Программа курса по дополнительным занятиям по математике «Занимательная математика » ( 3 класс 2 полугодие)

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Тракторозаводского района г. Волгограда

Рассмотрено

на заседании

Руководитель МО

________ Глазкова Е.П.

« » __________ 2010г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______Чекашкина А.А.

« » __________ 2010г.

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №1

_________Медведева Е.Н.

« » _____________2010г.

ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

3 КЛАСС

2 полугодие

Программу разработала: Ефремова Н.О.,

учитель начальных классов

г. Волгоград

2010 год

Программа по курсу « Занимательная математика».

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа рассчитана на обучающихся 3 класса (8-9 лет).

Сроки реализации программы:

программа будет освоена в течение 17 часов.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 17 занятий.

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Программа занятий. (17 часов)

п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма

занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Знакомьтесь: Архимед!

1

Творческая мастерская.

Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации.

Уметь:- работать с энциклопедиями и справочной литературой;

— создавать на бумаге эскизы слайдов будущей презентации

Слайды презентации.

Математик Архимед.

2

Решение нестандартных задач

1

Урок-исследование

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

Уметь анализировать условие и устанавливать причинно-следственные отношения.

Работа в группах. Взаимоконтроль

Нестандартные задачи.

3-4

Задачи с многовариантными решениями. Текстовые задачи.

2

Практикум.

Решение текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы и предусматривает вариативность способов решения.

Уметь анализировать условие и решать текстовые задачи, с несколькими вариантами решения.

Самостоятель-ная работа, самоконтроль по карточке-помощнице.

Задачи с многовариантными решениями

5-6

Решение логических задач

2

Урок-игра

Система разнообразных упражнений, связанных с решением задач на взвешивание и переливание, нахождение площади. В решении задач широко используются схематический рисунок, таблицы, доказательство от противного.

Уметь анализировать условие и решать логические задачи.

Работа в группах. Взаимоконтроль

Логические задачи.

7

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

Мини-олимпиада

Систематизация знаний. Контроль и учет приобретенных знаний. Задания для самостоятельного решения.

Уметь анализировать условие и решать логические, текстовые, нестандартные задачи.

Тест.

8

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Викторина

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Уметь работать с информацией. Добывать информацию в дополнительной литературе, энциклопедических словарях.

Ответы на вопросы.

Математик Пифагор. Таблица пифагора.

9-10

Геометрические фигуры

2

Практикум

Знакомство с геометрическими фигурами, не изучаемыми в курсе математики начальной школы (куб, пирамида, конус, цилиндр). Решение задач на узнавание знакомых геометрических фигур в составе более сложных. Изображение фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов

Знать геометрические фигуры — куб, пирамида, конус, цилиндр, узнавать их в составе более сложных фигур. Изображать фигуры на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов.

Ответы на вопросы, чертёж.

Геометрические фигуры, не изучаемыми в курсе математики начальной школы (куб, пирамида, конус, цилиндр).

11-12

Разрезаем, перекладываем, составляем

2

Практикум

Углубленное знакомство с долями. Решение задач с использованием свойств диагоналей и сторон прямоугольника и квадрата. Разбиение фигур на заданные части. Составление фигур из 2-3 ее частей.

Уметь:- разбивать фигуры на заданные части;

— составлять фигуру из 2-3 её частей.

Работа с танграммом.

13

Магические квадраты

1

Игра-соревнование.

Знакомство с правилами заполнения квадратов, состоящих от 9 до 20 клеток. Проект «Мой магический квадрат»

Знать правило заполнения клеток магического квадрата. Уметь заполнять магический квадрат.

Проект «Мой магический квадрат»

Магические квадраты

14-15

Математические игры с числами

2

Урок-игра

Продолжение рядов чисел по заданному началу. Знакомство с любопытными особенностями некоторых чисел и действий с ними.

Уметь продолжать ряд чисел по заданному началу.

Тест.

16

Математичес-кий КВН

1

КВН

Математические игры, задания для детей.

Уметь анализировать условие и решать логические, текстовые, нестандартные задачи.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

17

Итоговое занятие

1

Викторина

Математические игры, задания для детей. Подведение итогов работы за год. Награждение активных участников кружка..

Уметь анализировать условие и решать логические, текстовые, нестандартные задачи.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

ИТОГО: 17

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

  1. .

    Знакомьтесь: Архимед! Работа с энциклопедиями и справочной литературой Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

  2. Решение нестандартных задач. Решение задач на установление причинно-следственных отношений

  3. Задачи с многовариантными решениями. Текстовые задачи. Решение текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы и предусматривает вариативность способов решения.

  4. Решение логических задач. Система разнообразных упражнений, связанных с решением задач на взвешивание и переливание, нахождение площади. В решении задач широко используются схематический рисунок, таблицы, доказательство от противного.

  5. Решение задач международной игры «Кенгуру» Систематизация знаний. Контроль и учет приобретенных знаний. Задания для самостоятельного решения.

  6. Знакомьтесь: Пифагор! Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

  7. Геометрические фигуры Знакомство с геометрическими фигурами, не изучаемыми в курсе математики начальной школы (куб, пирамида, конус, цилиндр). Решение задач на узнавание знакомых геометрических фигур в составе более сложных. Изображение фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов

  8. Разрезаем, перекладываем, составляем Углубленное знакомство с долями. Решение задач с использованием свойств диагоналей и сторон прямоугольника и квадрата. Разбиение фигур на заданные части. Составление фигур из 2-3 ее частей

  9. Магические квадраты Знакомство с правилами заполнения квадратов, состоящих от 9 до 20 клеток. Проект «Мой магический квадрат»

  10. Математические игры с числами Продолжение рядов чисел по заданному началу. Знакомство с любопытными особенностями некоторых чисел и действий с ними.

  11. Математический КВН Математические игры, задания для детей

  12. Итоговое занятие Математические игры, задания для детей. Подведение итогов работы за год. Награждение активных участников кружка..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Внеклассное занятие по математике (3 класс)

Факультативное занятие по математике для 3 класс «Математические фокусы».

