К.1-1 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| К.1-1 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| ||||||
К.1-1 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| К.1-1 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| ||||||
К.1-1 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| К.1-1 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| ||||||
К.1-2 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| К.1-2 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| ||||||
К.1-2 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| К.1-2 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| ||||||
К.1-2 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| К.1-2 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить.
| ||||||
К.1-3 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить. словарь лесной светить малыш удивлять гнездо грязевой кричит читает хвастун начало ночной плясали медовый цветной плита китовый сажает солил связали вязанка паровой кормила мясник слонёнок | |||||||
К.1-3 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить. словарь лесной светить малыш удивлять гнездо грязевой кричит читает хвастун начало ночной плясали медовый цветной плита китовый сажает солил связали вязанка паровой кормила мясник слонёнок | |||||||
К.1-3 Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением. Обозначь в словах ударение и подчеркни буквы безударных гласных, которые нужно проверить. словарь лесной светить малыш удивлять гнездо грязевой кричит читает хвастун начало ночной плясали медовый цветной плита китовый сажает солил связали вязанка паровой кормила мясник слонёнок |
Разноуровневые карточки по русскому языку 2 класс
Карта индивидуальной работы № 1.(высокий уровень)
Тема: слово, слог, ударение, перенос слов.
Цель: формировать навык самостоятельно делить слова на слоги, определять количество слогов на слух, правильно переносить слова;
развивать письменную речь, умение делать неполный звуко – буквенный анализ слов;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание 1.
Словарь: т…традь, х…р…шо,
5 2 1 4 3
Т Д И О Ч А У Т Н Р А Е К Ь
3 6 1 4 5 2 7
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак ударения.
Задание 2.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (…)
Спиши загадку, поделив трёхсложные слова на слоги для переноса, припиши отгадку.
В отгадке определи количество слогов, звуков и букв, гласных и согласных.
Задание 3.
предложений. Начни её так:
Щенок Булька и котёнок Тишка были
очень дружны. Они любили …
Слова – помощники: дружно играть, весело
лаял, озорно мяукал, играли в догонялки,
любимая игра, вместе весело
Задание4.
Высосать из пальца — …
Карта индивидуальной работы № 1.(средний уровень)
Тема: слово, слог, ударение, перенос слов.
Цель: формировать навык самостоятельно делить слова на слоги, определять количество слогов на слух, правильно переносить слова;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слов;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание 1.
Словарь: т…традь, х…р…шо,
5 2 1 4 3 6
Т Д И О Ч А У Т Н Р А Е К Ь
3 6 1 4 5 2 7
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак ударения.
Задание 2.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (…)
Спиши загадку, поделив трёхсложные слова на слоги для переноса, припиши отгадку.
В отгадке определи количество звуков и букв, гласных и согласных, количество слогов.
Задание 3.
слов и выражений.
Слова – помощники: домашнее животное,
пушистая шерсть, дымчатый окрас, грудка белая,
хитрые глаза, острые когти, мягкие лапки,
охотится на мышей.
Задание 4.
1неряшливый 2 чистоплотный
3чистюля 4 грязнуля
Аккуратный — …, …
Карта индивидуальной работы № 1.(низкий уровень)
Тема: слово, слог, ударение, перенос слов.
Цель: формировать навык самостоятельно делить слова на слоги, определять количество слогов на слух, правильно переносить слова;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слов;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание 1.
Словарь: т…традь, х…р…шо,
тухпе, цасили
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак ударения.
Задание 2.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (…)
Спиши загадку, поделив трёхсложные слова на слоги для переноса, припиши отгадку.
В отгадке определи количество звуков и букв, гласных и согласных, количество слогов.
Задание 3.
Рассмотри внимательно белочку.
Составь о белочке предложения,
пользуясь словами:
Небольшой, лесная, зверёк, белочка.
Рыжая, и, белочки, у, шерсть, гладкая.
Большой, хвост, пушистый, и.
Кисточками, остренькие, с, на, кончиках, ушки.
Задание 4.
1 стоять 2 мчаться
3 нестись 4 идти
Бежать — …, …
Карта индивидуальной работы № 2.(высокий уровень)
Тема: звуки, буквы, алфавит.
Цель: формировать умение выделять из речи звуки, обозначать их буквами, распределять слова в алфавитном порядке;
развивать письменную речь, умение делать неполный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: в … р … бей, с … бака,
ф
а
ю
ц
к
д
г
е
В
з
с
я
п
а
о
р
у
с
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму, подели их на слоги для переноса, поставь знак ударения.
Задание2.
В конце предложения ставится … .
С буквой Д растёт у мамы … .
С Щ у Машеньки розовые … .
Б в начале слова … .
Слова для справок: дочка, точка, бочка,, щёчки, кочки.
Спиши предложения, вставь подходящие по смыслу слова.
Подели трёхсложные слова на слоги для переноса.
Задание 3.
о рябинке. Озаглавь его. Начни так:
Наступила золотая осень. Лес стал золотым, багряным.
На опушке леса …
Слова – помощники: красавица – рябинка, гроздья ягод,
молодое деревце, далеко видно
Задание 4.
Во весь опор — …
Карта индивидуальной работы № 2.(средний уровень)
Тема: звуки, буквы, алфавит.
Цель: формировать умение выделять из речи звуки, обозначать их буквами, распределять слова в алфавитном порядке;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: в … р … бей, с … бака,
ф
а
ю
ц
к
д
г
е
В
з
с
я
п
а
о
р
у
с
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму, подели их на слоги для переноса, поставь знак ударения.
