Задания по развитию речи 2 класс с разными видами работы
Составьте из слов предложения. Поставьте в конце предложения нужный знак. Озаглавьте текст.
к, звери, готовятся, зиме
и, нагуливают, барсук, сало, медведь запасает, орехи, кедровые, бурундук
сушит, на, белка, сучках, грибы
дети, играют, тихо у, юла,
Лены девочка, юлу, крутит
игрушка, и, гудит, поет
Сережа, кубики, взял
мальчик, башню, строит
шли, девочки, лес, через
лесу, было, и, тихо, в,
нарядно, густо, елочки, зеленели.
золотые, светились, березках, в, искорках
стал, разгуливать, болоту, по, журавль,
кукушка, бору, куковала, в
пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми,
парил, в, высоко, воздухе, коршун
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Скоро весна
Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.
Разделите текст на предложения.
Поставьте в конце каждого предложения
нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось все выше и выше.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Ненастье
Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние листья целый день льет дождь только воронье карканье слышно во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг. (24)
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Весна в лесу
Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поет соловей.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Встречай весну
Пригревает солнышко наступили Разделите текст на предложения.
теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
На дворе стоят сильные морозы*гулять нельзя, дети сидят дома, они стали играть в школу, старший брат учит маленькую Свету писать, мама готовит чай папа пишет другу письмо.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Прогулка
Егор и Саша побежали в рощу там река за рекой лесок в лесочке мальчики стали искать грибы Егорка нашел крепкий гриб с большой шляпкой у Саши забавная находка у него в фуражке ежик.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Вечером
На дворе стоят сильные морозы*гулять нельзя, дети сидят дома, они стали играть в школу, старший брат учит маленькую Свету писать, мама готовит чай папа пишет другу письмо.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1 .
Лоси
Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1 .
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
В лесу
Там укрылись серые ежики.
Рядом бежит пес Бимка.
По веткам скачут рыжие белки.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
Под елкой норка.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Ливень
В воздухе пахло цветами и медом.
От земли после дождя шел пар.
Набежала темная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
В роще
Они зашли в глухую чащу.
Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу.
Дети пошли в рощу.
Ребята слышат шум машин.
Шура стал кричать.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Зима
Замерзли реки и озера.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.
Наступила зима.
Снег покрыл поля, тропинки в лесу.
Ребятишки рады зиме Зима
Замерзли реки и озера.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.
Наступила зима.
Снег покрыл поля, тропинки в лесу. Ребятишки рады зиме.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Вдруг под большими широкими листьями мальчики заметили ежика.
Теперь ежик живет у Саши.
Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.
Ребята взяли его с собой.
Мыши боятся ежа
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Васька
Одна муха села на шляпу.
Вот какой шалун котенок Васька!
Шляпа упала и накрыла котенка.
Котенок прыгнул на стол.
На столе лежала шляпа.
Видны только лапки да хвост.
Котенок Васька сидел на полу и ловил мух
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Котенок
Котенок погнался за ними.
В нашем дворе жил котенок.
Утята спокойно шли к воде.
Один раз он увидел утят.
Котенок мигом влез на дерево.
Утята побежали к собачьей будке.
Из нее выскочил пес.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Совенок
В лесу мы нашли гнездо.
Мы пожалели совенка.
Глаза ее блестели.
Там был совенок.
Сова налетела на нас.
Совенок не умел летать.
Витя посадил совенка на дерево.
Мы взяли совенка из гнезда.
Совенок громко пищал. (
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Слон
Он большой и сильный.
Этот слон живет в доме со ступеньками.
Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду. Напился воды и затрубил.
Значит рад.
У слона умные и добрые глаза
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
№1
жалобно, в, деревья, стонут, лесу голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям зима, уже пришла настоящая верхушки, он, деревьев, качает
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
№2
подарил, детям, ежика, дедушка летом, сенях, он, в, жил еж, в, уснул, норе, зимой ежик, голодный, весной, придет берегитесь, мыши!
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
№3
мягкие, стояли, дни, серые
зима, снежком, завалила, легким, город
деревья, все, снегу, стоят
утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
№ 4
часто, резкий, дует, ветер
деревьев, листья, желтые, с, опадают
днем, частый, и, ночью, дождь, моросит
небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
№5
парке, в, стоит, памятник, воинам, павшим в, бою, они, погибли, не, пустили, но, врагов отдали, за, бойцы, жизнь, Родины, свободу, нашей часто, к, съезжаются, родные, памятнику, их
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
лес, после, стал, вьюги, удивительным
ель, кольчуге, в, стояла, хвойной
макушке, снежная, на, сосны, шапка
полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
в, птенцы, гнезде, сидят
пищат, они, громко
есть, малыши, хотят
к, мама, ним, летит
она, маленького, несет, червяка
детей, накормить, птичка, своих, спешит
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
Катина рыбка
Кате, аквариум, дедушка, подарил розовая, живет, рыбка, там, с, хвостом, пышным Катя, воду,червячка, в, бросила, и, постучала, стеклу, по подплыла, и, рыбка, корм, схватила
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.
Подберите к тексту название
у, жил, нас, медвежонок очень, воду, он, любил его, часто, купали, мы тазу, мишка, в, долго, плескался попало, глаза, ему, в, мыло малыш, заплакал, громко вытерли, мишку опять, веселый, он
№1. С- IV
1. Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.
Строительство площадки
Миша и Алёша на песке строили площадку для запуска космического корабля. Мальчики вырыли яму, уложили её кирпичом, а в центре оставили место для ракеты.
