Диктанты и тексты для проверочного списывания 1 и 2 класс

На пруду.

Мы идём к пруду. Дядя Коля там удит рыбу. Вот щука. Вот сом. Бабушка сварит уху.

Дома.

Алеша один дома. Вот книга. Там картинки. Это море. А вот яхта. Алёша взял краски и кисти. Он стал рисовать море. На море были волны.

Слова для справок: один, рисовать.

Ландыши.

Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени деревьев росли душистые ландыши. Они были красивые.

Слова для справок: тихо, деревьев.

Наш гость.

Дядя Миша – наш гость. Бабушка Анюта ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить чай. Хорош душистый чай.

Слова для справок: гость, хорош.

Улыбка весны.

Птицы ждали тёплых дней. Тихий звон капели будит лес. Тонкие прутики вербы покрылись пушинками. Это первая улыбка весны.

Слова для справок: покрылись, весны.

2 класс. Первое полугодие.

О Москве.

Среди холмов текла широкая река с чистой водой. На холме было маленькое село. Люди ловили рыбу и сеяли хлеб. Они называли реку Москвой. Так стали называть и село.

Слова для справок: среди, сеяли.

Ёжик.

Витя и Алёша нашли под кустом ёжика. Ёжик свернулся клубком. Торчали острые иголки. Они были колки. Мальчики не взяли ежа. Пусть живёт в лесу.

Слова для справок: свернулся, торчали.

Краски осени.

Лежал чудесный ковёр из листьев. Сколько ярких красок у осени! Собака Булька играла с листочком дуба. Под ёлкой Ксюша нашла гриб. Он был красив. Ножка у гриба толстая, шляпка красная.

Слова для справок: ковёр, лежал.

Игра.

На дворе тепло. Льёт свои жаркие лучи солнышко. Тучки с солнышком играют в прятки. Одна туча закрыла солнышко. Другие тучи прятались. Лучи быстро ловили тучи.

В лесу.

Нагрянул в лес суровый январь. На кусты сугробы намёл. Деревья инеем опушил. Снег да мороз царствуют в лесу. Вот пробежала лиса. Её следы ведут в чащу.

Слова для справок: инеем, опушил, пробежала.

На лыжах.

Я бегу на лыжах по лесу. На снегу следы птиц и маленьких зверьков. Зимой хорошо в лесу. На ёлках блестит снег. Большой ком снега упал с сосны.

Слова для справок: блестит.

Зимой.

Свистит метель. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. Он принёс в своё жильё мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Трещат морозы. Дуют сильные ветры. А медведю не страшна зима.

Слова для справок: не страшна.

Луна.

Засыпала деревня. Мошки бились в стекло. Гасли огни в домах. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Большой паук сел у своей сети и замер. Луна забралась в сад. Она осветила кусты и тропку. Наступила тишина.

Слова для справок: огни, замер, осветила.

Наша речка.

Весной и летом, осенью и зимой я часто бегал на речку Быстрянку. Там я наблюдал за жизнью птиц. В реке жили пузатые налимы. Тёплыми ночами я с дедом Иваном искал раков. Я люблю свою малую речку. Нет её на свете краше!

Тёплые дни.

Настали тёплые майские дни. Было утро. С неба падали капли дождя. По влажной тропе полз жук. У жука были большие усы. Вот жук зашуршал в траве и скрылся. На тропу вышел лось.

Слова для справок: полз, вышел.

Липа.

Наступило лето. Мы играем под высокой липой. В её ветвях поют птицы. Дух мёда наполняет сад. Это цветёт липа. Около липы кружат пчёлы. Они работают целый день. У деда Ивана есть пасека. Он дал нам мёд к чаю.

Слова для справок: наполняет, около, пасека.

Первая.

Шли тёплые дожди. На краю леса много сочной травы. Вот из травки глянул яркий глазок. Это земляничка. Плоды её красные и душистые. Чудный аромат исходит от каждой ягодки. Маришка набрала их целую корзину. Она и бабушку обогнала. А бабушка только рада.

Слова для справок: земляничка, аромат, обогнала.

Все рады теплу.

