Тест по русскому языку (3 класс) на тему: Индивидуальные карточки по русскому языку тема «Имя существительное», 3 класс
Фамилия, имя______________________________________________
1. Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
2. Все существительные из предложений запишите в два столбика.
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
3. Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
Род имен существительных.
1. Имена существительные запишите в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
2. Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
3. Составьте рассказ, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
Число имён существительных.
1. Запишите слова в два столбика.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
2. Запишите предложения. Укажите род и число существительных. Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
3. Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
—————————————————————————————————
————————————————————————————————
————————————————————————————————
Карточки по теме «Имя существительное» 3 класс «Перспективная начальная школа»
Карточки по теме «Имя существительное» 3 класс
Карточка № 1
1. Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения и укажите части речи.
На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины.
2. Разобрать по составу слова: лужок, ворсистые, старенькая, кленовую, речкам.
3.Выписать из упр. 1 3 имени существительных, 2 глагола, 3 имени прилагательных.
Карточка № 2
1.Спиши, подчеркни главные и второстепенные члены предложения и укажите части речи.
В небе закружились весёлые снежинки. Они ложились на крыши домов и ступеньки крыльца.
2.Спиши. Определи падеж имён существительных.
Сделана из дуба ( ),подошёл к собаке ( ), бежит по полю ( ), тащит в дупло ( ), приехал из Москвы( ), протёр полы ( ), пришёл из школы ( ), пролетел над городом( ).
Карточка № 3
1. Спиши, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Сахар — …, гусь — …, утка — …, суп — …, хлеб — …, тигр — … .
2. Спиши текст. Определи падеж имён существительных.
Отвернулся от чашки ( ), влез по скатерти ( ), сел на кровать ( ), распустился ландыш ( ), не утонет в речке ( ), любовался белкой.( )
Карточка № 4
1.Спишите текст, раскрывая скобки. Выделите приставки.
Из-за озера (вы) плывают орлы. Они (вы)деляются грозными силуэтами (на) фоне ( за)катного солнца. (Ис)пуганный их внезапным ( по)явлением (за)мирает весь пернатый мир (в) небе и (на) земле.
2. Запишите слова в два столбика. В первый – ед. ч., во второй – мн. ч.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно, журавли, мхи, ящик, алмазы, лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
Карточка № 5
1.Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Про..ка, гри..ки, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.
2. Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.
Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.
Карточка № 6
1.С п и ш и т е пословицы, раскрыв скобки. Приставки выделите, предлоги подчеркните.
Труд и (на) кормит и (на) учит. Счастье тому бывает, кто (в) труде да (в) учении ума (на) бирает. Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. Дружно (за) дело взяться – и пустыня (за) цветёт. Одна пчела немного мёду (на) таскает. Одной рукой узла не (за) вяжешь. (Без) донную бочку водой не (на) полнишь. Не (раз) грызёшь ореха, не (с) ешь ядра. (На) говорил столько, что (в) шапку не (за) берёшь.
Карточка № 7
1. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и имена существительные, к которым они относятся.
Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. Их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.
2. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркни глаголы.
Б…гун, ре…кая, любить, н…родная, созд…вать, ра…казать, х…роший, ог…нек, б…жать, любо…, красить, темный, гулять, помнить.
Карточка № 8
1.Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.
Вся сем….я вместе, так и душа на месте. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду лезть. По плат….ю встречают, по уму провожают. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем.