К мальчикам подошла девочка. Она стала помогать мальчикам. Скоро площадка была готова. Все от радости закричали и захлопали в ладоши.
1.Что строили Миша и Алёша?
2.Что сделали мальчики?
3.Кто помог мальчикам?
4.Чему радовались дети?
№2. С- IV
1.Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.
Вкусный обед
Мама купила в магазине курицу. Она была большая, с костлявыми ногами, острыми когтями. На голове у курицы был красный гребешок.
Бабушка сварила вкусный суп. К мясу отварила молодой картофель, приготовила салат из огурцов, помидоров и зелёного лука.
Получился вкусный обед.
На закуску бабушка поставила большую миску душистой сладкой малины.
1. Какую курицу купила мама?
2. Что приготовила бабушка на обед и на закуску.
№3. С- IV
1.Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.
Неволя
Прилетели из далёких тёплых стран жаворонки. Свил себе жаворонок гнездо, вывел птенчиков и живёт. Весело жаворонку, что семья своя есть.
Поставил мальчик сеть на жаворонка, поймал его и посадил в клетку.
Тосковал жаворонок по своей родной семье, по своим птенчикам.
Забыл однажды мальчик поставить в клетку воды и погиб жаворонок.
Погибли в поле без матери и птенчики.
1.Откуда прилетел жаворонок?
2.Что сделал он, когда вернулся на родину?
3.Как жилось жаворонку в родном гнёздышке?
4.Что сделал злой мальчик?
5.О чём тосковал жаворонок?
6.Почему погибли жаворонки?
1.Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.
Тетёрка
Наступило лето. У всех лесных жителей появились дети. У тетёрки вывелись птенцы, но совсем не такие, как у зяблика, синицы и других птичек.
Тетеревята вылупились из яиц не голые, а в пёстром пушке и сразу же открыли глаза.
Не прошло и дня, а они уже, окрепли ,могли бегать за матерью. Тетёрка не носила детям еду и не совала им в рот, как зяблики ,дрозды и другие птицы. Она сразу повела своих птенцов из гнезда и начала учить, как самим искать корм.
Тетёрка гуляла по лесной поляне, а птенцы бегали возле матери, искали на земле червяков, букашек, а мать оберегала птенцов.
1.Какие птенцы вывелись у тетёрки?
2.Как кормила тетёрка своих птенчиков?
№5. С- IV
1.Запишите ответы на вопросы или словами текста, или своими словами.
Скоро осень
Пожелтели берёзы и клёны, покраснела листва осинок. Пожухла трава. Наступила осень.
Начало осени для лесных жителей – хорошая пора. В лесу есть ягоды, грибы, орехи, жёлуди.
А почему белки в тревоге? Не уродились в этом году шишки на соснах и елях. И вот белки тронулись в далёкие края. Голод гнал их всё дальше. Но вот белки очутились в лесу, где ветви елей гнулись под тяжестью шишек.
Будет теперь у белок корм на всю зиму.
1.Почему белки в тревоге?
2.Куда и почему тронулись белки?
3.В каком лесу очутились белки?
4.Найдите в тексте отрывок, где описана осень. Спишите его.
Рассказы по вопросам
№1. С- V
По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.
Какое время года наступило?
Какая стоит погода?
Какое небо? Деревья?
Какие птицы уже улетели?
Какие работы закончились на полях и огородах?
№2. С- V
По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.
В каком классе ты учишься?
Как ты учишься?
Как зовут твою учительницу?
Какой твой класс?
Какие уроки тебе больше нравятся?
Какой твой любимый предмет?
№3. С- V
По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.
Где ты живешь? Какая у тебя семья?
Кто твои родители?
Как зовут маму?
Как помогаешь своим родителям?
Чем любишь заниматься дома?
Что тебе особенно нравится делать? Почему?
№4. С- V
По данным вопросам составьте и запишите рассказ. Напишите название рассказа.
Где ты берешь книги для чтения?
Есть ли у тебя дома книги, журналы для чтения?
Кто их тебе покупает?
Какие книги ты любишь читать?
Кто из героев тебе особенно понравился? Почему?
На кого из них ты хотел бы быть похожим?
Задания к урокам русского языка во 2 классе по теме: Предложение. Текст.
Задания к урокам русского языка по теме: ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. 2 класс.
Задание № 1.
Составь предложения из слов и запиши.
лесом, над, яркая, сверкнула, молния .
река, около, течёт, Днепр, дома, Дениса.
на, грела, песке, спинку, змея.
точное, показывают, часы, время, мои.
с, Тимур, вымыл, мылом, руки.
ельнике, рысь, спряталась, в.
дне, работали, на, водолазы, озера.
с, Лидочки, у, повидлом, была булочка, черничным.
в, зима, сугробы, намела, глубокие, лесу.
летом, были, в, мы, лесу.
класс, ходил, наш, поход, в, в, субботу.
в, Варе , приходил, к, одноклассник, Петя.
Задание № 2. Спиши предложения без ошибок.
У Ольги тетрадь в клетку, а у Кузьмы альбом для рисования.
Летом было тепло и весело.
У входа в библиотеку стоят ученики нашего класса.
Задание № 3.
Спиши предложения без ошибок.
Скоро Новый год!
Вы написали письмо Деду Морозу?
Я попросила на праздник в подарок книгу Виктора Драгунского.
Вся семья любит читать тихими вечерами дома.
Папа читает газету, мама — журнал, а я рассказы о детях. К нам приедут Ивановы и привезут мне санки. Будем с Максимом кататься на горке. Будет очень весело!