Умылось тёплым дождём солнышко и вышло гулять. Его лучи упали на деревья и кусты. Набухли почки. В лесу под елью ожили муравьи. Они быстро снуют около муравейника. Все рады теплу. Тропки в лесу уже просохли. Нога смело ступает на твёрдую землю.

Слова для справок: просохли.

В деревне.

Летом я жил в деревне. За деревней был пруд. Там водились щуки. Я поймал щуку.

В саду у дяди Алёши стояли ульи. Я часто наблюдал за пчёлами. Они трудились весь день. У дяди всегда был душистый мёд. Мы любили пить чай с мёдом в саду.

Слова для справок: водились, поймал.

Я иду с миской.

А я иду с Мишкой.

Я – за малиной,

А он – за Мариной. (М.Яснов)

Васька.

Всем хорош кот Васька. Он красив и умён и мурлыкал один за троих. Ел Васька всё, что дадут.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. (А.С.Пушкин).

Хвастун.

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи. Зубы острые. Не боюсь я волка!

(Из сказки).

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять зима душистая

Повеяла крылом.

(А.Фет).

Утро.

Настало утро. Проснулись дети. Мама готовит чай. Сёстры Ася и Катя идут в школу. У них есть маленький брат Серёжа. Он ходит в детский сад.

Сорока.

На берёзу села сорока. Красивая, в чёрной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пёс Снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

Тайна на лугу.

Весь луг покрыт белыми пушистыми шарами. Ветерок решил с ними поиграть. Он дунул. Во все стороны полетели лёгкие пушинки. Где же шары? Много тайн и загадок на лугу.

Вечер.

Солнышко скрылось за лесом. Облака на небе вспыхнули красным пламенем. Так красиво стало. Потом облака потухли и стали серыми. В окно влетела ночная бабочка.

(Н.Носов).

Зимний вечер.

Я вышел во двор. На дворе стояла тишина. Воздух был мягок. Высыпали снежные тучи. Только одинокие снежинки падали мне на лицо. Я любил смотреть на их тихое падение.

На озере.

Это озеро называют Синеньким. Цвет воды там синий. Я люблю бывать там. На берегу сидят лягушки. По воде плывут кувшинки. На старой сосне работает дятел. У каждого своё дело.

(По Н.Сладкову).

Утро.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Наступило утро. Ветерок порхал над землёй. И вот полились потоки света. Всё проснулось, запело, зашуршало. Крупные капли росы заиграли на траве и кустах.

(По И.Тургеневу).

Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нём листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

Опушит нам окна наши

В детской, и везде

Загорятся звёзды краше,

Лёд прильнёт к воде.

(К.Бальмонт).

Царь-колокол.

Хорошими мастерами были отец и сын Моторины. Их колокола звенели и в богатой Твери, и на берегах Днепра. Отлили они колокол и для матушки-Москвы. Мир не видал такого богатыря. Царь-колокол весил свыше двухсот тонн.

Утро.

Румяной зарёю

Покрылся восток.

В селе за рекою

Потух огонёк.

Росой окропились

Цветы на полях.

Стада пробудились

На мягких лугах.

Седые туманы

Плывут к облакам.

Гусей караваны

Несутся к лугам.

Проснулися люди,

Спешат на поля.

Явилося солнце.

Ликует земля.

(А.Пушкин).

Последние дни осени.

Несколько дней лил холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. Земля уходила всё дальше и дальше в глухие туманы.

Был конец ноября – самое грустное время. Дороги размыло. Последние птицы спрятались.

В туманном небе стояла одинокая луна. За стеклом окон всё было снежно. Когда же выпал первый снег? Как он украсил землю!

(По К.Паустовскому).

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А.Плещеев).

Сон деревьев.

Лес голый, озябший. Пришло время зимних снов. Уснули в лесу ежи, барсуки и медведи. Пора и деревьям спать. Дуб снял могучую шапку. Берёзки сбросили золотые блузки. Осинки скинули алые кофточки. Деревья притихли и задремали. А ели и сосны так и уснули одетыми. Зашумели вьюги и метели. Проспят деревья до весны.

(По Н.Сладкову).

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся.

До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по зелёному лугу,

Даже цветы улыбнулись друг другу:

В чашечках листьев,

На каждой травинке

По огонёчку,

По серебринке.

(А.Яшин).

Техника чтения.

