План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Изложение текста по вопросам.

31.10.  2012. (2-й класс) Развитие речи 7. Запись ответов на вопросы к тексту.

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Развитие речи. Запись ответов на вопросы к тексту».

Учитель: Пашковская Л. И.

Тема: «Развитие речи. Запись ответов на вопросы к тексту».

Цель: формирование умения писать изложение текста путём составления  ответов  на вопросы, учитывая связь предложений в тексте.

Планируемые результаты:                                                                                                                

.-предметные: определять тему текста, отбирать языковой материал, излагать письменно содержание текста по данным вопросам;

-метапредметные: понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, находить в тексте информацию, отвечать на вопросы, соотавляя монологическое высказывание.

— личностные: оценивать результаты своей деятельности, делать выводы.

Ресурсы урока: учебная программа, карточки с текстом, интерактивная доска, капельки из  бумаги красного, жёлтого и зелёного цвета у каждого учащегося.

Педагогические технологии: ИКТ,  гуманно-личностная технология, технология обучения в сотрудничестве, технология продуктивного чтения, игровая технология, здоровье сберегающая технология.

Ход урока.

I. Огргмомент.

II. Мотивация познавательной деятельности.

1. Вводная беседа                                                                                                                                               — Какое время года наступило?                                                                                                                      – Какие осенние явления природы вы знаете?

2. Постановка учебной задачи.                                                                                                                          — Сегодня на уроке мы должны будем написать изложение об одном из явлений осени. Что такое изложение?  Давайте поработаем со словарём (изложить – передать содержание текста).                                                                                                                                                                   -Что же мы должны сделать на уроке?

III. Актуализация необходимых знаний.                                                                                                – Какие признаки текста вы знаете?                                                                                                               – Какие бывают тексты по содержанию?                                                                                                             – Что надо использовать, чтобы текст получился красивым?

IV. Организация познавательной деятельности.

1. Знакомство с текстом ( запись на карточках у каждого ребёнка).  

                                                                                                                                                             Небо медленно заволоклось тучами. По лесу прошёл ветер. В кустах послышался едва заметный шорох. Зашевелилась от ударов капель листва. Деревья весело и торопливо зашумели. Дождь усиливался. Песок промок, потемнел.

 – О каком явлении говорится в тексте?                                                                                                            – Где описывается дождь?                                                                                                                                  – Как бы вы озаглавили текст?

2. Работа по вопросам к тексту.

На ИА доске записаны вопросы:                                                                                                                            1. Чем заволоклось небо? (тучами)                                                                                                                           2.  Как сказано про ветер в лесу? (прошёл по лесу)                                                                                            3. Что послышалось в кустах?(шорох)                                                                                                                   4. Что произошло с листвой от удара капель? (зашевелилась)                                                                                5. Как зашумели деревья в лесу? (весело)                                                                                                     6. Каким стал песок после усиления дождя?(потемнел, промок)

— Что записано на доске?                                                                                                                                        -Для чего нужны вопросы при письме изложения?(помогут вспомнить текст)                                                       – Давайте ответим на вопросы при помощи текста.

3. Физминутка- релаксация (аудиозапись с шумом дождя) .

Давайте отдохнём: сядем свободно, закроем глазки и представим себе дождь в лесу.

4. Словарно-орфографическая подготовка.                                                                                      

– Прочтите текст ещё раз .                                                                                                                                                  — Как вы думаете, описываемый дождь был грустным, сердитым или весёлым?                                              -Найдите слова с непроверяемым написанием (По мере выносятся на доску: медленно, заволоклось, ветер, шорох, весело, песок).                                                                                                    – Как объясните написание слов: л…ства,  д…ревья?

V. Самостоятельная работа учащихся.                                                                                                                         – А теперь переверните листики и начинайте писать изложение. Ваши помощники – вопросы и слова на доске.  

V.Физминутка.

 Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

 На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всем бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

VI . Самопроверка.

— Прочитать текст 2 раза. Проверить, получился ли рассказ.                                                                     -Проверить, правильно ли написаны слова.

VII. Итог урока.                                                                                                                                                         – Давайте вспомним этапы нашей работы по подготовке к изложению.