Задание № 4.
Найди границы предложений в тексте ( где точка, где заглавная буква) и запиши предложения так, чтобы получился текст.
у нас чудесный сад там растут сливы и яблоки я
угощу своих друзей сочными плодами.
лось ест траву и ветки ему нужна соль Петя принёс соль в лес.
ударил гром кот Васька забился под стол он испугался грозы
у дома рос высокий клён подлетели вороны они шумно сели на ветки деревакаждое утро девочка Лена приносила птицам крошки хлеба вороны ждали её.
Осень весь день идёт дождь Дюймовочка искала себе дом на зиму за лесом было поле хлеб убрали Дюймовочка заметила норку вход в нору был закрыт мхом и травинками.
Индивидуальные карточки по русскому языку 2 класс
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить
Собака, силач, зеркальный, ворона, змея, город, угостить, качели, старик, рябина, стрела
Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
С..ды — ____________ цв…ток — _________________
З…ма — ____________ к…тята — _________________
Д…ма — ____________ б…льной -_______________
м…ря — ____________ б…льшой — _______________
Исправь ошибки.
Мы чясто ходим насоседний болшой пруд лавить рыпку. Переходим его по шаткому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.
Впиши слова.
Кошке подходят клички: ________________________________________________
Собаке подходят клички: ________________________________________________
Напиши подходящие имена существительные.
Кто? ________________________________________________________
Что? ________________________________________________________
Напиши подходящие имена прилагательные.
Улыбка (какая?)_______________________________________________
Зайчик (какой?)________________________________________________
Дерево (какое?)________________________________________________
Цветы (какие?)________________________________________________
Напиши подходящие глаголы.
Художник ___________________картину.
Портниха ___________________платье.
Шофёр ___________________машину.
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя – глаголы, волнистой линией имена прилагательные.
Воронята большие миксер
Синий ботинки метели
Тикают кораблик красивый
Пионы сочный макароны
Крутит уберёт щиплет
Раздели текст на предложения.
Анечка ложится спать мама зажгла ночник она рассказывает Анечке сказочку про маленькую девочку у девочки были крошечные волшебные башмачки они превращались в лодочки Анечка спит мама тушит ночник
Составь предложения, спиши.
Ежик, у, живёт , Маши
Ёжику, девочка, в, каши, положила, ковшик
Спешит, на, зверёк, ужин
Разбери слова по составу.
Зимушка, морозный, заморозок, подснежник
Запиши словарные слова на тему «школа»
Выпиши из предложения словосочетания, подчеркни главные члены предложения
Маленький котёнок сладко спал на крыльце.
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
Вставь пропущенные предлоги.
… угла м…ей дачи стояла кадушка … водой. Бойкий в…р…бей сел … край кадушки и стал пить.
Вставь буквы
м…чта п…суда мес…ц
р…сунок к…р…ндаш м…роз
ст…лица кв…ртира д…рога
п…нал к…ньки д…журный
Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.
ду…- ______________ расска…-________________
су…-_______________ сторо…-__________________
лу…_______________ камы…-__________________
зу…-______________ арбу….-__________________
Вставь пропущенные буквы.
З…ма. Дует ре…кий вет…р. На дв…ре б…льшой мя…кий сугро… . Л…тят лё…кие сн…жинки. Доро…ки покрыты пуш…стым сне…ком. Дети надели шу…ки и ша…ки и б…гут на горку.
Исправь ошибки.
Рибята пошли в похот за горот. Они перешли через оврак и забрались в чящу. Вот и берик лисного озера. Поддеревьями молышы нашли слаткие яготки.
Впиши в скобки вопрос.
За окном (_____________?)зимний день. Все деревья (_____________?)голые. А у нас на окне (_____________?) настоящий сад. В (_____________?) стеклянной банке стоят(_____________?) тонкие веточки тополя. На них появились (_____________?)нежные листочки.
7. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.
Андрей утром отправился на прогулку в лес.
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
Вставь пропущенные буквы.
На лугу к…чается высокая тр…ва. Она в р…се. Мёдом и цв…тами пахнет луг. Цв…тут с…ды. Ш…рокие п…ля похожи на пёстрые к…вры. П…ют скв…рцы и др…зды.
Напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.
Ска…ка-___________________
Кни…ка-__________________
Кру…ка-___________________
Ло…ка-____________________
Ча…ка-____________________
Зу…ки-____________________
Исправь ошибки.
наступила зима. Замёрзли лужы. Полетели пушыстые сняжинки. запорошило снегом дарошки. У Миши и коли новые лыжы. Целый день молышы были на горке.
Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.
На стене в большой комнате висят старинные часы.
Вставь пропущенные буквы в словарные слова
вч…ра т…традь т…л…фон
з…втра с…ловей т…л…визор
с…..одня ст…лица уж…н
х…рошо …зык к…рзина
яг…да кла….. к…рова
Составь три предложения, используя словарные слова.
Подчеркни имена прилагательные, укажи их число и род
Лес, лесной, сад, посадить, садовые, море, морское, праздничный, праздновать, железо, железный, берёза, берёзовая
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
Распредели слова по трём столбикам.
Солнце, солнечный, светить, чистота, чистить, чистый, победный, победа, победить, учитель, учительский, учить, день, дневной, шум, шумный, шуметь.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
К существительным подберите подходящие имена прилагательные.
Весна ______________________________________________
Солнце _____________________________________________
Воробьи____________________________________________
Вороны____________________________________________
Подбери к именам прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.