Цель: Объяснить, что такое математические фокусы, зачем они нужны, научить детей нескольким из них.

Задачи:

  • Вызвать у учеников интерес к математике, привить к ней любовь.

  • Поднять настроение учащихся.

  • Научить выполнению простейших математических фокусов

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

— Ребята, а вы любите цирк? Что вам больше всего там нравится?

— Хотите, я научу вас показывать фокусы? Но это будут не простые фокусы, а математические.

  1. Демонстрация математических фокусов

Я умею отгадывать задуманные вами числа.

  1. Задумайте число от 1 до 20

  2. Прибавьте к нему 5.

  3. Результат умножьте на 3.

  4. От того, что получилось, отнимите 15 и запомните ответ.

  5. Если вы назовете мне ответ, я скажу какое число вы загадали.

Секрет фокуса: названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем. Почему?

Или:

  1. Задумайте число.

  2. Умножьте его на 2

  3. Прибавьте 4

  4. Умножьте на 4

  5. Отнимите 16

  6. Разделите на задуманное число.

  7. У всех получилось число 8. Почему?

Феноменальная память

Учитель пишет на листке очень длинный числовой ряд (22—26 чисел) и заявляет, что сможет по памяти перечислить все числа в ряду в том же порядке. Выполнив, можно повторить фокус, чтобы доказать, что числовой ряд абсолютно произвольный (в нем действительно не должно быть никакой закономерности).

Секрет фокуса: Все числа в ряду — всего-навсего хорошо знакомые номера телефонов (можно брать последние 4-7 чисел от каждого номера).

Интуиция, или магическая девятка

Один ученик (или все сразу) пишет число из 3 разных цифр, а рядом — число из этих же цифр, но в обратном порядке. Из большого числа вычитается меньшее. Не видя результата, учитель говорит, что в середине полученного ответа стоит девять (если в ответе двузначное число – то записать его в виде 0…). И действительно, девятка стоит, где и было предсказано учителем.

Секрет фокуса: Поскольку меняются местами только 1 и 3 цифры, то у большего числа, цифра в разряде единиц всегда будет меньше, значит, из разряда десятков нужно будет занять 1, а когда нужно будет вычитать десятки – из разряда сотен (чтобы понять – попробуйте решить столбиком). Например, 653-356=297.

Угаданный день рождения

Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале.

  • Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения

  • Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5,

  • теперь пусть умножит на 50 полученную сумму.

  • К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1)

  • вслух назвать полученное число.

Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.

Секрет этого математического фокуса.

Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250.

У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.

Феномен шахматной доски

Предложите зрителям внимательно посмотреть на шахматную доску, изготовленную из плотного картона, — в ней нет абсолютно ничего необычного. Предложите подсчитать количество квадратных единиц; их, естественно, будет 8 х 8=64. А теперь на глазах у зрителей разрежьте картонную шахматную доску ножницами строго по диагонали и полученные части сдвиньте. Теперь нужно отрезать небольшой треугольник, выступающий в правом верхнем углу и подставить его на свободное место в левом нижнем углу: получился прямоугольник в 7 х 9 квадратных единиц. Первоначальная площадь, как мы помним, равнялась 64 квадратным единицам, теперь же она почему-то уменьшилась на одну квадратную единицу. Куда исчезла у всех на глазах одна недостающая единица?

Секрет фокуса:

Ответ состоит в том, что наша диагональная линия проходит несколько ниже левого нижнего угла клетки, находящейся в правом верхнем углу доски. Благодаря этому отрезанный треугольник имеет высоту, равную не единице, а единице плюс одна седьмая, и, таким образом, высота равна не 9, а 9 плюс одна седьмая единицы. Увеличение высоты на одну седьмую почти незаметно, но, будучи принято в расчет, оно приводит к требуемой площади прямоугольника в 64 квадратные единицы. Так что на самом деле площадь остается прежней. Парадокс становится еще более поразительным, если вместо шахматной доски взять просто квадратный лист бумаги без клеток, так как в первом случае при внимательном изучении обнаруживается неаккуратное смыкание клеток вдоль линии разреза.

Хитрость с листом бумаги.

Скажите, что вы сможете пройти сквозь обыкновенный лист бумаги, имея только этот лист и ножницы, и предложите зрителям разгадать секрет и продемонстрировать “прохождение”. (Сложите лист пополам и сделайте надрезы так, как показано на рисунке. После этого лист превратится в большое кольцо, сквозь которое вы легко пройдете.)

 http://festival.1september.ru/articles/313993/img1.gif

Хитрость с фигуркой из бумаги.

Поставьте на стол фигурку из бумаги, изображенную на рисунке 2 и предложите зрителям, внимательно рассмотрев ее сделать такую же. Но в руки ее брать нельзя и клеить ничего нельзя!

(Лист плотной бумаги согнуть по пунктирной линии и надрезать по сплошным линиям; заштрихованную часть повернуть на 180? вокруг сгиба и поставить фигурку так, чтобы с каждой стороны было по одной узкой и одной широкой ножке.)

 http://festival.1september.ru/articles/313993/img2.gif

  1. Итог занятия.

Найдите и научитесь сами показывать математические фокусы.

Дополнительный материал по математике «Занимательная математика» (3 класс)

Весёлая математика в начальной школе

Математические задачки можно использовать при составлении конспектов и сценариев внеклассных мероприятий в начальной школе. Эти задачки помогут развитию познавательного интереса у младших школьников.

Задачки-шутки для развития логического мышления

учащихся 1—2-х классов.

• Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)

• На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве не растут груши)

• Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

• Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? (2 кг)

• Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа)

• На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (3 птицы)

• Сколько концов у двух с половиной палок? (6)

• Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Одна, остальные улетели)

• Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось? (Ни одного, на дубе яблоки не растут)

• У нас очень дружная семья: у семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)

• Два мужика шли из деревни в город, а навстречу им еще три мужика и одна баба. Сколько мужиков шли из деревни в город? (2)

• Бабушка купила на базаре две пары туфель, три яблока и пять груш. Одну пару туфель бабушка подарила своей внучке. Сколько всего фруктов купила бабушка? (8)

• К двум зайчатам в час обеда

Прискакали 2 соседа.

