Методическая разработка по русскому языку (2 класс): Обучающее изложение по готовому плану, 2 класс

   Урок русского языка . Учитель Кузнецова Л.Л.

           Обучающее  изложение  по готовому плану.

       2класс.  

Задачи:

 -познакомить детей с новым видом творческой работы- изложением;

 — формировать умение пересказывать текст повествовательного характера по готовому плану.

  Ход  урока.

 1.-Сегодня  мы будем писать изложение. Догадайтесь по названию, что это за вид работы. Как вы думаете, от какого слова образовано слово  изложение?(излагать )

— Замените слово излагать близким по смыслу. (рассказывать, пересказывать, передавать).

— Изложением называется письменный пересказ текста. Сравните: на уроках чтения вы пересказывали тексты устно. Чтобы написать изложение, надо прочитать текст, запомнить его как можно лучше, а потом записать его, пересказать, изложить то, что прочитали  и запомнили.

2. Работа с текстом. Текст на листочках у каждого ребёнка.

                  Этажи в лесу.

В лесу у зверьков и птиц есть свои этажи. Мышки живут в корнях. Соловушки вьют гнёзда прямо на земле. Дрозды живут в кустах. Дятел, синичка, сова делают себе гнёзда повыше. А орлы и ястребы живут по стволу дерева и на самом его верху.

                                                  (По М. Пришвину)

Анализ текста.

-Прочитайте текст. О чём этот текст? (текст о том, где живут разные животные)

-Какова тема текста?(лесные этажи)

-Какова его главная мысль?(У зверьков и птиц есть свои этажи )

-Что отражено в заголовке: тема или главная мысль текста? (главная мысль)

На доске открываются иллюстрации с изображением птиц.  

_-Давайте устно ответим на вопросы, составив предложения.

1.Что есть в лесу у зверьков и птиц?

2. Где живут мыши?

3. Кто вьёт гнёзда прямо на земле?

4.Где живут дрозды?

5. Где делают себе гнёзда дятел, синичка, сова?

6.Кто живёт по стволу дерева и на самом его верху?

     

Орфографическая подготовка.

Орфографическое чтение записанных на доске слов, выделение в них орфограмм, проверка. Все слова  разбирались на предшествующих уроках русского языка.

 У зверьков, живут, соловушки, вьют, на земле, дрозды, дятел, синичка, сова, орлы, ястребы, по стволу, дерево.  

Повторное чтение текста. Написание изложения .Редактирование.

                         

            Рекомендации  по  устранению   ошибок.

1.Работа  по  исправлению  ошибок  при  составлении  предложений  и  точному  употреблению  слов.

  • Запишите  словосочетания,  вставляя  вместо  точек  нужные  предлоги.

Живут  ( в чём ? ) ….    Корнях                         прибежал….клуб

Живёт  ( по чему?) …  стволу                            ушёл …. школы  

Принести ( из  чего? ) …  магазина                  слез … дерева

Зайти ( к кому?) … товарищу                            принёс … класс

  • Вставь  букву.

Орёл   жив- т         орлы    жив- т               соловушк-   вьёт  соловушк-  вьют

Дрозд   дела-т       дрозды  дела-т               сов-   делает      сов-   делают

  • Прочитайте  предложения, исправьте, дополните, уточните.

Мыши  живут  корнях.  Соловушки  вьёт  гнёзда  прямо  на  земле. Ястребы  живут  на  стволу  дерева.

  • Письменно дайте  полные  ответы  на  вопросы:

Какие  птицы  зимуют  в  нашей  стране?

Какие  животные  обитают  в  лесу?

Какие  животные  живут  рядом  с  человеком?

( корова, заяц, свинья, ворона, воробей, собака, сорока, лисица, овца, медведь, коза).

2.Индивидуальная  работа над  ошибками.

3.Работу  по  предупреждению  орфографических  и  пунктуационных ошибок  необходимо вести на каждом уроке.

« Изложение с языковым разбором текста.»

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Тема: « Изложение с языковым разбором текста.»

Цели урока:

Совершенствовать умение определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения микротем, передавать содержание близко к тексту;

содействовать обогащению словаря детей образными словами и выражениями;

способствовать воспитанию внимательного отношения к слову, потребность у учащихся внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его удивительную выразительность.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему урока.

— Сегодня мы будем писать изложение. Давайте попробуем догадаться, что это за вил работы.

