Изложения 3 класс — Русский язык
Изложение
В берлоге
Отгадай загадку.
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
медведь
Прочитайте текст:
Всю осень медведь бродил в лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь застелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жильё.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснёт медведь.
Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
Ответь на вопросы.
Чем занимался медведь осенью?
Как понимаете выражение жир нагуливал ?
Как называется медвежье жильё?
Расскажите, как медведь готовил берлогу?
Когда он залегает в берлогу и когда засыпает? Когда ему лучше спится?
Прочитай и перескажи:
Всю осень медведь бродил в лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь застелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жильё.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснёт медведь.
Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
Вставь буквы. Объясни написание.
..
..
..
..
е
о
д
е
М две ь, бр дил, по л су,
сла кие, ж р, х л днее,
глуш , б льшую, выст лил,
мя кой, душ стой, т пло,
вхо , медвеж е, жил ё,
зал гает, ра ей, нат скал,
с льнее.
о
о
и
д
..
..
..
…
е
о
ь
..
..
…
г
е
и
..
..
..
..
..
..
д
ь
ь
… ..
е
нн
а
..
..
и
…
Напиши изложение по плану.
- Медведь нагуливает жир .
- Подготовка берлоги.
- Медвежий сон.
Материалы:
загадки-http://detkam.e-papa.ru/
фото и рамки Интернет сайты
ББК 74.26
УДК 373.167. 1. 808. 2
Нина Николаевна Максимук
Сборник текстов для изложений. 2-4 классы
Учебно-методическое издание
Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.76) —
(Мастерская учителя).
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
СГОД № 8 города Талгара
Алматинской области
Семёнова Елена Васильевна
Изложения «Русский язык» 3 класс
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Аннотация.docx
Выбранный для просмотра документ Будьте бережливыми.(60 слов).pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Изложение Будьте бережливыми
2 слайд
Описание слайда:
Отгадай загадку. К дальним сёлам, городам, Кто идёт по проводам? Светлое Величество! Это …. электричество
3 слайд
Описание слайда:
Наступила осень. Дни стали короче. На дворе быстро темнеет, и в домах зажигают электрический свет. Мы очень привыкли к электричеству. Так просто включить лампочку. И мы часто забываем погасить её. С вами этого не случалось? А электричество – это большой труд многих людей. Его нужно беречь. Без электричества будет стоять тран- спорт, перестанут работать фабрики, заводы, школы и магазины. Бережно расходуйте электричество!
4 слайд
Описание слайда:
Ответь на вопросы. Какой призыв содержится в тексте? Произне- сите его с нужной интонацией. Почему нужно беречь электричество? Что может случиться, если не будет электри- ческой энергии? Какую оплошность мы часто допускаем? По- чему это нельзя делать?
5 слайд
Описание слайда:
Прочитай и перескажи: Наступила осень. Дни стали короче. На дворе быстро темнеет, и в домах зажигают электрический свет. Мы очень привыкли к электричеству. Так просто включить лампочку. И мы часто забываем погасить её. С вами этого не случалось? А электричество – это большой труд многих людей. Его нужно беречь. Без электричества будет стоять тран- спорт, перестанут работать фабрики, заводы, школы и магазины. Бережно расходуйте электричество!
6 слайд
Описание слайда:
Объясни написание пропущенных букв: К..роче, дв..ре, т..мнеет, в д..мах, б..р..жливые, пог..сить, б..льшой, ст..ять. о о е о е е а о о
7 слайд
Описание слайда:
Напиши изложение по плану: 1. Свет в домах. 2. Небрежность 3. Берегите электричество. Дополните текст описанием картины, которая возник- нет, если не будет электричества.
8 слайд
Описание слайда:
Материалы: загадки-http://detkam.e-papa.ru/ фото и рамки Интернет сайты ББК 74.26 УДК 373.167. 1. 808. 2 Нина Николаевна Максимук Сборник текстов для изложений. 2-4 классы Учебно-методическое издание Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.84) — (Мастерская учителя). Презентацию подготовила учитель начальных классов СГОД № 8 города Талгара Алматинской области Семёнова Елена Васильевна
Выбранный для просмотра документ В берлоге.(64 слова).pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Изложение В берлоге
2 слайд
Описание слайда:
Отгадай загадку. Он в берлоге спит зимой, Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. медведь
3 слайд
Описание слайда:
Всю осень медведь бродил в лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал. Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь застелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жильё. Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон. Прочитайте текст:
4 слайд
Описание слайда:
Ответь на вопросы. Чем занимался медведь осенью? Как понимаете выражение жир нагуливал? Как называется медвежье жильё? Расскажите, как медведь готовил берлогу? Когда он залегает в берлогу и когда засыпает? Когда ему лучше спится?
