопросы.
Практический: разделение текста на части.
Практический:работа с планом текста.
Практический:орфографическая подготовка.
2 мин.
2 мин.
5 мин.
1 мин.
2 мин.
3 мин.
— Откройте учебники на стр. 66 и рассмотрите иллюстрации. Внимательно послушайте:
Мурзик.
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она тяжело полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему очень повезло. Он провалился в пушистый снег. (По А. Мусатову)
-О ком говорится в тексте?
-О чем текст? (о том, как котик Мурзик летел верхом на вороне)
-Кто может сформулировать тему текста? (полет котенка на вороне)
-Какова главная мысль текста? (ворона очень испугалась, а котику повезло).
Прочитайте заголовок.
-Удачен ли он? (можем догадаться, кто является главным действующим лицом).
— Попробуем определить, сколько частей в тексте. (4).
1 часть
-Прочитайте первых три предложения.
-Каким был котенок Мурзик?
-Что сказано о Мурзике?
-Почему автор назвал его не кот, а котик?
-Что значит озорной?
-Когда он сидел на дереве?
-Где села ворона?
-Как вы понимаете слова однажды, рядом?
-Каким словом можно заменить слово он?
2часть
-Прочтите следующие два предложения.
-Что говорится о действиях Мурзика? (прыгнул, вцепился когтями и замер)
-Обратите внимание на выражение вцепился когтями в перья.
-Каким словом можно заменить слово ей?
3 часть
-Прочтите следующие два предложения.
-Что сказано о вороне? (испугалась, полетела над деревней)
-Каким словом заменили слово ворона? Почему?
4 часть
-Прочитайте последние предложения.
-Назовите действия Мурзика (не удержался, упал, провалился в снег)
-Почему ему повезло?
-Какие слова автор использует вместо слова Мурзик? (ему, он)
-А какие другие слова можно употреблять? (котику, озорнику)
Физминутка
-Отдохнем немного!
Работа с планом
-Сколько частей в тексте? (4).
1.Кто был озорной?
Где сидел котик?однажды
Кто сидел рядом?
2.Что сделал Мурзик?прыгнул, вцепился когтями в перья, замер.
3. Что сделала ворона?испугалась, полетела
4. Что случилось с Мурзиком?
не удержался, провалился
Орфографическая подготовка.
С…дел, вц…пился, пол…тела, уд…ржался, пов…зло, пров…лился, дер…ве, в…Рона, к…гтями, сне…, т…жело.
Повторное чтение текста.
-Закрываем учебники, откройте тетради, запишите число, приступаем к написанию. С красной строки, с большой буквы.
Написание изложения, редактирование.
Открывать, рассматривать, слушать.
Анализировать, отвечать на вопросы.
Читать, разделять, отвечать на вопросы.
Выполнять физические упражнения.
Чтение плана на слайде, передача содержания текста по плану, используя опорные слова.
Запоминать орфограммы.
Писать изложение, опираясь на план.
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.
П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.
К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.
4. Итог урока.
Рефлексия.
Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.
1 мин.
— Чему учились на уроке? (писать изложение). Какие цели ставили? О чем писали текст? Встаньте, кто считает, что справился с задачей.
Анализировать, отвечать на вопросы.
Р: осуществляют итоговый контроль.
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Обучающее изложение «Люлька» (2 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная Березовская школа
Урок русского языка
Обучающее изложение «Люлька».
2 класс
УМК «Школа России»
учитель начальных классов
Щербакова Юлия Владимировна
2018 г.
Тема урока : обучающее изложение «Люлька»
Цели урока: формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать
содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные
сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; соотносить факты
с общей идеей текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в
письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: обучающее изложение «Люлька»
План урока:
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
-В каких странах живут обезьяны?
— Чем они питаются ?
— Как они себя ведут? Какие они?
Знакомство с текстом для изложения. ( Слайд 5 )
Люлька.
Дядя Володя привёз из поездки в Африку маленькую обезьянку Люльку. Андрей был очень рад подарку.
Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг падал столик и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появилась большая дыра.
Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать Люльку в цирк.
3.Анализ текста. ( Слайд 6-13 )
— Кого привёз дядя Володя из поездки?
— Как отнёсся Андрей к подарку?
— Что стало происходить в доме?
— Что происходило со столиком и с посудой?
— Куда попадали Андрюшины книжки и карандаши?
— Где появилась большая дыра?
