Олимпиадные задания для 2-го класса


Олимпиада по русскому языку. 2 класс



1. Сколько раз в стихотворении встречается звук
“ш”?

— Ты скажи мне, милый ёж

Чем ежиный мех хорош?

— Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь.__________



2. Выпишите слова, в которых встречаются только
твердые согласные.

Водить, пашень, верить, смех, мел, можешь,
матч._________________________________



3. Среди этих букв спрятались имена собственные.
Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите
их. И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г – А – Л – Я



4. Закончи фразеологизм подходящим словом
(фразеологизм – устойчивое сочетание слов):

Голоден как _________________

Изворотлив как ______________

Нем как _____________________

Болтлив как _________________

Как мокрая __________________



5. Отгадайте пословицу по двум словам и
запишите:

Дело – безделье: __________________________________________________

Руки – скука: ____________________________________________________

Дело – потеха: ___________________________________________________



6. Анаграммы, а попросту “перевертыши”, — слова
или фразы разного смысла, составленные их одних и
тех же букв. Попробуйте из букв данных слов
составить новые слова.

ракета — ___________

каприз — ___________

мольба — ___________

каратист — ___________



7. Ответы спрятались в вопросах.

— Как зовут девочку, у которой в руках роза?
_______________________

— Каких зверей испугался в зоопарке Лёва Зайцев?
__________________

— Кто уверен, что в будущем его ждет слава?
_______________________

— Кому хорошо живется на свете?
________________________________

— Сколько в стае сорок? _________________________________________

— Какая игрушка Машина? _______________________________________



8. Запишите синонимы, состоящие из такого же
количества букв, что и данные слова.

лес — ____________________

горе — ___________________

хотеть — ___________________



9. “Расшифруйте” слова:

По 2 л _____________________

2 рь ______________________

С 3 ______________________

Ви 3 на ____________________



10. Вопросы:

1) Напишите слово, которое состоит из одного
слога, а указывает на сто лет._________

2) Напишите слово, которое состоит из трех
слогов, а указывает на 33 буквы._________

3) Какая гласная стоит всегда под ударением?
Обведи её. а у ё и о

4) Камень в море упал. Напиши, каким он стал?
___________________________________



11. Найди общее начало для слов:

…тина, ….тошка, …та, ….ман, …тон.



12. Изменяя по одной букве в слове, составь
цепочку и преврати аиста в лису.

___________________________________________________________________________

13. Подбери слова, противоположные по значению.

Жара -_____, чистота — _____, польза — ______, богач — ______.



14. Составьте предложение на языке жителей
страны Крокозябры:

    1. венесяпый, тюпает, женелёнок.
    2. неляет, по, теляку, крокозябр, булясый.



15. Тэффи написала на доске предложения с
ошибками. Исправьте их и запишите это
предложение. Шил-пыл у папужки зеренький
гослик._________________



Ответы.

  1. 5 раз.( Ёж, хорош, хорош, что, возьмёшь)
  2. Можешь.
  3. Иван, Иванов, Вано, Волга, Галя, Аля, Иваново.
  4. Волк. Уж. Рыба. Сорока. Курица (мышь).
  5. Маленькое дело – лучше большого безделья.
  6. Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

    Делу время – потехе час.

  7. Карета, карате. Приказ. Альбом. Артистка.
  8. Роза. Зайцев. Слава. Свете. Сорок. Машина.
  9. Бор. Беда. Желать.
  10. Подвал. Дверь. Стройка. Витрина.
  11. Век. Азбука (алфавит). Ё. Мокрым.
  12. КАР( картина, картошка, карта, карман, картон).
  13. Аист – лист – лиса.
  14. Холод. Грязь. Вред. Бедняк.
  15. Тюпает венесяпый, женелёнок.
  16. По теляку неляет булясый крокозябр.

  17. Жил-был у бабушки серенький козлик.

Олимпиада по математике. 2 класс

1.Сколько общих букв у слов кенгуру и
математика.

А) 1 Б) 2 в) 3 г) 4 д) 5

2.Замени звёздочки цифрами: *** — 1 = ** ____________________

3.У трех братьев по две сестры. Сколько всего
детей в семье?

Обведи правильный ответ. 5 9 6

4.Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг железа? Обведи
правильный ответ.

вата железо поровну

5.Собрали вместе 7 стогов сена и 11 стогов.
Сколько стогов получилось? Ответ:________

6. По пути в столовую второй класс построился
парами. Коля и Гена идут шестой парой, если
спереди считать, и находятся в центре строя.
Сколько детей в этом классе?

Ответ: ___________________

7. Поставь между цифрами знаки “+” или “-” так,
чтобы в результате получились равенства.

1    2    3    4    5 = 5

1    2    3    4    5 = 41

8. Незнайка записал число 87 и цифру 7 зачеркнул.
На сколько уменьшилось число?________

9. Карлсон, Винни-Пух, Сиропчик участвовали в
конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго
места. Винни-пух не занял ни первого, ни второго
места. Кто какое место занял? Карлсон_________
Винни-Пух____________ Сиропчик_____________

10. В трёхэтажном доме жили три котёнка: белый,
чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей
не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом
этаже. Какой котенок, на каком этаже жил?

1 этаж __________________ 2 этаж __________________ 3 этаж
__________________

11. В деревне Простоквашино на скамейке перед
домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и
почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним
слева, сядет между Матроскиным и Фёдором, то
Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?

Напиши ответ: __________________________________________

12. Коротышки из Солнечного города решили
заниматься спортом. Гимнастику выбрали 12
коротышек, бокс – на 4 меньше, чем гимнастику, а
футбол – на 5 коротышек больше, чем бокс. Сколько
коротышек занялись спортом? Какой вид спорта
предпочитают?

