Диктанты и изложения по русскому языку для 2 класса

Диктанты.

Вороны.

Вот и наступила весна. Всюду слышны голоса птиц. Вот важно по мокрой дороге шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у неё серые или чёрные. Вороны живут в лесах, горах, пустынях. Много ворон живёт в сёлах и городах.

Слова для справок: голоса, чёрные.

Дружная весна.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд. Мутная вода затопила низкие места. По дорогам журчат шумные ручьи. Кругом лужи. Весело кричат воробьи. Летят домой птицы. Все рады весне. (40 слов)

Слова для справок: солнышко, все.

Дождь.

Красив наш лес! В лесу много грибов и ягод. В лесном озере цвели лилии. Однажды мы собирали в лесу землянику. Вдруг подул ветер. Зашумели деревья. Хлынул сильный дождь. Густая ель укрыла нас от дождя. Скоро дождь утих. Заблестели на траве дождинки. (42 слова)

Слова для справок: собирали, однажды, заблестели.

Весна.

Настали чудные деньки. В лесу журчат весёлые ручейки. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка. (40 слов)

Весна.

Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.

Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! (43 слова)

Слова для справок: увидели, ландыш.

Кораблик.

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик. (43 слова)

Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.

   Грамматические задания к диктантам.

  1. Подчеркнуть главные члены предложения.

  2. Надписать над словами части речи.

  3. Разделить для переноса слова.

  4. Выписать слова с безударной гласной в корне слова, написать проверочные слова.

Васька.

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.

Грамматическое задание.

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

ЛЕТОМ.

Солнце сильно грело землю. День был жаркий. Ребята пошли в лес. Девочки стали рвать ягоды и петь песни. Мальчики играли в жмурки. Всем было весело.

ДИКТАНТЫ по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн».

ЛАНДЫШИ.

Серёжа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветочки! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.

РЫБНАЯ  ЛОВЛЯ.

Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут у берега. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хорошие рыбы!

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.

  2. Выписать слова с сочетанием  ЧК; указать количество слогов.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ  за 1 четверть.

СЫН И ДОЧКА.

Пятый час. Идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду. Лёня принёс свежие булки. Все будут пить душистый чай. Хорошо!

Грамматическое задание.

  1. В третьем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  2. Подчеркнуть сочетания ЖИ, ШИ, ЧА.

  3. Выписать слова, в которых все согласные звуки мягкие.

  4. Из пятого предложения выписать односложные слова.

ДИКТАНТ по темам «Правописание букв, обозначающих мягкость согласных звуков», «Раздельное написание слов и предлогов», «Знаки препинания в конце предложения».

ЗИМОЙ.

         Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно.

Грамматическое задание.

  1. Во втором предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.

  2. В третьем предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

  3. Разделить слова для переноса: крыльцо, Игорь, девочки, зайца.

ДИКТАНТ по теме «Правописание слов с безударными гласными».

ЗИМА В ЛЕСУ.

          Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

Грамматическое задание.

  1. Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, подчеркните, подберите проверочные слова.

  2. В третьем предложении подчеркните главные члены.

  3. Выпишите слова, которые нельзя переносить.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ за вторую четверть.

ЗИМНИЙ  ПРАЗДНИК.

         Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лёд.

         В комнату внесли большую ёлку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звёздочки. Нарядная ёлка!

Грамматическое задание.

  1. Выпишите из текста два слова с мягким знаком. Первое слово с разделительным мягким знаком, во втором слове мягкий знак – показатель мягкости.

  2. Подчеркните главные члены в седьмом предложении.

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА

Используя слова каждой строчки, составьте предложения. Дайте название рассказу.

пушистый, накрыл, деревья, снег

снегу, много, следов, видно, на

ночью, вот, проскакал, хорёк

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

полянке, оставлены, на, следы, заячьи

ДИКТАНТ по темам «Употребление заглавной буквы», «Написание слов с безударными гласными», «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

РЫБАЛКА.

        Павлик и Юра – братья. Они живут в селе Нива. Днём мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку.