— Как вы думаете, от какого слова образовано слово «изложение»? (излагать)

— Замените слово «излагать» близким по смыслу. (Рассказывать, пересказывать, передавать)


Изложением называется письменный пересказ текста. Заметьте, что на уроках чтения мы пересказываем текст устно. Пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чем и о ком идет речь.

— Зачем надо писать изложение?

— Наша задача состоит в том, чтобы прочитать текст, объяснить, как он написан, почему писатель выбрал эти слова , а не другие, почему именно он так построил предложении, расположил их именно в таком порядке; запомнить текст и пересказать его по возможности так, как написано у автора.

3. Вводная беседа.

— Прочитайте и отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом»?

— Какого цвета наряд у ёлочки летом? Зимой? А весной? Почему?

— Сегодня мы узнаем, каким бывает наряд у ёлочки осенью и почему. Сделайте свои предположения.

4. Чтение текста учителем.

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья. Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. 

5. Структурный анализ текста.

— Понравился ли вам текст? Чем? Хотите ли в его пересказать?

— О чём же этот текст? Какова его тема? Какова главная мысль?

Выберите, какой заголовок соответствует содержанию текста? Почему?

Ёлочка.

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

-Что отражено в этом заголовке: тема или главная мысль текста?

— С какого предложения начинается текст? Прочитайте. О чем оно нам сообщает?

— О каких же событиях мы узнали из текста?

— Чем заканчивается текст. Прочитайте.

— Есть ли в тексте описание? Найдите его и прочитайте.

— Какого типа текст мы будем пересказывать?

6.Составление плана.

— Чтобы легче было пересказать, составим план текста.

— На сколько частей вы бы его поделили?

— Где начинается первая часть? Где заканчивается?

( тоже для 2, 3 частей)

Анализ, краткий пересказ и озаглавливание каждой части.

План.

  1. Ёлочка.

  2. Подарки для ёлочки.

  3. Счастливая и нарядная ёлочка.

Пересказ текста по плану.

7. Орфографическая работа.

Орфографическое чтение записанных на доске слов, выделение орфограмм, проверка.

Появилась, раздвинула, удивленно, осмотрелась, роняли, день рождения, фонарики, оранжевые, разноцветные.

8. Повторное чтение текста. Запись. Редактирование.

9. Итог урока.

Примечание. Орфографическая подготовка к изложению проводится на уроках русского языка в течение недели, предшествующей написанию изложения.

Методическая разработка по развитию речи на тему «Письменное изложение текста по коллективно составленному плану» (2 класс)

Урок развития речи по русскому языку по теме «Письменное изложение текста «Ласточки»

( 2-й класс).

Цель урока: развивать речь учащихся, развивать внимание и память учащихся, активизировать и стимулировать у учащихся интерес к занятиям русским языком.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

— формирование бережного отношения к природе;

— высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ в устной и письменной форме;

— овладение основами коммуникативной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— развитие представления о связи между предложениями;

— развитие умения передавать содержание текста по вопросам;

— осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

— применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных текстов;

— владение умением проверять написанное.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, приветливы, добры и здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и внимательного отношения друг к другу.

— А сейчас, отгадайте загадку:

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.(Ласточка)

(показ слайдов с изображением ласточек)

2. Целеполагание.

— Что вы знаете о ласточке? Когда они прилетают к нам? (ответы учащихся).

— А знаете ли вы, что…

  • почти всё время ласточка проводит в полете и очень редко спускается на землю.

  • процесс кормления у этих птиц осуществляется прямо на лету. И даже своих птенцов ласточка кормит в воздухе.

  • по земле ласточки ходят весьма неловко и неохотно.

  • птица очень много ест, поэтому большая часть времени тратится на поиск пищи (за сутки птенцов кормят более 300 раз!)

  • ласточки на лету не только едят, но и пьют, снижаясь к водоему и захватывая клювом воду и даже… спят.

  • ласточка — однолюб и строит пару надолго. Всего за сезон самка высиживает 2 выводка птенцов.

  • человеку эти птицы приносят большую пользу, истребляя меленьких насекомых, которых не едят другие птицы — комаров и мух.

  • существует примета, что если ласточки летают низко к земле, значит, будет дождь. Однако не все знают, что этому есть научное обоснование. Дело в том, что перед дождем повышается влажность воздуха. Она утяжеляет оперение, а потому птица спускается ниже к земле.

  • ласточка считалась священной птицей богини Изиды в Древнем Египте и богинь материнства у разных народов.

— Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, письменно передавать его содержание с помощью вопросов. Как называется такой вид работы? (Изложение)

— Ребята, вы догадались, кто будет героем  нашего изложения?

— Прочитайте  название текста. (Ласточки)

— Определите, какова тема текста. (Текст про ласточек)

3. Первичное  знакомство с текстом. (Читает учитель)

Ласточки.

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.

Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил её в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

— Правильно ли мы определили тему текста? (Да)

— Кто главные герои рассказа?  (Петя и ласточки)

— Что произошло с птенцом ласточек? (Выпал из гнезда)

— Как поступил Петя? (Поднял птичку, посадил в гнездо)

— Почему он так поступил? (Добрый мальчик, бережно относится к природе, любит и жалеет животных)

— Что в тексте самое главное? (Нужно помогать тем, кто слаб и не может сам о себе позаботиться)

4. Наблюдение над структурой текста.

Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей? (4)

— Вы узнали из текста, как выглядели ласточки, есть ли в тексте их описание? (Нет)

— Каких слов в тексте больше: названий признаков или действий предмета? (Действий)

— Это говорит о том, что в тексте постоянно сменяются события. Можно ли к нему сделать один рисунок? (Нет, несколько рисунков)

— К какому типу текстов его можно отнести? (Текст-повествование)

5. Подробный разбор частей.

— Найдите и прочитайте первую часть.

— Где было гнездо ласточек?

— Как можно озаглавить первую часть? (Гнездо ласточек.)

— Найдите слова, которые помогут определить, где находится гнездо ласточек?

Над наличником окна (слова выносятся на доску).

— Найдите и прочитайте вторую часть.

— Что случилось однажды с птенчиком?

— Как вели себя ласточки?

— Как можно озаглавить вторую часть? (Птенчик выпал.)

— Назовите действия, которые помогут представить происходящие события:

Однажды выпал, кружились, звучно пищали (слова выносятся на доску).

—  Найдите и прочитайте третью часть.

— Кто увидел птенчика?

— Что сделал мальчик?

— Как можно озаглавить эту часть? (Петя спас птенца.)

— Назовите слова — названия действий.

Увидел, поднял, посадил (слова выносятся на доску).

—  Найдите и прочитайте четвёртую часть.

— Как вели себя ласточки?

— Как можно озаглавить четвёртую часть? (Благодарные ласточки.)

— Найдите слова (слово), которые показывают, как изменилось состояние ласточек.

Защебетали (слово выносится на доску).

В процессе работы в тетрадях появляется коллективно составленный план.

План.

  1. Гнездо ласточек.

  2. Птенчик выпал.

  3. Петя спас птенца.

  4. Благодарные ласточки.

На доске выписаны опорные слова.

Слова для справок: над наличником окна, однажды выпал, кружились, звучно пищали, увидел, поднял, посадил, весело защебетали.

6. Словарная и лексико-орфографическая подготовка.

Найдите в тексте незнакомые слова. Попробуйте объяснить их значение.

Что такое наличники? (Наличник — фигурная, резная накладная планка или рама, используемая для декоративного обрамления наружного оконного или дверного проема.)

— Найдите и назовите орфограммы, объясните написание слов:

из гнезда (гнездо), ласточки, кружились, пищали, Петя, птичку, посадил, весело.

— Прочитайте слова, написание которых вы пока не знаете, и постарайтесь их запомнить:

над наличником, однажды, звучно, птенчик, поднял, весело, защебетали.

— Найдите выражения, которыми описаны голоса ласточек. Определите, на какое состояние птиц они указывают. Как сказать иначе:

Звучно пищали — ________________________________

Весело защебетали — _____________________________

Однажды — ___________________________________

7.Физкультминутка.

8. Повторное чтение и пересказ  вслух сначала по частям, затем целого текста по составленному плану.

При пересказе вслух пронаблюдать за тем, чтобы не было повторов и пропуска фактов.

9. Самостоятельная запись текста.

— Как на письме выделяем каждую часть? (Пишем с красной строки)

— Сколько частей должно получиться? (4)

— Используя план текста, вопросы и слова-помощники запишите рассказ в тетрадь.

— Проверьте свою запись.

10. Самопроверка.

— Проверьте, все ли предложения вы оформили правильно?

— Проверьте, правильно ли написаны слова, в которых мы выделяли орфограммы?

— Прочитайте, получился ли у вас рассказ?

11. Итог урока. Рефлексия. Раскрась рисунок к тексту.

