Урок русского языка 3 класс Тема: Обучающее изложение Вид урока: Урок развития речи.

Урок русского языка 3 класс

Тема: Обучающее изложение

Вид урока: Урок развития речи.

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Задачи:

— Формировать умение делить текст на логические части.

— Формировать умение прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления.

— Формировать умения последовательно пересказывать текст по плану.

— Развивать умение пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим составом языка.

— Формировать познавательный интерес, развивать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь передавать содержание преобразованного текста;

  • воспринимать текст визуально и на слух;

  • выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких предложенных;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • подробно пересказывать текст с опорой на план;

  • грамотно записать пересказ преобразованного текста;

  • увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.

Метапредметные:

  • определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

  • строить высказывания, находить выход из создавшейся ситуации;

  • планировать совместную деятельность;

  • уметь договариваться, находить общее решение;

  • адекватно оценивать свои действия и действия собеседника.

Личностные:

Формировать основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Оборудование компьютер, мультимедийный проектор.

  • презентационное сопровождение урока

  • учебник В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык»

Ход урока:

I. 1.Орга-низационный момент.

2.Вступитель-ная беседа.

— Здравствуйте, ребята.

СЛАЙД 1.

-Сегодня у нас урок развития речи. Чем мы занимаемся на таких уроках?

-Сегодня мы будем работать над изложением.

Что такое изложение?

-А для чего нужно уметь писать изложения?

-Значит, какая цель нашего урока?

СЛАЙД 2.

А вот о чём будет текст,-  угадайте!

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

(лес)

СЛАЙД 3.

— Ребята, а вы любите гулять в лесу?

Кто был в лесу?

— А что вы делаете в лесу?

Эпиграфом нашего урока будут слова М.Пришвина.

СЛАЙД 4.

«Лес открывается только тем, кто умеет быть внимательным к его существам».

Как понимаете эти слова?

-Вы сказали, что собирали грибы в лесу

А какие грибы вы знаете? Отгадайте загадку.

СЛАЙД 5.

Вдоль лесных дорожек,

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали – приметных

Собирай, не мешкай,

Это …….(сыроежки)

-Кто знает, как они выглядят? Слайд 6

Дети здороваются и садятся на свои места.

Пишем сочинения и изложения.

Изложение – это пересказ текста в устной или письменной форме.

-Изложения учат правильно и красиво говорить, излагать свои мысли, правильно их произносить и грамотно записывать. Развивается память, мышление.

-развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

-развитие орфографической зоркости.

-развитие памяти, речи, мышления.

-развитие интереса к русскому языку.

— Текст будет о лесе!

— Очень любим гулять в лесу, собирать грибы, ягоды.

Дети рассказывают о своём опыте общения с лесом…где были и что видели…

Нужно быть внимательным в лесу.

УУД

Регулятивные

Личностные

II. Подготовка к изложению.

1.Знакомство с текстом.

2.Анализ текста.

Работа в паре

3.Орфографи-ческая работа

— Какие вы у меня молодцы! Как много знаете! А теперь мы познакомимся с текстом.

Упр № 129 (с.70)

Текст записан у детей на карточках без заглавия.

Кто хочет прочитать текст вслух?

Слайд7.

А) Работа с текстом:

  • Почему эти предложения можно назвать текстом?

  • Понравился ли вам текст?

  • О чем говорится в тексте?

  • Что показалось особенно интересным?

-А теперь я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте предложениями из текста:

-Где происходит событие?

СЛАЙД

-Где росла сыроежка?

СЛАЙД

Что такое брусничник?

СЛАЙД

-Какая была сыроежка?

СЛАЙД

-На что она была похожа?

СЛАЙД

-Что делала птичка на краю сыроежки?

СЛАЙД

— Кто ещё может красиво прочитать текст?

-О чём говорится в этом тексте?

СЛАЙД

  1. На лесной полянке.

  2. Про сыроежку.

  3. Удивительная сыроежка

  4. Лесная тарелка.

Почему? Запишите заголовок.

Б) Составление плана текста:

  • Сколько частей в этом тексте?

  • Кто прочитает первую часть?

  • О чём в ней говорится?

  • Как можно эту часть озаглавить?

Подберите карточку с подходящим названием.( доска)

  • Кто прочитает вторую часть?

  • О чём в ней говорится?

  • Как её можно озаглавить?

Подберите карточку с подходящим названием.

Подберите карточку с подходящим названием.

Дети распределили все пункты плана доске.

1.Сыроежка на полянке.

2.Большая тарелка с водой.

3.Питье для птички.

В)Работа с лексико-грамматическими конструкциями.

