ГДЗ Русский язык 2 класс Бунеева
Русский язык 2 класс
Проверочные и контрольные работы по русскому языку
Бунеева
1, 2
Школа 2100
БАЛАСС
Второклассники часто сталкиваются с тем, что в любой момент учитель может назначить испытательные работы. Поэтому хорошее знание материала является обязательным, если конечно учащихся и их родителей волнуют итоговые оценки. Естественно с преподавателей никто не снимает ответственности за то, как именно они доносят до своих учеников нужные данные, но все-таки стоит подстраховаться и дополнительно позаниматься со своими отпрысками. Лучше всего это делать при помощи решебника к учебнику «Русский язык. Проверочные и контрольные работы 2 класс» Бунеева, где собрана полная информация по всем номерам.
Основные моменты в пособии.
Сборник относительно небольшой — всего тридцать две страницы. Задания имеют деление по тематическим разделам, так что будет довольно просто проверить, готов ли ребенок к проверкам или нет. В ГДЗ по русскому языку 2 класс Бунеева имеется семь контрольных работ и итоговое испытание.
Кому может пригодится это издание.
Так как многочисленные проверочные работы являются неотъемлемой частью процесса обучения и о них, как правило, не предупреждают заранее, то стоит более внимательно относиться к тому, усваивают ли дети материал в нужном объеме. Ведь при малейших недочетах ребенок может окончательно запутаться и потерять нить знаний. А так как программа стремительно движется вперед и отстающих обычно не ждут, то нагнать одноклассников школьникам будет весьма проблематично. Поэтому если вы заметили, что ваш маленький ученик испытывает определенные трудности с какой-либо темой, то имеет смысл более подробно разобрать ее дома. Подготовиться же к различным испытаниям поможет решебник к учебнику «Русский язык. Проверочные и контрольные работы 2 класс» Бунеева, где подробно разобраны все номера заданий. «Баласс», 2017 г.
Похожие ГДЗ Русский язык 2 класс
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
Наша речь. Текст
Тренировочный тест с. 4 – 5
Проверочная работа с. 5 – 8
Творческая работа с. 8 – 9
Предложение. Члены предложения
Тренировочный тест с. 10 – 11
Проверочная работа с. 11 – 13
Творческая работа с. 14
Слова, слова, слова…
Тренировочный тест с. 15 – 16
Проверочная работа с. 16 – 18
Творческая работа с. 18 – 19
Корень слова. Однокоренные слова
Тренировочный тест с. 20
Проверочная работа с. 21 – 23
Творческая работа с. 23
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука
Тренировочный тест с. 24 – 25
Проверочная работа с. 25 – 27
Творческая работа с. 27
Контрольная работа 1 с. 28 – 30
Слова с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными звуками в корне
Тренировочный тест с. 31 – 32
Проверочная работа с. 32 – 34
Творческая работа с. 34 – 35
Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак
Тренировочный тест с. 36 – 37
Проверочная работа с. 37 – 38
Творческая работа с. 39
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч; жи-ши, ча-ща, чу-щу
Тренировочный тест с. 40 – 41
Проверочная работа с. 41 – 43
Творческая работа с. 43
Контрольная работа 2 с. 44 – 47
Звонкие и глухие согласные звуки
Тренировочный тест с. 48 – 49
Проверочная работа с. 49 – 51
Творческая работа с. 51 – 52
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Тренировочный тест с. 53 – 54
Проверочная работа с. 54 – 56
Творческая работа с. 56 – 57
Имя существительное
Тренировочный тест с. 58 – 59
Проверочная работа с. 59 – 61
Творческая работа с. 61 – 62
Контрольная работа 3 с. 63 – 66
Глагол
Тренировочный тест с. 67 – 68
Проверочная работа с. 68 – 70
Творческая работа с. 70 – 71
Имя прилагательное
Тренировочный тест с. 72 – 73
Проверочная работа с. 73 – 75
Творческая работа с. 75 – 76
Местоимение
Тренировочный тест с. 77 – 78
Проверочная работа с. 78 – 80
Творческая работа с. 81
Предлоги
Тренировочный тест с. 82
Проверочная работа с. 83 – 84
Творческая работа с. 85
Контрольная работа 4 с. 86 – 89
Итоговая контрольная работа с. 90 – 93
1.9
/
5
(
640
голосов
)
ГДЗ Русский язык 2 класс Максимова
Русский язык 2 класс
Проверочные и контрольные работы
Максимова
ВАКО
Так как сейчас в школах приняты совершенно новые стандарты, то и отношение к учебному процессу со стороны всех его участников значительно изменилось. Если раньше ребята вполне спокойно относились к самостоятельным работам и прочим проверкам, то сейчас накручивают себя чуть ли не до нервного срыва. Поэтому первоочередной задачей родителей является донести до своих отпрысков, что ничего страшного в этом нет. Хорошим подспорьем для школьников станет подготовка к такому рода испытаниям с использованием решебника к учебнику «Русский язык. Проверочные и контрольные работы 2 класс» Максимова.
Содержимое этого пособия.
В издании, на девяносто трех страницах расположены несколько проверочных работ, включая и итоговую. Благодаря доскональным ответам в ГДЗ по русскому языку 2 класс Максимова можно не только самостоятельно проверить уровень его познаний, но и постепенно готовить к предстоящим испытаниям.
Какие проблемы оно поможет решить.
Порой учение никак не хочет укладываться в детских головах, которые заняты мультиками и прочими важными для них вещами. Кроме того, довольно насыщенная программа и многочисленные сведения иногда вместо того, чтобы принести полезные знания, вносят лишь сумятицу. Второклассники довольно последовательны, поэтому не терпят спешки. Для того, чтобы они хорошо усвоили материал, необходимо тщательно «разжевывать» для них всю информацию. Но у учителей теперь не хватает времени этим заниматься. Зато они любят устраивать проверочные работы, которые призваны выявить те познания, каковые преподаватели не дают своим подопечным. Чтобы учащиеся успешно справлялись с преподавательскими каверзами, можно позаниматься с ними при помощи решебника к учебнику strong»Русский язык. Проверочные и контрольные работы 2 класс» Максимова. «Вако», 2017 г.
Проверочные и контрольные работы (страницы):
456789101112131415
Тест по русскому языку (2 класс) по теме: Контрольные работы для 2 класса.Русский язык.
Баубель Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ «Новониколаевская СОШ №3».
Контрольные работы по русскому языку 2 класс.
Контрольная работа №1.
Тема: «Предложение».
1 вариант.
1) Прочитайте слова, составьте предложение из данных слов.
Улыбнулись, березки, сонные, весне.
2) Прочитайте предложение. Выделите главные члены предложения.
Светит яркое солнце.
3) Назовите предложения по цели высказывания.
Летит аист. Летит аист! Летит аист?
4) Рассмотрите схемы предложений. Составьте и запишите предложения по этим схемам.
——— ——— ——— .
——— ——— ——— ?
——— ——— ——— !
5) Прочитай текст.
Было чудесное утро дул свежий ветерок журчал прозрачный ручей в тенистых кустах пели птицы.