У Лисы был сын – рыжий Лисёнок. Он учился в первом классе. Был Лисёнок не особенно прилежным учеником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать.

Однажды Лисёнок решил: не пойду сегодня в школу. – Мама, — жалобно прошептал он утром, — у меня зуб болит.

Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисёнок, лежи в кроватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам». Но мама сказала:

— Сейчас я схожу за Медведем – зубным врачом. Он придёт и вырвет больной зуб.

Лисёнок испугался. Кому это приятно, если у него вырывают совершенно здоровый зуб. Ион сказал маме:

— Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы, позавтракаю.

— Вот и хорошо, что болезнь прошла, — сказала мама, — а сладкая каша уже готова.

128 слов.

В.А.Сухомлинский. «Лисёнок-первоклассник».

Есть удивительная птица Стрепет. Она поёт… Чем она поёт, как вы думаете, дети? Поёт она крылом. Есть у неё в крыле особое поющее пёрышко. Во время полёта, когда Стрепету захочется петь, он расправляет крылья так, что поющее пёрышко выдвигается и настраивается на пение. Раздаётся тонкий, ни с чем не сравнимый свист. Похож он и на звучание самой тонкой струны, когда по ней водят смычком, и на песню ветра в тонком стебле камыша.

Но вот однажды случилась беда. Потерял Стрепет поющее пёрышко. Выпало оно, упало на землю… Захотелось Стрепету петь, а пёрышка поющего нет.

Маленький мальчик Серёжа нашёл поющее пёрышко Стрепета. Поднял его, побежал – и пёрышко запело. Услышал Стрепет пение своего собственного пёрышка, прилетел к мальчику и просит:

— Мальчик, отдай моё поющее пёрышко. Не могу я без песни.

Удивился Серёжа, отдал Стрепету поющее пёрышко.

Много лет прожил на свете человек, выросший из маленького мальчика Серёжи. Много раз, вспоминая Стрепета, он думал: у каждого человека есть своё поющее пёрышко. Несчастен тот, у кого поющего пёрышка нет.

160 слов.

В.А.Сухомлинский. «Поющее пёрышко».

Спозаранку Ёжик отправился путешествовать по свету. Уже через пятнадцать шажков он увидел заросли костяники.

На широком зелёном листе прилепились четыре крупные прозрачные капли росы.

Ёжик подошёл к листику совсем близко и тут же отразился в каждой из четырёх капель. Стало похоже, будто на резном листе расположилось небольшое ежиное семейство.

— Привет вам, маленькие мокрые ёжики! – радостно воскликнул путешественник. – Сколько же необычного и чудесного у меня впереди!

Земля была ещё холодной, но чуткий нос Ёжика различил едва уловимый травяной аромат. Прямо на нос Ёжику опустилась большая красно-оранжевая бабочка. Ёжик замер и затаил дыхание.

«Как бы не напугать эту прекрасную Бабочку, — подумал Ёжик. – Пусть лучше думает, что я – маленький серый куст, а мой нос – сучок…»

А ведь на сучки и даже на цветы эта Бабочка садиться по многу раз каждый день, — вдруг грустно подумал Ёжик. – Может быть, больше всего на свете ей хотелось посидеть как раз на носу у Ёжика…»

Бабочка отдохнула на носу у Ёжика, взмахнула крыльями, вспорхнула и улетела.

158 слов.

С.Георгиев. «Ёжик».

Я – медвежонок. Вчера я узнал об этом. Мне два с половиной месяца и три дня. Со мной часто происходят всякие смешные и весёлые истории. Моя мама говорит:

— Ты маленький, вырастешь большой, будут с тобой большие серьёзные истории.

Поэтому я и решил вести дневник: потом, когда вырасту, после каждой серьёзной истории буду читать свои маленькие смешные истории и громко смеяться.

Вот он мой дневник.

Хорошо бродить по лесу. В лесу сосны гудят: у-у-у! Кажется, будто рядом море. И всюду следы разные. Тут заяц проскакал, здесь олень прошёл, там тяжёлый мишка протопал. Однажды нашёл охотник под берёзой берестяной свёрток. Развернул его – картинки. Море, ветер свистит, птицы поют, и даже что-то нацарапано. А потом старые охотники сказали ему. Медвежий дневник это. И один очень старый охотник перевёл этот дневник с медвежьего языка на русский. Так и появился этот дневник.