Медленный ___________________________
Чёрный _______________________________
Хороший______________________________
Чистый-______________________________
Из данных слов составь и запиши предложения.
Зима, пришла, настоящая, вот, и.
Мороз, нос, щиплет, щёки.
Братик, меховые, надел, шапку, шубку, и.
Исправь ошибки.
Халодный зимний вечер. У чюгунной печюрки чютко спит болшая сабака. Я покачиваюсь в кресле и чювствую, что хачю спат.
Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
С…ва -____________ кр…ты-________________
Л…са ____________ дв…ры-_________________
Ш…ры___________гр…бы-___________________
Фамилия ___________________________________Число__________________
Подчеркни все имена существительные.
Зал, заехал, заря
Долина, долетел, доброта
Изрубить, изба, избить
Полоса, полено, полежал, поле
Найди в каждой строчке лишнее слово.
Озеро, море, облако, река, яблоко
Ветер, гром, молния, дождь, град
Весна, лето, осень, зима
Подчеркни имя существительное, которое является нарицательным, одушевлённым, женского рода
На коне, о Москве, у лисы, на кровати
Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?
Перчатка, носки, каникулы, птицы
На конце каких слов не пишется ь, подчеркни их.
Помощ…, циркач…,ноч…, плащ…
Подбери к данным существительным синонимы.
Битва-________________, печаль-_____________, волнение-___________________
Карточки для работы с деформироваными предложениями и текстом 1- 2 классы
Работа с деформированным текстом.
1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.
_____________________
Земля, голая, промёрзла.
Вечеру, потеплело, к.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .
Больше, их, становилось, всё.
Хлопьями, снег, повалил.
2.Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
3. Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений.
Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!
4. Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.
_________________________________
Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.
5. Восстанови деформированный текст. Запиши текст.
Отец похвалил его за правду.
Он решил узнать, кто разбил чашку.
Мальчик сказал правду.
Пришёл отец.
Мальчик разбил дорогую чашку.
6. Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст. Запиши текст.
Варя просила его петь.
Там он будет весь день петь.
Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
У Вари был чиж.
Но чиж хотел на волю.
7. Составь предложения из слов, озаглавь текст. Запиши текст.
_______________
По, заяц, болоту, скакал
Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да
Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится
Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся
В, стая, снегу, в живёт, куропаток
Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают
Опять, в, поклюют, снег, и
Заметит, снегом, кто, под, их
8.Из слов каждой строчки составь предложения. Озаглавь полученный текст и спиши.
не совсем, ещё, роса, сошла
как в серебре, листья, сверкают
бабочки, порхают, весело
деловитые, жужжат, пчёлы
9. Составь предложения из слов каждой строки. Подумай, куда можно вставить предложение «Стал дуть изо всех сил и … запутался в белых парусах». Спиши текст.
ветер, морю, к, синему, прилетел
парусный, качался, волнах, кораблик, на
решил, его, ветер, потопить
а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался
10.Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.
Подарок.
щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения
подарок, это, дорогой, был, самый
о, мечтает, ведь, собаке, каждый
говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком
Торопыгой, назвал, его, он
стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это
голос, и, он, к, спешил, хозяину, подавал
в, пришлось, гости, напроситься
пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую
погоняется, ней, Торопыга, за, пусть
11.Составь предложения из слов каждой строчки. Поставь в конце предложений знаки. Придумай заголовок. Запиши текст.
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных
сверкает, это, что
дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
пестрит, в, от, глазах, цветов
в, как, лесу, летом, красиво
12.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.
__На ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками машут. __Это так красиво!
13.Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.
__У него голубая крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлая птица скворец. __Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. __Кто же там живёт?
Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. | Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. |
Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. | Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. |
Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. | Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. |
Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. | Составить предложение из слов каждой строчки. Запиши и озаглавь получившийся текст. Играли, песочнице, в, малыши. Птичка, кошки, села, подле. Пошли, реку, ребята, на. Теремок, поле, в, стоит. |
Дидактический материал на тему «Различные виды работ с деформированным текстом 2 -3 класс»
Различные виды работ с деформированным текстом (раздаточный материал) 2-3 класс.
Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.
_____________________
Земля, голая, промёрзла.
Вечеру, потеплело, к.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .
Больше, их, становилось, всё.
Хлопьями, снег, повалил.
Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений.
Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!
Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.
_________________________________
Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.
Восстанови деформированный текст. Запиши текст.
Отец похвалил его за правду.
Он решил узнать, кто разбил чашку.
Мальчик сказал правду.
Пришёл отец.
Мальчик разбил дорогую чашку.
Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст. Запиши текст.
Варя просила его петь.
Там он будет весь день петь.
Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
У Вари был чиж.
Но чиж хотел на волю.
Составь предложения из слов, озаглавь текст. Запиши текст.
_______________
По, заяц, болоту, скакал.
Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да.
Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится.
Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.
Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.
В, стая, снегу, в живёт, куропаток.
Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают.
Опять, в, поклюют, снег, и.
Заметит, снегом, кто, под, их.
Из слов каждой строчки составь предложения. Озаглавь полученный текст и спиши.
не совсем, ещё, роса, сошла
как в серебре, листья, сверкают
бабочки, порхают, весело
деловитые, жужжат, пчёлы
Составь предложения из слов каждой строки. Подумай, куда можно вставить предложение «Стал дуть изо всех сил и … запутался в белых парусах». Спиши текст.
ветер, морю, к, синему, прилетел
парусный, качался, волнах, кораблик, на
решил, его, ветер, потопить
а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался
Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.
Подарок.
щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения
подарок, это, дорогой, был, самый
о, мечтает, ведь, собаке, каждый
говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком
Торопыгой, назвал, его, он
стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это
голос, и, он, к, спешил, хозяину, подавал
в, пришлось, гости, напроситься
пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую
погоняется, ней, Торопыга, за, пусть
Составь предложения из слов каждой строчки. Поставь в конце предложений знаки. Придумай заголовок. Запиши текст.
_______________
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных
сверкает, это, что
дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
пестрит, в, от, глазах, цветов
в, как, лесу, летом, красиво
Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.
__На ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками машут. __Это так красиво!
Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.
__У него голубая крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлая птица скворец. __Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. __Кто же там живёт?
Из данных слов составь предложения. У тебя получился рассказ. Озаглавь его. Напиши.
Заиграло, весёлое, зимнее, над, солнышко, лесом.
Ночных, глубоких, тетерева, из, лунок, вылетели.
Берёзе, птицы, красивые, расселись, на.
Тетерева, почками, душистыми, кормились, берёзовыми.
За, лесник, издалека, следил, красивыми, старый, птицами.
Составь предложения из слов каждой группы. Напиши. Подчеркни главные члены.
Над, высоко, поднялось, солнце, землёй.
Сосульки, тают, длинные, солнце, на.
Зачирикали, воробьи, весело, деревьях, на.
Ручейки, зазвенели, по, говорливые, дорогам.
Грачи, возвратились, и, скворцы, из, стран, далёких.
Составь предложения из слов каждой группы. Напиши. Подчеркни главные члены во 2, 3, 4 предложениях.
Чаща, полна, лесная, звуков, разных.
По, дятел, стучал, пёстрый, старому, дубу, огромному.
Над, кружились, высокой, елью, клесты, шумные.
Искали, птицы, пищу, для, птенцов, маленьких.
17. Составь предложения. Запиши. Подчеркни главные члены.
1)Бродит, по, важно, огороду, ворона, большая.
2)В, закружились, листья, воздухе, осенние.
3)На, перелётные, осенью, юг, улетают, птицы.
18. Сделай зв-букв. разбор слова ЮГ. Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены.
1).Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.
2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном.
3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.
4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом,
свой, заяц-беляк.
5) Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.
19. Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены.
1).Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.
2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь,
ярким, зерном.
3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.
4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом,
свой, заяц-беляк.
5) Белочка, с, ветки, ветку, на,
перепрыгивает, быстро, рыжая.
20. Прочитай. Подумай, какие буквы в словах пропущены. Составь их данных слов предложения. Напиши.
Прогулка в зимний лес.
Старшеклассники, на, в, прогулку, пригласили, лес, малышей.
В, школ_ники, воскресен_е, у, собралис_,школы, под_езда.
От_ехали, школы, от, р_бята, гур_бой, лыжах, на.
Дети, лес, в, в_ехали, и, разные, в, стороны, раз_ехалис_ .
21. Из данных слов составь предложения. У тебя получился рассказ. Озаглавь его. Напиши.
Заиграло, весёлое, зимнее, над, солнышко, лесом.
Ночных, глубоких, тетерева, из, лунок, вылетели.
Берёзе, птицы, красивые, расселись, на.
Тетерева, почками, душистыми, кормились, берёзовыми.
За, лесник, издалека, следил, красивыми, старый, птицами.
22. Из данных слов составь предложения. Выделенное слово будет первым.
Карточка №1
Летние каникулы.
морю, летом, Коля, ездил, к, родителями, с
все, на, шли, вместе, пляж, утром
плескались, в, ребята, подолгу, тёплой, воде
дети, вернулись, с, взрослые, загорелыми, юга , и
Карточка №2
Летом.
Веня, летом, был, бабушки, у, деревне, в
бежала, речка, недалеко, быстрая, Чегем
любил, рыбу, удить, до, самого, Веня, обеда.
а, вечером, работали, бабушка, и, Веня, огороде, в.
Карточка №3
Поставь предложения в правильном порядке:
1. свете, жила, на, коза
2. хозяйка, нее, у, злая, была
3. клок, давала, день, в, сена, только
4. козы, трудная, у, жизнь, была
5. она, козе, листики, давала, вкусные.
Деформированные тексты для развития речи по русскому языку 2 класс 2019/2020 учебный год
2 КЛАСС
1. Деление сплошного текста на отдельные предложения
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
№ 1 Скоро весна
Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.(22)
№ 2
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики. (23)
№ 3
Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось все выше и выше. (24)
№ 4 Ненастье
Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние листья целый день льет дождь только воронье карканье слышно во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг. (24)
№ 5 Весна в лесу
Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поет соловей. (25)
№ 6 Наш двор
Все дети любят рисовать Юра принес краски Леня взял кисти он налил в банку воду папа дал бумагу мальчики стали красить флаги какие яркие флаги.(26)
№ 7 Встречай весну
Пригревает солнышко наступили теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день. (26)
№ 8 Вечером
На дворе стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету писать мама готовит чай папа пишет другу письмо. (29)
№ 9 Прогулка
Егор и Саша побежали в рощу там река за рекой лесок в лесочке мальчики стали искать грибы Егорка нашел крепкий гриб с большой шляпкой у Саши забавная находка у него в фуражке ежик. (33)
№ 10 Вьюга
Утром Коля вышел из дома дул сильный ветер выла вьюга малыш боялся идти в школу один он заметил Сашу тот испугался пурги и стоял под липой мальчики взялись за руки и побежали в школу дети были рады. (38)
2. Составление связного текста из данных предложений
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1 Лоси
Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу. (22)
—————————————————————————————————————
№ 2 В лесу
Там укрылись серые ежики.
