Содержание

Диктанты по русскому языку 2 класс

Май

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.
Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Новый дом

У нас идёт большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом. В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады.
Слова для справок: большая, этажей, у нас.

Наша школа

Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы. Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно.
Слова для справок: около, растут, ученики.

Еж проснулся

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.
(по Г. Скребицкому)

Книга

Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе.
Слова для справок: картинки, читаю.

Зимой

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши.
Слова для справок: весело, катит.

Первый снег

Выпал первый снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.
Слова для справок: выпал, снег, во двор.

Корм для птиц

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом. Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

В парке

Был ясный день. Вот парк. Тут растут пушистые ели и сосны. Лёня и Яна искали шишки. Это корм для птиц. В шишках семена. На ель прыгнула белка.

Деревья

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.

Комнатные растения

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Дружба

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.
Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

2 класс проверочные Диктанты по русскому языку

Диктанты по русскому языку для 2 класса

Сборник диктантов по русскому языку для учеников 2 класса. Количество слов в диктантах от 22 до 62. Диктанты содержат задания, рекомендуемые к выполнению после написания.

Темы диктантов для 2 класса:

Диктант Воробьи (47 слов)

Наступила суровая зима. Все покрылось белым пушистым…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Осенний урожай (51 слово)

Осень – самое богатое время года. В сентябре начинается…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Пингвин (27 слов)

На земле пингвин неуклюж. В воде он плывет со скоростью…

Диктант Чудесные цветы (40 слов)

Тёплый июльский день. Ярко светит летнее солнце. Надя…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант «Славный мороз» (49 слов)

Славный мороз
Солнце село. На голубом небе показалась луна,…

Диктант (22 слова)

крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный,…

Диктант (28 слов)

Алёша Чайков и Андрей Шишкин — два товарища. Оба любят…

Диктант (29 слов)

Выпишите из текста слова, в которых есть буквы, не…

Диктант (30 слов)

Разделите на слоги слова в последнем предложении.
В первом…

Диктант (30 слов)

Во втором предложении подчеркните буквы, обозначающие…

Диктант (33 слова)

В первом предложении подчеркните гласные второго ряда,…

Диктант (45 слов)

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат….

Диктант Бабочки (31 слово)

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки….

Диктант В лесу (33 слова)

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки,…

Диктант В роще (29 слов)

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют…

Диктант Весна (33 слова)

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок…

Диктант Весна (37 слов)

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке…

Диктант Весна (39 слов)

Стояли теплые влажные дни. Недавно прошёл первый дождь….
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Весна идёт (42 слова)

Надоело земле лежать под снегом. Закапали днём её слёзы с…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Вечер (41 слово)

Темнело. Высокие гористые берега с зелеными шапками лесов,…

Диктант Воробей (41 слово)

Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и…

Диктант Глубинные рыбы (39 слов)

В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У…

Диктант Дача(28 слов)

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили…

Диктант Декабрь (36 слов)

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут…

Диктант День Учителя (53 слова)

В году много праздников. Осенью мы отмечаем День Учителя. С…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Детский сад в зоопарке (39 слов)

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной…

Диктант Дружба (47 слов)

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять…

Диктант Дятел(22 слова)

У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё…

Диктант Еж проснулся по Г. Скребицкому (33 слова)

Под корнями березы была нора. Наступила радостная  весна….
Автор: Скребицкий Г.

Диктант Зима (34 слова)

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки….

Диктант Зима (39 слов)

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и…

Диктант Зимний лес Журнал «Сезоны года» (62 слова)

Ночью выпал снег. Наступило утро. Леса не узнать. Деревья…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Золотая осень (42 слова)

Осень – красивое время года. Деревья надевают красивые…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Игры на снегу (39 слов)

Выпал снег. Все вокруг стало белым. Дети вышли во двор….
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Изюм (41 слово)

Изюм – это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их…

Диктант Комнатные растения (40 слов)

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё…

Диктант Конфетное дерево (30 слов)

В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды…

Диктант Корм для птиц (42 слова)

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для…

Диктант Кто где зимует? (59 слов)

Всю осень животные готовятся к холодам. Многие птицы…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Курица и цыплята по Н. Павловой (40 слов)

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и…
Автор: Павлова Н.

Диктант Лес (41 слово)

Стоит тёплый летний день. Высоко в небе плывёт яркое солнце….
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Летний лес (37 слов)

Тихо шумят своими ветвями сосны. Косматые еловые лапы…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Лето в разгаре (44 слова)

Как хорошо в июне в ржаном поле! Шепчут под тихим ветром…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Лосины (26 слов)

Лосина – вид замши. Раньше лосинами называли парадные…

Диктант Лубок (44 слова)

Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка…

Диктант Май (46 слов)

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья….

