Русский язык , 2 класс (тренировочные задания на разные орфограммы и правила)

Тренировочные задания по русскому языку на лето (2 класс)

  1. Прочитай текст выразительно. Составь и запиши план текста.

Загадка леса.

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто же их сажает здесь?

Раз шёл я с охоты, смотрю: мимо меня низко-низко пролетела сойка. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидел ли кто? Потом она полетела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

  1. Прочитай. Попробуй продолжить текст.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы – 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дёт, неб…са, к…сяки, м…лькание, огл…нись, прол…вной, з…л…той, ст…б…лёк, др…в…сина, д…р…гой, х…х…тать, з…л…неть, б…р…жок, ве…ка, блю…це, тра…ка, гри…, пры…ки, оха…ка, скорлу…ка, окрес…ность, ус…ный, радос…ный, интерес…ный, вкус…ный, небес…ный, ненас…ный, ре…кость, килогра…, ко…екция, ра…каз.

  1. Спишите. Исправьте ошибки.

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружылись ани над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в далние страны. На востоке покозалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рикой висёлое сонце.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Счас…ливый Сере…ка вприпры…ку сб…жал (по) лес…ниц… . У мал…ч…гана праз…ни… . В его тетра…ке по ру…кому языку ст…ит п…тёрка.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Лист…к, песоч…к, нос…к, кусоч…к, корабл…к, самолёт…к, звоноч…к, ореш…к, дожд…к, мост…к, куст…к.

7. Подбери к данным словам проверочные слова:

        Лесок –                                         сосновый —

        Морской –                                     домашний —

        Садовый –                                     речная —

        Снежок –                                         зверьки –

8. Подбери  проверочные слова и вставь пропущенные буквы ( парные звонкие или глухие согласные)

  дроз. . . –                          стри. . .  –

     обе. . .  –                         сосе. . . –

      ду. . . –                          сапо. . . –

зу…- кни…ка-

малы…ка- бума…ка-

жира…- лё…кий-

кры…ка-

9.Раздели слова чёрточками для переноса:

        Группа, мальчик, ёжик, лека, линейка, класс, окунь, завод, снег, восемь, утро, масса, карандашик, пенек, Анна, ручеек, сом, книжечка, пароход, малыш, моль, шёл, идти

10. Подчеркни главные члены предложения.

Петя решил трудную задачу. Сегодня с утра идёт снег.  Олег читает интересную книгу. В песочнице играют малыши. Высоко в небе парит гордый орел.

11. .Составь из данных слов предложения. Запиши текст.

В, щука,  была, ведре, кот, учуял,, Васька, добычу, ведро,  в, он,  лапу, сунул, но, зубы,  у, острые, щуки,, кота, щука, лапу, за, схватила.

12.А теперь составь текст. «Летом на речке».

13. Подбери как можно больше однокоренных слов.

        машина –                                          рыба –

        море –                                          ягода –

        скрипка –                                         баян –

море- рука-

цветок- лес-

вода- слово-

зуб- гриб-

    14.Найди слова с «ошибкой», исправь и запиши верно.

Мидведь, копуста, карандаш, ципленок, цыркуль, малаток, платок, циган, цвитной, полянка, питерка, портфель, варабей, ученик, залотой, семья, обезъянка, тетрать, пошол, дождик, река томь, топор, кавёр, позванит, малоко, лета, срида, денек, лесёнок, лисник, чящя, чудо, капусный.

15.     Тексты для списывания. Правильно и красиво спиши текст (перед написанием прочитать вдумчиво и медленно 2 раза) 

Мать – и – мачеха.

Весна. Последние клочья снега лежат только под могучими соснами. На голой бурой земле показались первые цветы. Это мать-и-мачеха. Ночью цветок спит. Но вот из – за леса встало солнышко. Цветок медленно поднял головку, расправил листочки. Верхняя часть их холодная, а нижняя – тёплая. Цветок назвали мать-и-мачеха.

16. День птиц.

        В начале апреля ребята встречали птиц. Весёлой гурьбой пришли они в парк. Он украшен флажками. На плакатах написано, что ребята берут птиц под охрану. На высоком клёне сидит скворец. Он объявляет птицам о празднике.

        В руках у ребят домики для птиц. Это очень уютные квартиры. Окошко служит дверью. Удобно будет в новом домике семье синиц.

17. Мой край.

Я люблю своё село Ильинка. Чудесная роща стоит за нашим селом. Как хороша она весной! Вот лопнули пахучие почки. Маленькие чистые листочки усыпали все ветки. Роща покрылась зелёным пушком. Весело свищут синицы. Они долго ждали этой поры. На речке Тихой уже сошёл лёд.

18. Друзья.

Ещё вчера шёл дождь. На улице всюду грязь и лужи.

Ночью подул холодный ветер. Лужи замёрзли. Посыпал мягкий пушистый снежок. Ребятишки шли из школы домой. На дороге было скользко. Кирилл Субботин упал и ушиб ногу. Друзья помогли ему встать и отвели домой. Они часто навещали его.

19. Летом.

