Презентация по внеклассному чтению по теме «Энциклопедии и справочники» для 2 класса — Литературное чтение — Начальные классы
Пояснительная
записка к мультимедийному продукту.
Преподаватель:
Гостинцева Нина Владимировна, учитель
начальных классов.
Предмет:
Внеклассное чтение, УМК «Школа России».
Тема:
Презентация по теме «Что? Где? Когда?»:
энциклопедии и справочники.
Класс:
2 класс.
Образовательное
учреждение:
МОУ СОШ № 15 г. Тверь.
Структура урока:
изучение
нового материала.
Авторский
медиапродукт:
презентационное сопровождение урока
внеклассного чтения, 20 слайдов (среда
POWER
POINT).
Форма использования:
проецирование
на экран при фронтальной
работе
с классом.
Оборудование:
компьютер, монитор, проектор, экран.
Список интернет
— ресурсов:
слайд
http://www.knowledgerush.com/wiki_image/c/cf/Denis_Diderot.jpg
слайдhttp://yakub.ucoz.ru/greciya/Images/g1.jpg
http://www.artprojekt.ru/Civilization/Pic/0129.jpg
http://zemline.ucoz.ru/_ph/1/326877195.jpg
http://www.edu.ru/files/pics/83.jpg
8 слайд
http://antiquariy.ru/book-8-720.html
слайд
http://www.4read.org/children/page/7/
10 слайд
http://o4em.com/2009/05/23/encyclopedia/
14 слайд
http://soft—best.ws/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269429366_bolshaja—sovetskaja—jenciklopedija.jpg
Текст и иллюстрации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедия
Анимация:
книга
http://www.nivagold.ru/raznoe1/gostevay/gost.htm
Шаблон доски-
http://www.rusedu.ru/detail_2383.html
Сценарий урока внеклассного чтения «Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся. Работа с энциклопедиями»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»
Урок внеклассного чтения в 3-В классе
Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся.
Работа с энциклопедиями.
Разработала и провела
учитель начальных классов
МБОУ №15
Кривцова Лариса Владимировна
Феодосия, 2014-2015 учебный год
Тема. Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся. Работа с энциклопедиями.
Цель. Рассказать детям про справочную литературу; раскрыть ее значение в жизни человека. Раскрыть значение энциклопедий как одного из видов справочной литературы. Научить детей пользоваться энциклопедиями.
воспитывать любовь к книге – источнику знаний.
Оборудование:
выставка литературы «Энциклопедия – путь к знаниям»;
плакаты «Справочная литература», «Виды энциклопедий»;
карточки с заданиями;
черный ящик;
калькулятор.
Ход урока.
Организация класса.
Улыбнемся солнышку:
Здравствуй, золотистое!
Улыбнемся друг другу,
Посмотрим ласково!
Пусть сегодня в каждое сердце
Солнышко прибавит тепла!
А мы с вами улыбнемся,
Пожелаем друг другу добра!
Ребята, поприветствуйте гостей улыбками.
Мотивация учебной деятельности.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Как вы думаете, чему (каким словам) будет посвящен наш урок? Книгам
Сообщение темы и цели урока.
Речь пойдет не просто о книгах. О книгах-помощниках школьников.
Сегодня мы с вами проведем урок на тему «Энциклопедия – один из видов справочной литературы для учащихся». Научимся пользоваться энциклопедиями.
Работа над темой урока.
Вступительное слово учителя.
Обо всем хочется знать. И сотни вопросов роятся у вас в голове. Кто? Что? Откуда? Где? Когда? Как? Почему? Конечно, все на свете узнать нельзя. Вы растете, учитесь, читаете хорошие книги, но некоторые слова, некоторые вопросы из книг вызывают у вас трудности, требуют пояснения. Как объяснить непонятное? В этих случаях надо обратиться к справочной литературе, которая есть в каждой библиотеке
Что относится к этой литературе? Посмотрите на плакат.
Справочная литература.
Словари.
Справочники.
Энциклопедии.
Справочные издания – это издания, которые помогают нам про что-то узнать, перевести слово с одного языка на другой.
Если нам нужно узнать, как правильно пишется слово, как его перевести, как объяснить значение, то вы обращаетесь к словарям. Если вам нужны детальные сведения, вы обращаетесь к справочникам, если вам нужны более детальные сведения, обращаетесь к энциклопедии.
2. Словарная работа. Историческая справка.
Энциклопедия – научный справочник в форме словаря.
Энциклопедии содержат отобранные в определенной системе сведения о
различных явлениях природы и общественной жизни.
Слово «энциклопедия» в переводе с греческого языка означает «круг знаний».
Первые книги энциклопедического характера появились в древнем Китае еще в XII-X веке н.э. В XIV веке центром энциклопедической литературы стал Египет.
Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей.
В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности, например по географии, физике, истории. Такие энциклопедии называются отраслевыми.
Посмотрите на плакат.
Рассказ библиотекаря о выставке книг.
На нашем уроке присутствует библиотекарь школы№15, Елена Николаевна. Она приготовила для вас замечательную выставку книг.
Представление своей любимой энциклопедии учащимися.
Вы пришли на урок не с пустыми руками. Расскажите, какие энциклопедии есть у вас дома. Представьте вашу любимую энциклопедию.
Физкультминутка.
V. Практическая часть урока.
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об одной детской энциклопедии под названием «Что такое? Кто такой?». О том, как она построена, как найти рассказ на ту или иную тему.
Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1967 году в двух томах. Ее название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополнительными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).
В этих трех томах — более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.
Обычно, когда ребятам дают книгу, взрослые говорят: «Читай все по порядку, не забегай вперед, не перескакивай через страницы». В этих же книгах тебе не обязательно читать все подряд. Их лучше читать, когда захочешь узнать что-то интересное, новое, не до конца еще понятное.
Но как расположить в трех книгах тысячу ответов, чтобы не запутаться в них и сразу найти нужный? Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки, по алфавиту, как записаны ваши фамилии в классном журнале – от А до Я.
Например, нас интересует страна Афганистан. Посмотрим содержание. Буква А — на странице 8. на этой странице перечислены все рассказы на букву А, которые есть в книге. Находим Афганистан. Рядом указан номер страницы – 107. Открываем ее. Здесь вы найдете флаг Афганистана, карту страны и рассказ о ней. И последнее. Во всей справочной литературе вам будут встречаться сокращенные слова. Эти сокращения общеприняты. Например, в. – век, вв. – века, г. – год, гг. – годы, м – метры, тыс. – тысяча и так далее.
А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.
Дети читают стихотворения.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплёт не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Спасибо, ребята. Так как же нужно обращаться с книгами? Бережно.
