Карточка по русскому языку по теме «Части речи» (3 класс)
Карточка по теме «Части речи»
3 класс
1.Выпиши только имена существительные.
Петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня; плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Укажите род имён существительных (м.р., ср.р., ж. р.)
Ворона каркнула во всё воронье горло. Голодная кума-лиса залезла в сад.
Вот дождик брызнул, пыль летит. Мы вдруг увидели в окно, что дождик кончился давно. Воротился старик ко старухе.
3. Из данных слов выбрать и подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные, выделить окончания.
Молодёжь, молодеет, молодой;
Мирный, мир, мирить;
Есть, еда, съедобный;
Прыжок, прыгучий, прыгать
4. Вставить пропущенные гласные, выделить корень в именах прилагательных.
Т….. нистая аллея, м…..довый пряник, к…стяная ручка,
н…..совой платок, ш……рстяное платье, ж…..стяная банка,
ст….пные цветы, д…..ждливый день, д……машнее задание, л…..дяная горка.
5. Подчеркни глаголы:
Ночь, ночной, заночевал, Идут, шедший, падение, упал,
Зарисовка, рисунок, нарисует, Обед, обедать, пообедать.
6. К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы.
Повесить нос — __________________________, витать в облаках — ________________, держать язык за зубами — _________________, задать перцу — ____________________, водить за нос — __________________________, бить баклуши — ___________________.
7. Спишите. Найдите и обозначьте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
(Под)б..рёзой было гн..здо скв..рцов.
Командир самолёта х..р..шо видел птицу.
В мае уже (за)з..л..нела рож.. .
С вокзала до пристани мы шли чере.. горо.. .
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточки по русскому языку на тему «Части речи» (ПНШ, 3 класс)
Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
Над цветочками летают тяжёлые сердитые шмели. Из крепкой дощатой будки вылез Барбос. На низких кустиках появились беленькие глазки цветов земляники.Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
Путешественники пробираются через густые заросли леса. Стаи перелётных птиц потянулись из тёплых южных стран в наши края. В низкой влажной травке пряталась крупная толстая лягушка.
Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
Лёгкий ветерок пробегает по пшеничному полю. На низком суку дерева висит кормушка. По колючим зеленеющим веткам промчалась рыжая белка.
Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
В начале лета вороны вывели птенчика. Берёза стояла на опушке сосновой рощи. Рыженькая лисичка с белым брюшком вышла на охоту.
1. Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
Над цветочками летают тяжёлые сердитые шмели. Из крепкой дощатой будки вылез Барбос. На низких кустиках появились беленькие глазки цветов земляники.
2. Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
Путешественники пробираются через густые заросли леса. Стаи перелётных птиц потянулись из тёплых южных стран в наши края. В низкой влажной травке пряталась крупная толстая лягушка.
3. Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
Лёгкий ветерок пробегает по пшеничному полю. На низком суку дерева висит кормушка. По колючим зеленеющим веткам промчалась рыжая белка.
4. Спиши. Подчеркни основу каждого предложения. Укажи части речи.
В начале лета вороны вывели птенчика. Берёза стояла на опушке сосновой рощи. Рыженькая лисичка с белым брюшком вышла на охоту.
Карточки по русскому языку. 3 класс. 3 четверть. ПНШ.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
На ладошку Ксюши падали крупные снежинки.
2. Запиши текст, расположив начало, главную часть и заключение. Определи падежи выделенных существительных.
Ветер налетел на путника, стал срывать с него плащ. А человек закутывался всё крепче. Солнце обогрело путника. Он снял плащ и зашагал дальше.
Однажды Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее. Решили они помериться силами.
Добротой можно сделать больше, чем злостью.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Ра_скажи сказку, ра_гневался Морозко, ра_бежался зайчишка, ра_сердился на брата, ра_смешил папу.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
На ладошку Ксюши падали крупные снежинки.
2. Запиши текст, расположив начало, главную часть и заключение. Определи падежи выделенных существительных.
Ветер налетел на путника, стал срывать с него плащ. А человек закутывался всё крепче. Солнце обогрело путника. Он снял плащ и зашагал дальше.
Однажды Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее. Решили они помериться силами.
Добротой можно сделать больше, чем злостью.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Ра_скажи сказку, ра_гневался Морозко, ра_бежался зайчишка, ра_сердился на брата, ра_смешил папу.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
На ладошку Ксюши падали крупные снежинки.