Диктант Майский гам (32 слова)

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут…

Диктант Мишки (33 слова)

Мишки плывут по медовому морю в лодочках. Вместо весел у них…

Диктант на двойные согласные 2 класс (20 слов)

Диктант на двойные согласные 2 класс
В класс вошла…

Диктант На лугу (40 слов)

Теплый летний день. Солнце печет, а жары нет. Избыток ее…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Наступление весны (39 слов)

На окраинах лесов распускался молодой березняк. Жёлтые…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Начало весны (34 слова)

Как веселы и приветливы в начале весны окраины леса! Каждая…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Новый год в школе (48 слов)

Новый год – самый любимый праздник. В нашей школе нарядили…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Новый хвост (36 слов)

Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы…

Диктант Одуванчики (38 слов)

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё…

Диктант Осень (26 слов)

Осенняя слякоть обволокла городские шоссе. Хмурое утро…

Диктант Осень (34 слова)

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи…

Диктант Осень в городе (38 слов)

На дворе стоит осенняя погода. Хмурое небо с утра затянуто…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Осень в лесу (49 слов)

Красиво в лесу осенью. Деревья надевают осенний наряд….
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Первый день весны (39 слов)

Подруги Ира и Лида возвращаются из школы. Первый весенний…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант по Г. Х. Андерсену (42 слова)

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила…
Автор: Андерсен Г. Х.

Диктант Подсолнечник (34 слова)

Ранней весной Петя посадил на грядке четыре семечки…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Половодье (36 слов)

По мутной реке плыли льдины. Берег с его заливными лугами…

Диктант Постройка гнезда (41 слово)

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет…

Диктант Природа осенью (46 слов)

Отшумело звонкое лето. Природа начала готовится к долгому…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Приход весны (39 слов)

Весна идёт. Зазеленели длинные серёжки берёз. Гудят шмели и…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Пришла весна (31 слово)

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце…

Диктант Прогулка в лесу (43 слова)

Наступила осень. Саша и Таня после уроков побежали в лес….
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Птенцы чайки (41 слово)

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми…

Диктант Рожь колосится (38 слова)

Чудесный лес. Деревья в свежей зелени. Долгие июньские дни…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Саамы (37 слов)

В тундре живёт народ – саамы. Они очень бережно относятся к…

Диктант Селение из соли (37 слов)

В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость…

Диктант Семья Воробьевых (35 слов)

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. Папа…

Диктант Случай зимой (42 слова)

За ночь мороз сковал на речке лед. Сережа и Толя пошли на…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Снеговик (49 слов)

Выпал снег. Мы пошли гулять в парк. Саша и Сережа решили…
Автор: Журнал «Сезоны года»

Диктант Соболь (41 слово)

Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу….

Диктант Умные обезьяны (26 слов)

Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили…

Диктант Школа (33 слова)

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок…

Диктант №221 (40 слов)

Выпишите из первого предложения слово, в котором букв…

Диктант №222 (38 слов)

Выпишите из первого предложения слово, в котором букв…

Диктант №223 (32 слова)

Выпишите из четвёртого Предложения слово, в котором букв…

Диктант №224 (41 слово)

Напишите транскрипции первых трёх слов из четвертого…

Диктант №225 (32 слова)

Сделайте фонетический разбор второго слова из первого…

Диктант №226 (30 слов)

Сделайте фонетический разбор первого  слова из второго…

Диктант №227 (45 слов)

Найдите в тексте слово с разделительным метким знаком….

Диктант №230 (33 слова)

Подчеркните во втором предложении буквы, которые всегда…

Диктант №231 (30 слов)

Разделите на слоги слова второго предложения.
Подчеркните…

Диктант №233 (26 слов)

Выпишите из второго предложения слова с разделительным…

Словарный диктант Мягкий знак (28 слов)

Июль, скамья, колосья, брать, ульи, веселье, день, зимовье,…

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему: Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса

Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса

Тексты диктантов.

1 четверть.  Входной контроль

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

1 четверть. Текущий контроль

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с парными согласными,  слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Осень.

Стоит хороший день. Теперь осень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома  с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег.

Лыжная прогулка.

Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.

1 четверть.  Итоговый

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Лес зимой.

Красив зимний наряд леса. На лапках елей лежит снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз.

Наши рощи.

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

2 четверть.   Текущий

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов парными согласными; умение переносить слова.

Находка.

Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.

Поездка.

Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина  должна выехать на улицу Антонова.

2 четверть.  Итоговый

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Зимой.

Наступила зима. Ночью был сильный мороз. Ветер кружил хлопья снега. Кругом лежит белый ковер. Реки и озера покрылись льдом. Ребята побежали на каток. Легко скользят острые коньки по гладкому льду. Там шум и веселье. Хорошо зимой!

Кошка Сильва.

На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяса и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски вся мордочка в еде. Сытая кошка умывается.

3 четверть.  Текущий

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Главный город.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кутузовский проспект, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом м кошкой Муркой.

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют на все лады птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в лукошко.

3 четверть.   Итоговый

Весна.

Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие  почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.

Грамматические задания:

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.

Весна на окне.

На улице холодно. Идёт весь день колючий снег. А у нас на окне целый сад. На ветках тополя и берёзки распустились серёжки.

На ветках липы показались зелёные листочки. С окна повеяло весною. На вишнёвых ветках уже есть цветочки.