В огороде зайцы сели

И по 5 морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (20)

• Маша с Таней не скучают:

По 3 чашки выпивают.

Забежал к девчонкам Сашка,

Выпил сразу 3 он чашки.

Сколько чашек за столом

Было выпито втроем? (9 чашек)

• В зоопарк Иван пришел,

Обезьянок там нашел.

2 играли на песке,

3 уселись на доске,

10 спинки согревали.

Сколько вместе, сосчитали? (15 обезьянок)

• В нашем классе пять Наташ,

Два Сережи и пять Саш.

Есть Аленка и Кондрат.

Сколько в классе всех ребят? (14 ребят)

• Наконец созрела вишня,

Десять вишенок на ней

Для двоих моих друзей.

Поспевает мандарин:

Каждому из них — один.

Сколько ж фруктов для ребят

Приготовил добрый сад? (12)

• Вот под крышей в нашем доме

Поселилось 3 вороны,

2 синицы, 5 галчат.

Просто целый детский сад!

Там живут еще две мыши.

Сколько птиц под нашей крышей? (10)

• В зал мы стулья относили

И 3 ножки отломили.

Если стульев было 5,

Надо ножки сосчитать! (17)

• В нашем доме пять ребят,

Любят все они играть.

Сколько надо им сандалий?

Очень трудно сосчитать. (Пять пар, или 10 сандалий)

Математические загадки для младших школьников с ответами

В день рождения

В день рождения Артем,

Павел и Василий

По три розы, все втроем,

Свете подарили.

 

А Валера и Вадим

Поднесли сестричке

По две штучки георгин

И одной гвоздичке.

 

А подружки-хохотушки,

Валентина с Лилей,

Поднесли своей подружке

Восемь желтых лилий.

 

А теперь услышу ль я,

(Посчитайте, дети!)

Сколько всех цветов друзья

Подарили Свете?

(23 цветка)

Завтрак

Нам на завтрак баба Мила

Семь яиц вчера сварила.

Съел я ровно два белка,

А Сережа — два желтка.

А сестричка наша Леся —

Три белка с желтками вместе.

Вы смекнуть уже успели —

Сколько мы яичек съели?

И потом, как оказалось,

Сколько их еще осталось?

(5 съели, 2 осталось)

Конфеты

У Сережки две конфеты.

На три больше их у Светы.

 

А у меньшего Андрюши —

На две больше, чем у Ксюши.

 

А у Ксюши их с утра

Столько, сколько у Петра.

 

У Петра же их при этом

На две меньше, чем у Светы.

 

Кто мне верный даст совет —

Сколько всех у них конфет?

(18 конфет)

Сколько котят?

Кто посчитать мне готов

Из ребят,

Сколько у кошки

Красавцев котят?

 

Если имеет там

Каждый котенок

Поровну братцев своих

И сестренок.

 

А у сестренок,

Коль честно признаться,

В два раза меньше сестренок,

Чем братцев.

(У кошки 7 котят:

4 котика и 3 кошечки)

Покупка

С базара ровно полмешка

Домой муки принес Лука.

Но если б он в тот самый срок

Принес муки еще мешок,

Да и потом, скажу я вам,

Купил бы десять килограмм,

То был бы центнер у Луки

Той первокласснейшей муки.

А так-то сколько, вот вопрос,

Домой муки Лука принес?

(30 кг)

Кадушки и лягушки

У речушки пять кадушек.

В тех кадушках сто лягушек.

В первых двух, всего на круг,

Тех лягушек сорок штук.

А вот в средних кадках их

Шестьдесят одна в троих.

В двух последних — сорок пять

Нужно срочно посчитать,

Сколько плавает лягушек

В каждой из пяти кадушек,

Если в первой, в небольшой,

На две меньше, чем в другой?

(19,21,15,25,20)

Ночная добыча

За ночь, в разных закоулках,

Шесть мышей поймала мурка.

 

А ленивый Васька-кот —

Вполовину меньше.

Вот.

 

А добыча у котенка —

Два малюсеньких мышонка.

 

Посчитайте поскорей

Ими пойманных мышей.

(11)

Персики

Было утром у Иринки

Двадцать персиков в корзинке.

 

Но потом пришли друзья:

Таня, Света и Илья.

 

На скамейке посидели —

Вместе персики все съели.

 

Я услышать бы хотел —

Сколько фруктов каждый съел?

(По 5 персиков)

Подземный ход

По три метра,

В среднем,

Крот

Роет в день

Подземный ход.

А какой он,

Посчитай,

Вырыл ход

За месяц май?

(Ход длиной в 93 метра)

Сыр

Достался было двум мышам

Кусочек сыра на сто грамм.

 

За сколько дней, скажи дружочек,

Норушки съели тот кусочек?

 

Когда одна, известно нам,

Съедала за день по шесть грамм.

 

Второй,- не много и не мало,-

И четырех всегда хватало.

(За 10 дней)

В гости к белому медведю

В гости к белому медведю

Тридцать три пингвина едут.

Едут аист, марабу,

Бегемот

Да кенгуру.

 

Едут к мишке

Прямо с Нила

Два зубастых крокодила.

Едет страус,

Едет львенок

И трехмесячный слоненок.

 

А на севере всегда

Холода.

Ой, холода!

Нужно срочно посчитать,

Сколько шуб им нужно дать?

Сколько валенок к тому же

Им понадобится тут же,

Чтоб в суровых тех краях

Не замерзнуть бы в гостях? (8 шуб, 13 пар валенок)

Занимательные задачи по математике

1.В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

3. В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20 м. Когда был отрезан последный кусок?

4. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?

5. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?

6. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?

7.Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы?

8. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому достал…
9. По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?

10. Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?

Ответы: 1.4 2.Одной девочке дали клетку с кроликом. 3.9марта 4.7 5. 6 рыбаков за день едят 1 судака. Один рыбак есть 1/6 судака в день. 10 рыбаков едят за день 10/6 судака. 10 судаков делим на 10/6 судака = 6 дней 6.Все улетели 7. 2

8. Дед, отец и внук = 2 отца и 2 сына 9.Через 7/12 суток.