Борис и Глеб часто ходили в лес. Там большой пруд. На берегу рос камыш. Около камышей плавал белый лебедь. На красивую, гордую птицу любили смотреть мальчики. В жаркие дни они садились на плот и переплавлялись на другой берег. Там хороший пляж. Там много друзей.

20. У реки.

Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.

21. Любимый театр.

В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих.

22. В классе.

Звенит звонок. Он зовёт детей на долгожданный урок. Учительница Инна Васильевна читает текст диктанта. Там встретились слова: суббота, русский язык, соловьи, обезьяна. Ученики быстро пишут в тетрадях. Глеб Щукин работал у доски. Весело стучал мел. В конце урока девочки и мальчики подали свои работы.

23. Вставьте пропущенные орфограммы. Запишите текст.

Друзья птиц.

Костя Васильев и Андрей Кирьянов б..гут в рощ… . Звонко п..ют птиц… Ч..десно пахнут ландыш… От ств..лов на з..мле длинные тени. В гн..зде п..щат пт..нцы. Вот л..тит их мат… Она прин..сла грач..там корм. Малыш.. ели пищ… Мал..чики ушли. Зачем пугать птицу?

24. Забота.

Раннее утро. В р..дные места летят аисты. Здесь сов..ют они св..и гнёзда. И вот уже в гн..зде пищат аистята. Семью надо к..рмить. Отец расправил крыл..я, пол..тел искать пищу.

Целое лето прож..ли аисты в селе и(И)льинском. К(к)ирюша с сестрой а(А)ллой н..сили пт..нцам лягушек.

25. Медведь.

Под елью была яма. Осенью медве…ь устроил там берлогу и зале.. на зиму. Намело над берлогой сугробов. Воют в..юги. Тр..щит моро… Дует злой ветер. А медведь спит.

Пришло весеннее т..пло. Проснулся Михайло Иванович. Какой он стал худой! Вылез медведь и шагает в л..сную чащ…

26. Рассказ.

Анна Васильевна рассказала ученикам о бобрах. Дети узнали много интересного. Бобры живут на лесной реке. Хорош.. их прочные шу..ки. Тепло бобрам з..мой. Ч..ткие у зверей уш… Ударит хв..стом рыба. Сухие лист..я упадут. Слыш..т бобёр. А вот гл..за на сто шагов плохо видят. Какие дома делают бобры! Крепкие, вход под водой.

27. Гуляли забавные утята по дв..ру. Х..дили они гуськом такие чистые и пуш..стые. Искали малыш.. корм. Щипали утята тр..ву. Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в р..ке.

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: Дополнительные задания по русскому языку для 2 класса

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить

Собака, силач, зеркальный, ворона, змея, город, угостить, качели, старик, рябина, стрела

  1. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

С..ды — ____________                   цв…ток — _________________

З…ма — ____________                   к…тята — _________________

Д…ма — ____________                  б…льной  -_______________

м…ря — ____________                 б…льшой — _______________

  1. Исправь ошибки.

Мы чясто ходим насоседний болшой пруд лавить рыпку. Переходим его по шаткому  масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

  1. Впиши слова.

Кошке подходят клички: ________________________________________________

Собаке подходят клички: ________________________________________________

  1. Напиши подходящие имена существительные.

Кто? ________________________________________________________

Что? ________________________________________________________

  1. Напиши подходящие имена прилагательные.

Улыбка  (какая?)_______________________________________________

Зайчик (какой?)________________________________________________

Дерево (какое?)________________________________________________

Цветы (какие?)________________________________________________

  1. Напиши подходящие глаголы.

Художник ___________________картину.

Портниха ___________________платье.

Шофёр    ___________________машину.

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя – глаголы, волнистой линией имена прилагательные.

Воронята       большие            миксер

Синий             ботинки             метели

Тикают           кораблик           красивый

Пионы            сочный               макароны

Крутит            уберёт                щиплет

  1. Раздели текст на предложения.

Анечка ложится спать мама зажгла ночник она рассказывает Анечке сказочку  про маленькую девочку  у девочки были крошечные волшебные башмачки они превращались в лодочки Анечка спит мама тушит ночник

  1. Составь предложения, спиши.

Ежик, у, живёт , Маши

Ёжику, девочка, в, каши, положила, ковшик

Спешит, на, зверёк,  ужин

  1. Разбери слова по составу.

Зимушка, морозный, заморозок, подснежник

  1. Запиши словарные слова на тему «школа»
  1. Выпиши из предложения словосочетания, подчеркни главные члены предложения

Маленький котёнок сладко спал на крыльце.

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Вставь пропущенные предлоги.

…  угла  м…ей дачи стояла кадушка  … водой. Бойкий в…р…бей сел … край кадушки и стал пить.

  1. Вставь буквы

м…чта                п…суда                     мес…ц

р…сунок            к…р…ндаш             м…роз

ст…лица            кв…ртира                 д…рога

п…нал                к…ньки                     д…журный

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

ду…- ______________  расска…-________________

су…-_______________ сторо…-__________________

лу…_______________ камы…-__________________

зу…-______________  арбу….-__________________

  1. Вставь пропущенные буквы.