СЛАЙД

1.Давайте подберём и запишем возможные варианты глаголов.

Березки (что делали?) росли.

Края (Что сделали?) загнулись.

Птичка (Что сделала?)

слетела, села, попила, полетела.

2.Подберите прилагательные к существительным:

Полянка (Какая?) лесная.

Брусничник (Какой?) зеленый.

Сыроежка (Какая?) красная, огромная, старая.

Тарелка (Какая?) большая, наполненная.

Птичка (Какая?) серая.

Давайте проведем орфографическую подготовку

СЛАЙД

Дети берут карточки и, только глазами читают текст.

— Читает ученик.

Текст-это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой.

Дети отвечают на вопросы.

Ученик читает текст вслух

Дети выбирают заголовок.

Дети записывают план к себе в карточку

На доске выставляется план текста

Дети выбирают в тексте слова.

Дети подбирают проверочные слова к выделенным орфограммам на слайде и в карточках.

УУД

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

III. Физминутка.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

1V. Пересказ

Текста по плану.

— Кто может самостоятельно пересказать первый абзац текста?

— Кто может самостоятельно пересказать второй абзац текста?

— Кто может самостоятельно пересказать третий абзац текста?

— Кто хочет ещё раз самостоятельно проговорить текст?

Ученик пересказывает текст – первый абзац.

Ученик пересказывает текст – второй абзац.

Ученик пересказывает текст – третий абзац.

Ученик проговаривает текст по плану.

УУД

Познавательные

Регулятивные

V.

Творческое задание.

-Можно ли связать текст с эпиграфом к уроку? Чему учит рассказ?

СЛАЙД

Продолжите высказывания.

Я думаю, что Пришвин хотел показать (что?)….

Благодаря автору мы увидели (что?)…

Он призывает нас быть (какими?)…

И тогда природа (что сделает?)….

Ребята, у которых есть зеленые карточки, должны будут дополнить изложения ответами на эти вопросы.

УУД

Познавательные

Личностные

VI.

Написание изложения.

У вас на партах лежат разного цвета карточки – помощницы.

Желтый цвет – карточка с наводящими вопросами и опорными словам

Сиреневый цвет — карточка с опорными словами

Зеленый цвет – карточка с творческим заданием.

— А теперь убираем тексты и пишем. Удачи.

Дети пишут изложение с использованием карточек-помощниц

УУД

Познавательные

Личностные

VII.

Самоконтроль.

— Те, кто справился с заданием, прочитайте свой текст.

— Взаимопроверка.

Дети читают.

УУД

Регулятивные

VIII. Подведение итогов урока

— Что вам удалось сегодняшнем уроке?

— Что вам не удалось сегодняшнем уроке?

— Вы все молодцы!!!

СЛАЙД

Закончи предложение:

На уроке

-Я узнал……

-мне понравилось….

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Я задумался о…..

Ответы детей

УУД

Регулятивные

Личностные

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Презентация к уроку русского языка по теме «Подробное изложение повествовательного текста» Школа России 3 класс

Слайд 1

Выполнила Комаровская Л.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ №97 г.Воронежа ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА

Слайд 2

СКВОРЕц Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждёт. Чужие песни петь умеет. А всё же голос свой имеет.

Слайд 3

Прочитайте текст, озаглавьте. Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

Слайд 4

Повторим орфограммы Ос е нь, пор е дела, л и ства, сир о тливо, скв о ре чн ик, пр и л е тели, ск о льзнула, скв о рец, т и хонько, р о дным, дом и ком, д а лёкий, з а пел, з а кончилась, т е перь.

Слайд 5

Разделите текст на три части. Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

Слайд 6

План 1. Одинокий скворечник . — Какое время года описывается? — На ветке какого дерева качается скворечник? 2. Прощальная песенка . — Кто прилетел к скворечнику и тихонько запел? 3. В далёкий путь . — Почему скворцы прощаются с родным домиком? — Когда они прилетят сюда снова?

Слайд 7

Проверьте написанный текст.

Слайд 8

Используемые источники: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник русского языка для 3 классов. – М., Просвещение, 2013. с.99 Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. – М., ВАКО, 2014. С.136-137. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Flityaz.ru%2Fpars_docs%2Frefs%2F99%2F98110%2F98110_html_m47555c.jpg&text= картинка%20скворец%20в%20скворечнике& noreask =1&pos=8&lr=193&rpt= simage https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fmedia.goldbook.ca%2FAnimal-Movers-The-18431%2FGallery%2FAnimalMovers06_Thumbnail1.jpg&_=1447574760785&p=3&text= Обыкновенный%20скворец& noreask =1&pos=90&rpt= simage

План-конспект урока по русскому языку (3 класс): Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Урок развития речи. 3класс.

Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Цели:

  • Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности.
  • Точно употреблять слова в устной и письменной речи.
  • Развивать речь и орфографическую зоркость уч-ся.
  • Обучать детей правильно озаглавливать части текста.
  • Формировать умение анализировать текст.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
  • Прививать любовь к окружающей природе.

 

                             Ход урока.

         1. Орг.момент.

                Начинается урок,

                Он пойдёт ребятам впрок.

                Постарайтесь всё понять –

                Будем грамотно писать.

 

         2.Мотивация урока.

— Ребята эпиграфом к нашему уроку я решила взять высказывание древнегреческого учёного.

— Прочитайте, что он сказал?

 «Человек должен говорить и писать искусно, умело, успешно».

— Как вы понимаете высказывания учёного?

ВЫВОД: любому человеку приятно слушать красивую речь.

— Кто хотел бы красиво говорить и умело писать?

— Как вы думаете, какие уроки помогут нам постичь умение красиво говорить и умело писать?  (уроки развития речи)

 

    3.Сообщение темы урока.

  • – Сегодня у нас урок развития речи и начнём мы его с отгадывания загадки.

                      Кто в лесу огромней всех?

                      Кто богатый носит мех?

                      Кто малину с веток рвёт?

                      Кто душистый любит мёд?

                                    (Медведь)

 

— Что вы знаете о медведе?

 

— Давайте прочитаем, как даётся объяснение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова.

— Почему его так назвали?

( слово медведь образовалось в общеславянском языке и означало «едящий мёд, мёдоед»      мед-у-ед—медведь)

 

— В каких сказках встречается это животное?

-Каким медведь показан в сказках?

(неуклюжий, косолапый, глуповатый)

— А на самом деле такой медведь, как вы считаете?

(На самом деле медведь умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь)

 

— Ребята, ваши товарищи подготовили интересные сведения об этом животном. Давайте их послушаем.

  • Сообщение о медведе.

1уч. – Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. Длина его тела до 3метров, масса до 700кг. Шерсть окрашена в чёрный или бурый цвета. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живёт до 45 лет.

2уч. – Медведь впадает зимой в спячку. В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах лап нарастает новая кожа, её медведь облизывает языком, тем самым согревая от холода, причмокивая губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасным. Такого медведя называют шатуном.

 

  • -Сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение текста.

 

— Как вы думаете, о ком мы будем писать изложение?

-Какие цели поставим перед собой на уроке?

(будем учиться последовательно передавать текст, точно употреблять слова в речи, правильно озаглавливать части текста, писать грамотно, без ошибок)

 

— Прочитайте, как называется текст. (В берлоге)

— Что такое «берлога»?

— Давайте прочитаем какое толкование этого слова даёт С.И. Ожегов.

 

— Сейчас мы перейдём к работе с текстом, а  в конце урока я хочу услышать от вас ответ на вопрос, что нового для себя вы узнали из текста о жизни этого удивительного зверя – медведя.

 

           4.Работа с текстом.

— Положите перед собой карточки с текстом.

— Я читаю текст, а вы внимательно слушайте, а затем ответьте на вопрос:

     — О чём текст? (о подготовке медведя к зимней спячке)

 

  • Беседа по содержанию.

 

— Прочитайте текст самостоятельно, а затем мы побеседуем.

 

— Найдите в тексте ответ на вопрос: «Чем занимался медведь осенью?»

— Как называется медвежье жильё? (берлога)

— Найдите в тексте ответ на вопрос: «Как медведь готовил берлогу?»

— Найдите в тексте ответ на вопрос: « Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?»

— Когда ему лучше спится?

 

  • Составление плана.

— Я предлагаю вам составить план.

     — Зачем мы будем составлять план? (поможет написать текст)

 

-Сколько частей выделил автор в тексте?

— Прочитайте 1 часть.( читает ученик)

— О чём главном рассказывает автор в этой части?

— Озаглавьте её.         Медведь нагуливает жир.

— Прочитайте 2 часть и озаглавьте.     Подготовка берлоги.

Прочитайте 3 часть и озаглавьте.     Медвежий сон.

                 План записывается на доске.

 

Физминутка.    Раз – подняться, потянуться.

                            Два – согнуться, разогнуться.

                            Три – в ладоши три хлопка: раз,два,три.

                             Головою три кивка: раз, два, три.

                             На четыре руки шире.

                             Пять – руками помахать.

                             Шесть – за парту тихо сесть.

