Консультация по русскому языку (2 класс) на тему: Правила по русскому языку за курс 2 класса
Правила по русскому языку за курс 2 класса.
1.Предложение.
- Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
- В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.
- Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
- Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
- Подлежащее. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?
- Сказуемое. Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
- Подлежащее и сказуемое- грамматическая основа предложения.
- Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.
2. Звуки и буквы.
- На письме звуки обозначаются буквами.
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.
3. Гласные звуки.
- При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
- Произносится только с голосом.
- Гласный звук образует слог.
- В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
- В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
- Буквы а,о,и, ы,у,э обозначают гласные звуки.
- Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука:
-в начале слова
-после гласных звуков
-после ъ и ь знаков
-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.
4.Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове.
- Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
- Остальные слоги в слове безударные.
5. Обозначение гласных звуков.
- Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
- Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
- Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
6. Родственные слова.
- Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.
- Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
- Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.
7. Безударные гласные в корне.
Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.
8. Согласный звук.
- При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
- Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
- Слог образует только с гласным звуком.
- [ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки
- [ч`] и [щ`]-мягкие согласные звуки
9. Сочетания ЖИ и ШИ
- В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.
- В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.
10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
- Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.
- В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.
11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.
Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.
12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
- Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э
- Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь
13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.
- На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
- В середине слова мягкость согласного звука [л`]-всегда обозначается мягким знаком.
- Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.
Запомни слова в которых в середине не пишется ь:
ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, Настя
14.Разделительный мягкий знак.
Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я, если в этих словах слышится звук [й`]
15. Алфавит или азбука-это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.
А-а | Б-бэ | В-вэ | Г-гэ | Д-дэ | Е-е | Ё-ё | Ж-жэ | З-зэ | И-и | Й-и краткое |
К-ка | Л-эль | М-эм | Н-эн | О-о | П-пэ | Р-эр | С-эс | Т-тэ | У-у | Ф-эф |
Х-ха | Ц-цэ | Ч-че | Ш-ша | Щ-ща | Ъ-твёрдый знак | Ы-ы | Ь-мягкий знак | Э-э | Ю-ю | Я-я |
16.Слово и слог.
- Это части слова, на которые оно делится при произношении.
- В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять:
- из одного гласного звука
- из гласного и одного согласного
- из гласного и нескольких согласных
17. Перенос слов.
- Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
- Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
- Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.
- При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .
Нельзя переносить:
-Слова из одного слога
-Слог из одной буквы
18. Звонкие и глухие согласные звуки.
- Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
- Глухие согласные состоят только из шума.
Парные согласные.
твёрдые
звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з].
глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].
мягкие
звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].
глухие [ п`] [ф`] [к`] [т`] [с`].
Непарные согласные
твёрдые
звонкие [ л] [м] [н] [р]
глухие [ х] [ц]
мягкие
звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].
глухие [ х`] [ч`] [щ`]
- Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять.
- Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.
- Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так лил подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.
19. Двойные согласные.
В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы. Их надо запомнить.
Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.
20. Имя существительное.
- Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?.
- Слова называют людей, животных отвечают на вопросы: КТО? КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ?
- Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЁМ?
21. Заглавная буква.
Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.
22. Глагол.
- Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
- Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Если слово обозначает действия двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?
23. Имя прилагательное.
- Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
- Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
- Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос КАКИЕ?
- Противоположные по смыслу слова называются Антонины
- Близкие по смыслу слова называются синонимами.
24. Предлог.
Слова К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С пишутся раздельно с другими словами в предложении одинаково, не зависимо от произношения.
25. Словарные слова.
Берёза, быстро, вдруг, ветер, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, работа, рабочий, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, учительница, хороший, хорошо, ягода, язык.
Правила по русскому языку для 2 класса
Правила по русскому языку, 2 класс «Это мы должны знать!»
Составитель: Сабитова Лилия Ильсуровна
Предложение.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо или о ком – либо спокойно сообщается.