— Где лежали следы Люлькиных проделок?
— Куда пришлось отдать Люльку?
4. Составление плана. ( Слайд 14 -19 )
Пересказ текста по частям.
5. Физкультминутка. (Слайд 20)
Орфографическая подготовка. ( Слайд 21-24 )
— Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы.
Самостоятельная работа учащихся. ( Слайд 25 )
Помощь учителя, редактирование текстов.
Рефлексия. ( Слайд 24 )
Чтение текстов и анализ работ.
— Что удалось передать подробно?
— Что можно было написать по-другому?
Подведение итогов урока.
— Понравилось ли вам писать изложение?
— Чему научились?
Домашнее задание.
Список используемой литературы:
Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки по русскому языку» 2 класс.
1 | Орг. Момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Надежда Александровна и сегодня я проведу у вас урок развития речи. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. | Слушают учителя, приветствуют друг друга, садятся на места. | Л: положительное отношение к учебному процессу. | 2 | Мотивационный Практич.: разгадывание ребуса Словес.: лексическое значение слова | 3 мин | Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать вы должны разгадать ребус. Вы умеете их разгадывать? Сейчас мы это и проворим. Посмотрите на слайд. (Тюлень) А как вы понимаете слово тюлень? Объясните лексическое значение слова. Тюлень – морское ластоногое млекопитающее. Тюлень – о неуклюжем, неповоротливом человеке. | Разгадывают ребус Объясняют лексическое значение слова | Л: создание мотивации к усвоению нового материала Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия | 3 | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: определение цели урока Словес.: слово учителя Словес.: анализ текста Словес.: озаглавливание текста Словес.: составление плана Практич.: пересказ частей текста Практич.: выполнение физкультминутки | 16 мин | Предположите, что мы с вами сегодня будем делать? Мы будем говорить про тюленя, но не только говорить, а еще и учиться писать подробное изложение. А что значит подробное изложение? (Изложение близкое к тексту, сохраняя стиль автора) Для чего мы пишем изложения? Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Будем учиться правильно выражать свои мысли на письме) Послушайте внимательно текст. Льдина покрыта снегом. На снегу возле ледяной глыбы лежал белёк – детёныш тюленя. Плавал он еще плохо. Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка. Только нос и глаза у него были чёрные. Белёк лежал и смотрел на мир круглыми, как бусины, глазами. Утром к бельку приплыла мать. Она покормила малыша молоком и опять уплыла. (С.Сахарнов) — Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связаны по смыслу) — Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный, рассказывается о событиях) — О чем этот текст? — Как бы вы озаглавили данный рассказ? Откройте учебники на с. 127, ответьте на вопросы: — Где лежал белёк? (На снегу) — Кого так называют? (Детёныша тюленя) — Как выглядит белёк? Опишите его. (Шёрстка белая, пушистая, нос и глаза черные) — Кто и когда приплыл к бельку? (Утром к бельку приплыла мать) — Что сделала мать? (Покормила и уплыла) Посмотрите на текст, сколько в нем частей? Докажите. Сколько предложений в первой части? (3) Какие необычные знаки препинания вы здесь заметили? Ребята, посмотрите на доску. Объясните орфограммы. Перескажите 1 часть. 2. Прочитайте вторую часть. Сколько вопросов отнесем к этой части? Сколько предложений во второй части? (3)Какие знаки препинания встречаются в этой части? Посмотрите на доску. Объясните орфограммы. Перескажите 2 часть. 3. Прочитайте третью часть. Какие вопросы отнесем к 3 части? Сколько предложений в третьей части? (2) Посмотрите на слова на доске. Вставьте пропущенные орфограммы. Перескажите 3 часть. У вас на столах лежат карточки со словами-помощниками. Вы можете смотреть на них, когда будете писать изложение.. Ребята, сколько у нас в тексте красных строк? Почему? (Три красные строки. Они показывают начало каждой части) Перед тем как вы начнете писать изложение, немного отдохнем. Встаем все и повторяем движения. А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли: В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. | Ставят цель урока Отвечают на вопросы учителя Слушают текст Отвечают на вопросы учителя по прослушанному тексту Делят текст на части Объясняют орфограммы в словах Повторяют движения | Р: в сотрудничестве с учителем ставить цели и задачи урока П: понимание информации Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу К: умение логично и связно передавать информацию | 4 | Решение частных учебных задач Практич.: написание изложения | 17 мин | Откройте свои тетради. Запишите: 20 декабря Изложение (Название текста) Обратите внимание, что точки в конце не ставим. Еще раз прочитайте текст про себя, обратите внимание на сложные слова, а теперь используя вопросы, слова-помощники запишите получившийся рассказ в тетрадь. |
Записывают подробное изложение текста | П: владеть рядом приемов решения задач. Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей | 5. | Итог урока. Рефлексия Словес.: чтение изложения Словесный: слово учителя | 3 мин | Ребята, кто хочет прочесть свое изложение? Кто заметил ошибки, неточности? Что получилось хорошо? Что мы делали с вами сегодня на уроке? Чему научились? Поднимите руки кому было работать легко и у него все получилось. Спасибо, отпустите. А у кого возникли трудности? Какие? Спасибо за работу, урок закончен. До свидания! | Читают получившееся изложение Проводят самоанализ | Р: осуществлять итоговый контроль. Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности, самоанализ и самоконтроль результата. |
Русский язык. 2 класс, Изложение повествовательного текста по вопросам «Оляпка
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 2 класс, Изложение повествовательного текста по вопросам «Оляпка»
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
К упражнению № 50
28 января.
