Контрольные изложения для 3 класса
№1 Ежик.
Однажды дети пошли в лес гулять. Они нашли ежика. Ежик был очень колючий. Ребята взяли его и принесли домой.
Саша и Маша пришли в гости к Вите. Они решили предложить ежику молока. Он испугался и убежал под ним. Маша и Саша ушли к себе домой. Витя читал книгу. Ежик осмелился , вылез из-под дивана и попил молока. Витя назвал его Колючка. Колючка прожил у Вити целое лето.
Наступило первое сентября. Витя и его друзья взяли Колючку и понесли в школьный живой уголок. Ребята ухаживали за ежиком: кормили его, чистили клетку. Колючке понравилось жить в школе.
№2 Три товарища.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.
Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.
Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.
А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.
№3 Сиротка.
Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок.
За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.
Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!
№4 Елка.
Наступил Новый год. Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звездочки, и снежинки. Светятся желтым, красным, зеленым цветом шары. Бусы переплели зеленые ветки. Каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.
А над елкой под самым потолком — настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигналы.
Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. На празднике было очень весело.
№5 Снег идет.
Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, грядки, деревья.
Девочка вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда они летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.
После обеда Таня не узнала деревню, стала она вся белая. Крыши, дорога, огороды белые.
Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.
№6 Пуговица.
Пришла Надя из школы и попросила бабушку пришить пуговицу.
Бабушка согласилась и попросила Надю принести иголку с ниткой. Девочка выполнила ее просьбу.
Потом бабушка пожаловалась, что у нее плохо видят глаза и попросила внучку продеть нитку в иголку. Надя продела. Еще бабушка предложила Наде приложить пуговицу к пальто, уколоть иголкой в одну дырочку, потом в другую.
Надя делала так, как говорила бабушка, и не заметила, как пуговицу пришила. Она поблагодарила бабушку
№7 Воробей.
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли лапки. Иней покрывал перышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днем с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.
От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.
Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна!
№8 Новый муравейник.
Муравей жил в старом пне. Пень развалился. Наступил конец лета. Муравей задумал строить новый дом.
Все утро он бегал по тропинкам. Вот он спустился в ямку и выполз с большой крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили муравейник.
Муравей выбрал место для жилья около березы. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на березу. С каждым встречным муравьем он останавливался. Теперь все муравьи побежали к ямке за крупинками. К зиме будет новый муравейник.
№9Купание медвежат.
Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки. День был знойный. Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами. Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.
Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца. Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.
Прохладное купание освежило медвежат.
Обучающее изложение по русскому языку (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мстерская средняя общеобразовательная школа
имени героя России Ивана Ивановича Голубева»
Конспект урока
по русскому языку
в 3 «А» классе
Тема: «Обучающее изложение.»
Выполнила:
учитель начальных классов Павлова
Татьяна Николаевна Урок проводится:
Мстерская СОШ имени И.И.Голубева,
класс 3 «Б»
Мстёра — 2017
Цель: Развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Задачи:
Дидактические: формировать у детей умение закреплять в памяти содержание текста во всех деталях.
Развивающие: учить делить текст на части в соответствии с планом; развивать умение к слову.
Воспитывающие: воспитывать уважение, любовь к природе, лесу и животным.
Ход урока:
— Сегодня мы будем путешествовать в лес. Чтобы узнать, кто будет главным героем, вам нужно отгадать загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь.)
III Чтение текста учителем
Чтение текста учителем.
Как медведь сам себя напугал.
Вошел медведь в лес. Затрещали под тяжелой лапой веточки.
Испугалась белка на елке. Уронила шишку. Упала шишка- угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов ее выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать.
Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так и сам себя напугал.
По Н. Сладкову
А теперь прочитайте текст самостоятельно.
IV Беседа по содержанию, цель, которой выявить понятен ли текст, его тема, основная мысль
— Понравился ли вам текст?
— О ком говориться в этом тексте?
Давайте еще раз прочитаем его вслух.
-Скажите, на сколько частей вы бы разделили текст? (на 3)
V Анализ структуры текста
Коллективное составление плана.
Нам нужно разделить текст на части. Давайте выделим первую часть.
— Чтение первой части учеником.
— О чем говорится?
