Учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему: 2 класс. Карточки Сложение и вычитание столбиком

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-2

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

47-24          35+27          45+23        58-17

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-3

ФИ_______________________________

Вычисли:

87 – (37+50)= ___      (15+10) – (10-7) =___

69- (46-46) =____       (20-16) + 20 = ___

С-4

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

 22+8       30-7           40-4            34+6                

С-4

ФИ_______________________________

Вычисли.  Решение запиши в столбик.

 22+8       30-7           40-4            34+6                

Контрольная работа 2 класс «Сложение и вычитание столбиком»

hello_html_m7213fd49.gif

Контрольная работа № 6 «Сложение и вычитание столбиком»

Вариант 1

1. Реши примеры столбиком.

85-  25             66 — 39            67 – 38            74 – 4 9

44 —  35            77  — 44           87 —  53             8 5 – 67

2. Реши примеры столбиком.

43+ 24             56+19           68 +29           80 + 27

64+24              68 +24          51+ 43           60+44

3.Решите задачу.

 

В порту стояло 15 кораблей. Вскоре в порт вошло ещё 23 корабля. Через некоторое время порт покинуло 17 кораблей.  Сколько кораблей осталось в порту?

 

4.Решите задачу.

У Вовы 14 яблок, у Димы – 7 яблок. Сколько яблок у Дениса, если известно, что у него на 3 яблока меньше, чем у Вовы и Димы вместе?

Контрольная работа № 6 «Сложение и вычитание столбиком»

Вариант 2

1. Реши примеры столбиком.

80-  27             66 — 36              97 – 38            54 — 4 6

44 —  36            77  — 40           76 —  29             82 – 57

2. Реши примеры столбиком.

60+38            65+ 33                54 +26            47+ 43

36+ 24            24 +50             65 + 29            22 + 48

3.Решите задачу: 

 Для ремонта крыши нужно 90 листов железа. На первой машине привезли 45 листов, на второй —  25 листов, а остальные – на третьей машине.  Сколько  листов привезли на третьей машине?

4.Решите задачу: 

Мама испекла несколько пирожков. 4 пирожка она съела. После этого у неё осталось 16 пирожков. Сколько пирожков испекла мама?

Тренажёр по математике (2 класс) на тему: Карточки «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

В шкафу 8 полок с книгами: 3 полки занимают книги русский писателей, а на остальных стоят книги иностранных писателей. На скольких полках стоят книги иностранных писателей?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

В посёлке 10 многоэтажных домов: 3 семиэтажных дома, а остальные пятиэтажные. Сколько пятиэтажных домов в посёлке?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

В доме 9 окон: 6 окон на первом этаже, а остальные на втором. Сколько окон на втором этаже?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

На диване 5 подушек: 3 подушки белые, а остальные розовые. Сколько розовых подушек на диване?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

Сеня придумал 6 весёлых историй: 2 он рассказал своей бабушке. Сколько историй Сене осталось рассказать?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

Гриша купил 7 тетрадей. Из них 3 в клетку, а остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку купил Гриша?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

Петя хотел раскрасить 9 картинок. Он раскрасил 7. Сколько картинок осталось раскрасить Пете?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

Миша помыл 8 чашек, из них 5 маленьких, а остальные большие. Сколько больших чашек помыл Миша?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

Костя бежал 10 минут. Первые 4 минуты он бежал быстро, а остальные минуты — медленно. Сколько минут бежал Костя медленно?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

Ксюша съела 6 конфет: 4 шоколадные, а остальные сливочные помадки. Сколько сливочных помадок съела Ксюша?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

Рита купила 5 наклеек: 3 с животными, а остальные с цветами. Сколько наклеек с цветами купила Рита?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

Ира выучила наизусть 7 стихотворений: 3 стихотворения она рассказала в классе. Сколько стихотворений Ира ещё не рассказала?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

В автобусе ехали 10 человек. На остановке 4 человека вышли. Сколько человек осталось в автобусе?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

На столе было 8 пустых стаканов. В 4 стакана налили кефир. Сколько стаканов пустых?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

На тарелке лежало 6 слив. Серёжа съел 2 сливы. Сколько слив осталось?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

На стоянке было 10 машин. Когда 7 машин уехало, сколько машин осталось?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

У Маши было 9 ручек. Из них 7 ручек она отдала подругам. Сколько ручек осталось у Маши?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

Купили 8 яблок. Из них 6 яблок покрошили в компот. Сколько яблок осталось?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

Рома должен был вымыть 7 тарелок. Он уже вымыл 4. Сколько тарелок осталось вымыть Роме?