2.Сделай звуко-буквенный разбор слова: вода
Карточки по русскому языку для учащихся 3 класса «Определение склонения и падежа у имен существительных»
1 вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание
Купил молоко
Стоит перед подъездом
Говорит о подруге
Сидит на заборе
Висит между деревьями
Рассказать про солнце
Шла по следам
Вышел из берлоги
Подошёл к дому
Стучали по крыше
Стоял у окна
2 вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание
Пошёл за молоком
Подойти к подъезду
Рассказала подруге
Спрятался за забором
Висит на дереве
Любовался солнцем
Осталась без хвоста
Прочитал про медведя
Закинул на крышу
Поставил на окно
Спрятался у зайца
3 вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание
Носит оружие
Ловит птиц
Шёл по улице
Нарисовал на парте
Подружился с медведем
Рад от души
Думать о празднике
Лезть в лужу
Занесло снегом
Грызёт орешки
Кружится над головой
Напугал мышкой
Подошёл к школе
Обнять маму
4вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание
Пить чай
Одела куклу
Пахнет пирожками
Блестит на ветках
Улыбается другу
Спрятался по столом
Рисуют картину
Хрустнул под ногами
Пробежал по лестнице
Выросли под берёзой
Смотрю на картину
Перекусил яблоком
Подготовился к празднику
5 вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание Подбежал к маме
Носит оружие
Ловит птиц
Шёл по улице
Нарисовал на парте
Подружился с медведем
Рад от души
Думать о празднике
Лезть в лужу
Занесло снегом
Грызёт орешки
Кружится над головой
Напугал мышкой
Подошёл к школе
Обнять маму
6 вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание Искать под столом,
сидеть на скамье,
стоять перед домом,
гордиться другом,
спрятаться за елью,
играть с братом,
сидеть за уроками,
читать о герое,
мечтать о лете,
озеро в лесу,
увидеть картину,
плыть на плоту.
не хватает солнца
проснулся от шума
7 вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание Петь в тиши,
достать из печи,
ходить около клуба,
увидеть кошку,
куртка сына,
ложка меда,
книга о подвиге,
помочь бабушке,
идти по аллее,
приехать к другу,
спеть маме,
подойти к папе.
Обрадовался теплу
суетится около пня
Искать под столом,
сидеть на скамье,
стоять перед домом,
гордиться другом,
спрятаться за елью,
играть с братом,
сидеть за уроками,
читать о герое,
мечтать о лете,
озеро в лесу,
увидеть картину,
плыть на плоту.
не хватает солнца
проснулся от шума
1 вариант Определи склонение и падеж имён существительных, выдели окончание:
без кисти (_____________)
по капле (____________)
с неба (____________)
о речке (____________)
после дождя (____________)
к дереву (____________)
на доске (____________)
у горы (____________)
под столом (____________)
Карточка по теме «Склонение имён существительных», 3 класс
Карточка по теме «Склонение имён существительных»
1. Просклоняй существительное ВЕСНА. Вставь в стихотворение подходящие формы существительного ВЕСНА. Определи их падеж.
И.п. что? весна. Р.п. чего? ____________ Д.п. чему? ____________ В.п. что? ____________ Т. п. чем? ____________ П.п. о чём? ____________ | В рощах птичье пение, А в классе – тишина. Проходим мы склонение, Склоняется – весна. Склоняем вслух: весна, ____________… А за окном ручьи слышны. На парте не сидится мне, А тут весна, весны, ___________… Весною, о _____________… Гуляет зайчик по окну, Как солнце на стене. |
2. Прочитай сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
— Какое объяснение названиям падежей дала Е. Мережинская?
— Помогает ли сказка в запоминании названия падежей? Как?
3. Определить падеж выделенных имен существительных.
Сильный ветер загудел в вышине. В сад прилетел скворец. Дождь полил ручьями. Врач прописал лекарство. На лестнице слышны шаги. Яша дал свисток товарищу. Ржавчина разъедает железо. Люди спрятались от дождя в подъезде дома. По лесной дорожке бежит заяц. За селом раскинулась речка Клязьма.
4. Вставить пропущенные буквы. Поставить существительные в нужном падеже. Определить их падеж.
Р__бята пос__дили около школа ду__ки. Мы получили телегра___у от дядя Петя. Гр__чи ш__гают по пашня и собирают ч__рвяков. П__л__тели пчёлки к ябл__нька. Лягу__ки могут ж__ть на суша и в в__да. На обло__ка книга н__рисовано море. На __сина и б__рёзка распустились с__рё__ки. Гря__ки в ог__род к__пают л__пата. Сам__лёт л__тит над л__дяной пустыня.
— В третьем и четвёртом предложении подчеркни главные члены предложения.
Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс): Индивидуальные карточки по русскому языку по теме «Род имен существительных» 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Запиши слова в три столбика: в первый — имена существительные женского рода, во второй — мужского, а в третий — среднего.
Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень, море, вьюга, дедушка, занятие, кино, шимпанзе.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Запиши слова в три столбика: в первый — имена существительные женского рода, во второй — мужского, а в третий — среднего.
Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень, море, вьюга, дедушка, занятие, кино, шимпанзе.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Карточка. 3 класс. Тема «Имя существительное и имя прилагательное».