________________________________________________________________________________

13. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка.
Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько
всего кошек в комнате?________________________________

14. На дворе ходят куры и овцы, у всех вместе 12
голов и 36 ног. Сколько кур и сколько овец?

_______________________________________________________________________________

15. Трёх девочек спросили, сколько им лет? Они
ответили:

Маша: “Мне вместе с Наташей 21 год”,

Наташа: “Я моложе Тамары на 4 года”,

Тамара: “Нам всем вместе 34 года”,

Сколько лет каждой из девочек?



Ответы:

  1. Б(2)
  2. 100 — 1= 99
  3. 5
  4. Поровну
  5. 1 стог
  6. 22 человека
  7. 1 + 2+ 3 + 4 -5 = 5
  8. 1 2 + 3 4 — 5 = 41

  9. На 79.
  10. Карлсон — 1место. Винни-Пух – 3 место. Сиропчик – 2
    место.
  11. 1 этаж — рыжий, 2 этаж – белый, 3 этаж – черный.
  12. Слева направо: пёс Шарик, дядя Фёдор, кот
    Матроскин, почтальон Печкин.
  13. 33коротышки занялись спортом. Коротышки
    предпочитают футбол.
  14. 4 кошки.
  15. 6 кур и 6 овец (курица – 1 голова, 2ноги; овца – 1
    голова, 4 ноги).
  16. Тамаре – 15, Наташе – 9, Маше – 12.


Олимпиада по окружающему миру. 2 класс



1. Отметь ошибочное выражение:

А) Весной на деревьях набухают почки.

Б) Весной появляется зелёная трава.

В) Весной появляются раннецветущие растения.

Г)Весной в жизни растений никаких событий не
происходит.



2. Шарады.

а) Друзья возьмите резкий звук,

Добавьте гласный а скорей –

И превращусь я в рыбу вдруг,

Живу средь северных морей. _________________

б) Известное я блюдо,

Когда прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

надоедливая всем. __________________________

в) Ты меня, наверно, знаешь:

Я в сказке Пушкина герой.

Но если Л на Н мне сменишь,

Сибирской стану я рекой. _________________



3. Отгадай ребусы:

4. Прочитай буквы только в цветочках и ты
узнаешь, как называются первые весенние цветы.

5. Узнай пословицу. Прочитай её змейкой, начиная
с буквы О, заканчивая буквой У.

6. Ответь на вопросы:

1) Как называется птица, которая может бегать по
дну водоёма?______________________

2) Толстым или худым ложится медведь в берлогу?
_________________

3) Что делает ёж зимой? _____________________________________

4) Какая птица не вьёт
гнезда?___________________________________________________



7. Собери из букв как можно больше названий
животных (буквы в каждом слове можно
использовать только один раз).

И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А

Ответ: ______________________________________________________



8. Прочитайте текст. Найдите фактические ошибки.
Подчеркните.

Ёж укладывал грибы в рядок, скручивал в колючий
шар и прокатывался по ним. Развернувшись, ёж
бежал к своей норке и нёс наколотые грибы в
кладовую. Всю зиму ёж сидит в норе и ест сушёные
грибы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



9. Отгадай кроссворд.

10. Ответь на вопросы:

  1. Какой город
    ползает?______________________________________________________
  2. Какая река умеет
    летать?___________________________________________________
  3. Какой остров можно носить на
    голове?________________________________________
  4. Какой материк омывается всеми четырьмя
    океанами?____________________________
  5. Где надо построить дом, чтобы все его окна
    выходили на север?____________________
  6. Это насекомое “поёт” крыльями, а “слушает”
    ногами. Кто это?



11. Вставь пропущенные слова.

Земля –
это___________________________________________________________________

Солнце – это
_________________________________________________________________

Луна – это
____________________________________________________________________



12. Отметь верные высказывания. К живой природе
относятся…

А) берёза, гроза, стол, вода.

Б) дождь, камень, заяц, книга.

В) стрекоза, осина, лисица, стриж.

Г) иней, школа, ромашка, почва.



13. Где весной раньше начинает таять снег: в
городе, в лесу, в поле?________________

14. Это могучее дерево в народе называют “прадед
прадедов”. А форменную фуражку лесничего
украшает кокарда в виде его листа. Что это за
дерево?

15. Почему у ели нижние ветви находятся у самой
земли, а у сосны – гораздо выше?

Ответы:

  1. Г) Весной в жизни растений никаких событий не
    происходит.
  2. Треска. Уха – муха. Елисей – Енисей
  3. Ворон. Иволга. Воробей. Вишня.
  4. Подснежники
  5. От осени к лету поворота нету.
  6. Оляпка. Толстым. Спит. Кукушка.
  7. Енот, лиса, волк, вол, кот, рысь.
  8. Ёж не может накалывать на свои иголки грибы или
    ещё что-нибудь. Кладовой у ежа нет; зимой он не
    ест, а спит.
  9. 1.Волк. 2. Ветер. 3. Солнце. 4. Носорог. 5. Рыба. Весна.
  10. Ужгород. Орёл. Панама. Евразия. На южном полюсе.
    Кузнечик.
  11. Планета. Звезда. Спутник.
  12. В) стрекоза, осина, лисица, стриж.
  13. В городе.
  14. Дуб.
  15. Сосна – светолюбивое дерево.