VIII. Рефлексия.                                                                                                                                                – При помощи цветных капелек покажите своё отношение к выполненной работе (зелёная – доволен, всё получилось; жёлтая – встретил затруднения; красная- работой не  доволен)

Конспект урока по русскому языку 2 класс Развитие речи. Изложение повествовательного текста «Каток»

Русский язык 2 класс. 26.01.2018. Урок № 91 Учитель: Туголукова В.Ю.

Тема. Р/Р Изложение повествовательного текста.

Цели: закрепление понятия «план»; развитие умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста; воспитание умения правильно оценивать ситуацию; обогащение словарного запаса учащихся; профилактика нарушения осанки и зрения.

Оборудование: карточка с текстом изложения, части текста, опорные слова, карточки для словарно-орфографической работы, рисунок с изображением крушины .

I. Орг. момент

II. Постановка задач урока

— Нам сегодня предстоит письменно пересказать текст по вопросам, прежде, мы познакомимся с текстом, вспомним составные части текста, разберем трудные слова, а затем, напишем изложение. Текст будем пересказывать подробно, последовательно, полно раскрывать его тему и основную мысль. Работать будем коллективно, индивидуально и в парах.

-Я желаю вам успеха. В конце урока зачитаем несколько изложений.

III. Чтение текста учителем (написан на карточке у каждого ученика)

-Я читаю текст, вы внимательно слушаете. Чтобы увидеть, поняли ли вы смысл текста, я задам вопросы.

Учитель читает текст, дети слушают стоя.

Каток.

Весь день шёл снег. Ночью началась метель. Ударил сильный мороз.

У входа в школу намело большой сугроб. Ребята взяли лопаты и стали чистить двор.

На школьном дворе залили каток. Под коньками звенит гладкий лёд. Большой мороз детям не страшен.

IV.Анализ текста

-О чем говорится в тексте (его тема)?

-Почему ребята решили залить каток?

— Почему они сначала взяли лопаты?

— Кто залил каток?

Почему ребятам не страшен мороз?

— При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

V. Работа над планом

-Сколько частей в тексте? (три)

-Как вы догадались? («красная» строка)

-Давайте вспомним составные части текста.

На доске записаны вопросы, расположенные не по порядку

— Какая погода была днём?

— Когда началась метель?

— Какой был мороз?

— Что решили сделать ребята?

— Где залили каток?

— Что звенит под коньками?

— Почему детям не страшен мороз?

-Какие вопросы можно отнести к первой части?

-Какие ко второй?

-Какие к третьей?

-Давайте выберем опорные слова — отдельно к каждой части (на доске карточки со словами) — работа в парах.

ночью

сильный

чистить двор

на школьном дворе

гладкий лёд

весело

 -Давайте ответим на вопросы первой части

-:второй, третьей частей — пересказ текста по частям.

— Какая погода была днём? шёл снег

— Когда началась метель? ночью

— Какой был мороз? сильный

— Что решили сделать ребята? чистить двор

— Где залили каток? на школьном дворе

— Что звенит под коньками? гладкий лёд

— Почему детям не страшен мороз? весело

— Как назвать те предложения, которые мы составили? (план)

На доску вывешивается слово ПЛАН.

— На что вас натолкнули пункты плана (написание каждой части с красной строки).

Физкультминутка

VI. Словарно-орфографическая работа

Найдите орфограммы в тексте

-Положите перед собой карточки с орфографическим заданием.

-Объясните написание гласной после шипящих в словах: 

шёл сне_ ; сильный моро_ ; большой сугро_; залили като_; гла_кий лё_ ; большой моро_ .

 индивидуальная работа на карточках (ответ – г, з, б, к, д, д, з.)

 Трудность изложения заключается в том, что встречаются непростые для написания слова.

Правильно пишите слова: шёл, намело, звенит, не страшен, начали. (запись на доске).

-Прочитайте первое слово. Произнесите по слогам. Найдите трудное (опасное) место.

Такая же работа проводится с остальными словами.

VII. Пересказ текста с опорными словами (по частям) — текст пересказывает один ученик.

VIII. Написание изложения

-На запись текста у вас15 мин. Смотрите за сигналом и рассчитывайте время

-Обратите внимание, трудные слова — на доске и на карточках.

IX. Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Чтение 1-2 написанных детьми изложений.

X. Итог урока

-Сегодня на уроке мы с вами продолжали учиться писать изложение (по вопросам), вспоминали части текста, объясняли правила грамотного письма, выполняли творческую работу.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Подробное изложение текста по данным вопросам.