60+30=         38-8=

20+8=           27+2=

90-80=          36-4=

Гриша слепил из глины 8фигурок и решил их раскрасить. Он уже раскрасил 5 фигурок. Сколько фигурок ему осталось раскрасить?

40+50=         47-7=

30+4=           25+3=

80-50=          49-7=

Письменные приемы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48

Тема данного видеоурока «Письменные приемы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37+48». Часто приходится выполнять сложение, когда оба слагаемых из первого десятка, а сумма – из второго десятка. Такие вычисления называются действием с переходом через десяток.

Урок: Письменные приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48

Нам нужно найти сумму двух чисел 37 и 48. Сначала сделаем это устно, представив числа в виде моделей.  (Рис. 1.)

Рис. 1.

В числе 37 3 десятка и 7 единиц. В числе 48 4 десятка и 8 единиц. Когда мы выполняем сложение, мы объединяем оба числа.

Объединим единицы. К 8 единицам прибавляем 2 единицы и у нас получается десяток. Десяток мы можем представить моделью числа 10. (Рис. 2.)

Рис. 2.

Какое число у нас получилось?

В этом числе 8 десятков и 5 единиц. Это число 85.

Давайте воспользуемся другим способом сложения чисел. Этот способ не требует использования моделей чисел.

Посмотрите на выражения:

37 + 48

Давайте представим второе число в виде суммы чисел 40 и 8.

37 + 48 = 37 + (40 + 8)

Сгруппируем числа по-другому. Сначала найдем сумму двух первых чисел, а потом прибавим третье слагаемое.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8

Для того, чтобы было удобнее сложить числа, можно разложить число 8 на сумму слагаемых, одно из которых дополнит число 77 до круглого числа. Это числа 3 и 5.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 = 77 + 3 + 5 = 80 + 5 = 85

Как вы думаете, есть ли более быстрый способ сложения чисел?

Давайте воспользуемся способом сложения в столбик.

При сложении числа записаны один под другим. Вычисления в столбик мы начинаем с наименьшего разряда – разряда единиц.

К 7 единицам прибавляем 8 единиц и получаем 15 единиц. Под разрядом единиц мы можем записать только единицы. Для этого мы должны выяснить, сколько единиц в числе 15. Число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. это значит, что под разрядом единиц пишем цифру 5.

Десяток мы отправляем к разряду десятков.

Теперь посчитаем десятки. 3 + 4 = 7. И еще 1 десяток, 7 + 1 = 8. Записываем под разрядом десятков цифру 8.

Мы сложили два числа и получили число 85.

Лисенок, бельчонок и котенок тоже учились складывать числа в столбик. Давайте посмотрим, все ли у них правильно получилось. Посмотрите на два числа, которые сложил в столбик лисенок. (Рис. 3.)

Рис. 3.

Давайте проверим правильность его вычислений. Найдем сумму единиц. 5 + 7 = 12. Под разрядом единиц мы пишем число 2 и передаем 1 десяток к разряду десятков. Лисенок этого не показал. Давайте посмотрим, не забыл ли он потом его прибавить?.

 

Складываем десятки. 3 + 2 = 5. Нам нужно прибавить еще один десяток. 5 + 1 = 6. Поэтому нужно поменять цифру в разряде десятков. Поэтому напомним Лисенку, что не нужно забывать отдавать десяток. (Рис. 4.)

Рис. 4.

Посмотрим на вычисления Котенка. (Рис. 5.)

Рис. 5.

Сначала складываем единицы. 7 + 6 = 13. У Котенка написана цифра 1, это значит, что допущена ошибка. Теперь складываем десятки. 4 + 1 = 5. И еще добавляем тот десяток, который мы отдали из разряда единиц. 5 + 1 = 6. Мы видим, что у Котенка получился неправильный ответ. Вы догадались, в чем Котенок допустил ошибку? Он перепутал действие. Он вычел из числа 47 число 16. Поэтому заменим знак и получим правильное выражение. (Рис. 6.)

Рис. 6.

Проверим пример Бельчонка. (Рис. 7.)

Рис. 7.

Складываем единицы. 8 + 5 = 13. Записываем цифру 3 и отдаем 1 десяток разряду десятков. Теперь складываем десятки. 2 + 1 = 3. И еще прибавляем 1 десяток, который мы отдали от разряда единиц. 3 + 1 = 4. Нужно не забывать записывать единичку, которую отдаем от разряда единиц разряду десятков. (Рис. 8.)

Рис. 8.

На этом уроке мы рассмотрели несколько способов сложения чисел с переходом через десяток и убедились, что удобнее всего это делать в столбик.

Очень часто приходится выполнять сложение, когда оба слагаемых находятся в первом десятке, а сумма – число из второго десятка. Такие вычисления называются с переходом через десяток. Посмотрите на выражение (Рис. 9.):

Рис. 9.