Изложение.
50,
29.
оляпка
Оляпка — птица похожая на воробья. Её также называют водяной дрозд , или водяной воробей .
Птица размером со скворца Оперение имеет темно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых прозрачных рек и ручьев.
Питается водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Зимует на незамерзающих участках рек и речушек в предгорьях.
План.
- На льду.
- В проруби.
- Особенности оляпки.
- Когда и где пела птичка?
{
Был сил ь ный м о ро з . На л ь ду р е чки у проруб и вес е л о пела пти чк а. Это в о д я ной в о р о бей – оля п ка. Вот о ляпка нырнула в прору б ь. О на искала пи щу . На дне по д кам у шком оля п ка нашла вод я но г о жу чк а. Чере з м и нуту птичка выск о чила на лё д и запела вес ё лую песенку. Оляпке не хол о дн о . Её пер ь я п о крыты тонк и м сло е м жира.
- Когда и где пела птичка?
- Как называется птичка?
{
Был сил ь ный м о ро з . На л ь ду р е чки у проруб и вес е л о пела пти чк а. Это в о д я ной в о р о бей – оля п ка. Вот о ляпка нырнула в прору б ь. О на искала пи щу . На дне по д кам у шком оля п ка нашла вод я но г о жу чк а. Чере з м и нуту птичка выск о чила на лё д и запела вес ё лую песенку. Оляпке не хол о дн о . Её пер ь я п о крыты тонк и м сло е м жира.
1. Когда и где пела птичка?
2. Как называется птичка?
3. Куда нырнула оляпка?
4.
{
2. В проруби.
{
Был сил ь ный м о ро з . На л ь ду р е чки у проруб и вес е л о пела пти чк а. Это в о д я ной в о р о бей – оля п ка. Вот о ляпка нырнула в прору б ь. О на искала пи щу . На дне по д кам у шком оля п ка нашла вод я но г о жу чк а. Чере з м и нуту птичка выск о чила на лё д и запела вес ё лую песенку. Оляпке не хол о дн о . Её пер ь я п о крыты тонк и м сло е м жира.
1. Когда и где пела птичка?
2. Как называется птичка?
3. Куда нырнула оляпка?
4. Что она там делала?
{
2. В проруби.
{
Был сил ь ный м о ро з . На л ь ду р е чки у проруб и вес е л о пела пти чк а. Это в о д я ной в о р о бей – оля п ка. Вот о ляпка нырнула в прору б ь. О на искала пи щу . На дне по д кам у шком оля п ка нашла вод я но г о жу чк а. Чере з м и нуту птичка выск о чила на лё д и запела вес ё лую песенку. Оляпке не хол о дн о . Её пер ь я п о крыты тонк и м сло е м жира.
- Когда и где пела птичка?
- Как называется птичка?
- Куда нырнула оляпка?
- Что она там делала?
- Почему оляпке не холодно зимой?
{
{
3. Особенности оляпки.
{
Был сил ь ный м о ро з . На л ь ду р е чки у проруб и вес е л о пела пти чк а. Это в о д я ной в о р о бей – оля п ка. Вот о ляпка нырнула в прору б ь. О на искала пи щу . На дне по д кам у шком оля п ка нашла вод я но г о жу чк а. Чере з м и нуту птичка выск о чила на лё д и запела вес ё лую песенку. Оляпке не хол о дн о . Её пер ь я п о крыты тонк и м сло е м жира.