10. Из полного девятилитрового ведра нужно вылить в реку 8литров воды, пользуясь ведром в 4 литра. Затем литр, оставшийся в большом ведре, нужно перелить в пустое четырехлитровое ведро. Если в него теперь добавить три литра из полного большого ведра, то в девятилитровом ведре как раз останется шесть литров воды….

Подумай и сосчитай

Чтоб одеть тепло сыночков,

Не хватает двух носочков.

Сколько же в семье сынков,

Если в доме шесть носков? Ответ:четверо

Столько книжек у ребяток,

Сколько у Алеши пяток.

Принесла ребяткам Галя

Мячик, книжку, мишек.

Вы, ребята, посчитали,

Сколько стало книжек? Ответ: три…

Задачи на внимание 1. Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята? 2. Подумай и скажи — какого цвета волосы у колобка?…

Сборник дополнительных заданий для уроков математики в 3 классе

Сборник

дополнительных заданий

для уроков математики

в 3 классе

Содержание

Пояснительная записка 3

Решение задач на знание своего тела 4

Творческие задачи 5

Решение математических задач 6

Величины 7

Числа в пределах 100 8

Числа в пределах 1000 10

Логические задачи 11

Решение уравнений 13

Интересные задания 14

Список литературы 15

Пояснительная записка

В сборник вошли задачи познавательного и занимательного характера, которые позволяют сделать процесс обучения интересным. В данном сборнике предлагаются разнообразные виды контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся – решение математических задач, логических задач, решение уравнений, вычисления, творческие задачи. Данные задания можно использовать как дополнительный вид работы, они позволяют учителю быстро осуществить проверку знаний, в этом и заключается актуальность сборника.

Материал представляет собой задания для самостоятельной работы по математике в 3 классе. Данный материал будет полезен для учителей 3 классов, а также родителей школьников. Его можно использовать с целью подготовки к контрольным работам. Так же материал можно использовать как самостоятельную работу учащихся с целью закрепления темы и проверки знаний учащихся.

Сборник состоит из следующих блоков:

  • решение задач на знание своего тела;

  • творческие задания;

  • решение математических задач;

  • величины;

  • числа в пределах;

  • числа в пределах;

  • логические задачи;

  • решение уравнений.

Данный сборник может быть интересен учителям, школьникам и родителям.

Решение задач на знание своего тела

1. Решите задачи.

а) Ребёнок должен спать 11 часов в сутки. Сколько часов в неделю должен спать ребёнок?

________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________________________

б) Найди значение выражения и узнаешь, сколько лет полноценной жизни забирает у курящего человека табак:

(525 — 103) – (263 + 119) : 2 = _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Творческие задачи

2. Придумайте задачу, в результате решения которой получается ноль.

Текст задачи: ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Решение:

__________________________ = 0 (___) –_____________________________________________

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Решите задачи.

а) Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин и Печкин решили пойти зимой на охоту. Там они потревожили медведя и убегали из леса, обгоняя друг друга. Шарик бежал быстрее Матроскина, но медленнее Печкина, Матроскин прибежал домой позже, чем Дядя Федор, который бежал медленнее Шарика. У кого больше всех шансов попасть в лапы к медведю-шатуну?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый человек, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме 19?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Вычислите.

а) К числу, когда мы празднуем День Знаний, прибавьте число, когда мы празднуем день России.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

б) К числу, когда мы празднуем День защитника Отечества, прибавьте число, когда мы празднуем международный женский День.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Решение математических задач

5. Решите задачу.

Чтобы связать 3 свитера, потребовалось 12 мотков шерсти. Сколько мотков шерсти понадобится, чтобы связать 5 таких же свитеров?

  1. ________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Измените условие задачи так, чтобы она решалась только сложением и решите ее.

Чтобы связать 3 свитера, потребовалось 12 мотков шерсти. Сколько мотков шерсти понадобится, чтобы связать 5 таких же свитеров?

Условие задачи:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Решение задачи:

  1. ________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Решите задачу.

Летом Кристина отдыхала 21 день в лагере и 3 недели с родителями в санатории. Сколько всего дней Петя был в отъезде?

  1. ________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Величины

8. Сравните по образцу.

  1. 7 дм __ 69 см

  1. 70 см __ 7 дм 1 см

  1. 50 см __ 5 дм

  1. 45 дм __ 5 дм 4 см

  1. 3 м 6 дм __ 83 дм

9. Выразите.

84 мм = ___ см ___ мм

13 мм = ___ см ___ мм

76 мм = ___ см ___ мм

36 мм = ___ см ___ мм

42 мм = ___ см ___ мм

25 мм = ___ см ___ мм

Числа в пределах 100

10. Вычислите.

Каждое из чисел 12, 16, 20, 24 уменьши в 4 раза, а результат увеличь в 7 раз.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

11. Вычислите, найдите лишнее.

54 : 6 =

81 : 9 =

45 : 5 =

90 : 10 =

56 : 8 =

63 : 7 =

72 : 8 =

Ответ: _________________________________________________________________________

12. Вычислите.

6 • 2 : 4 = ______________________________________________________________________

16 : 4 • 2 = _____________________________________________________________________

13. Вычислите.

18 : 9 + 17  (4 – 3)= _______________________________________________________________

9  3 – (27 : 9 – 2) = ________________________________________________________________

(15  6 – 81) : 9 = __________________________________________________________________

14. Вычислите.

77 – 69 : 3  4 = ___________________________________________________________________

41  2 – 92 : 4 = ___________________________________________________________________

4  17 – 33 : 3 =____________________________________________________________________

15. Вставьте пропущенные числа.

Слагаемое

60

170

100

300

Слагаемое

130

330

120

310

Сумма

220

90

720

970

16. Выразите.

6 сот. 5 дес. 2 ед. = ________________________________________________________________

8 сот. 0 дес. 4 ед. = ________________________________________________________________

9 сот. 7 дес. 1 ед. = ________________________________________________________________

3 сот. 1 дес. 7 ед. = ________________________________________________________________

Числа в пределах 1000

17. Замените числа суммой разрядных слагаемых.