Задания:
1. Что означает слово «аппликация»?
2. Сколько лет живет «баобаб»?
3. Как называют верблюдов?
4. Сколько человек может прожить без воздуха?
Карточки для индивидуальной работы.
1. Что означает слово «Динозавр»?
2. Какая рыба самая большая?
3. Что из себя представляют пеликаны?
4. Какую роль играет хобот у слона?
5. Что такое космос?
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!
Блиц-опрос
1. Какие книги относятся к справочной литературе? (Словари, справочники, энциклопедии).
2. В какой стране появились первые энциклопедические книги? (Китай).
3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).
4. Какую книгу так называют: «Книга, которая знает все»? (Энциклопедия).
5. Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам? (Энциклопедия).
И следующее задание для вас будет такое, продолжи пословицу:
1. Кто много читает, тот много знает.
2. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
3. Книги читать – скуки не знать.
Вставь пропущенное слово в поговорку:
1. Книга мала, а ума придала.
2. Не красна книга письмом, а красна умом.
3. Книга друг – человека.
2. Игра «Черный ящик».
Этот прибор получил свое название от слова «камешки». Он легкий, умещается в кармане, и без всякого труда на нем можно совершать все четыре арифметических действия.
Что в черном ящике? Подтвердите свою догадку данными из энциклопедии и ответьте на вопрос, в каком случае толщина прибора может не превышать толщину листа бумаги? (Из черного ящика вынимаем калькулятор).
VII. Итог урока
Интерактивная игра «Микрофон»
Что интересного узнали на уроке?
Чему научились?
Какую роль в нашей жизни играют книги?
Оценивание учащихся.
VIII. Домашнее задание.
1. Составьте свое задание для «Черного ящика», пользуясь сведениями из энциклопедии.
2. Выписать из справочной литературы определение понятий «пословица», «поговорка».
И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги». Спасибо за внимание, за активную работу на уроке.
Презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме: Презентация по теме»Справочная литература»
Как пишется слово орёл?
Какие птицы перелётные?
Как построить дом?
Как ухаживать за растениями?
Как приготовить салат?
Где находится театр?
Почему огонь горячий?
Каждый человек на протяжении всей жизни задаёт множество вопросов.
Где же он может найти на них ответы?
Кто помогает человеку находить ответы на интересующие их вопросы?
Конечно же это другие люди и книги.
Одним из первых и самых главных источников знаний является книга.
В какой книге можно найти ответ на вопрос?
Для получения быстрого ответа на вопрос или задание учителя, для разрешения спора с товарищем мы обращаемся к справочной литературе.
Что такое справочная литература?
Справочная литература – это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос.
Задача справочной литературы – дать первое представление по теме или предмету.
К справочной литературе относятся словари, справочники, энциклопедии.
«Словарь – вся вселенная в алфавитном порядке». Словарем называется всякое собрание слов. Есть словари, посвященные разным отраслям знаний, например, географии, музыке, биологии.
Допустим Федька –карапуз
Не знает, как писать «Арбуз».
Меня открыл он, полистал.
Ему я сразу подсказал,
Как это слово пишется,
Что на конце не «С» писать,
Хотя она и слышится.
Я словарь Толковый,
И многим вам знакомый,
Меня вы спросите опять,
Как слово правильно писать,
Откуда родом это слово?
Что заменить его готово?
Мы обращаемся к словарям, если необходимо узнать значение слова, его происхождение, при переводе на другой язык.
Словари бывают:
— орфографические
— толковые
— фразеологические
— синонимов
— переводные
— и другие
А вот и я!
И без меня, никак нельзя!
Во мне:
Пять тысяч где,
Семь тысяч как,
Сто тысяч почему..
А как зовусь я ?
Правильно – энциклопедия – это главный путеводитель по сокровищам человеческих знаний. Слово «энциклопедия» древнегреческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает « круг знаний».
Если же нас интересуют явления природы: наводнения, затмения, землетрясения, или спорт, наука, техника, выдающиеся деятели науки, космонавты, то сведения для понимания предмета ищем в энциклопедии.
Энциклопедией называется однотомное или многотомное справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знания, изложенные в виде кратких статей, которые приводятся в алфавитном или систематическом порядке.
Самые известные энциклопедии:
«Большая советская энциклопедия» (СССР),
«Британика» (США и Великобритания),
«Большой Ларусс» (Франция),
«Эспаса» (Испания) ,
«Детская Энциклопедия» и другие
Большой группой справочной литературы являются справочники. Это издания, содержащие краткие сведения о науке, технике, производстве и человеческой деятельности.
Сведения в справочнике расположены в определенном порядке: алфавит, тематически, хронологически.
Справочники содержат материал в сжатом изложении. Справочники выпускаются по многим проблемам политики, экономики, естествознания, техники, культуры.
К справочной литературе относятся:
1. Календари
2. Путеводители и другие
Особенности справочной литературы:
— краткость;
— чтение выборочное (по заданию или интересу)
— наличие алфавита
— наличие указателей
— читается вразброс
При пользовании справочной литературой необходимо :
Знай:
1. ключевое слово (орел)
2. тему (биология или зоология, животные)
3. алфавит
Пользуйся:
1. содержанием
2. указателем (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический)
Будь:
1. настойчив
2. терпелив.
Если справочная литература станет вашим другом, то шире будет ваш кругозор, основательнее будут ваши знания. Она помогает нам не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширять кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, литературы, развивает нашу речь, приобщает к культуре народа.Таким образом, умение пользоваться справочными изданиями является важной составляющей культуры чтения.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Энциклопедии, справочники, словари» (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру
учителя начальных классов Дурневой Татьяны Владиславовны
Класс: 2
УМК: «Планета знаний»
Тема: Энциклопедии, справочники, словари
Цель: познакомиться с понятиями «информация», «справочник», словарь», «энциклопедия».
Планируемые результаты
Предметные:
— знать понятия «информация», «справочник», «словарь», «энциклопедия»;
— уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями;
— уметь составлять свой справочник.
Метапредметные:
— уметь пересказывать прочитанный текст;
— уметь находить ответы на вопросы,
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Личностные:
— формирование познавательного интереса,
— формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: энциклопедии, справочники, словари, иллюстрации источников информации, карточки с заданиями, надписи, магнитики, доска, презентация, видео «Фиксики. Помогатор» (физминутка), ноутбук, колонки, экран.
Ход урока
— Здравствуйте дети! Меня зовут Татьяна Владиславовна. И сегодня я проведу с вами урок окружающего мира. Вы готовы к открытиям? Я подготовила для вас сюрприз. Он находится у вас под стульчиками. Кто нашел бегом к доске, кто нет, сели на стульчики.