Задание2.
Дети играли. Сильный ветер прилетел с горы. Он подкрался к детям. Шалун унёс их воздушного змея
Спишите текст. Подчеркните в третьем и четвёртом предложении гласные звуки одной чертой, мягкие согласные – двумя чертами.
Распределите все слова первых двух предложений в алфавитном порядке.
В выделенных словах определите количество звуков и букв, гласных и согласных.
Задание 3.
придумайте текст – описание,
пользуясь словами – помощниками:
дикое животное, острые иголки,
мягкое брюшко, острый носик, чуткие ушки,
питается мышами, зимой спит
Задание 4.
1 стоять 2 мчаться
3 нестись 4 идти
Бежать — …, …
Карта индивидуальной работы № 2.(низкий уровень)
Тема: звуки, буквы, алфавит.
Цель: формировать умение выделять из речи звуки, обозначать их буквами, распределять слова в алфавитном порядке;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: в … р … бей, с … бака,
силица, рокасо
Расставь слоги правильно, чтобы получилось словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму, подели их на слоги для переноса, поставь знак ударения.
Задание2.
Дети играли. Сильный ветер прилетел с горы. Он подкрался к детям. Шалун унёс их воздушного змея.
Спишите текст. Поставьте точки в третьем и четвёртом предложении под гласными буквами, подчеркни мягкие согласные – одной чертой.
Распределите все слова первых двух предложений в алфавитном порядке.
Задание 3.
чтобы получился рассказ «Соседи».
Нет друга – ищи, а нашёл – береги!
Заяц гордился своим огородом.
Они были добрыми друзьями.
Ёжик и заяц давно жили по соседству.
Он часто приносил гостинец соседу.
Задание 4.
1неряшливый 2 чистоплотный
3чистюля 4 грязнуля
Аккуратный — …, …
«Карточки по русскому языку для 2 класса»
Карточки по русскому языку (2 класс)
Карточка 1. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь безударные гласные:
Цв…точки, хр…нил, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр…сота, т…жёлый
2. Выдели грамматическую основу предложения:
По берегам речки растут осины.
3. Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой имена существительные.
лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Вставь, где надо, Ь.
Пахн…ет шерст…ю волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…янками.
З. Александрова
Карточка 2. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь пропущенные буквы:
Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
К лесному ручью вышла лиса.
3. Раздели слова на слоги.
конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
4.. Раздели на слоги слово красный. Запиши все возможные случаи переноса этого слова _____________________________________________________________________________
Карточка 3. __________________________________________________________Фамилия, имя
Вставь пропущенные буквы:
Жил в Одессе чёрный ко… .
Он зале… на парохо… .
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… .
Ю. Мориц
2. Выдели грамматическую основу предложения:
К лесному ручью вышла лиса.
3. Раздели слова на слоги.
конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
4..Запиши все возможные случаи переноса слова дождевой. _____________________________________________________________________________
Карточка 4. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.
Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________.
Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
Ракета полетела в космос.
3. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Уползёт, края, соболь, океан, жареный, тетрадь, осёл, учитель, Егор
4. Обведи в кружок нужную букву.
Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За
забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.
Карточка 5. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь пропущенные буквы.
У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
Воробей клевал крошки хлеба.
3. Вставь, где надо, Ь.
Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный, ёл…ки, сил…ный, оч…ки.
4. Напиши слова во множественном числе.
Чиж — _______________
Этаж -_______________
Алёша — _____________
Малыш-_____________
Карточка 6. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Обведи в кружок нужную букву.
Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
Маленькая кошечка сидит на ступеньке.
3. Вставь пропущенные буквы.
Компа…
Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро…
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .
4. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..
Клюнуть — ______б.,______зв.
ожерелье -_______б.,________зв.
южный — _______б.,______зв.
армия-______б.,_______ зв.
Карточка 7. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным — под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.
Июнь, тюльпан, плюс
2. Придумай и запиши имена собственные:
Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.
3. Вставь пропущенные буквы.
Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .
4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
окнах, нарисовал, на, узоры, мороз
Карточка 8. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Поставь ударение.
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Г. Ладонщиков
2. Вставь пропущенные буквы:
В л…су зв…рьки г…товятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мы…ка запасает з…рно.
3. Рядом с одушевлёнными существительными поставь галочку синим, рядом с неодушевлёнными – зелёным.
пираты работа
Волга лимон
змея вагон
охрана Анечка
4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
ёжик, по, бежит, тропинке
__________________________________________________________________________
Карточка 9. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.
Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.
2. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:
Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.
3. Вставь пропущенные буквы.
Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.
4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
лужами, двор, покрыт, широкий
__________________________________________________________________________
Карточка 10. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Поставь точки под гласными. В первом предложении подчеркни грамматическую основу.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
З. Александрова
2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
Хлопок ___________________________________________________
Силёнка __________________________________________________
Индейка — _________________________________________________
Якорь — ___________________________________________________
3. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным — под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.
платье, коньки, ягода
4. Вставь пропущенные буквы.
В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное.
Карточка 11. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.
Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты —
То на картине появишься ты.
А. Пинегин
2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
звенья ___________________________________________________
глотаю __________________________________________________
союзник — _________________________________________________
язык — ___________________________________________________
3. Вставь пропущенные буквы. Измени слова по числам.