Грамматическое задание.

  1. Выписать из текста три слова, которые пишутся с заглавной буквы.

  2. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА по темам «Предложение» и «Части речи».

  1. Исправьте ошибки.

Аня Соколова и толя Суботин ходили в лес Харашо зимой в лису! Вот слиды птиц. На уроке русского языка рибята напишут расказ.

  1. Составьте предложения. Подчеркните главные члены.

лесную, полянку, солнце, пригрело, весной

бегут, весело, по, ручьи, полям

из, медведь, выбрался, берлоги

в, звонко, поют, лесу, птицы.

  1. Разделите слова в два столбика (кто?, что?).

Рак, село, ягода, ворона, Иван, дождь, поляна, лисица.

  1. Выпиши слова, обозначающие действие предметов.

Бежит, весна, белеет, беленький, вьют, улица, рисует, тает.

  1. Напиши признаки предметов.

Заяц (какой?) — ….

Лиса (какая?) – ….

Море (какое?) – ….

     6.  Раздели текст на предложения. Запиши.

Осень.

Дни стали короче солнце светит мало часто идёт дождь всюду сырость птицы летят в тёплые края.

В последнем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ (за 3 четверть) по темам «»Предлоги», «Парные согласные и безударные гласные».

РАЗЛИВ  РЕКИ.

        Весна идёт по стране. В лесу и на полях стало тепло. Светит яркое солнышко. Весело кричат грачи. Шумно бурлит река. Плывёт лёд. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде.

         Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.

Грамматическое задание.

  1. Разобрать по членам предложения шестое и седьмое предложение.

  2. Выписать слово из двух слогов с проверяемой безударной гласной.

ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными».

ВЕСНА.

Настали чудные деньки. Журчат ручьи. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка.

Грамматическое задание.

  1. В первом и в четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

  2. Выписать два слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

  3. Выписать слово с парным согласным в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

КОНТРОЛЬНОЕ  СПИСЫВАНИЕ.

УТЯТА.

      Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята травку.

      Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в речке.

— О чём текст? Озаглавь  текст. Спиши.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркни слова, которые по-разному называют утят.

  2. Найди в тексте два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, выпиши. Придумай на это правило ещё два слова, запиши их.

  3. Найди два слова с мягким знаком-показателем мягкости, выпиши. Подбери ещё три слова на это правило, запиши их.

  4. Выпиши первое предложение. Выдели в нём главные члены предложения. Определи части речи в этом предложении.

  5. Раздели слова для переноса: пушистые, речка, утята, корм, гуськом.

  6. Сделай звуко-буквенный анализ слова утята.

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА.

Цель: проверить навыки правописания гласных после шипящих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака, ь – показателя мягкости, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами.

  1. Запиши однокоренные слова группами.

      Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.

  1. Запиши текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

   Пришла  (… ) в..сна. На (….) р..ке растаял лёд. (…) В..да (…) зат..пила (…) б..рега.

В (…) с..сновом (…) б..ру (…) з..мля ещё покрыта снегом. Но скоро (…) заз..ленеют (…) д..ревья. На лугах (…) зап..стреют (…) цв..ты.

3.  Подбери названия (имена собственные) следующим предметам и запиши.

Собака  …, корова …, кот …, река …, улица …, город …, деревня ….

  1. Раздели слова в две группы: в первую – с разделительным мягким знаком, во вторую – со смягчающим мягким знаком.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье, сильный, пальцы.

  1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. устно подбери проверочные слова.

     Зима началась лё..кими м..ро..цами. Принарядила она дере..ца и кусты в белые шу..ки. На каждый сугро..  надела ша..ку. Под сне..  на ночь спрятала ря..чика. А м..две..ь  уже с осени зале..  в берлогу.

  1. Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы.

Ш..ла в мешке не утаишь.

Ч..жая душа – потёмки.

Сам погибай – а т..варищ..  выруч..й.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ГОДОВОЙ ДИКТАНТ ЗА 2 КЛАСС.