Готовятся к уроку.
Умение настроить себя на работу.
2. Целеполагание и мотивация
5 мин
— Что вы нашли у себя под стульчиками? Что мы можем сделать с ними?
А составлять вы его будете необычным способом. Прикрепите свою букву к соответствующему цвету. Что у нас получилось? Давайте вместе его скажем!
И Н Ф О Р М А Ц И Я
— Вы знаете это слово? Что оно означает? А остальные ребятки, поднесите ладошки ко рту и скажите это в ладошки. Сказали? А теперь выпустите это ко мне, а я поймаю! А теперь послушаю, что же вы говорите.
Информация – это сведения об окружающем мире. Кто согласен со мной? Кто не согласен? А проверим мы, кто прав, в конце урока.
— Чтобы проверить, нам нужно понять, где искать эту информацию? Посмотрите вокруг, заметили ли вы в классе новые предметы? Кто заметил, несите к доске и бегом назад.
— Молодцы. Что же мы видим? Где можно найти интересующую нас информацию? В интернете, в книгах, в музее, спросить у людей.
— Сегодня мы с вами на уроке рассмотрим один из источников информации, а какой именно, вы мне ответите сами. Они лежат у вас на парте. Прочитайте про себя названия на обложках этих книг. Кто хочет прочитать свое название вслух? А как называются все эти книги?
Давайте откроем страницу 32 в учебнике и прочтем, правы ли мы.
Как же называются все эти книги? Справочники. А всё вместе, ребята, это называется справочная литература.
Буквы.
Составить слово.
Информация.
Ответы детей.
Дети высказывают свое мнение.
Дети ищут таблички с иллюстрациями источников информации.
В интернете, в книгах, в музее, спросить у людей.
Дети зачитывают названия энциклопедий, словарей, справочников.
Открывают учебник, читают информацию.
Справочники.
Коммуникативные: высказывание своего мнения.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.
3. Актуализация знаний
5 минут
— Справочная литература – это книги, в которых собрана необходимая информация по определенной науке, отрасли знания.
— Почему же так много разных энциклопедий и словарей? Почему нельзя было создать одну большую книгу, где собрана вся информация обо всем? Это сделано для того, чтобы вам было удобнее пользоваться ими. Информация в них собрана по интересам, по наукам, по разным отраслям знаний.
— Деление на разные направления и группы называется классификацией. И мы с вами увидели, какой разной может быть справочная литература. Посмотрите на слайд, на какие группы делится справочная литература.
— для мальчиков и девочек;
— по возрастам;
— по наукам;
— по интересам.
— Перед вами лежит разная справочная литература. Я предлагаю вам разделиться по направлениям. Те, кто считает, что у них справочная литература про животных, положите свои книги в стопку под названием ЖИВОТНЫЕ. Те, кто считает, что у него справочная литература про растения в РАСТЕНИЯ. Те, кто считает, что у него справочная литература по истории в ИСТОРИЮ. Те, кто считает, что у него справочная литература по географии в ГЕОГРАФИЮ. Те, кто считает, что у него словари в СЛОВАРИ. Итак, каким же одним словом можно назвать то, что мы с вами сделали сейчас?
Информация в них собрана по интересам, по наукам, по разным отраслям знаний.
Дети раскладывают книги по группам, направлениям.
Классификация.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.
4. Физминутка
2 минуты
— А сейчас я предлагаю отдохнуть.
Повторяют движения за героями из видео.
5. Первичное закрепление знаний
7 минут
— Чтобы нам продолжить урок, я вас попрошу разделиться на группы. Просто повернитесь назад к своим товарищам, это будет ваша группа на время урока. Теперь я попрошу вас выбрать в группе командира. Даю вам на это минуту. Прошу командиров подойти ко мне за вопросом. Ваша задача – ответить на эти вопросы с помощью энциклопедии. Но для начала вам нужно обсудитьв группах, какую именно энциклопедию вы у меня возьмете. Командиры возвращаются в группу, и вы вместе решаете, по какой тематике ваш вопрос. Даю вам минуту.
— Что такое солнце?
— Чем питаются барсуки.
— Где расположена Франция?
— Кого называют хищниками?
— Где обитают насекомые?
Командиры, назначьте человека, который подойдет ко мне за энциклопедией. Итак, энциклопедии получены. Начинаем искать ответ.
Чья команда быстрее найдет ответ, поднимайте руку. На выполнение задания даю вам минуту.
— Как вы думаете, почему кто-то раньше нашел ответ, а кто-то позже.
— Я предлагаю вам составить памятку по пользованию энциклопедией.
Памятка
1. Определи тематику своего вопроса.
2. Подбери справочную литературу.
3. Открой оглавление (алфавитный указатель)
4. Найди нужную страницу
5. Прочитай информацию, поделись информацией с другими.
Дети работают в группах, выполняют задание.
Те, кто знают, как пользоваться энциклопедией, быстрее смогут найти информацию.
Регулятивное: контроль за своими действиями.
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, работать в группе.
6. Самостоятельная работа и самопроверка
7 мин
— Как вы думаете, вы – второклассники, которых все считают маленькими, сами сможете составить свой справочник? У вас есть знания, которыми вы можете поделиться? Конечно есть. И мы с вами сегодня составим свои справочники по разным темам.
— Для этого я вас попрошу достать из конверта номер один слова. Определите в группе, как можно одним словом назвать эти слова? К какой теме они относятся? (спросить каждую группу). Распределите эти слова между собой в группе. Про это слово вы будете делать свою страничку.
— Каждый из вас сделает одну страничку для вашего справочника. А я вам в этом помогу. Вы, наверное, заметили, что все справочники и энциклопедии составлены по-особенному, у них все страницы оформлены в одном стиле. Вот и мы с вами должны придерживаться этого правила.
— Посмотрите на слайд. На нем образец странички, которые все вы будете делать. В верхнем левом углу мы размещаем букву, на которую начинается ваше слово (ее можно найти в конверте №2). Достаньте буквы из конверта и распределите между собой. А в верхнем правом углу клеим картинку, которая показывает ваше слово (ее можно найти в конверте №3). Достаньте картинки и распределите их между собой. И наконец, в центральной части вы размещаете информацию про это слово (конверт №4). Посмотрите, у всех ли три конверта на группу? Когда у вас есть вся необходимая информация, вам остается правильно ее разложить и наклеить на свою страничку. Даю вам две минуты.