Карточка. 3 класс.
Тема «Имя существительное и имя прилагательное».
- Определи падеж имён существительных.
Повисло над рекой, лежит на столе, написать бабушке, был за школой, альбом подруги, перепрыгнул через лужу, забыл о задаче.
2. Определи падежи имён существительных и выдели окончания.
Взяла у подруг…, прилетели к фиалк…, цветы яблон…, шли по тропинк…,
набрали черёмух…, крышка коробк…, неслись по Волг…, помогали дедуш-
к… .
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Существительные, данные в скобках, напиши в нужном падеже, определи у них падеж.
В…сной около ( дорога) ребята нашли ( черепаха).Со…нце разбудило её от
(спячка).Она с трудом шла по ( д…рожка).Р..бята п…радовались ( нахо…ка).
Они см…стерили для ( черепаха) домик, полож…ли ( соломка).Черепаха при-
выкла и к мя…кой ( постелька), и к новой ( квартира).
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь падежи и выдели окончания имён существительных.
Каждой тр…винк…, хв…инк… х…телось быстрее поймать первую каплю д…ждя. (От) реч…к… (к) деревн… в…ла извилистая тро…ка. Я медленно шёл (по) тр…пинк… .Она (вы) в…ла меня к опушк… леса. (П…)шёл дож…ь. Ря…чик скрылся (в) сер…дин… густой ёлки. (Под) вет…чкой устроился зяблик. ( Пр…)б…жал е… . Дож…ь ш…л тихо. Мне к…залось, что он что- то шепчет ёлк… .
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи склонения и падежи всех имён существительных.
Спрыгнул с ветк…,случай из жизн…, ветка ел…, пятно на обложк…, шёл по площад…, рассказ о сирен…, вода с крыш… , очищают от пыл….
- Спиши, исправив ошибки. Определи склонения и падежи всех имён существительных.
Лотка быстро плыла по глаткой поверхносте вады. Мой малютка дремлет слатко в колыбеле. Дни лета клонилис к осене. На фасоле и на капусте поевилис вридители. К ноче дожть перестал. Не забывай товарищя ни в радосте, ни в печале.
- Спиши. Поставь существительные 2 склонения в Р.п. мн.ч.
На поливных огородах крест…яне выращивают богатый урожай (огурец, помидор). В с…дах растёт много вкусных (апельсин и мандарин), сладких
(яблоко, груша).Мама в магазине купила пару ( ботинки, чулки, сапоги, носки).Как много в небе ( облако)!
- Определи падежи и склонения имён существительных.
В стакан…, у тёт…, по Волг…, к тёт…, на якор…, на ветк…, без лодк…, по луж…, в сара…, на палуб…, у палатк…, к избушк….
- Составь предложения из слов каждой строчки, используя предлоги. Определи
падежи существительных.
Избу…ка, вышел, ст…рик.
Ноч…, природа, за одну, всё, изм…нилось.
З…млёй, ни…кие, п…лзли, …блака.
Ели, они, ч…ть, в…рхушка, ц…плялись.
Снасти, ст…рик, рыб…ловные, п…ехал, с…бака, ло…ка, см…треть.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Маленьким братц…м, за Иваном Васильевич..м, с железным ключ..м, с нежной кож…й, острым нож…м, мешок с пшениц…й, прилежной учениц..й, красивым пейзаж…м, за шустрым зайц…м, играл мяч..м, над аккуратным чертеж…м.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи падежи существительных
второго склонения.
Гн…здо скв…рец устраивает глубоко в скв…речнике. Он т…скает туда вату, мох, солому и пух. Скв…рца лучше всего наблюдать ранним утром в с…ду или на огороде. Попробуйте п…дбросить скв…рцу ч…рв…чка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на пл…чо.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Летом мы отдыхали в Тул.., Казан…, Омск… . Осенью убрали урожай морков…, черешн…, петрушк… . В нашей местност… много сирен… , гвоздик…, черёмух… . В Казан… на площад… есть фабрика обув… . По Сибир… мы ехали на ослик… и на лошад… .
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имён прилагательных.
Погода была ясн… . В…сна п…д…рила д…рев…ям цв…точ…н…. наряд.Мы отдыхали под могуч… дубом. В комнате ст…яла праз…ничн… ёлка. Перед домом росло могуч… дер…во.