Литература

  1. Н.Г. Белицкая, А.О.Орг. “Школьные олимпиады.
    Начальная школа. 2-4 классы”. М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Е.В.Королёв “Предметные олимпиады в начальной
    школе. Математика. Русский язык. Литература.
    Природоведение: Методические рекомендации для
    руководителей образовательных учреждений”. –
    М.: АРКТИ, 2005.
  3. О.А. Ефремушкина. “Школьные олимпиады для
    начальных классов”. Ростов н\Д: Феникс, 2007.
  4. И.В.Мукашева. “Готовимся к олимпиаде по
    русскому языку (начальная школа)” – Волгоград:
    ООО “Экстрим”, 2006.
  5. Г.Т. Дьячкова. Олимпиады по математике. 2-3 классы.
    Волгоград: ИТД “Корифей”
  6. Н.Т. Брыкина “Нестандартные и интегрированные
    уроки по курсу “Окружающий мир”:1-4 класс. М.:
    Вако, 2004.
  7. Н.С. Банникова, О.Ю. Ельцова, Л.Ю. Кепкова, Ю.В.
    Литасова. “Внеклассная работа. Олимпиады в
    начальной школе. Русский язык. Литература.
    Математика. Окружающий мир (Природоведение)”.
    Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  8. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2009.

Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему: Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс

                                                        Ушакова Наталия Игоревна

                                                        учитель начальных классов

                                                        ГБОУ Прогимназия № 1752

                                                        г. Москва

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

        В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения обучающимися, на формирование у школьников логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.

        Уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать, и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только конкретного, но и абстрактного мира. Олимпиадные задания помогают в какой-то степени учителю решить эту задачу.

        Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время ребёнок впервые самостоятельно совершает открытия. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке. Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, активизируется интеллектуальная деятельность.

        Олимпиады проводят в два тура. Первый тур проводится в классе, второй — в школе по параллелям. Олимпиады проводят после соответствующей подготовительной работы как на уроке, так и во внеурочное время. При подготовке к олимпиаде полезно предложить набор заданий, которые по своему характеру и сложности решения близки к заданиям первого тура. Следует помнить, что подготовкой к олимпиаде следует заниматься не от случая к случаю, а систематически.

        Подготовка олимпиады — это серьёзная методическая работа. Необходимо, чтобы задания были интересными, носили творческий характер и были одновременно поучительными.

        В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера, дополнительный материал, который систематизирован по темам. Сами задания часто выходят за рамки традиционной программы по русскому языку и вносят элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. Учитель может самостоятельно подготовить содержание олимпиады, подобрав разноуровневые задания, соответствующие возрасту детей и их психологическим особенностям. Количество заданий должно зависеть от их сложности и от уровня подготовки детей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

АЛФАВИТ. ЗВУКИ И БУКВЫ

  1. Добавьте в конец каждого из четырёх слов — пена, шар, бор, метр — по одной букве из слова «флот». Какие слова получились? Запишите их.
  1. Расшифруйте слово.

                Шифр:

                М     П     А     Б     Д     Я     И     В     Ш     К     Л     О     Ч     Ф

                Загаданное слово:

                                               

  1. Составьте новые слова, изменяя порядок букв в данном слове.

                а) кукла — …

                б) лапка — …

  1. Сколько раз в стихотворении встречается звук «ш»?

— Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

— Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь.

  1. Давайте сыграем в игру «Слова-перевёртыши». Отгадайте загадку; в ней спрятались слова-отгадки, которые можно прочитать слева направо и наоборот.

Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

СЛОГ. УДАРЕНИЕ

  1. Поставьте первый слог вторым. Запишите получившиеся слова, поставьте ударение.

Насос, наши, камыш, рады, сыро, навес.

  1. Из слогов «соберите» пословицу.

        Де вре лу по хе те мя час.

  1. Допишите слоги, чтобы получились имена.

        Да … , Ли … , Ко … , Ми… .

  1. Составьте слова из слогов.

        Кук, ны, ки, тик, сос, ут, ла, ко.

  1. Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

а) Пе-тух, ко-са, па-льто, ка-нат.

б) Ал-ле-я, де-нь, пи-сьмо, за-кат.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ПОСЛОВИЦЫ

  1. Допишите пословицы.

        Семеро одного …

        Без труда …

        С миру по нитке …

        Дареному коню…

        Волков бояться…

  1. Закончите фразеологизм подходящим словом.

        Голоден как …

        Изворотлив как …

        Нем как …

        Болтлива как …

        Как мокрая …

  1. В каких предложениях употреблены фразеологизмы.

        а) Я хотел пожаловаться на сестру, но вовремя прикусил язык.

        б) При появлении кота Мурзика воробьёв как ветром сдуло.

        в) В ноябре листья с деревьев ветром сдуло.

        г) Саша упал и прикусил язык.

  1. Найдите ошибку в пословицах и поговорках, исправьте её.

        Два сапога — тара.

        Ус хорошо, а два лучше.

        Голод — не щётка.

        Ждать у горя погоды.

        Не делай из муки слона.

  1. Расшифруйте пословицу.

К — О — Ч — Л — Д  — Л — Г — Л — Й — М — Л — !

СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ

  1. Подберите синонимы к перечисленным словам.

                Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неправильный.

  1. Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправьте ошибки. 

                а) карие носки — коричневые глаза — коричневое пальто;

                б) сырой луг — мокрый луг — мокрый воздух;

                в) голубое платье — лазурное платье — голубое небо;

                г) покоится пустыня — лежит пустыня.

  1. Подберите антонимы к словам.

                Чистый — … , здоровый — … .

                Светлый — … , мягкий — … .

  1. Найдите в пословицах антонимы и подчеркните их.

                а) На смелого собака лает, а трусливого кусает.