234 = ___ + __ + _

784 = ___ + __ + _

777 = ___ + __ + _

387 = ___ + __ + _

923 = ___ + __ + _

145 = ___ + __ + _

18. Вычислите с помощью разрядных слагаемых.

632 + 311 = ______________________________________________________________________

372 + 427 = ______________________________________________________________________

536 + 111 = ______________________________________________________________________

222 + 111 = ______________________________________________________________________

Логические задачи

19. Решите задачу.

Огурец разрезали на 7 частей. Сколько долек получилось?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

20. Решите задачу.

Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: __________________________________________________________________________

21. Решите задачу.

Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: __________________________________________________________________________

22. Решите задачу.

Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Решите задачу.

Брату и сестре 2 года назад вместе было 15 лет. Сейчас сестре 13 лет. Сколько должно пройти лет, чтобы брату исполнилось 9 лет?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение уравнений

24. Решите задачу.

Маша прочитала несколько рассказов за лето, а Саша на 13 больше. Вместе они прочитали 44 рассказа. Сколько рассказов прочитала Маша?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Интересные задания

25. Составьте всевозможные варианты чисел.

Сколько может быть трехзначных чисел, все цифры которых это 1, 2 или 3.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Решите задачу.

Первого февраля 1999 года был понедельник. Каким днем недели было 1 марта 1999 года?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Запишите число.

Запишите трехзначное число, у которого каждая последующая цифра больше предыдущей втрое.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Прочитайте слова и скажите – какое слово лишнее в каждом ряду.

— диван, стул, шкаф, конура, тумбочка;

— гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра;

— боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.

Объясните, как вы догадались:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)

  2. Сборник текстовых задач по математике: 3 класс. –2-е изд., перераб. / под ред. Максимовой Т.Н. – М.: ВАКО, 2011. – 80 с.

  3. 3000 примеров по математике / Узорова О.В., Нефедова В.А. – М.: Астрель, 2007. – 112 с.

  4. 213 задач и примеров по математике для 3 класса / Ефимова А.В., Гринштейн М.Р. – СПб: Литера, 2009. – 64 с.

  5. Сборник задач и тестов по математике. 3 класс / Рябова С.И. – Киев: «Богдан», 2008. – 128 с.

  6. Контрольная работа по теме «Решение уравнений» / Л.А. Лимаренко // Сборник контрольных работ по математике. 3 класс. – СПб: Литера, 2013. – 35 с.

  7. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школ : учебное пособие / Н.Ф. Дик. Изд. 3-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 288 с. – (Начальная школа)

  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/09/15/zanimatelnaya-matematika-4-klass. Программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 4-х классов

  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/03/14/raznourovnevyy-didakticheskiy-material. Разноуровневыйдидакитческий материал по теме «Таблица умножения» 3 класс

  10. http://festival.1september.ru/articles/595552/. Решение задач с помощью уравнения. 3-й класс

  11. http://www.docme.ru/doc/33957/proekt-uroka-po-matematike. ПРОЕКТ УРОКА по математике Тема: «Единица площади. Квадратный сантиметр»

  12. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669333. Логические задачи по математике

  13. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/01/30/tvorcheskie-zadaniya-na-uroke-matematiki. Творческие задания на уроке математики

Конспект внеклассного занятия по математике, 3 класс

Классный час

Тема. Занимательная математика

Цели. Развитие смекалки, находчивости, учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития; формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения; в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

  2. Постановка цели

— Ребята! Сегодня нас ждет трудное математическое путешествие с препятствиями и заданиями. Выполнив правильно каждое задание, мы будем двигаться дальше к пьедесталу почета.

— Что ожидаете?

— Где применим?

  1. Открытие новых знаний.

Класс делится на три команды, выбираются капитаны. Игра проходит в виде путешествия к пьедесталу, в ходе которого преодолеваются различные препятствия (камень, река, лес, гора, болото). На полянах проводится конкурс капитанов.

Каждое задание оценивается от 1 до 3 баллов.

КАМЕНЬ

Задание 1. Чтобы камень сдвинулся, каждая команда должна назвать магическое число.

1 команда:

Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
128 окуней,37 карасей,
1 ершок – и его в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыб я сварю?

— 1 —

2 команда:

На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоню сели – посмотри!
Прилетело весело их десятки три.
Вот, смотри, еще летят.
Их теперь уж 87.
Вы подумайте о том,
Сколько прилетело птиц потом?

3 команда:

К серой цапле на урок
Прилетели 146 сорок.
А из них лишь 7 сорок
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?

Каждая команда называет свое «магическое» число.

Камень «сдвигается», открывая дорогу.

РЕКА

Задание 2. Чтобы построить мост через реку, нужно из 5 равных палочек составить два равных треугольника, а из 10 равных палочек составить 3 равных квадрата.

Ответ:

hello_html_54cf6ae7.jpg

— Мост построен. Но прежде, чем команды будут двигаться дальше, на полянке отдохнем, а наши капитаны посоревнуются.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Задание 3: На доске — ряд карточек с числами от 150 до 182. Капитану завязывают глаза, он берет карточку с числом. Класс хором считает от 150 до 182 (в прямом и обратном порядке), не называя этого числа. Капитан должен догадаться, какое число у него на карточке.

— 2 —

— Капитаны справились с заданием. Двигаемся дальше.

ЛЕС

Задание 4: Выйти из леса помогут стрелки-указатели. Их нужно провести от примера к правильному ответу.

1

5 75 – 48 : 48

32

37 – 6 х 4 + 2

61

24 + 5 х 3 – 7

52

60 : 10 х 3

36

80 : 10 х 3

74

24 : 1 + 9

18

43 : 1 + 9

9

10

65 – 4 х 5 + 8

87

50 : 10 х 2

64

78 : 1 + 9

18

— Все стрелки расставлены правильно. Мы выходим из леса. На поляну. Сделаем привал, а капитаны посоревнуются, кто из них внимательнее.