Р…га — ______, эт…жи- _________, пч…ла-_________, …гла — _______.
4. Обведи в кружок нужную букву.
К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани кама(з,с). После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).
Набор карточек «Верные ударения» – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
«Как правильно поставить ударение в слове…?» — поверьте, один из самых популярных запросов в поисковых сетях. Звонит, банты, искоса и исстари, мельком и рвала — все эти слова могут поставить в тупик не только ребенка. В течение этого года на страницах в социальных сетях мы публиковали рубрику «Верные ударения», в которой собрали самые сложные слова. Получилось немало! И теперь, к 1 сентября, мы решили сделать вам, дорогие педагоги, подарок: собрали все карточки в большом разрешении и в одном месте!
Что такое набор «Верные ударения»?
Это набор из 153 карточек и более 450 слов, где слова с трудными ударениями расположены по алфавиту. Каждая карточка окрашена в свой цвет, чтобы их удобно было сортировать и отличать.
Как работать с набором карточек «Верные ударения»?
В файле, который расположен внизу статьи, все карточки расположены по алфавиту и пронумерованы в формате «Ударение на н 1», «Ударение на н 2». Скачав архив, вы сможете отправить его своим ученикам или распечатать самостоятельно и использовать на уроках. Некоторые коллеги поделились с ними идеей «распечатать и заламинировать», чтобы потом повесить на стенде в классе.
Любая информация, преподнесенная школьникам в игровом и креативном формате, запоминается намного лучше. Вы сможете придумать с данными карточками любую активность, ведь мы уверены: фантазия учителя безгранична — это самая творческая профессия! В помощь вам мы предлагаем несколько простых игр, с помощью которых вы не только сможете разрядить обстановку на уроке или вовлечь в сложную тему ударений школьников, но и научить их пользоваться самым красивым и богатым языком мира грамотно.
Игра 1. Ты помнишь, как правильно?
Раздайте четное число карточек на каждую парту, предварительно их перемешав. Ребятам будет необходимо взять на себя роль учителя на 5 минут и, заглядывая в собственные карточки, спросить правильное звучание слова у партнера.
— Саша, как будет правильно, обзвонИт или обзвОнит?
— Мне кажется, что обзвонИт…
— Молодец! Теперь твоя очередь.
— Хм, мне достались слова на «Ф». Итак, факсИмиле или факсимилЕ?
— Сложный вопрос, но я запомнил еще в прошлый раз, что слово иностранное и неизменяемое. Сейчас-сейчас скажу.
Игра 2. Я вижу твои ошибки!
Соревнование — отличный способ подогреть интерес учеников к тебе, к тому же, психологи доказали, что информация, полученная в ситуации «легкого возбуждения», закрепляется.
Возьмите 30 карточек из колоды и раздайте их по 10 на каждый ряд, пусть каждый ребенок получит хотя бы по 1. Задача команды (можно даже придумать себе название) — попытаться обмануть участников другой команды.
Катя (1 ряд): Я уверена, что надо говорить астрОлог, астронОм и асиммЕтрия!
Женя (2 ряд): В первых двух словах не вижу ошибки, но в третьем слове она есть! Правильно говорить асимметрИя.
Учитель: второй ряд получает очко, теперь соревнуются первый ряд и третий ряд.
Анфиса (1 ряд): Верным будет сказать так: клЕить, клАла, коклЮш.
Саша (3 ряд): Ну какой это коклЮш! Будет правильно кОклюш!
Учитель: Саша, ты не прав, Анфиса все назвала верно, так что первый ряд получает балл, а третий ряд его теряет…
Игра 3. Грамотный писатель
То, что мы произносим вслух и то, что творчески обрабатывает наш мозг, лучше запоминается. Чтобы слова запомнились правильно, а ударения не путались, можно придумать с ними предложение или даже целый рассказ.
Раздайте каждому ученику по 3-5 карточек из колоды, хорошо ее перемешав, чтобы школьникам не пришлось сочинять тавтограмму (предложение, где каждое слово начинается на одну и ту же букву). Задача учеников: написать и после представить классу свой рассказ, в котором будут использованы все слова со сложными ударениями. Включать другие слова, конечно же, можно! Главное: проговорить, подглядывая в карточки, все тяжелые ударения.
— Эх, у нас в деревне совсем закончились срЕдства…Одна свкла и кАмбала сушеная, — произнесла Матрона Ильинична, откУпорив изОгнутую бутылку и Искоса поглядывая на Василия.
— Да я и этому несказАнно рад!
Уверены, что вы и сами придумаете множество отличных игр и заданий с этими карточками! Будем рады вашим идеям, обязательно присылайте их в личные сообщения наших группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook.
Карточки по русскому языку 2 класс ФГОС
Выпиши слова, которые начинаются с буквы гласного звука.
Берёза, йогурт, изюм, доска, акация, учебник, Инна, дорога, юбка, овал.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши слово, в котором звуков больше чем букв. Обведи в кружок буквы гласных звуков.
Осень, лист, яблоко.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определи границы предложений. Спиши, правильно оформляя на письме.
Алёша искал в лесу грибы вдруг в кустах зашуршали листья мальчик испугался а это был ёж.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спиши слова, разделяя на слоги. Подчеркни буквы гласных звуков.
Лисица, яблоко, юла, листва, ежиха, почки, тарелка, Яна, кот, сосулька.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спиши предложение, разделяя чёрточками для переноса.