                б) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

                в) Труд всегда даёт, а лень только берёт.

                г) Велик телом, да мал делом.

                д) на чёрной земле белый хлеб родится.

  1. Попробуйте в предложениях заменить выделенное слово его синонимом.

                а) Я читал интересную книгу.

                б) Лиса обманула косолапого.

                в) Мальчик споткнулся и шлёпнулся в лужу.

  1. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу антонимы.

                а) … говори, да … делай.

                б) … земля … рук не любит.

                в) Иди … , а оглядывайся… .

                Слова для справок: чёрный — белый, вперёд — назад, меньше — больше.

СЛОВО

  1. Подчеркните в каждом слове «спрятавшееся» слово.

        Волк, удочка, полк, мрак, коса, зубр, укол, щель, столб, уточка, хлев.

  1. Запишите слова в порядке возрастания размеров.

        Большая, маленькая, громадная, крошечная, большущая.

  1. Прочитайте предложения и замените каждое из них одним словом.

        а) Человек, управляющий оркестром.

        б) Человек, который продаёт товары в магазине.

  1. Расшифруйте слова.

        а) GBZДUFРLУYRГ;

        б) РYАUССRWLКIGZАNQYЗU.

  1. Придумай как можно больше слов, заменяя первую букву в словах.

        Чайка, борт, роза.

ОТВЕТЫ

подготовительный этап

АЛФАВИТ. ЗВУКИ И БУКВЫ

  1. Пенал, шарф, борт, метро.
  2. Фамилия.
  3. Кулак, палка.
  4. 5 раз: ёж, хорош, хорош, что, возьмёшь.
  5. Топор — ропот.

СЛОГ. УДАРЕНИЕ

  1. Сосна, шина, мышка, дыра, росы, весна.
  2. Делу время, потехе час.
  3. Даша, Лиза, Коля, Миша (возможные варианты).
  4. Кукла, сосны, утки, котик.
  5. Паль-то, ал-лея, день, пись-мо.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ПОСЛОВИЦЫ

  1. Семеро одного … (не ждут).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

С миру по нитке … (голому рубашка).

Дареному коню… (в зубы не смотрят).

Волков бояться… (в лес не ходить).

2.  Голоден как … (волк).

         Изворотлив как … (уж).

          Нем как … (рыба).

          Болтлива как … (сорока).

          Как мокрая … (курица).

 

  1. а) , б).

4.  Два сапога — пара.

     Ум хорошо, а два лучше.

     Голод — не тётка.

     Ждать у моря погоды.

     Не делай из мухи слона.

        

             5.  Кончил дело — гуляй смело!

СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ

  1. Чародей, еда, мёрзнуть, применять, ошибочный.
  1. а) коричневые носки — карие глаза — коричневое пальто;

        б) мокрый луг — сырой воздух;

        в) голубое платье — лазурное небо;

        г) лежит пустыня.

  1. Грязный, больной, тёмный, твёрдый.
  1. а) смелого — трусливого

        б) много — мало

        в) даёт — берёт

        г) велик — мал

        д) чёрной — белый

5.    а) Я читал увлекательную книгу.

                б) Лиса обманула медведя.

                в) Мальчик споткнулся и упал в лужу.

6.    а) Меньше говори, да больше делай.

                 б) Чёрная земля белых рук не любит.

                 в) Иди вперёд , а оглядывайся назад.

СЛОВО

  1. Вол, дочка, пол, рак, оса, зуб, кол, ель, стол, точка, лев.
  2. Крошечная, маленькая, большая, большущая, громадная.
  3. а) дирижёр; б) продавец.
  4. а) вдруг; б) рассказ.
  5. Чайка — гайка — майка — сайка — байка;

борт — порт — сорт — корт;

роза — лоза — поза — коза.

ОЛИМПИАДА

1-ый тур

        

  1. Закончите пословицы.

                а) По платью встречают …

                б) Грамоте учиться …

                в) Терпение и труд …

  1. Вставьте пропущенные буквы.

                Л…сной, р…чной, г…ристый,

                М…рской, р…дной, л…систый.

                Проверь слова, да не сп…ши,

                Красиво, грамотно сп…ши.

  1. В каждом предложении зачеркните слово, которое искажает его смысл.

                Маленький Саша весело заплакал. По дороге полз колючий гладенький ёжик.                         Зайчик перепрыгивал через пеньки кустики черники, сосны.

  1. Прочитайте. Найдите слово с «заблудившейся» буквой. Исправьте ошибку.

                Жучка будку не доела,

                Неохота. Надоело…

  1. Составьте новые слова, изменяя порядок букв в слове.

Пила — … , маяк — … , нора — … .

  1. Разгадайте шараду.

                Из трёх букв я состою,

                В новый год квартиры украшаю,

                А добавить букву «М» —

                Плавать кораблям мешаю.

  1. Прочитай «заколдованные» слова и вычеркните в каждом из них лишний слог.

Саповаги, медверадица, ляшагушка, ветоничка.

  1. Запишите все буквы, которые вы здесь видите.

  1. Замените устойчивое выражение близким по значению словом.

а) Прикусить язык — __________

б) Как снег на голову — ________

в) Мозолить глаза — ___________

  1.  Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

Кочка — __________________________

ОТВЕТЫ:

1 — ый тур

  1. а) … по уму провожают; б) … всегда пригодится; в) … всё перетрут. (3 балла)
  2. Лесной, речной, гористый,

        Морской, родной, лесистый.