— Как озаглавите? (обсуждение вариантов заголовков).
Выделение второй и третьей части.
Примерный план
Медведь вошёл в лес.
Переполох в лесу.
Медведь дал стрекача.
VI Языковой анализ текста, уточнение смысловых связей
Чтение первой части: читает ученик
(Вошел медведь в лес. Затрещали под тяжелой лапой веточки).
— Куда вошел медведь? (медведь вошел в лес).
— Что затрещали под его лапой? (Под лапой затрещали веточки).
Как можно озаглавить эту часть. (медведь пошел в лес)
Чтение второй части:
— Что сделала белка? (белка испугалась и выронила шишку).
— На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца).
— Что сделал заяц? (Заяц вскочил и помчался в гущу леса).
— Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес).
— Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать).
Давайте соединим 1 и 2 части. (1 человек).
Логическая цепочка. Читают еще раз эту часть. Пересказывают 3 человека. Как можно озаглавить?
Чтение третьей части:
Читают про себя, вслух.
— Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум и убежал из леса).
— Кто же напугал медведя? ( Медведь сам себя напугал).
— Как мы ее озаглавим? 1- 2 ученика пересказывают весь текст.
VII Орфографическая подготовка
Вошёл, тяжёлой, шишку, в лоб, в гущу,
наскочил, выпугнул, сорока, медведь,
подняла, ломать, лопочет, рявкнул,
стрекача
Почему я выписала именно эти слова( есть орфограммы). Давайте разберем эти слова.
IX Повторное чтение текста- вторичный синтез
Еще раз перечитывают рассказ. Пересказ. Учитель собирает текст.
X Письмо изложения, запись текста
Пишут.
Как медведь сам себя напугал. Как медведь сам себя напугал.
Вошел медведь в лес. Затрещали под тяжелой лапой веточки.
Испугалась белка на елке. Уронила шишку. Упала шишка- угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов ее выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать.
Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так и сам себя напугал.
По Н. Сладкову
Изложения, сочинения 3 класс — Профессиональный педагог
Подготовься к изложению 3 класс, февраль
- Прочитай текст.
- Определи тему и главную мысль текста. Озаглавь его.
- Найди в тексте части соответственно плану:
Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий
корм. Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принёс птичку домой, поместил её в клетку. Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с коноплёй и блюдце с водой. Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной мальчик выпустил её на волю.
- Трескучие морозы.
- У кормушки.
- Живи, синичка!
- Скоро на волю.
- Напиши изложение по данному плану.
- Прочитай текст.
- Определи тему и главную мысль текста. Озаглавь его.
- Найди в тексте части соответственно плану:
Подготовься к изложению
Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий
корм. Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принёс птичку домой, поместил её в клетку. Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с коноплёй и блюдце с водой. Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной мальчик выпустил её на волю.
- Трескучие морозы.
- У кормушки.
- Живи, синичка!
4. Скоро на волю.
- Напиши изложение по данному плану.
- Прочитай текст.
- Определи тему и главную мысль текста. Озаглавь его.
- Найди в тексте части соответственно плану:
- Напиши изложение по данному плану.
- Прочитай текст. Озаглавь его.
Подготовься к изложению
Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий
корм. Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принёс птичку домой, поместил её в клетку. Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с коноплёй и блюдце с водой. Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной мальчик выпустил её на волю.
1. Трескучие морозы.
2. У кормушки.
3. Живи, синичка!
4. Скоро на волю.
Подготовься к изложению
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал мышку.
Мышь стала просить отпустить её. Она обещала сделать ему добро. Лев засмеялся, но мышь отпустил.
Однажды охотники поймали льва. Они привязали его к дереву. Мышь услышала львиный рёв. Она прибежала на помощь и перегрызла верёвку.
Маленькая мышь сказала: «Ты смеялся, а я отплатила тебе добром за добро». По Л. Толстому
Определи тему и главную мысль текста.
Найди в тексте местоимения. С какой целью они использованы
в предложениях?
Напиши изложение текста по плану:
- Кто разбудил льва?
- О чём стала просить его мышь?
- Какая беда случилась со львом?
- Как мышь помогла льву?
Подготовься к изложению
- Прочитай текст. Озаглавь его.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал мышку.