З…ма. Дует ре…кий вет…р. На дв…ре б…льшой мя…кий сугро… . Л…тят лё…кие сн…жинки. Доро…ки покрыты пуш…стым сне…ком. Дети надели шу…ки и ша…ки и б…гут на горку.

  1. Исправь ошибки.

Рибята пошли в похот за горот. Они перешли через оврак и забрались в чящу. Вот и берик лисного озера. Поддеревьями молышы нашли слаткие яготки.

  1. Впиши в скобки вопрос.

За окном (_____________?)зимний день. Все деревья (_____________?)голые. А у нас на окне (_____________?) настоящий сад. В (_____________?) стеклянной банке стоят(_____________?) тонкие веточки тополя. На них появились (_____________?)нежные листочки.
7. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Андрей утром отправился на прогулку в лес.

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Вставь пропущенные буквы.

На лугу к…чается высокая тр…ва. Она в р…се. Мёдом и цв…тами пахнет луг. Цв…тут с…ды. Ш…рокие п…ля похожи на пёстрые к…вры. П…ют скв…рцы и др…зды.

  1. Напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

Ска…ка-___________________

Кни…ка-__________________

Кру…ка-___________________

Ло…ка-____________________

Ча…ка-____________________

Зу…ки-____________________

  1. Исправь ошибки.

наступила зима. Замёрзли лужы.  Полетели пушыстые сняжинки. запорошило  снегом дарошки. У Миши и коли  новые лыжы. Целый день молышы были на горке.

  1. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.

На стене в большой комнате висят старинные часы.

  1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова

вч…ра                      т…традь                      т…л…фон

з…втра                    с…ловей                      т…л…визор

с…..одня                ст…лица                        уж…н

х…рошо                  …зык                              к…рзина

яг…да                       кла…..                          к…рова

Составь три предложения, используя словарные слова.

  1. Подчеркни имена прилагательные, укажи их число и род

Лес, лесной, сад, посадить, садовые, море, морское, праздничный, праздновать, железо, железный, берёза, берёзовая    

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Распредели слова по трём столбикам.

Солнце, солнечный, светить, чистота, чистить, чистый, победный, победа, победить, учитель, учительский, учить, день, дневной, шум, шумный, шуметь.

Имя  существительное

Имя прилагательное

Глагол

  1. К существительным подберите подходящие имена прилагательные.

Весна ______________________________________________

Солнце _____________________________________________

Воробьи____________________________________________

Вороны____________________________________________

  1. Подбери к именам прилагательным  противоположные по смыслу  прилагательные.

Медленный ___________________________

Чёрный _______________________________

Хороший______________________________

Чистый-______________________________

  1. Из данных слов составь и запиши предложения.

Зима, пришла, настоящая, вот, и.

Мороз, нос, щиплет, щёки.

Братик, меховые, надел, шапку, шубку, и.

 

  1. Исправь ошибки.

Халодный зимний вечер. У чюгунной печюрки чютко спит болшая  сабака. Я покачиваюсь в кресле и  чювствую, что хачю спат.

  1. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

С…ва -____________   кр…ты-________________

Л…са ____________ дв…ры-_________________

Ш…ры___________гр…бы-___________________

Фамилия ___________________________________Число__________________

  1. Подчеркни все имена существительные.

Зал, заехал, заря

Долина, долетел, доброта

Изрубить, изба, избить

Полоса, полено, полежал, поле

  1. Найди в каждой строчке лишнее слово.

Озеро, море, облако, река, яблоко

Ветер, гром, молния, дождь, град

Весна, лето, осень, зима

  1. Подчеркни  имя существительное, которое является нарицательным, одушевлённым, женского рода

На коне, о Москве, у лисы, на кровати

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

Перчатка, носки, каникулы, птицы

  1. На конце каких слов не пишется ь, подчеркни их.

Помощ…, циркач…,ноч…, плащ…

  1. Подбери к данным существительным синонимы.

Битва-________________, печаль-_____________, волнение-___________________

Сборник упражнений по русскому языку за курс 2 класса для слабоуспевающих детей

Задания по русскому языку на лето 2015 г.

(Рекомендую выполнять по 2 упражнения в неделю, работу начинать с записи даты и номера упражнения. Задания под диктовку выполнять с помощью взрослых.)

Упр. № 1

А). Записать первую букву, с которой начинается слово: утка, осы, аисты, кукла, шары, голуби, чашка, кот, жук, лиса, птицы, иголка.

Б). Записать букву, на которую оканчивается слово: утка, осы, ковш, кукла, шарф, голуби, скрипач, крот, жук, лис, птицы, ранец.

В). Записать под диктовку слоги: на, су, ло, ки, та, лу, кА, ни, сы, ту, ко, лы, си, ку, ти, ты, ла, со, ку, ны.

Г). Записать только первый слог слов: осы, утки, ноты, сосна, кусты, лось, санки, рыба.

Упр. № 2

А). Составь и запиши слова из рассыпанных слогов и букв: ки, с, ти, к, ра, с, ки, ру, ки.