К числу 8 нужно прибавить число 5. В таком случае нужно разложить второе слагаемое на сумму удобных слагаемых. Удобных таким образом, чтобы одно из этих слагаемых дополнило первое слагаемое до 10. Число 5 удобно разложить на сумму чисел 2 и 3. Число 2 дополняет число 8 до 10. 8 + 2 = 10. Теперь к 10 прибавляем число 3 и получаем число 13.

 

Список рекомендованной литературы

1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа – 2004.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель – 2006.

3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение – 2012.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Самоучка (Источник).

2. Самоучка (Источник).

3. Социальная сеть работников образования nsportal (Источник).

 

Сделай дома

1. Решите выражения:

а)  28 + 43     б)  34 + 17     в)  22 + 69

Решите выражения:

Решите выражения:

Тест по математике (2 класс) по теме: Карточка «примеры столбиком»

   43                36             52           78           87            44           87             64            54            37

 + 39                 – 19         – 17         + 16         – 69          + 48         – 79           + 27          – 25          + 46 

   41             66           73            37           54           21            34            56            37            44

 – 25           – 49          + 18          + 57         – 36         – 17          – 16          + 28         + 55          – 27 

   26              62            22           35           74           63            82            43            41            95

 + 48             – 37         – 18         – 19         + 17        + 28          – 67         + 39          – 25          – 76 

   

   52              73           77            57           55           24            66            63            55            38

 + 19            – 58          + 16         + 15         – 37         + 59           + 26          – 46          + 17           + 34 

   75              45           57            83           95           66            77            27            65            55

 – 58            + 28         – 48          – 54         – 79         + 17          + 19          + 35           – 27          + 27

   74              75           91            59           65           27            34            62            37            78

+ 17            + 19          – 73          + 25          + 28         – 19          + 57          – 35          + 34          + 16 

   87              74           71            25           92           45            92            76             24           62  

 – 69            – 48          – 53          + 26         – 74         + 46          – 48           – 37           + 39         – 25 

   45              52           73            37           91           53            44            46             91           82

 + 37            – 44          – 15          + 46         – 45          – 25          + 38          + 59           – 54         – 63 

   17              63           64            64           84           96            35            88             52           18

 + 47            – 45          – 36          + 18         – 47          – 68          + 57           – 39           – 19         + 23

   12              82           35            43           48            63           25            64             56           35

 + 79             – 34          – 26          – 19         + 36           – 59         + 16            – 58            – 49         + 28

   81              67           48            13           46            28           73            47             53           65

 – 62            + 26          + 27          + 49         + 47          + 25         – 57          + 39           – 26         + 18

  32              38            59           42            38            72           59            63            33            86

– 24            + 34          + 17          – 28          + 54          – 66         + 27           – 54          – 27          + 18

   72             42            92           18            32            38           43            71            69            63

 – 56            – 33          – 58         + 63          – 19           + 34         – 14          – 68          + 23            – 46 

   28             26            34           58            96            28           73            47            53            65

 – 19           + 55           – 15         + 18           – 79          + 55         – 47          + 39          – 36          + 18

   59             63            85           38            94            47           68            32            52            45

 + 29           – 54           – 66         + 24          – 67          + 46         + 15          – 16          – 33          + 28

   24             37            82           51            71            47           43            87           47             63

 – 15           + 25           – 63         – 34          – 57          + 39          – 19          – 68         + 38            – 46

   28             26            72           53            92            38           31            18           32             81

 – 19            + 45          – 56         + 28          – 78          + 46         – 15           + 73         – 19           – 63 

   92             36            72           77            47            32           82            38            69            62

 – 75           + 27           – 56         + 19          + 36          – 15         – 66           + 37          + 13           – 35 

   45             22            77           32            26            76           48            91            38            46

 – 27           – 14            + 14         – 18           + 65          + 19         + 38          – 83           – 19           – 28 

   49             23            76           25            38            71           62            59            65            27

 + 35             – 15          + 17         – 19          + 56          – 47         – 35          + 25          + 28          – 19 

   37             78            87           44            85            67           54            18            73            71

 + 34           + 16           – 69         + 48          – 66            + 25         – 39          + 58          – 47          – 14 

   25             44            51           96            34            45           14            53            32            84

 + 29            – 26          – 38         – 49          + 27          + 48         + 77          – 25          – 24          – 76   

   76             19            18           73            18            73           71            25            44            51

 – 48           + 34          + 57         – 18          + 58          – 47         – 14          + 29          – 26          – 38 

   96             24             65          31            66            28           32            62            26            82