Рядом бежит пес Бимка.
По веткам скачут рыжие белки.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
Под елкой норка. (25)
—————————————————————————————————————
№ 3 В роще
Они зашли в глухую чащу.
Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу
Дети пошли в рощу.
Ребята слышат шум машин.
Шура стал кричать.(26)
—————————————————————————————————————
№ 4 Ливень
В воздухе пахло цветами и медом.
От земли после дождя шел пар.
Набежала темная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю. (26)
—————————————————————————————————————
№ 5 Зима
Замерзли реки и озера.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.
Наступила зима.
Снег покрыл поля, тропинки в лесу.
Ребятишки рады зиме. (28)
—————————————————————————————————————
№ 6
Вдруг под большими широкими листьями мальчики заметили ежика.
Теперь ежик живет у Саши.
Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.
Ребята взяли его с собой.
Мыши боятся ежа. (29)
—————————————————————————————————————
№ 7
Котенок
Котенок погнался за ними.
В нашем дворе жил котенок.
Утята спокойно шли к воде.
Один раз он увидел утят.
Котенок мигом влез на дерево.
Утята побежали к собачьей будке.
Из нее выскочил пес. (33)
—————————————————————————————————————
№ 8 Совенок
В лесу мы нашли гнездо.
Мы пожалели совенка.
Глаза ее блестели.
Там был совенок.
Сова налетела на нас.
Совенок не умел летать.
Витя посадил совенка на дерево.
Мы взяли совенка из гнезда.
Совенок громко пищал. (35)
—————————————————————————————————————
№ 9 Васька
Одна муха села на шляпу.
Вот какой шалун котенок Васька!
Шляпа упала и накрыла котенка.
Котенок прыгнул на стол.
На столе лежала шляпа.
Видны только лапки да хвост.
Котенок Васька сидел на полу и ловил мух. (36)
—————————————————————————————————————
№ 10
Слон
Он большой и сильный.
Этот слон живет в доме со ступеньками.
Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду.
Напился воды и затрубил.
Значит рад.
У слона умные и добрые глаза. (37)
—————————————————————————————————————-
3. Составление связного текста из деформированных предложений
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.
№ 1
жалобно, в, деревья, стонут, лесу
голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям
зима, уже пришла настоящая
верхушки, он, деревьев, качает (19)
№ 2
подарил, детям, ежика, дедушка
летом, сенях, он, в, жил
еж, в, уснул, норе, зимой
ежик, голодный, весной, придет
берегитесь, мыши! (19)
№ 3
мягкие, стояли, дни, серые
зима, снежком, завалила, легким, город
деревья, все, снегу, стоят
утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую (20)
№ 4
часто, резкий, дует, ветер
деревьев, листья, желтые, с, опадают
днем, частый, и, ночью, дождь, моросит
небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей (21)
№ 5
парке, в, стоит, памятник, воинам, павшим
в, бою, они, погибли, не, пустили, но, врагов
отдали, за, бойцы, жизнь, Родины, свободу, нашей
часто, к, съезжаются, родные, памятнику, их (27)
№ 6
лес, после, стал, вьюги, удивительным
ель, кольчуге, в, стояла, хвойной
макушке, снежная, на, сосны, шапка
полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб (21)
№ 7
в, птенцы, гнезде, сидят
пищат, они, громко
есть, малыши, хотят
к, мама, ним, летит
она, маленького, несет, червяка
детей, накормить, птичка, своих, спешит (23)
№ 8
пушистый, накрыл, деревья, снег
снегу, много, следов, видно, на.
ночью, вот, проскакал, хорек.
следы, медвежьи, к, берлоге, ведут
полянке, оставлены, на, следы, заячьи (23)
4. Составление связного текста из неполных предложений
Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1 Подберезовик
Мама срезала ножом _________ . У гриба _________ маленькая, _______ длинная, мохнатая. Это гриб — _________ . Он растет под ________ . (18)
Слова для справок: гриб, шляпка, ножка, подберезовик, березой.
—————————————————————————————————————
№ 2
Дедушка подарил внуку _______ . Внук был рад _________ . Он заботился ________, часто гулял с ________ .
Слова для справок: щенок, собачка, о нем, с ним.
—————————————————————————————————————
№ 3 Птичья столовая
Под окном стоит ________ . Её сделали __________. Они насыпали __________ . Сюда слетелись __________ . Птицы _________ .
Слова для справок: кормушка, ребята, крошки хлеба, синицы, снегири, рады.
—————————————————————————————————————
№ 4
Вечером поднялась _________ . Засвистал в соснах ___________ . Сухой ________ закружился по земле белыми змейками. С неба повалили белые _________ .
(По Кононову)
Слова для справок: вьюга, ветер, снег, хлопья.
—————————————————————————————————————
№ 5
Пришла ________ _______ . зима. Стоят _________ морозы. Земля _________ снегом.
Спит лес. Деревья _________ узорами инея. В снег спрятались ______ ______ ёлочки.
Слова для справок: снежная, холодная, сильные, покрылась, украшены, зеленые, молоденькие.
—————————————————————————————————————
№ 6 Рыбная ловля
___________ день. Мальчики __________ на речку. У воды _________ камыши. Волны тихо __________ на берег. Боря поймал ___________ карасей и _______ окуня. Хороши рыбы!
Слова для справок: летний, пошли, росли, набегали, больших, маленького.