— Какие трудности у вас возникли при написании изложения?

— Что не получилось?

— Поднимите руку, кому понравилось писать изложение?

hello_html_2d9a8bf9.jpghello_html_2d2b908f.jpg

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Изложение «Клестята» 2 класс УМК «Планета знаний»

Слайд 1

Обучающее изложение « Клестята »

Слайд 2

Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв — крестом, Птичку ту зовут … Клестом

Слайд 4

Подумайте, о чем будет текст. Прочитайте заголовок и план текста Клестята План 1. Когда клесты выводят птенцов? 2. На каких деревьях они строят гнёзда и почему? 3. Почему не страшен клестятам мороз?

Слайд 5

холодный февраль голые птенчики хвойные деревья зелёные ветви вкусной еловой каши мягкая перинка пуховое одеяльце

Слайд 6

Клестята Клесты выводят птенцов в холодном феврале. Солнце светит редко. Мороз. А в гнезде голые птенчики. Клесты строят гнёзда на хвойных деревьях. В лапах ельника тепло. Семенами ели они кормят своих птенцов. Наедятся клестята вкусной еловой каши – и спать. Снизу будто мягкая перинка в гнёздышке постелена. Сверху – мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет. Так и мороз не страшен! План 1. Когда клесты выводят птенцов? 2. На каких деревьях они строят гнёзда и почему? 3.Почему не страшен клестам мороз?

Слайд 7

Словарно-орфографическая работа кл е сты пт е нцов в х о лодном ф е врале ре д ко м ороз в гн е зде д е рев ь я т е пло с е м е нами н ае дя тся снизу, будто, сверху, изнутри мя г кая п е ринка о д е ял ь це не с трашен клесты птенцы птенчики клестята

Слайд 8

Орфографическая подготовка Кл_сты выводят пт_нцов в х_лодном ф_врале . Со_нце светит ре_ко . М_ро_ . А в гн_зде голые птенчики. Кл_сты строят гнёзда на хвойных д_рев_ях . В лапах ельника т_пло . С_менами ели они кормят св_их пт_нцов . Наедятся кл_стята вкусной еловой каши – и спать. Снизу будто мя_кая п_ринка в гнёздышке постелена. Сверху – мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет. Так и м_ро_ не страшен!

Слайд 9

Повтори текст Клесты выводят птенцов в . светит редко. Мороз. А в гнезде . строят гнёзда на деревьях. В лапах ельника тепло. Семенами ели они кормят своих птенцов. Наедятся – и спать. Снизу будто мягкая перинка постелена. Сверху – мама, как . А изнутри греет. Так и мороз не страшен!

Слайд 10

Орфографическая подготовка Кл_сты___________________ . Со_нце _________. М_ро_ . А в гн_зде _________________. Кл_сты строят ___________________. В лапах _____________. С_менами __________________. Наедятся ______ -и спать. Снизу ___________. Сверху – _______________. А изнутри _________. Так ______________________!

Слайд 11

План Когда клесты выводят птенцов? (4 предложения) голые птенчики, в холодном феврале 2. На каких деревьях они строят гнёзда и почему? (3 предложения) в лапах ельника, семенами, своих 3. Почему не страшен клестятам мороз? (5 предложений) наедятся, еловой каши, снизу будто, постелена, перинка, сверху, одеяльце, изнутри, не страшен

План урока развития речи на тему «Обучающее изложение по вопросам» (2класс)

Муратова И.В.

Урок развития речи во 2-ом классе

ТЕМА. Обучающее изложение по вопросам.

ЦЕЛЬ: обучение записи текста по вопросам, которые содержат слова для ответа.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст для изложения .

Галка

Это было зимой. Дети гуляли в парке. Вдруг на снегу они увидели галку. У неё было перебито крыло. Она не могла летать. Ребята взяли птицу домой. Всю зиму прожила у них галка, а весной улетела.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Вступительная беседа

2.Работа над текстом.

а) Знакомство с текстом(запись на доске)

б) Беседа по содержанию

в)Повторное чтение текста

г)Анализ текста

3.Составление ответов на вопросы(устно)

Орфографическая подготовка

4.Пересказ текста с опорой на вопросы

5.Самостоятельная работа

6.Самопроверка

Итог урока

-Что такое текст? Тема текста?

Главная мысль текста?

-Прочитайте текст.

-Почему текст назван «Галка»?

-Кто нашел галку?

-Как поступили дети?