1.Орг. момент

Мотивационный

08:00-08:02

  • Здравствуйте, ребята!
  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы!

Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя;

Проверять  готовность к уроку.

Словесный: слово учителя;

ответы на вопросы;

формулирование темы и целей урока. 

08:02-08:04

Актуализация опорных знаний.

— Кто назовет тему нашего урока? (На доске слово «Изложение».)
— Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)
— Какую цель мы поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту.)
— А о ком будет наше изложение, вы сейчас узнаете. 

Слушать учителя;

Отвечать на вопросы;

Обсуждать,

высказывать свое мнение;

Ставить цели на урок.

П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

2.Постановка учебной задачи и ее решения:

Словесн.: слово учителя;

 

озаглавливание текста;

толкование значения слов; анализ текста; 

Практич.: пересказ текста с опорой на вопросы и опорные слова; выполнение физминутки.

08:05-08:20

 Чтение текста учителем.

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер.  Ворона испугалась. Она полетела  над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.
— О чем этот рассказ? (О том, как кот вцепился когтями в ворону.)
— Что значит «озорной»?
— Чего не хватает у текста? (Заголовка.)
— Что отражает заголовок текста?(Главную мысль текста.)
— Как бы вы озаглавили рассказ? (Мой вариант «Озорной Мурзик».) 
— Запишите заголовок текста под словом  «изложение».
— Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный. В тексте мы много слов-действий – глаголов.)
— Пробегитесь глазками по тексту. Посмотрите на иллюстрации над текстом. Какой иллюстрации не хватает? (заключительной). Что может быть на ней изображено? (кот в снегу и т. д.)  Скажите, сколько частей можно выделить? (3 части: вступление, основная часть, заключительная часть).

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве.

Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер.

 Ворона испугалась. Она полетела  над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.

  • О чем будет говориться в первой части? (о Мурзике)
  • Во второй? (о том, как Мурзик встретил ворону)
  • В третьей? (о том, как Мурзик упал)
    — Прочитайте текст. 
    — Кто был озорной?
    — Где сидел Мурзик?
    — Какая птица села рядом?
    — Куда прыгнул котик?
    — Что сделала ворона?
    — Что случилось с Мурзиком?
    — Эти вопросы помогут вам написать изложение.
  • На доске записаны слова-помощники. Обращайтесь к ним, когда будете писать изложение.
    Однажды, прыгнул, вцепился когтями, замер, испугалась, полетела, не удержался, провалился.
    — Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте текст еще раз. Перескажите его друг другу.
    — Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения.

 

Слушать текст.

Озаглавливать прослушанный текст.
Толковать значения слов.

Устно анализировать прослушанный текст.

Пересказывать текст.
Выполнять физ. минутку.

Р:Целеполагание ;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

3.Решение частных задач

Практич.: написание изложения
Словес.: чт-е изложения 

08:20-08:40

—  Откройте свои тетради и запишите число. Точки в конце не ставим.

13 марта
Изложение

—  Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. Закройте учебники. Записываем изложение. Не забываем про посадку. Будьте внимательны при написании изложения.
— Ребята, кто хочет прочесть своё изложение всему классу?

Писать изложение с опорой на вопросы

Читать написанное изложение

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П:адекватно воспринимают оценку 

4.Итог урока.

Рефлексия

08:42-08:45

Давайте, подведем итоги урока и вспомним.

— Чем мы сегодня занимались на уроке?
— Какого типа был текст? Как вы это определили?
— Что вызвало трудности?

— Если вы считаете, что грамотно написали изложение и справились с задачей —  поднимите зеленую карточку. Если вы сомневаетесь в этом то —  красную.

Подводить итог.

Оценивать свою работу.

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

План-конспект урока по русскому языку (2 класс): Тема: Развитие речи. Обучающее изложение

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Автор УМК: «Школа России», автор В.П. Канакиной

Тема: Развитие речи. Обучающее изложение   

Тип урока: ОНЗ

 Цель:  формировать умение устанавливать связь между предложениями, как  о целом тексте.

Задачи:

1. Актуализировать знания детей, что такое тема текста и главная мысль,

2. Формировать умение устанавливать связь между предложениями,

3. Совершенствовать умения пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана. 