Грамматические задания:

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подчеркнуть орфограммы в словах берёзки, листочки.

4 четверть.  Текущий

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу, правописание имён собственных, умение переносить слова.

Весна.

Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.

Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! ( 43 слова )

Слова для справок: увидели, ландыш.

Кораблик.

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.( 43 слова )

Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.

   Грамматические задания к диктантам:

1. Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Надписать над словами части речи.

3. Разделить для переноса слова.

4 четверть.  Итоговый

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу умение переносить слова.

Пруд ожил.

Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда.

   Грамматические задания:

1. Найти и выписать из текста три слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости — глухости согласные в конце слова».

2. Найти и подчеркнуть в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие.

В роще.

Вот березовая роща. На траве играют золотые лучи солнца. Дует теплый ветерок. Под березами спрятался подберезовик. Ножка тоненькая, шляпка широкая. У ручья шумят редкие осинки. Под осинками – подосиновики. Веселые ребята в белых майках и красных беретах. На лесных полянах звучат птичьи голоса. Как хорошо летом в роще.

   Грамматические задание:

1. Найти в тексте и выписать формы слова осинка.

2. Подчеркнуть то предложение, в котором есть слово, однокоренное со словом береза.

Тексты диктантов по русскому языку для 2 класса

Входная контрольная работа по русскому языку 2 класс

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания.

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)

Грамматические задания:

  1. В третьем предложение подчеркните гласные буквы.

  2. Выпишите три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Пушок

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматические задания:

  1. В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.

  2. Допишите одно-два предложения в конце текста.

Контрольный диктант по теме «Однозначные и многозначные слова»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Лес осенью

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I – четвертое предложение; вариант II – пятое предложение.

  2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…»

Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Планируемы результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания:

  1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.

  2. Напишите однокоренные слова к слову белка.

  3. Напишите антонимы.

Тепло – …

Сытно – …

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

Цель: проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Друзья

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку на куст. Бим принес мальчику палку.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу в первом предложении.

  2. Разделите для переноса слова второго предложения.

Диктант по теме «Безударные гласные звуки в корне»

Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматические задания:

(«Проверь себя» (с. 111). Дети записывают в контрольных тетрадях только ответы на вопросы.)

Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы»

Цель: повторить усвоение изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; научатся определять орфограмму и правильное написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

Снежок

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания:

  1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.

  2. Спишите второе предложение. Поставьте ударения в словах. Подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки»

Цель: проверить навыки правописания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы на слух; применять правила правописания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.

В лесу

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ёжики.

Грамматические задания:

  1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

  2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.

  3. Укажите количество слогов в словах ёжики, серые, рядом.

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний

с шипящими звуками»

Цель: проверить умения писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звукобуквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Зяблик

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо? Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Слова для справок: много, целый.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

  2. Сделайте звукобуквенный анализ слов (вариант I – снег; вариант II – лед).

Диктант по теме «Имя собственное»

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Главный город

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

  2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

  3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Диктант по теме «Имя существительное»

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Друзья

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните имена собственные.

  2. В четвертом предложении подчеркните главные члены.

  3. В первом предложении обозначьте имена существительные.

  4. Запишите имена существительные: сосны, деревья, хвосты – в единственном числе.

Диктант по теме «Предлоги со словами»

Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные орфограммы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудесное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Грамматические задания:

  1. Выпишите предлоги.

Вариант I: из первых трех предложений.

Вариант II: из последних трех предложений.

  1. К словам: пенек, детишки – подберите и запишите проверочные слова.

  2. В первом предложении над словами надпишите части речи.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветви деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

  3. Разделите слова для переноса: сильный, длинный, пыль.

Контрольно- измерительный материал по русскому языку во 2 классе, по программе «Школа России», к учебнику Русский язык, Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Диктанты во 2 классе

Предлагаем тексты диктантов для 2 класса. Их объём соответствует норме в 20-40 слов. Все тесты адаптированы. Они составлены по произведениям Л. Толстого, Г. Скребицкого, М. Зверева, Э. Шиму, А. Глебову. Всего диктантов 43.

Тексты сгруппированы по тематическому принципу. Они посвящены природе, животным, взаимоотношениям в семье, забавным случаям. Некоторые диктанты содержат поучительные истории, сказочные элементы.

 

1 полугодие

2 класс

Осень

 

Конец сентября. Красив лес осенью! Голубое небо. Зелёная травинка. Жёлтый листок. Зелёные ели. Красные ягоды рябины. Берёзки и осинки в цветном наряде.

На пеньке кучка опят. Шуршит в траве ёж. Весело играют бельчата на сосне. Журавли летят на юг.

(39 слов.)

 

Ждём зиму

 

Осень. Я иду по лесу. Под ногами шуршит листва. Заморосил дождь. Я спрятался около дуба. Дуб крепко держал свою красу на ветвях.

Скоро зима. Первый снег укутает землю пушистым ковром.

(30 слов.)

 

Урок для кота

 

У бабушки Нины жил красивый кот Тимошка. Однажды поймал он мышку. Отпустит добычу, потом ловит.