Мышь стала просить отпустить её. Она обещала сделать ему добро. Лев засмеялся, но мышь отпустил.
Однажды охотники поймали льва. Они привязали его к дереву. Мышь услышала львиный рёв. Она прибежала на помощь и перегрызла верёвку.
Маленькая мышь сказала: «Ты смеялся, а я отплатила тебе добром за добро». По Л. Толстому
Определи тему и главную мысль текста.
Найди в тексте местоимения. С какой целью они использованы
в предложениях?
Напиши изложение текста по плану:
- Кто разбудил льва?
- О чём стала просить его мышь?
- Какая беда случилась со львом?
- Как мышь помогла льву?
Подготовься к изложению
- Прочитай текст.
- Озаглавь текст.
- Выдели в тексте части, составь план.
- Прочитай текст.
- Озаглавь текст. Выдели в тексте части, составь план.
- Прочитай текст.
- Озаглавь текст. Выдели в тексте части, составь план.
- Прочитай текст.
- Определи тип текста и его тему. Подбери к тексту название.
- Подготовься написать изложение по плану:
Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в
саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и перья. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
По Паустовскому
Какое настроение вызвал у тебя текст? Почему?
Какой это текст: повествование или описание?
Почему кот рассердился на кур?
Как он их наказал?
Что чувствовал кот после победы?
Подготовься к изложению
Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в
саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и перья. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
По Паустовскому
Какое настроение вызвал у тебя текст? Почему?
Какой это текст: повествование или описание?
Почему кот рассердился на кур?
Как он их наказал?
Что чувствовал кот после победы?
Подготовься к изложению
Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в
саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и перья. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
По Паустовскому
Какое настроение вызвал у тебя текст? Почему?
Какой это текст: повествование или описание?
Почему кот рассердился на кур?
Как он их наказал?
Что чувствовал кот после победы?
Подготовься к изложению
Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт
к берёзе и стрелял по врагу.
Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.
Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы.
А сам ушёл туда, где гремел бой. По В. Сухомлинскому
- Бой в лесу.
- Тревога соловушки.
- Гнездо снова на берёзе.
Подготовься к изложению
- Прочитай текст.
- Определи тип текста и его тему. Подбери к тексту название.
- Подготовься написать изложение по плану:
Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт
к берёзе и стрелял по врагу.
Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.
Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы.
А сам ушёл туда, где гремел бой. По В. Сухомлинскому
- Бой в лесу.
- Тревога соловушки.
- Гнездо снова на берёзе.
Подготовься к изложению
- Прочитай текст.
- Определи тип текста и его тему. Подбери к тексту название.
- Подготовься написать изложение по плану:
Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт
к берёзе и стрелял по врагу.
Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.
Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы.
А сам ушёл туда, где гремел бой. По В. Сухомлинскому
- Бой в лесу.
- Тревога соловушки.
- Гнездо снова на берёзе.
Посмотри вечером на звёздное небо. (Темы сочинений)
Расскажи, каким ты его увидел.
Какие звёзды или созвездия узнал?
Что представил, когда смотрел на них?
О чём захотелось помечтать?
Составь и запиши текст на эту тему. Озаглавь его.
Посмотри вечером на звёздное небо.
Расскажи, каким ты его увидел.
Какие звёзды или созвездия узнал?
Что представил, когда смотрел на них?
О чём захотелось помечтать?
Составь и запиши текст на эту тему. Озаглавь его.
Посмотри вечером на звёздное небо.
Расскажи, каким ты его увидел.
Какие звёзды или созвездия узнал?
Что представил, когда смотрел на них?
О чём захотелось помечтать?
Составь и запиши текст на эту тему. Озаглавь его.
Посмотри вечером на звёздное небо.
Расскажи, каким ты его увидел.
Какие звёзды или созвездия узнал?
Что представил, когда смотрел на них?
О чём захотелось помечтать?
Составь и запиши текст на эту тему. Озаглавь его.
Посмотри вечером на звёздное небо.
Расскажи, каким ты увидела его.
Какие звёзды или созвездия узнала?
Что представила, когда смотрела на них?
О чём захотелось помечтать?
Составь и запиши текст на эту тему. Озаглавь его.
Посмотри вечером на звёздное небо.