5 слайд
Описание слайда:
Прочитай и перескажи: Всю осень медведь бродил в лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал. Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь застелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жильё. Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
6 слайд
Описание слайда:
Вставь буквы. Объясни написание. М две ь, бр дил, по л су, сла кие, ж р, х л днее, глуш , б льшую, выст лил, мя кой, душ стой, т пло, вхо , медвеж е, жил ё, зал гает, ра ей, нат скал, с льнее. е д о е .. .. .. .. … .. .. .. .. .. … .. .. .. .. .. .. .. ….. .. … д и о о ь о е г и е д ь ь е нн а и
7 слайд
Описание слайда:
Напиши изложение по плану. Медведь нагуливает жир . Подготовка берлоги. Медвежий сон.
8 слайд
Описание слайда:
Материалы: загадки-http://detkam.e-papa.ru/ фото и рамки Интернет сайты ББК 74.26 УДК 373.167. 1. 808. 2 Нина Николаевна Максимук Сборник текстов для изложений. 2-4 классы Учебно-методическое издание Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.76) — (Мастерская учителя). Презентацию подготовила учитель начальных классов СГОД № 8 города Талгара Алматинской области Семёнова Елена Васильевна
Выбранный для просмотра документ В гостях и дома.(69 слов).pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Изложение В гостях и дома
2 слайд
Описание слайда:
Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчи- ки дружили. В воскресенье Витя пригласил товари- ща в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Маль- чик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиг- рали друзья и пошли к Илье. Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в по- ступках друга. Прочитайте текст:
3 слайд
Описание слайда:
Ответь на вопросы. Как вёл себя Илья в гостях? Как вёл себя мальчик дома? Можно ли сказать, что Илья действительно является аккуратным и вежливым челове- ком? Как вы считаете, может ли Илья быть настоя- щим другом?
4 слайд
Описание слайда:
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт, А если и споткнётся вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надёжный друг Ему протянет руку. Прочитай стихотворение: Веришь ли ты в то, что Витя поможет измениться своему другу?
5 слайд
Описание слайда:
Прочитай и перескажи: Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчи- ки дружили. В воскресенье Витя пригласил товари- ща в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Маль- чик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиг- рали друзья и пошли к Илье. Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в по- ступках друга.
6 слайд
Описание слайда:
Объясни написание выделенных букв: Поздоровался, родные, шапка, шкаф.
7 слайд
Описание слайда:
Вставь пропущенные буквы: ь .. …. .. ь ь сс ь Ил я, в трет ем, воскресен е, друз я, в кла е, а уратно, удивлё о, стра ая, друж ли, товарищ .. .. .. …. …. кк нн нн ….. .. и
8 слайд
Описание слайда:
Напиши изложение по плану. 1. Илья в гостях. 2. Илья дома.
9 слайд
Описание слайда:
Материалы: загадки-http://detkam.e-papa.ru/ фото и рамки Интернет сайты ББК 74.26 УДК 373.167. 1. 808. 2 Нина Николаевна Максимук Сборник текстов для изложений. 2-4 классы Учебно-методическое издание Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.80) — (Мастерская учителя). Презентацию подготовила учитель начальных классов СГОД № 8 города Талгара Алматинской области Семёнова Елена Васильевна
Выбранный для просмотра документ Верный товарищ.(67слов).pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Изложение Верный товарищ
2 слайд
Описание слайда:
Вася и Гриша скучали во дворе. Решили они пойти погулять. Друзья взяли санки и зашагали по тропе. Вот и горка. Уселись мальчики на санки и покатили вниз. Только снежок заскрипел и закружился за санями. Вдруг Вася вылетел из санок и свалился в сугроб. Он сильно ударил ногу и не мог сам встать. Гриша усадил товарища на санки и повёз в больницу. Врачи оказали Васе помощь. Прочитайте текст:
3 слайд
Описание слайда:
Ответь на вопросы. Какое настроение было у Васи и Гриши? Куда отправились мальчики? Что произошло на горке? Расскажите, как поступил Гриша? Объясните, почему рассказ назван «Верные товарищи».
4 слайд
Описание слайда:
Прочитай и перескажи: Вася и Гриша скучали во дворе. Решили они пойти погулять. Друзья взяли санки и зашагали по тропе. Вот и горка. Уселись мальчики на санки и покатили вниз. Только снежок заскрипел и закружился за санями. Вдруг Вася вылетел из санок и свалился в сугроб. Он сильно ударил ногу и не мог сам встать. Гриша усадил товарища на санки и повёз в больницу. Врачи оказали Васе помощь.