На забор сели две сороки. Одна птица замахала у носа кота. Другая мышку подхватила. И тут обе дружно улетели. Коту будет наука. Не зевай!

(39 слов.)

 

Тропинки в лесу

 

В лесу я увидел узенькие прямые тропинки. Может, люди забыли про них? Я пошёл по одной тропинке. Она привела меня к муравейнику.

Это муравьи своими маленькими лапками протоптали такие заметные тропинки!

(По Н. Терентьеву.)

(31 слово.)

 

На даче

 

Мы жили на даче. Утром бабушка звала к столу. На столе лежали свежий хлеб и булочки. Олег и Ольга любили ватрушки. Душистый чай дымился в чашках.

С озера прибежала собака Альма. Мы её угостили ватрушками.

(35 слов.)

 

Рыжий друг

 

Ольга часто ходит в парк. У Ольги там живёт рыжий друг. Это маленькая белочка с пушистым хвостом.

Девочка стучит по сосне. Зверёк прыгает с ветки и быстро берёт корм.

(29 слов.)

 

На реке

 

Мы плыли на лодке по тихой речушке. Брат работал вёслами. Мама любовалась белыми кувшинками.

Я опустил руку в воду. Вода была тёплой и чистой. Под водой проплыла стайка мальков.

(29 слов.)

 

В гостях

 

Пришла мышка в гости к лягушке. Лягушка встретила её на берегу и повела в дом. Мышка воды хлебнула. Больше не стала она в гости ходить.

(По Л. Толстому.)

(25 слов.)

 

Каток

 

Зима. Был тёплый день. Ребята вышли во двор. На катке снег. Олег взял лопату. У Никиты в руках метла. Мальчики стали чистить каток.

Дядя Степан залил лёд водой. Скоро мальчики скользили по льду на коньках.

(35 слов.)

 

Зимой

 

Ночью выпал снег. Пушистый ковёр укрыл землю. Пришла зима. Во дворе веселье. Мальчики играли в снежки. Девочки лепили снегурку.

Кот Васька залез на берёзу. Там была стайка воробьёв. Птицы улетели. Васька упал в сугроб. Пёс Боб весело залаял.

(38 слов.)

 

Окунь

 

Закинул рыболов в речку удочку. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. Рыба красивая. Плавники красные, а спина зелёная. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт!

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

(40 слов.)

 

Лесные богатыри

 

Заглянула зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговые шубы. До самых бровей надела им белоснежные шапки. Пуховые варежки дала веткам. Стоят лесные богатыри спокойно.

Кустики и молоденькие деревца тоже оделись в белые шубки. Так хорошо!

(По Г. Скребицкому.)

(38 слов.)

 

Следы на снегу

 

В зимнем лесу много следов на снегу. Тут ямки в снегу. Это ночевали рябчики. Выдра вырыла своим брюшком канавку. А след соболя ведёт к высокой рябине. Зверёк любит её ягоды.

Сколько интересного можно узнать по следам на снегу!

(По М. Звереву.)

(38 слов.)

 

Наказание

 

Была суровая зима. Птицы гибли без пищи. Витя принёс домой полуживую птичку. Дал бедняжке корм и согрел её.

Кошка хотела поймать птичку. Мальчик посадил разбойницу на верёвочку.

(По И. Недоле.)

(27 слов.)

 

Про зайца

 

Ветер срывал последние листья и кружил над лесом. Вода в лужах замерзла.

Зайка питался тонкими веточками. Вкусно. Спал он под густой елью. Там враг не найдёт зверька.

(27 слов.)

 

Ночью в лесу

 

Вот и зима пришла. Ночью вьюга шла на работу. Она стелила белые ковры в лесу.

Мороз стучал по деревьям. С тонких берёз падал хлопьями снег.

(25 слов.)

 

Чудеса

 

Ночью выпал пушистый снег. Ребята вышли во двор. На дворе — чудеса! Большой сугроб у дома был похож на слона. На сучьях старого дерева спал белый медведь. Вот и пришла зима!

(30 слов.)

 

Осень и солнышко

 

Осень смывает дождём пёстрый узор листьев. Серыми тучами покрывает небо.

Вышло солнышко. Золотыми монетками на голых сучьях берёз заблестели последние листья. Река стала синее, шире просторы родной земли.

(По Г. Скребицкому.)

(28 слов.)

 

Волки

 

Почему волки на луну воют? Дневные звери и птицы белый свет любят. Они при солнышке поют, радуются.

А волку при темноте спокойнее. Луна — это волчье солнышко.

(По Э. Шиму.)

(26 слов.)

 

Каток

 

Был тёплый зимний день. Вышли ребята во двор. Дворник Степан принёс шланг. Мальчики взяли в руки лопаты и мётлы. Дружно чистят снег. Весь день шла работа. Дядя Гриша залил каток.

(30 слов.)

 

Игрушки

 

За окном с ветром играла вьюга. А в доме было тепло и уютно. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Вот чудесный маленький дворец. Там жила кукла. С плеча у неё свисал длинный шарф. Рядом с ружьём был солдатик.