 – 49           + 38           – 16         – 14          + 27           + 35         – 15           – 17          + 39           – 15 

   68            17              47          31            16            94           36             74            71           25

 + 18          + 17            + 35        – 29          + 48          – 65         + 55            – 48          – 53         + 26

   92            76             24           64            45            52           73             37            94           47

 – 48           – 37           + 39         – 25          + 37           – 44          – 15           + 46           – 67          + 46

   68            32             52           44            87            64           54             37            41           66

 + 15          – 16            – 33         + 48          – 79          + 27         – 25           + 46          – 25         – 49 

   73            37             54            21           34            56           37             44             26          62

 + 18          + 57           – 36           – 17         – 16           + 28         + 55            – 27           + 48        – 37 

   22            35             74            63           82            43           41             95             52          73

 – 18           – 19           + 17          + 28          – 67          + 39          – 25           – 76           + 19          – 58 

   77            57             55            24           66            63           55             38             75          45

 + 16          + 15             – 37          + 59         + 26          – 46         + 17           + 34            – 58        + 28

   95            66             77            27           65            55            69             83            91          53

 – 79           + 17           + 19          + 35         – 27          + 27          + 16           – 66          – 45         – 25 

   44            46             91            82           17             63            64             64           84          96

 + 38          + 59           – 54           – 63         + 47           – 45           – 36           + 18         – 47        – 68 

   35            88             52            18           12             82            35             43           48          63

+ 57           – 39           – 19           + 23          + 79           – 34          – 26           – 19         + 36        – 59 

   49            67             16            73            93            62            26             46           18           54

+ 49           – 58           + 86          – 15          – 44          – 47          + 48           + 35         + 73         + 37

   93            25             63            43            36            52            13             46           85           78

 – 46          + 48            – 54          + 39           – 19          – 17          + 49           + 47         – 66          – 69 

   69            83             39            62            32            48            34             62           92           45

+ 16           – 66           + 45           – 43          – 17          + 46          + 57           – 35         – 74         + 46

Письменные приемы вычислений вида 52

Тема данного видеоурока: «Письменные приемы вычисления вида 52-24». На этом занятии вы научитесь вычитать из двузначного числа двузначное число, с переходом через десяток. Вы сможете закрепить уже знакомые и освоить новые письменные приемы вычисления, научившись выполнять вычитание в столбик.

Урок: Письменные приемы вычислений вида 52 – 24

Найдем результат выражения 52 – 24.

Давайте сначала выполним вычитание, используя правило вычитания суммы чисел из числа. Сначала представим число 24 в виде суммы чисел 20 и 4. И вычтем сначала число 20, а затем число 4.

52 – 24 = 52 – (20 + 4) = (52 – 20) – 4 = 32 – 4

Теперь мы можем представить число 4 в виде суммы слагаемых 2 и 2.

52 – 24 = 52 – (20 + 4) = (52 – 20) – 4 = 32 – 4 = 32 – 2 – 2 = 28.

Этот способ правильный, но очень длинный.

Более короткий и удобный способ – вычисления в столбик. Давайте им воспользуемся.

Запишем числа в столбик.

Начинаем с разряда единиц. Из 2 вычесть 4 мы не можем. Поэтому занимаем у десятков 1 десяток.

В разряде единиц теперь не 2 единицы, а 12.   12 – 4 = 8. Записываем цифру 8 под единицами.

У 5 десятков мы взяли 1 десяток. Это значит, что у нас уже 4 десятка.   4 – 2 = 2. Записываем цифру 2 под разрядом десятков. Это значит, что значение разности 28.

Мишка тоже выполнял вычитание в столбик. Давайте проверим его вычитания. (Рис. 1.)

Рис. 1.

Начинаем с разряда единиц. Из 3 вычесть 5 мы не можем. Поэтому мы занимаем у разряда десятков 1 десяток.   13 – 5 = 8. Переходим к разряду десятков. Из 7  десятков мы 1 десяток уже заняли, значит у нас уже не 7 десятков, а 6.   6 – 2 = 4. Это значит, что результат вычитания 48. Поэтому мы знаем, что Мишка допустил ошибку в вычитании. (Рис. 2.)

Рис. 2.

Давайте выполним проверку этого выражения.

Начинаем с разряда единиц.   8 + 5 = 13. Записываем 3 и отдаем 1 десяток разряду десятков.

К 4 десятков прибавляем 2 десятка.   4 + 2 = 6. И еще 1 десяток. 6 + 1 = 7. Это значит, что результат выражения 73.

Мы получили в сумме то число, которое в предыдущем примере было уменьшаемым.

На этом уроке мы учились вычитать в столбик двузначное число из двузначного.