5 слайд
Описание слайда:
Объясни написание пропущенных букв: скуч ли — товарищ — закруж лся реш ли вни — сугро — повё — друз я — .. .. .. .. .. .. .. .. ча – ща пиши с «а» жи – ши пиши с «и» а у чу – щу пиши с «у» и и з внизу б сугробы з везёт ь разделительный «Ь»
6 слайд
Описание слайда:
Вставь пропущенные буквы: заш гали во дв ре по тр пе пок тили сн жок заскр пел с нями выл тел св лился ус дил б льницу вр чи ок зали е … а … о … о … а … … а … и … а … а … е … а … а … о
7 слайд
Описание слайда:
Напиши изложение по плану. 1. Друзья идут на горку. 2. Вася свалился в сугроб. 3. Гриша помогает товарищу. Опорные слова: решили, зашагали Опорные слова: покатили, вылетел, не мог встать Опорные слова: усадил, отвёз
8 слайд
Описание слайда:
Материалы: загадки-http://detkam.e-papa.ru/ фото и рамки Интернет сайты ББК 74.26 УДК 373.167. 1. 808. 2 Нина Николаевна Максимук Сборник текстов для изложений. 2-4 классы Учебно-методическое издание Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.80) — (Мастерская учителя). Презентацию подготовила учитель начальных классов СГОД № 8 города Талгара Алматинской области Семёнова Елена Васильевна
Выбранный для просмотра документ До первого дождя.(64 слова).pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Изложение До первого дождя
2 слайд
Описание слайда:
Отгадай загадку. Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут. дождь
3 слайд
Описание слайда:
Татьяна и Маша – подружки. Они всегда ходили вместе. Однажды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть. Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Покачала она головой: — Видно, ваша дружба до первого дождя! Прочитайте текст:
4 слайд
Описание слайда:
Какие отношения были между Таней и Машей? Расскажите, что произошло во время дождя? Что сказала учительница о дружбе девочек? Объясните, как вы понимаете её слова? Как должен был поступить настоящий друг? Ответь на вопросы.
5 слайд
Описание слайда:
Прочитай и перескажи: Татьяна и Маша – подружки. Они всегда ходили вместе. Однажды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть. Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Покачала она головой: — Видно, ваша дружба до первого дождя!
6 слайд
Описание слайда:
Вставь буквы. Объясни написание. Подру…ки — дружит х…дили — попр…сила — уд…вилась — г…л…вой — ходит просит головы, головка диво ж о о и о поб…ялась — бойся о о
7 слайд
Описание слайда:
Запомни написание! Вместе, всегда, однажды.
8 слайд
Описание слайда:
Напиши изложение по плану. Подружки . Во время дождя. Дружба до первого дождя.
9 слайд
Описание слайда:
Материалы: загадки-http://detkam.e-papa.ru/ фото и рамки Интернет сайты ББК 74.26 УДК 373.167. 1. 808. 2 Нина Николаевна Максимук Сборник текстов для изложений. 2-4 классы Учебно-методическое издание Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.77) — (Мастерская учителя). Презентацию подготовила учитель начальных классов СГОД № 8 города Талгара Алматинской области Семёнова Елена Васильевна
Выбранный для просмотра документ Как медведь сам себя напугал.(71 слово).pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Изложение Как медведь сам себя напугал
2 слайд
Описание слайда:
Отгадай загадку. Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. медведь
3 слайд
Описание слайда:
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчал- ся в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её вы- пугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Прочитайте текст:
4 слайд
Описание слайда:
Ответь на вопросы: Как вы понимаете значение выраже- ния дал стрекача? Почему медведь сделал это? С чего же начался переполох в лесу? Расскажите, как всё происходило даль — ше.
5 слайд
Описание слайда:
Прочитай и перескажи: Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчал- ся в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её вы- пугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.
6 слайд
Описание слайда:
Найдите слова – названия действий, которыми описан испуг животных. Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой ла- пой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчал- ся в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её вы- пугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Запомни! Дал стрекача
7 слайд
Описание слайда:
Вставь пропущенные буквы: м дведь затр щали т жёлой ур нила уг дила наск чил л мать ост новился наст р жил кр чит о … о … я … е … е … о … о … и … о … а … … о
8 слайд
Описание слайда:
Напиши изложение по плану: Медведь вошёл. Переполох в лесу. Медведь дал стрекача.
9 слайд
Описание слайда:
Материалы: загадки-http://detkam.e-papa.ru/ фото и рамки Интернет сайты ББК 74.26 УДК 373.167. 1. 808. 2 Нина Николаевна Максимук Сборник текстов для изложений. 2-4 классы Учебно-методическое издание Москва • «Вако»:2009г. 192с. (стр.87) — (Мастерская учителя). Презентацию подготовила учитель начальных классов СГОД № 8 города Талгара Алматинской области Семёнова Елена Васильевна
Выбранный для просмотра документ Карась. (71 слово).pptx
Тексты изложений по русскому языку для 3 класса
Автор Administrator На чтение 2 мин. Опубликовано
В сборнике для начальной школы Узоровой О. учителя и родители найдут замечательные тексты для проверочных работ в третьем классе. С помощью изложений, взрослые смогут увидеть уровень речевых навыков третьеклассников, их умения понимать текст, выражать свою мысль, писать грамотно.
В сборнике для начальной школы Узоровой О. учителя и родители найдут замечательные тексты для проверочных работ в третьем классе. С помощью изложений, взрослые смогут увидеть уровень речевых навыков третьеклассников, их умения понимать текст, выражать свою мысль, писать грамотно.
Тексты изложений для 3 класса по русскому языку подобраны из лучших классических книг для детей. Автор пособия, Узорова О. точно знает интересы и потребности детей. Тексты пособия соответствуют нормам письма и учитывают психологические особенности учащихся 3 класса. К каждому тексту прилагается примерный план изложения и справочные слова, в написании которых дети могут затрудняться.
Цель изложения по русскому языку в 3 классе – создать ситуацию письменного пересказа по плану. Для того чтобы написать пересказ текста успешно и получить хороший балл, дети должны уметь воспринимать текст на слух, улавливать и пересказывать главную мысль, выстраивать изложение в логической последовательности.
Изложение может быть подробным или же сокращенным. Подробное изложение требует умения запоминать, не добавлять лишних деталей, не путать время событий, героев и их характеристики. Примерный пересказ писать несколько сложнее, так как ребенок должен выбрать главные события и пересказать их по порядку.
Изложения для 3 класса по русскому языку даются лучше тем детям, которые много читают, имеют хороший словарный запас и память. Для тренировки письменного пересказа, родители могут задавить детям как устные изложения (в том числе и ответы на вопросы), так и письменные.
На нашем сайте Вы найдете библиотеку для начальной школы. Это книги разных авторов и различных педагогических систем. Любое учебное пособие можно скачать за пару минут на нашем сайте для детей.
Издательство: АСТ, Астрель
Год издания: 2006
Автор: Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
Формат: PDF
Количество страниц: 17
Язык: Русский
Скачать бесплатно izlogeniya_russkiy_yazik_3_klass_uchebnik.pdf
Изложение «Клесты», 3 класс, программа «Школа России».
— Откройте тетради на чистой странице, запишите число (Восьмое декабря), Изложение, название изложения «Клесты».
Работа по теме урока
— Что же мы знаем о клестах?
— Веселина: название клест произошло от старорусского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он словно сжат, сдавлен. За крестообразный клюв, птицу и прозвали клестом.
— Богдан: Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена.
— Ярослав: Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), Клёст — еловик (клюв потоньше).
— А как вы думаете почему их так назвали клест-сосновик и клест – еловик?
— А какие шишки и хвоинки у ели? У сосны?
— Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент « Как живут клесты в природе». И определим это клест-еловик или сосновик.
— Ну а теперь сядьте поудобнее, слушайте внимательно и подготовьте ответ на вопрос:
— О каких клестах рассказывает нам автор? Как вы догадались?
Ответ нужно сказать, только когда я прочитаю весь текст.
Клесты
На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
— О каких клестах рассказывает нам автор?
— Понравился ли вам рассказ? Что особенно запомнилось?
— Прочитайте текст самостоятельно.
— Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесенных снегом ветках?
— Какие клювы у клестов?
— Где сидят маленькие клесты?
2. Деление текста на части
— Из скольких частей состоит данный тест?
— Найдите 1-ю (вводную) часть. Прочитайте про себя. О чём говорится в этой части?
— Найдите 2-ю (основную) часть. Прочитайте её. О чём говорится в этой части?
— Найдите 3-ю (заключительную) часть. О чём говорится в ней?
3. Составление плана
Примерный план
1. На ветвях ели.
2. Кормление малышей.
3. Не страшен холод.
4. Проверьте гласные в словах.
Зан…сённых, сн…гом, в…твях, в…сят, н…гами, неб…льшие, кр…сноватые, з…л…новатые, с…мена, …ловых, кл…сты, в гн…зде, б…ятся, пт…нцов, ств…ла.
— На какую орфограмму все эти слова?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
5. Найди слова, которыми названы в тексте ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки.
Ветки ели – занесённые снегом, толстые сучья.
Клесты – небольшие, красноватые, зеленоватые.
Мороз – лютый, каким синонимом можно заменить «сильный»
Клювы птиц – перекрещенные.
Шишки – жёлтые еловые.
5. Найдите слова с удвоенными согласными.
Занесённых, перекрещенными.
— Как перенести эти слова?
6. Раскрой скобки
(на) ветвях (из)шишек (у)ствола (в)гнезде (ни)вьюги, (ни)мороза
7. Орфографическое чтение трудных слов .
Кувыркаются, вверх, перекрещенными, не боятся, не только, не страшен
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают 2-3 ученика. Далее повторное чтение текста и написание изложения.
Инструктаж:
— Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).
— План записывать не надо.
— Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске.
Вверх, перекрещенными, ни вьюги, ни мороза.
Самостоятельная запись текста изложения
Самопроверка
ПРОВЕРЬ!
Ясно ли передал свою мысль?
Нет ли повторов одинаковых слов?
Все ли слова употреблены удачно?
Проверь орфограммы.
(Проверка с опорой на памятку).
2. Чтение двух изложений.
Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
— О ком этот рассказ?
— Что нового интересного узнали о клестах?
Обучающее изложение «Клесты» (3 класс)
Обучающее изложение: «Клесты».
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Вид урока: практикум
Цель урока: формировать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить)
Задачи урока:
1. Продолжить развивать умение передавать последовательно содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, учитывать связи между частями и точное употребление слов.
2. Развивать умения проверять слова на изученные орфограммы, запоминать текст, развивать устную и письменную речь.
3. Воспитывать культуру внимания, интерес к предмету, любознательность, бережное отношение к живой природе.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, доска, слова к лексической работе, музыкальная заставки, еловые шишки.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный метод
Форма деятельности: коллективная
Ход урока
Активизация познавательной деятельности.
1. Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж больно важный.
Упражнение мозговой гимнастики (для снятия напряжения перед уроком, улучшения мыслительной деятельности)
— Дышите ровно, расслабьтесь, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком вычерчивайте на груди слегка изогнутую линию.
— Потеребите пальчиками уши от мочки и выше.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. — Сегодня на уроке мы будем развивать устную и письменную речь, продолжим учиться писать изложение. (Слайд 2)
— А о ком вы мне скажете, отгадав загадку (Слайд 3).
2. Запись в тетради (число, изложение, название изложения). Обращение на посадку при записи в тетрадях.
Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.
1. — Попробуйте по заголовку определить, о чём или с ком пойдёт речь в тексте?
— Что мы можем узнать о клестах? (рассуждения детей)
2. Рассказы учащихся о клестах, в сопровождении слайдов (дополнительный материал).
1-й ученик:
Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. (Слайд 4).
Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена. У птенцов клеста клюв прямой, и родители довольно долго кормят их, пока кончики клюва не загнуться. Тогда только птенцы смогут сами вскрывать шишки хвойных деревьев. Послушайте пение этих птиц (Слайд5).
Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это, в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».
(Слайд 6).
2-й ученик:
Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), клёст — еловик (клюв потоньше). (Слайд 7).
— Что интересного вы узнали из сообщений учеников?
IY. Знакомство с текстом.
Чтение текста изложения учителем
— Кто из вас был прав в своих рассуждениях, мы узнаем, прослушав текст. Сядьте удобно, слушайте внимательно и подготовьте ответ на вопрос:
— Это сказка или небольшой рассказ?
— Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно, и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок. Лучшее изложение я повешу на стенд классного уголка, как образец.
— Смотрим на экран. (Слайд 8).
Клесты.
На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
2. Обсуждение текста
— Это сказка или небольшой рассказ?
— Какой вид данного текста? (повествовательный).
3. Вопросы по тексту. (Слайд 9).
1. Что вы узнали о клестах?
2. Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках?
3. Какие клювы у клестов? Чем они питаются? (показ еловых шишек)
4. Где сидят маленькие птенцы во время кормления?
4. Деление текста на части
— Из скольких частей состоит данный тест?
— Найдите 1-ю (вводную) часть. Прочитайте про себя. О чём говорится в этой части?
— Найдите 2-ю (основную) часть. Прочитайте её. О чём говорится в этой части?
— Найдите 3-ю (заключительную) часть. О чём говорится в ней?
5. Коллективное составление плана на доске (Слайд 10).
1. На ветвях ели.
2. Кормление малышей.
3. Не страшен холод.
Y. Словарно — орфографическая подготовка (Слайд 11).
Назовите глаголы в этом тексте ( постепенно открываю их на доске)
ползают не боятся хватает
кувыркаются выводят
висят кормят
достают сидят —
Проверьте гласные в словах. (Слайд 12).
Зан…сённых, сн…гом, в…твях, в…сят, н…гами, неб…льшие, кр…сноватые, з…л…новатые, с…мена, …ловых, кл…сты, в гн…зде, б…ятся, пт…нцов, ств…ла.
— На какую орфограмму все эти слова?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
3. Найди слова, которыми названы в тексте ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки (Слайд 11).
Ветки ели – занесённые снегом, толстые сучья.
Клесты – небольшие, красноватые, зеленоватые.
Мороз – лютый.
Клювы птиц – перекрещенные.
Шишки – жёлтые еловые.
Найдите слова с удвоенными согласными.
Занесённых, перекрещенными.
— Как перенести эти слова?
Раскрой скобки
(на)ветвях (из)шишек (не)боятся (ни)вьюги, (ни)мороза
(не)только (у)ствола (в)гнезде (не)страшен
6 .Орфографическое чтение трудных слов (Слайд 11).
Кувыркаются, не боятся, вверх, перекрещенные.
7. Подбери антонимы
Сильный — _слабый
8. Подбери синонимы
Лютый — сильный
9. Перифраз. Скажи по-другому.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
____________________________________________________________
Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Упражнение для глаз.
Ходьба гусиным шагом по классу.
Упражнение на дыхание.
YI. Повторное чтение текста учителем.
Инструктаж:
— Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).
— План записывать не надо.
— Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске.
YII. Самостоятельная запись текста изложения (Слайд 12).
YIII. Самопроверка. (Слайд 13).
1. ПРОВЕРЬ!
Ясно ли передал свою мысль?
Нет ли повторов одинаковых слов?
Все ли слова употреблены удачно?
Проверь орфограммы.
(Проверка с опорой на памятку).
2. Чтение двух изложений.
X. Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
— О ком этот рассказ?
— Что нового интересного узнали о клестах?
— Все ваши выводы очень ценны.
— Бережно относитесь ко всему живому. Не даром говорится: «Охранять природу – значит охранять Родину» (Слайд 14).
— Вы сегодня хорошо поработали. Мне хочется узнать, какое настроение вызвал у вас наш урок.
Нарисуйте в тетради улыбку, которая соответствует вашему настроению.
IX. Творческое задание на дом
Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленькими клестами?
№ | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | 1. | Орг. момент Сл: слово учителя Пр.: запись в тетради | ≈ 1 мин | — Здравствуйте! Присаживайтесь. — Откройте тетради для творческих работ, запишите число, изложение. | Настраиваться на урок Записывать число, тему урока | Л: эмоционально настраиваться на урок | 2. | Мотивационный Сл.: отгадывание загадки, ребуса Сл.: ответы на вопросы Работа с книгой: чтение | ≈ 2 мин | — Отгадайте загадку: Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы Он, мурлыча, песнь поет – Только мышь его боится, угадали –это…? (Кот) — Разгадайте ребус: Петя, -Ух! На слайде изображения кота и петуха. — Предположите, как они могут жить друг с другом? — Как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать? -Для того, чтобы подтвердить наши предположения об этих героях, прочитайте текст на с.56 — Какая тема текста? | Отгадывать загадку, ребус Рассматривать иллюстрации Определять главного героя Читать текст в учебнике | сохранять учебную цель и задачу; | 2. | Постановка учебной задачи Работа с книгой: озаглавливание текста Сл.: беседа по содержанию текста Работа с книгой: определение части Нагл.: рассматривание иллюстрации Пр.: соотнесение части текста с иллюстрацией Сл: беседа по содержанию текста Работа с книгой: составление плана Сл.: беседа по содержанию Работа с книгой: озаглавливание Сл.: пересказ части Работа с книгой: чтение части Сл.: анализ части, ответы на вопросы Пр.: опорные слова Работа с книгой: пересказ Сл.: чтение части Сл.: отв. на вопросы, анализ части Работа с частью: пересказ по опорам | 1 мин 1 мин 1 мин 1-1,5 мин 1 мин 1 мин 1 мин 3 мин 3 мин 3 мин 1 мин | — Как можно озаглавить данный текст? (Куры в саду, вкусная каша и т.д.) -запишите понравившийся заголовок. — назовите главную мысль текста. (кот ходил как хозяин и сторож) — Давайте определим, какой тип текста- повествование, описание или рассуждение? Текст-повествование:
— С чего начинается текст? — На сколько частей можно разделить этот текст? — Посмотрите на иллюстрации. На 1-ом рисунке, что мы видим? Где в тексте об этом говорится? В какой части об этом может говориться? — С каких слов начинается? (однажды кот) Каким предложением заканчивается часть? (они стали склевывать с тарелок кашу) — Смотрим на 2 рисунок. Что на нем происходит? Этот рисунок к какой части относится? Где она начинается? с каких слов?(Кот прокрался…) Где заканчивается часть? (от петуха летели пыль и пух) — К какой части относится 3 рисунок? (ко второй) — Что на нем изображено? (мчался петух, а кот его бил передней лапой по спине) — Где начинается последняя часть? С каких слов? (С тех пор…) И заканчивается последним предложением. Давайте с вами составим план. Работа над частью. — Прочитай первую часть. (1 ученик) — О чем говорится в этой части? (о благородном поступке кота, о курах в саду) — Что значит благородный? (делать благо, добро) — найдите слово, которое говорит о том, как куры попали в сад. (влезли) — Что стали делать куры в саду? (склевывать кашу) — Где стояла каша? (в тарелках на столе в саду) — Озаглавьте эту часть. (Куры в саду) — Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе. — Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам? Опоры: Однажды, совершил, благородный, влезли, склёвывать из тарелок — Прочитай вторую часть текста. — О чем говорится в этой части? (о том, как кот прокрался и наказал кур, как он побил петуха) — Как можно озаглавить эту часть? (наказание и погоня) — Найдите слово, которое говорит о том, как кот подошел к курам. (прокрался) — Что сделали куры, когда кот прыгнул на стол? (взлетели с писком, бросились удирать) — Что значит «удирать»? Чем отличается от «убегать»? — Что значит «мчатся»? (очень быстро передвигать) Кто мчался впереди? Что делал кот за петухом, прочитайте это слово. (нёсся) — как вы понимаете это слово? (быстро бежал за петухом) — Что делал кот с петухом? (бил передней лапой по спине, что от того летели у петуха пыль и пух) — Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе. Опоры: прокрался, прыгнул, взлетели, удирать, впереди, нёсся, — Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам? — Переходим к работе над следующей частью. — Прочитай третью часть текста. — О чем говорится в этой части? (о том, как кот стал ходить как сторож и хозяин в саду и дома, а куры его боялись) — Что говорит автор о курах? (опасались воровать) — Чем закончилась эта история? — Как можно озаглавить эту часть? (сторож) — посмотрите на последнее предложение. Что вы увидели? (запятая перед союзом как) Опоры: опасались, воровать, по дому и саду ,как хозяин и сторож. — Кто может пересказать эту часть? -С какого слова начинается каждый абзац? 1- Однажды кот… 2- Кот прокрался… 3-С тех пор… | Озаглавливание текста Отвечать на вопросы; делать выводы; Читать текст Отвечать на вопросы Рассматривать иллюстрацию к тексту Анализировать текст Определять часть текста Рассматривать иллюстрацию к тексту Отвечать на вопросы Определять часть текста Рассматривать иллюстрацию к тексту Отвечать на вопросы Определять часть текста Составлять план текста Отвечать на вопросы Озаглавливать часть текста Пересказывать текст по опорам Читать часть текста Анализировать часть; Отвечать на вопросы; Пересказывать текст по опорам Читать часть текста Анализировать часть; Отвечать на вопросы; Пересказывать текст по опорам Читать часть текста Анализировать часть; Отвечать на вопросы; Пересказывать текст по опорам Разбирать начало каждого абзаца Уяснить значение каждого абзаца, выяснить, какой абзац главный | способствовать формированию умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы. сохранять учебную цель и задачу; формулирование выводов; определение основной и второстепенной инфо-рмации; ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание). К: уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, | 3. | Физминутка Пр.: упражнения | ≈ 1-2 мин | — Повторяйте за мной движения. | Повторять движения за учителем | Л: установка на ЗОЖ | 4. | Решение частных задач Работа с планом: пересказ по плану Работа с книгой: чтение, изложение Пр: письменное упр. Сл.: чтение изложения, анализ изложения | ≈ 3 Мин 1 мин 12 мин 1 мин 1 мин | — Перескажите текст по опорам (плану). План:
— Прочитайте текст, закройте учебники, начинайте писать изложение. Пишем каждую часть с красной строки, также вам помогут план и слова на доске. Учащиеся пишут изложение. Учитель выслушивает 1-2 учеников у доски, остальные дополняют ответы учащихся. — проанализируйте пересказ данного текста: * Насколько полно было передано содержание текста? * Насколько он был последователен? * Какие ошибки были допущены? | Пересказывать текст по опорам Писать изложение Воспроизводить собственный текст Исправлять ошибки | сохранять учебную цель и задачу; уметь излагать свой текст, | 5. | Итог урока Сл.: отв.на вопросы Рефлексия | ≈ 3 мин | — Что мы сегодня сделали на уроке? — какая задача стояла перед нами? — Кто желает прочитать получившиеся изложения? — кому было трудно писать изложение? — Кто совсем не справился? — Молодцы! Урок окончен! | Читать текст изложения | Л: применять полученные в жизни, на других уроках |
Урок по развитию речи 3 класс. Изложение повествовательного текста
Урок развития речи.
Учебник Т. Г. Рамзаевой « Русский язык», 3 класс.
Тема: Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения.
Цель: Обучение написанию изложения повествовательного текста с элементами рассуждения.
Задачи: формировать умение определять тип текста;
составлять план по данному тексту;
развивать умение анализировать прочитанный текст;
записывать текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.
Знакомые следы.
Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.
Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.
Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.
Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый.
( По Е. Пермяку.)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем писать изложение. Как вы думаете, почему важно уметь писать изложения?( Нужно уметь передавать прочитанное, развивать письменную речь, учиться правильно строить предложения.)
— Прочитайте текст, кто его автор? ( Е. Пермяк)
-Знакомы ли вы с другими произведениями этого автора?( Да, мы читали его рассказы)
— Познакомьтесь с некоторыми фактами из биографии Е. Пермяка.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Будущий писатель учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Е. Пермяк освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним важным ремеслом — писательским. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы шли практически во всех театрах страны.
Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях, сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам « тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя — о людях- тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.
— О чём писал Е. Пермяк?( В своих рассказах он говорит, как важно трудиться, о том, что необходимо получать новые знания.
— Какие же знания получил Никишка в этом рассказе? ( Он научился различать следы зверей)
3. Беседа по тексту.
-О чём этот текст? Какова его тема? ( Текст о том, как ребята заблудились в лесу и смогли найти дорогу по следам.)
-Отражена ли она в заголовке?( Да)
-К какому типу текста относится этот рассказ? ( Это текст –повествование, происходящие события нельзя увидеть на одном снимке.)
— Когда происходят события?( Зимой)
-Чему научил дедушка внука? ( Он научил внука читать следы)
-Как понимаете это выражение « читать следы»?( Это значит различать, узнавать следы зверей)
— Что случилось с ребятами когда они шли в село? ( Они заблудились.)
-Почему это произошло? ( Дети побежали смотреть разные следы.)
-Что испытали дети оставшись в лесу? ( Они испугались.)
— Как вышли к сторожке? (Никиша увидел знакомые следы)
-Как закончилось приключение ребят? ( Они вернулись домой)
4. Чтение и разбор первой части.
Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.
— Что мы узнаём из этого предложения?( Мы узнаём, кто учил Никишу)
— Как можно заменить фразу « учил читать следы»? ( Учил разбирать следы, отличать следы)
-Как можно озаглавить первую часть? ( «Дедушкина наука», «Уроки дедушки»)
5.Чтение и разбор второй части.
Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.
-Как начинается вторая часть?(Однажды ребята шли в своё село.)
-Как думаете, они первый раз шли этой дорогой? ( Нет, автор не говорит об этом.)
-Как чувствовали себя ребята? ( Им было весело, они бежали по первому снегу.)
-Что привлекло внимание детей? (Звериные следы.)
-Что случилось с детьми потом.(Они заблудились и испугались)
-Какой вопрос можно поставить к двум последним предложениям?( Почему?)
-Какой вывод можно сделать о типе текста во второй части? ( Здесь встречается рассуждение)
— О чём рассуждает автор? ( Он рассуждает, почему мальчики заблудились)
-Как можно в тексте заменить слово «заблудились»? (Потеряли дорогу, сбились с пути.)
— Озаглавьте эту часть.( «Заблудились.», « Сбились с пути».)
6. Чтение и разбор третьей части.
Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.
-Что увидел Никиша? (Знакомые следы.)
-Понимаем ли мы сразу, чьи следы помогли детям?(Нет.)
-Из какого предложения нам стало понятно чьи это следы?( Собачьи следы всегда к жилью приводят.)
— Можно ли сказать, что здесь есть рассуждение?( Да, можно связать два предложения словами « почему» и «потому что»: Почему следы вывели ребят к сторожке лесника? Потому что собачьи следы всегда к жилью выводят.)
Придумайте заголовок к третьей части.( «Спасение ребят», «Вышли к сторожке».)
7.Чтение и разбор четвёртой части.
Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый.
— Чем закончился рассказ? ( Никиша вернулся домой)
-Какое чувство испытывал мальчик? ( Счастье.)
-Почему он был счастлив? ( Он радовался, что благодаря своим знаниям смог найти дорогу и спасти друзей.)
Озаглавьте четвёртую часть.( « Возвращение», « Пришёл домой»)
План
1.Дедушкины уроки.
2.Заблудились.
3.Вышли к сторожке.
4.Возвращение.
-Сколько частей в тексте? Прочитайте, какая из них относится к началу(завязке), к основной части, к кульминации, к развязке?
— Сделайте вывод, к какому типу относится текст?( Это текст- повествование с элементами рассуждения.)
8. Лексико- орфографическая работа.
-Найдите слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные слова.
— В написании каких слов встречается разделительный мягкий знак?
— Назовите слова с парной согласной, с непроизносимой согласной, подберите проверочные слова.
— Прочитайте слова написание которых надо запомнить.( Слова написаны на доске: своего, увидел, пришёл.)
— Подберите слова- синонимы к слову « ребята».( Мальчики, дети, друзья, они.)
— Как можно заменить имя Никиша? ( Мальчик, он.)
— Выделите в тексте опорные слова- глаголы.( Учил читать, шли, бежать, побежали, заблудились, испугались, увидел, вывели, выводят, пришёл.)
Перечитайте текст, мысленно перескажите его с опорой на глаголы.
9. Самостоятельное написание изложения.
-Возникли у вас вопросы связанные с написанием текста?( Если возникают вопросы, учитель отвечает на них)
— Вспомните, как надо писать каждую часть текста? ( Каждая часть пишется с красной строки.)
Далее дети самостоятельно пишут изложение.
Литература.
1. Русский язык 3 класс. Т. Г. Рамзаева.
2.Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов( повествование, описание, рассуждение). Л. С. Саломатина.