— Вот ваши странички и готовы. Чтоб это было похоже на справочник, что осталось сделать? Пока вы раскладываете, я раздам вам обложку вашего справочника. А вы не забудьте подписать, кто был его авторами. Как вы думаете, кому мы сможем подарить эти справочники?
Дети выполняют задания.
Дети выполняют инструкцию учителя.
Расставить страницы в алфавитном порядке и сделать обложку.
Первоклассникам!
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
2 минуты
— Помогла ли вам информация, которую вы узнали на уроке, при составлении справочника для 1 класса? Ваши справочники обязательно помогут малышам 1 класса узнать окружающий мир.
— Ребята, а ведь информация это не только слова, но и жесты. Я вам предлагаю оценить свою работу с помощью жестов. Если вы можете сказать про себя «Я молодец! Я справился со всеми заданиями и мне понравился урок» — поднимите руки вверх. Кто считает, что он молодец, но у него остался маленький вопрос, разведите руки в стороны. А кто считает, что он тоже молодец, но ему нужно еще раз повторить дома эту информацию, ставит руки на пояс. Потренируемся. А теперь показываем. А мне очень понравилось с вами работать, и я довольна каждым из вас!
Оценивают свою работу.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные: рефлексия; смыслообразование.
Конспект урока «Справочная литература» для 2 класса
Библиотечный урок во 2-м классе «Справочная литература»
ЦЕЛЬ: познакомить ребят со справочной литературой.
ЗАДАЧИ: познакомить ребят с понятием: справочная литература, самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.
К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем”, справочных изданий, красочными буквами написано название урока, красочная карта с обозначенными на ней остановками.
Ход занятия:
Сл.1 БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте ребята! Сегодня мы пригласили вас в библиотеку чтобы познакомить вас со справочной литературой. Вы растете, ваши знания расширяются.
Сл.2 У вас возникают вопросы, на которые вы хотите найти ответ. Вы спрашиваете у взрослых, но бывает так, что у них нет времени, чтобы ответить на все вопросы. Что же делать?
Сл 3 Да взять и обратиться к книгам, которые знают все. Всего на свете не знает никто – так много знаний накопилось у человечества, которые хранятся в книгах.
Сл.4 Но не такое уж легкое дело быстро найти нужную книгу среди миллионов других. Поэтому и создали люди книги, куда сложили в алфавитном порядке все свои знания о мире.
Сл.5 Находи нужное слово и.. отправляйся в путешествие по знаниям. Но эти энциклопедии для взрослых, для старших ребят, а вам так хочется попутешествовать в мире книг, получить новые знания.
Энциклопедии всегда занимают почетное место в библиотеке. (Обратить внимание на стеллажи с энциклопедиями. )
Как вы думаете, есть такие умные книги для ребят вашего возраста?
Да. Есть.
Сл. 6 Начнем знакомство. Тема нашего библиотечного урока “справочная литература” (обратить внимание на название урока). Справочной литературой мы называем: справочники, словари, энциклопедии.
Ваши первые энциклопедии могут рассказать о многом, ответить на многие ваши вопросы. А, чтобы вы хорошо все запомнили, нам будет помогать Незнайка ( Кто автор книг про Незнайку? ) Ответы детей.
Сл 7. Что такое энциклопедия? “Энциклопедия” — это французское слово, означающее “свод знаний”. Энциклопедия – это научно-справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний.
Сл. 8 Энциклопедии могут быть универсальные, т.е в одной энциклопедии может быть несколько тем. И тематические – энциклопедии по одной теме.
Сейчас мы отправимся в справочно-информационный зал. (См. Видео Энциклопедия)
Сл.9 Далее мы продолжим путешествие по страницам энциклопедий вот на этом паровозике. И так, в путь. Первая станция на нашем пути
Сл.10 Станция «Школьная»
Я вам сейчас скажу такую поговорку: “Что написано пером, не вырубишь и топором” он же вырубает и карандашный штрих и ошибку, сделанную по неосторожности в слове, да так аккуратно, что никто не увидит! Что же это за предмет?.
Сл.11 Да, конечно, это ластик, или стирательная резинка. А вы знаете, что скоро ластику исполнится 300 лет? А из чего сделали ластик?
сл.12 Очень давно жил великий мореплаватель Магеллан. Он первый рассказал всему миру, что каучук стирает написанное.
сл. 13 Индейцы Южной Америки собирали тягучий сок тропического дерева гевеи и
сл. 14 варили из него каучук.
сл. 15 Сейчас каучук делают из картошки и опилок, нефти и спирта.
сл.16 Так, что ластик наш или картофельный, или опилочный, или нефтяной. Чтобы он лучше стирал написанноек каучуку примешивают мел и стеклянную пудру.
сл. 17 А все это мы можем узнать из книги Г. Юрмина “Про тетрадь и карту, карандаш и парту” (показать книгу на выставке). Прочитав эту книгу можно узнать из чего сделана тетрадь, откуда пришла классная доска. Все рассказы в книге небольшие, но очень интересные. Расположены они по названию вещей в порядке алфавита.
сл.18 следующая станция «Дорожная»
БИБЛИОТЕКАРЬ: Скажите, пожалуйста, вы все соблюдаете правила дорожного движения? Ответы детей. Молодцы. А сейчас представьте себе, что происходило бы на дорогах, если бы вдруг исчезли светофоры, дорожные знаки, линии на проезжей части дороги, а все, и водители и пешеходы не соблюдали бы правила дорожного движения. Сколько бы было несчастных случаев! Вы согласны? Вот почему каждый человек обязан строго соблюдать правила уличного движения.
Сл 19 В книге А. Дорохова “Зеленый.. Желтый.. Красный!” вы узнаете о правилах дорожного движения, об устройстве улиц и дорог, познакомитесь со знаками, которые знают и понимают, и конечно соблюдают все шоферы мира, пешеходы, хотя на дорожных знаках ничего не написано. А сейчас послушайте стихотворение, которое поможет нам запомнить, как работает светофор.
Сл 20 Красный свет – прохода нет,
Не иди на красный свет!
Сл 21 Желтый – это надо знать! –
Тоже просит подождать,
Чтоб машинам не мешать!
Сл 22 Загорелся свет зеленый –
Можно вам теперь шагать!
сл. 23 Незнайка рекомендует: неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. И прочитать эту книгу, которая для нас с вами является энциклопедией по правилам дорожного движения.
сл. 24 В школьной библиотеке есть газета. Она называется “Добрая дорога детства”. Это всероссийская газета. Она рассказывает о правилах дорожного движения. Для вас она будет также первой энциклопедией в изучении правил дорожного движения.