План.
- На льду.
- В проруби.
- Особенности оляпки.
Какие умения мы показали сегодня на уроке?
Какое задание показалось наиболее интересным?
Где сможем применить эти знания?
В каких ответах вы сомневались в правильности?
Где допустили ошибки?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Дневник.
январь
январь-февраль
31
28
29
1
30
2
Январь
В
Т
О
Р
Н
И
К
29
1
Домашнее задание
чтение
2018
2
Оценка
Р.т., с. 15.
русский язык
3
4
математика
музыка
5
физкультура
Урок развития речи. Обучающее изложение. 2 класс.
Конспект урока русского языка
в 2 А классе.
Программа: «Школа России»
Дата проведения урока: 21 марта 2018 г.
Тема: Развитие речи. Обучающее изложение.
Цель: формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме по вопросам и опорным словам.
Задачи:
1. Учить правильно строить предложения, самостоятельно грамотно записывать текст.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.
3. Воспитывать культуру учебного труда, любовь к животным.
Оборудование:
Мультимедииный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, карточки со словами.
Учебно-методическое обеспечение:
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2 класса четырёхлетней нач. школы в 2-х частях, 2 часть, М., Просвещение, 2016.
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.
Тип урока: урок-рефлексия.
Вид урока: комбинированный.
Мотивация
Самоопределение к деятельности.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Слушаем внимательно.
Работаем старательно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать!
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Самооценка готовности к уроку.
Усвоение правил поведения на уроке.
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Анализ деятельности на уроках развития речи.
Ребята, у вас на партах тетради для творческих работ по русскому языку. А какие виды творческих работ мы с вами уже выполняли?
Что же такое изложение и сочинение?
СЛАЙД 1.
Вставьте пропущенные слова и прочитайте определения.
Изложение – это письменный … текста. (пересказ)
Сочинение – это вид … школьной работы — изложение … мыслей, знаний на заданную тему. (письменной, своих)
А зачем мы учимся писать изложения и сочинения? Все ли могут справиться с таким заданием самостоятельно? Почему? С какими трудностями вы сталкивались?
Преодолеть все трудности и научиться писать изложения нам и помогут уроки развития речи.
Дети дают ответ:
ИЗЛОЖЕНИЕ и СОЧИНЕНИЕ.
Читают текст на слайде и вставляют пропущенные слова.
Отвечают на вопросы.
Включение детей в активную познавательную деятельность
Конкретизация знакомых понятий.
Самоанализ учебной деятельности и фиксирование проблем.
Локализация индивидуальных затруднений.
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.
Сегодня у нас один из таких уроков. Кто-то может сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Откроем тетради, запишем число.
СЛАЙД 2.
Я попрошу ребят, которым трудно писать изложение, быть сегодня особенно внимательными, активными в работе. И тогда у нас все получится.
Записывают в тетради число.
Формулируют тему урока.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Составление индивидуального (или группового) проекта решения проблемы. Формулировка цели.
Определение средств и способов.
Какой цели мы должны достичь к концу этого урока?
Правильно. Мы должны письменно пересказать текст.
А что нам для этого понадобиться? (текст)
Послушайте стихотворение.
Бурые, коварные и довольно рослые,
Но они такие только взрослые.
А лохматые ребята,
Как забавные котята,
По деревьям любят лазать.
Не прочь мордочку измазать
Липким медом из дупла-
Из пчелиного котла.
А как мама зарычит,
Вытрет нос, на зов бежит.
Что за славное зверье?
Скажите мнение свое. (Медвежата и медведица).
А). ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ,
Откроем учебник на стр. 83, упражнение 145. Познакомимся с текстом изложения.
СЛАЙД 3.
Какова тема текста?
Б). БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА.
Какого типа этот текст: повествование, рассуждение или описание? Как вы это определили?
Сколько частей в тексте?
Сколько медведей гуляло на берегу?
Что произошло потом?
В). ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.
СЛАЙДЫ 4,5,6,7,8,9.
Какова основная мысль текста? Что хотел нам рассказать автор?
Как можно озаглавить текст?
Отвечают на вопросы.
Слушают стихотворение.
Дают ответ.
Читают текст.
Отвечают на вопросы.
Читают текст. Рассматривают картинки по ходу чтения.
Контроль и оценка результата деятельности.