ВЕСНОЙ  В  САДУ.

    Скоро зацветёт школьный сад. В ветвях деревьев будут строить свои гнёзда птицы. В гнёздах запищат маленькие птенчики. Будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами. Много вредных насекомых поедят наши друзья. Сад станет зелёным и красивым.

КАНИКУЛЫ.

    Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьёва едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолётом на озеро Байкал.

    Детей ждут походы, дороги, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Астрахань.

Грамматическое задание.

  1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи.

  2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

  3. Разделить для переноса слова: ручьи, вьют, деньки.

Март.

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Днём на солнце частая капель. Ночью —

звонкий мороз. Белые берёзки в седой дымке. А вот и первые ручьи. Весенние ручьи говорят, говорят. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка — сядь у речки и послушай.

Слова для справок: хочешь.

Весна идёт.

Прощай, пушистый снег. Идёт весна. Солнышко греет всё сильнее и сильнее. Воробьи и ласточки рады его тёплым лучам. Стайка грачей промчалась к роще. Там грачи свили свои гнёзда. Вот и первые цветы. Весело жужжат пчёлки. Они пьют вкусный сок.

Чудесная кладовая.

Есть на свете чудесная кладовая. Положи весной в неё мешок зерна. Осенью в кладовой будет десять таких мешков. Горсть семян становится большой кучей огурцов. Сказка ли это? Нет, не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Она называется землёй.

(По М.Ильину и Н.Сегал)

Скворцы.

В нашем селе очень много скворечников. Вот вернулись на родину птицы. Они почистили и обновили свои гнёзда. Вечером скворцы садились на рябину под окном и пели. Я любил их слушать. Скворцы летали друг к другу в гости. Днём они деловито снуют между огородами и в саду.

Словарный диктант.

Арбуз, берёза, быстро, валенки, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, медведица, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, рабочий, ребята, Россия, русский, сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, скоро, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, хорошо, хороший, экран, ягода, язык.

Раздаточный материал «Обучающие изложения», 2 класс

МБОУ «Лицей «Эрудит» Ташкинова Е.А.

Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы.

Над кустами кружилась и тревожно кричала птица.

Она принесла пищу малышам. Ребята отошли от гнезда.

Рощ.., круш…ны,

пищ…ли, круж…лась,

крич…ла, пищ… .

Гн…здо —

пт…нцы-

прин…сла

п…щали —

м…лышам –

Напиши изложение по плану

1.Куда пошли Миша и Саша?

2. Что они нашли в кустах крушины?

3.Кто пищал в гнезде?

4. Кто кружился и тревожно кричал над

кустами?

5. Что она принесла малышам?

6. Что сделали ребята?

Памятка для ученика

Внимательно послушай рассказ, который прочтёт

    тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы к тексту.

    2. Напиши варианты заголовка.

    3. Составь план.

    4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.

    5. Напиши изложение.

    6. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправ- данных повторов одних и тех же слов, все ли слова

    употреблены удачно. Проверь знаки препинания.

    Не забудь про грамотность!

    Обучающее изложение№2

    Ёжик

    Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой ёж уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши!

    Ответь на вопросы:

      Кого дедушка подарил детям?

      Кого дедушка подарил детям?

      Кого дедушка подарил детям?

    Какой придёт ёжик весной?

    Объясни написание.

    под . рил

    з . мой

    в н . ре

    в . сной

    г . лодный

    б . р . гись

    мыш ..

    Запомни написание!

    подарил

    придёт

    уснул

    Напиши изложение по плану.

    1. Кого подарил дедушка детям?

    2. Где ёж жил летом?

    3. Где он уснул зимой?

    4. Какой придёт ёжик весной?

    Спиши предложение.

    Берегитесь, мыши!

    Памятка для ученика

    1.Внимательно послушай рассказ, который прочтёт

    тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы к тексту.

    2. Напиши варианты заголовка.

    3. Составь план.

    4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.

    5. Напиши изложение.

    6. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправ- данных повторов одних и тех же слов, все ли слова

    употреблены удачно. Проверь знаки препинания.