 

Список рекомендованной литературы

1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа – 2004.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель – 2006.

3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение – 2012.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Самоучка (Источник).

2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (Источник).

2. ПЕДАГОГ.KZ интернет-сообщество учителей Казахстана (Источник).

 

Сделай дома

Решите выражения:

а).  33 – 17     б).  45 – 19     в).  72 – 37

Решите выражения:

Решите выражения:

Урок математики во 2 классе

Конспект урока математики во 2 классе УМК « Школа 2100» Л.Г. Петерсон

Тема: «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».

Тип урока: ОНЗ

Технологии: технология деятельностного подхода, ИКТ -технология

Тема: «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер; мультимедийная презентация; учебник-тетрадь «Математика 2 класс» под редакцией Л.Г. Петерсон.

Демонстрационный материал:

1hello_html_m7641a9c1.gif) предметная картинка изображения Афанасия ( сказочного человечка из учебника по литературному чтению автора Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой)

hello_html_m70b1298b.gif

2) песочные часы

3) опорная схема сложения и вычитания двузначных чисел в столбик:

hello_html_m762a8976.png

4hello_html_m51c83838.png) шаги алгоритма приёма сложения и вычитания двузначных

в столбик на отдельных карточках:

Раздаточный материал:

1) карточки с известными способами сложения:

2

Решение примеров в столбик начинай

с разряда единиц!

) листочки на каждого с подсказкой:

3) лист самооценки.

Ход урока:

Организационный момент.

— Ребята, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность посредством создания ситуации удивления при появлении на уроке математики героя урока литературного чтения;

3) установить тематические рамки урока: действия с двузначными числами.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Сегодня на уроке у вас необычный гость. Он совсем недавно появился у вас на уроках чтения. Кто это?

(Афанасий, младший домовой.)

На слайде появляется изображение Афанасия.

– Как вы думаете, почему он решил придти на урок математики?

– Да, он очень любит общаться с детьми, помогать им в учёбе, любит, когда дети учатся, сам любит учиться. Афанасий – мудрый домовой. И он, как и вы, знает, что значит учиться. Вы согласны принять его как гостя и помощника на уроке математики?

– Афанасий знает, что ходить в гости с пустыми руками не принято, поэтому он принёс для вас несколько интересных заданий. Вот одно их них.

Слайд 2 .

– Посмотрите внимательно на все эти числа. Как называются эти числа?

(Двузначные.)

–Какие математические операции вы уже умеете выполнять с двузначными числами?

(Складывать, вычитать, сравнивать.)

— В чём сходство между числами в каждом ряду? ( Во всех рядах числа уменьшаются на одно и то же число)

-Назовите в третьем ряду самое большое число, самое маленькое? (36; 20)

На сколько 36 меньше 20? На сколько больше? Как вы вычисляли? ( Мы из большего вычитали меньшее, находили разность чисел)

-Расскажите, что вы знаете о числе 36. ( Двузначное, содержит 3 десятка и 6 единиц, предыдущее 35, последующее 37, сумма цифр 9)

– Сегодня урок и будет посвящен действиям с двузначными числами.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель:

1) актуализировать способы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд: с помощью моделей, по общему правилу, по частям, с помощью числовой прямой;

2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию;

3) актуализировать норму пробного действия;

4) организовать выполнение учащимися индивидуального задания для пробного действия;

5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе 2:

– Давайте порадуем нашего гостя своими знаниями.

(С повторения необходимых знаний.)

– Для устного счёта Афанасий принёс интересные задания.

1) Способы сложения двузначных чисел без перехода через разряд.

– Посмотрите на второй ряд

– Я задумала число больше 36 на 12. Какое число задумала? (48.)

– Как вы это узнали? (К 36 прибавили 12.)

– Какими способами можно сложить числа 36 и 12?

Дети указывают способы, которые вспомнят.

– Вы уверены, что вспомнили все способы сложения? Может, спросим у Афанасия? Ведь он мудрый домовой.

Взять карточки со способами сложения, которые принёс Афанасий. Раздать карточки детям.

– Посмотрите, оказывается, у Афанасия есть карточки, на которых написаны все известные вам способы сложения двузначных чисел. Проверьте по карточке, все ли способы вы перечислили.

(С помощью графических моделей, по общему правилу, прибавляя по частям, используя числовую прямую.)

– Объясните решение примера 36 + 12 всеми известными вам способами. Будем работать на карточках Афанасия.

Слайд 3.

По одному со своего места ученики решают примеры с объяснением. Учитель открывает на слайде все способы.