        Проверь слова, да не спеши,

        Красиво, грамотно спиши. (6 баллов)

3.   Весело, гладенький, сосны. (3 балла)

  1. Будку — булку. (1 балл)
  2. Липа, ямка, рано. (3 балла)
  3. Ель — Мель. (3 балла)
  4. Сапоги, медведица, лягушка, веточка. (3 балла)
  5. Т, К, Ж, Х, У. (2 балла)
  6. а) замолчать; б) неожиданно; в) надоедать. (4 балла)
  7.  Кочка — дочка — бочка — мочка — ночка — точка — почка. (3 балла)

ОЛИМПИАДА

2-ый тур

  1. Прочитайте. Найдите слово с «заблудившейся» буквой. Исправьте ошибку.

                Забодал меня котёл,

                На него я очень зол!

  1. В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название цветка, животного, растения, хищной рыбы.

                

  1. Прочитайте «заколдованные» слова и вычеркните в каждом из них лишний слог.

                Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

  1. Закончите пословицы.

                а) Труд человека красит, а …

                б) Делу время — …

                в) Семь раз отмерь — …

  1. Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

                Пара, парный, паровой.

                Носильщик, носатый, поднос.

                Лето, лететь, летний.

  1. Замените выражение одним словом.

                Бить баклуши — _____________________

                Во все лопатки — ____________________

                Надуть губы — ______________________

 

  1. Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

                Бок — ____________________________

  1. Обведите фразеологические обороты, которые растолкованы неверно.

а) встретиться нок к носу — очень близко, вплотную

б) за ушами трещит — боли голова;

в) зарубить себе на носу — пораниться.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

 

  1. Прочитайте зашифрованную пословицу, используя план.

                

Х

О

Р

К

Л

У

Э

В

Д

Ц

С

О

Н

Ё

Ч

Г

У

Р

Ф

Т

Ш

И

П

Ш

Е

И

Л

Ы

Я

А

Г

А

И

Й

М

У

  1. Найдите общую часть для следующих слов. Запишите получившиеся слова.

Гл

                                        М                                               Ос

                                                                        

                                Дл                                            В

( … )

  1. Прочитайте и запишите, что здесь  написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.

                С Н Ч И О У Л Ч И О Ь Т

  1. От каждого слова возьмите какой-то слог и составьте новое слово.       

                а) поворот, пороша, канава;

                б) соломка, пора, мель;

                в) кора, лото, боксёр.

ОТВЕТЫ:

2 — ой тур

  1. Котёл — козёл. (1 балл)
  2. Астра, баран, трава, акула (возможные варианты). (3 балла)
  3. Сахар, варенье, орехи, баранки. (3 балла)
  4. а) лень портит; б) потехе — час; в) один раз отрежь. ( 4 балла)
  5. Паровой, носатый, лететь. (3 балла)
  6. а) бездельничать; б) быстро; в) обидеться. (4 балла)
  7. Бок — кок — док — рок — сок — ток — шок (возможные варианты). (3 балла)
  8. б), в). (2 балла)
  9. Кепка, репка, щепка, лепка. (4 балла)
  10.  Хорошая книга — лучший друг. (4 балла)
  11.  Общая часть слова — ина: длина, мина, глина, осина, вина. (2 балла)
  12. Учись отлично. (2 балла)
  13.  а) во-ро-на; б) ка-ра-мель; в) ко-ло-бок. (3 балла)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Киров: ВГПУ, 1998.
  2. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 — 4 классы. М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир». 1 — 2 классы. М.: ВАКО, 2011.
  4. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2 — 4 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.

Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку для 2 классов.

Задания

Баллы

1

  • Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков._____________
  • Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков._____________
  • Выбери слово, в котором есть только мягкие согласные звуки:             а) рябинушка  б) сирень   в) строитель  г) житель    д) ялик

2

Обведи букву правильного ответа.

  • К слову пост можно приписать слово ель, и получится новое слово

постель. А какое из слов нужно приписать к слову пар, чтобы получилось ещё одно новое слово? Обведи букву правильного ответа.

(А) ход; (Б) ода; (В) роль; (Г) ус; (Д) рог. 

  • Из всех приведённых ниже слов, кроме одного, можно убрать

один слог так, чтобы получилось новое слово. Кроме какого?

(А) золото; (Б) серебро; (В) железо;   (Д) корзинка.

3

Отгадай загадку и запиши слова:

С буквой  В пасусь я на лугу    ___________корова_________                                                                                             Травками питаюсь почём зря                                                                                            

А вот с буквой Н я стать могу    ___________корона_______                                                                      Головным убором  для царя.  

4

Почему их так назвали?

  • БОРОВИК_- растет в бору (среди хвойных деревьев)
  • ПОДОСИНОВИК- растет под осиной
  • ОПЕНОК_- растет на пнях
  • РЫЖИК- рыжего цвета

   5

Подбери синонимы с сочетаниями чу, ча, ща.

Волшебник — чародей, глушь — чаща,     храбрец — смельчак                         внимательный — чуткий, нередко — часто, грязный — чумазый                     изумительный — чудесный,  жалеть — сочувствовать.

  6

Объясни устойчивые сочетания слов :

  • в час по чайной ложке — очень медленно
  • с гулькин нос — очень мало
  • куры не клюют -очень много
  • как курица лапой  — небрежно, некрасиво,неразборчиво
  • курам на смех — что-то глупое бессмысленное

7

Отгадай пословицу по двум словам и запиши ее:

  1. Дело- безделье

Маленькое дело лучше большого безделья.

  1. Руки — скука

Не будет скуки если заняты руки.

  1. Дело-потеха.

Делу время — потехе час.

8

Исправь речевые ошибки.

 

Два мальчика парой пошли на рыбалку.

Два мальчика пошли на рыбалку.

