Обучающие изложения для 3 класса

Обучающее изложение по тексту из учебника

( упр22 стр.62,Русский язык 3 кл., Л.М. Зеленина, ).

Цели: формирование умения применять знания о предложении при построении (свободном изложении по составленному плану ) текста.

— развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами.

Примерный план.

Кормушка на пруду.

  1. Утром на пруд.

  2. Столик на середине водоема.

  3. Приглашение на завтрак.

Орфографическая подготовка: объяснить пропущенные орфограммы: подобрать проверочные слова, рассказать правила.

Обучающее изложение.( Упр.111 стр. 134).

Цели: — формирование умения определять, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек.

— продолжить формирование способности и готовности учащихся строить небольшие по объему и близкие по тематике сообщения, как в устной, так и в письменной речи.

Варианты заглавий: Лесная находка. Пеструхин. Маленький дятел. Любитель червей.

Вопросы к тексту:

  1. Как назвали дятла? Почему его так назвали?

  2. Как вел себя Пеструхин к вечеру?

  3. Когда дятлу дали земляных червей? Как вел себя дятел после завтрака?

  4. Как вы понимаете слово покрикивал 7 Можно ли это слово заменить словом кричал?

  5. Почему для описания дятла использованы слова крылышки, лапки. Коготки?

Примерный план.

  1. Находка.

  2. Вкусный завтрак

  3. Внешний вид дятла.

Орфографическая подготовка:

  1. Разобрать по составу слова Пеструхин, рассвет;

  2. Орфографическое чтение текста.

Изложение с языковым анализом текста.

«Птичья дружба» (по Н. Сладкову)

Цели: — формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости;

— воспитывать любовь ко всему живому в природе, сострадание; довести до сознания детей: дружба — качество присущее не только человеку.

Текст изложения:

Мне захотелось застрелить чайку, чтобы сделать чучело для музея. Красивые чайки живут на нашем озере. Они белые с черными кончиками крыльев. А клюв у них красный и вокруг глаз красное кольцо.

Вот показалась чайка. Я выстрелами ранил ее. Хотел я веслом достать подранка. Но на меня набросилась целая стая чаек. Они били меня крыльями и целились клювами в мне в глаза.

Другая стая кружилась над раненой подружкой, пока она спряталась в тростниках.

Видя такую птичью дружбу, мне расхотелось делать из живой птицы скучное чучело.

Примерный план:

  1. На озере живут красивые чайки.

  2. Чайки защищают подругу.

  3. Охрана раненой птицы.

  4. Отказ от изготовления чучела.

  5. Мое отношение к описанному событию.

Орфографическая подготовка:

(за)х…телось ч…йку кр…сивые

(за)стр…лить ч…чело оз…ре

(с)делать ж…вут в…слом

(вы)стрелил крал…ев подранка

Х…тел (в)гл…за над раненой

(до)стать круж…лась

(на)бросилась подру…кой

(рас)х…телось в тр…с…никах

птич…ю

скуч…ное

Изложение « Победа»

Цели: — формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности; учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторения одних и тех же слов; развивать орфографическую зоркость;

— обучать правильному озаглавливанию частей текста;

— воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому; способствовать развитию наблюдательности.

Текст изложения

Победа.

Однажды я наблюдал интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.

Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника.

Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.

Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.

Примерный план изложения:

  1. Автор увидел бой.

  2. Пичужки атакуют ястреба.

  3. Победа одержана.

Орфографическая подготовка:

Слова для справок: ястреб, у него, не отступали, яростно.

Обучающее изложение на основе восприятия текста

«Какие бывают дупла?» (по Н. Сладкову)

ЦЕЛИ:

  1. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ (ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП РЕЧИ, ТЕМУ, ИДЕЮ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ).

  2. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЯЗЫК ТЕКСТА, УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ НАИБОЛЕЕ ТОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ.

  3. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ ( ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМУ, ВЫДЕЛЯТЬ ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА-АРГУМЕНТЫ, ВЫВОД-ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ).

  4. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ, ОБОГАЩАТЬ ИХ АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

  5. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР ДЕТЕЙ.

Текст изложения

«Какие бывают дупла?»

Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла- ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла- кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

( по Н. Сладкову)

Примерный план изложения:

1.Вступление.

2.Основная часть.

а)Дупла-ночлежки.

б)Дупла-кладовые.

в)Дупла-спальни.

3.Заключение.

Орфографическая подготовка:

Презентация по русскому языку 3 класс Изложение

Изложение.

Воробей на часах.

В саду по дорожке прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Всё ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

План.

  1. Старый воробей охраняет воробьят.

  2. Появился ястреб.

  3. Тревога! (Старый воробей даёт синал малышам.)

  4. Воробей снова на часах.

Речевая подготовка.

— Как в рассказе назван ястреб? (Злодей, лютый враг).

— Как названы воробьи? (Старый воробей, часовой; воробьята, малыши, птенцы).

— С каких слов начинаются 2 и 3части? («Вот появился ястреб…», «Всё ближе ястреб…». Опасность нарастает.)

— Какими словами переданы быстрые действия воробьёв? (…разом скрылись)

Анализ текста.

  1. Соответствует ли содержание рассказа заглавию? Почему так считаете?

  2. Почему воробьятам надо бояться ястреба? Из какого предложения вы об этом узнали? (Он лютый враг мелких птиц.)

  3. Как защитил старый воробей птенцов от лютого врага? Какой сигнал он дал? (Громко и тревожно зачирикал воробей.)

  4. Как воробьята отозвались на сигнал? (Воробьята разом скрылись в кустах.)

  5. Кто главное действующее лицо рассказа?

  6. С кем связаны действия воробья?

Урок развития речи.Изложение с презентацией (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе ГБОУ СОШ ж.-д.ст. Погрузная

Тема урока: Обучающее изложение.

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Задачи урока:

  1. Формировать умение анализировать текст.

  2. Учить составлять план текста.

  3. Совершенствовать навык правописания.

  4. Развивать речь детей, путём формирования умения выделять наиболее точные слова для выражения мысли.

  5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Тексты изложения.

  2. Орфографические карточки.

  3. Презентация.

Ход урока:

I. 1.Орга-низаци-онный момент.

2.Всту-питель-ная беседа.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

СЛАЙД 1.

Сегодня мы с вами будем писать изложение.

— А что такое изложение?

— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, изложение.

-А для чего нужно уметь писать изложения?

-Значит, какая цель нашего урока?

СЛАЙД 2.

А вот о чём будет текст,-  угадайте!

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

2)Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

(лес)

СЛАЙД 3.

— Ребята, а вы любите гулять в лесу?

Кто был в лесу?

— А что вы делаете в лесу?

Эпиграфом нашего урока будут слова М.Пришвина.

СЛАЙД 4.

«Лес открывается только тем, кто умеет быть внимательным к его существам».

Как понимаете эти слова?

Стихи детей о лесе.

-Вы сказали, что собираете грибы.

А какие грибы вы знаете? Отгадайте загадку.

СЛАЙД 5.

Вдоль лесных дорожек,

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали – приметных

Собирай, не мешкай,

Это …….(сыроежки)

-Кто знает, как они выглядят?Слайд6

Дети здороваются и садятся на свои места.

— Изложение –это пересказ текста в устной или письменной форме.

— Дети открывают тетради и записывают число…

-Изложения учат правильно и красиво говорить, излагать свои мысли, правильно их произносить и грамотно записывать. Развивается память,мышление.

-Чтобы хорошо сдать экзамен.

-развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

-развитие орфографической зоркости.

-развитие памяти ,речи, мышления.

-развитие интереса к русскому языку.

— Текст будет о лесе!

— Очень любим гулять в лесу.

Дети рассказывают о своём опыте общения с лесом…где были и что видели…

Нужно быть внимательным в лесу.

Дети читают стихи (из Приложения)

II. Подгото-вка к изложе-нию.

1.Знакомство с текстом.

2.Анализ текста.

Работа в паре

3.Орфо-графи-ческая работа

— Какие вы у меня молодцы! Как много знаете! А теперь мы познакомимся с текстом.

Упр № 129 (с.70)

Текст записан у детей на карточках без заглавия.

— Кто хочет прочитать текст вслух?

Слайд7.

А) Работа с текстом:

  • Почему эти предложения можно назвать текстом?

  • Понравился ли вам текст?

  • О чем говорится в тексте?

  • Что показалось особенно интересным?

-А теперь я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте предложениями из текста:

-Где происходит событие?

СЛАЙД

-Где росла сыроежка?

СЛАЙД

Что такое брусничник?

СЛАЙД

-Какая была сыроежка?

СЛАЙД

-На что она была похожа?

СЛАЙД

-Что делала птичка на краю сыроежки?

СЛАЙД

— Кто ещё может красиво прочитать текст?

-О чём говорится в этом тексте?

СЛАЙД

  • На лесной полянке.

  • Про сыроежку.

  • Удивительная сыроежка

  • Лесная тарелка.

  • Почему? Запишите заголовок.

Б) Составление плана текста:

  • Сколько частей в этом тексте?

  • Кто прочитает первую часть?

  • О чём в ней говорится?

  • Как можно эту часть озаглавить?