150 слов.

Г.Цыферов. «Дневник медвежонка».

Чему удивился цыплёнок? Солнышку. Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.

Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.

Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно разноцветное. Как матрёшка. Открой жёлтую матрёшку – в ней синяя. Открой синюю – в ней зелёная. Открой зелёную – в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая…

Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь цветных полосочек. А если каждую из этих полосок смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное – всякие солнышки.

А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, — синее, во вторник – зелёное, в среду – голубое, а в воскресенье – жёлтое. Воскресенье – весёлый день.

144 слова.

Г.Цыферов. «Про цыплёнка, солнце и медвежонка».

Однажды лягушонок сидел у реки и смотрел, как в голубой воде плавает жёлтое солнышко. А потом пришёл ветер и сказал: «Ду». И по реке и по солнышку пошли морщинки. Рассердился тут ветер и сказал ещё раз: «Ду, ду, ду». Очень сильно. Он, видимо, хотел разгладить морщинки, но их стало больше.

И тут рассердился лягушонок. Он взял прутик и сказал ветру: «А я тебя прогоню. Ты зачем морщищь воду и любимое солнышко?»

И он погнал ветер, погнал через лес, через поле, через большую жёлтую канаву. Он гнал его в горы, где пасутся козы и овцы.

И весь день там лягушонок скакал за ветром и махал прутиком. Кто-то думал: он отгоняет пчёл. Кто-то думал: он пугает птиц. Но он никого и ничего не пугал.

Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер.

140 слов.

Г.Цыферов. «Про чудака лягушонка».

Тексты для списывания летом после 2 класса

ТЕКСТЫ ДЛЯ СПИСЫВАНИЯ ПОСЛЕ 2 КЛАССА

  1. Списать текст. Подчеркнуть разделительный мягкий знак.

В цирке

Илья и Петя любят ходить в цирк. На арене выступает обезьянка. На ней нарядное платье. Она бьет в тарелки. Обезьянка едет на одном колесе. В зале смех и веселье.

Выходит клоун. Он бросает и ловит шары и тарелки.

  1. Списать текст. Подчеркнуть удвоенные согласные.

Наш парк

Школьный парк большой. Тут много тенистых аллей. В парк любят приходить школьники. Они проводят в парке время после занятий в школе. Кто играет в мячик, кто сидит за шашками. Вот группа ребят собирает осенние листья для коллекции. Ученики второго класса кормят белочку.

  1. Списать текст. Подчеркнуть опасные места с парными по глухости/звонкости согласными, устно подобрать проверочные слова.

Пруд

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведет узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная, гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

  1. Списать текст. Подчеркнуть безударные гласные в корне слова, устно подобрать проверочные слова.

Хороший поступок

Хорошо жили птенцы в родном гнезде. Они быстро росли. Однажды мать улетела за кормом. В это время один птенец выпал из гнезда. Прилетела мать, а птенец лежит на земле. Кружит мать над ним, пищит. Увидел это мальчик. Он поднял птенца, залез на дерево и положил его в гнездо.

  1. Списать текст. Подписать сверху все имена существительные.

Улов

Я и мой товарищ пошли удить рыбу. Озеро Глубокое находилось за полем. Дорога шла через рожь. На берегу мы поставили шалаш из еловых веток.

Ночь была звездная. Утром луч солнца осветил поляну. Товарищ разбудил меня. Мы закинули удочки. Попались ёрш, щука и лещ. С крупной рыбой попадалась и мелочь. Улов был большой.

  1. Списать текст. Подписать сверху все имена прилагательные.

Солнечный луч

Солнечный луч только кажется белым. На самом деле в нем семь цветов. Красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Это можно увидеть. Возьмите стекло с тремя гранями. Поймайте солнечный зайчик и пропустите его через такое стекло.

На стене в темной комнате появится яркая полоса из разных цветов.

  1. Списать текст. Над именами прилагательными подписать число

(ед.ч. / мн.ч.).

Земляника

Земляника растет в лесу, по старым вырубкам. Листья у нее на зиму не опадают. Так с зелеными листьями она и зимует.

Плоды ее нежные и вкусные.