 

На речке они ловили рыбу в воде.

Наречке они ловили рыбу.

 Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

Алёша поймал щуку, окуня и карася.

9

Расставь знаки препинания ( запятые, точки) так, чтобы смысл предложения оказался верным:

Пальцев у него двадцать.  Пять на каждой руке. Десять на ногах.  

10

 

                                                                           ученик

     

                                                                           запятая

                                 

Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему: Районная олимпиада по русскому языку

ФИО

Школа, учитель

баллы

Районная олимпиада по русскому языку «Умка»      (2 класс)

2014 – 2015 учебный год

  1. Подчеркни  слово, в котором количество букв и звуков совпадает:               

семь,  поздно,  яма,  сеешь,  поют

2. Сколько раз  в стихотворении встречается звуки [ш] и[ж]

— Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

— Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!   Ответ: [Ш]   ______[ж]   __________           

3. Составь пословицы из слов и запиши               

а) ученье, неученье, тьма, свет, а______________________________________________  ______________________________________________________________________ б)спеши, не, торопись, языком, делом__________________________________________ _______________________________________________________________________          4. Найди общее начало для слов, запиши                  

______ тина ,                                                                                                                                    ______ тошка,                                                                                                                                             5. Составь анаграммы. Анаграмма — это слова, которые получаются путём перестановки букв какого-нибудь слова.  Например: автор-товар.  Запиши их.

Кулон — __________________                                                                                                                                Рост —    __________________                                                                                                              

Коршун —  ________________

 Среда — ________________                                                                                                                    

6. Замени устойчивые выражения близким по значению словом и запиши: 

а) прикусить язык -_______________________                                                                                    б) как снег на голову -_____________________                                                                               в) в час по чайной ложке -_________________                                                                             7. Отгадай ребусы :    

Р1А _______________  ,  О5___________,  ,Ш3Х__________________,

 

 8.  Замени выражение одним словом и запиши:      

меховое пальто-_______________,

сухая трава- ____________________

9. Добавь слева одну  букву, чтобы получилось новое слово:            

      …рот,   …вал,   …тёс,    …лён,   …ель,   …лень,   …рубка,   …том.

10. Допиши названия животных в выражения :
1) Голоден как …                   2)  Труслив как…                     3) Хитёр как…
 4) Упрям как…                      5)  Нем как…                            6) Драчлив как …

11. Как называются жители этих стран:
Россия-___________________________
Испания-__________________________
Норвегия-_________________________
Индия-____________________________
Дания-____________________________                                  

12. Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Запиши верно.   

   Мою бабушку зовут вера Петровна она жывёт в москве на улице русакова я чясто бываю у Бабушки  мы любим ходит в Парк Сокольники.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Районная олимпиада по русскому языку «Умка»      (2 класс)

2014 – 2015 учебный год

ответы

1. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает:             (1балл)                               семь,  поздно,  яма,  сеешь,  поют

2.Сколько раз  в стихотворении встречается звуки [ш] и[ж]     (3 балла)                                                                        

— Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

— Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!   Ответ: [Ш]   4 [ж]   2               

3. Составь пословицы из слов и запиши                (2 балла)                                                                                   а) ученье, неученье, тьма, свет, а______________________________________________  ______________________________________________________________________ б)спеши, не, торопись, языком, делом__________________________________________ _______________________________________________________________________          4. Найди общее начало для слов, запиши                   (2 балла)                                                                         ______ тина ,                                                                                                                                    ______ тошка,                                                                                                                                             5. Составь анаграммы. Анаграмма — это слова, которые получаются путём переста -новки букв какого-нибудь слова. Например: автор-товар.  Запиши их. (4 балла)  Кулон — __клоун_______колун_________                                                                                                                                Рост —    ______сорт_____трос_______                                                                                                               Коршун —  __шнурок__________

среда — _адрес__  

6. Замени устойчивые выражения близким по значению словом и запиши:  (3 балла)                                              а) прикусить язык -_______________________                                                                                    б) как снег на голову -_____________________                                                                               в) в час по чайной ложке -_________________                                                                             7. Отгадай ребусы :     ( 3 балла)                                                                                                                               Р1А ___Родина ,  О5__опять,  Ш3Х__штрих,  

8.  Замени выражение одним словом и запиши:       (2 балла)         

 меховое пальто-_______________,

сухая трава- ____________________

9. Добавь слева одну  букву, чтобы получилось новое слово:      4б   (по 0,5)    

… к рот,   …овал,   …утёс,    …клён,   …мель,   …олень,   …трубка,   …атом.

10.  Допиши названия животных в выражения :  6б
1) Голоден как ..волк.                   2)  Труслив как заяц..             3) Хитёр как лиса..
 4) Упрям как. осёл..                      5)  Нем как рыба…                  6) Драчлив как  петух…

(по 1 баллу)

11. Как называются жители этих стран:  5 б

Россия-___________________________
Испания-__________________________
Норвегия-_________________________
Индия-____________________________
Дания-____________________________                                   (по 1 баллу)

12.  (13 ошибок). (0,5 балла  — 1 ошибка, отсутствие точки – ошибка, макс.13 баллов)                                                                                                                                          Мою бабушку зовут Вера Петровна . Она живёт в Москве на улице Русакова . Я часто бываю у бабушки.  Мы любим ходить  в парк Сокольники.

Максимум  48…….. баллов

                                         

Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему: ОЛИМПИАДА по русскому языку для учащихся 2 классов

ОЛИМПИАДА

по русскому языку для учащихся 2 классов

ФИ__________________________________

Класс________________________________

Дорогой друг! 
Сегодня тебе предстоит с героями Простоквашино – выполнить олимпиадные задания! Внимательно читай задания, не спеши! Время выполнения          Желаем удачи!