(38 слов.)

 

Рассказ

 

Мы с братом решили сочинить рассказ. Я написал первые два предложения. Брат написал третье.

Ветер уснул. Цветы наполнили воздух чудным ароматом. У ног моих сидела лягушка.

(26 слов.)

 

2 полугодие

2 класс

Улыбка весны

 

Уходил последний снег. Тихий звон капели будил лес. Тонкие прутики вербы покрылись пушинками.

Рано утром мороз гулял по лесу. Днём тёплые лучи согревали землю. Храбрые вороны купались в лужах. Встала на ножки и первая травка. Это первая улыбка весны.

(39 слов.)

 

Весна

 

Расцвёл подснежник. Он кивает синей головкой на ветру. И ветер кажется синим.

Над этим синим миром выплыло и заблестело солнце. Ветер пригнал дождь. Они смешали все краски и расплескали всюду зелёное. На ветках раскрылись листочки. Вот и пришла весна!

(По Ю. Щербакову.)

(39 слов.)

 

Во дворе

 

Ожил наш двор. Конец зимы. В город пришла весна. Всюду слышны голоса птиц. Важно шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у птицы серые. Пёс Фомка следит за вороной, а ворона за Фомкой.

(36 слов.)

 

У дома

 

Всё жарче и жарче светило солнышко. Снег быстро таял. Струйки воды скатывались с крыш домов. На старом бревне спал кот Кузя.

Упала сосулька. Звон испугал кота. Он спрятался за угол дома. На бревне остался след от его лап.

(38 слов.)

 

Наш сад

 

Хорош наш сад весной. В саду рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки.

Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они поливали её тёплой водой, рыхлили землю. Вишенка распустила веточки, зазеленела. Теперь она радует глаз.

(40 слов.)

 

Звуки леса

 

Я сижу и слушаю лес. Ветерок играет. В траве шуршит ёжик. Он спешит в чашу.

В лесной глуши стучат дятлы. Они ищут добычу в коре дерева. Затрещала сорока. Передала новости и улетела. Лесная музыка — это щедрый подарок.

(38 слов.)

 

Дятлы

 

У столба росла яблонька. Часть её веток засохла.

Вечером к дереву прилетела стайка пёстрых дятлов. Птенцы уселись на сучья. Дятел стал долбить столб. Только щепки летели вокруг.

Мимо шли люди. Стайка живо поднялась в воздух. Через несколько секунд работа продолжится.

(40 слов.)

 

Ночлег

 

На берегу стоял шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу.

Умолкли птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочком и улетел. Наступила ночь. Луна осветила реку. Зажглись звёздочки на небе.

(40 слов.)

 

Лоси

 

Выплыло солнце. Ожила лесная полянка. Пролетела стайка птиц. На поляну выбежал лосёнок. Ножки у малыша тонкие. Любит он свежую травку и сочные веточки. Лосиха осмотрела местность.

Лоси пошли к старому пню. Там лесник оставил для них соль. Скоро лоси скрылись.

(40 слов.)

 

В саду

 

Поздней осенью я посадил яблоньки. Пришла весна. Яркий свет заливал окрестность. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел яблоньки. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. Легко и спокойно стало на сердце. Не погибли молодые саженцы!

(40 слов.)

 

Мама

 

Я не помню сейчас рук своей мамы. Но хорошо помню её лицо. Оно было доброе и красивое.

Набью себе шишку и бегу к маме. Она сразу могла унять боль. Мама прижималась к больному месту прохладной щекой. Боль уходила. Я улыбался.

(По А. Глебову.)

(40 слов.)

 

Помощь

 

Утром озеро было красиво. Солнце нежно ласкало кувшинки.

За кустом ловил рыбу мальчик Лёшка. Ему было лет семь. Вдруг его леска резко дёрнулась. Лёшка упал в воду. На воде забулькали пузырьки. Показалась голова мальчика. Я помог малышу выбраться на берег.

(По Э. Шарапову.)

(40 слов.)

 

Забавная птица

 

Летом мы жили на даче. Меня разбудила синичка. Она стояла на тоненьких ножках и оглядывала комнату.

Вдруг она подлетела к люстре с тремя рожками на дужках. Птичка приняла их за ветки деревьев и стала качаться. Вот какая забавная синица!

(39 слов.)

 

У бабушки

 

Село Жуково стоит у реки. Летом наша семья живёт там. У бабушки есть коза Розка. Сестра Ольга готовит ей корм. Коза у крыльца ждёт девочку.

Брат Алёша любит удить рыбу. Раз он поймал щуку. Бабушка Дарья сварила уху. Вкусна была уха!

(41 слово.)

 

Сказка

 

Сказки живут долго. В классе у нас много хороших книг. Моя любимая сказка про маленькую девочку. Раз мама послала её к бабушке. Тропа шла через лес. Звонко пели птицы. В лесу она встретила волка. Ты вспомнил эту сказку?

(38 слов.)