        

 

  5.Лексико-орфографическая и словарно-грамматическая подготовка.

— Ребята, теперь я предлагаю вам поработать с трудными словами, которые встретились в этом тексте.

— С какой целью мы будем выполнять эту работу?

 

  • Обратите внимание на слова, написанные на доске.

          растений

         жир нагуливает

          нашёл

          хвоей

          ранней

          медвежий

          сухим мохом

— Какое опасное место в слове «растений»? (непроверяемая безударная гласная в корне)

— Что означают слова: «Жир нагуливает»?(ел много, наедалс, запасы жира помогают медведю перезимовать)

— Назовите опасное место в слове «нашёл».

— Что означает слово «хвоя»? (видоизменённые листочки – иголки у хвойных деревьев). Какая орфограмма в этом слове?

— Объясните написание слова «ранней».

-Что означает слово «медвежий»? (принадлежащий медведю)

 Что такое «мох»?  (растение, которое обычно растёт в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях) Какая орфограмма в этом слове?

 

 

  • В тексте встречаются слова на другие изученные нами орфограммы.

— Эти слова выписаны на индивидуальную карточку. Работая в парах, вставьте пропущенные буквы в слова и докажите, почему именно эту букву вы вставили. Как можем доказать? (подберём проверочное слово)

          Ос…нь                                сла..кие

          бр…дил                              мя..кой

          х…л..днее                            вхо..

          л..сной                                 моро..

          выст..лил

          нат..скает

          зал..гает

          с..льнее

 

  • О ком говорится в тексте? (о медведе)
  • Какими словами можно заменить слово «медведь»?  (он, зверь)

 

                      6.Подготовка к записи текста.

— Прочитаем ещё раз текст.

-Перескажите в парах.

— Перескажите вслух.

— Как на письме надо определять границы предложений?

 

                    7. Написание текста.

Слабые ученики пишут изложение с использованием карточки-помощницы.

                   Карточка-помощница.

1ч. –Где бродил медведь? (по лесу)

     — Что он ел? (сладкие корни, ягоды, жир нагуливал)

2ч. – Что он нашёл в лесной глуши? ( большую ель и вырыл яму)

      — Чем зверь застелил яму? ( мягкой душистой хвоей, сухим мохом)

      — Чем медведь закрыл вход? (натаскал веток)

      — Что у него получилось? (берлога-медвежье жильё)

3ч. – Когда медведь залегает в берлогу? (ранней зимой)

     — Как у него в берлоге? ( тепло, уютно)

     — Когда ему крепче спится? ( чем сильнее мороз)

 

                 8.Самопроверка.

             Памятка.

1). Читай медленно по одному предложению.

      (Вникай в смысл каждого слова)

2). Проверь, правильно ли определены границы предложения?

     (Начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце ставь точку)

3). Найди слова, написание которых надо проверять.

      (подбери проверочное слово)

4) Найди слова, которые записаны на доске.

     ( сравни написание слов)

 

              9.Сам-ное чтение 2-3 работ вслух и обсуждение.

                  Памятка.

1). Верно ли передано содержание текста?

2). Соблюдалась ли последовательность?

3). Не было ли повторов?

4). Твоё отношение к услышанному?

 

             10.Итог.

— Что нового вы узнали из текста о медведе?

 

-Бурый медведь занесён в Красную книгу как вид, находящийся под угрозой исчезновения.

— Как вы думаете, почему количество медведей уменьшается? (вырубка лесов, распашка полей, неумеренная охота привели к тому, что охрана некоторых видов бурых медведей в нашей стране стала необходимой)

 

 

— Чему учились на уроке?

— Получился ли у нас текст?

— Что помогло нам в этом?

 

    

 

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Школа России» Подробное изложение повествовательного текста «Горностай»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме «Обучающее изложение. Синички»

Презентацию можно использовать на уроках по развитию речи во 2 классе…

Конспект урока по русскому языку по теме: «Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух»

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану…

Презентация к уроку русского языка по теме «Обучающее изложение «Слон Макс»»

Презентация содержит все этапы работы  над изложением и поможет провести урок русского языка в 3 классе….

Презентация к уроку русского языка по теме «Подробное изложение повествовательного текста» Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме «Подробное изложение повествовательного текста» по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого…

Презентация к уроку русского языка по теме: » Обучающее изложение по теме:» Скворцы».( 3 класс)

Презентация к уроку русского языка  по теме: » Обучающее изложение по теме:» Скворцы».( 3 класс)…

Конспект урока по русскому языку на тему: «Подробное изложение повествовательного текста» 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: «Подробное изложение повествовательного текста» 4 класс…

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ….