Олимпиадные задания для 2-го класса
Олимпиада по русскому языку. 2 класс
1. Сколько раз в стихотворении встречается звук
“ш”?
— Ты скажи мне, милый ёж
Чем ежиный мех хорош?
— Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь.__________
2. Выпишите слова, в которых встречаются только
твердые согласные.
Водить, пашень, верить, смех, мел, можешь,
матч._________________________________
3. Среди этих букв спрятались имена собственные.
Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите
их. И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г – А – Л – Я
4. Закончи фразеологизм подходящим словом
(фразеологизм – устойчивое сочетание слов):
Голоден как _________________
Изворотлив как ______________
Нем как _____________________
Болтлив как _________________
Как мокрая __________________
5. Отгадайте пословицу по двум словам и
запишите:
Дело – безделье: __________________________________________________
Руки – скука: ____________________________________________________
Дело – потеха: ___________________________________________________
6. Анаграммы, а попросту “перевертыши”, — слова
или фразы разного смысла, составленные их одних и
тех же букв. Попробуйте из букв данных слов
составить новые слова.
ракета — ___________
каприз — ___________
мольба — ___________
каратист — ___________
7. Ответы спрятались в вопросах.
— Как зовут девочку, у которой в руках роза?
_______________________
— Каких зверей испугался в зоопарке Лёва Зайцев?
__________________
— Кто уверен, что в будущем его ждет слава?
_______________________
— Кому хорошо живется на свете?
________________________________
— Сколько в стае сорок? _________________________________________
— Какая игрушка Машина? _______________________________________
8. Запишите синонимы, состоящие из такого же
количества букв, что и данные слова.
лес — ____________________
горе — ___________________
хотеть — ___________________
9. “Расшифруйте” слова:
По 2 л _____________________
2 рь ______________________
С 3 ______________________
Ви 3 на ____________________
10. Вопросы:
1) Напишите слово, которое состоит из одного
слога, а указывает на сто лет._________
2) Напишите слово, которое состоит из трех
слогов, а указывает на 33 буквы._________
3) Какая гласная стоит всегда под ударением?
Обведи её. а у ё и о
4) Камень в море упал. Напиши, каким он стал?
___________________________________
11. Найди общее начало для слов:
…тина, ….тошка, …та, ….ман, …тон.
12. Изменяя по одной букве в слове, составь
цепочку и преврати аиста в лису.
___________________________________________________________________________
13. Подбери слова, противоположные по значению.
Жара -_____, чистота — _____, польза — ______, богач — ______.
14. Составьте предложение на языке жителей
страны Крокозябры:
- венесяпый, тюпает, женелёнок.
- неляет, по, теляку, крокозябр, булясый.
15. Тэффи написала на доске предложения с
ошибками. Исправьте их и запишите это
предложение. Шил-пыл у папужки зеренький
гослик._________________
Ответы.
- 5 раз.( Ёж, хорош, хорош, что, возьмёшь)
- Можешь.
- Иван, Иванов, Вано, Волга, Галя, Аля, Иваново.
- Волк. Уж. Рыба. Сорока. Курица (мышь).
- Маленькое дело – лучше большого безделья.
- Карета, карате. Приказ. Альбом. Артистка.
- Роза. Зайцев. Слава. Свете. Сорок. Машина.
- Бор. Беда. Желать.
- Подвал. Дверь. Стройка. Витрина.
- Век. Азбука (алфавит). Ё. Мокрым.
- КАР( картина, картошка, карта, карман, картон).
- Аист – лист – лиса.
- Холод. Грязь. Вред. Бедняк.
- Тюпает венесяпый, женелёнок.
- Жил-был у бабушки серенький козлик.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Делу время – потехе час.
По теляку неляет булясый крокозябр.
Олимпиада по математике. 2 класс
1.Сколько общих букв у слов кенгуру и
математика.
А) 1 Б) 2 в) 3 г) 4 д) 5
2.Замени звёздочки цифрами: *** — 1 = ** ____________________
3.У трех братьев по две сестры. Сколько всего
детей в семье?
Обведи правильный ответ. 5 9 6
4.Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг железа? Обведи
правильный ответ.
вата железо поровну
5.Собрали вместе 7 стогов сена и 11 стогов.
Сколько стогов получилось? Ответ:________
6. По пути в столовую второй класс построился
парами. Коля и Гена идут шестой парой, если
спереди считать, и находятся в центре строя.
Сколько детей в этом классе?
Ответ: ___________________
7. Поставь между цифрами знаки “+” или “-” так,
чтобы в результате получились равенства.
1 2 3 4 5 = 5
1 2 3 4 5 = 41
8. Незнайка записал число 87 и цифру 7 зачеркнул.
На сколько уменьшилось число?________
9. Карлсон, Винни-Пух, Сиропчик участвовали в
конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго
места. Винни-пух не занял ни первого, ни второго
места. Кто какое место занял? Карлсон_________
Винни-Пух____________ Сиропчик_____________
10. В трёхэтажном доме жили три котёнка: белый,
чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей
не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом
этаже. Какой котенок, на каком этаже жил?