 

Капли

 

Кусты наполнились водой. На каждой ветке капли. На ветку сел воробей. Полился дождь. Воробей начал пить. Капелька упала на землю. Он к другой. Скок воробей. Кап капельки! С большим трудам напился он.

(32 слова.)

 

На полянке

 

Стоял тёплый день. По небу плыли тучки. Я сел на старый пень. Бабочки кружились над цветами. Собака Тяпа бегала за ними.

Из травы вылез жук. Он был большой. Тяпа кинулась к жуку. Он улетел. Тяпа легла у моих ног.

(39 слов.)

 

Вьюнок

 

На ферме живёт конь Вьюнок. Петька Иванов часто выводит его на луг. Весь луг усыпали пушистые шарики. Это одуванчики.

Бежит Вьюнок. За ним столбом летит белый пух. Только стебли остаются на земле. Вьюнок хорошо отдохнул. А Петька и рад.

(39 слов.)

 

Пчёлы и шмели

 

Луг весь в цветах. Жужжат пчёлы. Гудят шмели. Ты сплёл венок и бросил его. Ты обидел пчелу и шмеля. Ты отнял капельку сока. Она была в цветах. Пчела и шмель могут погибнуть. А кто будет приносить душистый мёд в ульи?

(40 слов.)

 

Малыш и ручей

 

Ручеёк весело извивался. Мальчик озорно наступил на него. Ручеёк собрался с силой и вырвался на свободу. Он оказался очень живым и быстрым.

Ручей бежал к озеру. Там его ждали братья. Озеро радушно принимало их.

(34 слова.)

 

Лес

 

От деревьев на землю ложилась густая тень. Под ногами мох. Он похож на ковёр.

Тёплый ветерок играет с цветами и травами. Между деревьями летают мошки, жужжат сердито шмели. Кругом жизнь и радость! Я люблю лес в любое время года.

(39 слов.)

Диктанты по русскому языку 2 класс «Школа России»

Оценочный материал

Русский язык

2 класс

Контрольный диктант № 1 по теме «Гласные звуки».

1 вариант

В лесу.

Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть в предложении главные члены ( подлежащее и сказуемое)

1вариант – второе предложение; 2 вариант – шестое предложение

  1. Выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса.

2 вариант

Друзья.

Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим принёс мальчику палку.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть в первом предложении главные члены ( подлежащее и сказуемое)

  2. Разделить для переноса слова второго предложения.

Контрольно-проверочный диктант № 2 по теме «Правописание слов с безударным гласным в корне»

1 вариант

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Жёлтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.

Грамматическое задание.

  1. Подобрать заголовок к тексту.

  2. Выписать любое слово с проверяемой безударной гласной, а перед ним в скобках написать проверочное.

2 вариант

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматическое задание.

  1. Подобрать заголовок к тексту.

  2. Выписать любое слово с проверяемой безударной гласной, а перед ним в скобках написать проверочное.

.

Контрольный диктант № 3 по теме «Согласные звуки».

1 вариант

Зимний денёк

Хорош зимний денёк! На земле лежит мягкий снег. Летят лёгкие снежинки. На катке гладкий лёд. Мальчикам весело. Быстро скользят коньки по льду. На ветках синички. Девочки кладут в кормушку хлеб и пшено. Птицы рады.

Грамматическое задание.

Вариант I:

1. Выпиши слово, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное.

2. Подчеркни главные члены предложения во втором предложении.

3. В любом предложении подчеркни изученные орфограммы.

Вариант II:

1) выпиши слово, в котором есть безударный гласный звук в корне, рядом запиши проверочное;

2) подчеркни главные члены предложения в шестом предложении;

3) в любом предложении подчеркни изученные орфограммы.

2 вариант

Зима в лесу.

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубы надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Грамматическое задание.

1. Выпиши слово, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное;

2. Подчеркни главные члены предложения в третьем предложении;

3. В любом предложении подчеркни изученные орфограммы.

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов с мягким знаком».

1 вариант

Зимой

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.

Грамматическое задание.

1. Выпиши слово с мягким знаком (ь) — показателем мягкости предшествующего согласного звука.

2. Подчеркни главные члены.

  1. вариант — в десятом предложении, 2 вариант – в последнем предложении.

3.В любом предложении подчеркни изученные орфограммы.

2 вариант

Зимой в лесу.

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жильё зверька. Над елью кружила стайка клестов.

Слова для справок: деревьев.

Грамматическое задание.

1. Выпиши слово с мягким знаком (ь) — показателем мягкости предшествующего согласного звука.

2. Подчеркни главные члены.

  1. вариант — в первом предложении, 2 вариант – в третьем предложении.

3. В любом предложении подчеркни изученные орфограммы

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное».

1 вариант

Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки.

Слова для справок: по улице, Жучки, кораблики.

Грамматическое задание.

В третьем предложении (1 вариант) и в седьмом предложении (2 вариант) подчеркнуть главные члены предложения и над словами указать известные части речи.

2 вариант

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд.

Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат весёлые воробьи.

Слова для справок: затопила, пришла.

Грамматическое задание.

В первом предложении (1 вариант) и во втором предложении (2 вариант) подчеркнуть главные члены предложения и над словами указать известные части речи.