Б). Списать текст, разобрать предложения по членам.

Муравей спустился к ручью. Он хотел напиться. Волна захлестнула его. Голубка несла ветку. Она увидела муравья и бросила ветку. Муравей сел на ветку и спасся.

В). Спиши утверждение. Заполни пропуски.

Глагол – это _________________ , которая обозначает___________________________ ____и отвечает на вопросы___________________________________________ .

Упр. № 3

А). Прочитай текст. Определи сколько в нём предложений и запиши. Спиши текст. В четвёртом предложении подчеркни слова с мягким знаком. Придумай сам и запиши 5 слов с мягким знаком.

Один человек крепко уснул. Во сне он увидел вкусный кисель. Но ему нечем было его есть. На другую ночь он лёг спать и положил рядом с собой ложку. Но кисель ему уже не приснился.

Б). Сделай звуко-буквенный разбор слова: кисель.

Упр. № 4

А). Составь предложения по данным схемам и запиши.

D:\Pictures1\img115.jpg

Б). Записать слова под диктовку: Буратино, Евгений, Лена, Волга, Чёрное море, Тихий океан, Максим, Иванов, Белоснежка, Астрахань, Матвей.

Подчеркни орфограмму, которая объединяет все данные слова.

В). Вспомните правило: частица Не с глаголами пишется __________________________ . Спиши предложения, вставь частицу НЕ. Подчеркни частицу НЕ с глаголами.

Шила в мешке …. утаишь. Лежа хлеба … добудешь. Одна ласточка весны … делает. После драки кулаками … машут.

Упр. № 5

А). Спиши текст. Поставь над словами ударение. Выпиши из текста слова с парным по глухости-звонкости звуком на конце или в середине слова. Орфограмму в слове подчеркнуть.

Лес

Хорош наш лес. Там много сочных трав. Вот дуб. Под дубом рос белый гриб. Рядом частый ельник. Там Глеб сорвал груздь. В кустах пел дрозд.

Б). Придумай и запиши 10 слов с сочетаниями жи-ши.

Упр. № 6

А). Прочитай предложения. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Запиши составленный текст.

Там есть сказки. Мама купила Коле книгу. Он умеет читать. Коле шесть лет.

Б). Записать под диктовку: груши, ежи, лужи, чижи, ерши, ужи, жить, дружить, служить, кружить, малыши, ландыши, камыши, шишки, шалаши, пружина.

Упр. № 7

А). Выборочный диктант. Выбери и запиши слова с буквой «Й».

— Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят.

— Лист качается узорный в синей луже на воде.

— Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.

— Вот он, хлебушко душистый, вот он – тёплый, золотистый.

— В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей! – Сказала мне сестра.

— Я сегодня поймал было рыбку, домой в синее море просилась.

Б). Все выписанные слова раздели чёрточками для переноса.

В). Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Над каждым существительным напиши одушевлённое или неодушевлённое.

Т…релка, р…бята, к…ртина, меб…ль, п…нал,

м..л…ток, …б…зьяна, р…сун…к, к…р…ндаш, л…гушка.

Упр. № 8

А). Списывание. Спиши текст.

Списывание

Гроза

Коля и Федя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

Б). Выпиши из текста слова с безударными гласными звуками, подбери к ним и запиши проверочные слова. В проверочных и проверяемых словах ставь ударение.

Упр. № 9

А). Прочитай текст. Спиши его и после каждого предложения считай и записывай, сколько в нём согласных букв.

Настал вечер. Мама пришла с работы. Мы стали пить чай.

Б). Прочитай текст. Спиши его и после каждого предложения считай и записывай, сколько в нём гласных букв.

Был тёплый день. Дети едут на дачу. Хорошо летом на даче.

В). Прочитай текст. Спиши его. Подчеркни все буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

Папа и Серёжа работают. Они делают кормушки для птиц. Пернатые будут рады удобному жилищу.

Г). Прочитай текст. Спиши его. Подчеркни все буквы, указывающие на твёрдость согласного звука.

У Коли собака Жучка. Мальчик любит играть с ней. Собака – верный друг человека.

Упр. № 10

А). Запиши предложения. Вместо точек впиши имена собственные.

В хозяйстве был конь…. Дядя ….. водит его на речку ….. На лугу пасётся коза….. У неё маленький козлик….. Тётя…. подарила мне лейку. Я и мой брат …. поливаем грядки.

Б). Составь предложения со словосочетаниями и запиши их: слабый мороз, плохой товарищ, низкий урожай, культурный человек, смелый боец.

Упр. № 11

А). Найди в тексте 5 орфографических ошибок. Спиши текст правильно.

В зоопарке.

Ученики нашего класа ходили в зоопарк. Они видели много звирей. На солнце грелись лвица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчятами спали. Медленно ползала черепаха с большым панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.

Б). Прочитай текст. Спиши 8 предложение и подчеркни подлежащее и сказуемое.

В лесу.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Упр. № 12

А). Записать слова, вставляя там, где нужно мягкий знак: руч(?)ной, печ(?)ка, девоч(?)ка, мален(?)кий, птич(?)ки, скуч(?)ный, бол(?)шой, жуч(?)ки, сил(?)ный, проч(?)ный, крюч(?)ки.

Б). Прочитай. Определи, сколько предложений в тексте. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложений. Озаглавь текст.

Ребята шли в школу светлое поле лежало по сторонам дороги в поле было уже пусто колхозники убрали хлеб за полем стоял нарядный лес.

Упр. № 13

А). Из слов каждой строчки составь предложение и запиши его. Подчеркни все знакомые тебе орфограммы.

— шли, девочки, лес, через

— лесу, и, было, тихо, нарядно, в

— густо, ёлочки, зеленели

— золотые, светились, берёзках, искорки, в

Б). Придумай 10 слов с буквой «Й» и запиши их, деля для переноса.

В). Прочитай. Спиши утверждение, вписывая пропущенные слова.

Имя существительное – это часть _____________, которая обозначает ____________________ и отвечает на вопросы__________________________.

Упр. № 14

А). Напиши диктант.

Диктант

Игра

Ребята играли в школу. Таня была учительница. Петя принёс ручку и тетрадь. Он стал писать буквы. Лёня открыл букварь. Ин читал стихи. Люба пела песню.

Б). Выполни задания к тексту. В первом предложении подчеркни грамматическую основу. В третьем и четвёртом предложениях надпиши части речи.

В). Прочитай имена существительные. Измени их так, чтобы они обозначали предметы во множественном числе. Запиши пары слов.

Игра — …, день — …, кукла — …, портфель — …, ребёнок — …, цветок — …, картина — …, гриб — …, лисичка — …, ручей — …, соловей — …, корабль — …, зима — …

Упр. № 15

А). Придумай 10 имён прилагательных в единственном числе. Измени их так, чтобы каждое обозначало множественное число. Запиши пары слов.

Б). Прочитай слова. Запиши их и подчеркни гласную букву в безударных слогах.

Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды, ведро, гнездо, дожди, зима, леса, ножи, село, гора, дома, вода, змея, лиса, враги, гроза, лицо, перо, сова.

В). Вспомни словарные слова. Запиши 10 словарных слов и подчеркни букву, которую. Надо запомнить.

Упр. № 16

А). Прочитай текст. Выпиши только глаголы. Придумай и допиши ещё 5 глаголов.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосёнок. Звонко стучит дятел. Присел на пенёк дятел. Звери и птицы радуются весне.

Б). Выпиши из текста 2 слова, в которых букв больше, чем звуков.

В). Выпиши из текста 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.

Упр. № 17

А). Запиши текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Подчеркни их волнистой линией.

Был _________ день. Смотрю на _________ небо. По небу плывут _________ облака. Высоко под облаками кружат _________ ласточки. Со звонким свистом проносятся _________ стрижи.

Б). Надпиши над словами части речи.

В). В третьем и пятом предложениях подчеркни грамматическую основу.

Упр. № 18

А). Напиши диктант.

Диктант

Дружная весна

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд.

Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут смолой. Кричат весёлые воробьи.

Б). Выпиши из текста местоимение, придумай ещё 3 местоимения и запиши.

В). Выпиши из текста 5 слов с безударным гласным звуком, подбери к ним проверочные слова.

Упр. № 19

А). Спиши текст, вписывая подходящие по смыслу предлоги. Подчеркни все предлоги, которые ты вставил.

Лесные малыши

Лето – время лесных малышей. _______ гнёзд вылетают птицы. ________ зверей растёт смена. Медвежата послушно следуют _______ матерью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _______ сосны первый прыжок. ________ сумерках выходят _______ охоту ежата.

Б). Спиши слова. Выдели корень в однокоренных словах.

Гриб, грибной, грибник;

дождь, дождик, дождливый;

пень, пенёк;

зверь, зверёк, звериный;

зима, зимний, зимовье;

ряд, рядок, рядами;

зуб, зубной, зубик;

корм, кормить, кормушка;

лиса, лисица, лисий;

лень, ленивый, лентяй.

Упр. № 20

А). Составь рассказ из 5-7 предложений, используя данные слова: за грибами, ребята, грибы, подберёзовик, подосиновик, маслята, росли, грибной суп.

Б). Запиши словосочетания под диктовку. Подчеркни в словах все изученные орфограммы и словарные слова.

Верный товарищ, лесная чаща, весёлый воробей, урожайный год, бегу к ручью, еду в деревню, лечу над степью, копаю лопатой, пью молоко, русский народ, снежный сугроб, больной зуб, моя фамилия, чайная посуда, жить в Москве, собака Стрелка, дежурю в классе, работаю на заводе, душистые ягоды.

Упр. № 21

А). Спиши текст. Впиши в предложения подходящие по смыслу глаголы.

________ лето. Митя с отцом ________ на сенокос. Весь день ________ мальчик. Он ________ рыбу, ________ ягод, ________ в душистом сене.

Б). Выбери и запиши верное утверждение

 Имя прилагательное — это часть речи

 Имя прилагательное — это член предложения

 Имя прилагательное — это часть слова

В). Выбери и запиши верное утверждение

 Имя прилагательное отвечает на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

 Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

 Имя прилагательное отвечает на вопросы что делает?

что сделает?

Г). Измени и напиши имена прилагательные во множественном числе

Солнечный — …., кудрявая — …., высокое — …., чудесная — …., радостный — ….

Упр. № 22

А). Подбери и запиши по 3 имени прилагательных к именам существительным, (в скобках ставь вопрос):

Например:

Огурец (какой?) – соленый, зеленый, вкусный.

Листья ( ) — _______, лимон ( ) — ________, мама ( ) — _______.

Б). Спиши предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) в предложении

Учитель читает ученикам интересную сказку о животных.

В). Запиши предложения. Подчеркни предложение, в котором нет имени прилагательного.

— Над полями стелется молочный туман.

— Ребята громко поют песни.

— Бледная луна освещает дорогу.

— Я иду по лесной полянке.

Упр. № 23

А). Найди слова, в которых только глухие согласные звуки. Запиши эти слова, подчеркни только глухие согласные звуки

Хохот, топот, кошка, рябина, печаль, двор.

Б). Найди слова из трёх слогов, где ударение падает на второй слог.

Магазин, листопад, небеса, алфавит, дорожка.

В). Спиши и подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

Мальчик, лебедь, весёлый.

Г). Спиши звуки. Найди и подчеркни «лишний» звук: [ а ], [ б ], [ ы ], [ э ], [ у ].

Д). Запиши нужное слово. Мы слышим и произносим:

— буквы

— звуки

Е). Запиши нужное слово. Звуки [ а ], [ о ], [ и ], [ э ], [ у ], [ ы ] – это…

— согласные звуки

— гласные звуки

Упр. № 24

А). Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркните их.

Списывание

Оляпка

Ноч…ю был м…ро…. На л…ду р…ки вес…ло пела птич…ка. Вот она прыгнула в прору…ь и там стала искать пищ… . Это оляпка. Пер…я её покрыты ж…ром. Вскоре птич…ка выскочила на лё… и запела.

Б). Подчеркните во втором предложение главные члены.

В). Выпишите из текста три слова с парной согласной.

Картотека по русскому языку (2 класс) на тему: Индивидуальные задания по русскому языку.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

                ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

              2 класс

              3 четверть

        

К-1/2.                        К-2/2.

Прочитайте. Подчеркните главные        Выполните задание.

члены предложения.

Кружились медленно снежинки.                Лист -…сл…б…зв        

Берёзовая роща опустела.                           Сторож -…сл…б…зв

У дома растёт дуб.                                              Лисонька -…сл…б…зв                   

   

К-3/2.                                                                         К- 4/2.                                        

          Прочитайте. Вставьте пропущенные                      Прочитайте. Подчеркните имена

Ь и Ъ.                                                                          существительные.              

          Лист . я , друз . я , с . ёмка ,                 Цветёт душистая липа.

дерев . я , попрыгун . я , сер . ёзный ,

с . едобный . раз . ярённый , под . езд .       Греет ласковое солнышко.

                                                                         Шмели весело гудят.

К-5/2.                                                                            К-6/2.

          Прочитайте. Подчеркните в предло-                        Прочитайте. Определите род имён

жениях имена существительные , определите         существительных , если это возможно.

их число.

                                                                                                 Река , больницы , урожай ,

Кружились медленно снежинки.

                                                                           товарищи , море , мячи , сосна ,  

У розы шипы.

                                                                           ели , лекарство , лошади , яблоня.

Роща опустела.

                             сущ. ед.ч.

Образец: Большая машина.

К-7/2.                                                                           К-8/2.

Прочитайте. Подчеркните глаголы.                        

Кот спит чутко.

Грачи ищут пищу в земле.

Бабушка была у врача.

К-9/2.

Вставьте пропущенные парные

согласные в слова.

тру .                    моро .

обе .                    уда .

гри .                    рука .

пиро .                  шка .

К-11/2.

Прочитайте. Подчеркните

имена прилагательные.

Дует весёлый ветерок.

Светит яркое солнышко.

Ребята идут в сосновый лес.

К-13/2.

Прочитайте. Определите число

и род имён прилагательных.

Ясный день , высокая ель ,

белые грибы , последний картофель,

яркий цвет.

                  ед.ч. м.р.      ед.ч. м.р.

                                    прил.           сущ.

Образец :  Лёгкий  шёпот.

Прочитайте. Определите у глаголов

число и время.

Зеленеют , закроют , тащится ,

пробудился , подпрыгнул , подня –

лось.

                 глаг.

                          мн.ч.  буд.вр.

Образец:  запоют .

К-10/2.

 Вставьте пропущенные буквы :

ж,ш,п,д,т.

Опу . ка , но . ка , ла . ка ,

ло . ка , лоша . ка , лес . ница ,

праз . ник.

К12/2.

Прочитайте. Определите число

имён прилагательных.

   Ранняя , яркий , старшие , тяжёлое ,

чудесные , сухой , ручная , полосатое

                   

      прил.ед.ч.