    Не забудь про грамотность!

    Изложение№3

    Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание.

    Лось

    Лось – б..льшой л..сной зверь. Он ест тр..ву и ветки.

    З..мой тр..ва засыпана снегом. Т..ж..ло ж..вотным добывать пищ.. . Л..сники подвозят им ветки и соль. Взрослым пом..гают школьники.

    Перескажи. Ответь на вопросы:

    ­Чем питается лось?

    ­Почему лосю трудно зимой?

    ­Как люди помогают животным?

    Напиши изложение по вопросам.

    1. Кто такой лось?

    2. Что он ест?

    3. Чем засыпана трава зимой?

    4. Что тяжело добывать животным?

    5. Что подвозят им лесники?

    Памятка для ученика

    1.Внимательно прочитай рассказ.

    После прочтения будь готов ответить на вопросы к тексту.

    2. Напиши заголовок.

    3.Прочти вопросы, на которые ты будешь отвечать.

    4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.

    5. Напиши изложение по вопросам.

    6. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправ- данных повторов одних и тех же слов, все ли слова

    употреблены удачно. Проверь знаки препинания.

    Не забудь про грамотность!

    Изложение№4

    Опасная встреча

    Прочитайте текст:

    Однажды Серёжа пошёл в лес. С ним побежала Чапа. Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея. Чапа кинулась на гадюку и разорвала её.

    Ответь на вопросы:

    ­Где гуляли Серёжа и Чапа?

    ­С кем им довелось столкнутьсяв лесу?

    ­Что вы узнали про гадюку?

    ­Как повела себя Чапа?

    Объясни написание.

    Поб…жала —

    п…лзла —

    тр…ве —

    довитая-

    зм…я-

    г…дюка —

    Прочитай по слогам и запомни написание!

    Однажды, пошёл, вдруг, разорвала, послышался.

    Напиши изложение по вопросам.

      Куда однажды пошёл Серёжа?

      Кто побежал с ним?

      Что вдруг послышалось в траве?

      Кто это полз в траве?

      Кто такая гадюка?

      Что сделала Чапа?

    Изложение№5

    Этажи в лесу

    В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж. Мышь живёт в норке. Соловей делает гнездо прямо на земле. Дрозд живёт в кустах. У совы гнездо повыше. Ястреб живёт на самой вершине дерева.

    Объясни написание.

    Эта… —

    мы… ь —

    дроз… —

    ястре… —

     

    Напиши изложение по вопросам.

    1.Что есть у разных зверьков и птиц в лесу?

    2. Где живёт мышь?

    3.Где делает гнездо соловей?

    4. Где живёт дрозд?

    5. Где гнездо у совы?

    6. Где живёт ястреб?

    Текст Изложения для 2 класса

    Изложение текста.

    Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы. Выполни задания.

    Грачи прилетели.

    Первыми с юга прилетают грачи. Кругом снег. А грачи важно расхаживают по весенним дорогам. По прилёте выбирают грачи парк или рощу и начинают вить гнёзда. Весь день кричат, длинными клювами сучья для гнёзд ломают. Спешат грачи. Пора птенцов выводить.

    Грачата – самые ранние птенцы.

    Вопросы:

    1.Какие птицы первыми прилетают с юга?

    2.Как грачи расхаживают по весенним дорогам?

    3.Что делают грачи по прилёте?

    4.Что они делают весь день?

    5.Почему спешат грачи?

    6.Какие птенцы грачата?

    Словарно – орфографическая подготовка:

    Вставьте пропущенные буквы: весе___им, дли___ым, ра___ие.

    Проверьте безударную гласную в словах: грачи, кричат, ломают, спешат, выводить, птенцы.

    Обратите внимание на написание слов: Важно, расхаживают, с юга, выбирают, начинают.

    Замените близким по смыслу выражение важно расхаживают.

    ______________________________________________________________________

    Изложение текста.

    Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы. Выполни задания.

    Грачи прилетели.