Контрольный диктант № 6 по теме «Части речи».

1 вариант

Дежурные.

Игорь и Илья — дежурные. Они пришли в класс рано. За окном на берёзках чирикали воробьи. Солнечный зайчик бегал по стене. Игорь стал поливать цветы. Илья положил мел в ящик под доской. Мальчики смочили

водой тряпку и вытерли доску. К уроку всё готово. Скоро придут ученики.

Грамматическое задание.

  1. 1 вариант – в четвёртом предложении указать над словами части речи, подчеркнуть предлоги;

2 вариант – в третьем предложении подчеркнуть главные члены, подчеркнуть предлоги;

  1. выписать любое имя прилагательное вместе с именем существительным.

2 вариант

Помощники

Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Дружок. У Дружка гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молочко. Коля принёс для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки.

Грамматическое задание.

  1. 1 вариант – в четвёртом предложении указать над словами части речи, подчеркнуть предлоги;

2 вариант – в восьмом предложении подчеркнуть главные члены, подчеркнуть предлоги;

  1. выписать любое имя прилагательное вместе с именем существительным

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Диктанты для 2 класса по русскому языку

2 КЛАСС, 1 ЧЕТВЕРТЬ (сентябрь, 4 неделя)

РАБОТА №1

ТЕМА: Правописание  сочетаний  чн-чк  и букв  а, у, и   после шипящих.

ЦЕЛЬ: Контроль и учет знаний о правописании букв  а, и, у  после шипящих , сочетаний  согласных чн-чк .

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Осень.

  Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет частый дождик. Кругом лужи . Птицы улетают в теплые края . Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора .  (27)

Слова для справок: небо, пора.

Грамматические задания.

             1 вариант.                                                                  2 вариант.

  1. Разделить слова на слоги:

Детвора, деревья, твой.                                   Солнышко, школьники, свой.

  1. Вставь пропущенную букву , подбери проверочное слово:

г*ра —…          сторо* -…                        р*ка -…           заво* —…

ст*кло—…        моро* —…                       цв*ток—…       дож*ь —…

в*да—…            наря* —…                        …кно —            пло* —…

  1. * Составь предложения:

Реки, застали,  около, семью,                       Убрали, и, огородов, овощи, с,

мы, лисиц.                                                       последние, полей.

  1. *Запиши слово , в котором звуков              Запиши слово, в котором звуков

        меньше, чем букв.                                        больше, чем букв.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Дружба.

        Алеша Чуйков и Андрей  Шишкин — два товарища . Оба любят животных. У  Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за  ней. У Андрюши чудесная собака . Мальчик учит Акбара служить . (28)

Слова для справок : товарища.

Грамматические задания.

             1 вариант.                                                       2 вариант.

  1. Разделить слова на слоги:

Ирочка, радость.                                          Ручьи, играю.

  1. Вставь букву, подбери проверочное слово:

Пт*нцы-…, в*зать-…, н*сить-… .         Р*дные-…, тр*щать-…, д*ржать-…    .

  1. *Составь  мини- сочинение , используя слова:

Тишина, шиповник, камыши, ежи, ужи, ерши, рыжий.  

2 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ ( ноябрь, 3 неделя ) 

РАБОТА №3

ТЕМА: Правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением.

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний о правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

 Котенок.

   У Зины жил котенок.  Он был смешной. Звали котенка Пушок. Один раз залез Пушок в корзину и заснул.  Корзину унесли в чулан. Хватились – нет котенка. Зина  долго искала любимца.  (31)

Слова для справок: корзина, долго.

Грамматические задания.

              1 вариант.                                                               2 вариант.

  1. Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:

…— гр*чи , …— тр*ва .                              …—к*за , …—л*сок .

  1. Разбери слово по составу:

             зима                                                          море

  1. Исправь ошибки:    На насу седим, на мир гледим, за ушы держымся. (о…..)
  2. * Найди лишнее слово:    Мосты, река, береза, пятно.
  3. *Как сказать иначе?   Погода вешняя -…, крылатые гости -…. .

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Гадюка.

     Косили косари у леса и ушли. Я остался с собакой. Вдруг что-то холодное проползло под  ногами. Огромная гадюка вылезла из травы. Жучка кинулась на змею. Через минуту клочки гадюки лежали на земле . (34)

Слова для справок: проползло, что-то, через.

Грамматические задания.

          1 вариант.                                                                  2 вариант.

  1. Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:

…—зв*рьки, …—у сл*нов .                       …— р*ды,  …— с*сновый .

      2.Разбери слово по составу: снеговая              холодный

3.Найди лишнее слово:

     Гореть, сгореть, горевать, обогреть.

4.*Расставь  ударение:      Он звонит, ты звонишь, они звонят, мы звоним.

5.*Составь загадку об осени.

2 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь , 3 неделя)

 РАБОТА №4

ТЕМА: Итоговая контрольная работа за 2 четверть.

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний , полученных во 2 четверти.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 Диктант.

Воробей.

           Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она  прыгала перед Васькой и била кота крыльями.  (33)  

Слова для справок: под крышей, перед.