Целый день идёт частый дождик.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши слова, которые нельзя переносить. Подчеркни слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Якорь, дерево, осень, мох, улей, почта, сирень, слон, контраст, шея, день.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставь ударение, подчеркни безударные гласные в словах.
Дрозды, луга, гаражи, шалаши, холодный, грибной, лисица, перо, читать, мальчик, день, сорняк, садовник.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставь в словах ударение, подчеркни ударные слоги.
Девочка, машина, икра, гольф, платок, ужин, ветер, Илья, сосны, далеко. Крот, пляж, площадь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впиши, где нужно, букву Ь.
Ноч___ка, бол___, мен___ше, ласточ___ка, хищ___ник, камен____щик, мал___ки, ноч___ной, полез___ный.
Запиши имена людей в алфавитном порядке.
Илья, Роман, Марта, Артём, Пётр, Яков, Светлана, Борис, Зинаида, Ольга, Ульяна.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни слова с разделительным Ь.
Коренья, крыльцо, соловьи, ель, бульон, учительница, олень, льёт, апельсин, сучья,
деньки, муравьи, беленькая, сколько, варенье, пальма, ружьё, платье, долька, компьютер.
Запиши названия городов по алфавиту.
Дмитров, Тольятти, Москва, Алушта, Брест, Ялта, Сочи, Киев, Зеленоград, Шатура, Грозный.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши слова в два столбика.
Монета, котёнок, ветер, пальто, воробей, собака, капуста, паук, дождь, девочка, игра, лошадь.
Кто? Что?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спиши текст, раскрывая скобки.
Мы живём в (С, с)еле (С, с)основка на берегу реки (И, и)стра. По дороге стадо возвращается домой. Тут наша (К, к)оза (Б,б)елка. Звонко лают (Ш,ш)арик и (Б,б)арбос. Блеют (О,о)вцы и (К,к)озы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Придумай и запиши клички животных.
котёнок______________________ жеребёнок_________________________
собака_______________________ корова____________________________
петушок_____________________ кошка_____________________________
Образуй от данных слов фамилии.
арбуз________________________ ковёр_____________________________
Иван_________________________ столяр_____________________________
кузнец_______________________ ложка_____________________________
Придумай к одной из фамилий имя и отчество, запиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спиши, исправляя ошибки.
Серёжа чумаков и иван ветров ходили на озеро круглое. Они поймали там Ужа. Ужа Мальчики взяли в школу. Учительница ирина степановна сказала, что ужи полезны. Уж прожил в школе всю Зиму.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши буквы парных согласных звуков.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши буквы парных согласных звуков.
Звонкие:____________________________________________________________________
Глухие:_____________________________________________________________________
Составь из данных слогов слова, запиши их, поставь ударение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определи, сколько в каждом слове звуков, букв, слогов.
лагерь – 5 зв., 6 б., 2 сл.;
берёза — _____зв., _____б., _____сл.;
мебель — _____ зв., ____б, ______сл.;
здоровье — _____зв., _____б., ____сл.;
ребята — ______зв., ______б., ____сл.;
ёрш — ________зв., ______б., _____сл.;
Ямал — _______зв., ______б., _____сл.;
Вставь пропущенные буквы.
Где труд, там и сч___стье.
Мир освещ___ется солнцем, а человек – знанием.
С книгой ж__ть – век не туж___ть.
Нач___тое дело доводи до конца.
Дружные сороки и гуся утащ___т.
Составь словосочетания. Запиши.
Песок, пирожок – песочный пирожок;
цветы, магазин — _______________________________________________;
пшеница, хлеб — ________________________________________________;
молоко, каша — _________________________________________________;
кирпич, дом — ___________________________________________________;
сердце, привет — _________________________________________________;
солнце, дни — ____________________________________________________.
Измени слова по образцу. Раздели их для переноса.
Малый – малень-кий
белый — ____________________________________
серый — ____________________________________
светлый — __________________________________
красный — __________________________________
синий — ____________________________________
жёлтый — ___________________________________
Спиши слова, разделяя их чёрточками для переноса.
Капельки, деревенька, доченька, пальто, Наденька, учитель, мальчик, школьник, фильм, сильный.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачеркни лишние слова.
Камыш, идёт, слесарь, туча.
Гусь, белый, цветок, роща.
Синий, река, игла, стул.
Богато, богатство, богач.
Бел, бегать, бегун.
Девочка, водолаз, снегопад.
Вставь пропущенные буквы. Напиши над каждым словом вопрос кто? что?.
Р__бочий, маш__на, к__рова, уч__ник, п___нал, с__бака, с__рока, меб___ль, сах___р.
Замени в каждом слове одну букву другой буквой так, чтобы новое слово отвечало на вопрос кто?
Капля — __________________ миска — ______________________________
мак — _____________________ корка — _______________________________
сук — ______________________ майка — _______________________________
венок -_____________________ корона — ______________________________
палка — _____________________ высь -_________________________________
Спиши, исправляя ошибки.
Карточки для уроков русского языка 2 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ляпкина Н.А.
Тема «Текст. Предложение»
привычка, водой – закаляться, Хорошая, холодной
Чеснок и лук считают очень полезными в борьбе с простудой. Они содержат биологически активные вещества, витамины, необходимые нашему организму. Чеснок и лук – враги микробов. В народе говорят: «Чеснок да лук избавят от мук».
