План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка. Обучающее изложение «Синичка» 2 класс

Русский язык  2 класс  

Составление текста по вопросам, подсказывающим словам для ответа

Тема урока: Развитие речи. Обучающее изложение.

Цели урока:

Развивать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Воспитывать внимание, усидчивость.

Подготовка кисти руки к письму.

Сообщение темы и цели урока.

 — Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение, то есть письменно передавать текст по готовому плану, точно передавать слова в предложении и правильно их писать.

Подготовка к восприятию текста.

 — Посмотрите в окно. Какое время года наступило?  

(Звучат в записи голоса птиц)

 — Что вы слышите?

 — Какую связь вы можете провести между зимой и птицами?

(С наступлением морозов птицам трудно достать корм. Им нужна помощь людей. Необходимо сделать кормушки. Каждый день необходимо подкармливать птиц.)

 — А кто из вас уже помогает пернатым друзьям?

 — Какие птицы прилетают в вашу столовую?

 — А может ли с птицей случиться беда? Когда?

 — Какая птица легче переносит холод?

Чтение рассказа «Синичка» учителем.

 — Прослушайте рассказ и подумайте над вопросом.

— Соответствует ли содержание рассказа заглавию? Почему? 

                               Синичка.

         Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба.

3. Анализ текста.

— Почему текст назван “Синичка”? Кто впустил синичку в комнату? Как дети это сделали? Найди и прочитай предложение, из которого об этом узнали. Почему дети так поступили? Отчего им было жаль её? Из каких предложений вы узнали, что птичка была голодна? Прочитай. Оцените поступок детей. Какими словами названа в рассказе синичка? Прочитай.

4. Подготовка к записи текста по вопросам.

Вопросы

Словарь

Когда это было?

Кто прилетел к окну?

Кто стоял у окна?

Что сделали дети?

форточку

Куда влетела синичка?

в комнату

Как вела себя голодная птичка?

Голодная _ _ клевать _ _.

Учитель предлагает детям ответить на каждый вопрос (кроме последнего)

— С каких слов начинается первое предложение(второе)? Обдумай два следующих предложения. Произнеси их. Выдели слово, которое будет первым.Каким словом надо заменить слово “дети” в четвёртом предложении? Каким предложением можно ответить на последний вопрос, чтобы объединить в ответе два последних предложения? Попробуйте составить предложение по схеме.

5. Пересказ текста по вопросам.

6. Запись текста в процессе коллективной работы.

Запись заглавия. Чтение первого вопроса.Проговаривание предложения-ответа по слогам. Запись первого предложения и аналогично второго.

Третье, четвёртоё и пятое предложения дети записывают самостоятельно.

Ответ на шестой вопрос восстанавливается по схеме, проговаривается и записывается учащимися.

7. Самопроверка.

Презентация по русскому языку на тему » Обучающее изложение» 2 класс

Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК » Перспектива» Л.Ф Климановой

Тема: Обучающее изложение.

Цель: формировать умения составлять предложения- ответы на вопросы; определять главную мысль текста; устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

— словарный диктант — запись под диктовку

— Слайд 2 самопроверка
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос КТО?(ученик, учитель, сорока, лягушка)

-Что обозначают эти слова? (предмет)

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?(праздник, лестница, молоток, тарелка, корзина)

— Что обозначают эти слова? (предмет)

— Какой частью речи являются слова, которые мы назвали? (имя существительное)

— Что вы знаете об имени существительном?

— тест » Имя Существительное»

— Слайд 3-8

— Слайд 9 : Проверь себя!

3.Самоопределение

— Я назову вам имя собственное, а вы подумайте, о ком пойдет речь.

Люлька (высказывания учащихся)

4. Знакомство с текстом.

Учитель читает текст.

Слайд 10

-О чём или о ком рассказывается в тексте? ( ответы учащихся)

— вопросы по содержанию текста слайд 11-13,14

— вопросы по содержанию каждой части текста:

— слайд 15-17 первая часть

( можно предложить учащимся озаглавить каждую часть)

— слайд 18-22 вторая часть

— слайд 23-24,третья часть

Слайд 25 : перескажите текст

Устно учащиеся передают содержание текста.

Можно использовать варианты:

1)Предложить пересказать друг другу (работа в парах)

2)Предложить передать содержание текста по частям.

3)Предложить пересказать текст полностью.

4) Работа в группах: пересказ по кругу.

4. Орфографическая работа

— слайд 26- 37

5. Самостоятельная запись изложения.

6. Чтение текстов, анализ работ.

— Что удалось передать?

— Что можно записать по- другому?

— Какими синонимами можно заменить слова?

7. Подведение итогов

8. Рефлексия

— слайд 39-41.

Обучающее изложение «Мурка» | Поурочные планы по русскому языку 2 класс (Атамура)

Обучающее изложение «Мурка»