От кустиков отходят ползучие побеги. Это усы. На усах появляются новые молодые кустики. Маленький кустик отделяют от большого. Вот новое растение. На нём будут созревать ягоды.

  1. Списать текст. Подчеркнуть глаголы как члены предложения.

Буря

Облака начинают закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась. Налетели тучи, загудел ветер, зашумел темный лес, загремел гром. Буря разразилась.

  1. Списать текст. Проверить написание частицы «НЕ» с глаголами. Подчеркнуть пробел между «НЕ» и глаголом.

Друзья природы

Каждый из нас должен быть другом природы. Природу надо охранять. Друг не портит деревья в лесу, не режет кору, не ломает ветки. Друг не разрушает птичьи гнезда, не разводит костры в лесу. Друг не разоряет муравейники.

Друзья природы не оставляют в лесу мусор. Они не рвут в лесу и в поле редкие цветы.

  1. Списать текст. Подчеркнуть все известные орфограммы, разделить слова на слоги.

Для чего нужен нос?

Животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Свинья носом роет землю, отыскивает корешки. Своим носом-иголочкой комар сосет кровь. Хобот у слона – это руки, нос и душ в жаркую погоду. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом.

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс): Тексты для списывания

Карточка №1

Спиши текст.

Красиво выглядит крапива,

Но поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются.

Тем, хитрая, больше кусается.

Карточка №2

Спиши текст.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас. Свечи освещали помещение. По мощеной площади стучали каблучки.

Карточка №3

Спиши текст.

Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся.

Карточка №4

Спиши текст.

Я грядку прополю, а потом водой полью. Чёрная туча затянула небо. Скоро польёт дождь. Мальчики наблюдали за полетом ласточек. Осенью часто льют дожди.

Карточка №5

Спиши текст.

Наступила зима. Выпало много снега. Трещат лютые морозы. Во дворе Оля и Лиза лепят снежную бабу. И собака Жучка тут. Весело зимой ребятам!

 

Карточка №6

Спиши текст.

День стал короче. Солнце уже светит мало. Рава стала желтеть. Только ель стоит зеленая. Часто идет дождь. Всюду сырость. Птицы летят в теплые страны.

Карточка №7

Спиши текст.

На лугу зелёная трава. Толя и Игорь гонят гусей. Мальчики стали играть, а гуси щипать травку. Толя бросил мячик. Большой гусь зашипел.

Карточка №8

Спиши текст.

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. На берёзках стучат дятлы. В кустах свищут синицы. Птички зимой целый день ищут пищу. Мы по улице бежим, мы от холода дрожим.

 Карточка №6

Спиши текст.

День стал короче. Солнце уже светит мало. Рава стала желтеть. Только ель стоит зеленая. Часто идет дождь. Всюду сырость. Птицы летят в теплые страны.

 

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Спиши текст

                                      Сверчок.

Прошёл дождь. Промокла земля. Покрылись листья капельками дождя. Выгнала вода из-под земли маленького сверчка. Любит сверчок сырость, только не такую.

Тексты для списывания по башкирскому языку для начальных классов

Матур көн.

Бөгөн көн ғәжәп матур. Күк көмбәҙе аяҙ, зәңгәр. Алтын ҡояш көләс йылмая. Бөтә донъя нурға мансылған.

Талғын ғына ел иҫә. Ҡайын япраҡтары ҡыштырҙаша. Гөр килеп ҡоштар сутылдаша. Улар йәмле көнгә һоҡланып, йырлай төҫлө.

(33 һүҙ.)

Яҙ.

Йәмле яҙ етә. Ҡояш көндән көн нығыраҡ йылыта. Ҡар тиҙ ирей. Аяҡ аҫты еүеш. Йылы дымлы урында йәшел үлән күренә. Ағас бөрөләре бүртә. Уларҙан тәмле еҫ бөркөлә. Йылғала боҙ китә. Йылы яҡтан ҡоштар ҡайта.

(34 һүҙ.)

Тау.