    Первыми с юга прилетают грачи. Кругом снег. А грачи важно расхаживают по весенним дорогам. По прилёте выбирают грачи парк или рощу и начинают вить гнёзда. Весь день кричат, длинными клювами сучья для гнёзд ломают. Спешат грачи. Пора птенцов выводить.

    Грачата – самые ранние птенцы.

    Вопросы:

    1.Какие птицы первыми прилетают с юга?

    2.Как грачи расхаживают по весенним дорогам?

    3.Что делают грачи по прилёте?

    4.Что они делают весь день?

    5.Почему спешат грачи?

    6.Какие птенцы грачата?

    Словарно – орфографическая подготовка:

    Вставьте пропущенные буквы: весе___им, дли___ым, ра___ие.

    Проверьте безударную гласную в словах: грачи, кричат, ломают, спешат, выводить, птенцы.

    Обратите внимание на написание слов: Важно, расхаживают, с юга, выбирают, начинают.

    Замените близким по смыслу выражение важно расхаживают.

    ________________________________________________________________________

    Обучающее изложение во 2 классе

    1.

    Организацион-ный момент

    Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне, создание благоприятной обстановки.

    — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валентиновна, сегодня урок буду вести у Вас я.

    Я тетрадь свою открою

    И наклонно положу.

    Я, друзья, от вас не скрою —

    Ручку правильно держу.

    Сяду прямо не согнусь.

    За работу я возьмусь.

    — Здравствуйте Екатерина Валентиновна! (дети встают и здороваются)

    Дети проверяют свою готовность к уроку.

    Личностные УУД: создать условия для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению.

    Регулятивные УУД:

    умение осуществлять личностную рефлексию.

    2.

    Актуализация знаний

    Цель: Мотивировать к самостоятельному выполнению пробного действия

    -Ребята, отгадайте эти загадки, и вы узнаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке.

    1.Отворилась тихо дверь,

    И вошел усатый зверь,

    Сел у печки, жмурясь сладко,

    И умылся мягкой лапкой.

    2.Мягкие лапки, а на лапках царапки (Открывается иллюстрация к тексту на доске – слайд 1).

    — Мы будем говорить о кошках, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.

    -Что такое изложение и для чего мы пишем изложения?

    — Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

    Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить: (слайд 2).

    — Давайте вспомним, что такое текст? Назовите признаки текста.

    — Также, нам с вами необходимо знать, что такое изложение и

    какие правила необходимо соблюдать при записи текста по памяти (слайд 3)

    Итак, записываем в тетради число, на следующей строчке, посередине – с заглавной буквы слово «Изложение».

    Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение. (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом – карточка с цифрой 1).

    Но, ребята, у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? «Васька» — это слово пишется с заглавной буквы потому, что это кличка кота. Название текста тоже запишите.

    — Кошка (кот)

    — Будем учиться правильно выражать свои мысли на письме

    — Текст – это 2 или несколько предложений, связанных по смыслу и стоящих в определённом порядке. Признаки: заголовок, начало, осн. часть, концовка, ключевые слова, осн. мысль.

    Записывают в тетради: «изложение». Придумывают название текста, записывают его.

    ПУУД:

    умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

    логические — анализ объектов с целью выделения признаков

    РУУД:

    планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, определить успешность выполнения своего задания в паре

    КУУД:

    уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    3.

    Изучение нового материала.

    Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.

    Знакомство с текстом, чтение текста учителем ещё раз – слайд 5.

    У нас живёт пушистый кот Васька. Он большой проказник. Однажды Васька заметил на берёзе гнездо грача. Он быстро полез на дерево. Грач увидел кота. Грач клюнул проказника в лоб. Васька бросился в дом. 

    Вопросы к тексту: (слайд 6)

    — Почему Ваську назвали проказником?

    — Удалось ли Ваське исполнить свой замысел?

    — Чем закончилась история про кота?

    План текста (слайд 7)

    У вас на партах есть карточка с цифрой 2. Эта карточка с планом и опорным словами к каждому пункту плана. Наш текст состоит из 4 частей. В каждой части есть предложения. К каждому предложению вопрос. Отвечая на этот вопрос мы составляем предложение.

    Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.

    Давайте его разберём. (Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).

    Словарная работа (слайд 8) (даётся карточка с данными словами, одна на парту – с цифрой 3)

    Будем внимательны при написании следующих слов: проказник, однажды, гнездо, заметил, увидел, полез.

    — Все эти слова непроверяемые, их необходимо запомнить!

    — Словарные слова: на берёзе, большой.

    — Читаем текст ещё раз вместе и разбираем остальные орфограммы, выделяем их на карточке с текстом (слайд 9)

    — План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте, даю вам 5 минут и после — карточки у вас соберу.

    Слушают учителя.

    — Потому, что кот полез на дерево за грачом, и т. д.

    — Нет, грач клюнул его в лоб.

    — Васька убежал домой.

    Разбирают план и отвечают на вопросы.

    — Разбирают орфограммы и читают текст вместе с учителем.

    ПУУД:

    Структурирование знаний, построение речевого высказывания,

    логические — анализ объектов с целью выделения признаков

    КУУД:
    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

    РУУД:
    Уметь работать по коллективно составленному плану.

    Физкультминутка

    Шли по крыше три кота,

    Три кота Василия. (Ходьба)

    Поднимали три хвоста

    Прямо в небо синее. (Поднимание рук)

    Сели кисти на карниз,

    Посмотрели вверх и вниз. (Приседание)

    И сказали три кота:

    -Ах, какая красота! (Хлопки в ладоши)

    4.

    Закрепление изученного материала.

    Цель: выявить границы применения новых знаний.

    — Теперь прочитаем текст вместе, затем вы прочитаете его ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте, даю вам 5 минут и после — карточки у вас соберу.

    — Теперь попробуйте написать изложение. У вас на партах есть карточки с орфограммами, с планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк. Предложение пишем с заглавной буквы и в конце – знак препинания, у нас с вами это «точка».

    — Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ)

    — Читают текст и пересказывают его друг другу.

    Несколько детей читают своё изложение

    КУУД:

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

    ПУУД:

    Структурирование знаний

    РУУД:

    Целеполагание, планирование

    5.

    Подведение итогов урока.

    Цель: Зафиксировать новое содержание урока.

    -Кому на уроке было легко? Сложно?

    -Кто может про себя сказать, что ему удалось передать содержание текста?

    — Какие правила нужно соблюдать при написании изложения?

    Дети подводят итог: чему они научились за этот урок

    РУУД:

    Оценивание своей деятельности

    КУУД:

    Умение оформлять свои мысли в устной форме

    6.

    Рефлексия.

    Цель: Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности

    Слайд 11 + раздаточный материал

    Дети на раздаточном материале отмечают тот смайлик, который соответствует их уровню знаний

    ЛУУД: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    РУУД:

    умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Изложения-презентации 2 класс

    Слайд 1

    Изложение Соседи

    Слайд 2

    Отгадай загадку. Днём спит, Ночью летает. сова

    Слайд 3

    Отгадай загадку. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. сорока

    Слайд 4

    Сорока и сова – соседи. Сова сидит в дупле старой сосны, сорока – на вер-шине . Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт со- роке спать. Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай. Так и живут. Ну и соседи! Прочитайте текст:

    Слайд 5

    Прочитай и перескажи 1 часть: Сорока и сова – соседи. Сова сидит в дупле старой сосны, сорока – на вершине.

    Слайд 6

    Прочитай и перескажи 2 часть: Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать.

    Слайд 7

    Прочитай и перескажи 3 часть: Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.

    Слайд 8

    Прочитай и перескажи 4 часть: Так и живут. Ну и соседи!

    Слайд 9

    Ответь на вопросы: Как вы понимаете слово «соседи» ? Кто в рассказе назван соседями ? Почему?  Как вели себя сова и сорока по отношению друг к другу ?  Как на самом деле должны жить соседи ? С каким чувством нужно произ — нести последние слова в тексте?