Грамматические задания.

              1 вариант.                                                                     2вариант.

  1. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне и подобрать проверочное слово.
  2. Разделить для переноса :

Объем, жужжит.                                                            Подъем, длинный.

  1. Сделать фонетический разбор слова :

                       День -…                                                           пень -…

  1. *Написать 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.
  2. *Составь предложение со словом:

                       декабрь                                                             солнце

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Зимой.

         Стоит декабрь на дворе. Трещат лютые морозы. Дуют холодные сильные ветры. Березы и липы стоят без листьев. Только сосна да ель зеленые. Медведь залез в свою берлогу и спит. Белка в дупле ест грибки и орешки.  (37)

 Грамматические задания.

           1 вариант                                                                      2 вариант

  1. Определи, предлог или приставка :

(по)тропинке                                                           (до)лететь

(по)катился                                                             (до)дома

(на) листочках                                                         (на)ступает

  1. Распределить слова в 2 столбика:

Осень, снег, бежать, мягкий, сказка,                    Большой, ряд, арбуз, лететь,

        лисица.                                                                   дуб, стоит.

  1. *Назови все движения, из которых  состоит данное действие:

В а р и т ь —…( брать, резать, крошить, чистить, зажигать, наливать, мыть, …)

2 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ ( январь, 4 неделя ) 

РАБОТА №5

ТЕМА: Имена существительные с шипящими на конце.

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний о правописании имен существительных с шипящими на конце.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 Диктант.

Рыбалка.

         Хорошо летом у реки! У берега  шумит камыш. Луч солнца играет в волне. Под корнями сосны бьет ключ. Вокруг тишь.

        Мой товарищ закинул удочку. Он потянул за леску  и вытащил щуку. Мне же  попалась одна мелочь.  (37)

Грамматические задания.

          1 вариант                                                                     2 вариант

  1. Записать имена существительные в единственном числе:

Пустоши, мячи, ерши.                                    Стрижи, камыши, трубачи.

  1. Сделать фонетический разбор слова:

                ложь                                                                дичь

  1. *Найди лишнее слово:

         Столик, столетие, столовая, застольная.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

В лесу.

        Хорошо за городом! Зайдем в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. На лужайках много цветов. Вот белеет душистый ландыш. Рядом расцвела фиалка. Луч солнца играет в капельках росы. Кто это шуршит в траве? Да это еж!  (38)

Грамматические задания.

        1 вариант                                                                     2 вариант

  1. Распределить имена существительные в 2 столбика  по родам:

Этаж*, доч*, чиж*, ключ*,                          Помощ*, реч*, сторож*, лож*, брош*,

врач*, печ*, мыш*.                                        морж*,  шалаш*.

  1. Составить и записать с данными словами рассказ на тему «У реки»:

           Ночь, глушь, камыш, шалаш, товарищ, тишь, луч.

  1. *Составить из одного слова —  несколько:

       С т о р о ж ( сто, рот, рожа…)               К а м ы ш ( Маша, мак, каша,…)

2 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ ( февраль, 3 неделя ) 

РАБОТА №6

ТЕМА: Имя прилагательное. 

ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний об имени прилагательном.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ    УРОВЕНЬ

Диктант.

Находка.

     В зимнюю пору я отправился к знакомому леснику.  Дорога вела узенькой извилистой тропинкой. Вдруг вдали под старой одинокой березой я увидел серую точку. Я ускорил шаги и  увидел, что это был заяц.  Я поспешил  рассказать о своей находке. (39)

Грамматические  задания.

       1 вариант                                                            2 вариант

1.Дописать окончание, определить род, число:

    далек** село        хрупк**  цветок                    зимн**небо              больш** ручей

   весел**  песня      высок**  горы                       зелен**  ветка           полн**  ведро

2.Разобрать по составу:        яркое                         светлое

3. Сделать фонетический разбор:  л е с                 м е л

4.*Выбери лишнее слово:

      Вода, водяной, водитель, водянка.                  Горный, гористый, горестный, горка.

5.*Составь небольшой рассказ о: в е с н е                 о     к о н ц е    з и м ы

 ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Диктант.

Снег.

        Робкий , тихий снежок лег на землю. Небо серое,  а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом покрывает поля. Февральский снег колючий и сыплет с мглистого неба. Последний снег в марте и апреле. Он  плотный и липкий. (40)

         Слова для справок: сыплет, мглистого.

Грамматические задания.

         1 вариант                                                              2 вариант

  1. Дописать окончания, определить род, число:

хорош**  человек       темн**  ночь                   тепл**  куртка         золот**  кольцо

открыт**  окно        интересн**   люди             красив**  цветы       бел**  заяц

      2 . Разобрать слово по составу:

               заморский                                                           прибрежный

3.Сделать фонетический разбор:

         солнце -…                                                          лестница -…

4.*Выбери лишнее слово:

      Пахать, пахучий, пахнет, запах.                          Гусь, гуськом, густой, гусыня .

5.*Используя прилагательные, опиши:

                  л и с у                                                          в о л к а