Тау бите текә. Уның түбәһенә таштар өйөлгән. Был таштар тауға шомло төҫ бирә. Улар алыҫтан төрлө кейектәрҙе хәтерләтә. Таштарҙан уңдараҡ — артыш өйөмө. Унан арыраҡ аҡ ҡайындар күренә. Улар тауҙы яҡтыртып торған төҫлө. Тауҙың һул яҡ башында ҡарағайҙар теҙелеп баҫҡан. Улар тауҙы тағы ла ҙурыраҡ, серлерәк күрһәтә кеүек. Тау итәге тулып һары мәтрүшкә үҫә. Улар шул тиклем күп. Әйтерһең һары диңгеҙ.

(60 һүҙ.)

Яҙ килде.

Оҙайлы ҡыштан һуң шаулап-гөрләп йәмле яҙ килә. Зәңгәр күктә ҡайнар ҡояш яна. Уның йылы нурҙары ҡарҙы ашай. Ҡышын яуған ҡар әкренләп йоҡара бара. Юл ситтәре буйлап йырғанаҡтар аға. Төрлө ерҙә күләүектәр ялтырай. Ҡыйыҡтарҙан көмөш тамылар тама. Кискә ҡарай улар тыма. Ҡыйыҡ аҫтындағы боҙбармаҡтар көндән көн оҙоная бара.

Кискә һауа һалҡыная. Төнөн күләүектәр туңа. Ҡар өҫтө йоҡа ғына боҙ менән ҡаплана. Көндөҙ сылтырап аҡҡан йырғанаҡтар тынып ҡала.

(69 һүҙ.)

Башҡортостан.

Башҡортостан – минең тыуған ерем. Яҡын да был ер миңә, йылы ла был ер. Уның һәр ҡарышы, һәр ташы олатайҙар ҡаны менән яулап алынған. Шуға ла ҡәҙерле ул тыуған ер.

Йәшәһен ер! Беҙгә йәшәү биргән, беҙҙе туйҙырған һәм кейәндергән һөйөклө ер йәшәһен!

(41 һүҙ.)

Яҙ килде.

Ҡояш нығыраҡ йылыта. Көндәр оҙайҙы. Йылы яҡтан ҡоштар ҡайта. Улар оя ҡора. Тиҙҙән уларҙың балалары күренер.

Тирә-яҡ матурлана. Һыу буйы йәшел үлән менән ҡапланды. Балалар менән уйнарға сығабыҙ. Мин яҙ килеүен яратам.

(35 һүҙ.)

Йылы ямғыр.

Зәңгәр күктә мөләйем ҡояш көлә. Ҡайҙандыр шыйыҡ аҡ болот килеп сыҡты. Ҡапыл ниҙер гөрһөлдәне. Күк күкрәй бит!

Бына ямғыр яуа башланы. Көмөш тамсылар бик-бик юғарынан ялтырап киләләр ҙә бер-бер артлы әллә ҡайҙа түбәнгә төшөп һүнәләр. Әйтерһең дә терегөмөш ҡойола!

Ҡояшлы ямғыр, килгәндәге кеүек, тиҙ генә үтеп тә китте. Һауа шул тиклем саф, аҙ ғына талпынһаң да осоп китерһең һымаҡ.

Йәйге тәбиғәт ошо ожмахта кинәнә.

(68 һүҙ.)

Тексты для списывания с рекомендациями для родителей (2 класс)

Тексты для списывания, 2 класс.

Методика проведения контрольного списывания.

  1. Текст прочитывается вслух учителем (родителем), затем — учащимися.

  2. Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса по содержанию текста).

  3. Повторение правил списывания. Учитель (родитель) напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

  4. Самостоятельная запись текста учащимися.

  5. Самопроверка. Учитель (родитель) предлагает проверить записанное ещё раз — теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

Прилетели птицы.

Прилетели птицы в родной край. Воробьи и сороки. Гуси и лебеди. Маленькие птички с хоботами-клювами. Запели на разные голоса. Нанесли яичек.

А ворона ну яички таскать! Засадил орел ворону в острог.

(По В.И.Далю)

Ёжик.

В  деревне  Саше   и   Маше  подарили ёжика. Глазки у ёжика, как черные смородины. Он жил у детей всё лето. Прибегал на их зов. Дети очень любили ёжика. Каждый день приносили стакан молока.

(По М.Быкову)

Друзья отправились к своему соседу. Он жил в домике в два этажа. Друзьям предстала такая картина. Комната без всякой мебели. Все на кнопках. Нажмёшь кнопку — откроется дверь. Нажмёшь другую — телевизор выедет.