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
По цели высказывания предложения бывают:
Повествовательные: Я читаю интересную книгу.
Побудительные: Надо читать книги.
Вопросительные: Ты прочитал эту книгу?
По интонации предложения бывают:
Восклицательные: Береги честь смолоду!
Невосклицательные: Книга – источник знаний.
10. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.
Наступила холодная зима.
(Что?) Зима – это подлежащее, зима (что сделала?) наступила – это сказуемое.
2. Звуки и буквы
На письме звуки обозначаются буквами.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.
3.Ударение
-это выделение голосом одного из слогов в слове.
Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным (сильная позиция). Остальные слоги в слове безударные (слабая позиция).
4.Гласные звуки.
1. При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э]. Произносятся только с голосом.
2. Гласный звук образует слог.
3. В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
4. В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
5. Буквы а, о, и, ы, у, э обозначают гласные звуки.
6. Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука: -в начале слова: ЯМА (й ‘а м а)
-после гласных звуков: МАЯК (м а й’ а к)
-после ъ и ь знаков: СЕМЬЯ (с’ и м’ й’ а)
5. Безударные гласные в слове.
1. Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
2. Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
3. Буквы А, О, Е, И, Я в безударных слогах нужно проверять.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение. Например: СТОЛБЫ – столб.
Если буква гласная вызвала сомнения, ты её немедленно ставь под ударение!
6. Родственные слова.
Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными: зима – зимний, дуб – дубовый.
Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково.
7. Согласный звук.
При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
2. Слог образует только с гласным звуком.
8. Сочетания ЖИ — ШИ пиши с буквой – И !
9. Сочетания ЧА — ЩА пиши с буквой – А ! ЧУ – ЩУ пиши с буквой – У !
10.Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, РЩ пиши без Ь знака !
11. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
1.Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами: А, О, У, Ы, Э
2.Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е, Ё, И, Ю, Я и Ь
12.Разделительный мягкий знак.
Пишется после согласных и перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
13. Мягкий знак — служащий для смягчения согласного.
На конце и в середине слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Мягкий знак пишется после согласного и перед гласными: Е, Ё, Ю, Я.
Запомни слова, в которых в середине не пишется ь:
ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, НАСТЯ
14.Алфавит или азбука
— это все буквы, расположенные по порядку.
В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.
15.Слово и слог.
Слог — это часть слова, на которое оно делится при произношении.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слог может состоять:
— из одного гласного звука: Я, Я — МА
— из гласного и одного согласного: ОН, ТЫ
— из гласного и нескольких согласных: ХЛЕБ, ДОМ
16.Перенос слов.
Слово переносится с одной строки на другую по слогам: МА – ШИ — НА
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Буква Й при переносе не отделяется от гласной: БОЙ — ЦЫ
Ъ и ь знаки при переносе не отделяются от предыдущей буквы: МАЛЬ – ЧИК, ПОДЪ — ЕЗД
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: МАС – СА, СУБ – БОТА, АЛ — ЛЕЯ
6. Нельзя переносить:
-Слова из одного слога: ДОМ, СНЕГ
-Слог из одной буквы: МО — Я
17. Двойные согласные.
В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы.
Их надо запомнить!
Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.
18. Предлоги.
Предлоги: К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С
— пишутся со словами раздельно .
19.Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
Глухие согласные состоят только из шума.
Парные согласные твёрдые: звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з] глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].
Парные согласные мягкие: звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].
глухие [ п`] [ф`] [к`] [т`] [с`].
Непарные согласные твёрдые: звонкие [ л] [м] [н] [р]
глухие [ х] [ц]
Непарные согласные мягкие: звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].
глухие [ х`] [ч`] [щ`]
Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять. Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.
Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными: СТОЛ… (Б или П ???) – СТОЛБЫ, значит СТОЛБ
МОРО… (З или С ???) – МОРОЗЫ, значит МОРОЗ
20 . Заглавная буква.
Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей, океанов.