(По графическим моделям: к 3 треугольникам (десяткам) прибавляем 1 треугольник (десяток), получаем 4 десятка. Рисуем 4 треугольника. К 6 точкам (единицам) прибавляем 2 точки (единицы), получаем 8 единиц. Рисуем 8 точек. Ответ: 4 десятка 8 единиц.)

(По общему правилу: раскладываем 36, как 30 и 6; а 12, как 10 и 2. Сначала к 30 прибавляем 10, получаем 40. Затем к 6 прибавляем 2, получаем 8. 40 и 8 – 48.)

(По частям: раскладываем второе слагаемое 12, как 10 и 2. Сначала к 36 прибавляем 10, получаем 46, затем к 46 прибавляем 2, получаем 48.)

(По числовой прямой: находим на числовой прямой 36, вправо присчитываем 12, получаем 48.)

2) Способы вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

– Пользуясь удобным для вас способом, выполните следующее задание.

– Задуманное число меньше 36 на 12. Какое число задумали? (24.)

– Как вы узнали? (Из 36 вычли 12.)

– Какими способами можно вычесть из 36 12?

(По графическим моделям; по общему правилу: из 3 десятков вычитаем 1 десяток, получаем 2 десятка, а из 6 единиц вычитаем 2 единицы, получаем 4 единицы. Ответ 24. По частям: сначала из 36 вычитаем 10, получаем 26, а потом еще 2, получаем 24. По числовому лучу.)

– Молодцы! А я знаю, что многим из вас и вычитать помогли волшебные карточки Афанасия. В чём же заключается их волшебство? Почему, посмотрев на них, можно вспомнить и способы вычитания?

(Потому что способы вычитания такие же, как способы сложения.)

– Зачем надо знать так много способов сложения и вычитания двузначных чисел?

(Чтобы выбрать удобный.)

– Подумайте, не говоря вслух, какой способ наиболее удобен для вас.

– Что важно помнить, складывая или вычитая двузначные числа?

(Десятки прибавляем к десяткам, единицы к единицам. Из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы.)

— А чтобы узнать, умеем ли мы применять эти способы на уроках, что мы должны сделать?

( упражняться)

-Давайте откроем наши тетрадки и запишем число, классная работа.

Слайд4.

3) Применение способов сложения и вычитания при проверке.

Слайд 5.

58 – 13 = 45 12 + 53 = 47

-Посмотрите на примеры, проверьте ,правильно ли они решены.

— Как будете проверять?

(Распишем пример подробно любым из известных нам способов.)

Один работает у доски, остальные – в тетради, например:

hello_html_41acb850.gif (58 – 13 = 45.)

50 8 10 3

– Что можете сказать о решении первого примера. (Пример решён верно).

– Что вам помогло это выяснить? (Подробное объяснение.)

– Проверьте решение второго примера. Как будете проверять? (Распишем пример подробно любым из известных нам способов.)

Один работает у доски, остальные – в тетради.

(12 + 53 = 12 + 50 + 3 = 62 + 3 = 65.)

– Что можете сказать о решении второго примера? (Пример на доске решён неверно.)

– В чём причина ошибки?

(Надо десятки складывать с десятками, а единицы – с единицами. А в этом примере это правило нарушено: к десяткам прибавили единицы, и наоборот.)

– Значит, как проверить и доказать правильно ли решён пример? (Записать решение подробно.)

– Что мы с вами повторили? се известные способы сложения и вычитания двузначных чисел, подробную запись решения примеров, …)

-Мы устали, можно отдохнуть.

Физкультминутка.

Чтобы в форме быть всегда, нужно двигаться, друзья,

Приседаем раз и два, наклоняемся раз-два,

Поскакали, побежали, руки вверх, вы не устали?

А теперь все улыбнитесь, настроеньем зарядитесь!

4) Индивидуальное задание для пробного действия на подробную запись решения примеров.

_ Мы сейчас с вами отдохнули набрались сил. Кто больше всех занимается спортом? (спортсмены). — Какое важное спортивное событие будет проходить в России? ( Зимняя Олимпиада в Сочи)

-Афанасий собирается на Олимпиаду в город Сочи. Он знает, эстафеты спортсмены выполняют за определённое время. Вот он и вам приготовил математическое испытание:

Слайд 6.

Решите примеры в тетради с подробной записью за 1 минуту:

23 + 14 37 – 5

58 – 4 36 + 42

39 + 50 31 + 68

– Вы такие примеры решали? (Да.)

– А подробную запись составлять умеете? (Умеем.)

– Что же в этом задании для вас ново?

(Мы никогда не решали так много примеров с подробной записью за такое короткое время.)

– Попробуете выполнить это задание? (Попробуем.)

– Внимание! Начали!

Учитель устанавливает песочные часы на 1 минуту.

– Стоп!