***

Пришёл Котька. Сосед с четвертого этажа. Телепередач по телевизору не было. Мы решили поиграть. Вовка побежал в комнату. Я спрятался в чулане. Там посуда. Котька меня и не нашёл!

Урок рисования.

Был урок рисования. Андрюша даже не притронулся к набору карандашей. Он не знал, что рисовать. 

Вдруг он увидел за окном облака. Андрюша обрадовался. Через полчаса рисунок был готов.

Звуки леса.

Солнце уже пригревает. Бегает по  дну оляпка. Это шустрый водяной воробей. Он ищет горошины, червячков, улиток. Слышны разные голоса. Синицы поют: зинь-зивер! Старые вороны оглашают лес звонким карканьем.

Тексты для списывания по русскому языку

УМК «ШКОЛА 2100»

Тексты для списывания

по русскому языку.

Учитель: Лиманец Е.А.

  1. «Букет».  

Алёша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы Светланы.

Раздели слова для переноса: купили, весело, лился, Аннушка, пыльца.

  1. «В лесу».

Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы клали в лукошко. Его нёс папа. Ягоды клали в пакет. Его нёс Митя. Домой вернулись к обеду.

Раздели слова для переноса: утром, собирали, ягоды, вернулись.

Найди слова, которые нельзя переносить.

  1. «Книги в шкафу».

В книжном шкафу пять полок. На нижней полке лежат детские журналы. На второй полке стоят детские книжки. Другие полки занимают книги для взрослых. Скоро Маша станет большой. Она прочтёт книги со всех полок.

Раздели слова для переноса: полок, большой, другие, второй, книжки.

Ответь письменно на вопросы:

1. Сколько полок в книжном шкафу?

2. Что лежит на нижней полке и на второй полке?

3. Какие книги занимают другие полки?

4. Какой скоро станет Маша?

5. Что скоро прочтёт Маша?

Выполни звуковой анализ слова: пять.

  1. «Лев, медведь и лиса».

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала их мясо, подхватила его и убежала. Подчеркни грамматическую основу.

  1. «Первая встреча». 

Было тёплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букашка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удивлен. 
Подчеркни все орфограммы в тексте.

  1. «Птичий двор».

На птичьем дворе живут разные породы птиц. Вот бегают десять куриц и большой петух. Он умеет громко кричать. Вот огромный индюк. У него грозный вид. Живут здесь домашние утки. А это гуси с длинными шеями.

Разделить слова на слоги: породы, бегают, кричать, домашние, индюк. Подчеркнуть все известные орфограммы.

  1. «Котёнок».

Дети нашли во дворе маленького котёнка. Он залез на дерево и не мог спуститься на землю. Дети принесли лестницу и сняли котёнка. Потом они взяли его в дом, напоили молочком, накормили котлетой. Теперь котёнка зовут Кешей. Он будет жить в доме. А осенью Кеша поедет в город. Он скоро привыкнет жить в городской квартире.

Раздели слова на слоги: спуститься, молочком, взяли, городской.

  1. «Наши рощи».

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

Грамматические задания

1. В словах людиходят подчеркнуть буквы мягких согласных. 
2. Разделить для переноса слова: свищутслушать.

  1. «Дикие утки».

Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах. Дикие утки строят гнёзда на кучках старого камыша. Птица найдёт кучку, вытопчет в середине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.

Раздели слова для переноса и на слоги: овраг, подъехали, озером, попить.

Найди слова, которые нельзя переносить.

Звуковой анализ слова: ямка.

  1. «Кошка Пушинка».

У Гриши Щукина есть кошка Пушинка. Пушинка умная и красивая. Гриша и Пушинка любят играть. Летом Гриша будет жить у бабушки. Он будет скучать.

Подчеркнуть все известные орфограммы.

  1. «Ворона и лужа».

Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!

Спиши текст. Раздели слова на слоги и для переноса: ребята, ударили, лучи, стайками, плавают, клювом.

  1. «Однажды в лесу».

В лесу под деревьями лежал глубокий снег. По утрам ещё бывали весенние морозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. По снегу пробежала мышь. Крепко прижались друг к другу маленькие зайчата. Они робко осматривали местность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на неё. Кто кого пугал?