2. Запиши текст, расположив начало, главную часть и заключение. Определи падежи выделенных существительных.
Ветер налетел на путника, стал срывать с него плащ. А человек закутывался всё крепче. Солнце обогрело путника. Он снял плащ и зашагал дальше.
Однажды Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее. Решили они помериться силами.
Добротой можно сделать больше, чем злостью.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Ра_скажи сказку, ра_гневался Морозко, ра_бежался зайчишка, ра_сердился на брата, ра_смешил папу.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
На ладошку Ксюши падали крупные снежинки.
2. Запиши текст, расположив начало, главную часть и заключение. Определи падежи выделенных существительных.
Ветер налетел на путника, стал срывать с него плащ. А человек закутывался всё крепче. Солнце обогрело путника. Он снял плащ и зашагал дальше.
Однажды Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее. Решили они помериться силами.
Добротой можно сделать больше, чем злостью.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Ра_скажи сказку, ра_гневался Морозко, ра_бежался зайчишка, ра_сердился на брата, ра_смешил папу.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Обратная дорога показалась Косте быстрой и весёлой.
2. Миша делал уроки. Подошла Маша и заглянула в его тетрадь. Надо писать листок, а не «лесток», потому что лист, а не «лест». Поиграй и ты со словами. Запиши:
Т_пло, потому что… Сн_жинки, потому что… Т_мно, потому что… Цв_тной, потому что… Матрё_ка, потому что…
3. Запиши предложения, определи основы предложений, выдели приставки, определи падежи существительных.
Маленький Егорка и_пугался большой собаки. Дима и_бегал встречу с дядей Сашей. Петя остался после уроков и_правил двойку. Кира и_винилась перед подругой.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Обратная дорога показалась Косте быстрой и весёлой.
2. Миша делал уроки. Подошла Маша и заглянула в его тетрадь. Надо писать листок, а не «лесток», потому что лист, а не «лест». Поиграй и ты со словами. Запиши:
Т_пло, потому что… Сн_жинки, потому что… Т_мно, потому что… Цв_тной, потому что… Матрё_ка, потому что…
3. Запиши предложения, определи основы предложений, выдели приставки, определи падежи существительных.
Маленький Егорка и_пугался большой собаки. Дима и_бегал встречу с дядей Сашей. Петя остался после уроков и_правил двойку. Кира и_винилась перед подругой.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Обратная дорога показалась Косте быстрой и весёлой.
2. Миша делал уроки. Подошла Маша и заглянула в его тетрадь. Надо писать листок, а не «лесток», потому что лист, а не «лест». Поиграй и ты со словами. Запиши:
Т_пло, потому что… Сн_жинки, потому что… Т_мно, потому что… Цв_тной, потому что… Матрё_ка, потому что…
3. Запиши предложения, определи основы предложений, выдели приставки, определи падежи существительных.
Маленький Егорка и_пугался большой собаки. Дима и_бегал встречу с дядей Сашей. Петя остался после уроков и_правил двойку. Кира и_винилась перед подругой.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Обратная дорога показалась Косте быстрой и весёлой.
2. Миша делал уроки. Подошла Маша и заглянула в его тетрадь. Надо писать листок, а не «лесток», потому что лист, а не «лест». Поиграй и ты со словами. Запиши:
Т_пло, потому что… Сн_жинки, потому что… Т_мно, потому что… Цв_тной, потому что… Матрё_ка, потому что…
3. Запиши предложения, определи основы предложений, выдели приставки, определи падежи существительных.
Маленький Егорка и_пугался большой собаки. Дима и_бегал встречу с дядей Сашей. Петя остался после уроков и_правил двойку. Кира и_винилась перед подругой.
1. Сделай полный разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Лисица неторопливо бежала по утреннему снежку.
2. Спиши, вставив буквы, определи падежи выделенных существительных.
Под б_рёзой на пригорке
Старый ё_ устроил норку.
А под лист_ями л_жат
Двое мален_ких _жат.
Под к_рягой в бур_ломе
Спит медве_ь, как будто в доме,
Полож_л он лапу в рот
И, как мален_кий, сосёт.
У косого нет б_рлоги,
Не нужна ему н_ра:
От врагов спасают ноги,
От бескормицы – к_ра.
На пруду каток х_роший,
Лё_ сверкает, как ст_кло.
На к_ньках б_жит Алёша,
И в моро_ ему т_пло. (Г.Ладонщиков)
1. Сделай полный разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Лисица неторопливо бежала по утреннему снежку.
2. Спиши, вставив буквы, определи падежи выделенных существительных.
Под б_рёзой на пригорке
Старый ё_ устроил норку.
А под лист_ями л_жат
Двое мален_ких _жат.
Под к_рягой в бур_ломе
Спит медве_ь, как будто в доме,
Полож_л он лапу в рот
И, как мален_кий, сосёт.
У косого нет б_рлоги,
Не нужна ему н_ра:
От врагов спасают ноги,
От бескормицы – к_ра.
На пруду каток х_роший,
Лё_ сверкает, как ст_кло.
На к_ньках б_жит Алёша,
И в моро_ ему т_пло. (Г.Ладонщиков)
1. Сделай полный разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Лисица неторопливо бежала по утреннему снежку.
2. Спиши, вставив буквы, определи падежи выделенных существительных.
Под б_рёзой на пригорке
Старый ё_ устроил норку.
А под лист_ями л_жат
Двое мален_ких _жат.
Под к_рягой в бур_ломе
Спит медве_ь, как будто в доме,
Полож_л он лапу в рот
И, как мален_кий, сосёт.
У косого нет б_рлоги,
Не нужна ему н_ра:
От врагов спасают ноги,
От бескормицы – к_ра.
На пруду каток х_роший,
Лё_ сверкает, как ст_кло.
На к_ньках б_жит Алёша,
И в моро_ ему т_пло. (Г.Ладонщиков)
1. Сделай полный разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Лисица неторопливо бежала по утреннему снежку.
2. Спиши, вставив буквы, определи падежи выделенных существительных.
Под б_рёзой на пригорке
Старый ё_ устроил норку.
А под лист_ями л_жат
Двое мален_ких _жат.
Под к_рягой в бур_ломе
Спит медве_ь, как будто в доме,
Полож_л он лапу в рот
И, как мален_кий, сосёт.
У косого нет б_рлоги,
Не нужна ему н_ра:
От врагов спасают ноги,
От бескормицы – к_ра.
На пруду каток х_роший,
Лё_ сверкает, как ст_кло.
На к_ньках б_жит Алёша,
И в моро_ ему т_пло. (Г.Ладонщиков)
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Зимой зайчишку выручает тёплая белая шубка.
2. Запиши предложения, подчеркни основы, определи падежи имён существительных.
— на, коньках, катаются, Зимой, школьники.
— начинается, утром, рано, на, Работа, фабрике.
— полях, на, зажурчат, ручьи, Весной.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Работа и_порчена, ра_сказал историю, ра_вевался на ветру, и_гнали лисицу, ра_красила в альбоме, и_бежал наказание.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Зимой зайчишку выручает тёплая белая шубка.
2. Запиши предложения, подчеркни основы, определи падежи имён существительных.
— на, коньках, катаются, Зимой, школьники.
— начинается, утром, рано, на, Работа, фабрике.
— полях, на, зажурчат, ручьи, Весной.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Работа и_порчена, ра_сказал историю, ра_вевался на ветру, и_гнали лисицу, ра_красила в альбоме, и_бежал наказание.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Зимой зайчишку выручает тёплая белая шубка.
2. Запиши предложения, подчеркни основы, определи падежи имён существительных.
— на, коньках, катаются, Зимой, школьники.
— начинается, утром, рано, на, Работа, фабрике.
— полях, на, зажурчат, ручьи, Весной.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Работа и_порчена, ра_сказал историю, ра_вевался на ветру, и_гнали лисицу, ра_красила в альбоме, и_бежал наказание.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Зимой зайчишку выручает тёплая белая шубка.
2. Запиши предложения, подчеркни основы, определи падежи имён существительных.
— на, коньках, катаются, Зимой, школьники.
— начинается, утром, рано, на, Работа, фабрике.
— полях, на, зажурчат, ручьи, Весной.
3. Запиши сочетания слов, выдели приставки, определи падежи существительных.
Работа и_порчена, ра_сказал историю, ра_вевался на ветру, и_гнали лисицу, ра_красила в альбоме, и_бежал наказание.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Во дворе ребята построили снежную горку.
2. Спиши текст, определи падежи существительных.
На рыбалку
Мы встали рано. За окном ещё была ночь. В небе грустила тусклая звезда. Мы спустились к реке. С веток падали капли росы. В гнезде запела первая птичка.
3. Разбери слова по составу, покажи их словообразование.
Подоконник, сенокосилка, снегопад, рассвет, конница, кухонный, девочка, звездопад, метро.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Во дворе ребята построили снежную горку.
2. Спиши текст, определи падежи существительных.
На рыбалку
Мы встали рано. За окном ещё была ночь. В небе грустила тусклая звезда. Мы спустились к реке. С веток падали капли росы. В гнезде запела первая птичка.
3. Разбери слова по составу, покажи их словообразование.
Подоконник, сенокосилка, снегопад, рассвет, конница, кухонный, девочка, звездопад, метро.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Во дворе ребята построили снежную горку.
2. Спиши текст, определи падежи существительных.
На рыбалку
Мы встали рано. За окном ещё была ночь. В небе грустила тусклая звезда. Мы спустились к реке. С веток падали капли росы. В гнезде запела первая птичка.
3. Разбери слова по составу, покажи их словообразование.
Подоконник, сенокосилка, снегопад, рассвет, конница, кухонный, девочка, звездопад, метро.
1. Сделай полный разбор предложения (члены предложения, части речи, падежи существительных). Выпиши словосочетания, покажи главное и зависимое слово: х и стрелочкой с вопросом.
Во дворе ребята построили снежную горку.
2. Спиши текст, определи падежи существительных.
На рыбалку
Мы встали рано. За окном ещё была ночь. В небе грустила тусклая звезда. Мы спустились к реке. С веток падали капли росы. В гнезде запела первая птичка.
3. Разбери слова по составу, покажи их словообразование.
Подоконник, сенокосилка, снегопад, рассвет, конница, кухонный, девочка, звездопад, метро.
Части речи. Карточки. 2-3 класс.
Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 – 3 классов.
№1. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.
Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.
№2. 1. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова и напишите вопросы, на которые они отвечают. Укажите, какими частями речи являются эти слова.
1. Горняки добывают золото.
2. Победителю вручили золотой кубок.
3.Солнце золотит верхушки деревьев.
Подчеркните окончания выписанных слов.
№3. 1. Из данных слов составьте предложения о снеге и о ребятах.
Сегодня, ребята, весёлые, играют, выпал, в снежки, снег, пушистый, на дворе.
2.Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.
№4. Выпишите пары существительных, близких по значению.
Образец. Сумерки и мрак.
Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.
№5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
№6. 1.Спишите предложения. Вместо точек вставьте прилагательные духовой, душистый, душный.
1.В парке играл . . . оркестр. 2.Сестре подарили букет . . . ландышей. 3.В . . . комнате нельзя спать.
2. Придумайте и напишите предложения с прилагательными пушной, пуховый, пушистый.
№7. 1. Выпишите парами глаголы с противоположным значением. Напишите вопросы, на которые они отвечают.
1.Лето припасает, а зима поедает. 2.Мир строит, а война разрушает. 3. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 4.Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
2. Выпишите парами другие слова противоположного значения. Укажите части речи.
№8. Спишите. Подчеркните окончания вопросов и глаголов.
1.Девочка (что делала?) играла.
2. Солнце (что делало?) играло.
3.Дети (что делали?) играли.
№9. Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.
Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.
№10. 1.Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.
1.Солнце (осветить) поляну. 2.Речка (сверкать) на солнце. 3.Ласточки весело (щебетать).
2. Подчеркните окончания глаголов.
№11. 1. Составьте предложения с данными глаголами.
Вошёл (во что?), взошёл (на что?), зашёл (за кем?), одел (кого?), надел (что?).
Подчеркните приставки в глаголах.
№12. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.
Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.
№13. Напишите о том, как нужно беречь книгу. Подчеркните не с глаголами.
Образец. Не перегибай переплёта книги.
№14. 1. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.
Пробуждение цветов.
Вот открывает лепестки жёлтый козлобородник. За ним раскрывает широкие лепестки шиповник. Вспыхивает ярким огнём мак. Поднимает золотую головку одуванчик. Позже открывает лепестки красная полевая гвоздика. За ней раскрывает белоснежный венчик водяная лилия.
По В. Ветлиной.
2.Напишите, что означают слова каждой части речи. На какие вопросы они отвечают?
№15. 1.Подберите к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы.
Честь, грусть, мороз, жар, свет, вид, боль, соль.
2.Укажите части речи.
Образец. Честь (сущ.), чествовать (гл.), честный (прил.).
№16. 1.Подберите к выделенным существительным другие существительные, близкие по значению.
Труд, метель, буря, жара, работа, вьюга, зной, ураган, пекло, вихрь, занятие.
Подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.
№17. Выпишите в один столбик существительные мужского рода, в другой – женского, в третий – среднего. Вставьте пропущенные буквы.
За…ц, с…бака, гн…здо, м…л…ко, к…рова, р…бота, м…тро, …рех, аллея, п…года, б…лото, с…лома, шофёр, п…мидор, космос, яблоко.
№18. Спишите пары слов. Вставьте пропущенные окончания.
Честное слов… . Любимое дел… . Яркое солнц… . Ясное неб… . Спелое яблок… . Вишнёвое варень… . Новое плать… . Тёплое одеял… .
№19. Напишите загадки и отгадки к ним. Подчеркните их окончания.
Летом в шубе, а зимой голо. Что выше леса, краше света? Пушистая вата плывёт куда – то. Живёт без тела, говорит без языка.
Отгадки: солнце, дерево, облако, эхо.
№20. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните окончания существительных среднего рода.
Радостная жизнь веселит сердц… . Красно пол… рож…ю. Не украшай плать…, украшай ум. Ум да здоровь… всего д…роже.
№21. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род существительных.
Наступило утр… . Ярко светит солнц… . Ясное неб… . По нему плывёт белое облак… . Передо мной высокое дерев… . Это яблоня. Вот упало спелое яблок… . За садом пол… .
№22. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Обозначьте род имён существительных.
По дороге мчался … лошадей. Высоко летела … журавлей. Возле реки паслось … коров.
Слова для вставки: стая, стадо, табун.
№23. Из данных слов составьте и напишите предложения. Вставьте пропущенные окончания. Укажите род существительных. Подчеркните окончания.
Показалось, солнц… , яркое. Заблестело, пол…, росой. Проснулось, стад… , на лугу.
№24. 1. Прочитайте слова. Спишите в один столбик существительные женского рода, а в другой – мужского.
Дочь, мяч, вещь, плащ, рожь, нож, печь, ключ, дрожь, пляж.
Образец. Ж. р. М.р.
дочь мяч
2.Сравните столбики и подумайте, какие существительные пишутся с ь на конце после шипящих.
№25. 1. Прочитайте слова. Поставьте существительные в единственном числе. Спишите пары слов.
Образец. Красивый плащ (м.р.).
Красивый (плащи). Дорогая (вещи). Летучая (мыши). Горячий (калачи). Резиновый (мячи). Осенняя (ночи). Электрическая (печи). Школьный (врачи). Железный (обручи). Верный (товарищи).
2.Подчеркните ь . Укажите род имён существительных.
№26. Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род имён существительных. Подчеркните ь .
Образец. Ночи – ночь (ж. р.).
Товарищи, дочери, ландыши, вещи, плащи, ночи, лучи, печи, кирпичи, ножи, мыши, ковши, броши, чижи, ключи, речи, силачи.
Картотека по русскому языку (3 класс) на тему: Разноуровневые карточки по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Дидактический материал
«Разноуровневые задания по русскому языку»
Парные согласные на конце слова
Задание 1.
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) — …, арбу(с, з) — …, гара(ш, ж) — …, жира(в,ф) — …, заво(т,д) — …, гвоз(д, т)ь — …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) — …. .
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… — …, арбу… — …, гара… — …, жира… — …, заво… — …, гвоз…ь — …, ёр… -…, вежли… — …, хоро… -….
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… — …, арбу… — …, гара… — …, жира… — …, заво… — …, гвоз…ь — …, ёр… -…, вежли… — …, хоро… -….
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.
Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, )ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.
Ры…ки, бли…кий, кро…ки, чес…ный, поз…но, свис…нул, нахо…ка, здра…ствуйте, ла…пка, сла…кий, иву…ка.
Парные согласные в середине слова
Задание 1.
Уровень 1.
Распредели слова на группы.
Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка.
Уровень 2.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Уровень 3.
Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Допиши по 2 слова в каждый столбик.
Непроизносимые согласные в корне слова
Уровень 1.
Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Ездить, езда, поезда, поездка, наездник;
Звёздный, звезда, звёздочка;
Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.
Честь, честный;
Вести, известить, известный.
Уровень 2.
Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.
Ездить, езда, поезда — поез…ка, наез…ник;
звезда, звёздочка – звёз…ный,
Свист, свистеть, засвистел — свис…нуть;
Честь – чес…ный;
Вести, известить – извес…ный.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Поез…ка — …, наез…ник — …, звёз…ный -…, свис…нуть — …, чес…ное — …, извес…ный -… .
Слова, в которых нет непроизносимого согласного
Задание 1.
Уровень 1.
Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные.
Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища.
Уровень 2.
Прочитай. Запиши, вставляя, где нужно, пропущенные согласные.
Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.
Уровень 3.
Распредели слова в 2 столбика. Запиши.
Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Вес…ник — …, учас…ник — …, завис…ник — …, трос…ник — … .
Уровень 2.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Вес…ник — …, учас…ник — …, завис…ник — …, трос…ник — … .
Уровень 3.
Образуйте с помощью суффикса –ник- однокоренные слова. Запишите.
Весть — …, двор — …, лёд — …, участвовать — …, зависть -…, работа — …, трость — …, шутка — … .
Подчеркните в словах непроизносимую согласную.
Безударные гласные в корне слова
Задание 1.
Уровень 1.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.
Уровень 2.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Придумай предложение со словами из этой группы.
Правописание предлогов и приставок
Задание 1.
Уровень 1.
В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 2.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 3.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Придумайте свои слова с приставками и предлогами.
Состав слова
Задание 1.
Уровень 1.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 2.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 3.
Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Задание 2
Уровень 1.
Разберите слова по составу.
Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.
Уровень 2.
Распределите слова в каждую графу таблицы.
Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.
Корень | |
Корень, суффикс | |
Корень, суффикс, окончание | |
Корень, окончание | |
Приставка, корень, суффикс, окончание |
Уровень 3.
Подберите в каждую графу таблицы по три слова. Запишите.
Корень | |
Корень, суффикс | |
Корень, суффикс, окончание | |
Корень, окончание | |
Приставка, корень, суффикс, окончание |
Части речи
Задание 1.
Уровень 1.
Выпишите слова в таком порядке — существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
Уровень 2.
Выпишите слова в таком порядке — существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Уровень 3.
Выпишите слова по частям речи.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Род имен существительных
Задание 1.
Уровень 1.
Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 2.
Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 3.
Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Число имён существительных
Задание 1.
Уровень 1.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.
Звено — …, крыло -…, стул — …, перо — …, лист — …, край — …, пень — …, день — …, колос — …, брат — … .
Уровень 2.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено — …, крыло -…, стул — …, перо — …, лист — …, край — …, пень — …, день — …, колос — …, брат — … .
Уровень 3.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено — …, крыло -…, стул — …, перо — …, лист — …, край — …, пень — …, день — …, колос — …, брат — … .
Допишите два своих слова.
3.Ф.И.________________________________________ Разбери предложения по членам предложения. Попалась мышь³ рыжей³ пушистой охотнице. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ | 3.Ф.И.________________________________________ Разбери предложения по членам предложения. Попалась мышь³ рыжей³ пушистой охотнице. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ | 3.Ф.И.________________________________________ Разбери предложения по членам предложения. Попалась мышь³ рыжей³ пушистой охотнице. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ | 3.Ф.И.________________________________________ Разбери предложения по членам предложения. Попалась мышь³ рыжей³ пушистой охотнице. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ |
Вариант 1.
С деревьев дождём сыплются листья. В осеннем лесу свищет холодный ветер.
Перелётные птицы торопливо готовятся к отлёту. | Вариант 2.
С улицы доносились громкие голоса. На вешалке висела школьная форма.
Колхозники собрали с полей богатый урожай. | Вариант 3.
Воробьи весело купались в пыли. С деревьев опали последние листочки.
Яркое солнце осветило жаворонка. | Вариант 4.
Подсолнухи повернули цветы к солнцу. На лугу резвились маленькие зайчата.
В тишине леса слышался заливистый лай собаки. | Вариант 5.
Двор охраняла злая собака. Дворник поливал цветы в клумбах.
Весной калина покрывается белыми цветами. | Вариант 6.
В небе раскрылись шапки салюта. Маленькая мышка спряталась в норке.
Лесные звери радуются долгожданной весне. | Вариант 7.
Лохматая медведица вылезла из берлоги. На вешалке висела школьная форма.
Полянка покрыта весёлым ковром растений. | Вариант 8.
По дороге звонко журчали ручьи. Пассажиры вышли на конечной остановке.
Солнце медленно спряталось за берёзовой рощей. | Вариант 9.
В саду перестали петь птицы. Папа купил билеты в цирк.
Дедушкин дом находился на соседней улице. |