– Вы успели выполнить задание до конца? (Нет.)

– Чего же вы не смогли сделать?

(Мы не смогли решить примеры с подробной записью быстро.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– И что же нам делать, ведь вы все не справились с заданием? (Надо остановиться и подумать.)

– Почему же вы не успели? (Мало времени на подробную запись решения. Подробная запись слишком длинная, а времени мало.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Слайд 7.

– Значит, подходят ли известные вам способы письменного объяснения? (Нет.)

– Что же делать, если надо решить много примеров за ограниченное время, при этом объяснив ход решения? (Может быть, есть другой, более короткий способ письменного объяснения?)

– Да, более короткий способ есть – это запись примеров в столбик. Вы знаете, как записать и решить примеры в столбик? И почему этот способ сразу дает письменное объяснение? (Нет.)

Слайд 8.

– Сформулируйте цель урока. (Узнать способ записи и решения примеров в столбик.)

– Вам будет достаточно только узнать способ записи и решения примеров в столбик? (Нет, надо ещё научиться им пользоваться.)

– Сколько времени вам необходимо на то, чтобы узнать способ записи и решения примеров в столбик? (Часть урока.)

– А на то, чтобы научиться пользоваться этим способом? (Не один день, …)

— Давайте вместе сформулируем тему урока? (Запись и решение примеров в столбик.

Открыть тему на слайде.

Слайд 9.

-Посмотрите на карточку, с которой работали в начале урока. Каким способом (правилом) сложения и вычитания двузначных чисел воспользуетесь?

(Общим правилом: десятки складываем с десятками, единицы – с единицами. Вычитаем десятки из десятков, единицы – из единиц.)

– Вы поставили цель: узнать и способ записи, и способ решения примеров в столбик.

– Спланируйте свою дальнейшую работу: вы сначала будете строить способ решения или способ записи? (Сначала мы выясним, как записать пример в столбик, а потом, как его решить.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать построение детьми нового способа записи и решения примеров на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд в столбик, устраняющего причину выявленного затруднения, на основе общего правила сложения и вычитания двузначных чисел;

2) зафиксировать новые способы действий в речи, в виде алгоритма и опорного сигнала;

3) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Какие есть идеи о том, как записать пример столбиком?

При необходимости задать вопросы-подсказки:

– Что значит запись в столбик? (Число под числом.)

– Каким правилом вы пользуетесь при сложении и вычитании двузначных чисел?

(Десятки с десятками…)

– Так как же записать числа в столбик?

(Единицы под единицами, десятки под десятками.)

– Запишите сумму чисел 52 и17.

1 ученик у доски.

– Как ты запишешь столбиком первый пример?

(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.)

Пhello_html_3a9fe338.pngрикрепить на доску карточку и часть опорного сигнала:

– Как вы думаете, почему запись в столбик удобна для письменного объяснения решения примера? (Потому что разряды записаны ближе друг к другу и сразу видно, что с чем складывать или вычитать.)

– Где поставить знаки «+», «–» и «=»? (…)

– Проверим ваши предположения по учебнику. Откройте 2 на стр. 8, и посмотрите, как записаны примеры в столбик. Где же стоят знаки «+» или «–»? (Слева между числами.)

– А знак «=»? (Заменён чертой.)

Добавить знаки в опорный сигнал:

hello_html_m308e866f.gif

– Как записывать примеры в столбик, вы выяснили. Какую цель вы еще поставили? (Надо научиться решать примеры, записанные в столбик.)

– Я думаю, вы легко с этим справитесь, но у Афанасия есть очень важная подсказка.

Раздать листы с подсказкой.

– Прочитайте подсказку Афанасия.

Слайд 9.

– Повторим хором эту подсказку:

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ В СТОЛБИК НАЧИНАЙ

С РАЗРЯДА ЕДИНИЦ!!!

– Как дополнить наш эталон, чтобы сразу было видно, откуда начинать считать? (Варианты детей.)

– Поставим стрелку над разрядом единиц.

Дhello_html_m6bd54a52.pngобавить в опорный сигнал стрелку:

— Мы определили как записать пример, а теперь будем его решать.

– С чего начнёте? (Сложим единицы: 3 + 4 = 7.)

– Где запишем? (Под единицами.)

– Что делаете дальше? (Сложим десятки…, запишем под десятками.)

– Ответ? (37.)

По ходу ответов детей достраивать алгоритм и опорный сигнал:

Слайд 10

hello_html_m51c83838.png

– Посмотрите, по ходу рассуждений появился алгоритм записи и решения примеров в столбик и опорный сигнал.

— У вас на столе есть карточка с алгоритмом и опорной схемо й.

– Ребята, а зачем вам необходим способ записи и решения примеров в столбик?

(Чтобы сразу был виден ход рассуждений: удобнее складывать цифры одинаковых разрядов, так как они расположены ближе друг к другу.)

Работа в парах.

3, с. 9

Расскажите друг другу в паре, пользуясь алгоритмом, способ записи и решения примеров в столбик.

– Какую из поставленных целей вы достигли?

(Мы узнали способ записи и решения примеров в столбик.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование новых способов действий с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Слайд 11.

2) 4, стр. 9.

hello_html_369679da.gif

– Молодцы! Теперь исправьте запись примеров из 4, стр. 9, и решите их.

– Посмотрите внимательно на примеры. Есть ли ошибки в записи примеров?

– Найдите эти ошибки и запишите примеры правильно.

(В первом примере нарушен алгоритм записи примеров в столбик, т.к. единицы записаны под десятками, а должны быть единицы под единицами; второй пример записан правильно: единицы под единицами, десятки под десятками; в третьем примере опять нарушение алгоритма: десятки записаны под единицами.)

По 1 у доски с комментированием записи, остальные – в учебнике.

– Решите исправленные примеры.

Первый пример у доски, остальные можно предложить выполнить в парах, с последующей проверкой по эталону.

– Как здорово у вас получается!

При необходимости провести коррекцию ошибок.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

– Хотите сами попробовать свои силы? (Хотим, мы поняли, как решать, …)

Слайд 12.

5 (1, 2, 3 столбик), стр. 9.

Задание:

Реши примеры, записав их в тетрадь столбиком:

54 + 2 63 – 21 26 + 13

54 – 2 63 + 21 26 – 13

– Что общего у примеров каждого столбика и чем они отличаются? (Общее: в обоих примерах каждого столбика использованы одинаковые числа, а отличаются действиями.)

– Решите эти примеры в тетрадях, записывая решение столбиком, за 1 минуту.

Включить таймер ≈ на 1,5–2 минуты.

– Проверьте.

Открыть на доске эталон для самопроверки:

hello_html_m4fbc1287.png

Проговорить, как выполняли каждый пример.

– Какие были затруднения? С чем они связаны?

– Что надо помнить, чтобы этих затруднений не было? (Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, …)

– Афанасий очень вами доволен и рад, что смог вам помочь.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность к анализу и решению задач, к выполнению действий с величинами.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Чтобы поблагодарить его за помощь, решим про него задачу: 7, стр. 9.

Слайд 13.

– Прочтите задачу.

– О какой величине говорится в задаче? (О длине.)

– В каких единицах измерения выражена эта величина в тексте задачи? (В дециметрах и сантиметрах.)

– Что известно в задаче и что надо узнать? (Известен рост гнома – 43 см, и длина кровати – 4 дм 8 см. Надо узнать, уместится ли гном на кровати?)

– Продолжите анализ задачи. (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сравнить рост гнома и длину кровати. Сравнение величин возможно, когда они выражены в одинаковых единицах измерения, поэтому надо 4 дм 8 см перевести в см, после чего сравнить.)

В случае затруднений учитель помогает провести анализ с помощью вопросов .

– Что надо сделать, чтобы это узнать? (Надо сравнить рост гнома и длину кровати.)

– При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)

– Что вы должны сделать, чтобы сравнить эти величины? (Привести к одинаковым единицам измерения.)

– Переведите и запишите это в тетрадь. (4 дм 8 см =48 см.)

По одному с места с объяснением «цепочкой».

– А теперь сравните. (43 см < 48 см.)

– Сформулируйте ответ? (Гном уместится на кровати.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности на уроке;

2) зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности;

3) зафиксировать в речи новое содержание, изученное на уроке: способ записи и решения примеров в столбик;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Сегодня на уроке вы учились? Обоснуйте.

(Да, так как мы поняли, чего не знаем, и сами построили способ. Нет, так как …)

– Какую цель вы ставили? (Узнать способ записи и решения примеров в столбик.)

– Достигли вы цели? Докажите. (…)

– Вспомните ход рассуждений при записи и решении примеров в столбик.

– С какими затруднениями вы столкнулись?

– Удалось ли их преодолеть?

– Над чем еще надо поработать?

— Возьмите лист самооценки. Определите с помощью условных знаков свою работу на уроке.

Слайд 14.

— Спасибо за урок.

С

Домашнее задание:

 придумать по два примера на сложение и вычитание двузначных чисел, записать их в столбик и решить;

 № 5 (4–5 столбики – один на выбор), 6 (одно уравнение на выбор), 9 (а), стр. 9.

☺ № 1, стр. 8; 9, стр. 7.

лайд 15.