    Слайд 10

    Объясни написание п ропущенных букв: верш..на, крич .. ть , т рещ .. ть , уш .., ж.. вут .

    Слайд 11

    Вставь буквы. Объясни написание. С… ва — с о вы с…сна — в … ршина — д.. ёт — т р… щать — с о сны в е рх тр е ск д а ть о о е а е кр … чать — кр и к и

    Слайд 12

    Запомни выражение! «Хоть уши затыкай» Когда так говорят?

    Слайд 13

    2. Где сидит сова ? 1. К е м были сорока и сова ? 3. Где сидит сорока ? 4. Чего хочет вечером сорока ? соседями в дупле на вершине кричать начинает, не даёт спать Напиши изложение по вопросам . 5. Что делает сова ? 6. Что делает сорока утром ? п ринимается трещать уснуть 7. Как приходится бедной сове ? х оть уши затыкай 8. Какими соседями были сова и сорока ?

    Обучающее изложение по русскому языку. 2класс

    Обучающее изложение 2 класс

    Цель развивать умение связанно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автором, развивать письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.

    Ход урока

    1. Орг.момент.

    2. Работа над темой урока.

    1. Ознакомление с текстом.

    На доске записан текст

    Клесты

    Весной и летом у птиц много забот. Они строят гнезда и кормят птенцов. Только клесты живут без хлопот. Вот и зима. У клестов в гнезде птенчики. Мать их греет. Почему клесты выводят птенцов зимой? Пища клестов — еловые шишки. Они созревают к концу года

    — О каких птицах расказывается в тексте?

    — Что нового вы узнали?

    2) Беседа по содержанию текста.

    — Чем заняты птицы летом и весной?

    (Весной и летом у птиц много забот. Они кормят птенцов и строят гнезда.)

    — Что сказано о клестах?

    (Только клесты живут без забот.)

    — А что происходит зимой?

    (Вот и зима. У клестов в гнезде птенцы. Мать и хгреет.)

    — Почему клесты выводят клестов зимой?

    (Появляется много пищи.)

    — Чем питаюся клесты?

    (Пища клестов – еловые шишки. Они созревают к концу года.)

    1. Составление плана текста.

    — Сколько частей в тексте?

    ( В тексте три части.)

    — Озаглавьте каждую часть.

    — Когда и где происходит действие первой части рассказа?

    (Действие происходит летом в лесу.)

    — Как можно озаглавить первую часть?

    (Летом и весной в лесу.)

    — О чем рассказывается во второй части этого рассказа?

    (Вот и зима. У клестов в гнезде птенцы. Мать их греет.)

    — Как можно озаглавить вторую часть?

    (Птенцы появились.)

    — Чем заканчивается рассказ?

    (Объясняется почему клесты выводят птенцов зимой.)

    — Как можно озаглавить третью часть?

    (Пища клестов.)

    План записать на доске

    1. Летом и весной в лесу.

    2. Птенцы появились.

    3. Пища клестов.

    1. Орфографическая подготовка.

    — Вставьте пропущенные буквы. Сравните слова. Чем они похожи?

    В…сной, кл…сты, пт…нцов, з…ма, гн…здо, к к…нцу.

    (В каждом слове есть безударный гласный.)

    — Найдите в тексте слова с буквосочетаниями «жи-ши», «ча-ща».

    (Живут, пища, шишки.)

    1. Лексическая работа.

    — Найдите в тексте слова с одинаковым значением.

    (Птенцы-клесты, птенцы-птенчики, заботы-хлопоты)

    — Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните, почему это слово лишнее?

    Весной, вечером, летом, зимой. (Лишнее вечером, так как это время суток, а вечером, летом и зимой времена года.)

    Пернатые, птицы, гнездо. (Лишнее гнездо, так как это место или домик для проживания, а пернатые и птицы это речь идёт о птицах.)

    Физминутка

    1. Пересказ текста.

    — Перескажите текст по плану.

    (Пересказывают по частям. Затем весь текст пересказывает один ученик.)

    1. Запись текста.