Определение темы текста.
Определение структуры текста.
Определение основной мысли текста.
Озаглавливание текста.
Реализация построенного проекта.
Формирование коммуникативных умений, развитие орфографической зоркости.
Г). РАБОТА В ПАРАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ГЛАГОЛОВ В ТЕКСТЕ (ОПОРНЫЕ СЛОВА).
А сейчас вы поработаете в парах. Задание: в каждом предложении найти и выписать глаголы.
СЛАЙД 10.
Проверим вашу работу.
Как вы думаете, зачем мы выписали все глаголы?
Д). ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
СЛАЙД 11.
Почему в словах некоторые буквы выделены красным цветом?
Объясните правописание слов с изученными орфограммами.
Учитель указывает на слово.
На магнитной доске учитель размещает слова и словосочетания, требующие особого внимания учащихся (что-то, потом, друг с другом, вдруг, до тех пор, пока, детвора).
Все ли слова в тексте вам понятны?
Что значит «УСТРОИЛИ ВОЗНЮ»?
А какую возню и переполох устроил медведь из мультфильма! Встанем и отдохнем.
ФИЗМИНУТКА.
Музыкальный фрагмент мультфильма.
Работают с текстом в учебнике. Записывают глаголы (опорные слова).
Проверяют вои записи.
Дают ответ.
Дети объясняют правописание слов.
Дают ответ.
Дети двигаются в такт музыки.
Самостоятельный поиск опорных слов (13 глаголов).
Умение правильно определять и объяснять орфограммы в словах, на изученные правила.
Повышение активности,
внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.
Обобщение затруднений во внешней речи
Формирование умений пересказать текст.
Е). УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО КАРТИНКАМ И ОПОРНЫМ СЛОВАМ.
СЛАЙД 12.
Кто попробует пересказать текст, глядя на картинки? Чем еще можно воспользоваться для пересказа?
Ж). УСТНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
СЛАЙД 13.
Какой вопрос (или вопросы) поможет нам написать начало, основную часть и заключение?
Как на письме одну часть текста отделяем от другой?
Дети пересказывают текст.
Отвечают на вопросы.
Умение пересказать текст по картинному плану и опорным словам.
Умение дать полный ответ на вопрос.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Формирование навыков самостоятельной работы по написанию изложения.
З). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ И ОПОРНЫМ СЛОВАМ,
А сейчас каждый из вас самостоятельно даст письменные ответы на вопросы. Закройте учебники.
Индивидуальная помощь при необходимости.
Записывают ответы в тетрадь.
Умение выражать свои мысли в письменной форме.
Соблюдение структуры текста.
Соблюдение правил правописания.
Включение в систему знаний и повторение
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
И). САМОПРОВЕРКА И САМОАНАЛИЗ.
Ребята, кто готов прочитать нам свое изложение?
Учитель спрашивает 1-3 человек.
Как вы думаете, кто из ребят правильно пересказал текст? Почему?
Чье изложение более удачно?
Зачитывают тексты своих изложений.
Умение соотнести свою работу с работой других детей.
Умение исправлять ошибки и недочеты по ходу проверки.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Развитие рефлексивных умений.
Ребята, как вы думаете, мы достигли цели урока?
Вы внимательно прослушали изложения ребят.
А теперь я предлагаю каждому оценить свою работу. Будьте объективны!
СЛАЙД 14.
Справился!
Старался, но …
Не справился!
Я проверю все ваши работы, и завтра вы узнаете результаты.
Дают ответ.
Дети оценивают свои работы.
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС «Школа России»
Урок развития речи во 2 классе.
Подробное изложение по Н.Сладкову «Маленькая ёлочка».
Цель:
- учить писать подробное изложение повествовательного текста, имеющего сюжет;
- учить высказывать свои мысли на обозначенную тему;
- передавать последовательность мысли текста;
- учить строить предложения, соблюдая порядок слов.
Задачи:
- формировать умение анализировать тексты малого объема;
- формировать умение составлять связный рассказ по вопросам;
- учить составлять план по данному тексту;
- учить употреблять слова с определенным значением;
- расширять словарный запас.
- развивать у учащихся умение работать над подробным изложением;
- развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе,
- развивать умение учащихся четко формулировать и излагать свои мысли;
- развивать орфографическую зоркость.
Ход урока.
— Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать подробное изложение по вопросам. Текст, над которым мы будем работать, написал Н.И.Сладков.