ФИЗМИНУТКА

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Задание 5: Сладкий приз получит тот, кто самый быстрый и внимательный.

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» —
Приз немедленно бери.

— 3 —

Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри…
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых … две.

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два… марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше … пять!

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Но что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность брать?!

— Пора двигаться дальше. На нашем пути гора.

ГОРА

Задание 6: Чтобы взобраться на гору, нужно числа группы А расположить в порядке возрастания, а числа группы Б в порядке убывания, чтобы спуститься с горы.

1 команда.

А) 162, 223, 708, 340, 100, 858, 297, 917.

Б) 393, 452, 575, 476, 198, 368, 99, 715.

2 команда.

А) 547, 286, 337, 439, 604, 511, 152, 192.

Б) 290, 657, 451, 590, 313, 283, 918, 490.

3 команда.

А) 785, 604, 249, 717, 892, 658, 930, 412.

Б) 181, 512, 389, 740, 810, 999, 559, 760.

-4 —

БОЛОТО

— На нашем пути последнее препятствие – болото.

Задание 7: Чтобы найти кочки на болоте, по которым можно пройти, надо на клетчатой бумаге закрасить 4 клетки так, чтобы каждая из трех клеток имела по одной соседней клетке, и одна – 3 соседних клетки. Клетки считаются соседними, если они имеют одну общую сторону.

Все препятствия команды успешно преодолели.

УГАДАЙКА, ПОСЧИТАЙКА.

Задание 8.

— 1 Девочка шла в город, а навстречу ей шли 99 мальчиков. Сколько человек шли в город? (1 девочка)

— Сколько всего существует двузначных чисел, запись которых оканчивается нулём? (9)

— Лист бумаги согнули пополам, потом еще пополам и по линии сгиба лист разрезали. Сколько получилось листков? (4)

— Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 4, 6, 8, при условии, что цифры не повторяются?

— Площадь квадрата 60 кв.см. Чему равна длина стороны?

— К широкой реке подошли трое ребят – Митя, Олег и Вася. Им надо переправиться на другой берег. Но на этом берегу стоял только небольшой плот, который мог выдержать груз не больше 60 кг. Ребята вспомнили, что Митя и Олег весили по 30 кг, а Вася — 40 кг.

Подумав, ребята нашли способ переправы и оказались на другом берегу. Как на этом маленьком плоту ребята переправились на другой берег?

На доске:

Ребята можете посоветоваться в парах. Решение поясняется после ответа детей. (Сначала на другой берег на плоту переправятся Митя и Олег, т.к. их вес вместе составляет 60 кг. Олин из них, например Олег возвращается обратно и выходит на берег. Затем на другой берег переезжает Вася (40 кг), а Митя возвращается на этот

— 5 —

берег, чтобы вместе с Олегом вновь переправиться на другой берег.)

— В трех клетках 8 кроликов. В первой столько, сколько во второй, а в третьей, столько, сколько в первой и во второй вместе. Сколько кроликов в каждой клетке?

— Когда отцу был 31 год, сыну было 8 лет. А теперь отец старше сына вдвое. Сколько лет сыну сейчас?

— В коробке лежат 3 белых и 3 черных шарика. Сколько нужно взять, не глядя, чтобы обязательно: а) были два шарика одного цвета; б) были два шарика разного цвета?

— Пятачок решил накопить на новый воздушный шарик для ослика Иа. Естественно, в свою копилку он опускал только «пятачки». В первый день он бросил несколько монет, во второй день еще две монеты. После двух дней монет в копилке было меньше восьми. В третий день Пятачок бросил еще два «пятачка», и в копилке стало больше восьми монет. Сколько монет опустил в копилку Пятачок в первый день?

— Двое могут выполнить работу за 7 дней при условии, что второй приступит к ней двумя днями позже первого. Если бы ту же работу каждый выполнял в отдельности, то первому понадобилось бы на четыре дня больше, чем второму. За сколько дней каждый мог бы порознь выполнить эту работу?

-«Сколько лет твоему сыну?» – спросил один человек у своего приятеля. Приятель ответил: «Если к возрасту моего сына прибавить столько же, да еще половину, то будет 10 лет». Сколько лет сыну?

ПОДУМАЙ

Задание 9.

Поставьте арифметические знаки между цифрами.

1 2 3 = 1

1 2 3 4 = 1

1 2 3 4 5 = 1

1 2 3 4 5 6 =1

1 2 3 4 5 6 7 =1

УЧИСЬ РЕШАТЬ, СТАРАЯСЬ РАССУЖДАТЬ

Задание 10.

В трех корзинах 100 кг моркови. В первых двух вместе 61 кг. Во второй и третьей вместе 66 кг. Сколько кг моркови в каждой корзине?

На трех деревьях уселись 36 галок. Когда с первого дерева перелетели на второе 6 галок, а со второго перелетели на третье 4 галки, то на всех трех деревьях галок оказалось поровну. Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве?

От ленты отрезали 12 метров, а потом еще 1/5 оставшейся части. Найдите первоначальную длину ленты, если во второй раз отрезали 4 метра.

— 6 —

  1. Рефлексия.

Подводится подсчет баллов. Награждение победителей.

— 7 —

Конспект урока «Занимательная математика» для 3 класса

Внеклассное мероприятие: «Занимательная математика» для 3 класса

Подготовила: учитель МКОУ «Светлоярская СШ №1»

Бирюкова Оксана Александровна

Цель: формирование интереса к предмету математики через внеурочную работу. 
Задачи: Развивать математическое мышление, смекалку, умение нестандартно мыслить.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие в страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

СЛАЙД 1

Дети: «Заниматика» – это занимательная математика.

Учитель: Правильно!

— Нас ждут приключения, в ходе которых вы узнаете много нового и покажите то, чему научились на уроках математики.

— Давайте узнаем, какие действия мы будем совершать в нашем путешествии?