Образец:  ближний.

К-14/2.

Прочитайте. Определите у каждого слова

часть речи , число , род. У глаголов определите время.

Зеленеют голые деревья.

Пролетел свежий ветерок.

Запищат маленькие птенцы.

                  наст.вр.            м.р.       ед.ч.м.р.

              Глаг.ед.ч.м.р.    прил.ед.ч.  сущ.

Образец: Мурлычет серый кот.

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс

 Тренировочные  упражнения  для    учащихся  2 класса

 По темам учебной  программы «Парные согласные», «Безударные гласные».

Пособие  можно рекомендовать и  молодому

педагогу, и родителям второклассников.

Бурка Е.Г.- учитель начальных классов.

Рецензент Омарова У.У.- завуч по научной работе

СШ № 2

Использованная литература:

«Занимательная грамматика»  Алма-Ата «Мектеп» 1986 г.

«Краткий справочник по русскому языку» Москва 2008 г.

(Л.В.Петленко, В.Ю. Романова)

«Поурочные разработки» 2 кл. (О.Жиренко,Л.Обухова)

Парные согласные.

Ты согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

1.Вставь пропущенные буквы.

Возле гря…ки — две лопа…ки,

Возле ка…ки – два ведра.

После утренней заря…ки

Мы работали на гря…ке –

И поса…ки все в поря…ке,

Их теперь полить пора.

2.Соедини пары:

ловок                   ги…кий

гладок                  ро…кий

крепок                 гла…кий

резок                    ло…кий

близок                  кре…кий

гибок                    ре…кий

3.Работа  с другом

             

               Пло…                      Сне…

             Обу…                      шка…

             Экипа…                  верблю….

             Варе…ка                ска…ка

             Гря…ка                  кор….

(Придумай и запиши еще 3 слова с парной согласной.

Безударные гласные.

                               Если буква гласная

                                        вызвала сомнение

                                        Ты, немедленно ее

                                        Ставь под ударение.

1.Вставь пропущенные буквы.

             Л…ства,  м..ряк, тр..ва, с..ло, л..нтяй,

гн..здо, в…да, с…ва, в…сна, гр..за, к..зленок.

(Запиши еще 3 слова на данное правило)

  1. Вставь пропущенные буквы, ( не забудь « сказать

себе» проверочное слово.)

С  г…ры  б..жит поток проворный

В  л..су не молкнет птичий гам…

 

  1. Напиши диктант (диктует кто-то из родителей)

          Холодно и голодно было зимой птицам.  Мы с папой  смастерили кормушку и насыпали зерна. Птички были  рады.

     

       

  1. Запиши  по 3 слова с безударными

    И    (З..ма-зимы)   

                       

    Е          

                     

    О

   

Парные согласные.

  1. 1. Вставь пропущенные буквы, ( не забудь « сказать

себе» проверочное слово.)

Хле…, фла.., эта…, дроз…, кру…ка,  кры…шка.

2.Спиши пословицы. В скобках пиши проверочное  слово.

Корень учения горек, да  пло..  (………..)

  сла…кий  (……………..).

Ко…ке  (…………..) игру..ки (……………),

 а  мы..ке (………..)    сле…ки  (…………..).

  1. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы.

 Напиши отгадку.

Острые  у..ки,  на  ла..ках  поду…ки.

Усы, как щетинка, Дугою спинка.

                                          (                    )

Составь и запиши  2-3 предложения  об этом животном.

Занимательные задания по русскому языку для 2 класса

Баскакова Оксана Викторовна

Учитель начальных классов

Занимательные задания по русскому языку для 2 класса

I. Занимательные вопросы

1. У коровы две, у собаки одна, у кошки одна. Сколько у носорога?  (3, это буквы «о»)

2. Поменяйте местами «запутавшиеся» буквы:

  • Без пруда не вытащишь и рыбку из труда. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

  • Скоро скаска сказывается, да не зкоро дело делается. (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

  • Посмешишь, людей наспешишь. (Поспешишь, людей насмешишь)

  • Сашу маклом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)

  • С хорошиг другом горы свернёшь, с плохим — моря хлебнёшь. (С хорошим другом горы свернёшь, с плохим — горя хлебнёшь)

3. У коровы две, у кошки три, у собаки три. Сколько их у петуха?  (8, это количество букв: ку-ка-ре-ку)

4. Поставьте перед каждым словом одну букв так, чтобы получилось новое слово, например, город – огород: рубка, дар, клад, роль, усы, ход, ель, уран, беда, роза.(трубка, удар, склад, кроль, бусы, вход, мель, буран, ябеда, гроза)

5. У коровы шесть, у козы четыре, у курицы шесть. Сколько у кошки?  (5, это количество букв)

6. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово, например, стон – сон: банк, пруд, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран, горсть. (бак, пуд, власть, каска, слон, пол, тело, еда, кран, гость)

7. Исправьте ошибки:          

  • Я одела красивое платье и пошла гулять. (надела)

  • На дороге стоял пожилой дуб. (На дороге стоял старый дуб)