Расскажи, каким ты увидела его.
Какие звёзды или созвездия узнала?
Что представила, когда смотрела на них?
О чём захотелось помечтать?
Составь и запиши текст на эту тему. Озаглавь его.
Посмотри вечером на звёздное небо.
Расскажи, каким ты увидела его.
Какие звёзды или созвездия узнала?
Что представила, когда смотрела на них?
О чём захотелось помечтать?
Составь и запиши текст на эту тему. Озаглавь его.
Пернатые гости
План.
- В окно повеяло весною.
- Ребята ждут пернатых гостей.
- В небе птицы!
- Гости занимают свои квартиры.
- Определи по заголовку тему и главную мысль текста, который тебе нужно составить по данному плану.
- Продумай содержание текста, составь и напиши его.
- Прочитай.
Пернатые гости
План.
- В окно повеяло весною.
- Ребята ждут пернатых гостей.
- В небе птицы!
- Гости занимают свои квартиры.
- Определи по заголовку тему и главную мысль текста, который тебе нужно составить по данному плану.
- Продумай содержание текста, составь и напиши его.
- Прочитай.
Пернатые гости
План.
- В окно повеяло весною.
- Ребята ждут пернатых гостей.
- В небе птицы!
- Гости занимают свои квартиры.
- Определи по заголовку тему и главную мысль текста, который тебе нужно составить по данному плану.
- Продумай содержание текста, составь и напиши его.
Составь и запиши текст на любую из тем:
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- У Вечного огня.
- Мои мысли у памятника Неизвестному солдату.
- Разговор Солнышка и Подснежника.
- Разговор Зайчика и Ёжика.
- Разговор Крапивы и Сирени.
- Разговор Дождика и Цветов.
- Разговор Солнышка и Подснежника.
- Разговор Зайчика и Ёжика.
- Разговор Крапивы и Сирени.
- Разговор Дождика и Цветов.
- Разговор Солнышка и Подснежника.
- Разговор Зайчика и Ёжика.
- Разговор Крапивы и Сирени.
- 4.Разговор Дождика и Цветов.
- Разговор Солнышка и Подснежника.
- Разговор Зайчика и Ёжика.
- Разговор Крапивы и Сирени.
- Разговор Дождика и Цветов.
- Разговор Солнышка и Подснежника.
- Разговор Зайчика и Ёжика.
- Разговор Крапивы и Сирени.
- Разговор Дождика и Цветов.
- Разговор Солнышка и Подснежника.
- Разговор Зайчика и Ёжика.
- Разговор Крапивы и Сирени.
- Разговор Дождика и Цветов.
- Разговор Солнышка и Подснежника.
- Разговор Зайчика и Ёжика.
- Разговор Крапивы и Сирени.
- Разговор Дождика и Цветов.
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Составь и запиши текст на любую из тем:
Придумай и запиши текст-сказку на любую из тем:
Придумай и запиши текст-сказку на любую из тем:
Придумай и запиши текст-сказку на любую из тем:
Придумай и запиши текст-сказку на любую из тем:
Придумай и запиши текст-сказку на любую из тем:
Придумай и запиши текст-сказку на любую из тем:
Придумай и запиши текст-сказку на любую из тем:
- Прочитай, вставь пропущенные буквы.
- Разбери выделенные слова по составу.
- Объясни значение последнего предложения.
- Составь и запиши свой текст-описание на эту тему.
- Прочитай, вставь пропущенные буквы.
- Разбери выделенные слова по составу.
- Объясни значение последнего предложения.
- Составь и запиши свой текст-описание на эту тему.
- Прочитай, вставь пропущенные буквы.
- Разбери выделенные слова по составу.
- Объясни значение последнего предложения.
- Составь и запиши свой текст-описание на эту тему.
- Прочитай, вставь пропущенные буквы.
- Разбери выделенные слова по составу.
- Объясни значение последнего предложения.
- Составь и запиши свой текст-описание на эту тему.
- Прочитай, вставь пропущенные буквы.
- Разбери выделенные слова по составу.
- Объясни значение последнего предложения.
- Составь и запиши свой текст-описание на эту тему.