    — Запишите текст по плану.

    — Сколько частей в тексте?

    (В тексте три части.)

    — Как на письме выделяем каждую часть?

    (Каждую часть записываем с красной строки.)

    1. Проверка.

    — Несколько учащихся читают свои работы.

    3) Итог.

    — Чья работа вам больше всего понравилась? Почему?

    Домашнее задание: выписать из словаря четыре слова с непроверяемой гласной «а», четыре слова с непроверяемой гласной «о».

    План-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме: Урок развития речи. Изложение по вопросам. 2 класс

    Тема: Урок развития речи во 2 классе. Изложение по вопросам.

    Цель:  

    1. учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями;
    2. развивать речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость;
    3. воспитывать любовь к животным и самоконтроль.

    Оборудование: карточки с текстами, с вопросами, с деформированными предложениями, напечатанные слова для орфографической подготовки, презентация.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Самоопределение к деятельности

    — Сегодня мы будем учиться писать изложения.

    — О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:

    Мордочка усатая

    Шубка полосатая

    Часто умывается

    А с водой не знается?

    — Правильно, это кот. (Слайд 1)

    — И другая загадка: Гладишь – ласкается,

                                     Дразнишь – кусается.

    — Молодцы! Значит, о ком будет рассказ? (Слайд 2)

    3. Работа по теме урока

    а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом на партах)

    — Интересный рассказ? Понравился он вам?

    — Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто – игрушка? (Слайд 3)

    — У кого дома есть кот?

    — Он играет с игрушками?

    — Был у вас такой случай?

    б) Вторичное чтение – вполголоса.

    Задание перед чтением:

    — На сколько частей разделён текст? Почему?

    в) Чтение вслух, по частям, анализ.

    I часть:

     — У кого жил Барсик?

    — Что случилось однажды?

    -Что это была за игрушка?

    — Что произошло с котом?

    — Что сделал Коля?

    — Что стала делать игрушка?

    II часть:

    — Что сделал Барсик с игрушкой?

    — Что было на кухне?

    — Что решил сделать кот?

    III часть:

    — Пила ли игрушка молоко?

    — Как к этому отнёсся Барсик?

    — Почему он радовался?

    — Кто сможет пересказать текст? (2-3 ученика разного уровня)

    Физкультминутка

    4. Орфографическая подготовка

    — Давайте посмотрим на текст.

    — Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?

    — А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему?

    — Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?

    — (На доске карточки со словами)

    1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.

    — Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?

    — Как их проверить?

    2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.

    — Подберём проверочные слова.

    — Вспомним правило.

    Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.

    — Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?

    5. Запись текста

    1 уровень – списывает текст;

    2 уровень – строят предложения из деформированных;

    3 уровень – отвечают на вопросы.

    6. Самопроверка

    7. Обобщение

    — Сегодня мы учились составлять и записывать текст.

    8. Рефлексия

    — Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо угостить молоком? (Слайд 4)

    — А собачке надо? (Слайд 5)

    — Урок окончен.


    Текст изложения

    Барсик

    У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.

    Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку.

    Молоко текло по лапкам и усам собаки.

    Барсик был рад.

    Составь из слов предложения.

    1. Жил, кот, у Коли, Барсик.

    2. Упала, с полки, игрушка, однажды.

    3. Собака, была, это.

    4. Испугался, кот.

    5. Завёл, Коля, игрушку.

    6. Стала, головой, собака, вертеть.

    7. Игрушку, Барсик, на кухню, понёс.

    8. Решил, покормить, он, молоком, собаку.

    9. Молоко, игрушка, не пила.

    10. Рад, Барсик, был.

    Напишите ответы на вопросы.

    1. У кого жил Барсик?

    2. Что случилось однажды?

    3. Что произошло с котом?

    4. Что сделал Коля?

    5. Что стала делать игрушка?

    6. Куда понёс Барсик игрушку?

    7. Что он решил с ней сделать?

    8. Пила ли игрушка молоко?

    9. Как к этому отнёсся Барсик?