сл. 25 следующая станция «Пустыня»
Разными бывают пустыни: и каменистыми и глинистыми, но мы хорошо с вами знаем, что пустыни бывают и песчаными. И они занимают самую большую территорию на земле. Вы мне скажите: “Ну что пустыня? Пески и все”.
сл. 26 А я вам сейчас расскажу одно библейское сказание. Когда-то в далекие времена шли по пустыне люди. Шли они в поисках земли, где, как им казалось, найдут все, что нужно для жизни: тучные поля, воду, плоды. Долго шли по пустыне люди, и вот наступил час, когда припасы оказались съедены, вода выпита, а земли не было видно. Смятение охватило людей.
Сл 27 Но вдруг откуда-то повеяло прохладой, и с неба, как снег, посыпались мелкие белые комочки. “Манна, манна небесная!” — закричали люди и стали подбирать манну и есть ее. А поев пошли дальше. Белые комочки совсем не были манкой, которую мы с вами едим на завтрак. Что же такое было? Манна – особое растение. Оно буквально питается воздухом. Манна не имеет корней и перекатывается, подгоняемая ветром. Вот какие чудеса бывают в пустыне.
сл. 28 А еще в пустыне бывают удивительные многоцветные восходы и закаты. Небосвод переливается множеством ярких, необычных красок, и такое впечатление, будто человек попал в сказку.
сл. 29 Нигде не бывает так жарко, как в пустыне. Например, в Калифорнийской пустыне температура воздуха достигает 58 градусов. А температура на почве достигает 78 градусов. На таком песке можно испечь яйца.
сл. 30 У пустыни — великая притягательная сила. Человек, хоть раз, побывавший в песках, всю жизнь будет мечтать попасть сюда снова. Отправимся и мы в пустыню, в этот чудесный край. Не спеша, пройдем по тропам шелкового великого пути. Узнаем о верблюде, который в годы Великой Отечественной войны проделал путь от Астрахани до Берлина, и его даже сфотографировали у стен рейхстага. И много другое. А все это мы узнаем из подписного издания детской энциклопедии “Пустыня”.
сл.31 В городе Ахтубинске Астраханской области установлен необычный памятник. В центре композиции – верблюжья упряжка. О ней читателям «Каравана» решил рассказать пенсионер из Алматы Жоломан СУЛТАНОВ.
Одна из упряжек – легендарные Мишка и Машка, пройдя тысячи километров, утром 30 апреля 1945 года вошла в Берлин. Считается, что их пушка дала один из первых залпов по Рейхстагу. После окончания войны животных поместили в Московский зоопарк.
Сл 32 станция «Про тебя самого»
эта энциклопедия ответит на вопросы: Почему ты все время вдыхаешь и выдыхаешь воздух и почему ты не можешь пробыть даже несколько минут не дыша? Как работает твое сердце, твои легкие, твои мышцы, твой мозг?
сл. 33 Сколько у тебя костей? Как ты должен поступать, чтобы все части твоего организма работали хорошо, и ты с каждым днем становился все сильнее и крепче? Вот почему эта энциклопедия “Тело человека” написана для тебя.
Сл. 34 Следующая станция «Волшебная»
БИБЛИОТЕКАРЬ: Есть большие энциклопедии для старших ребят. Вы их всегда видите, когда приходите в библиотеку. Они стоят на отдельной полке такие красивые, величавые. Да? А сегодня я вам покажу вот такую энциклопедию, для вас, любознательных детей. Такая книга вышла впервые в России в 1969 году. Её название придумал детский писатель Лев Кассиль Называется она “Что такое? Кто такой?”. Материал в книге расположен очень удобно. Я вам уже говорила. По алфавиту от “А” до “Я”.
Сл. 35 Обо всем рассказано очень просто, понятно и интересно. На каждой странице – цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. Всего три тома. В – них сотни ответов на сотни ваших вопросов. Обычно, когда взрослые дают книгу и при этом говорят: “Читай все по порядку, не забегай вперед” Так? В этих книгах не обязательно читать все подряд.
Сл. 36 Энциклопедию читают, когда что-то нужно узнать интересное, новое, не до конца понятное. Вот и получается, что эти три книга — ваша первая энциклопедия. Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки.
сл.37 Например, нас интересует дерево баобаб. Посмотрите содержание.
сл. 38 Буква “Б” страница 116, баобаб — страница 128. Это дерево, хотя и живет 4-5 тыс. лет, не очень высокое –18-25 м. Зато толщина ствола просто удивительная – достигает 25, а то 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь наш класс должен был бы взяться за руки. “Баобаб большой, — говорят африканцы, — но из него не разожжешь даже маленького костра”
Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Да дрова — то эти окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит. Есть у него и другие особенности. Но об этом вы уже сами прочитаете.
сл.39 А я вот еще одна книга, это подписное издание детской энциклопедии “Деревья от “А” до “Я” Расскажет О разнообразных свойствах некоторых из деревьев и их значении в жизни людей. Здесь есть и про баобаб.
сл. 40 серия книг «Узнай мир»
Млекопитающие – эта книга о братьях наших меньших, обитателях планеты Земля – млекопитающих. Самые развитые, они вместе с нами прошли долгий путь эволюции. Узнай о них побольше из этой красочной иллюстрированной книги.
Насекомые. На нашей планете около одного миллиона видов насекомых, то есть гораздо больше, чем видов растений, животных и микроорганизмов, вместе взятых. Насекомые считаются самыми совершенными из всех земных существ. Эта иллюстрированная книга расскажет о тебе о них.
сл 41 Автомобили.
От самоходного экипажа до современной машины, под капотом который не одна сотня лошадиных сил, — вот какой путь прошел автомобиль за сто с небольшим лет.
сл. 42 Эта книга не только об истории автомобилестроения, но и о моделях, сходящих с конвейеров автозаводов сегодня.
сл. 43Космос.
Как устроена Вселенная? Что такое планеты и звезды? Каковы размеры нашей галактики? Ответы на эти и многие другие вопросы ты найдешь в книге, которую держишь в руках. Красочные иллюстрации помогут тебе представить всю необразимость и красоту мира, в котором мы живем.
сл. 44 Птицы.
Птицы – прекраснейшие из земных существ. Стремительные и непостижимые, они всегда вызывали восхищение и зависть у человека.
Открой для себя их удивительный мир. На каждой странице цветные иллюстрации этих древнейших обитателей нашей планеты.
сл. 45 Энциклопедия серии «Я познаю мир»
сл. 46 Энциклопедия издательства «Росмен»
сл. 47 электронные энциклопедии
сл.48 Многие энциклопедии в конце книги оснащены указателями – справочный список в книге.