Какого цвета лето? Лето цв…тное. Оно и з…лёное, и бел… , и син… , и оранжев… , и м…линов… . Так нар…дили его цв…ты. Лютики, р…машки, …дуванчики, анютины гла…ки, иван-ч…й. Скол…ко цв…тов укр…шают лето! И каждый цв…ток – ч…до!
Какого цвета лето? Лето цв…тное. Оно и з…лёное, и бел… , и син… , и оранжев… , и м…линов… . Так нар…дили его цв…ты. Лютики, р…машки, …дуванчики, анютины гла…ки, иван-ч…й. Скол…ко цв…тов укр…шают лето! И каждый цв…ток – ч…до!
Какого цвета лето? Лето цв…тное. Оно и з…лёное, и бел… , и син… , и оранжев… , и м…линов… . Так нар…дили его цв…ты. Лютики, р…машки, …дуванчики, анютины гла…ки, иван-ч…й. Скол…ко цв…тов укр…шают лето! И каждый цв…ток – ч…до!
Какого цвета лето? Лето цв…тное. Оно и з…лёное, и бел… , и син… , и оранжев… , и м…линов… . Так нар…дили его цв…ты. Лютики, р…машки, …дуванчики, анютины гла…ки, иван-ч…й. Скол…ко цв…тов укр…шают лето! И каждый цв…ток – ч…до!
Какого цвета лето? Лето цв…тное. Оно и з…лёное, и бел… , и син… , и оранжев… , и м…линов… . Так нар…дили его цв…ты. Лютики, р…машки, …дуванчики, анютины гла…ки, иван-ч…й. Скол…ко цв…тов укр…шают лето! И каждый цв…ток – ч…до!
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) | Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | Постановка учебной задачи | 1 мин | — Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Чтобы узнать о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку. Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молочко из миски пьет, Ну конечно это (кот). Как вы думаете, о ком будет текст изложения? Какова цель урока? | Размышлять над темой урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: физические упражнения Словесный: ответы на вопросы. Перессказ части текста. Словесный: ответы на вопросы. Перессказ части текста Словесный: ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы. перессказ целого текста. Практический:написаниеи чтение текста. | мин 1 мин 15 мин | А теперь открывайте учебники на странице 56 упражнение 101. Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки. Анализ текста изложения -Как можно озаглавить этот текст? -Какова тема текста? (Кот). -На сколько частей можно разделить текст? -Куда влезли куры? -Что сделал кот? -Что произошло дальше? -Как чувствовал себя кот после победы? А сейчас мы с вами составим примерный план. -Прочитайте текст. Но перед этим ребята, давайте немного разомнемся. Физминутка -Найдите в тексте наши части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается 1 часть? Прочитаем первую часть. Как вы думаете, какая основная мысль в этой части? Как мы можем озаглавить первую часть? (Куры в саду) Почему? В этой части у нас получилось 3 предложения. Давайте посмотрим: какие же слова станут вспомогательными в этой части? (Совершил, влезли, стали склёвывать). Отлично, кто может пересказать мне эту часть? (пересказывают) Теперь переходим ко 2 части этого текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть? Прочитаем вторую часть. Назовите, какая основная мысль в этой части? Как можно озаглавить вторую часть? (Как кот наказал кур). Почему мы можем ее так назвать? О чём говорится в этой части? В этой части 6 предложений. Теперь посмотрим, какие слова нам помогут запомнить эту часть лучше (прокрался, прыгнул, взлетели, бросились удирать, мчался, нёсся, бил, летели). Кто может пересказать мне вторую часть текста? (пересказывают). Теперь читаем 3 часть текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть? Прочитаем эту часть. Какая основная мысль в этой части? (Кот — хозяин). О чём же говорится в этой части? В этой части 2 предложения. Теперь найдем слова-помощники (опасались воровать, ходил). Кто может пересказать эту часть? (пересказывают). Орфографическая работа по цепочке. Пересказ готового текста Теперь перескажите весь текст своему соседу по парте (пересказывают). Повторное чтение текста Посмотрите на доску. Мы озаглавили все 3 части и выписали сложные слова (повторяем). Написание изложения. | Выбирать необходимую информацию Строить логическое высказывание Выполнять физические упражнения Отвечать на вопросы Рассуждать Воспроизводить информацию по памяти Отвечать на вопросы Рассуждать Воспроизводить информацию по памяти Рассуждать Воспроизводить информацию по памяти Обобщать Запоминать сложные написания Озвучивать текст по памяти Писать текст по памяти | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; установка на ЗОЖ. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Домашнее задание | 1 мин | Записывать домашнее задание | Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, что мы сегодня делали? Кто готов выйти и прочитать свое изложение? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) | Организационный момент | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. А теперь покажите мне ,как должен сидеть настоящий ученик. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | Постановка учебной задачи | 2 мин | — Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но перед тем , как мы приступим к написанию изложения, мы с вами выполним подготовительную работу , чтобы написать изложение грамотно. Чтобы узнать о ком будет текст , вам нужно отгадать загадку. Зверь уснул, укрывшись гривой. Хвостик с кисточкой игривой Я бы тронул, осмелев, Да боюсь, проснётся … (Лев) | Размышлять над темой урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: физические упражнения Словесный: ответы на вопросы. Перессказ части текста. Словесный: ответы на вопросы. Перессказ части текста Словесный: ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы. перессказ целого текста. Практический:написаниеи чтение текста. | 15мин 3 мин 15 мин | Открываем тетради, записываем число. А теперь ребята, открывайте учебники на странице 35,посмотрите на упражнение 62. Я начну читать, а вы внимательно следите за моим чтением. Анализ текста изложения Вам понравилась басня? Что показалось особенно нтересным? -Как можно озаглавить эту басню? -Как вы думаете , в чем заключается мораль басни? -Отчего проснулся лев?(мышь пробежала ему по телу) -Что сделал лев?(поимал мышь) -Что произошло дальше?(лев отпустил мышку,льва поймали охотника,мышка услышала львиный рев,она прибежала на помощь и перегрызла веревку) -Почему она это сделала?(Потому –что один раз лев отпустил мышь и она отплатила ему добром за добро) -А кто мне скажет, Какого типа речи данный текст? (Доказать, опираясь на текст).(Этот текст по типу речи – повествование, т.к. развиваются события.). -Сколько частей имеет текс-повествование?(3) Какие это части?(Начало,основная часть,концовка) А сейчас мы с вами составим примерный план. Но перед этим ребята ,давайте немного разомнемся. Физминутка -Найдите в тексте эти части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается первая часть?Семен,прочитай нам первую часть.Как вы думаете, какая основная мысль в этой части?Как мы можем озаглавить первую часть?(Лев поймал мышку) В этой части у нас получилось 3 предложения. Давайте посмотрим: какие же слова станут вспомогательными в этой части? (мышь, пробежала,проснулся,поймал)Отлично, кто может пересказать мне эту часть? (пересказывают) 2 часть: Теперь переходим ко второй части этого текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть?Вика, прочитай нам 2 часть. Назовите,какая основная мысль в этой части?Как можно озаглавить вторую часть?(Обещния мышки) Почему мы можем ее так назвать? О чём говорится в этой части?(как мышь поймал лев,но отпустил,потому-что мышь дала обещание льву.)В этой части 3 предложения. Теперь посмотрим , какие слова нам помогут запомнить эту часть лучше.(обещала, добро,засмеялся) Кто может пересказать мне вторую часть текста? (пересказывают) 3 часть: Теперь читаем третью часть текста. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть? -Артур,прочитай нам эту часть. Какая основная мысль в этой части?(Лев в беде)О чём же говорится в этой части?(что его поймали охотники ,мышь услышала рев льва и пришла на помощь) Теперь найдем слова-помощники.(охотники,привязали,прибежала,перегрызла)Кто может пересказать эту часть? (пересказывают) 4 часть: Переходи к заключительной части. Как вы думаете, где начинается и где заканчивается эта часть? Андрей,прочитай нам эту часть. Какая основная мысль в этой части?(Добром за добро) Кто может пересказать эту часть? (пересказывают) Пересказ готового текста Теперь перескажите весь текст своему соседу по парте.(пересказывают) Повторное чтение текста Посмотрите на доску. Мы озаглавили все 4 части и выписали сложные слова. Написание изложения. | Записывать число часть речи Отвечать на вопросы. Выбирать необходимую информацию. Строить логическое высказывание. Выполнять физические упражнения Отвечать на вопросы Рассуждать Воспроизводить информацию по памяти Отвечать на вопросы Рассуждать Воспроизводить информацию по памяти Отвечать на вопросы Рассуждать Воспроизводить информацию по памяти Обобщать. Озвучивать текст по памяти Повторять Читать текст в учебнике Писать текст по памяти Контролировать правильность записи. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; установка на ЗОЖ. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Домашнее задание | 1 мин | Записывать домашнее задание | Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, что мы сегодня делали? Кто готов выйти и прочитать свое изложение? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Урок русского языка » Обучающее изложение» (3 класс) УМК «Школа России»
Русский язык
Тема
Обучающее изложение
Педагогическая цель
способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.