-Почему они так поступили?

-Отчего им было жаль птицу?

-Из каких предложений вы узнали, что птичка была больна? Прочитайте их.

(решение личностных УУД)

Читает учитель.

— Как вы думаете, какова главная мысль этого текста?

-Прочитайте предложения, в которых она заключена.

— Какими словами названа в рассказе галка?

-Прочитайте вопросы, которые записаны на доске.

ВОПРОСЫ:

1.Когда это было ?

2.Где гуляли дети ?

3.Кого они увидели на снегу ?

4.Что произошло с галкой?

5.Что сделали ребята ?

6.Что было дальше?

-Что обозначают подчёркнутые слова?

Слова — помощники (записаны на доске, в них выделены ошибкоопасные места).

В парке, перебито, не могла летать, взяли, прожила, весной улетела.

-Прочитайте 1 вопрос и составьте ответ-предложение.

-Прочитайте 2-ой вопрос и составьте предложение-ответ.

(Подчёркнутые в вопросе слова следует переставить местами)

-Прочитайте 3 вопрос.

-С каких слов будет начинаться ответ?

-Совпадает ли порядок слов в вопросе и ответе?

-Прочитайте 4 вопрос.

-Каким словом нужно заменить слово «галка»?

-Составьте ответ-предложение на этот вопрос используя слова –помощники.

-Что сделали ребята?

-Составьте последнее предложение – ответ.

-Обратите внимание на соединение при помощи союза а.

* Составьте схему предложения.

Текст закрыт

Необходимая корректировка.

Ответы детей.

Чтение текста.

Ответы детей.

Слушание текста

Ответы детей.

-Несчастье, которое случилось с галкой и заботе детей.

(Галка, птица, она.)

-С этих слов начинается предложение.

Устные ответы.

Это было зимой.

Дети гуляли в парке.

Вдруг на снегу они увидели галку.

У неё

У неё было перебито крыло.

Ребята взяли птицу домой.

Всю зиму прожила у них галка, а весной улетела.

Схема фиксируется на доске.

!___ ___ прожила _ __ ___, а весной улетела.

Возможен пересказ цепочкой

Запись текста в тетрадь

Чтение текста по тетради. Обсуждение. Внесение исправлений.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Обучающее изложение во 2 классе»Ёжик и лисица»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Инструментарий

Работа над темой и целеполаганием.

Цель. Формирование УУД – постановки целеполагания по указанной теме занятия.

Составление алгоритма подготовки к изложению.

Формирование  умения прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации.

Анимация 1.

Прочтите тему урока.

 Изложение – это письменный пересказ текста.

Какая у вас будет цель деятельности?

Что для этого надо?

Анимация 2.

Прочтите заголовок.

Подходит ли иллюстрация к заголовку?

Предположите, о чем будет текст?

Ученики читают со слайда и участвуют в обсуждении.

Анимация 1.

Тема. Изложение.

Цель: создать письменный пересказ текста.

Обсуждают алгоритм работы.

Анимация 2.

Ученики читают заголовок, соотносят заголовок и иллюстрацию и предполагают будущее содержание текста.

Слайд  1

Алгоритм 1

(на доске) Прочитать текст. Запомнить

Понять смысл.

Грамотно написать.

Первичное восприятие текста.

Цель. Создать зрительный образ текста.

Прием природосообразного принципа восприятия  и запоминания текста по частям без нарушения его целостности.

Предложения появляются  в режиме анимации – это усиливает концентрацию внимания и запоминание текста.

Предложение появляется на фоне иллюстрации: формируется образное восприятие текста и расширяется кругозор обучающихся.

 1.Прочтите первый пункт алгоритма.

2.Сделайте установку на запоминание.

Учитель читает предложения на слайдах.

3. Правильным ли было ваше предположение?

4. Что узнали о жизни природы?

 1.Ученики читают первый пункт алгоритма.

2. Воспринимают текст изложения, сделав самоустановку на запоминание.

Смотрят картинку.

Читают мысленно появившийся текст.

Слушают чтение учителя.

3. Рефлексируют правильность своего предположения.

4. Рассказывают о расширении знаний.

Слайды2,3,4,5

Воспроизведение текста с опорой на картинки

 Цель. Восстановление текста на основе сложившихся ассоциативных связей: иллюстрация-текст.

Вы делали установку на запоминание. Проверьте, как справилась ваша память.

С опорой на иллюстрации перескажите вполголоса  текст.