1 этаж __________________ 2 этаж __________________ 3 этаж
__________________
11. В деревне Простоквашино на скамейке перед
домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и
почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним
слева, сядет между Матроскиным и Фёдором, то
Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?
Напиши ответ: __________________________________________
12. Коротышки из Солнечного города решили
заниматься спортом. Гимнастику выбрали 12
коротышек, бокс – на 4 меньше, чем гимнастику, а
футбол – на 5 коротышек больше, чем бокс. Сколько
коротышек занялись спортом? Какой вид спорта
предпочитают?
________________________________________________________________________________
13. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка.
Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько
всего кошек в комнате?________________________________
14. На дворе ходят куры и овцы, у всех вместе 12
голов и 36 ног. Сколько кур и сколько овец?
_______________________________________________________________________________
15. Трёх девочек спросили, сколько им лет? Они
ответили:
Маша: “Мне вместе с Наташей 21 год”,
Наташа: “Я моложе Тамары на 4 года”,
Тамара: “Нам всем вместе 34 года”,
Сколько лет каждой из девочек?
Ответы:
- Б(2)
- 100 — 1= 99
- 5
- Поровну
- 1 стог
- 22 человека
- 1 + 2+ 3 + 4 -5 = 5
- На 79.
- Карлсон — 1место. Винни-Пух – 3 место. Сиропчик – 2
место. - 1 этаж — рыжий, 2 этаж – белый, 3 этаж – черный.
- Слева направо: пёс Шарик, дядя Фёдор, кот
Матроскин, почтальон Печкин. - 33коротышки занялись спортом. Коротышки
предпочитают футбол. - 4 кошки.
- 6 кур и 6 овец (курица – 1 голова, 2ноги; овца – 1
голова, 4 ноги). - Тамаре – 15, Наташе – 9, Маше – 12.
1 2 + 3 4 — 5 = 41
Олимпиада по окружающему миру. 2 класс
1. Отметь ошибочное выражение:
А) Весной на деревьях набухают почки.
Б) Весной появляется зелёная трава.
В) Весной появляются раннецветущие растения.
Г)Весной в жизни растений никаких событий не
происходит.
2. Шарады.
а) Друзья возьмите резкий звук,
Добавьте гласный а скорей –
И превращусь я в рыбу вдруг,
Живу средь северных морей. _________________
б) Известное я блюдо,
Когда прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
надоедливая всем. __________________________
в) Ты меня, наверно, знаешь:
Я в сказке Пушкина герой.
Но если Л на Н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой. _________________
3. Отгадай ребусы:
4. Прочитай буквы только в цветочках и ты
узнаешь, как называются первые весенние цветы.
5. Узнай пословицу. Прочитай её змейкой, начиная
с буквы О, заканчивая буквой У.
6. Ответь на вопросы:
1) Как называется птица, которая может бегать по
дну водоёма?______________________
2) Толстым или худым ложится медведь в берлогу?
_________________
3) Что делает ёж зимой? _____________________________________
4) Какая птица не вьёт
гнезда?___________________________________________________
7. Собери из букв как можно больше названий
животных (буквы в каждом слове можно
использовать только один раз).
И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А
Ответ: ______________________________________________________
8. Прочитайте текст. Найдите фактические ошибки.
Подчеркните.
Ёж укладывал грибы в рядок, скручивал в колючий
шар и прокатывался по ним. Развернувшись, ёж
бежал к своей норке и нёс наколотые грибы в
кладовую. Всю зиму ёж сидит в норе и ест сушёные
грибы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Отгадай кроссворд.
10. Ответь на вопросы:
- Какой город
ползает?______________________________________________________ - Какая река умеет
летать?___________________________________________________ - Какой остров можно носить на
голове?________________________________________ - Какой материк омывается всеми четырьмя
океанами?____________________________ - Где надо построить дом, чтобы все его окна
выходили на север?____________________ - Это насекомое “поёт” крыльями, а “слушает”
ногами. Кто это?
11. Вставь пропущенные слова.
Земля –
это___________________________________________________________________
Солнце – это
_________________________________________________________________
Луна – это
____________________________________________________________________
12. Отметь верные высказывания. К живой природе
относятся…
А) берёза, гроза, стол, вода.
Б) дождь, камень, заяц, книга.
В) стрекоза, осина, лисица, стриж.
Г) иней, школа, ромашка, почва.
13. Где весной раньше начинает таять снег: в
городе, в лесу, в поле?________________
14. Это могучее дерево в народе называют “прадед
прадедов”. А форменную фуражку лесничего
украшает кокарда в виде его листа. Что это за
дерево?
15. Почему у ели нижние ветви находятся у самой
земли, а у сосны – гораздо выше?
Ответы:
- Г) Весной в жизни растений никаких событий не
происходит. - Треска. Уха – муха. Елисей – Енисей
- Ворон. Иволга. Воробей. Вишня.
- Подснежники
- От осени к лету поворота нету.
- Оляпка. Толстым. Спит. Кукушка.
- Енот, лиса, волк, вол, кот, рысь.