Тип урока
Конструирование способа действий
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она сложна, но без неё –
Плохое было бы житьё!
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Постановка учебной задачи
Работа
по учебнику,
с. 20–21,
– Сегодня урок по развитию речи.
– На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.
ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».
– Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».
– Что было не ясно при чтении памятки?
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем
Работа по теме урока.
Работа над текстом изложения.
Чтение текста про себя.
– Внимательно прочитайте текст про себя.
– Кто автор текста? (Н. Сладков.)
– Какую картину вы представили, читая текст? (Высказывания учащихся.)
– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)
– Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?
Определение темы и главной мысли текста.
– О чем текст? (О ёлочке.)
– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)
– Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.) – Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)
– Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)
— Найдите элементы описания.
Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.
а) Чтение первой части, определение темы.
– Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)
– Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)
– Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)
– Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)
– Чему она удивилась?
Читают текст, отвечают на вопросы.
– Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)
– Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)
б) Чтение второго абзаца, определение темы.
– С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.
– Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)
– Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)
в) Чтение третьего абзаца, определение темы.
– Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)
– Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)
– Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)
– Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)
– Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)
Структура текста.
– Сколько частей в тексте? (Три части.)
– О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)
– О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)
– Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)
Пересказ текста.
– Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)
– А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)
– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)
– О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)
– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)
– Соответствует ли содержание рассказа теме?
– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)
Орфографическая подготовка.
Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.
Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.
Письменное изложение текста.
– Закройте учебники. Запишите текст.
Самопроверка.
Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.
Чтение записанного текста.
Рефлексия.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что писали? (Изложение текста.)
– Как готовились к написанию изложения?
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Отвечают на вопросы
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Обучающее изложение
Слайд 1
Обучающее обучение 3-б класс ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Учитель: Садовникова Татьяна Викторовна
Слайд 2
«Мал, да удал» Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду. Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой. Только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову. Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость. В.Бочарникова .
Слайд 3
О чём текст? Назовите тему текста. А какой бы заголовок вы подобрали к тексту? Запишите.
Слайд 4
Горностай
Слайд 7
1.Где лежала выловленная рыба? 2. Что за зверёк выскочил на лёд? 3. Что произошло дальше? 4. Что сделал рыболов? 5. Какие качества помогают жить горностаю в суровых условиях?
Слайд 8
Сколько частей имеет текст – повествование? Какие это части? ( начало, основная часть, концовка) Найдите в тексте три части. Прочитайте первую часть. Назовите основную мысль в этой части. ( Рыболов) Прочитайте вторую часть. Назовите основную мысль в этой части. ( Горностай) Прочитайте третью часть. Назовите основную мысль в этой части. (Мал, да удал)
Слайд 9
Пересказ по частям: Рыболов Горностай Мал, да удал
Слайд 10
Лексическая работа. Лунка — Пешня – инструмент рыбаков, которым можно выдолбить лунку практически в любом льду . … Но обычно для зимней рыбалки достаточно 12-сантиметрового отверстия.
Слайд 12
г
Слайд 13
Орфографическая работа 1. Зима, сидит рыболов, выловленная рыба, прямо на льду. 2. Выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, кончик чёрный, горностай, лёгкими, воздушными, длинными, прыжками, стремительно, приблизился. 3. Знакомый, схватил, ёршика, ледяное, убежище, через минуту, действовал, умело, проявлял, расторопность, смелость.
Слайд 14
Пересказ по частям. Пересказ текста. Практическая работа- написание изложения.
Слайд 15
Желаем успехов!