Разделите текст на предложения, спишите текст.
2 вариант.
1) Прочитайте слова, составьте предложение из данных слов.
Ждут, друзей, ребята, крылатых.
2) Прочитайте предложение. Выделите главные члены предложения.
Мальчики любят котят.
3) Назовите предложения по цели высказывания.
Пришла весна. Пришла весна? Пришла весна!
4) Рассмотрите схемы предложений. Составьте и запишите предложения по этим схемам.
——— ——— ——— .
——— ——— ——— ?
——— ——— ——— !
5) Прочитай текст.
Идет весна тает последний снег у дома большие лужи дети ждут крылатых друзей.
Разделите текст на предложения, спишите текст.
Контрольная работа № 2.
Тема: «Звуки и буквы».
1 вариант.
1) Прочитайте слова. Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.
Тень- 4буквы, 3 звука.
Конь- 4 буквы, 4 звука.
Пальто- 6 букв, 6 звуков.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных одной чертой, буквы согласных- двумя.
Астра, гладиолус, ирис, гвоздика.
3) Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Конь, лев, медведь.
4) Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков.
Морковь, тигр, чаща, жизнь.
5) Прочитайте слова, сколько звуков ( о) в этих словах?
Ёлка, нёс, подводник, восемь.
6) Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ел, везёт, грибок, веет.
7)Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Группа, аллея, пальто, стон.
2 вариант.
1) Прочитайте слова. Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.
День- 4 буквы, 3 звука; лось- 4буквы, 4 звука; письмо-6букв, 6 звуков.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных одной чертой, буквы согласных- двумя.
Клён, берёза, дуб, шиповник.
3) Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Лось, кит, лисица.
4) Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков.
Карась, река, роща, жимолость.
5) Прочитайте слова, сколько звуков ( о) в этих словах?
Ёжик, вёз, хорошо, зонт.
6) Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Юля, повозка, цветок, маяк.
7)Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Класс, ванна, машина, звон.
Контрольная работа № 3.
Тема « Двойные согласные».
1 вариант.
1) Запишите слова под диктовку.
Металл, пассажир, перрон, программа, русский, Россия, грипп, класс.
2) Прочитай слова. Запиши их, раскрыв скобки.
Гру(п)а, ма(с)а, ко(с)а, А(н)а, ли(с)тья, дро(ж)и.
3) Прочитай слова, исправь ошибки.
Шоссе, аллея, расказ, субота, троллейбус, територия.
4) Прочитай слова. Проверь, правильно ли они разделены для переноса.
Рос-сия, па-ссажир, кро-ссворд,ма-ссаж.
5) Запишите 4 слова с двойными согласными.
6) Сделайте фонетический разбор слова масса.
2 вариант.
1) Запишите слова под диктовку.
Группа , Кирилл, теннис, миллион, коллектив, бассейн,шоссе.
2) Прочитай слова. Запиши их, раскрыв скобки.
Ва(н)а, то(н)а, дли(н)а, И(н)а, до(л)ар, вес(н)а.
3) Прочитай слова, исправь ошибки.
Алла, сора, дружжный, режиссер, апетит, аккуратный.
4) Прочитай слова. Проверь, правильно ли они разделены для переноса.
Рус-ский, грам-матика, су-ббота, па-ссажир.
5) Запишите 4 слова с двойными согласными.
6) Сделайте фонетический разбор слова класс.
Контрольная работа №4.
Тема « Разделительный мягкий знак».
1 вариант.
1) Прочитайте слова. Разделите слова на две группы. Объясните .
Вьюга, колья, Коля, польёт, ульи, Ольга, ружьё, зеленеет.
2) В каких словах нужно писать разделительный мягкий знак?
Сер…ёзный, в…юга, скол…зкий, чер…вь, бар…ер, кис…ти.
3) Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Докажите свой выбор.
Моль, бок, бельё, вьюн.
4) Найдите строку слов, в которых звуков меньше, чем букв. Докажите свой выбор.
Октябрь, масса, олень.
Король, принцесса, оладьи.
Гроздья, моль, слон.
5) Запишите под диктовку.
Кольцо, оленьи, Дарья, Петя, хлопья, мельник, здоровье, шью, пальто, бульон.
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
6) Сделайте фонетический разбор слова друзья.
2 вариант.
1) Прочитайте слова. Разделите слова на две группы. Объясните.
Илья, Татьяна, крыльцо, лень , пальма, бельё, письменный, листья.
2) В каких словах нужно писать разделительный мягкий знак?
Прос…ба, дерев…я, бул…он, бор…ба, ожерел..е, жил…ё.
3) Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Докажите свой выбор.
Соль, бык, гроздья, варенье.
4) Найдите строку слов, в которых букв больше, чем звуков. Докажите свой выбор.
Сталь, Ольга, Эмма.
Ястреб, синица, соловьи.
Крольчата, бельчата, сутки.
5) Запишите под диктовку.
Пьёт, крыльцо, сосульки, тюленьи (следы), птичьи крылья, прутья, клочья, питьё, письмо.
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
6) Сделайте фонетический разбор слова жильё.
Контрольная работа № 5.
Тема: «Однокоренные слова».
1 вариант.
1) Прочитайте слова, выпишите однокоренные, выделите корень.
Морозный, холодный, морозить, моросит, заморозки.
2) Подберите 4 однокоренных слова к слову сад.
3)Выпишите пары родственных слов.
Храбрый- смелый, рисунок- нарисовал, масло- масляный, весёлый- радостный, гора- горный, острый- тупой.
4) Отметьте строку однокоренных слов.
Клевать, клевер, клюв.
Клёв, клевета, склевано.
Клёв, клевать, поклёванный.
5) Отметьте правильные утверждения.
А) Родственные слова имеют общий корень и близки по смыслу.
Б) Чтобы найти корень слова, нужно слово изменить.
В) У родственных слов корень может быть разный.
Г) Общая часть родственных слов называется корнем.
6)( Задание выполняется по желанию).
Прочитайте необычные- придуманные слова. Подумайте , могут ли они быть родственными.
Лошанёнок, лошанята, лошана.
2 вариант.
1) Прочитайте слова, выпишите однокоренные, выделите корень.
Горный, холмистый, горевать, гора, нагорный.
2) Подберите 4 однокоренных слова к слову цвет.
3)Выпишите пары родственных слов.
Грусть- грустит, смирный- спокойный, зелень- зеленый, гора- гористый, ясный- понятный, бросать- кидать.
4) Отметьте строку однокоренных слов.
Вода, водитель, подводник.
Водит, водяной, водопад.
Подводный, вода, водяной.
5) Отметьте правильные утверждения.
А) Родственные слова имеют общий корень и близки по смыслу.
Б) Чтобы найти корень слова, нужно слово изменить.
В) У родственных слов корень может быть разный.
Г) Общая часть родственных слов называется корнем.
6)( Задание выполняется по желанию).
Прочитайте необычные- придуманные слова. Подумайте , могут ли они быть родственными.
Колонёнок, колонята, колона.
Контрольная работа № 6.
Тема: «Безударные гласные в корне».
1 вариант.
1) Прочитайте слова. Спишите, поставьте ударение в словах.