- Ёж не может накалывать на свои иголки грибы или
ещё что-нибудь. Кладовой у ежа нет; зимой он не
ест, а спит. - 1.Волк. 2. Ветер. 3. Солнце. 4. Носорог. 5. Рыба. Весна.
- Ужгород. Орёл. Панама. Евразия. На южном полюсе.
Кузнечик. - Планета. Звезда. Спутник.
- В) стрекоза, осина, лисица, стриж.
- В городе.
- Дуб.
- Сосна – светолюбивое дерево.
Литература
- Н.Г. Белицкая, А.О.Орг. “Школьные олимпиады.
Начальная школа. 2-4 классы”. М.: Айрис-пресс, 2006. - Е.В.Королёв “Предметные олимпиады в начальной
школе. Математика. Русский язык. Литература.
Природоведение: Методические рекомендации для
руководителей образовательных учреждений”. –
М.: АРКТИ, 2005. - О.А. Ефремушкина. “Школьные олимпиады для
начальных классов”. Ростов н\Д: Феникс, 2007. - И.В.Мукашева. “Готовимся к олимпиаде по
русскому языку (начальная школа)” – Волгоград:
ООО “Экстрим”, 2006. - Г.Т. Дьячкова. Олимпиады по математике. 2-3 классы.
Волгоград: ИТД “Корифей” - Н.Т. Брыкина “Нестандартные и интегрированные
уроки по курсу “Окружающий мир”:1-4 класс. М.:
Вако, 2004. - Н.С. Банникова, О.Ю. Ельцова, Л.Ю. Кепкова, Ю.В.
Литасова. “Внеклассная работа. Олимпиады в
начальной школе. Русский язык. Литература.
Математика. Окружающий мир (Природоведение)”.
Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. - Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2009.
Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему: Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс
Ушакова Наталия Игоревна
учитель начальных классов
ГБОУ Прогимназия № 1752
г. Москва
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения обучающимися, на формирование у школьников логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать, и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только конкретного, но и абстрактного мира. Олимпиадные задания помогают в какой-то степени учителю решить эту задачу.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время ребёнок впервые самостоятельно совершает открытия. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке. Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, активизируется интеллектуальная деятельность.
Олимпиады проводят в два тура. Первый тур проводится в классе, второй — в школе по параллелям. Олимпиады проводят после соответствующей подготовительной работы как на уроке, так и во внеурочное время. При подготовке к олимпиаде полезно предложить набор заданий, которые по своему характеру и сложности решения близки к заданиям первого тура. Следует помнить, что подготовкой к олимпиаде следует заниматься не от случая к случаю, а систематически.
Подготовка олимпиады — это серьёзная методическая работа. Необходимо, чтобы задания были интересными, носили творческий характер и были одновременно поучительными.
В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера, дополнительный материал, который систематизирован по темам. Сами задания часто выходят за рамки традиционной программы по русскому языку и вносят элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. Учитель может самостоятельно подготовить содержание олимпиады, подобрав разноуровневые задания, соответствующие возрасту детей и их психологическим особенностям. Количество заданий должно зависеть от их сложности и от уровня подготовки детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
АЛФАВИТ. ЗВУКИ И БУКВЫ
- Добавьте в конец каждого из четырёх слов — пена, шар, бор, метр — по одной букве из слова «флот». Какие слова получились? Запишите их.
- Расшифруйте слово.
Шифр:
М П А Б Д Я И В Ш К Л О Ч Ф
Загаданное слово:
- Составьте новые слова, изменяя порядок букв в данном слове.
а) кукла — …
б) лапка — …
- Сколько раз в стихотворении встречается звук «ш»?
— Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
— Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь.
- Давайте сыграем в игру «Слова-перевёртыши». Отгадайте загадку; в ней спрятались слова-отгадки, которые можно прочитать слева направо и наоборот.
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
СЛОГ. УДАРЕНИЕ
- Поставьте первый слог вторым. Запишите получившиеся слова, поставьте ударение.
Насос, наши, камыш, рады, сыро, навес.
- Из слогов «соберите» пословицу.
Де вре лу по хе те мя час.
- Допишите слоги, чтобы получились имена.
Да … , Ли … , Ко … , Ми… .
- Составьте слова из слогов.
Кук, ны, ки, тик, сос, ут, ла, ко.
- Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
а) Пе-тух, ко-са, па-льто, ка-нат.
б) Ал-ле-я, де-нь, пи-сьмо, за-кат.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ПОСЛОВИЦЫ
- Допишите пословицы.
Семеро одного …
Без труда …
С миру по нитке …
Дареному коню…
Волков бояться…
- Закончите фразеологизм подходящим словом.
Голоден как …
Изворотлив как …
Нем как …
Болтлива как …
Как мокрая …
- В каких предложениях употреблены фразеологизмы.
а) Я хотел пожаловаться на сестру, но вовремя прикусил язык.
б) При появлении кота Мурзика воробьёв как ветром сдуло.
в) В ноябре листья с деревьев ветром сдуло.
г) Саша упал и прикусил язык.
- Найдите ошибку в пословицах и поговорках, исправьте её.