—————————————————————————————————————
№ 7
_________ весна. В полях _________ первые проталины. _________ грачи. Они _______ носами поля, _________ из земли червей. Жаворонки _______ в поле зёрнышки. Скворцы _________ оживших насекомых.
Слова для справок: наступила, появились, примчались, ковыряют, вытаскивают, собирают, ловят.
—————————————————————————————————————
№ 8
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _________. Теплым одеялом укроют они _________ землю.
Метели заметут _________ тропинки. А детям радости! Будут лепить ________, строить крепости из ________ .
Слова для справок: снежинки, холодную, лесные, снеговика, снега.
—————————————————————————————————————
№ 9 Полянки
Полянки надели ________ платья. На первой распустились _________ незабудки. Н а солнечной полянке расцвела __________ гвоздика. Третья полянка стала ________ от ромашек. Четвёртая полянка была ________ от колокольчиков.
(По Э. Шиму)
Слова для справок: разноцветные, сиреневая, нарядные, красные, белая, голубые.
5. Письменные ответы на вопросы
Записать ответы на вопросы.
№ 1 Пастушок
Пастушок Гриша живет в степи. Утром он приводит телят к ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом они щиплют сочную траву. (20)
Вопросы.
1.Где живет пастушок Гриша?
2.Куда он приводит телят?
3.Что делают телята у ручья?
—————————————————————————————————————
№ 2 Буква «Ты»
Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев. Была она большая умница. За десять дней мы одолели всю русскую азбуку… (22)
(По Л. Пантелееву)
Вопросы:
1. Как звали девочку?
2. Сколько ей лет?
3. Что изучала девочка?
—————————————————————————————————————
№ 3 Как гадюка зимой ожила
Катались ребята на лыжах и озябли. Зашли они на ферму погреться.
Сторож усадил их на душистом сене. Вдруг из сена выползла змея. Девочки закричали.
Это гадюка отогрелась и проснулась.
Сторож убил змею палкой. (33)
(По П. Дудочкину)
Вопросы:
1. На чем сидели ребята?
2. Кто выполз из сена?
3. Почему гадюка ожила?
—————————————————————————————————————
№ 4 Когда не скучают
Играли ребята в детском саду. Потом все ушли гулять. Светлана осталась одна. У нее кашель.
Сначала Светлана скучала. Потом взялась за работу. Убрала Света игрушки и книги. Уложила кукол спать. И цветы полила девочка.
Вернулись ребята. Спасибо сказали подруге. (36 )
(По С. Баруздину)
Вопросы:
1. Почему Света скучала?
2. Какую работу девочка сделала?
3. Что сказали ребята? (Последнее предложение можно списать с доски.)
—————————————————————————————————————
№ 5 Дары леса
Лес кормит людей, зверей, птиц.
Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров.
Белка сушит грибы, грызет шишки. Ежик запас дикие груши. Птицы клюют ягоды. (36 )
Вопросы:
1. Кого кормит лес?
2. Что собирают люди в лесу?
3. Что дает лес животным?
————————————————————————————————————
№ 6 Оляпка
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира. (37)
Вопросы:
1. Что делала на берегу реки оляпка?
2. Куда птичка прыгнула?
3. Что она там делала?
4. Почему оляпке зимой не холодно?
—————————————————————————————————————
№ 7 Девочка и птица
Утром Леля пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птицу. Ее захлестнуло водой. Леля вбежала в воду и выхватила у волн птицу. Девочка принесла ее домой. Она назвала ее Прошей. Леля кормила ее кашей и семенами.(38)
(По Л. Седугину)
Вопросы:
1. Где Леля гуляла утром?
2. Кого она увидела в пене волн?
3. Что случилось с птицей?
4. Как девочка спасла птицу?
5. Чем кормила Леля Прошу?
—————————————————————————————————————
№ 8 Наступление зимы
Наступила холодная зима. Все вокруг покрылось снегом. С дорог и крыш снег убирают. А на полях его берегут, собирают. Под снегом спрятался будущий хлеб. На улице стоит мороз и холод. А хлеб под снегом не_мерзнет, ему тепло. Снег бережет урожай! (41)
Вопросы:
1. Какое время года наступило?
2. Чем покрылось все вокруг?
3. Откуда убирают снег?
4. Что делают со снегом на полях?
5. Что спряталось под снегом?
6. Что стоит снаружи?
7. Как чувствует себя хлеб под снегом?
8. Что бережет снег?
—————————————————————————————————————
№ 9 Медвежонок
Медвежонок упал с обрыва в реку и попал в сеть. Лесник вытащил медвежонка. Зверь стонал. Лесник принес медвежонка домой. Врач сделал медведю укол. Внучка лесника Маша стала ухаживать за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник увез его в лес. Там медвежонок встретил свою маму медведицу. (44)
Вопросы:
1. Что случилось с медвежонком?
2. Кто спас медвежонка?
3. Кто ухаживал за больным?
4. Куда после выздоровления увезли медвежонка?
—————————————————————————————————————
№ 10 Храбрость
Я возвращаюсь с охоты. Вдруг собака уменьшила шаги и стала красться. На тропе сидел молодой воробушек. Он еще не умел летать. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он громко пищал и дрожал от страха.
Какой храбрый воробей!
Как бесстрашно он защищал воробышка! (46)
Вопросы:
1. Кто сидел на тропе?
2. Что стала делать собака?
3. Как вел себя старый воробей?
—————————————————————————————————————
6. Составление связного текста по вопросам
Составьте текст по вопросам.
№ 1
1. Как твоя фамилия и имя?
2. В каком классе ты учишься?