Например: мальчик Коля, девочка Даша, собака Жучка, кот Барсик, Россия, город Казань, деревня Славная, улица Симонова, река Казанка, море Чёрное, океан Тихий
21. Лексика
Синонимы — это похожие по значению слова, которые пишутся и произносятся по-разному: идти — шагать; смелый — храбрый; веселье — радость.
Антонимы — это слова, противоположные по смыслу: правда — ложь, добрый — злой, день – ночь, белый – чёрный, сладкий – солёный.
Омонимы — это разные по значению слова, которые звучат и пишутся одинаково: коса — это и сельскохозяйственное орудие, и заплетенные волосы. А наряд — это и одежда, и группа полицейских.
Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений.
НОЖКА – стола или стула, гриба или цветка, циркуля, ласковое название ноги человека;
ШЛЯПКА – женский головной убор, опять же гриба, гвоздя;
ХВОСТ – животного, самолета, поезда, очереди;
ПЕРО – ручка или оперенье птицы.
Правила по русскому языку, изучаемые во 2 классе — Начальная школа
Каждый день на уроках русского языка мы изучаем новые правила.
Правила № 1 — 31
Правило от 7 февраля
- Имена существительные – слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Девочка, медведь, дружба, земляника
Правило от 14 февраля
- Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевленными.
Правило от 15 февраля
- Имена, отчества, фамилии людей – собственные имена существительные. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Правило от 19 февраля
- Клички животных – собственные имена существительные. Шарик, Мурка, Пегас. Названия животных – нарицательные имена существительные. Пёс, кошка, лошадь
Правила от 12 марта
- Имена существительные в единственном числе обозначают 1 предмет: книга, лошадь.
Имена существительные во множественном числе обозначают 2 или более предмета: книги, лошади.
При изменении числа имени существительного изменяется его форма. Письмо-письма
- Глагол – слово, которое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и обозначает действие предмета. Писать, говорит, читал, будет клеить.
Правило от 13 марта
- Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.
Глагол во множественном числе обозначает действие двух или более предметов: стучат, пишут, играют.
Глагол и связанное с ним существительное стоит в том же числе.
При изменении глагола по числам изменяется его форма.
Правило от 15 марта
- Слово НЕ – это частица.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Правило от 20 марта
- Текст-повествование – текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим.
К такому тексту можно поставить вопрос что случилось? что произошло?
Правило от 2 апреля
- Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? какие? и обозначает признаки предметов. Спелый, вкусная, яркое, деревянные
Правило от 9 апреля
- Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое?
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечает на вопрос какие?
Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные.
Правила по русскому языку для 2 класса
Имя существительное —
часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? обозначает предмет.
Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? (заяц)
Неодушевленные на вопрос что? ( стол)
Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
Имена собственные — это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название городов, улиц.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Все остальные имена существительные –это нарицательные. Они называют любой предмет, явление и пишутся с маленькой буквы. ( стол, дождь, собака..)
Имена существительные изменяются по числам.
Бывают в единственном числе ( река, море) или во множественном числе (реки, моря). При изменении числа имени существительного меняется его форма (книга— книги, письмо – письма).
Глагол —
часть речи, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что сделал? Что будет делать? Обозначает действие предмета ( идет, нарисовал, учил…).
Глаголы изменяются по числам, бывают в единственном и во множественном числе. При изменении числа меняется его форма (читают – читает, играет – играют).
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Слово не – это частица.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Имя прилагательное .
Имя прилагательное- это часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое? Обозначает признак предмета ( добрый, весёлая, смешные, хорошее).
Имена прилагательные изменяются по числам. Бывают в единственном числе (обозначают признак одного предмета: красивая) и во множественном числе (признак нескольких предметов: красивые).
Местоимение
– это часть речи. Слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
Предлог
– это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги в речи употребляются вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.