Два сапога — тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Голод — не щётка.
Ждать у горя погоды.
Не делай из муки слона.
- Расшифруйте пословицу.
К — О — Ч — Л — Д — Л — Г — Л — Й — М — Л — !
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ
- Подберите синонимы к перечисленным словам.
Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неправильный.
- Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправьте ошибки.
а) карие носки — коричневые глаза — коричневое пальто;
б) сырой луг — мокрый луг — мокрый воздух;
в) голубое платье — лазурное платье — голубое небо;
г) покоится пустыня — лежит пустыня.
- Подберите антонимы к словам.
Чистый — … , здоровый — … .
Светлый — … , мягкий — … .
- Найдите в пословицах антонимы и подчеркните их.
а) На смелого собака лает, а трусливого кусает.
б) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
в) Труд всегда даёт, а лень только берёт.
г) Велик телом, да мал делом.
д) на чёрной земле белый хлеб родится.
- Попробуйте в предложениях заменить выделенное слово его синонимом.
а) Я читал интересную книгу.
б) Лиса обманула косолапого.
в) Мальчик споткнулся и шлёпнулся в лужу.
- Вставьте в пословицы подходящие по смыслу антонимы.
а) … говори, да … делай.
б) … земля … рук не любит.
в) Иди … , а оглядывайся… .
Слова для справок: чёрный — белый, вперёд — назад, меньше — больше.
СЛОВО
- Подчеркните в каждом слове «спрятавшееся» слово.
Волк, удочка, полк, мрак, коса, зубр, укол, щель, столб, уточка, хлев.
- Запишите слова в порядке возрастания размеров.
Большая, маленькая, громадная, крошечная, большущая.
- Прочитайте предложения и замените каждое из них одним словом.
а) Человек, управляющий оркестром.
б) Человек, который продаёт товары в магазине.
- Расшифруйте слова.
а) GBZДUFРLУYRГ;
б) РYАUССRWLКIGZАNQYЗU.
- Придумай как можно больше слов, заменяя первую букву в словах.
Чайка, борт, роза.
ОТВЕТЫ
подготовительный этап
АЛФАВИТ. ЗВУКИ И БУКВЫ
- Пенал, шарф, борт, метро.
- Фамилия.
- Кулак, палка.
- 5 раз: ёж, хорош, хорош, что, возьмёшь.
- Топор — ропот.
СЛОГ. УДАРЕНИЕ
- Сосна, шина, мышка, дыра, росы, весна.
- Делу время, потехе час.
- Даша, Лиза, Коля, Миша (возможные варианты).
- Кукла, сосны, утки, котик.
- Паль-то, ал-лея, день, пись-мо.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ПОСЛОВИЦЫ
- Семеро одного … (не ждут).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
С миру по нитке … (голому рубашка).
Дареному коню… (в зубы не смотрят).
Волков бояться… (в лес не ходить).
2. Голоден как … (волк).
Изворотлив как … (уж).
Нем как … (рыба).
Болтлива как … (сорока).
Как мокрая … (курица).
- а) , б).
4. Два сапога — пара.
Ум хорошо, а два лучше.
Голод — не тётка.
Ждать у моря погоды.
Не делай из мухи слона.
5. Кончил дело — гуляй смело!
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ
- Чародей, еда, мёрзнуть, применять, ошибочный.
- а) коричневые носки — карие глаза — коричневое пальто;
б) мокрый луг — сырой воздух;
в) голубое платье — лазурное небо;
г) лежит пустыня.
- Грязный, больной, тёмный, твёрдый.
- а) смелого — трусливого
б) много — мало
в) даёт — берёт
г) велик — мал
д) чёрной — белый
5. а) Я читал увлекательную книгу.
б) Лиса обманула медведя.
в) Мальчик споткнулся и упал в лужу.
6. а) Меньше говори, да больше делай.
б) Чёрная земля белых рук не любит.
в) Иди вперёд , а оглядывайся назад.
СЛОВО
- Вол, дочка, пол, рак, оса, зуб, кол, ель, стол, точка, лев.
- Крошечная, маленькая, большая, большущая, громадная.
- а) дирижёр; б) продавец.
- а) вдруг; б) рассказ.
- Чайка — гайка — майка — сайка — байка;
борт — порт — сорт — корт;
роза — лоза — поза — коза.
ОЛИМПИАДА
1-ый тур
- Закончите пословицы.
а) По платью встречают …
б) Грамоте учиться …
в) Терпение и труд …
- Вставьте пропущенные буквы.
Л…сной, р…чной, г…ристый,
М…рской, р…дной, л…систый.
Проверь слова, да не сп…ши,
Красиво, грамотно сп…ши.
- В каждом предложении зачеркните слово, которое искажает его смысл.
Маленький Саша весело заплакал. По дороге полз колючий гладенький ёжик. Зайчик перепрыгивал через пеньки кустики черники, сосны.
- Прочитайте. Найдите слово с «заблудившейся» буквой. Исправьте ошибку.
Жучка будку не доела,
Неохота. Надоело…
- Составьте новые слова, изменяя порядок букв в слове.