СЛАЙД 2

hello_html_b7f80e8.png

Учитель:сегодня мы будем решать интересные задачи, отгадывать загадки, ребусы, проводить забавные игры. Разгадывать ребусы вы уже начали. Теперь давайте решим задачи, но они необычные. Это задачи на смекалку

СЛАЙД 3

hello_html_m51a32a6a.png

СЛАЙД 4

hello_html_1082db95.png

СЛАЙД 5-6

hello_html_mc192fbf.png

hello_html_1d1a940e.png

Учитель:Хоть у нас урок математики, но я предлагаю вамвспомнить сказки. Но не просто сказки, назвать те сказки, в названии которых есть число.

— Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Три толстяка, Волк и семеро козлят, Три медведя, Сказка о семи богатырях…, Трое из Простоквашино, Али-Баба и сорок разбойников, 101 далматинец и др.
СЛАЙД 7

hello_html_27f2ed87.png

Учитель:Молодцы ребята! Видно сказки вы любите читать.

— А сейчас давайте проведем  БЛИЦ-ТУРНИР, то есть я вам задаем вопрос вы мне ответ
1. Первый месяц весны (март).
2.  Сотая часть метра (сантиметр)
3. Животное с длинными ушами (заяц).
4. школьный стол (парта).
5.Что больше 8 тонн или 80 центнеров?(одинаково)
6. 9 увеличить в 3 раза. (27)
7. В каком месяце бывает 28 дней? (в каждом)
8. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось? (четыри)
9. Если карандаш два раза перерезать, то сколько будет карандашей? (3)
10. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала одна лошадь? (30)
11.Палка имеет 2 конца. Сколько концов у половины палки?
12. У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в семье? (четверо)

Учитель: А теперь отгадайте ребусы

СЛАЙД 8-10

hello_html_m6ed38fb1.png

hello_html_1934852e.png

hello_html_2ce95fde.png

СЛАЙД 11

hello_html_2141d261.png

Учитель:А сейчас отгадайте загадки

На четырех ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты любишь отдыхать, 
Когда устанешь ты гулять. (Кровать.)

Две в руках,
Две на ногах –
Не провалишься в снегах;
А проедешь без труда –
Только лягут два следа. (Лыжи и лыжные палки.)

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки.)

Учитель:Напоследок задание на внимание

СЛАЙД 12-13

hello_html_28a6adc3.pnghello_html_377c726e.png

Учитель: Вот и закончилось наше занимательное путешествие в увлекательную страну Заниматику.

— Что нового узнали на этом занятии? Какие математические умения вы использовали на занятии?

— Молодцы. Всем спасибо.

— Ну, а на последок я предлагаю прочитать математические сказки, которые вы сочинили сами.

СЛАЙД 14-22

hello_html_28e1d81a.png

hello_html_m4a074e66.png

hello_html_m32ea166a.png

hello_html_m71885648.png

hello_html_5781955e.png

hello_html_4fb565b4.png

hello_html_m7afd7248.png

hello_html_55cda154.png

hello_html_3de55f23.png

hello_html_6dfe563d.png

Конспект внеклассного занятия по математике (3 класс)

Конспект внеклассного мероприятия «Час весёлой математики»
в 3 классе  по теме «Величины»

Цели :

 1. Отработка вычислительных навыков

 2. Систематизировать знания о задаче и её решении

 3. Формирование пространственного воображения

 4. Развитие интереса к математике

 5. Формирование УУД

 1.Личностные УУД: • развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

 • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

 2.Регулятивные УУД : • принимать и сохранять заданную учебную цель,

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

3.Познавательные УУД : • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

 • обобщать полученные знания,

 • использовать знаково-символическое моделирование,

 • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

• овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять работу с графической информацией, обнаруживать пробелы в информации;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

 4.Коммуникативные УУД :

 • слушать собеседника,

 • задавать вопросы,

 • контролировать действия партнёра,

 • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

 

 Планируемые результаты

 (личностные, метапредметные и предметные)

 • Выполнять устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

 • Решать текстовые задачи, уметь анализировать задачи, оценивать правильность хода решения

 • Развивать пространственное воображение.

 • Вести логически-поисковую деятельность, работать с таблицами, анализировать данные и обобщать их.

 

 Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран,  презентация урока, демонстрационный раздаточный материал.

 Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа, разноуровневая работа, работа в парах и группах..

Форма проведения: игра — соревнование «Своя игра» .

 Возраст: 3 класс

Ход проведения.

I.                   Оргмомент.
Вы на встречу все пришли,
И не хмурьте лица,
Будьте весёлыми всегда
В игре легче учиться.
Коллектив наш небольшой,
Но лучистый, добрый, озорной,
И сегодня здесь, друзья,
Свела нас интересная игра – «Своя игра».

Класс делится на команды – группы мудрецов. Капитан выбирает тему и вопрос на экране, на который отвечают все участники игры. Если команда, выбравшая вопрос, ошибается, право дать ответ получает другая команда, подготовившая ответ. Мудрецы, набравшие наибольшее количество очков, выигрывают.
Учитель: Сегодня наши мудрецы собрались в очередной раз помериться своимисилами и прищли сюда со своими могущественными деревьями. В древние времена люди знали, у какого дерева какое качество мудрости взять. Наши предки уважали и чтили деревья, относились к ним как к живым существам. В каждом дереве частичка мудрости спрятана. У каждого из нас есть свое дерево, наиболее близкое нам по своим энергетическим характеристикам. Такое дерево окажет помощь в случае болезни, поможет справиться  с недостатком энергии, поддержит в трудные минуты и обрадуется в счастливые.
— Расскажите, почему вы выбрали именно это дерево.
-Клёны – деревья друзья, помогают сплочению коллектива.(200 лет)
-Берёза- славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. (100-150 лет)
-Липа- Издревле, липа, считалась деревом Мастеров. Липа помогает раскрытию творческих способностей.  (400 лет)

Ну а нам они ещё  будут сообщать о достижениях каждой команды.
II. Жеребьевка. Объявление темы игры.
 — Сейчас мы определим кто первым начнет игру. Вы должны найти значения выражений и собрать из ключа тему нашей игры.
360 : 6 + 87 =     147   Н
96 – 90 : 3 =        66    Ч
29 + 60 – 9*7=     26   Е
51 : 17 * 30 : 3 = 30    Л
68 + 76 + 32 =    176  Ы
270 : 90 + 89 =     92   И
(300 + 20+ 8) : 8= 41 И
(43 + 27) : (83-76)= 10 В        
Правильно – Величины.  — А что такое величина?