сл. 49 Итак Справочная литература – это энциклопедии, справочники, словари
сл. 50 Словарь — это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
сл. 51 Справочник — книга, которая содержит краткие сведения научного, информационного характера
сл. 52
Как расположен материал в энциклопедии?
Структура энциклопедии ( из каких элементов состоит книга, оформление)
Составьте алгоритм поиска нужного материала.
Какая информация привлекла вас?
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, оно вам понравилось.
В заключении давайте с вами расшифруем этот ребус.
Библиотечный урок»Мои первые энциклопедии»
МАОУ «Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Твои первые энциклопедии, словари, справочники
(Библиотечный урок для младших школьников)
Спрашивайте, ищите интересующие вас слова.
Ставьте вопросы как паруса, — и пусть книга будет
вашим кораблём в безбрежном океане знаний.
Л. Кассиль
Твои первые энциклопедии, словари, справочники
(Библиотечный урок для младших школьников)
Содержание темы:
Рассказать о многообразии справочной литературы, уточнить для каких целей она служит, показать красочные справочные издания, заинтересовать ими, познакомить со структурой энциклопедий, словарей, справочников, подчеркнуть их общие признаки — расположения материала по алфавиту или по темам, рассказать о наличии предметно – именных указателей в конце книги и как ими пользоваться, научить работать со справочной литературой.
Форма проведения
библиотечного урока:
Цель урока:
словарями, справочниками.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятием «справочная литература».
Научить самостоятельному поиску нужной информации.
Привить любовь к книге, чтению, библиотеке.
Оборудование урока:
Книжная выставка.
«В плаванье к далёким берегам…»
1 раздел — 1000 ответов на 1000 вопросов (энциклопедии).
2 раздел — Спутники для любознательных (справочники).
3 раздел — Вселенная в алфавитном порядке (словари).
Книги:
«Что такое? Кто такой?» в трёх томах.
«Почемучка».
Энциклопедия «Аванта+».
«Что это? Кто это?»
«Я познаю мир».
«Всё обо всём».
«Хочу все знать».
Мультимедиа:
Презентация «Твои первые энциклопедии, словари, справочники».
Музыкальное сопровождение:
Ключевые слова:
«Энциклопедия» — в переводе с французского языка означает
«Круг знаний» или «обучение по всему кругу знаний».
«Словарь» — собрание многих слов, расположенных в алфавитном порядке.
«Справочник» — книга с краткими сведениями о чём – либо по разным темам.
1 слайд
Библиотекарь:
Ребята!
Сегодня мы проводим очередной библиотечный урок по теме «Твои первые энциклопедии, словари, справочники». Мы совершим путешествие в мир справочной литературы. А помогать нам будут – герои Иринка и Максимка.
Вы растёте и познаёте окружающий мир, у вас появляется множество вопросов: «Откуда? Зачем? Почему?».
Вспомните, какие вопросы вы задавали своим родителям, когда были маленькие? (дети отвечают).
Я услышала, что самый популярный вопрос у вас был «Почему?».
2 слайд
Поэт и композитор Аркадий Гладков даже придумал по этому поводу песенку:
Почему в пустыне не растут леса?
Почему у кошек грустные глаза?
Почему на колесе тоненькие спицы?
Почему в лесу с ладони хлеб клюют синицы?
Почему на санках не поедешь летом?
Кто для космонавтов делает ракеты?
Почему под дождиком шелестит трава?
Почему от «почему» распухла голова?
Бывает так, что родители и учителя не всегда могут вам ответить. Человек не может знать обо всём на свете, хранить в памяти множество различных сведений: названия, имена, цифры и факты.
Что же нам делать?
Правильно! Надо обратиться к книгам, которые знают всё. Вы уже догадались – это энциклопедии, словари, справочники. Писатель Лев Кассиль сравнивал эти книги с кораблями в безбрежном океане знаний.
Спрашивайте, ищите интересующие вас слова.
Ставьте вопросы как паруса, — и пусть книга будет
вашим кораблём в безбрежном океане знаний.
Л. Кассиль
3 слайд
4 слайд
Все эти книги называют – Справочная литература.
Ребята, подскажите, пожалуйста, а от какого слова произошло название — справочная литература? (дети отвечают).
Молодцы, правильно от слова «спрашивать» — мы книге задаем вопрос, спрашиваем что-то, просим дать ответ, а книга выдает нам — «справку».
А какие книги входят в понятие «справочная литература»? (дети отвечают).
Молодцы, конечно же, это – энциклопедии, словари, справочники.
Кто из вас скажет, а что такое «энциклопедия»? (дети отвечают).
5 слайд
Итак, «Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний».
6 слайд
Первые книги подобные энциклопедиям появились в Древней Греции, но самая знаменитая – «Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств, ремёсел» — появились 200 лет назад во Франции. Слово «Энциклопедия», — а это трудное слово, впервые составил французский писатель Франсуа Рабле. «Энциклопедия» переводится, как «круг знаний» или «обучение по всему кругу знаний». С тех пор на свет появилось огромное множество энциклопедий, словарей, справочников. Например, в России первая энциклопедия появилась в 1862 году и называлась она — «Техническая энциклопедия», а вслед за ней стали появляться разные другие. Это и большие, трудные для чтения, и маленькие, которые могут читать ребята – школьники.
7 слайд
Ребята, а кто знает, какие бывают энциклопедии? (дети отвечают).
Действительно мир энциклопедий разнообразен. Энциклопедии бывают:
Полные и краткие.
Универсальные и отраслевые.
Алфавитные и тематические.
Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам энциклопедий в «Страну Знаний». С собой в дорогу мы возьмём хорошее настроение, книги, которые лежат у вас на столе, а также ваши библиотечные тетради и ручки, чтобы делать нужные записи. Итак, в путь!
(Звучит песня «Читайка»)
Первая остановка «Что такое? Кто такой?»
Человечество придумало множество энциклопедий, но, ни в одной стране, долгое время не было энциклопедий для любознательных детей 9 – 10 лет. Такая книга впервые вышла в России в 1969 году в двух томах. Её название придумал детский писатель Лев Кассиль.
8 слайд
9 слайд
Эта детская энциклопедия так понравилась мальчикам и девочкам, что в 1975 году появилось второе издание в трёх томах, в оранжевом переплёте, а затем третье и четвертое, дополненное интересными сведениями, которых нет ни в первом, и во втором издании. Всего в трёх томах более 1000 ответов на 1000 вопросов.
10 слайд
На обложке книг нарисованы корабли с поднятыми парусами, как – будто они призывают читателей: «Ставьте вопросы как паруса, — и пусть эта книга будет вашим кораблём в безбрежном океане знаний».