3. Как зовут твою учительницу?
№ 2
1. В каком городе ты живешь?
2. Как называется улица, на которой ты живешь?
3. Какая река протекает по близости?
№ 3 т Моя семья
1. Какая твоя семья?
2. Как зовут маму, папу?
3. Как ты помогаешь своим родителям?
№ 4 Моя школа
1. На какой улице находится твоя школа?
2. Далеко или близко от вашего дома?
3. Сколько этажей в твоей школе?
№ 5 Мой друг (подруга)
1. Как зовут твоего друга (подругу)?
2. Как давно вы дружите?
3. Как вы проводите свободное время?
№ 6 Моя любимая сказка
1. Как называется твоя любимая сказка?
2. Кто главный герой?
3. Чем она тебе нравится?
№ 7 Осенью
1. Какое время года наступило?
2. Какая стоит погода?
3. Как изменились деревья?
4. Что делают птицы?
№ 8 Новогодний праздник
1. Какое сейчас время года?
2. Какой любимый праздник у детей?
3. Чем он тебе нравится?
№ 9 Зимой
1. Какое время года наступило?
2. Чем покрылась земля?
3. Что появилось на реке?
4. Чем занимаются ребята?
№ 10 На каникулах
1. Как ты провел каникулы?
2. Куда и с кем ты ходил?
3. Что больше всего тебе запомнилось?
7. Составление связного текста по опорным словам
№ 1
Белка
Лес, рыжая белка, пушистый хвост, дупло, грибы, орехи.
№ 2
Игра
После школы, во дворе, прятки, водил, быстро нашел, долго искал, интересная игра.
№ 3
Мы рисуем
Урок рисования, кисти, краски, альбом, задание, нарисовал, раскрасил, красивые рисунки, выставка.
№ 4
В лесу
Осень, деревья, золотой наряд, оделись, птицы прощаются, готовятся к отлету.
№ 5
Моя кошка.
Кошка, мягкая шерстка, лапки, длинные усы, острые коготки, молоко, беспомощные котята
№ 6
Поздняя осень
Осенью, льет, деревья, холодный дождь, голые ветки, павшие листья, воробьи, жалобное чириканье.
№ 7
Забота о птицах
Зима, лютые морозы, сделали кормушки, насыпали зерен, прилетели гости.
№ 8
Зимой
Пришла, пушистый снег, тонкий слой, идут в парк, весело катались
№ 9
Весна
Солнечная весна, кудрявая берёзка, пёстрый дятел, звонкие голоса птиц, первые весенние цветы.
№ 10
В огороде
Работали дружно, много собрали, листья салата, щавель, лук, потрудились на славу
8. Свободные диктанты
Прочитайте (прослушайте) текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.
№ 1
Бумажный змей
1. Петя Сомов купил клей. Мама дала сыну нитки.
2. Юра Громов принес бумагу и картон.
3. Вот и змей. Он большой и красивый.
4. Дети идут пускать змея (27)
№ 2
Лось
1. В наших лесах живут лоси. Лось очень красив.
2. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна соль.
3. Учитель дал совет носить в лес соль.
4. Мальчики кладут соль на камень.
5. Лоси часто приходят лизать соль. (35)
№ 3
Грибы
1. После дождя пахнет в лесу грибами.
2. В траве прячутся крепкие боровики, розовеют сыроежки, краснеют мухоморы.
3. Между стволами берез разросся молодой ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики.
4. А на лесных полянах показались первые рыжики, желтеют золотые лисички. (36)
№ 4
Кошка и котята
1. У кошки шесть котят. Они живут на печке
2. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их молоком.
3. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Мать научит их ловить мышей.
4. Они сами будут находить себе пищу. (37)
№ 5
Одуванчики
1. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
2. Таня дула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
3. Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
4. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38)
№ 6
Митина шляпа
1. Весной Митя забыл в лесу свою шляпу.
2. Через месяц пошел Митя за ландышами. На суку он увидел шляпу.
3. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики.
4. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел. (38)
№ 7
Чудо
1. Однажды зимой Лида кормила кроликов. Под снегом она нашла мерзлого мышонка.
2. Мышонок был маленький, розовый. Мороз превратил малютку в льдинку.
3. Девочка в кулаке понесла показать находку маме.
4. Вдруг мышонок шевельнулся. Еще толчок, еще.
5. Лида испугалась. Она поняла: мышонок ожил. (40)
№ 8
Лакомка
1. Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мед.
2. Раз Мурка грелась на солнышке. Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зеленые глаза и двинулась к заветной цели.
3. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластена мордочку в улей.
4. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты. (49)
№ 9
Волчишко
1. Человек поймал в лесу волчишку. Он принес его домой. Утром человек ушел.
2. Волчишка спал под креслом. Проснулись кот и пес. Они бросились к чашке с молоком. Дверь была открыта.
3. Волчишка выбежал на крыльцо, а потом в огород. За огородом был лес.
4. В лесу его ждала мать. Волчишка и мать скрылись в лесу. (52)
№ 10
Куда спряталось лето?
1. Когда-то на земле не было зимы. Круглый год зеленели листья на деревьях.
2. Однажды пришла суровая зима. Она стала лето гнать. Лето искало укрытие.
3. Оно бросилось к земле. Мороз сковал землю.
4. Лето кинулось к реке. Река покрылась льдом.
5. Лето погибало. Почки на деревьях укрыли бедняжку.
6. Засветило солнышко. Стало тепло. Лопнули почки. Зашумели деревья листвой. Выкатилось лето на волю. (58)