Апельсин — яркий оранжевый фрукт, так любимый всеми детьми и взрослыми это сочный тропический плод апельсинового дерева едят плоды апельсина в свежем виде, готовят из них джемы, мармелад апельсиновый сок — один из самых распространенных и полезных фруктовых соков, он хорошо утоляет жажду
Поле гречихи похоже на ковёр цветов на цветы гречихи слетаются пчёлы гречишный мёд очень хорош из зерна гречихи получают гречневую крупу эта крупа вкусная и полезная (26 слов)
Плавание способствует общему оздоровлению и благотворно влияет на рост, вес. Оно является прекрасным средством профилактики нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. Регулярные занятия хорошо влияют на закаливание организма, повышается иммунитет — дети, которые занимаются плаванием, реже болеют.
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
Мойся белее, крепкий дух.
Чистая вода залог здоровья.
Красит молодца не красота, тот и людям приятен.
По платью видят, будешь милее.
Чистота – для хвори беда.
Кто аккуратен, а чистота.
В чистом теле – кто таков идет.
Любят жёлтые лимоны
Ласки, кролики, питоны.
Чтоб простуду победить,
Чай с лимоном нужно пить.
С земляникой чай попил,
Зверобоем и малиной.
И здоровье возвратил.
Мята перечная тоже
Мишке бурому поможет.
От бессонницы спасёт;
И в желудке боль уймёт.
Маргаритки исцеляют:
Раны быстро заживают.
Морж на лапу приложил
И про свой порез забыл.
Тема «Звуки и буквы. Русский алфавит»
(Ответы: аптека, морковь, бинт, йод, витамины, сок, спорт, мята, яблоко)
Смородина, абрикос, помидор, капуста, крыжовник, груша, черника, баклажан, апельсин, огурец, слива, морковь, малина.
Б…рёза, с…лнце, в…да, пч…ла, м…д, с…сна, р…бина, к…ньки.
Делайте утром зарядку. Гуляйте в любую погоду. Мойте руки перед едой. Не пейте сырую воду.
одного слога, во второй столбик – из двух слогов, а в третий столбик – из трёх слогов.
Кефир, сок, компот, кисель, молоко, чай, морс.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
ка – ни – брус; жов – кры – ник; на – ли – ма; ро – смо – на – ди; ка –ви –еже;
ши – ник –пов; пи –об – ха – ле; ва – клюк; ка – ля – зем – ни.
(Ответы: брусника, крыжовник, малина, смородина, ежевика, шиповник, облепиха, клюква, земляника)
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
Тема «Гласные звуки. Звонкие и глухие согласные»
Игра «7 ос». Отгадай слова. Запиши, правильно вставляя непроверяемые безударные гласные.
Ос— — а
На этой осе в октябре позолота,
Ос— — а
А эта растёт на лугу у болота,
— ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
— ос — — — — а
Эта на солнце худеет и тает,
— — ос — — — — а — —
Эта оса продаётся в бутылке,
— ос — — — а
Эта боится горчицы и вилки,
— ос — а
С этой спит в колыбели малыш,
(Ответ: осина, осока, сосна, сосулька, простокваша, сосиска, соска)
Игра «Угадай словарное слово, вставляя гласные»
З — м л— н — к — , к — п — ст — , — б л — к — , щ — в — ль,
м— рк – вь, — б – д, — р- х, — г – р – ц.
(Ответы: земляника, капуста, яблоко, щавель, обед, орех, огурец)
Запиши предложения, правильно вставляя буквы.
Зелёный лу… очень полезен для здоровья.
Цветущий лу… умыт дождём.
Мёд сла…кий, лёд гла…кий.
Сидит на тонкой но…ке, пушистый, серебристый, боится ветерка. (Одуванчик)
Бегут по доро…ке доски да ножки. (Лыжи)
Отгадайте шарады. Запишите слова.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).
С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).
С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).
Тема «Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу»
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Полезные советы
Ешь молч… . Ч…ще проветривай комнату. Дыш… глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ…м. Активно уч…ствуй в ж…зни класса.
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Душ…стые яг…ды з…мл…ники, жареный к…ртофель, свеж…й …гурец, сочный п…мидор, хорош…й коч…н к…пусты, угощ…ть ябл…ком.
Отгадай загадки. Запиши отгадки.
У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щ…ка)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыж…)
Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Ш…повник).
Висят кувшины не пустые,
В них мякоть, косточки большие,
На ветках в ряд они висят,
Созреют, с дерева летят! (Груш…)
Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Ч…йник).
Что у человека дороже всего? (Ж…знь)
Он хорош для кислых щей,
Помимо прочих овощей. (Щ…вель)
На зелёном стебельке,
Белые фонарики,
И цветут, благоухают,
Только в мае … (Ландыш…)
Из чего делают тяжёлые сковородки? (Ч…гун)
Тема «Части речи. Имя существительное»
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Перед каждым именем существительным пиши в скобках вопрос, на который оно отвечает.
Образец: (кто?) петух, (что?) берёза.
П…тух, б…рёза, к…рова, м…локо, ур…жай, к…за, п…мидор, р…бина, м…дведь, сах…р, пч…ла.
Спиши. Вставь подходящие по смыслу слова, используя слова для справки.
…., …., …., …. – это деревья.
…, …, …, …. – это цветы.
…., …, …, … — это ягоды.
…, …, …, … — это грибы.
Слова для справки: малина, сосна, подберёзовик, липа, гвоздика, груздь, клубника, астра, черника, подосиновик, ольха, пион, шампиньон, флокс, брусника, лиственница.
Лиственница флокс ольха
Прочитай выразительно стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Кати». Выпиши из него все имена существительные. В скобках определи число.
В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли:
Только Кате не до смеха:
У нее во рту «потеха»,
Заболел молочный зуб,
Рот подушечкой припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слезы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души:
Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй – рассмеши.
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь ее унять?
Спиши загадки. Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. В первом предложении первой загадки подчеркни главные члены предложения. Над словами – отгадками напиши вопросы, на которые они отвечают.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цв…тком –
Он поделится м…дком. (…?…)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах з…ленеют,
Круглый год цв…тут. (…?..)
Прочитай. Спиши текст. Укажи имена существительные множественного числа.
В ягодном царстве особняком стоит шиповник. Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витаминов и других полезных веществ. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника витаминные препараты, сиропы, таблетки. С давних времен известно о лечебных свойствах шиповника.
Подставьте названия этих лекарственных трав в кроссворд: белена, валериана, дурман, крапива, красавка, мак, мята, черника
Спиши текст. Укажи имена существительные и их число.
Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.
Тема «Глагол»
Спиши. Подчеркни глаголы.
Кольца, лесенки, турник.
Заниматься я привык.
Подтянусь, отожмусь,
По канату заберусь.
Спорт приходит в каждый дом,
Даже в тот, где мы живем.
Спортом ты скорей займись,
Будь здоровым на всю жизнь.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится! (Мыло)
Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платочек)
Я подмышкой посижу и что делать подскажу: или разрешу гулять или уложу в кровать. (Градусник)
Прочитай. Выпиши глаголы с именами существительными.
Всех Крапива согревает,
Как рукою, боль снимает.
Волк Крапивой будет бит, –
У него радикулит.
«Кровь Крапива очищает, –
Мышка всех оповещает. –
Аскорбинки много в ней,
Я кормлю травой детей».
Морс брусничный от простуды, –
Изумительное чудо:
Жар снимает, гонит пот,
Пил при гриппе Бегемот.
Запиши в первый столбик глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй столбик – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
Читать, сварить, загорать, забежать, плавать, поиграть, закаляться, обтираться (полотенцем), прыгать, скупаться (на речке), помыть (фрукты).
Спиши предложения. Подчеркни в них глаголы. Каким членом предложения они являются?
Мы собираем в саду яблоки и груши. Закаленный человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и дождь, и холод. Завтра за партой я не буду зевать, если пораньше лягу в кровать. Миша и Петя катаются на лыжах. На каникулах я с ребятами ходил в бассейн. Летний ветерок пахнет мятой, мёдом. На кустах малины растут крупные душистые ягоды. Кот Дымок лакает молоко. Из молодых листочков одуванчика делают салат, а из сухих листьев готовят вкусный напиток.
Прочитай быстро и чётко скороговорки. Спиши и подчеркни глаголы. Выучи наизусть одну из скороговорок.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на траве.
Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Тема «Имя прилагательное»
Напиши подходящие имена прилагательные.
Улыбка (какая?)______________________________________________
Зубы (какие?)_________________________________________________
Настроение (какое?)____________________________________________
Цветы (какие?)________________________________________________
Распредели слова по трём столбикам.
Солнце, солнечный, светить, чистота, чистить, чистый, боль, болеть, больничный, сад, садовник, садить, день, дневной, шум, шумный, шуметь.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
К существительным подберите подходящие имена прилагательные.
Вода _____________________________________________________________
Солнце ___________________________________________________________
Воздух___________________________________________________________
Ягоды____________________________________________________________
Спиши. Подчеркни имена прилагательные. С какой частью речи они связаны?
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Душистая и на вкус приятная,
Кладётся в чай. Да это…! (Мята)
Прочитай стихотворение. Запиши имена прилагательные. Укажи число имён прилагательных.
Улыбнитесь пошире —
И пусть все видят,
Что ваши зубы —
Крупные и ровные,
Острые и частые,
Твёрдые, жемчужные,
Белые, клыкастые,
Самые смехастые…
Носит …(одуванчик)
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице.
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Прочитай. Выбери слова, характеризующие здорового человека. Запиши. К какой части речи они относятся?
Сильный, толстый, красивый, бледный, слабый, ловкий, грустный, стройный, весёлый, закалённый.
Тема «Местоимение»
Прочитай. Выпиши местоимения.
Растет она вокруг
Она и враг и друг.
Как иглы — волоски,
Покрыли все листки.
Сломи хоть волосок —
И капнет едкий сок —
На кожу — хоть ори!
О-о-ой, волдыри!
Но если дружишь с ней,
Ты многих здоровей:
В ней витаминов — клад,
Весной ее едят. (Крапива)
Почему я от дороги
Далеко не отхожу?
Если ты поранил ноги,
Я им помощь окажу.
Приложу ладошку к ране, —
Боль утихнет и опять
Будут ноги по дороге
В ногу с солнышком шагать. (Подорожник)
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
Запиши словосочетания местоимение + глагол. Составь несколько предложений.
я мы
почистил ты читали вы
она они
Тема «Предлоги»
Прочитай. Спиши. Подчеркни предлоги.
Зайчик прыгал по лужайке
В жёлтых шортиках и майке,
Собирал траву алтей
Для зайчихи и друзей.
Спорт для жизни очень важен.
Он здоровье всем дает.
На уроке физкультуры
Узнаем мы про него.