В этих книгах не обязательно читать всё по порядку. Можно прочитать в конце второй книги, вернуться к началу первой, а можно заглянуть в середину третьей. В любом месте можно посмотреть картинки, прочитать рассказ.
Чтобы быстрее найти ответ на вопрос, нужно запомнить, что все рассказики расположены так, как идут буквы алфавита от А до Я.
Последнее издание разделено на 3 тома:
I том — А – Е II том – Ж – П III том — Р – Я
В энциклопедии есть также обозначение сокращённых слов.
Например: г – года; км – километр; м – метр; см — сантиметр; кг – килограмм
В тексте есть слова, напечатанные жирным шрифтом и наклонными буквами – курсивом – так отмечаются слова, на которые есть объяснения в энциклопедии.
11 слайд
Как работать с энциклопедиями?
Если вы хотите найти слово на определённую букву, вам достаточно только найти эту букву. На страничке, где есть эта буква – имеется перечень слов, начинающихся с этой буквы, а также номер страницы, где это слово напечатано. Например, вопрос звучит так: «Когда и где жил древний ученый — математик Пифагор?».
Какой том энциклопедии нам понадобится?
Возьмём энциклопедию «Что такое? Кто такой?». Т.2 и откроем страницу с буквой «П». По алфавиту отыщем нужное нам имя – Пифагор.
А сейчас выполним Практическое задание по энциклопедии
«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?»
12слайд
I том
Что изучает наука археология?
Как общаются между собой дельфины?
От каких вредных привычек необходимо избавиться?
II том
Чем отличается комета от звезды?
Какие спектакли смотрят в опере?
Где проводят детство осетры?
III том
Где жил Спартак и почему он известен?
Что можно посмотреть в Эрмитаже?
Где родился помидор?
(дети работают с энциклопедиями разных лет издания)
13слайд
А какие еще есть ДЕТСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ?
14слайд
Вторая остановка «Почемучка»
Вот ещё одна детская энциклопедия – «Почемучка».
15слайд
Эта книга как раз для тех, кто задаёт в день 100 вопросов «Почему?».
«Почемучка» — книга – игра. Здесь есть свои герои: Дедушка Знай, Мазила Бабашкин, Кисточкин, Панамкин.
Они рассказывают сказки, загадывают загадки, предлагают смешные и поучительные истории на самые разные темы. Рядом с текстом есть забавные рисунки, в книге много фотографий.
16слайд
Вся книга поделена на 9 глав. Каждая глава имеет свою тему.
1 глава — Дом, где мы живём (о Земле)
2 глава – В солнечном царстве – космическом государстве
3 глава – Над нами небо голубое
4 глава – Речки и моря на Земле текут не зря.
5 глава – Про зелёные леса и лесные чудеса.
6 глава – Страна, до которой рукой подать.
7 глава – Про машины, про станки и две рабочие руки.
8 глава – Скатерть-самобранка.
9 глава – Заливается звонок — начинается урок.
К каждой главе художник Кисточкин нарисовал иллюстрации, оформил «Альбом Почемучки».
17-19 слайды
Давайте познакомимся с главой «Про зелёные леса и лесные чудеса»
20 слайд
Какие вопросы рассматриваются в этой главе?
(дети рассматривают энциклопедию и отвечают)
Почему говорят: лес – наше богатство?
Кто живёт на дереве – кто под деревом?
Почему лист зелёный?
Для чего кошкам усы?
Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? и др. вопросы
(Дети зачитывают вопросы)
На эти и другие вопросы можно найти ответы в «Почемучке». Только нужно запомнить, что материал в книге расположен по темам, а не в алфавитном порядке.
В энциклопедии к этой главе есть вступительная статья, стихотворение как эпиграф к главе.
«…Об удивительном месте — лесе, откуда вернёшься с полными коробами не только грибов, ягод, орехов, но и загадок…».
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему»
Меж деревьями мчится,
Летит по пятам
За неведомой птицей.
Ребята, а сейчас посмотрим, какие энциклопедии есть в нашей школьной библиотеке. Они занимают самое почетное место на книжных полках.
21 слайд
(Библиотекарь показывает энциклопедии, показывает фотографии книг на слайде презентации. Более подробно рассказывает о детской энциклопедии «Я познаю мир»).
За последние годы появилось много новых справочных изданий. Например, в детские энциклопедии серии «Я познаю мир». В них даётся увлекательный рассказ о таинственном мире окружающих нас предметов и явлений. Весь материал в этих книгах посвящен отдельной теме. Откройте любую книгу и, вы, не сможете оторваться от неё.
Отличительной особенностью этих книг является то, что в конце книги есть специальные предметно – именные указатели. Эти указатели облегчают поиск ответа на нужный вопрос.
22-23 слайд
Третья остановка «Справочники»
А сейчас мы с вами познакомимся, что такое справочники? Справочники — это книги с краткими сведениями о чём – либо по разным темам.
Каждый справочник посвящен какой-то одной теме. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах. В каждом справочнике есть предметно–именные указатели. Все слова в этих указателях расположены по алфавиту.
В нашей школьной библиотеке имеются справочники по математике, химии, физике, литературе, русскому языку. Эти справочники – пользуются популярностью у школьников.
(Библиотекарь показывает справочники, которые представлены на выставке и на слайде).
24 слайд
Четвёртая остановка «Словари»
Ребята, подскажите нам, а какие вы словари знаете? Какие словари у школьников самые популярные? (дети отвечают)
Вы правы – словарей огромное множество, а самые популярные — орфографический и толковый словари.
А чем «орфографический словарь» отличается от «толкового словаря»? (дети отвечают).
Правильно – орфографический помогает нам правильно написать слово и верно поставить ударение, а толковый дает краткое толкование каждого слова, объясняет нам, что это слово обозначает.
Словари — это книги, в которых собраны многие слова, расположенные в алфавитном порядке. Ведь недаром говорят, что «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке». Каждый словарь посвящен определённой теме. Весь материал в словаре расположен по алфавиту.
Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 слова.
Самый известный словарь 19 века, который до сих пор пользуется большим спросом, создал языковед Владимир Иванович Даль. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре 200000 слов. Он охватывает не литературный, а живой разговорный язык, и состоит из 4-х томов. В нашей школьной библиотеке много словарей, среди них есть и словарь В. Даля.
Словари бывают самые разные: энциклопедические, языковые, отраслевые, тематические.
(Библиотекарь показывает словари, которые представлены на выставке и на слайде).
25 слайд
ИТАК, ЧТО ВЫ УЗНАЛИ НА БИБЛИОТЕЧНОМ УРОКЕ?