Задание 1. Кот Матроскин решил стать поэтом и написал свои первые стихи! Когда он писал стихи, то одновременно наблюдал за своей  любимой коровой, которая паслась прямо возле окна. И вот итог — буквы заблудились!

Исправь буквы в словах, чтобы предложения приобрели правильный смысл: 
а) Принцесса над цветком склонилась, 
    Корова с головы её свалилась. _________________________________________
б) На весёлом карнавале 
   Дети в мисках танцевали. ______________________________________________

               Задание 2. .Кот Мароскин прочитал свои стихи Шарику. Но Шарику стихи  не понравились, и они как всегда поссорились. Кот Матроскин решил помириться с Шариком. Он составил  ему разные задания:

  1. Секретное сообщение, в котором зашифровал пословицу  и отправил его  Шарику. Помоги Шарику  разгадать шифровку.       

 ша   ро   кни    я   га   хо   ший   друг    луч

Ответ: _____________________________________________________________

  1. В предложении «Бумага истлела» спрятано слово «аист».

 Найди скрытые слова в следующих предложениях, выпиши их. 

а) Впереди скала. ______________________________
б) Банка пуста. ________________________________
в) Зима кончается. _____________________________
г) На ковре паук. ______________________________

Подумай о значении этих слов и выпиши лишнее. 
Ответ: _____________ 

  1. Прочитай «заколдованные» слова и вычеркни в каждом из них лишний слог: 
    сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки, друнезья.Напиши полученные слова. 
    Ответ: _____________________________________________________________________

              Задание 3.  Шарик никак не хотел мириться с Матроскиным и кот решил развеселить друга! Он придумал пословицы – шутки, но как всегда что – то напутал.

Исправь пословицы-шутки: 

Ус — хорошо, а два лучше. _______________________________________________
Трус своей лени боится. __________________________________________________
Нашла коза на камень. ___________________________________________________

             Задание 4. В это время из города вернулся дядя Фёдор и решил помочь коту Матроскину помириться с Шариком. Помоги Шарику выполнить задания!

Расшифруй слова и запиши получившиеся предложения:

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла. 

Ответ:________________________________________________________________________

               Задание 5.  Когда Матроскин писал очередное задание для Шарика, наделал много ошибок. Помоги ему найти ошибки.

  1. Подчеркни слова, которые неправильно перенесены: 
    зме-я,  гай-ка,  ча-йка,  субб-ота,  груп-па,  О-ля,  ма-ши-на. 
  2. Преврати небылицу в быль — отредактируй текст (обозначь границы предложений), не изменяя порядка слов: 

в  реке  там  рыба  на бугре  мычит  корова  в  конуре  собака  лает  на заборе  поёт  синичка  в  коридоре  играют дети  на стене висит картина  на окне 

               Задание 6. Шарик решил, что помирится с котом только тогда, когда Матроскин выполнит все его задания! И послал ему конверт с заданиями. Вот теперь настало время помочь Матроскину. Поспеши, помоги!

1. Соедини линией близкие по значению слова и выражения из разных столбиков. 

кот наплакал 
от горшка два вершка 
бить баклуши 
намылить шею 
семь верст до небес 

умыться 
очень далеко 
наказать 
маленький 
бездельничать 
мало 

          Выпиши лишнее слово. 
          Ответ: __________________________________________________________________

2. Поставь ударение и посчитай, сколько слов здесь записано: 

замок, дорога, ужи, село, крыша, стрелки, самолёт, жаркое, вычитать, уже. 

Ответ:_______________________________________________________________________

3. Напиши с помощью букв и правил орфографии: 
а) [п`эт`ка] — ___________________
б) [c’эрцэ] — ____________________
в) [й`асный`] — ___________________
г) [с`ир`ошк`и] — _________________

4. Отметь ошибочные утверждения: 
а) в слове «нальём» звуков столько же, сколько букв; 
б) слово «Юлия» имеет 2 варианта переноса; 
в) в слове «дач…ник» пишется Ь, т.к. звук [ч’] мягкий; 
г) в слове «магистр» 3 слога; 
е) в предложении «Андрей любит играть с Олей» 7 мягких согласных звуков. 

Ответы ______________________________________________________________________

                Дорогие друзья! Кот Матроскин благодарит вас за помощь, ему                  удалось помириться с Шариком. Друзья весело отправились в беседку пить чай и обсуждать какое задание было самым интересным, а какое самое трудное.

А ты как считаешь, напиши!

Самое интересное задание_________________________________________

Самое трудное задание____________________________________________

                     

        

Баллы 

Задание 1 

а) Принцесса над цветком склонилась, 

Корона с головы её свалилась. 

б) На весёлом карнавале 

Дети в масках танцевали 

0,5*2 

Задание 2 в) 0 

2б 

Задание 3 Редиска, капуста, мак, репа. Лишнее слово – мак. 

0,5б*5 

Задание 4 Сахар, варенье, орехи, баранки. 

0,5б*4 

Задание 5 Ум — хорошо, а два лучше. 

Трус своей тени боится. 

Нашла коса на камень. 

0,6б*3 

Задание 6 Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола. 

по 0,3б*6 + 0,3б за орфографию 

Задание 7 зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, груп-па, О-ля, ма-ши-на. 