Подчеркнуть все известные орфограммы и грамматическую основу.

  1. «Привет мартышке». 

Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила. И тут она увидела слонёнка. Он нёс ей привет от удава. Мартышка слезла с пальмы, вытерла ладошки о траву и протянула руки. Она хотела от слонёнка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где, же привет? 

Раздели слова для переноса: финики, аппетит, пальмы, протянула, горячий. Найди слова, которые нельзя переносить. Сделай звуковой анализ слова: привет.

  1. «Скоро обед».

Аня и Катя накрывают на стол. Аня ставит тарелки. Катя несёт ложки и вилки. Аня режет хлеб. Катя несёт масло и сметану. Собирается вся семья. Мама вносит кастрюлю с борщом.

Раздели слова для переноса: режет, сметана, собирается, борщом.

Ответь на вопросы:

1. Что делают Аня и Катя?

2. Что ставит Аня?

3. Кто несёт ложки и вилки?

4. Что режет Аня?

5. Какие продукты несёт Катя?

6. Кто собирается к столу?

7. Что вносит мама?

  1. «Цепкий кедр».

Спиши текст, подбери проверочные слова, запиши их в скобках и вставь безударные гласные.

Кедр растёт выс…ко ( ) в г…рах ( ), ветры его клонят, стараются к з..мле ( ) пригнуть, скрючить. А он вцепится в землю к…рнями ( ) и тянется всё выше и выше. На конце веток шишки в…сят ( ). В каждой шишке настоящие сундучки с орехами.

  1. «Чудный олень».

В лесу тихо. Только ветерок иногда играл с листочками. Особенно он любил осинку. Вдруг послышался треск сучьев. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду.
Раздели слова на слоги и для переноса: ветерок, любил, осину, красовались, олень. Подчеркни грамматическую основу.

Жи — ши, ча — ща, чу — щу

 

  1. «Пыжик».

 

Пыжик – это оленёнок,

он пушистый и смешной.

К маме ласково спросонок

прижимается спиной.

Только спит он очень мало,

непоседою прослыл.

Мама спрашивать устала:

«Пыжик, пыжик, где ты был?»

(30 слов) (М. Пляцковский)

  1. «Чьи шишки лучше»?

 

У Саши шишки сосновые,

у Серёжи шишки еловые,

у Алёши – большие кедровые,

а у Миши на лбу – бедовые.

(24 слова)

  1. «Модный портной».

 

Сшил жилет жирафу ёжик

из шикарной рыжей кожи.

Шимпанзе – из джинсы клёши

и из замши плащ хороший.

(20 слов)

  1. «Цветочный ужин».

 

Вот шмель пушистый, жирный

в шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

нектаром он спешит.

(14 слов)

 

Двойные согласные.

 

  1. «Попробуй, догони»!

 

По ускоренной программе

обучается наш класс.

Как экспресс, мы мчимся, мама, —

не догнать тебе уж нас.

(18 слов)

  1. «На природу».

 

Пассажиры на перроне

ожидают свой экспресс.

В долгожданную субботу

все спешат умчаться в лес.

(16 слов)

  1. «Вальс отличника». 

 

Я контрольную писал,

получил высокий балл.

В настроении прекрасном

побегу сейчас на бал.

Буду в вальсе я кружиться

и «пятёркою» хвалиться!

(23 слова)

БОЛЬШАЯ БУКВА

в именах, отчествах, фамилиях людей,

кличках животных, названиях.

 

  1. «Заклинание».

 

Начал Петя наш икать —

нужно стих ему читать:

“Икота, икота,

перейди на Федота,

с Федота на  Якова,

с  Якова – на всякого”.

(22 слова)

  1. «Выбор кандидатов».

 

Наша  Натка на уроке

оглядела всех ребят:

«Юрка? Слишком толстощёкий!

Петя ростом маловат!

Вот Алёша славный малый!

Я влюблюсь в него, пожалуй.

(24 слова)

(по А. Барто)

  1. «Одноклассники».

 

Как много школьников у нас!

У нас четыре Аси,

четыре Васи, пять Марусь

и два Петровых в классе.

(19 слов) (по А. Барто)