26 слайд
(Библиотекарь подводит итог урока)
В мире огромное количество справочной литературы – энциклопедий, словарей, справочников.
Энциклопедии, словари, справочники содержат полную или краткую информацию о предметах и явлениях.
Материал расположен в алфавитном порядке или по темам.
Эти книги предназначены для быстрого поиска информации.
Чтобы облегчить поиск нужно использовать указатель в книге.
Справочную литературу можно читать с любого места.
А сейчас, ребята, мы с вами проведем небольшой конкурс «Умники и умницы», чтобы закрепить ваши знания и умения по поиску нужной информации.
(Библиотекарь раздает карточки с заданиями для трех команд.
Команда – победитель награждается).
Конкурсное задание для команд: «Умники и умницы»
1 команда «Я познаю мир» — «Загадки истории»
— Какие библиотеки поссорились между собой?
— Что такое «олимпийская система?
«Всё обо всём» — т.7
— Чем занимается фалеристика?
— У каких насекомых кровь голубая?
«Всё обо всём» — «Знаменитые люди»
— Что изобрёл Галилео Галилей?
— Кем был М. И. Глинка?
2 команда «Я познаю мир» — «Экология»
— Где находится детский тропический лес?
— Что изучает наука «гарбология»?
«Всё обо всём» — т. 4
— Когда была изобретена стиральная машина?
— Утконос это млекопитающее или птица?
«Всё обо всём» — «Атлас мира»
-Где находится город Париж?
— Какие государства входят в состав Северной Америки?
3 команда «Я познаю мир» — «Изобретения»
— Где впервые зазвонил телефон?
— Что изобрёл Жак Ив Кусто?
«Всё обо всём» — т.6
— Где изобрели велосипед?
— Кто такие офени?
«Что это? Кто это?» — Толковый словарь
— Найти обозначение слова «обсерватория».
— Сколько пород собак вывели люди?
Библиотекарь:
А сейчас, ребята, пришло время прощаться, библиотечный урок закончился. Я вам желаю:
Читайте!
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги.
К.Г. Паустовский
Библиотекарь в заключении дарит детям в классный уголок буклет
«Хорошая книга — лучший друг!»
большая, детская, энциклопедия мира :: SYL.ru
Люди издавна ценили книги, как неиссякаемый источник новой информации. На бумажных листах отражались мысли и впечатления других людей, знания о далеких землях и удивительных чудесах. По мере их накопления пришло понимание, что удобнее всего информацию систематизировать и кратко изложить в отдельных томах. Так, стремление к классификации привело к появлению кратких справочников обо всем на свете, которые получили свое особое название. О том, что такое энциклопедия и кто ее так назвал, и рассказывается в данной статье.
Первые мыслители
Идея создания универсального справочника принадлежала еще древним философам. Античные мыслители размышляли об окружающем их мире, а свои рассуждения поверяли пергаментным свиткам и глиняным табличкам. И сейчас археологи находят осколки древних знаний, пытаются их расшифровать, отделяя правду от вымысла. Архаичные и нередко наивные представления мыслителей постепенно складывались в тот объем информации, который представляет собой энциклопедия мира.
Происхождение слова
Первенство по систематизации имеющихся знаний по праву принадлежит французам. Что такое энциклопедия, люди впервые узнали от французского ученого и писателя Франсуа Рабле. Он составил это слово из двух греческих терминов. В переводе они означают «круг просвещения». Новое понятие хорошо отражало, что такое энциклопедия. Поэтому название прижилось и вошло в словари всех современных европейских языков.
Первые энциклопедисты
Самый знаменитый первый универсальный справочник был создан под эгидой Французской академии наук и назывался «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Многотомный труд был создан более 200 лет назад и представлял собой издание, где были кратко изложены все знания, доступные ученым на тот момент. В написании статей принимали участие Дидро, Д’ Аламбер, Руссо, Монтескье и другие.
Под буквой «З» энциклопедисты разместили знания о Земле, литера «М» рассказывала о море, его богатствах, кораблях и флоте, а буква «К» сообщала сведения о королях прошлого и настоящего. Так первые читатели узнали, что такое энциклопедия. Роль справочной литературы в мире росла, и все больше читателей могли пользоваться этими замечательными книгами.
Современные энциклопедии
С той поры прошло много времени. Люди научились составлять различные энциклопедии и энциклопедические словари. Эти книги предназначены для читателей разных возрастов и профессий, содержат множество разных сведений о самых разнообразных областях человеческой жизни. Большая энциклопедия выпускается во многих странах мира. Полный комплект такого издания составляет свыше пятидесяти томов. Самым известным универсальным справочником, написанном на русском языке, является энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Знаменитые издатели работали совместно со многими учеными и философами XIX века.
В основной тираж энциклопедии входило 42 основных тома и два дополнительных. На базе многотомного издания позднее была выпущена Большая Советская Энциклопедия.
В настоящее время благодаря интернету энциклопедии стали еще боле доступны – теперь многие из них выпускаются в электронном виде. Самой популярной всемирной энциклопедией является Википедия. В ней каждый пользователь может найти всю имеющуюся на сегодняшний день информацию о вещах, явлениях или предметах, которые его интересуют. Причем сделать это можно на своем, родном языке.
А тем, кто не нашел нужной информации в Википедии, предоставлена уникальная возможность самому написать статью в интернете и поделиться своими знаниями со всем человечеством.
Наука познавать
Современные энциклопедии открывают перед нами целый мир разнообразных сведений обо всех окружающих нас вещах и явлениях, доступно рассказывая о них читателям разных поколений. Но особым вниманием среди издателей пользуются маленькие почемучки. Именно для них придуман особый формат справочной литературы – детская энциклопедия. В 1958–1962 годах издательством «Педагогика» в СССР была выпущена первая серия книг с одноимённым названием, пережившая три издания. Последнее состояло из 12 томов и являлось настоящим бестселлером.
Главная задача подобного издания состоит в том, чтобы разбудить интерес ребенка к неустанному познанию нашего мира. Поэтому к написанию статей для ребят привлекают не только ученых и писателей, но и педагогов. Ученые отвечают на вопросы, писатели – перекладывают эту информацию на доступный язык, а педагоги советуют, как лучше «взрослый» научный материал сделать увлекательным.
Главная цель их работы – заинтересовать читателя, предоставив ему самую интересную информацию. Такая работа со временем приносит свои плоды.
Получая первые представления о том, что такое энциклопедия, читая интересные и доступные для понимания статьи, ребенок начинает интересоваться той или иной областью человеческого знания. Став взрослее, подростки продолжают искать нужную им информацию, а после окончания школы, вполне возможно, сделают детское хобби своей будущей профессией.