Напиши по образцу. Подчеркни предлоги.
Образец: шёлковое платье – платье из шёлка, малиновый напиток – напиток с малиной.
Яблочное повидло –
Абрикосовое варенье –
Мятный чай –
Морковный сок –
Клюквенный морс –
Грушёвый компот –
Составь из слов предложения и напиши их. Подчеркни предлоги.
Катя, летом, Миша, и, деревне, в, отдыхали, бабушки, у
Помогали, поливать, дети, бабушке, на, овощи, огороде
Росло, много, в, ягодных, саду, кустов
Сладкие, созревали, яблоки, яблонях, на
Любили, ходить, ребята, на, купаться, озеро
Летом, хорошо!
2 класс
Диктанты
Тема. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу
Душистая смола
У деревьев нет докторов, помощи им ждать неоткуда. Они сами себя лечат. Деревья затягивают раны душистой смолой. Смола бежит и превращается в липкий ком. Этим душистым комом и лечатся деревья. Раны и порезы под смолой хорошо затягиваются. (39 слов)
Тема. Буквосочетания ЧК, чн
В саду
Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки. (30сл)
Осторожно!
Не играй со спичками! На кончике маленького язычка пламени таится огромная опасность. Огонь обычно очень быстро переходит на другие предметы и мебель. Если в доме пожар, срочно вызывай пожарную машину. Всегда будь осторожен с огнём! (36 сл)
Купание
Хорошо в жару искупаться в чистой речке! Нырни в прохладную водичку. Она спасёт тебя от зноя в солнечный день. После купания у тебя будет отличное настроение. (27 сл)
Тема. Предлоги.
Завтрак на даче
На столе пироги. В чашках молоко. В блюдцах мёд. Надо собрать с куста малину. Хороша малинка к завтраку! (21 сл)
Тема. Имя прилагательное
Завтрак в деревенском доме
На столе молодая картошка, свежие овощи, вкусный сыр. Мама наливает в голубую чашку парное молоко. (19сл)
На пасеке
Мой дедушка пасечник. Он работает на пчельнике. С раннего утра до позднего вечера он возле ульев. Трудная и интересная работа на пасеке. Дедушка много рассказывал мне о пчёлах. Они приносят большую пользу. Он всегда даёт мне попробовать свежего мёда. Мёд полезен для здоровья.
Объяснительный (предупредительный) диктант
Липа
Славное дерево липа! Листочки мягкие. Цветы душистые. Ветви широко раскинулись. А сколько пользы от липы! Рои пчел гудят в густой листве.
Пчелки берут с цветов душистый сладкий сок. Хорош липовый мёд!
Списывание
Красный корень моркови крепкий и сладкий. В нём много полезных веществ. Очень вкусна сырая морковь. (15 сл)
У голубики тёмные ягодки с голубым налётом. У них кисловатый вкус. Голубика любит влагу и свет. (16)
Земляника созревает в конце июня. У неё красные сладкие ягоды. Они похожи на небольшие капельки. (15)
Ягода сливы покрыта гладкой нежной кожурой. У сливы сочная и сладкая мякоть. Она очень вкусна. (15)
Яблоки растут на деревьях. Это сочные и сладкие фрукты. Они бывают разного цвета и вкуса. (15)
Фрукты
Аня очень любит апельсины. Они сладкие и сочные. Рома больше любит мандарины. У мандаринов более нежный вкус. А Антону нравятся яблоки. Он может съесть пять штук за один раз.(30)
Технологическая карта по русскому языку во 2 классе на тему «Ударение Секреты ударения.»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Ударение
Секреты ударения. Работа с орфоэпическим словарём.»
Освоение предметных знаний (элементы содержания):
Ударение. Ударный слог. Подвижное ударение. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
Характеристика деятельности учащихся:
Определяют ударение в слове, наблюдают за ролью словесного ударения, различают ударные и безударные слоги, наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Логически анализируют информацию, делают выводы.
Личностные УУД: Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации.
Коммуникативные УУД: Определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса В.П.Канакиной, рабочая тетрадь, карточки, иллюстрации животных, опорные схемы, картинки, компьютерная техника,
толковый и орфоэпический словарь.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока. Мотивация.
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
Внимательно смотрите и увидите!
Внимательно слушайте и услышите!
Думайте и всё обязательно получится!
Запись в тетради даты и классной работы.
Чистописание.
II. Актуализация знаний и постановка цели урока
Фронтальная работа
Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, разделите слова на слоги.
П..суда, р…сунок, скор…, к…р…ндаш.
-Как узнать сколько в каждом слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов) -Определите количество слогов в словах
-Назовите ударный слог. Как мы определяем ударение? (Надо «Позвать» слово)
-Что вы знаете об ударении? (Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове; ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда произносится длительнее, громче, сильнее; ударение ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук, например ста́туя.
-Как называются слова, написание которых надо запомнить?
(Словарные)
Словарная работа.
— Мы сегодня познакомимся ещё с одним словом. Разгадайте загадку и узнаете любимое блюдо носорога.
Поздним летом в огород
Собирается народ .
Зрел всё лето урожай !
Что собрали ? Отгадай !
Здесь весною было пусто.
Летом выросла… (капуста)
Запишем слово КАПУСТА, поставимим ударение, подчеркнём гласную в первом безударном слоге. (Слово капуста произошло от слова капут, которое в латинском языке означало «голова». Действительно, кочан капусты похож на голову.) – Найдите в толковом словаре лексическое значение слова капуста.