Планируемые результаты:

Предметные:

 Учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; оценивать уместность использования слов в тексте; находить в словах изученные орфограммы.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные: умение пересказывать содержание теста с опорой на вопросы

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;   оказывать взаимопомощь.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Оборудование:  учебник  «Русский язык В.П. Канакиной, 2 класс» в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012г.  под редакцией В.П. Канакиной, компьютер, экран, проектор, презентация    

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

— Я вижу у вас все готово к уроку, тогда улыбнемся друг другу,  с хорошим настроением начнем урок.

 2.   Актуализация знаний и пробное учебное действие (слайд2)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинны.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточки )

 3. Выявление места и причины затруднения  (слайд3)

— Прочитайте:

Ярко светит солнце. Над лугом летают красивые бабочки. Ласточки отличаются длинным хвостом с глубоким разрезом в форме вилки и изогнутыми длинными острыми крыльями.

— Что это?

— Можно сказать, что это текст?

— Почему?

— Что такое текст? (это несколько предложений связанные между собой по смыслу)

-Можем мы озаглавить?

— Давайте запишем этот текст

— Сможем мы это сделать?

— Почему?

 4.Построение проекта выхода из затруднения (слайд4)

—  Предположите чем мы будем заниматься на уроке.

—  Что нам предстоит сегодня сделать?  

— Сформулируйте цель урока: Написать изложение про ласточек (слайд5)

— Откройте тетради запишите число, изложение «Ласточки»

 5.  Реализация построенного проекта  (слайд 6)

Знакомство с текстом для изложения:

— Прочитайте текст

Ласточки

       Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.
        Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

— Где находилось гнездо ласточек?  

— Что такое наличник?   (слайд7)

— Какая у птиц случилась беда?  (слайд8)

— Как Петя помог птицам?  

 (Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения типов.)  

—  Какая судьба ждала птенчика без помощи Пети?  

— Как сказано в рассказе о радости ласточек?  

— Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна ) 

-Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда,)

— Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.)

— Кто это увидел?

— Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.)

-Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.)

— Сколько частей в тексте? (слайд9)

-Как вы это определили?

-Прочитайте, какими выражениями описаны голоса ласточек. (Звучно пищали, весело защебетали).

 — Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-разному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.)

 6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

— Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.(слайд 9)

—  Примерный план (составляем вмести — записываю на доску) (слайд10)

1. Гнездо ласточек.

2. Беда с птенчиком.

3. Петя помог.

4. Радость птичек.

 Пересказываем  по плану.

 Физминутка. (слайд 11)

Ласточки летали, (бегут, взмахивая руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились, (ритмичные наклоны головой)

Сели, посидели.

Взвились, полетели.(бегут, взмахивая руками)

Полетели, полетели,

Песенки запели.(Болгарская нар. пес.)

 Слова для справок: выглядывали, защебетали, наличник, однажды, звучно защебетали. (слайд 12)-орфограммы

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(слайд13)

Самостоятельная работа учащихся (Проверка изложений. Оценка.) (слайд 14)

 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?

— Чему еще учились на уроке?

— Кто доволен своей работой?

— В чем испытали трудность?

 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Какую цель мы ставили на сегодня на уроке?

— Справились мы с ними?

— Все ли было для вас понятным?

— Кому нужна помощь?

-О чём вы расскажете дома?                                                                                                      

— Оцените свою работу на уроке.  

— Спасибо, дети, за активную работу.

Урок окончен. 

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока: «Обучающее изложение»

Этапы:

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Игровой: отгадывание загадок.

1 мин.

2 мин.

— Здравствуйте, ребята. Учиться надо весело! Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

— Отгадайте загадки:

Все блестящие вещицы очень любит эта птица!

И она вам всем знакома, как зовут ее? (ворона).

Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит.

Молочко из миски пьет, ну конечно это- (кот).

Молодцы!

Приветствовать учителя.

Отгадывать загадки.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

2 мин.

 — Послушайте, о чем идет речь?

«Это устный или письменный пересказ текста. Используется в школе для развития речи учащихся». (Изложение).

-Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение). Какие цели мы поставим? (Научится писать изложение и т.д.).

Размышлять, анализировать.

Предполагать, ставить цели на урок.

П.: строят речевое высказывание.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Решение частных задач.

Практический: анализ содержания текста.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: разделение текста на части.