0,5б*4 

Задание 8 В реке там рыба. На бугре 

мычит корова. В конуре 

собака лает. На заборе 

поёт синичка. В коридоре 

играют дети. На стене 

висит картина. На окне… 

0,3б*6 

+2б за большую букву и точку в каждом предложении 

Задание 9 

кот наплакал 

от горшка два вершка 

бить баклуши 

намылить шею 

семь верст до небес 

умыться 

очень далеко 

наказать 

маленький 

бездельничать 

мало 

0,3б*6 

Задание 10 

17 слов 

2б за полный ответ или по 0,1 за каждое слово 

Задание 11 

Петька, сердце, ясный, сережки. 

0,5б*4+0,5б за проверочные слова +0,5б за указанные орфограммы 

Задание 12 б, в, г 

1б*3

Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс

Олимпиада по русскому языку.

2 класс

1.     В слове есть 5 согласных и 2 гласных звука. Сколько в этом слове слогов?

2.     Сколько слогов в имени ослика Иа?

3.     В слове кот и слове мяу по 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах?

      5.Сколько раз в стихотворении встречается  звук [ж]:

  Жук жужжит и встать не может,

  Ждёт он, кто ему поможет.

6.     Запиши пословицу.

 

       много                                       кто                                   читает

 

        знает                                       много                               тот

 

7.     Добавь одну букву в середине слова, чтобы получились новые слова.

 Пот, сачок, свет, парк._______________________________________

 

8.     Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова.

Шпага, база, шёл, банк.______________________________________

 

9 . Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова.

Дача, порт, клад, рис._________________________________________

 

10. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получилось несколько новых слов.

б__ лка                 __________________________________

2 класс

Задание 1.

а). Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков.

_________________________________________________________  1 балл

 

б). Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.

_________________________________________________________  1 балл

Задание 2.

Найди общее начало для слов:

________-тина,

________-тошка,

________-та,

________-ман,

________-тон.                                                                                            1 балл

 Задание  3.

Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

У папы три капли упали со шляпы.                                           2 балла

 Задание 4.

Подчеркни только предложения:

а)  На улица стоят ужасный жара

б)  Собакой

в)  Зазвенели птичьи голоса.

г)  бабушка встречать внуки

д)  Любите книгу –  это источник знаний!                                             2 балла

 

Задание 5.

Найди слова, которые спрятаны в словах:

Мель        —  ________________________________

Удочка    —  ________________________________

Столб     —  ________________________________                                 3 балла

 

Задание 6.

Отгадай ребусы:

Р1А________, О5_________, Ш3Х________, 1ОЧКА___________.  4 балла

 

Задание 7.

Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все

согласные звуки твёрдые, названия блюд подчеркни:

салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу,

булочка, блины.                                                                                         4 балла

 

Задание 8.

Вставь  в слова пропущенные буквы:

_зычок, Р_ссия, п_года, м_ро_, ра__каз, т_атр, _ртистка, вдру_,

ов_щи, вес_ло, ч_ловек, М_сква, р_бята, _днажды, т_тра_ка.        15 баллов

_______________________________________________

Олимпиадные задания по русскому языку (2 класс): Олимпиада по русскому языку 2 класс

Школьный тур олимпиады по русскому языку 2 класс

Ученика (цы)      2____класса ______________________________

  1. Найди общее начало для слов:

_______-тина, _______-тошка, ________-та, ________-ман, ________-тон.

  1. Найди слова, которые спрятаны в словах:

    Коса — ______________________
    Столб — _____________________
    Хлев — ______________________
    Зубр — ______________________
    Уточка — ____________________

  1. Отгадай ребусы:
    Р1А____________,            О5__________,               Ш3Х___________,

1ОЧКА___________,                     Э100ния __________,      За1ка__________ .

  1. Вставь в слова пропущенные буквы:

_зычок,  Р_ссия,  п_года,  м_ро_,  ра __каз,  т_атр,  вдру_,  ов_щи,

вес_ло,  ч_ловек,   М_сква,   р_бята,  _днажды,  т_тра_ка.

  1. Составь слова из букв:  

  ы, л, о, м -___________ ;          е, р, о, п-__________;            у, р, а, к, ч-_____________ .

  1. Подчеркни слова, в которых есть только мягкие согласные:

    билет, теперь, топор, шесть, чаща, юбилей.

  1. Найди лишнюю пару:

      широкий – узкий,   громкий – сильный,   тёмный – светлый,   робкий – смелый.

  1. Раздели слова для переноса:

      Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень,  якорь, коньки, аист.

_____________________________________________________________________________________.

9.  Подбери антонимы( противоположные) по смыслу слова.

1. День _________________
2. Враг _________________
3. Хвалить ______________
4. Тепло ______________
5. Смелый ______________

10.  Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш,  навес, актёр.

11.  Закончи пословицу.

Век живи – век ________.

Делу – время, потехе — _______.

Одна голова – хорошо, а две — _________.

Ученье – свет, а неученье — ________.

Дружба дороже — ………… .

Ответы.

Задание

Ответ

Баллы

1.

кар

1 балл

2.

Оса, стол, лев, зуб, точка

5 баллов

3.

Родина, опять, штрих, одиночка, Эстония, заколка

6 баллов

4.

10 баллов

5.

мыло, перо, ручка

3 балла

6.

теперь, чаща, юбилей

3 балла

7.

громкий- сильный

1 балл

8.

пояс, Анна, лейка, коньки

4 балла

9.

день-ночь, враг- друг, хвалить- ругать, тепло – холодно, смелый — трусливый

5 баллов

10.

насос, мышка, весна, тёрка,

4 балла

11.

Век живи – век учись.

Делу —  время, потехе – час.

Одна голова – хорошо, а две – лучше.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Дружба дороже – денег или богатства.

5 баллов

Итого

47 баллов