(Капуста — капустный, капустница, капустник (в трёх значениях)
КАПУСТНЫЙ (лист, прилагательное), КАПУСТНИЦА (бабочка, гусеница которой поедает капусту), КАПУСТНИК местн. — Огород, поле, засаженные капустой. КАПУСТНИК — Шутливо-пародийные сценки на злободневные темы. КАПУСТНИК — Пирог с капустой.)
III. Постановка учебной задачи (формулировка цели)
-Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?
Я скачу, скачу, скачу,
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять,
Его верно применять. (ударение)
— Сегодня мы будем фокусниками. А фокусники открывают секреты. Тогда мы с вами будем открывать секреты чего? (ударения) И тема нашего урока будет какая? (Ударение. Секреты русского ударения .)
Предлагаю организовать исследования, отправившись в пустыню и найти ответ на вопрос одного из обитателей пустыни — НОСОРОГА.(изображение)
Вопрос мой прост и краток,-
Промолвил носорог,
Что лучше — сорок пяток
Или пяток сорок?
Какая проблема возникла у носорога? (Не знает
Определим цель нашего исследования. ( Определять в словах ударение, наблюдать за лексическим значением слов ударением, раскрывать тайны ударения)
Слух, как у носорога нам сегодня очень пригодится. А его рог по форме очень напоминает… ударение.
Игра «Позови друзей Носорога».
Предлагаю позвать друзей Носорога. (Показываю картинки: жираф, зебра, крокодил).
Позови друга, поставь ударение в словах.
Что такое ударение?(Выделение голосом одного из слогов в слове)
Какие буквы есть в русском языке? (Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков)
На какие звуки может падать ударение в словах?(На гласные)
Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?(Ударный )
Чем отличается ударный слог от безударного?(Тянется дольше, произносится громче)
IV. Открытие нового знания.
1. Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения
Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой.
(жираф) (зебра)
(крокодил)
— Чем различаются схемы слов? (Количеством слогов, местом ударения)
— На какие по счету слоги падает ударение в словах? (На разные)
Вывод:
УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ РАЗНОМЕСТНОЕ. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.
2. Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения .
Упр. 104 с. 69 — по заданию.
(Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. )
— Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл? (произносятся по-разному, ударение определяет лексическое значение вИлок- вилОк)
От чего зависит смысл слова? (от ударения)
Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)
Почему носорог не может выяснить что лучше: Сорок пяток или пяток сорок?
(Не знает, что ударение определяет лексическое значение слов.)
— Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях.
Обещал Серёжа деду:
Двойки все исправлю в срЕду.
Я попал не в ту средУ
И тотчас попал в бедУ!”
Вышел Ваня из ворОт.
Потешается народ:
У рубашки низ отпорот
И оторван в драке вОрот.
Купив жене кольцо в подарок,
Сэр Генри возвращался в зАмок.
Ворота он открыть не смог:
Дворецкий поменял замОк. Боялись, что лишится слуха.
Лечили кошке оба Уха:
У кока лёгкая рука:
Из щук отличная ухА!
– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?
Выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.
Работа в группах у учащихся карточки (приложение)
— Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.
Ухо — это орган слуха.
В зале звучал орган.
Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.
Учить уроки просто мука.
На пол сыплется мука
Вывод:
УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.
Физкультминутка (музыкальная презентация)
3. Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения
Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!
Пока неясно вам, что вы сказать хотите,
Простых и точных слов напрасно не ищите;
Но если замысел у вас в уме готов,
Вам нужные слова придут на первый зов.
(на доске)
Зебры ж . вут ст . дами. Они питаются тр . вой.
— Прочитайте предложение. Поставьте ударение в словах.
— Какие буквы пропущены в записи? (Безударные гласные, гласные в устойчивых сочетаниях с шипящими)
— Как определить букву для записи слов? (Подобрать проверочное слово)
— Выпишем слова с пропущенными буквами в паре с проверочным словом и определим, какая гласная пропущена в корнях слов.
(на доске) живут — жил
стадами — стадо
травой-травы
— Выделим корень.
— Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.
— Что изменилось в словах? (Ударение )
— Что осталось без изменений? (Гласная в корне)
Вывод:
ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.
— Прочитаем сведения рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 70).
— Когда ударение может переходить с одного слога на другой? (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)
4.Культура речи. Орфоэпические нормы.
— Повторим секреты русского ударения. Оно…
-Какую ставили цель? (Раскрыть секреты ударения
ния? Цели достигли? (да)
— Русский язык очень ярок, богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.
Существуют определённые нормы произношения:
неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.
— Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:
(на доске)
Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134). Проверка правильности произношения слов по «Орфоэпическому словарю».
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учебник стр 70, упр. 105
VI. Рефлексия.
— Спишите, поставьте ударение.
— Подчеркните слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение.
Солнце село за село.
На уроке узнал …
Научился, смог…
Где могу применять…
VII . Итог урока.
Какие секреты мы открывали на уроке? (Разноместности, смысловой роли, подвижности ударения)
Как использовать свойство подвижности ударения? (При написании слов с безударной гласной)
Где можно проверить правильность постановки ударения? (В орфоэпическом словаре)
VI I I Домашнее задание(упр 106 с. 70 )
Приложение
Карточки для работы в группах
Ухо — это орган слуха.
В зале звучал орган.
Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.
Учить уроки просто мука.
На пол сыплется мука