Пила — … , маяк — … , нора — … .
- Разгадайте шараду.
Из трёх букв я состою,
В новый год квартиры украшаю,
А добавить букву «М» —
Плавать кораблям мешаю.
- Прочитай «заколдованные» слова и вычеркните в каждом из них лишний слог.
Саповаги, медверадица, ляшагушка, ветоничка.
- Запишите все буквы, которые вы здесь видите.
- Замените устойчивое выражение близким по значению словом.
а) Прикусить язык — __________
б) Как снег на голову — ________
в) Мозолить глаза — ___________
- Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.
Кочка — __________________________
ОТВЕТЫ:
1 — ый тур
- а) … по уму провожают; б) … всегда пригодится; в) … всё перетрут. (3 балла)
- Лесной, речной, гористый,
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши. (6 баллов)
3. Весело, гладенький, сосны. (3 балла)
- Будку — булку. (1 балл)
- Липа, ямка, рано. (3 балла)
- Ель — Мель. (3 балла)
- Сапоги, медведица, лягушка, веточка. (3 балла)
- Т, К, Ж, Х, У. (2 балла)
- а) замолчать; б) неожиданно; в) надоедать. (4 балла)
- Кочка — дочка — бочка — мочка — ночка — точка — почка. (3 балла)
ОЛИМПИАДА
2-ый тур
- Прочитайте. Найдите слово с «заблудившейся» буквой. Исправьте ошибку.
Забодал меня котёл,
На него я очень зол!
- В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название цветка, животного, растения, хищной рыбы.
- Прочитайте «заколдованные» слова и вычеркните в каждом из них лишний слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
- Закончите пословицы.
а) Труд человека красит, а …
б) Делу время — …
в) Семь раз отмерь — …
- Зачеркните лишнее слово в каждой строке.
Пара, парный, паровой.
Носильщик, носатый, поднос.
Лето, лететь, летний.
- Замените выражение одним словом.
Бить баклуши — _____________________
Во все лопатки — ____________________
Надуть губы — ______________________
- Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.
Бок — ____________________________
- Обведите фразеологические обороты, которые растолкованы неверно.
а) встретиться нок к носу — очень близко, вплотную
б) за ушами трещит — боли голова;
в) зарубить себе на носу — пораниться.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Прочитайте зашифрованную пословицу, используя план.
Х | О | Р | К | Л | У | Э | В | Д |
Ц | С | О | Н | Ё | Ч | Г | У | Р |
Ф | Т | Ш | И | П | Ш | Е | И | Л |
Ы | Я | А | Г | А | И | Й | М | У |
- Найдите общую часть для следующих слов. Запишите получившиеся слова.
Гл
М Ос
Дл В
( … )
- Прочитайте и запишите, что здесь написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.
С Н Ч И О У Л Ч И О Ь Т
- От каждого слова возьмите какой-то слог и составьте новое слово.
а) поворот, пороша, канава;
б) соломка, пора, мель;
в) кора, лото, боксёр.
ОТВЕТЫ:
2 — ой тур
- Котёл — козёл. (1 балл)
- Астра, баран, трава, акула (возможные варианты). (3 балла)
- Сахар, варенье, орехи, баранки. (3 балла)
- а) лень портит; б) потехе — час; в) один раз отрежь. ( 4 балла)
- Паровой, носатый, лететь. (3 балла)
- а) бездельничать; б) быстро; в) обидеться. (4 балла)
- Бок — кок — док — рок — сок — ток — шок (возможные варианты). (3 балла)
- б), в). (2 балла)
- Кепка, репка, щепка, лепка. (4 балла)
- Хорошая книга — лучший друг. (4 балла)
- Общая часть слова — ина: длина, мина, глина, осина, вина. (2 балла)
- Учись отлично. (2 балла)
- а) во-ро-на; б) ка-ра-мель; в) ко-ло-бок. (3 балла)
ЛИТЕРАТУРА
- Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Киров: ВГПУ, 1998.
- Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 — 4 классы. М.: Айрис-пресс, 2005.
- Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир». 1 — 2 классы. М.: ВАКО, 2011.
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2 — 4 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.
№ | Задания | Баллы |
1 |
| |
2 | Обведи букву правильного ответа.
постель. А какое из слов нужно приписать к слову пар, чтобы получилось ещё одно новое слово? Обведи букву правильного ответа. (А) ход; (Б) ода; (В) роль; (Г) ус; (Д) рог.
один слог так, чтобы получилось новое слово. Кроме какого? (А) золото; (Б) серебро; (В) железо; (Д) корзинка. | |
3 | Отгадай загадку и запиши слова: С буквой В пасусь я на лугу ___________корова_________ Травками питаюсь почём зря А вот с буквой Н я стать могу ___________корона_______ Головным убором для царя. | |
4 | Почему их так назвали?
| |
5 | Подбери синонимы с сочетаниями чу, ча, ща. Волшебник — чародей, глушь — чаща, храбрец — смельчак внимательный — чуткий, нередко — часто, грязный — чумазый изумительный — чудесный, жалеть — сочувствовать. | |
6 | Объясни устойчивые сочетания слов :
| |
7 | Отгадай пословицу по двум словам и запиши ее:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не будет скуки если заняты руки.