Практический: работа с планом текста.

Практический: орфографическая подготовка.

2 мин.

2 мин.

5 мин.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

 — Откройте учебники на стр. 66 и рассмотрите иллюстрации. Внимательно послушайте:

 Мурзик.

   Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она тяжело полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему очень повезло. Он провалился в пушистый снег.  (По А. Мусатову)

-О ком говорится в тексте?

-О чем текст? (о том, как котик Мурзик летел верхом на вороне)

-Кто может сформулировать тему текста? (полет котенка на вороне)

-Какова главная мысль текста? (ворона очень испугалась, а котику повезло).

Прочитайте заголовок.

-Удачен ли он? (можем догадаться, кто является главным действующим лицом).

— Попробуем определить, сколько частей в тексте. (4).

1 часть

-Прочитайте первых три предложения.

-Каким был котенок Мурзик?

-Что сказано о Мурзике?

-Почему автор назвал его не кот, а котик?

-Что значит озорной?

-Когда он сидел на дереве?

-Где села ворона?

-Как вы понимаете слова однажды, рядом?

-Каким словом можно заменить слово он?

2часть

-Прочтите следующие два предложения.

-Что говорится о действиях Мурзика? (прыгнул, вцепился когтями и замер)

-Обратите внимание на выражение вцепился когтями в перья.

-Каким словом можно заменить слово ей?

3 часть

-Прочтите следующие два предложения.

-Что сказано о вороне? (испугалась, полетела над деревней)

-Каким словом заменили слово ворона? Почему?

4 часть

-Прочитайте последние предложения.

-Назовите действия Мурзика (не удержался, упал, провалился в снег)

-Почему ему повезло?

-Какие слова автор использует вместо слова Мурзик? (ему, он)

-А какие другие слова можно употреблять? (котику, озорнику)

Физминутка

-Отдохнем немного!

Работа с планом

-Сколько частей в тексте? (4).

1.Кто был озорной?

Где сидел котик?                                                        однажды

Кто сидел рядом?

2.Что сделал Мурзик?                                                прыгнул, вцепился когтями в перья, замер.

3. Что сделала ворона?                                               испугалась, полетела

4. Что случилось с Мурзиком?                                  

не удержался, провалился

Орфографическая подготовка.

С…дел, вц…пился, пол…тела, уд…ржался, пов…зло, пров…лился, дер…ве, в…Рона, к…гтями, сне…, т…жело.

Повторное чтение текста.

-Закрываем учебники, откройте тетради, запишите число,  приступаем к написанию. С красной строки, с большой буквы.

Написание изложения, редактирование.

Открывать, рассматривать, слушать.

Анализировать, отвечать на вопросы.

Читать, разделять, отвечать на вопросы.

Выполнять физические упражнения.

Чтение плана на слайде, передача содержания текста по плану, используя опорные слова.

Запоминать орфограммы.

Писать изложение, опираясь на план.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

1 мин.

— Чему учились на уроке? (писать изложение). Какие цели ставили? О чем писали текст? Встаньте, кто считает, что справился с задачей.

 

Анализировать, отвечать на вопросы.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: «Итоговое изложение по вопросам и опорным словам «Послушный дождик»

Конспект урока развития речи  во  2 классе.

Тема урока. Итоговое изложение текста  по вопросам и опорным словам «Послушный дождик».

Цель. Формировать умение писать подробное изложение по вопросам и опорным словам.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять тип текста, делить текст на части и выделять их при письме.

развивающие: развивать слуховую память, внимание, мышление;

воспитательные:  учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.  

 — Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться  писать изложения  и определять типы текста.

2. Повторение изученного.

 — Давайте вспомним, какие типы текста вы знаете,  и  выполним задание.

— Прочитайте задание на карточке.

Прочитай тексты, определи тип каждого текста.

1. Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

2. Октябрь — первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

3. Постановка учебной цели.  Ознакомление с текстом.

        Послушный дождик

Надин дедушка работает начальником дождя. Не верит Надя: у дождя начальников нет.

Повёл дедушка Надю на речку. Там длинные огородные грядки. Над ними длинные трубы. В трубах — дырочки.

Дедушка открыл кран. Из всех труб брызнул дождик. Закрыл кран — нет дождя.

Вот какой послушный дождик у дедушки.

4.        Анализ текста.