Подберите карточку с подходящим названием.

  • Кто прочитает вторую часть?

  • О чём в ней говорится?

  • Как её можно озаглавить?

Подберите карточку с подходящим названием.

Подберите карточку с подходящим названием.

Дети распределили все пункты плана доске.

1.Сыроежка на полянке.

2.Большая тарелка.

3.Питье для птички.

— Какая часть самая большая и сложная? Как вам кажется?

— О чём в ней говорится?

Работа с лексико-грамматическими конструкциями.

СЛАЙД

Давайте подберём и запишем возможные варианты глаголов.

Березки(что делали?)росли.

Края (Что сделали?)загнулись.

Птичка (Что сделала?)слетела, села,попила,полетела.

Подберите прилагательные к существительным:

Полянка (Какая?)лесная.

Брусничник (Какой?)зеленый.

Сыроежка (Какая?) красная, огромная, старая.

Тарелка(Какая?) большая, наполненная.

Птичка (Какая?) серая.

-Давайте проведем орфографическую подготовку

СЛАЙД

Дети берут карточки и молча, только глазами, читают текст.

— Читает ученик.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выбирают заголовок.

Дети записывают план к себе в тетради.

Дети выбирают в тексте слова.

III. физ-культ-минутка.

Дети утром рано встали, 
За грибами в лес пошли.

                                         (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали, 
Белый гриб в траве нашли.     (Приседание.)
На пеньке растут опята. 
Наклонитесь к ним, ребята!

                                                        (Наклоны.)
Вон на дереве орех. 
Кто подпрыгнет выше всех?        (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться, 
Надо сильно потянуться.

                           (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили, 
Все тропинки исходили. 
                                         (Ходьба на месте.) 
Утомил всех долгий путь, 
Дети сели отдохнуть.
                             (Дети садятся за парты.)

Дети выполняют движения вместе с учителем.

IV. Пересказ

Текста по плану.

— Кто может самостоятельно пересказать первый абзац текста?

— Кто может самостоятельно пересказать второй абзац текста?

— Кто может самостоятельно пересказать третий абзац текста?

— Кто хочет ещё раз самостоятельно проговорить текст?

Ребёнок пересказывает текст – первый абзац.

Ребёнок пересказывает текст – второй абзац.

Ребёнок пересказывает текст – третий абзац.

Ребёнок проговаривает текст по плану.

Дети пишут изложение.

V.

Творческое задание.

-Можно ли связать текст с эпиграфом к уроку? Чему учит рассказ?

Дети рассказывают стихи.

СЛАЙД

Продолжите высказывания.

Я думаю, что Пришвин хотел показать (что?)….

Благодаря автору мы увидели(что?)…

Он призывает нас быть (какими?)…

И тогда природа(что сделает?)….

Ребята,у которых есть …..карточки должны будут дополнить изложения

Ответами на эти вопросы.

VI.

Написание изложения.

У вас на партах лежат разного цвета карточки –помощницы.

….цвет –карточка с наводящими вопросами и опорными словами.

….цвет-карточка с опорными словами

…..цвет – карточка с творческим заданием.

— А теперь убираем тексты и пишем. Удачи.

VII. Само-конт-роль.

— Те, кто справился с заданием, прочитайте свой текст.

— Взаимопроверка.

Дети читают.

VIII. Подве-дение итогов урока

— Что мы делали на сегодняшнем уроке?

— Вы все молодцы!!!

СЛАЙД

Закончи предложение:

На уроке

-Я узнал……

-мне понравилось….

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Я задумался о…..

Методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс) по теме: Изложения 3 класс

Слайд 1

Русский язык 3 класс Изложение

Слайд 2

Загадка Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны .

Слайд 3

Загадка Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Ответ: Медведь Знаете ли вы? Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь, зверь путает следы. Медвежата у самок рождаются в берлоге во время зимнего чуткого сна, который обычно длится с ноября по апрель.

Слайд 4

Изложение.

Слайд 5

Принесли охотники из леса двух медвежат. Маленькие были! Но к весне подросли и стали озорничать. Однажды перед самым моим носом кирпич с крыши свалился. Гляжу на крышу и что вижу. Придумали мишки развлечение. Сидят и от трубы по кирпичику отваливают. Ползет он по крыше и шуршит. А медвежатам нравится. Один даже язык высунул от удовольствия. Вот такие озорники! Маленькие озорники

Слайд 6

Принесли охотники из леса двух медвежат. Маленькие были! Но к весне подросли и стали озорничать. 1. Принесли медвежат.