Делу время — потехе час. | |
8 | Исправь речевые ошибки.
Два мальчика парой пошли на рыбалку. Два мальчика пошли на рыбалку.
На речке они ловили рыбу в воде. Наречке они ловили рыбу. Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася. Алёша поймал щуку, окуня и карася. | |
9 | Расставь знаки препинания ( запятые, точки) так, чтобы смысл предложения оказался верным: Пальцев у него двадцать. Пять на каждой руке. Десять на ногах. | |
10 |
ученик
запятая
|
Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему: Районная олимпиада по русскому языку
ФИО | |
Школа, учитель | |
баллы |
Районная олимпиада по русскому языку «Умка» (2 класс)
2014 – 2015 учебный год
- Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
семь, поздно, яма, сеешь, поют
2. Сколько раз в стихотворении встречается звуки [ш] и[ж]
— Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
— Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь! Ответ: [Ш] ______[ж] __________
3. Составь пословицы из слов и запиши
а) ученье, неученье, тьма, свет, а______________________________________________ ______________________________________________________________________ б)спеши, не, торопись, языком, делом__________________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Найди общее начало для слов, запиши
______ тина , ______ тошка, 5. Составь анаграммы. Анаграмма — это слова, которые получаются путём перестановки букв какого-нибудь слова. Например: автор-товар. Запиши их.
Кулон — __________________ Рост — __________________
Коршун — ________________
Среда — ________________
6. Замени устойчивые выражения близким по значению словом и запиши:
а) прикусить язык -_______________________ б) как снег на голову -_____________________ в) в час по чайной ложке -_________________ 7. Отгадай ребусы :
Р1А _______________ , О5___________, ,Ш3Х__________________,
8. Замени выражение одним словом и запиши:
меховое пальто-_______________,
сухая трава- ____________________
9. Добавь слева одну букву, чтобы получилось новое слово:
…рот, …вал, …тёс, …лён, …ель, …лень, …рубка, …том.
10. Допиши названия животных в выражения :
1) Голоден как … 2) Труслив как… 3) Хитёр как…
4) Упрям как… 5) Нем как… 6) Драчлив как …
11. Как называются жители этих стран:
Россия-___________________________
Испания-__________________________
Норвегия-_________________________
Индия-____________________________
Дания-____________________________
12. Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Запиши верно.
Мою бабушку зовут вера Петровна она жывёт в москве на улице русакова я чясто бываю у Бабушки мы любим ходит в Парк Сокольники.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Районная олимпиада по русскому языку «Умка» (2 класс)
2014 – 2015 учебный год
ответы
1. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает: (1балл) семь, поздно, яма, сеешь, поют
2.Сколько раз в стихотворении встречается звуки [ш] и[ж] (3 балла)
— Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
— Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь! Ответ: [Ш] 4 [ж] 2
3. Составь пословицы из слов и запиши (2 балла) а) ученье, неученье, тьма, свет, а______________________________________________ ______________________________________________________________________ б)спеши, не, торопись, языком, делом__________________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Найди общее начало для слов, запиши (2 балла) ______ тина , ______ тошка, 5. Составь анаграммы. Анаграмма — это слова, которые получаются путём переста -новки букв какого-нибудь слова. Например: автор-товар. Запиши их. (4 балла) Кулон — __клоун_______колун_________ Рост — ______сорт_____трос_______ Коршун — __шнурок__________
среда — _адрес__
6. Замени устойчивые выражения близким по значению словом и запиши: (3 балла) а) прикусить язык -_______________________ б) как снег на голову -_____________________ в) в час по чайной ложке -_________________ 7. Отгадай ребусы : ( 3 балла) Р1А ___Родина , О5__опять, Ш3Х__штрих,
8. Замени выражение одним словом и запиши: (2 балла)
меховое пальто-_______________,
сухая трава- ____________________
9. Добавь слева одну букву, чтобы получилось новое слово: 4б (по 0,5)
… к рот, …овал, …утёс, …клён, …мель, …олень, …трубка, …атом.
10. Допиши названия животных в выражения : 6б
1) Голоден как ..волк. 2) Труслив как заяц.. 3) Хитёр как лиса..
4) Упрям как. осёл.. 5) Нем как рыба… 6) Драчлив как петух…
(по 1 баллу)
11. Как называются жители этих стран: 5 б
Россия-___________________________
Испания-__________________________
Норвегия-_________________________
Индия-____________________________
Дания-____________________________ (по 1 баллу)
12. (13 ошибок). (0,5 балла — 1 ошибка, отсутствие точки – ошибка, макс.13 баллов) Мою бабушку зовут Вера Петровна . Она живёт в Москве на улице Русакова . Я часто бываю у бабушки. Мы любим ходить в парк Сокольники.
Максимум 48…….. баллов
Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему: ОЛИМПИАДА по русскому языку для учащихся 2 классов
ОЛИМПИАДА
по русскому языку для учащихся 2 классов
ФИ__________________________________
Класс________________________________
Дорогой друг!
Сегодня тебе предстоит с героями Простоквашино – выполнить олимпиадные задания! Внимательно читай задания, не спеши! Время выполнения Желаем удачи!
Задание 1. Кот Матроскин решил стать поэтом и написал свои первые стихи! Когда он писал стихи, то одновременно наблюдал за своей любимой коровой, которая паслась прямо возле окна. И вот итог — буквы заблудились!
Исправь буквы в словах, чтобы предложения приобрели правильный смысл:
а) Принцесса над цветком склонилась,
Корова с головы её свалилась. _________________________________________
б) На весёлом карнавале
Дети в мисках танцевали. ______________________________________________
Задание 2. .Кот Мароскин прочитал свои стихи Шарику. Но Шарику стихи не понравились, и они как всегда поссорились. Кот Матроскин решил помириться с Шариком. Он составил ему разные задания:
- Секретное сообщение, в котором зашифровал пословицу и отправил его Шарику. Помоги Шарику разгадать шифровку.
ша ро кни я га хо ший друг луч
Ответ: _____________________________________________________________
- В предложении «Бумага истлела» спрятано слово «аист».
Найди скрытые слова в следующих предложениях, выпиши их.
а) Впереди скала. ______________________________
б) Банка пуста. ________________________________
в) Зима кончается. _____________________________
г) На ковре паук. ______________________________
Подумай о значении этих слов и выпиши лишнее.
Ответ: _____________
- Прочитай «заколдованные» слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:
сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки, друнезья.Напиши полученные слова.
Ответ: _____________________________________________________________________
Задание 3. Шарик никак не хотел мириться с Матроскиным и кот решил развеселить друга! Он придумал пословицы – шутки, но как всегда что – то напутал.
Исправь пословицы-шутки:
Ус — хорошо, а два лучше. _______________________________________________
Трус своей лени боится. __________________________________________________
Нашла коза на камень. ___________________________________________________
Задание 4. В это время из города вернулся дядя Фёдор и решил помочь коту Матроскину помириться с Шариком. Помоги Шарику выполнить задания!
Расшифруй слова и запиши получившиеся предложения:
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.
Ответ:________________________________________________________________________
Задание 5. Когда Матроскин писал очередное задание для Шарика, наделал много ошибок. Помоги ему найти ошибки.
- Подчеркни слова, которые неправильно перенесены:
зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, груп-па, О-ля, ма-ши-на. - Преврати небылицу в быль — отредактируй текст (обозначь границы предложений), не изменяя порядка слов:
в реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне
Задание 6. Шарик решил, что помирится с котом только тогда, когда Матроскин выполнит все его задания! И послал ему конверт с заданиями. Вот теперь настало время помочь Матроскину. Поспеши, помоги!
1. Соедини линией близкие по значению слова и выражения из разных столбиков.
кот наплакал | умыться |
Выпиши лишнее слово.
Ответ: __________________________________________________________________
2. Поставь ударение и посчитай, сколько слов здесь записано:
замок, дорога, ужи, село, крыша, стрелки, самолёт, жаркое, вычитать, уже.
Ответ:_______________________________________________________________________
3. Напиши с помощью букв и правил орфографии:
а) [п`эт`ка] — ___________________
б) [c’эрцэ] — ____________________
в) [й`асный`] — ___________________
г) [с`ир`ошк`и] — _________________
4. Отметь ошибочные утверждения:
а) в слове «нальём» звуков столько же, сколько букв;
б) слово «Юлия» имеет 2 варианта переноса;
в) в слове «дач…ник» пишется Ь, т.к. звук [ч’] мягкий;
г) в слове «магистр» 3 слога;
е) в предложении «Андрей любит играть с Олей» 7 мягких согласных звуков.
Ответы ______________________________________________________________________
Дорогие друзья! Кот Матроскин благодарит вас за помощь, ему удалось помириться с Шариком. Друзья весело отправились в беседку пить чай и обсуждать какое задание было самым интересным, а какое самое трудное.
А ты как считаешь, напиши!
Самое интересное задание_________________________________________
Самое трудное задание____________________________________________
Баллы
Задание 1
а) Принцесса над цветком склонилась,
Корона с головы её свалилась.
б) На весёлом карнавале
Дети в масках танцевали
0,5*2
Задание 2 в) 0
2б
Задание 3 Редиска, капуста, мак, репа. Лишнее слово – мак.
0,5б*5
Задание 4 Сахар, варенье, орехи, баранки.
0,5б*4
Задание 5 Ум — хорошо, а два лучше.
Трус своей тени боится.
Нашла коса на камень.
0,6б*3
Задание 6 Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.
по 0,3б*6 + 0,3б за орфографию
Задание 7 зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, груп-па, О-ля, ма-ши-на.
0,5б*4
Задание 8 В реке там рыба. На бугре
мычит корова. В конуре
собака лает. На заборе
поёт синичка. В коридоре
играют дети. На стене
висит картина. На окне…
0,3б*6
+2б за большую букву и точку в каждом предложении
Задание 9
кот наплакал
от горшка два вершка
бить баклуши
намылить шею
семь верст до небес
умыться
очень далеко
наказать
маленький
бездельничать
мало
0,3б*6
Задание 10
17 слов
2б за полный ответ или по 0,1 за каждое слово
Задание 11
Петька, сердце, ясный, сережки.
0,5б*4+0,5б за проверочные слова +0,5б за указанные орфограммы
Задание 12 б, в, г
1б*3
Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс
Олимпиада по русскому языку.
2 класс
1. В слове есть 5 согласных и 2 гласных звука. Сколько в этом слове слогов?
2. Сколько слогов в имени ослика Иа?
3. В слове кот и слове мяу по 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах?
5.Сколько раз в стихотворении встречается звук [ж]:
Жук жужжит и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
6. Запиши пословицу.
много кто читает
знает много тот
7. Добавь одну букву в середине слова, чтобы получились новые слова.
Пот, сачок, свет, парк._______________________________________
8. Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова.
Шпага, база, шёл, банк.______________________________________
9 . Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова.
Дача, порт, клад, рис._________________________________________
10. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получилось несколько новых слов.
б__ лка __________________________________
2 класс
Задание 1.
а). Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков.
_________________________________________________________ 1 балл
б). Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.
_________________________________________________________ 1 балл
Задание 2.
Найди общее начало для слов:
________-тина,
________-тошка,
________-та,
________-ман,
________-тон. 1 балл
Задание 3.
Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.
У папы три капли упали со шляпы. 2 балла
Задание 4.
Подчеркни только предложения:
а) На улица стоят ужасный жара
б) Собакой
в) Зазвенели птичьи голоса.
г) бабушка встречать внуки
д) Любите книгу – это источник знаний! 2 балла
Задание 5.
Найди слова, которые спрятаны в словах:
Мель — ________________________________
Удочка — ________________________________
Столб — ________________________________ 3 балла
Задание 6.
Отгадай ребусы:
Р1А________, О5_________, Ш3Х________, 1ОЧКА___________. 4 балла
Задание 7.
Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все
согласные звуки твёрдые, названия блюд подчеркни:
салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу,
булочка, блины. 4 балла
Задание 8.
Вставь в слова пропущенные буквы:
_зычок, Р_ссия, п_года, м_ро_, ра__каз, т_атр, _ртистка, вдру_,
ов_щи, вес_ло, ч_ловек, М_сква, р_бята, _днажды, т_тра_ка. 15 баллов
_______________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс): Олимпиада по русскому языку 2 класс
Школьный тур олимпиады по русскому языку 2 класс
Ученика (цы) 2____класса ______________________________
- Найди общее начало для слов:
_______-тина, _______-тошка, ________-та, ________-ман, ________-тон.
- Найди слова, которые спрятаны в словах:
Коса — ______________________
Столб — _____________________
Хлев — ______________________
Зубр — ______________________
Уточка — ____________________
- Отгадай ребусы:
Р1А____________, О5__________, Ш3Х___________,
1ОЧКА___________, Э100ния __________, За1ка__________ .
- Вставь в слова пропущенные буквы:
_зычок, Р_ссия, п_года, м_ро_, ра __каз, т_атр, вдру_, ов_щи,
вес_ло, ч_ловек, М_сква, р_бята, _днажды, т_тра_ка.
- Составь слова из букв:
ы, л, о, м -___________ ; е, р, о, п-__________; у, р, а, к, ч-_____________ .
- Подчеркни слова, в которых есть только мягкие согласные:
билет, теперь, топор, шесть, чаща, юбилей.
- Найди лишнюю пару:
широкий – узкий, громкий – сильный, тёмный – светлый, робкий – смелый.
- Раздели слова для переноса:
Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, якорь, коньки, аист.
_____________________________________________________________________________________.
9. Подбери антонимы( противоположные) по смыслу слова.
1. День _________________
2. Враг _________________
3. Хвалить ______________
4. Тепло ______________
5. Смелый ______________
10. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:
Сосна, камыш, навес, актёр.
11. Закончи пословицу.
Век живи – век ________.
Делу – время, потехе — _______.
Одна голова – хорошо, а две — _________.
Ученье – свет, а неученье — ________.
Дружба дороже — ………… .
Ответы.
Задание | Ответ | Баллы |
1. | кар | 1 балл |
2. | Оса, стол, лев, зуб, точка | 5 баллов |
3. | Родина, опять, штрих, одиночка, Эстония, заколка | 6 баллов |
4. | 10 баллов | |
5. | мыло, перо, ручка | 3 балла |
6. | теперь, чаща, юбилей | 3 балла |
7. | громкий- сильный | 1 балл |
8. | пояс, Анна, лейка, коньки | 4 балла |
9. | день-ночь, враг- друг, хвалить- ругать, тепло – холодно, смелый — трусливый | 5 баллов |
10. | насос, мышка, весна, тёрка, | 4 балла |
11. | Век живи – век учись. Делу — время, потехе – час. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Ученье – свет, а неученье – тьма. Дружба дороже – денег или богатства. | 5 баллов |
Итого | 47 баллов |