  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (Столяр сделал из сосны тумбочку с четырьмя ножками)

8. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв), например, вок(…)ив – зал, потому что эти слова – вокзал и залив: бал(…)еда, у(…)ова,  вам(…)амида,  ме(…)олад,  пе(…)ол,  беге(…)ор. (бес, гол, пир, шок, сок, мот)

9. Из двух (трех) слов составьте одно, например, кит + рана = картина: сила + пень, кожа + ворон; липа + нота; вал + иго; мир + дно + оса; око+ножка+сор). (апельсин, жаворонок, антилопа, иволга, смородина, сороконожка)

10. Составьте грамотное предложение, включающее в себя только эти слова: до, весеннем, над, жаворонков, в, природным, сумерек, воздухе, голоса, самых, звенят, утра, ковром, с, ярким (в весеннем воздухе над ярким природным ковром с утра до самых сумерек звенят голоса жаворонков)

II. Упражнения на развитие мыслительных операций

1. Назовите какие-нибудь три признака имени существительного, имени прилагательного, глагола.

2. Чем схожи и чем отличаются имя существительное и имя прилагательное?

3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: алфавит (слог, строка, буква, 33, порядок)(буква, порядок)

4. Расположите последовательно в порядке возрастания слова: предложение, буква, слово, слог, текст, абзац(буква, слог, слово,   предложение, абзац, текст)

5. Исключите лишнее слово:
приставка, предлог, суффикс, окончание, корень(предлог)

6. Назовите группу слов:  запятая, точка, двоеточие, тире(знаки препинания)

7. Найдите три предложения, спрятанные в тексте: где и прячутся; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; уже вполне сформировавшиеся кенгурята;  когда защищается;  плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; ядовитая змея кусает человека только тогда(уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке, где и прячутся; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают, где Балтийское море; ядовитая змея кусает человека только тогда, когда защищается)

8. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).

  • Существительное – предмет; глагол – ? (действие, состояние)

  • Кресло – мебель; имя прилагательное – ? (часть речи)

  • Ноготь – палец; буква – ? (слово)

9. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания:рукописная заглавная буква; буква; заглавная буква; знак; рукописная заглавная буква hello_html_m1cd2c152.jpg(рукописная заглавная буква hello_html_m1cd2c152.jpg, рукописная заглавная буква, заглавная буква, буква, знак)

10. Вставьте пропущенные буквы в слова:

а)

(карандаш, обложка, суббота, пенал, река)


б)

(борона, ворона, корова, корона, сорока, порода) 

III. Упражнения для работы со словами, трудными в написании, в статьях:

а) Техника совершенствования орфографического навыка
б) Великий Русский язык
с) Ищем ошибки

Тренировочные упражнения по русскому языку (2 класс)

Тренировочные упражнения
(2 класс, второе полугодие)

● На выявление умения определять границы предложения

      Работа 1

      Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму. (51 слово)

      Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Текст читает учитель.

      Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

      1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.
      2. Спиши, расставляя знаки препинания.
      3. Подчеркни орфограммы в именах собственных.
      4. Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово.

● На выявление умения находить части речи

      Работа 2

      1. Кто повел ребят весной в парк на экскурсию?
      2. Что можно увидеть в парке?

      Порядок работы. Вопросы написаны на доске заранее. Учитель читает вопросы.

      Инструкция

      1. Запиши полные ответы на вопросы. (Учитель поясняет, что в ответе на первый вопрос необходимо указать любое имя и отчество.)
      2. В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой.

      Работа 3

      Диктант

      Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. (27 слов)

      Слова для справок (записываются на доске): прИшла, кроШки, БарсИка, воробьеВ.

      Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.

      После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

      Инструкция

      1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
      2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
      3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

      Грамматические задания

      1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении.
      2. Обведи кружочком предлоги.

      Работа 4

      Диктант

      Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Какой он худой! Осенью медведь лег в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Дул ледяной ветер. Медведь крепко спал. (45 слов)

      Слова для справок (записываются на доске): таЯть, зАкачался, бЕрлогИ, мЕтель.

      Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.

      После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

      Инструкция

      1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
      2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
      3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

      Грамматическое задание. Подчеркни орфограмму в корне слова зашагал. Подбери и запиши проверочное слово.

● На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем — по обозначению парных согласных

      Работа 5

      Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения.

      Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, плот, плоты, мост, мосты, шаг, шаги.

      Порядок работы. Слова записываются на доске.

      Инструкция

      1. Прочитай слова.
      2. Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе.
      3. Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.

      Варианты обоснования группировки слов: по единственному или множественному числу существительных; по месту ударения в слове; с ударными или безударными гласными в корне; проверочные или проверяемые слова.

      Приемлемо любое из этих обоснований.

      Обоснование группировки во второй части задания (при перегруппировке существительных в единственном числе) предполагает указание на обозначение парных согласных звуков разными буквами на конце слов.

      Но возможен выбор учащимися для другой группировки существительных во множественном числе — по окончаниям (сады, дожди). Однако в этом случае получатся неравные группы, что не соответствует условию.