Слайд 7

Однажды перед самым моим носом кирпич с крыши свалился. Гляжу на крышу и что вижу. Придумали мишки развлечение. Сидят и от трубы по кирпичику отваливают. Ползет он по крыше и шуршит. А медвежатам нравится. Один даже язык высунул от удовольствия. Вот такие озорники! 2. Придумали развлечение

Слайд 8

Пр и н…сли о хотн…ки из леса двух м…дв…жат. Мал…нькие были! Но к в…сне п…дросли и стали о з о рничать. О днажды перед самым м…им носом к и рпи ч с крыш… св…лился. Гл…жу на крышу и ч то вижу. Пр и думали мишки р а звл…чение. С…дят и от трубы по к и рпичику …тваливают. П…лзет он по крыше и шурш…т. А м…дв…жатам нрави тс я. О дин даже я зык высунул от уд о вольствия. Вот такие о з о рники! е и е е е е о и о я а е и о о и е е

Слайд 9

Маленькие озорники Принесли охотники из леса двух медвежат. Маленькие были! Но к весне подросли и стали озорничать. Однажды перед самым моим носом кирпич с крыши свалился. Гляжу на крышу и что вижу. Придумали мишки развлечение. Сидят и от трубы по кирпичику отваливают. Ползет он по крыше и шуршит. А медвежатам нравится. Один даже язык высунул от удовольствия. Вот такие озорники!

Слайд 10

План 1.Принесли медвежат. 2. Придумали развлечение. о хотники о з о рничать о днажды к и рпи ч ч то нрави тся от уд о вольств и я о з о рники

Слайд 11

Спасибо за урок!

Материал по русскому языку (3 класс) по теме: ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ ПО КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ

Малограмотный лисёнок

Лисёнок увидал на поляне мышиные мелкие строчки. Обрадовался. Вот и закусим! Не потрудился хорошенько носом прочесть, кто тут был.

Подкрался к кусту. А там кто-то маленький, в серенькой шкурке с хвостиком. Хвать его зубами! Фр-р-р-р! — гадость, какая вонючая! Выплюнул зверюшку и давай снег глотать. Так и остался без завтрака.

Это была землеройка. Она только похожа на мышь. Но рыльце у землеройки хоботком вытянуто, спина горбиком. Её грамотный зверь не трогает, потому что запах от неё ужасный.

                                                                                            (По В. Бианки. 77 слов)

План.

  1. Что увидал лисёнок на поляне?
  2. Почему он остался без завтрака?
  3. Почему землеройку не трогает грамотный зверь?

Изложение научного текста по плану, опорным словам и словосочетаниям

Минерал жизни

  Соль называют минералом жизни. Она регулирует работу сердца, входит в состав крови.

   Избыток соли в клетках задерживает лишнюю жидкость. Тогда трудно работать сердцу и почкам.

   Есть у соли целебное свойство. Люди, которые добывают её под землёй, почти не болеют гриппом. Пары каменной соли в шахте убивают микробов. Поэтому в пустых соляных шахтах устраивают лечебницы.

В быту люди используют соль для разных нужд. Соль при стирке делает ткань пушистой и мягкой. В походе сырые дрова горят лучше, если их «посолить».

                                                                        (По Т. Пономарёвой. 83 слова)

План.

  1. Как называют соль и для чего она нужна? (минерал жизни, регулирует работу, входит в состав)
  2. К чему приводит избыток соли в клетках? (задерживает жидкость)
  3. Почему в пустых соляных шахтах устраивают лечебницы? (целебное свойство, добывают, пары соли, убивают микробов)
  4. Как люди используют соль в быту? (для разных нужд, при стирке, в походе).

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Обучающее изложение 3 класс (текст-повествование)

Прочитайте текст.                                          

          Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли сухие. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.

          Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня.

          В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой.

                                                                                (По К.Паустовскому)

Найдите ответы на вопросы:

Почему начался лесной пожар?

Где охотился дед?

Кто помог спастись деду?

Куда бежал зверёк?

Почему дед побежал за зайцем?

Деду удалось спастись от пожара?

Сколько частей в тексте?   __________________

Определи тему текста (про что? про кого?) ______________________________________________________

Определи главную мысль текста ______________________________________________________

Составление плана:

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Опорные слова из текста:

1 часть:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 часть:


         ______________________________________________________

         ______________________________________________________

        _______________________________________________________

        _______________________________________________________

        _______________________________________________________

        _______________________________________________________

        _______________________________________________________

        _______________________________________________________        3 часть:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебно-методический материал (русский язык, 3 класс) по теме: Обучающее изложение. 3 класс. «Путешественница».

Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королек.

     Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл , как на кораблике.

Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королек.

     Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл , как на кораблике.

Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королек.

     Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл , как на кораблике.

Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королек.

     Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл , как на кораблике.