у
с
к
о
из
без
на
над
в
при
по
до
через
перед
за
под
для
между
про
около
от
Выделить грамматическую основу предложения — это найти подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения:
Подлежащее— (обозначает, о ком или о чём говорится в предложении)
Отвечает на вопросы: Кто? Что?
Школьники сажали у школы фруктовые деревья.
Весь класс был на празднике.
В предложении подчеркивается одной чертой.
Сказуемое (обозначает, что говорится о подлежащем)
Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?..
В предложении подчеркивается двумя чертами.
Гроза надвигалась.
Внизу большая река тянется серебристою нитью.
Части речи:
Имя существительное – Кто? Что?
Имя прилагательное – Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол – Что делать? Что сделать?
Предлог
Местоимение (я,ты, мы, вы, он, она, оно, они).
Нераспространенное предложение – это предложение, которое состоит только из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. (Гроза надвигалась.)
Распространенное предложение – это предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов предложения.
(Над городом надвигалась сильная гроза).
Безударную гласную
в слове нужно проверять, для этого нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Например: моря – море, река – реки, смотреть – смотрят.
Парную согласную
в слове нужно проверять, для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
Например: зуб – зубы, глаз – глаза, мягкий – мягок, сладкий – сладок.
Картотека по русскому языку (2 класс) по теме: Правила русского языка 2 класс ФГОС УМК «Школа России» (Канакина)
ПАМЯТКА РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
- Пропуск, замена букв.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: плотник, веник.
- Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
- Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
- Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл.
- Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?
- Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
- Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: пень, деньки, пальчик.
- Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
- Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
- Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.
- Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ — сад, леса́ — лес, волна́ – во́лны.
- Парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
- Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
Правила русский язык 2 класс в картинках
Русский язык — один из самых сложных для изучения языков. Правила орфографии и пунктуации могут поставить в тупик даже очень образованных людей. Чтобы ребенок прошел весь путь изучения русского языка легко, или по крайней мере с наименьшим количеством ошибок, необходимо ему привить любовь к этому предмету. Правила в картинках для 2 класса, заложат первый кирпичик в прочном фундаменте знаний дошкольника.
Правописание приставок.
Правила по русскому языку.
Сочетания букв.
Пять золотых правил русского языка.
Правописание приставок.
Безударная гласная в корне.
Для определения спряжения необходимо выяснить.
Гласные буквы в ударном и безударном слогах.
Сочетание букв чк, чн, нч, нщ, щн, рщ.
Гласные после шипящих.
Главные члены предложения.
Части речи.
Суффиксы.
Основные правила по русскому языку в 1-2 классе
Основные правила и понятия по русскому языку за 1 и 2 классы
ЛЕНТА БУКВ
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Э
О
У
А
Ы
Б
В
Г
Д
З
Ж
М
Л
Р
Н
Й
ЗВОНКИЕ
Ъ
Е
Ё
Ю
Я
И
П
Ф
К
Т
С
Ш
Х
Ц
Ч
Щ
ГЛУХИЕ
Ь
АЛФАВИТ
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная,
2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
А Б В Г Д Е Ё
а бэ вэ гэ дэ е ё
Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое
Н О П Р С Т У
эн о пэ эр эс тэ у
Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ
эф ха цэ че ша ща твёрдый
знак
Ы Ь Э Ю Я
ы мягкий э ю я
знак
Гласные звуки
их 6: 2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги
[а], [о], [э], шума нет безударный
[и], [ы], [у]
ВЫВОД:
сколько гласных звуков, столько и слогов:
у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:
безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко — [малако];
безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак — [п΄итак];
после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина — [шыр΄ина]
а – а е – й΄ я – й ΄
я – а — э а
э – э ё – й ΄ ю – й΄
е – э — о у
о – о 1. в начале слова – якорь
ё – о — 2. в середине слова после
у – у разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью
ю – у — 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая,
и – и поём
ы – ы
10 – 6
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж — [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел — [п΄эл].
Возьмите на заметку!
1. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский — [с΄эл΄ск΄ий΄].
2. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство — [ч΄уства], сердце — [с΄эрцэ], солнце — [сонцэ], властный — [власный΄].
БУКВА
[ ЗВУК ]
ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ — ТВЁРДЫЙ
Буквы ъ, ь не обозначают звука!!!
Ударение всегда падает на гласный звук!
Слог, в котором гласный звук находится под ударением, называется ударным. Остальные слоги – безударные.
Значения слов
СОСТАВ СЛОВА
КОРЕНЬ – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.
опоздать — поздний, опоздание
книга – книжный, книголюб
Однокоренными или родственными словами называются все слова с одинаковым корнем и схожим значением.
ОСНОВА СЛОВА — это всё слово без окончания.
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.
выход – вход, уход, приход, ходит
СУФФИКС – это часть слова, которая находится после корня (между корнем и окончанием) и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.
Котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.
ОКОНЧАНИЕ – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.
друг – другу, друга, другом, о друге
умный – умная, умную, умные, умное
пришёл – пришла, пришло, пришли
Орфограммы
1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
снежинка — снег
сторона — стороны, сторонка
СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Трава –травы
Звезда – звёзды
2. Много – один
Шаги – шаг
Грачи – грач
3. Что делал? Что делать? — Что делает?
Смотрел, смотреть — смотрит
Писал, писать — пишет
1. Слово – предмет (имя существительное)
Трещит – треск
Водичка — воды
2. Слово – признак (имя прилагательное)
Темнота – тёмный
Ласкает – ласковый
3. Слово – действие (глагол)
Кормушка -кормит
ходьба – ходит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.
Ковёр – коврик
гнездо — гнёздышко
2. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
3. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ В КОРНЕ СЛОВА, НА КОНЦЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р, в.
4. НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.
сердце — сердечный
радостный — радость
солнце — солнышко
5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
6. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЩН
7. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
(Ь – показатель мягкости согласного звука)
согласный — Ь тетрадь
согласный — Ь — согласный тьма
8. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь ЗНАК
— Е (ученье)
— Ё (бельё)
согласный — Ь — Ю (вьюга)
— Я (лисья)
— И (воробьи)
9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ ЗНАК
Е (подъезд)
Ё (съёжился)
согласный — Ъ — Я (объявление)
Ю (предъюбилейный)
10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Написание удвоенных согласных в словах проверить нельзя. Эти слова нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.
перрон жужжать аллея
11. ПРОПИСНАЯ БУКВА
Части речи
Имя существительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет (явления, чувства …).
Имена существительные изменяются по числам.
Словосочетание – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание не содержит законченную мысль!
Предложение
Знак в конце предложения
по цели высказывания
по интонации
Повествовательное
(рассказ, повествование)
Невосклицательное
•
Восклицательное
!
Вопросительное
(вопрос)
Невосклицательное
?
Восклицательное
? !
Побудительное
(приказ, просьба)
Невосклицательное
•
Восклицательное
!
Грамматическая основа предложения
(главные члены предложения)
Подлежащее
(лежащее в основе предложения)
Сказуемое
(что сказано о подлежащем)
– это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.
– это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.
– отвечает на вопросы кто? или что?
– отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?
– подчёркивается одной чертой
– подчёркивается двумя чертами
– может быть одно подлежащее
Ночь. Поздняя осень.
– может быть одно сказуемое
Морозит. Запиши в тетрадь.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются!
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет главную мысль (что хотел передать читателям автор) и тему (о чем говорится в тексте).
Типы текстов
Текст – повествование:
говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;
действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;
можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?
Текст – описание:
говорится о признаках предмета или явления;
все признаки можно увидеть одновременно;
можно поставить вопрос: какой предмет?
Текст – рассуждение:
говорится о причинах явлений;
их нельзя увидеть, но можно понять;
можно поставить вопрос: почему это так?