Стекло, диван, урожай, астроном, космонавт, контролер, ребята, тополь.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных в корне, написание которых нужно проверить. Подберите проверочные слова.
Речной, смолистый, глазастый, дрожать, молчать, желтеть.
3) Прочитайте группы слов. Найдите проверочные слова и подчеркните их.
Светлячок, светит, засветило, светелка.
Смола, смолистые, смоляные, смолы.
Бежит, бегает, бегун, беговая (дорожка), беготня.
4) К проверочным словам подберите 4 однокоренных слова с буквами гласных в корне, написание которых нужно проверить. Поставьте ударение, подчеркните буквы безударных гласных в корне, выделите корень.
Глаз-_________________________
Лист-_________________________
Лес-__________________________
5) Распределите слова в две группы.
Трава, Саша, травка, лиса, столик, книга, волки, река, озеро.
6) Допишите.
У медведицы- медвежата. У белки-… . У зайчихи- … . У галки- … .
7) Вставьте пропущенные буквы.
Л…сной, м…сной, в…сёлый, м…л…дой, б…жать, св…тить, тр…пинка.
2 вариант.
1) Прочитайте слова. Спишите, поставьте ударение в словах.
Агроном, вагон, город, инженер, колесо, квартира, тетрадь, шалаш.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных в корне, написание которых нужно проверить. Подберите проверочные слова.
Почернел, покатился, стемнело, зелёный, столбы, кормление.
3) Прочитайте группы слов. Найдите проверочные слова и подчеркните их.
Цветник, цветы, цветочный, цветик.
Свистун, свист, свисток, свистеть.
Свеча, свечной, свечка.
4) К проверочным словам подберите 4 однокоренных слова с буквами гласных в корне, написание которых нужно проверить. Поставьте ударение, подчеркните буквы безударных гласных в корне, выделите корень.
Сад-_________________________
Мост-_________________________
5) Распределите слова в две группы.
Голубка, Катя, голубь, птичка, бегун, смола, глазок, холод, весна.
6) Допишите.
У волка- волчата. У лягушки- … . У моржа- … . У кошки- … .
7) Вставьте пропущенные буквы.
М…лчит, з…ленный, пох…л…дало, зв…нить, ст…лбы, цв…ток, п…левой.
Контрольная работа № 7
Тема: «Звонкие и глухие согласные в корне слова».
1 вариант.
1) Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые не соответствуют звукам.
Дуб, улыбка, класс, снежки.
2) Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Луг, морковь, грязи, иволга, стриж, город.
3)Прочитайте слова. Как их можно назвать? Отметьте буквы согласных звуков, написание которых нужно проверить. Подчеркните проверочные слова.
Сладкий, сладенький, сладок, сладость.
4) Вставьте пропущенные буквы согласных в корне.
Медве…ь, бере…, жира…, дож…ь, заво…, сапо…, тетра…ь, арбу… .
5)Прочитайте. Спишите текст. Выпишите слова с непроверяемой звонкой согласной в корне, подберите к ним проверочные слова.
Сильный мороз. У дома большой сугроб. На пруду лёд. На дорогах снег. Мальчики играют в снежки.
2 вариант.
1) Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые не соответствуют звукам.
Зуб, сказка, грипп, скользкий.
2) Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Дуб, Москва, берёза, дорога, травка, стулья.
3)Прочитайте слова. Как их можно назвать? Отметьте буквы согласных звуков, написание которых нужно проверить. Подчеркните проверочные слова.
Травка, травинка, травушка, (много) трав.
4) Вставьте пропущенные буквы согласных в корне.
Голу…ь, гря…ь, зали…, скла…, арбу…, сюрпри…, гвоз…, голо… .
5)Прочитайте. Спишите текст. Выпишите слова с непроверяемой звонкой согласной в корне, подберите к ним проверочные слова.
Мы идём в лес. Около пней лежит уж. Пышным ковром лежит мох. Стриж строит гнездо. Свистит иволга.
Контрольная работа № 8.
Тема: « Имя существительное».
1 вариант.
1) Прочитайте пословицу. Обозначьте изученные орфограммы. Надпишите имена существительные.
На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
2) Выпишите лишнее слово. Определите часть речи и укажите вопрос на который оно отвечает.
Красивый, умный, ветер, осенний.
3) Допишите предложения.
Имена существительные обозначают___________________.
Существительные отвечают на вопросы________________ .
4) Распределите имена существительные в две группы. Подумайте , по каким признакам.
Пенал, гора, олень, зима, школа, лисица, ива.
5) Прочитайте, найдите ошибку. Надпишите имена существительные.
В вазе лежали фрукты: апельсин, яблоко, морковь, груша.
6) Прочитайте стихи. Выпишите имена существительные. Подчеркните орфограммы в корне.
Быть может первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В. Берестов).
2 вариант.
1) Прочитайте пословицу. Обозначьте изученные орфограммы. Надпишите имена существительные.
Дыма без огня не бывает.
2) Выпишите лишнее слово. Определите часть речи и укажите вопрос на который оно отвечает.
Больной, легкий, морской, волна.
3) Допишите предложения.
Имена существительные обозначают ___________________.
Существительные отвечают на вопросы________________ .
4) Распределите имена существительные в две группы. Подумайте , по каким признакам.
Карандаш, вода, медведь, весна, больница, волчица, осина.
5) Прочитайте, найдите ошибку. Надпишите имена существительные.
Салат приготовили из овощей: картофеля, лука, горошка, лимона, огурцов.
6) Прочитайте стихи. Выпишите имена существительные. Подчеркните орфограммы в корне.
Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты. ( К. Бальмонт)
Контрольная работа № 9.
Тема: « Имя прилагательное».
1) Допишите высказывания.
Имена прилагательные обозначают________________________.
Прилагательные отвечают на вопросы_____________________ .
2) Прочитайте слова. Стрелкой соедините подходящие по смыслу слова первого и второго столбика.
Громкий роса
Утренняя голос
Научная небо
Чистое работа
Надпишите имена прилагательные, укажите в словах изученные орфограммы.
3) Прочитай те слова, распределите их в три группы. Объясните по каким признакам распределили.
Весна, зажурчал, кошка, прозрачный, пришла, серая, ручей, мурлычет ранняя.
4) Найдите лишнее слово. Объясните выбор.
Радостный, грустный, весёлый, довольный.
5)Подберите прилагательные противоположные по смыслу.
Весёлый- грустный, большой-….., умный-…. , белый-…. .
6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой вывод сделаете?
Ст…ят тёплые д…ньки. По доро…кам б…гут в…сёлые руч…йки. Кругом з…лённая травка. В лесу цв…тут белые ландыш… .
2 вариант.
1) Допишите высказывания.
Имена прилагательные обозначают________________________.
Прилагательные отвечают на вопросы_____________________ .
2) Прочитайте слова. Стрелкой соедините подходящие по смыслу слова первого и второго столбика.
Голубое мальчик
Умный гриб
Белый задача
Трудная море
Надпишите имена прилагательные, укажите в словах изученные орфограммы.
4) Найдите лишнее слово. Объясните выбор.