—        Прочитайте название текста. Почему текст так назвали?

—  Какова основная мысль текста?

  • Как назвал свою должность Надин дедушка?
  • Почему Надя не верила ему?
  • Где работал Надин дедушка?
  • Расскажите,  как он работал?
  • Докажите, действительно ли дедушка был начальником дождя?

—        Как по-другому сказать, кем работал Надин дедушка?

5. Физминутка.

6.        Работа над структурой текста.

  • Сколько частей выделено в тексте?
  • Разберемся, почему в тексте три части.
  • Прочитайте вводную часть. Сколько в ней предложений?
  • О чем рассказывается в основной части? Скажите  коротко.

—        Сколько предложений нужно составить, чтобы отразить главное в этой части?

— Какой вывод можно сделать?

7.        Составление ответов на вопросы (устно) и  запись опорных слов.

1.        Почему Надя не верит  дедушке?        У дождя начальников нет

  1. Куда повёл Надю дедушка?   На речку
  2. Что она там увидела?        Длинные огородные рядки, дырочки
  1. Когда брызнул дождик?        Открыл кран, из всех труб
  2. Когда закрыл кран,чего нет?        Дождя

6.        Какой дождик у дедушки?      Послушный

8.        Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: нач..льник, д..ждя, гря..ки, mpy..кu.

Объясните написание слов: речка, дырочка, огород.

Запомните написание слова длинные.

  1. Пересказ текста по вопросам.
  2. Запись текста.
  3. Проверка.
  4. Итог урока

— Про какие типы текста говорили на уроке?

Послушный дождик

Надин дедушка работает начальником дождя. Не верит Надя: у дождя начальников нет.

Повёл дедушка Надю на речку. Там длинные огородные грядки. Над ними длинные трубы. В трубах — дырочки.

Дедушка открыл кран. Из всех труб брызнул дождик. Закрыл кран — нет дождя.

Вот какой послушный дождик у дедушки.

Прочитай тексты, определи тип каждого текста.

1. Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

2. Октябрь — первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

Послушный дождик

Надин дедушка работает начальником дождя. Не верит Надя: у дождя начальников нет.

Повёл дедушка Надю на речку. Там длинные огородные грядки. Над ними длинные трубы. В трубах — дырочки.

Дедушка открыл кран. Из всех труб брызнул дождик. Закрыл кран — нет дождя.

Вот какой послушный дождик у дедушки.

Прочитай тексты, определи тип каждого текста.

1. Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

2. Октябрь — первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

Послушный дождик

Надин дедушка работает начальником дождя. Не верит Надя: у дождя начальников нет.

Повёл дедушка Надю на речку. Там длинные огородные грядки. Над ними длинные трубы. В трубах — дырочки.

Дедушка открыл кран. Из всех труб брызнул дождик. Закрыл кран — нет дождя.

Вот какой послушный дождик у дедушки.

Прочитай тексты, определи тип каждого текста.

1. Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

2. Октябрь — первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

Послушный дождик

Надин дедушка работает начальником дождя. Не верит Надя: у дождя начальников нет.

Повёл дедушка Надю на речку. Там длинные огородные грядки. Над ними длинные трубы. В трубах — дырочки.

Дедушка открыл кран. Из всех труб брызнул дождик. Закрыл кран — нет дождя.

Вот какой послушный дождик у дедушки.

Прочитай тексты, определи тип каждого текста.

1. Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

2. Октябрь — первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.

Послушный дождик

Надин дедушка работает начальником дождя. Не верит Надя: у дождя начальников нет.

Повёл дедушка Надю на речку. Там длинные огородные грядки. Над ними длинные трубы. В трубах — дырочки.

Дедушка открыл кран. Из всех труб брызнул дождик. Закрыл кран — нет дождя.

Вот какой послушный дождик у дедушки.

Прочитай тексты, определи тип каждого текста.

1. Утром Алёша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок. Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять. Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Так солнышко поставило отметки на яблоках.

2. Октябрь — первый холодный месяц осени. Дуют резкие ветры. Участились и утренние морозы. Лужи стеклит тонкий хрустальный лёд. Раскисли от дождя тропинки и дорожки. Показалось робкое солнышко. Но вот набежал с севера ветер. Он нагнал холод. Запорошил первый пушистый снежок. На пороге стоит русская зима. Природа ждёт зиму.