-Кто же он такой?
— Это писатель, автор более 60 книг о природе. Родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в Ленинграде (ныне Петербург) и Царском Селе, славящемся великолепными парками.
— Творчество Н.И.Сладкова – это удивительный мир природы. С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления. Занимаясь в кружке при Ленинградском зоологическом институте, познакомился с известным писателем Виталием Бианки, который и занимался с ребятами. Летом кружковцы приезжали к Бианки в Новгородскую область изучать тайны леса и постигать природу. Став взрослым, увлёкся фотоохотой. Он очень много путешествовал, писал о необходимости защиты природы и охраны животных. В книгах Николая Ивановича много рассказов и для детей.
1. Знакомство с текстом.
— Прочитаем текст, по которому будем работать.
Маленькая ёлочка.
Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.
Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли.
(По Н.Сладкову)
2. Беседа по прочитанному.
— Понравился ли вам текст? (Текст понравился.)
А чем именно? (Автор с любовью описывает рождение деревца.)
— О чём он? (Он о маленькой ёлочке.)
— Как автор относится к ёлочке? ( Автор с нежностью называет её малюткой.)
— Когда в лесу появилась ёлочка? (Ёлочка появилась в лесу осенью.)
— Как она появилась? (Она раздвинула листья и травинки.)
— А что в это время происходило с деревьями? (Деревья роняли свой осенний наряд.)
— Подумайте, почему автор говорит, что деревья несли ёлочке свои подарки? (Ёлочка была совсем крохотная. Осенние листочки падали вниз на её лапки. Это и были подарки от деревьев.)
— Обратили внимание, с чем сравнивает Сладков листочки ивы? Прочитайте словами текста. ( Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками.)
— А почему вдруг такое сравнение? (Листья ивы очень похожи на маленьких рыбок. А осенью листочки становятся золотыми.)
-Прочитайте, какие листья падали с клена? ( С клёна упали на деревце красивые звёздочки.)
Почему автор листья клёна сравнивает со звёздочками? ( У клёна резные листья, как у звёздочек.)
3. Коллективное составление плана.
— Сколько частей в нашем тексте? (В тексте 2 части.)
— Почему вы так решили? (Здесь две красные строки.)
— Прочитаем первую часть.
— О каком важном событии рассказал Н.И.Сладков в этой части? (Н.И.Сладков рассказал о появлении ёлочки.)
— Найдите, как автор называет деревце? ( Автор называет деревце малюткой.)
— Верно. Вот первую часть мы так и назовём.
— Обратите внимание, что первая часть пишется с красной строки.
— А теперь прочитаем вторую часть.
— Что самое главное в этой части? (Самое главное здесь, что деревья дарили подарки ёлочке.)
— Как же озаглавим вторую часть? (Подарки для ёлочки.)
— Вторую часть тоже пишем с красной строки.
— Мы с вами составили план изложения.
План.
- Малютка.
- Подарки для ёлочки.
4. Работа с опорными словами.
— А теперь, ребята, прочитаем слова, которые помогут вам написать изложение: показалась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
— Из какой части эти слова? (Эти слова из первой части.)
— К ком эти слова? (Эти слова о ёлочке.)
— Читаем опорные слова из второй части: роняла, осыпали, раскинула, несли.
5. Работа по вопросам для построения ответов.
— Сейчас приступаем к важной работе. Будьте внимательны. Мы будем устно работать с вопросами к тесту, а ваша задача подробно отвечать, грамотно строить предложения, используя опорные слова. Затем будете письменно отвечать на эти вопросы.
1. –Когда в лесу показалась маленькая ёлочка? (Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка.)
2. — Что она сделала с листьями и травинками? (Она раздвинула листья и травинки.)
3. — Что потом сделала малютка? ( Малютка высунулась из травы и осмотрелась.)
— Хорошо. На этом первая часть изложения закончилась. Мы приступаем отвечать на вопросы второй части.
1. — Что роняли деревья? (Деревья роняли свой осенний наряд.)
2. — Чем осыпала ёлочку ива? (Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками.)
3. – Что на деревце упало с клёна? ( С клёна упали на деревце красивые звёздочки.)
4. – Что раскинула ёлочка? (Ёлочка раскинула свои лапки.)
5. – Что несли ей деревья? (Деревья несли ей подарки.)
6. Письмо изложения по вопросам.
— А теперь приступаем к письменному выполнению задания.
— Желаю всем удачи!