Быстрый, скорый, тихий, проворный.
5)Подберите прилагательные противоположные по смыслу
Близкий- далёкий, сладкий-…., низкий-…., добрый-…. .
6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой вывод сделаете?
Стих ре…кий вет…р.Но хлопья белого снега круж…лись в воздухе.
Школьный сад как в ска…ке.На д…ревья лёг мягкий сне… .
Контрольная работа № 10.
Тема: «Повторение».
1 вариант.(Первый уровень).
1) Прочитайте предложения.
У неё было сломано крыло.
Он лечил птичку.
В парке Петя увидел синичку.
Весной синичка улетела.
Мальчик принёс бедняжку домой.
2)Установите последовательность предложений. Выберите и запишите заголовок. Спишите восстановленный текст. Проверьте.
3) В первом предложении подчеркните главные члены предложения и изученные орфограммы.
2 вариант.(Второй уровень).
1) Прочитайте предложения.
Девочка сидела в траве и плела венок.
Петя считался в школе робким, даже трусливым.
Змея уползла, и девочка была спасена.
Петя кинулся к сестре и схватил её на руки.
Небольшая змея тихо подползла к ней.
Но однажды он спас свою сестрёнку.
2)Установите последовательность предложений. Выберите и запишите заголовок. Спишите восстановленный текст. Проверьте.
3) В третьем предложении подчеркните главные члены предложения и изученные орфограммы.
Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Контрольные и проверочные работы для 2 класса по русскому языку.
Русский язык
Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за II четверть.
2-й класс
Цель работы – проверить формирование навыка правописания по изученным темам:
- «Мягкий знак в конце и в середине слова»;
- «Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу»;
- «Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами»;
- «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».
ДИКТАНТ
Зима
Ударил сильный мороз. В лесу холодно. Трещат сучья и стволы деревьев. Ветер тихо кружит снег. Он скрипит под ногами. Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В лесу стоит тишина.
Грамматическое задание
1. В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук.
2. Запишите предложение.
На снегу видны следы зверей.
В каждом слове поставьте ударение.
Какая орфограмма встретилась вам почти в каждом слове данного предложения? Выделите ее графически.
На следующей строке запишите слова, с помощью которых вы сможете проверить данную орфограмму.
3. Прочитайте еще раз текст «Зима» и подумайте, после какого предложения можно было бы вставить предложение «На снегу видны следы зверей». В нужном месте поставь вот такую галочку ().
На реке
Зимой на нашей реке лежит крепкий лед. Часто приходят сюда рыбаки в теплых меховых шапках и валенках. Они буравят прорубь под мостом.
В наших местах ловят рыбку большую и маленькую. Можно поймать щуку и леща.
Грамматическое задание
1. В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие глухой согласный звук.
2. В первом предложении подчеркните все знакомые орфограммы. Слова с безударной гласной в корне запишите с проверочными словами.
Примечание. Подчеркнутые буквы следует продиктовать детям четко и ясно.
Про зайца
Закружились в воздухе первые снежинки. Они тихо ложились на лесную полянку. Маленький зайчишка в теплой шубке сидел на пеньке. Лапкой он ловил крупный пушистый снег. Лиса за деревьями искала добычу. Враг близко! Беги, заяц!
Грамматическое задание
В выделенных словах подчеркните буквы, которые обозначают два звука.
Выпишите из текста пять слов с орфограммой «безударная гласная, стоящая в корне слова» и подберите к ним проверочные слова.
На одной строке запишите слова с буквой ь – показателем мягкости.
На второй строке выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Грамматические задания по выбору учителя
Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Предложение по выбору учителя.)
Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Предложение по выбору учителя.)
В третьем предложении подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
В четвертом предложении подчеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки.
Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.
Выпишите из текста три слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Выпишите из текста три слова с орфограммой «звонкая и глухая согласная на конце и в середине слова».
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
Подчеркните слова с буквой ь – показателем мягкости.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить формирование умения списывать текст и проверять написанное.
Спишите текст.
Сказка про храброго зайца
Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, а потом вырос он большой. Надоело ему бояться!
– Никого я не боюсь! – закричал он на весь лес.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Проверьте написанное. Поставьте ударение в каждом слове.
Примечание. Следует напомнить детям, что в стихотворениях каждая строка начинается с заглавной буквы.
Первый снег
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах.
Первый снег!
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел
Платок пуховый
Расстелить на мостовой.
Он белеет
Вдоль заборов,
Прикорнув на фонаре.
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
(По Я. Акиму)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
Вариант А
Прочитайте предложения. Составьте из них связный текст.
Озаглавьте текст.
___________________
Вот играли дети около сарая и услышали, что кто-то мяучит.
Вдруг кошка пропала.
У Васи и Кати была кошка.
Это была кошка, а у нее чудесные котята.
Дети искали кошку, но не могли найти.
Грамматическое задание
Подчеркните все двусложные слова.
Найдите в тексте два слова на орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне слова». Одно слово должно быть проверочным для другого.
Вариант Б
Прочитайте предложения.
Составьте из них связный текст.
Озаглавьте текст.
______________
И там были стена и башни с зубчиками.
Мама сказала, что это самые главные часы в России.
Стрелки и цифры на них были золотые.
Мы с мамой пришли на Красную площадь.
На одной башне были чудесные часы.
И часы вдруг зазвонили: бом, бом!
Грамматическое задание
Подчеркните все трехсложные слова.
Найдите в тексте слова на орфограмму «правописание шипящих с гласными буквами». Запишите их.
2-й класс
Работа 1
Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около нее кружат пчелы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчелы жадно пьют его как хороша липа.
Порядок работы
Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.
Грамматические задания
1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
2. Озаглавь текст.
3. Запиши слово пьет. Какую роль выполняет мягкий знак в данном слове?
В этом слове мягкий знак …
Запиши в тетради только ответ.
Какую еще роль может выполнять мягкий знак в словах?
Мягкий знак является…
Запиши в тетради только ответ. Приведи свои примеры.
Работа 2 (диктант)
БЕЛКИ
Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в теплом гнезде. Они рады светлой весне.
(40 слов)
Порядок работы
Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Учитель предлагает детям найти в тексте предложение и выделить его:
Всю долгую зиму белки жили в лесу.
Грамматические задания
1. Выпиши второе предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Напиши над ними названия частей речи, укажи число.
2. Подчеркни в выделенном предложении слова, обозначающие неодушевленные имена существительные.
3*. К слову печалиться запиши близкое по значению слово (синоним).
Работа 3
Гора (какая?) …
Пруд (какой?) …
Море (какое?) …
Волны (какие?) …
Порядок работы
На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».
Грамматические задания
1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. Раздели для переноса слово волны.
Работа 4 (орфографический диктант)
В наших лесах живут соловьи. Там часто звучат соловьиные трели. Соловьи вьют гнезда на сучьях деревьев. Летом у соловьев появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далекий юг.
(40 слов)
Порядок работы
Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Грамматические задания
1. Подчеркни однокоренные слова.
2. К словам с безударными гласными в корне: в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку.
3. В проверочных словах поставь знак ударения.