(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)

 Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади, объем, скорость)

III.               Разминка.
— Я вижу вы все  сегодня молодцы и начнем нашу игру с разминки. Перед вами блиц- вопросы, которые требуют не только  быстрых, но и правильных ответов.
1)Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько часов играл каждый? (2 часа)
2)   Три курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48 яиц)
3)Каков рост Дюймовочки? ( 1 дюйм =2см54мм)
4)Что тяжелее : 1 кг железа или 1 кг пуха? (масса одинакова)
5)  Тройка лошадей бежит сос скоростью 30 км / ч. с какой скоростью бежит каждая лошадь?          ( 30 км / ч)
6) Если в 12 часов ночи  идет дождь, то можно ли  через 72 часа ожидатьсолнечную погоду?  (нет, будет опять ночь)

IV.              Iи IIРАУНДЫ.
— Перед вами экран с вопросами, расположенными по темам. Вопросы расположены по степени сложности: 100-200 очков – простые вопросы, 300-400 – требующие рассуждения и решения. Вопросы на 500 очков требуют смекалки и последовательного решения. Среди заданий есть вопрос из рубрики «Кот в мешке», это творческое задание каждой команды для своих соперников. Желаю всем удачи! Пусть победит сильнейший!

Масса

100

200

300

400

500

Время

100

200

300

400

500

Длина, площадь

100

200

300

400

500

Скорость, время, расстояние

100

200

300

400

500

1)                 Единицы веса – 100.  Перечисли единицы веса,начиная с наименьшей.

                                       (Грамм, килограмм, центнер, тонна)
Единицы веса – 200.  Вырази в более крупных единицах измерения:
                      1200 кг = 1 т 2ц,
                      30 ц = 3 т ,
                      600 000 кг = 6000 ц = 600 т,
                      578 000 000 г = 578 000 кг = 5780 ц = 578 т

2)                 Единицы веса – 300.  Сравните:
               5 т 3 ц  > 503 кг

               71 т   = 710 ц

               320 ц  > 32 кг

4        т 6 ц  <  4 т 550 кг

3)                 Единицы веса – 400.  На складе лежат мешки с мукой и крупой. Мешок с мукой весит 80 кг, а с крупой – 60 кг. Каких мешков на складе больше и на сколько, если муки 4 560 кг, а крупы –
 3 840 кг?

 

Масса одного

Кол-во

Вес всего товара

Мука

80 кг

? м.

? м.          на ?м. больше

4000 кг

Крупа

60 кг

3600 кг

1)      4 000 : 80 = 50 (м) с мукой

2)      3 600 : 60 = 60 (м) с крупой

3)      60 – 50 = 10 (м)

Ответ: на 10  мешков с крупой больше.
4)Единицы веса – 500.  Банан с яблоком весит 240 г. А банан с тремя такими яблоками – 400 г. Узнайте массу банана и яблока.

 

Масса одного

Кол-во

Вес всего товара

I

Банан — ?г

яблоко — ?г

1 банан + 1 яблоко

                                    на ?  яб. б.

1 банан + 3 яблока

240 г

На ? г. больше

400г.

II

1)      3 – 1 = 2 (яб.) —  больше во IIслучае.

2)      400 – 240 = 160 (г) масса 2-х яблок

3)      160 : 2 = 80 (г) масса одного яблока

4)      240 – 80 = 160 (г) масса банана

Ответ: 160 г весит банан и 80 г весит яблоко

6) Время -100.Назовите единицы времени, начиная с самой крупной
(  Тысячелетие,      век,     год,    месяц,   неделя,     сутки,    час,     минута,     секунда)
Какие самые опасные часы вам знакомы?
Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает,
Падает шар, и гремя, и звеня..
Сони боялись часов, как огня. (Огненные часы)

— Я надеюсь, что все вы соблюдаете режим дня, вовремя ложитесь спать и не боитесь будильника, как огня.

7)                  Время -200.«Олег проснулся в 8 часов.

– Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?

– Еще рано: спектакль начнется через 3 часа.

– А когда же мы пойдем?

– Мы выйдем из дома ровно за час до начала спектакля,- сказала мама.

– Кто догадался, когда начнется спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома?»

                             ( В 11 часов – начало спектакля. Они выйдут  — в 10 часов. )

8)Время -300.Выразите в более мелких единицах:

2 ч 5 мин = 125 мин = 7500 сек

1 мин 20 сек = 80 сек

1 год 8 мес = 20 мес

4 сут 4 ч = 100 ч = 6 000 мин = 360 000 сек  

9)    Время -400. В сутки через легкие человека проходит 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха поступит в лёгкие за месяц? За год?
              1. В месяце 30 или 31,  28 или 29 дней

а)10 000 *30= 300 000 ( л)

б) 10 000*31 = 310 000 ( л)

в) 10 000*28 = 280 000  (л)

г) 10 000*29 = 290 000  (л)

2. В году 365 или 366 дней (в високосный)

а) 10 000 *365= 3 650 000 (л)

б)  10 000*366 = 3 660 000 (л)
10)Время -500. Урок в школе длится  45 минут, а перемена – 15 минут. Сколько времени проведёт  ученик  в школе, если по расписанию сегодня 6 уроков ? Время выразите в часах и минутах.

 

Продолжительность

1 урока или перемены

Кол-во

Всё  время

Уроки

45 мин.

6 ур.

? мин.

? мин.         ? мин.

Перемены

15 мин.

5 п.

1)      45 * 6 = 270 (мин) –  все уроки.

2)      15 * 5 = 75 (мин) –  все перемены.

3)      270 + 75 = 345 (мин) = 5 ч. 45 мин.

Ответ: ученик проводит в школе5 ч 45 мин .

 

11)             Длина, площадь – 100.Вставьте пропущенные названия единиц длины:

1 м = 10 дм = 100 см

1 км = 1000 м

12)           &nbs