Смотрят на иллюстрации и пересказывают текст.

Рефлексия. Я запомнил хорошо.

Мне еще надо поработать над запоминанием текста.

Ученики читают вполголоса.

 В паре обсуждают тип текста.

Итог. Сообщают вывод коллективу.

Текст – рассуждение.

Слайд 6

На доске.

Я запомнил хорошо.

Мне еще надо поработать над запоминанием текста.

 Слайд  7

Вторичное восприятие текста с заданием: определить тип текста.

По окончании работы — проектор выключить.

Цель. Формировать УУД определение типа текста.

Формирование коммуникативных качеств: умение вести продуктивный диалог в паре.

Проверьте себя. Прочтите вполголоса текст со слайда и определите вид текста.

Какую фразу вы выберите для оценки работы своей памяти?

      Ёжик очень осторожный. Услышит шорох и свернется клубочком.

Почему  при встрече с лисой колючки не всегда выручают ёжика?

 Он боится воды. Хитрая лиса закатывает ёжика в речку или в лужицу. В воде ёжик обычно развертывается.

      Тут лиса хватает его зубами и душит.

В паре посоветуйтесь и определите тип текста.

Определите вид текста.

Текст-повествование. Текст – рассуждение.

Текст – описание.

1.Текст  изложения.

2.Типы текстов

Текст-повествование.

Текст – рассуждение.

Текст – описание.

Физкультминутка 

Цель. Предупреждения зрительного утомления.

Проводит учитель.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола — выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Работа над  содержанием.

Цель. Формирование умения конструировать ответы из поставленных вопросов.

Алгоритм

Вопросы и задания к тексту.

Перестройте вопрос в ответ.

Ёжик очень осторожный или очень доверчивый?      

Что делает ёжик, когда услышит шорох?  

При встрече, с каким зверем ёжика не всегда спасают колючки?

Куда хитрая лиса закатывает ёжика

Где ёжик обычно развертывается?

Как  лиса  захватывает свою добычу?

Читают пункт алгоритма.

Ученики устно конструируют из вопроса ответ.

Вопросы записаны на доске.

Орфографическая подготовка.

Цель. Формирование орфографической компетентности.

Алгоритм

Найдите слова с сочетаниями  чк-чн, запомните их написание.

Найдите слова с жи-ши. Объясните их написание.

Обратите внимание на написание слов: свернется, боится, развертывается.

Читают пункт алгоритма.

Ученики ищут слова с указанными орфограммами и объясняют их написание.

На доске слова для справок.

свернется, боится, развертывается.

Повторный пересказ текста с опорой на вопросы.

Цель. Целостный пересказ текста с опорой или без опоры нВ вопросы.

Формирование умения рефлектировать степень готовности к выполнению самостоятельной части работы.

Перескажите текст.

Если  надо, то можете пересказывать  с опорой на вопросы.

Определите свою готовность писать текст изложения.

Вполголоса пересказывают.

На доске

Я

запомнил, понял текст и знаю, как правильно писать слова.

Я самостоятельно поработаю с вопросами еще раз и тогда буду готов.

Физкультминутка

Цель. Закрепление стереотипа правильной осанки и тренировки зрительного аппарата.

Проводит ученик. Игра «Солнечный зайчик»

Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:

Скачут побегайчики, солнечные зайчики.

Мы зовем их — не идут,

Были тут, и нет их тут.

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос ведущего: «Где зайка?» говорят и показывают рукой.

Самостоятельная работа.

Цель. Создание конечного продукта – текста изложения.

Личностная цель: реализация в продукте накопленного за урок внутреннего содержания.

Оформление тетради.

Самостоятельная работа по написанию изложения.

 Оформляют тетрадь.

 Пишут изложение с опорой на вопросы.

На доске

Дата

Изложение

Ёжик и лисица

Самопроверка

Цель. Формирование умения проводить самоконтроль и самокоррекцию.

Прочитать текст, подчеркнуть орфограммы и проверить правильность.

Подчеркивают орфограммы и объясняют правильность написания слов.

Сдают работы на проверку.

Самооценка  и рефлексия

Цель. Формирование умения проводить самооценку и рефлексию.

Поставьте значок самооценки.

Расскажите, как вы приготовили себя к письменному пересказу текста.

Рассказывают алгоритм подготовки к изложению.

Алгоритм

Для снятия напряжения

К счастью. Нашему ежу удалось спрятаться от лисы!

Смех

Слайд 8