Работа 5
утреннее, дом, небо, раскинуло, зацвел, ласковая, лампа, шили, говорили, окно, свеча, зеленый, молодые, верные, пирог, лепят, сохраняют, звериная
Порядок работы
Слова записываются на доске. Дети читают слова про себя. Учитель объясняет форму записи слов в тетрадях – например, столбик:
сущ.
…– род, число
…– род, число
Ученики выявляют части речи и указывают название части речи над столбиком. Грамматические признаки указываются для каждого слова через черточку от него (в принятом сокращении: м.р., ед.ч. и т.п.).
Грамматические задания
1. Распредели слова на группы по частям речи (запись столбиками).
2. Над столбиком надпиши название части речи.
3. Рядом со словом после черточки указывай соответствующие род, число или время.
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Задание 1
Расставь ударения в словах.
а)* (взял) доску, шарфы, людям, звонишь, повторишь, понял
б) ручей, маяк, весело, кроссовки, лестница
Задание 2*
Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим. Далее возможны разные формулировки: 1) «Подчеркни все орфограммы»; 2) «Подчеркни все опасные места». Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.
Примеры текстов:
Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
(Из русского фольклора)
В нашем городе вы леопарда видали,
Что привык ночевать под скамьёй на вокзале.
(М.Карем)
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
(О. Григорьев)
Оценивается полнота выполнения задания.
Формулировка задания может быть другой: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.
алл…я, вет…р, ле…ница, за…ц, з…втрак, …зык, су…ота, извест…ый, тролл…йбус
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов этого вида домашней и классной работ за последнюю неделю или две – в зависимости от конкретных обстоятельств. Фиксируются недочеты.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.
Пример текста:
ВОЛК
Говорят, Первый Волк был вегетарианец!
Он спокойно пасся себе на лугу, но как-то раз на него напали Зайцы… и Волк, защищаясь, вынужден был съесть одного.
В другой раз на Волка напали Бараны, потом – Козлики, а однажды даже целая Корова!
После Коровы Волк окончательно перестал есть только овощи и фрукты…
(50 слов)
(В. Хмельницкий)
Задания после списывания
а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.
б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.
Списывание может быть непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).
Диктант
Задание 4
Проверяются правописание разделительного ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.
Порядок работы
Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.
В лесу тихо журчал ручей. По ручью плыли листочки. На одном листке сидела птичка королек. Он доплыл до изгиба ручья. Там он взлетел и вернулся назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листок. Королёк опустился на листок и поплыл на этом корабле.
(46 слов)
(По И. Аксёнову)
Грамматические задания
1. Выпиши четвертое предложение, подчеркни грамматическую основу.
2. В этом же предложении укажи части речи.
Задание 5
Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.
Выбирай: стая, стадо; листы, листья.
_________коров,
_______ворон;
___________берёзы,
тетрадные ___________
Составь предложения из данных слов.
Задание 6
Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.
Яша собирать конструктор щенок
Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Яша собирает конструктор. Щенок и Яша собирают конструктор. Яша собирает из конструктора щенка. Яша со щенком собирают конструктор.), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.
Задание 7
ВОЛЧИШКО
Забарахтался в нем волчишко и вылез. Жил в лесу волчишко с матерью.
А его поймал человек, сунул в мешок и принес в город. В другую – черный кот фыркает. Посреди комнаты мешок положил. В одну сторону посмотрел – испугался: человек на него смотрит. А рядом пёс зубы скалит…
Как-то раз ушла она на охоту.
(53 слова)
(По Е. Чарушину)
2 класс
ДИКТАНТ
Вариант 1
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Слово для справки: осветились.
Задания
1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.
2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Вариант 2
Компас
Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.
Слова для справок: компас, к палатке.
Задания
1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.
2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:
тёплое утро – …
узкая тропа – …
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Вариант 1
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.
Вариант 2
Задание
Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.
Калина
Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.
План
1. Как калина выглядит?
2. Где растёт калина?
3. Как к калине относятся люди?
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Обучающее изложение
Спас птицу
Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.
Вопросы по тексту
Какой был день?
Кто грелся на крыльце?
Кто клевал крошки хлеба?
Что чует кот?
Что сделал Васька?
Кто стал гнать Ваську?
Где скрылся воробей?
2. Работа с текстом
Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.
Добрая берёза
Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.
Вопросы по тексту
Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?
3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:
Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.
Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.
2-й класс
ДИКТАНТ
Вариант 1
Друзья птиц
Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?
Слова для справок: звонко, чудесно, принесла.
Грамматические задания
1. Выписать по одному слову с безударными е и о в корне слова, приписать к ним проверочные слова.
2. Как по-разному названы в тексте птенцы? Выписать эти слова.
Вариант 2
За малиной
Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.
Грамматическое задание
В последнем предложении найти и выписать слово с безударной гласной в корне слова, приписать к нему проверочные слова.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.
Грамматическое задание
Определить, сколько предложений в тексте. Записать, правильно обозначая начало и конец предложений. Дать название тексту.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение
Щенок
Однажды Митя шел из школы домой. Была чудесная погода. Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.
Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. Щенок подбежал к Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был сильный. Песик совсем замерз.
Митя взял собачку домой.
Беседа по содержанию текста
1. О ком говорится в тексте?
2. Когда происходит действие рассказа?
3. Как описывается это время года?
4. Кого встретил Митя?
5. Что говорится о щенке?
6. Почему песик пищал?
7. Как поступил Митя?
Примерный план
1. Однажды зимой.
2. Находка.
3. Митя спас щенка.
II. Из слов каждой строчки составить предложение. Написать, дать название составленному тексту.
Ваня, лесом, любовался
деревья, праздничные, стояли
соком, налились, алым, земляника
были, ягодки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, собирать, землянику, стал
угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою
III. Составить небольшой рассказ, используя данные слова.
В лесу летом
солнце, березки, ель, сосна, кукушка, сорока, белка, еж, зайчишка
№ п/п | Четверть Раздел | Тема, материал | Использованная литература | |
1. | 1 четверть. Звуки и буквы. | Контрольный диктант за 1 четверть. В лесу. Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (32 слова) Задания. Подчеркнуть в предложении главные члены. 1 вариант – во втором предложении. 2 вариант – в шестом предложении. Выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва Просвещение, 2012. | |
2. | 2 четверть. Звуки и буквы. | Контрольно – проверочный диктант с грамматическим заданием. —————— Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Жёлтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов) Задания. Подобрать заголовок к тексту и записать. Выписать любое слово с проверяемой безударной гласной, а перед ним в скобках написать проверочное. Подчеркнуть в предложении главные члены. 1 вариант – в четвёртом предложении. 2 вариант – в последнем предложении. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва Просвещение, 2012. | |
3. | 2 четверть. Звуки и буквы. | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть. ——————- Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ Коля поймал большую щуку. (34) Задания. Подобрать заголовок к тексту и записать. Обозначить в словах ударение. Подчеркнуть в любом предложении орфограммы на изученные правила. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва Просвещение, 2012. | |
4. | 3 четверть Звуки и буквы. | Контрольный диктант «Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце и перед согласным звуком». Зимой. Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (41 слово) Грамматическое задание. Выпиши слово, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное слово. Подчеркните главные члены предложения: 1 и 2 вариант – в четвёртом предложении. В любом предложении подчеркни изученные орфограммы. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва Просвещение, 2012. | |
5. | 3 четверть Части речи. | Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием. ——————— Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут легкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят веселые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьев и лай Жучки. (37 слов) Грамматическое задание. Озаглавить текст. Продолжить этот текст 1 предложением. В 3 предложении (1 вариант) и в 7 предложении (2 вариант) подчеркнуть главные члены предложения и над словами указать известные части речи. Выписать любой глагол (1 вариант), любое существительное (2 вариант) во множественном числе, а рядом записать этот глагол (существительное) в единственном числе. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва Просвещение, 2012. | |
6. | 4 четверть Части речи. | Контрольный диктант «Части речи». Помощники. Мы живем в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился теленок Дружок. У Дружка гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу теплое молочко. Коля принес для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу. Грамматическое задание. Указать над словами 7 предложения части речи. Выписать любое имя прилагательное с именем существительным. Найти предложение, где есть местоимение; подчеркнуть главные члены. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва Просвещение, 2012. | |
7. | Повторение. | Итоговый контрольный диктант за год. Май. Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж. (46 слов). Слова для справок: настали, зелёная, сочная, зреют, лесные, сладкий, (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов) | В.П. Канакина, Г.С. Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ», Москва Просвещение, 2013. | |
8. | Повторение. | Проверочная работа. (Прилагается) | Составлена на основе демонстрационного варианта по русскому языку для 2 класса. | |
Контрольные словарные диктанты. | ||||
1. | Звуки и буквы. | Контрольный словарный диктант.
| Орфографический словарь учебника «Русский язык» 2 класс. В.П. Канакина. Москва. Просвещение 2012. | |
2. | Повторе-ние. | Контрольный словарный диктант.
| ||
Контрольное списывание. | ||||
1. | Части речи. | Задание. Спишите, вставьте нужные слова из слов для справок. Была …. весна. Дети ……. в березовой роще. ……. слышалось звонкое пение птиц. Весной птицы летят …юга …. север. Высоко в ….. небе кричали журавли. Дети заметили под кустом …….. зайчика. Он тихо ….. в теплом гнезде. Слова для справок: гуляли, ранняя, вокруг, на, с, голубом, маленького, спал. | На основе изученного материала. | |
2. | Повторение | Задание. Спишите, вставьте буквы. З…леной л…ствой одеты д…р…вья. На тр…ве прохладная р…са. Пахнет гр…бами, душ…стой з…мл…никой. В кустах п..ет сол…вей. На верш…не ели свил гн…здо ястре… . В глухой ч…ще ж…вет ры…ь. С ветки на ветку прыгает рыжая бело…ка. Хорошо летом в л… су! | Учебник «Русский язык» 2 класс. В.П. Канакина. Москва. Просвещение. 2012. |
Методическая разработка по русскому языку (2 класс): Контрольные работы по русскому языку 2 класс
Контрольные работы по русскому языку 2 класс.
Контрольная работа №1.
Тема: «Предложение».
1 вариант.
1) Прочитайте слова, составьте предложение из данных слов.
Улыбнулись, березки, сонные, весне.
2) Прочитайте предложение. Выделите главные члены предложения.
Светит яркое солнце.
3) Назовите предложения по цели высказывания.
Летит аист. Летит аист! Летит аист?
4) Рассмотрите схемы предложений. Составьте и запишите предложения по этим схемам.
——— ——— ——— .
——— ——— ——— ?
——— ——— ——— !
5) Прочитай текст.
Было чудесное утро дул свежий ветерок журчал прозрачный ручей в тенистых кустах пели птицы.
Разделите текст на предложения, спишите текст.
2 вариант.
1) Прочитайте слова, составьте предложение из данных слов.
Ждут, друзей, ребята, крылатых.
2) Прочитайте предложение. Выделите главные члены предложения.
Мальчики любят котят.
3) Назовите предложения по цели высказывания.
Пришла весна. Пришла весна? Пришла весна!
4) Рассмотрите схемы предложений. Составьте и запишите предложения по этим схемам.
——— ——— ——— .
——— ——— ——— ?
——— ——— ——— !
5) Прочитай текст.
Идет весна тает последний снег у дома большие лужи дети ждут крылатых друзей.
Разделите текст на предложения, спишите текст.
Контрольная работа № 2.
Тема: «Звуки и буквы».
1 вариант.
1) Прочитайте слова. Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.
Тень- 4буквы, 3 звука.
Конь- 4 буквы, 4 звука.
Пальто- 6 букв, 6 звуков.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных одной чертой, буквы согласных- двумя.
Астра, гладиолус, ирис, гвоздика.
3) Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Конь, лев, медведь.
4) Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков.
Морковь, тигр, чаща, жизнь.
5) Прочитайте слова, сколько звуков ( о) в этих словах?
Ёлка, нёс, подводник, восемь.
6) Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ел, везёт, грибок, веет.
7)Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Группа, аллея, пальто, стон.
2 вариант.
1) Прочитайте слова. Проверьте, правильно ли определено в словах количество звуков и букв.
День- 4 буквы, 3 звука; лось- 4буквы, 4 звука; письмо-6букв, 6 звуков.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных одной чертой, буквы согласных- двумя.
Клён, берёза, дуб, шиповник.
3) Прочитайте слова. Подчеркните буквы мягких согласных звуков.
Лось, кит, лисица.
4) Прочитайте слова. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков.
Карась, река, роща, жимолость.
5) Прочитайте слова, сколько звуков ( о) в этих словах?
Ёжик, вёз, хорошо, зонт.
6) Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Юля, повозка, цветок, маяк.
7)Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Класс, ванна, машина, звон.
Контрольная работа № 3.
Тема « Двойные согласные».
1 вариант.
1) Запишите слова под диктовку.
Металл, пассажир, перрон, программа, русский, Россия, грипп, класс.
2) Прочитай слова. Запиши их, раскрыв скобки.
Гру(п)а, ма(с)а, ко(с)а, А(н)а, ли(с)тья, дро(ж)и.
3) Прочитай слова, исправь ошибки.
Шоссе, аллея, расказ, субота, троллейбус, територия.
4) Прочитай слова. Проверь, правильно ли они разделены для переноса.
Рос-сия, па-ссажир, кро-ссворд,ма-ссаж.
5) Запишите 4 слова с двойными согласными.
6) Сделайте фонетический разбор слова масса.
2 вариант.
1) Запишите слова под диктовку.
Группа , Кирилл, теннис, миллион, коллектив, бассейн,шоссе.
2) Прочитай слова. Запиши их, раскрыв скобки.
Ва(н)а, то(н)а, дли(н)а, И(н)а, до(л)ар, вес(н)а.
3) Прочитай слова, исправь ошибки.
Алла, сора, дружжный, режиссер, апетит, аккуратный.
4) Прочитай слова. Проверь, правильно ли они разделены для переноса.
Рус-ский, грам-матика, су-ббота, па-ссажир.
5) Запишите 4 слова с двойными согласными.
6) Сделайте фонетический разбор слова класс.
Контрольная работа №4.
Тема « Разделительный мягкий знак».
1 вариант.
1) Прочитайте слова. Разделите слова на две группы. Объясните .
Вьюга, колья, Коля, польёт, ульи, Ольга, ружьё, зеленеет.
2) В каких словах нужно писать разделительный мягкий знак?
Сер…ёзный, в…юга, скол…зкий, чер…вь, бар…ер, кис…ти.
3) Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Докажите свой выбор.
Моль, бок, бельё, вьюн.
4) Найдите строку слов, в которых звуков меньше, чем букв. Докажите свой выбор.
Октябрь, масса, олень.
Король, принцесса, оладьи.
Гроздья, моль, слон.
5) Запишите под диктовку.
Кольцо, оленьи, Дарья, Петя, хлопья, мельник, здоровье, шью, пальто, бульон.
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
6) Сделайте фонетический разбор слова друзья.
2 вариант.
1) Прочитайте слова. Разделите слова на две группы. Объясните.
Илья, Татьяна, крыльцо, лень , пальма, бельё, письменный, листья.
2) В каких словах нужно писать разделительный мягкий знак?
Прос…ба, дерев…я, бул…он, бор…ба, ожерел..е, жил…ё.
3) Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Докажите свой выбор.
Соль, бык, гроздья, варенье.
4) Найдите строку слов, в которых букв больше, чем звуков. Докажите свой выбор.
Сталь, Ольга, Эмма.
Ястреб, синица, соловьи.
Крольчата, бельчата, сутки.
5) Запишите под диктовку.
Пьёт, крыльцо, сосульки, тюленьи (следы), птичьи крылья, прутья, клочья, питьё, письмо.
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
6) Сделайте фонетический разбор слова жильё.
Контрольная работа № 5.
Тема: «Однокоренные слова».
1 вариант.
1) Прочитайте слова, выпишите однокоренные, выделите корень.
Морозный, холодный, морозить, моросит, заморозки.
2) Подберите 4 однокоренных слова к слову сад.
3)Выпишите пары родственных слов.
Храбрый- смелый, рисунок- нарисовал, масло- масляный, весёлый- радостный, гора- горный, острый- тупой.
4) Отметьте строку однокоренных слов.
Клевать, клевер, клюв.
Клёв, клевета, склевано.
Клёв, клевать, поклёванный.
5) Отметьте правильные утверждения.
А) Родственные слова имеют общий корень и близки по смыслу.
Б) Чтобы найти корень слова, нужно слово изменить.
В) У родственных слов корень может быть разный.
Г) Общая часть родственных слов называется корнем.
6)( Задание выполняется по желанию).
Прочитайте необычные- придуманные слова. Подумайте , могут ли они быть родственными.
Лошанёнок, лошанята, лошана.
2 вариант.
1) Прочитайте слова, выпишите однокоренные, выделите корень.
Горный, холмистый, горевать, гора, нагорный.
2) Подберите 4 однокоренных слова к слову цвет.
3)Выпишите пары родственных слов.
Грусть- грустит, смирный- спокойный, зелень- зеленый, гора- гористый, ясный- понятный, бросать- кидать.
4) Отметьте строку однокоренных слов.
Вода, водитель, подводник.
Водит, водяной, водопад.
Подводный, вода, водяной.
5) Отметьте правильные утверждения.
А) Родственные слова имеют общий корень и близки по смыслу.
Б) Чтобы найти корень слова, нужно слово изменить.
В) У родственных слов корень может быть разный.
Г) Общая часть родственных слов называется корнем.
6)( Задание выполняется по желанию).
Прочитайте необычные- придуманные слова. Подумайте , могут ли они быть родственными.
Колонёнок, колонята, колона.
Контрольная работа № 6.
Тема: «Безударные гласные в корне».
1 вариант.
1) Прочитайте слова. Спишите, поставьте ударение в словах.
Стекло, диван, урожай, астроном, космонавт, контролер, ребята, тополь.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных в корне, написание которых нужно проверить. Подберите проверочные слова.
Речной, смолистый, глазастый, дрожать, молчать, желтеть.
3) Прочитайте группы слов. Найдите проверочные слова и подчеркните их.
Светлячок, светит, засветило, светелка.
Смола, смолистые, смоляные, смолы.
Бежит, бегает, бегун, беговая (дорожка), беготня.
4) К проверочным словам подберите 4 однокоренных слова с буквами гласных в корне, написание которых нужно проверить. Поставьте ударение, подчеркните буквы безударных гласных в корне, выделите корень.
Глаз-_________________________
Лист-_________________________
Лес-__________________________
5) Распределите слова в две группы.
Трава, Саша, травка, лиса, столик, книга, волки, река, озеро.
6) Допишите.
У медведицы- медвежата. У белки-… . У зайчихи- … . У галки- … .
7) Вставьте пропущенные буквы.
Л…сной, м…сной, в…сёлый, м…л…дой, б…жать, св…тить, тр…пинка.
2 вариант.
1) Прочитайте слова. Спишите, поставьте ударение в словах.
Агроном, вагон, город, инженер, колесо, квартира, тетрадь, шалаш.
2) Прочитайте слова. Подчеркните буквы гласных в корне, написание которых нужно проверить. Подберите проверочные слова.
Почернел, покатился, стемнело, зелёный, столбы, кормление.
3) Прочитайте группы слов. Найдите проверочные слова и подчеркните их.
Цветник, цветы, цветочный, цветик.
Свистун, свист, свисток, свистеть.
Свеча, свечной, свечка.
4) К проверочным словам подберите 4 однокоренных слова с буквами гласных в корне, написание которых нужно проверить. Поставьте ударение, подчеркните буквы безударных гласных в корне, выделите корень.
Сад-_________________________
Мост-_________________________
5) Распределите слова в две группы.
Голубка, Катя, голубь, птичка, бегун, смола, глазок, холод, весна.
6) Допишите.
У волка- волчата. У лягушки- … . У моржа- … . У кошки- … .
7) Вставьте пропущенные буквы
М…лчит, з…ленный, пох…л…дало, зв…нить, ст…лбы, цв…ток, п…левой.
Контрольная работа № 7
Тема: «Звонкие и глухие согласные в корне слова».
1 вариант.
1) Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые не соответствуют звукам.
Дуб, улыбка, класс, снежки.
2) Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Луг, морковь, грязи, иволга, стриж, город.
3)Прочитайте слова. Как их можно назвать? Отметьте буквы согласных звуков, написание которых нужно проверить. Подчеркните проверочные слова.
Сладкий, сладенький, сладок, сладость.
4) Вставьте пропущенные буквы согласных в корне.
Медве…ь, бере…, жира…, дож…ь, заво…, сапо…, тетра…ь, арбу… .
5)Прочитайте. Спишите текст. Выпишите слова с непроверяемой звонкой согласной в корне, подберите к ним проверочные слова.
Сильный мороз. У дома большой сугроб. На пруду лёд. На дорогах снег. Мальчики играют в снежки.
2 вариант.
1) Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые не соответствуют звукам.
Зуб, сказка, грипп, скользкий.
2) Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Дуб, Москва, берёза, дорога, травка, стулья.
3)Прочитайте слова. Как их можно назвать? Отметьте буквы согласных звуков, написание которых нужно проверить. Подчеркните проверочные слова.
Травка, травинка, травушка, (много) трав.
4) Вставьте пропущенные буквы согласных в корне.
Голу…ь, гря…ь, зали…, скла…, арбу…, сюрпри…, гвоз…, голо… .
5)Прочитайте. Спишите текст. Выпишите слова с непроверяемой звонкой согласной в корне, подберите к ним проверочные слова.
Мы идём в лес. Около пней лежит уж. Пышным ковром лежит мох. Стриж строит гнездо. Свистит иволга.
Контрольная работа № 8.
Тема: « Имя существительное».
1 вариант.
1) Прочитайте пословицу. Обозначьте изученные орфограммы. Надпишите имена существительные.
На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
2) Выпишите лишнее слово. Определите часть речи и укажите вопрос на который оно отвечает.
Красивый, умный, ветер, осенний.
3) Допишите предложения.
Имена существительные обозначают___________________.
Существительные отвечают на вопросы________________ .
4) Распределите имена существительные в две группы. Подумайте , по каким признакам.
Пенал, гора, олень, зима, школа, лисица, ива.
5) Прочитайте, найдите ошибку. Надпишите имена существительные.
В вазе лежали фрукты: апельсин, яблоко, морковь, груша.
6) Прочитайте стихи. Выпишите имена существительные. Подчеркните орфограммы в корне.
Быть может первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В. Берестов).
2 вариант.
1) Прочитайте пословицу. Обозначьте изученные орфограммы. Надпишите имена существительные.
Дыма без огня не бывает.
2) Выпишите лишнее слово. Определите часть речи и укажите вопрос на который оно отвечает.
Больной, легкий, морской, волна.
3) Допишите предложения.
Имена существительные обозначают ___________________.
Существительные отвечают на вопросы________________ .
4) Распределите имена существительные в две группы. Подумайте , по каким признакам.
Карандаш, вода, медведь, весна, больница, волчица, осина.
5) Прочитайте, найдите ошибку. Надпишите имена существительные.
Салат приготовили из овощей: картофеля, лука, горошка, лимона, огурцов.
6) Прочитайте стихи. Выпишите имена существительные. Подчеркните орфограммы в корне.
Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты. ( К. Бальмонт)
Контрольная работа № 9.
Тема: « Имя прилагательное».
1) Допишите высказывания.
Имена прилагательные обозначают________________________.
Прилагательные отвечают на вопросы_____________________ .
2) Прочитайте слова. Стрелкой соедините подходящие по смыслу слова первого и второго столбика.
Громкий роса
Утренняя голос
Научная небо
Чистое работа
Надпишите имена прилагательные, укажите в словах изученные орфограммы.
3) Прочитай те слова, распределите их в три группы. Объясните по каким признакам распределили.
Весна, зажурчал, кошка, прозрачный, пришла, серая, ручей, мурлычет ранняя.
4) Найдите лишнее слово. Объясните выбор.
Радостный, грустный, весёлый, довольный.
5)Подберите прилагательные противоположные по смыслу.
Весёлый- грустный, большой-….., умный-…. , белый-…. .
6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой вывод сделаете?
Ст…ят тёплые д…ньки. По доро…кам б…гут в…сёлые руч…йки. Кругом з…лённая травка. В лесу цв…тут белые ландыш… .
2 вариант.
1) Допишите высказывания.
Имена прилагательные обозначают________________________.
Прилагательные отвечают на вопросы_____________________ .
2) Прочитайте слова. Стрелкой соедините подходящие по смыслу слова первого и второго столбика.
Голубое мальчик
Умный гриб
Белый задача
Трудная море
Надпишите имена прилагательные, укажите в словах изученные орфограммы.
4) Найдите лишнее слово. Объясните выбор.
Быстрый, скорый, тихий, проворный.
5)Подберите прилагательные противоположные по смыслу
Близкий- далёкий, сладкий-…., низкий-…., добрый-…. .
6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой вывод сделаете?
Стих ре…кий вет…р.Но хлопья белого снега круж…лись в воздухе.
Школьный сад как в ска…ке.На д…ревья лёг мягкий сне… .
Контрольная работа № 10.
Тема: «Повторение».
1 вариант.(Первый уровень).
1) Прочитайте предложения.
У неё было сломано крыло.
Он лечил птичку.
В парке Петя увидел синичку.
Весной синичка улетела.
Мальчик принёс бедняжку домой.
2)Установите последовательность предложений. Выберите и запишите заголовок. Спишите восстановленный текст. Проверьте.
3) В первом предложении подчеркните главные члены предложения и изученные орфограммы.
2 вариант.(Второй уровень).
1) Прочитайте предложения.
Девочка сидела в траве и плела венок.
Петя считался в школе робким, даже трусливым.
Змея уползла, и девочка была спасена.
Петя кинулся к сестре и схватил её на руки.
Небольшая змея тихо подползла к ней.
Но однажды он спас свою сестрёнку.
2)Установите последовательность предложений. Выберите и запишите заголовок. Спишите восстановленный текст. Проверьте.
3) В третьем предложении подчеркните главные члены предложения и изученные орфограммы.
Итоговая контрольная работа за год 2 класс русский язык
1. Прочитай текст.
Было чудесное утро дул свежий ветерок журчал прозрачный ручей в тенистых кустах пели птицы.
Разделите текст на предложения, спишите текст.
2. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ел, везёт, грибок, веет.
3.Подчеркните слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.
Группа, аллея, пальто, стон.
4.Прочитай слова, исправь ошибки.
Шоссе, аллея, расказ, субота, троллейбус, територия.
5. Прочитай слова. Проверь, правильно ли они разделены для переноса.
Рос-сия, па-ссажир, кро-ссворд,ма-ссаж.
6.Прочитайте слова. Разделите слова на две группы. Объясните.
Илья, Татьяна, крыльцо, лень , пальма, бельё, письменный, листья.
7. В каких словах нужно писать разделительный мягкий знак?
Прос…ба, дерев…я, бул…он, бор…ба, ожерел..е, жил…ё.
8.Отметьте строку однокоренных слов.
Клевать, клевер, клюв.
Клёв, клевета, склевано.
Клёв, клевать, поклёванный.
9.К проверочным словам подберите 4 однокоренных слова с буквами гласных в корне, написание которых нужно проверить. Поставьте ударение, подчеркните буквы безударных гласных в корне, выделите корень.
Глаз-_________________________
Лист-_________________________
Лес-__________________________
10.Вставьте пропущенные буквы согласных в корне.
Медве…ь, бере…, жира…, дож…ь, заво…, сапо…, тетра…ь, арбу… .
11.Допишите предложения.
Имена существительные обозначают___________________.
Существительные отвечают на вопросы________________
12. Подберите прилагательные противоположные по смыслу.
Весёлый- грустный, большой-….., умный-…. , белый-…. .