14. Спиши, дописывая окончания прилагательных.
Ранн… весной, пухов… цыплёнок, по зимн… дороге, утренн… зарёй, весёл…
песней, летн… ночью, вкусн.. земляничкой, в син… луже.
15. Спиши, дописывая окончания прилагательных. Укажи род имён
прилагательных.
И л…сток с берёзы з…л…тист… пчёлкой в…ётся над к…люч… ёлкой. Лист к…чается узорн… в син… луж… на в…де. С своей в…лчихою г…лодн… выходит на дорогу волк. Сиренев…, розов…, син… над озер…м цвет облаков.
По зеркальн… в…де от зари ал… свет разл…вается. На утренн… заре п…стух не гонит уж коров из хлева. На к…люч… ежевик… повисли яго…ки.
Карточки по русскому языку для 3 класса на тему «Имя прилагательное»
Имя прилагательное, русский язык, 3 класс
К данным именам прилагательным подбери имена прилагательные, противоположные по значению.
Тяжёлый — ……………………. . Горький — ………………………… .
Близкий — …………………….. . Печальный — ……………………… .
Жёсткий — ……………………. . Жаркий — …………………………. .
Старый — …………………….. . Трудолюбивый — ……………………… .
Глупый — …………………….. . Здоровый — ……………………….. .
Высокий — ……………………. . Плохой — ………………………….. .
К данным именам прилагательным подбери имена прилагательные, близкие по смыслу, но не однокоренные.
Небольшой — ……………………. . Могучий — ………………………… .
Печальный — ……………………. . Невысокий — ……………………… .
Недобрый — ……………………… . Алый — …………………….. .
Неразговорчивый — ……………… . Знойный — ……………………… .
Отважный — …………………….. . Морозный — …………………….. .
К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные.
Боль — ………………………….. . Почта — …………………… .
Вода — …………………… . Восток — ………………….. .
Гриб — …………………… . Овёс — …………………….. .
Дождь — …………………. . Орех — …………………….. .
Зверь — …………………… . Морковь — ………………… .
Лес — …………………….. . Мышь — …………………… .
Снег — …………………… . Пятно — ……………………. .
К данным словам подбери однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов –ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-.
Урожай — ……………………… . Малыш — ………………………….. .
Камень — ……………….…….. . Золото — …………………………… .
Дождь — ………………….…… . Красный — ………………………… .
Забота — ……………………… . Белый — …………………………… .
Осень — ………………………. . Январь — ………………………….. .
Подчеркни в словах буквы, требующие проверки (орфограммы).
Солёный, морозный, резкий, классный, счастливый, ветвистый, берёзовый, гладкий, русский, грустный.
Вишнёвый, ореховый, скользкий, осенний, звёздный, воздушный, овсяный, живой, когтистый.
Кленовый, прямой, малиновый, робкий, жёлтый, длинный, мягкий, праздничный, интересный.
Крикливый, ленивый, чуткий, ранний, больной, урожайный, опасный, редкий, классный.
Больной, капустный, мясной, известный, картофельный, народный, почтовый, сосновый, гибкий.
Поздний, далёкий, широкий, честный, ловкий, овощной, морковный, яростный, воробьиный.
Сердечный, стальной, сладкий, устный, вкусный, народный, русский, пятнистый, субботний.
Подчеркни в предложениях имена прилагательные.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт—нарядится в беленькое платьице.
Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.
Пройдёт зима холодная, настанут дни весенние, теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые.
Мы любим дни морозные, катка упругий лёд, ночное небо звёздное и шумный Новый год!
Укажи род имён существительных.
Напиши окончания в именах прилагательных.
Интересн… фильм, удивительн… история, глубок… озеро, весен… погода, бел… лебедь, весёл… путешествие, кирпичн… здание, древн… крепость, опасн… профессия.
Укажи род имён существительных и прилагательных.
Солнечный луч, сладкая морковь, тёплое молоко, доброе сердце, летучая мышь, берёзовый пень.
Известная фамилия, ранняя весна, русская речь, звёздная ночь, верный товарищ.
Вкусный помидор, современная молодёжь, хороший врач, колючий ёрш, пятнистый олень.
К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи их род.
………………………….. дорога, …………………………. тополь,
……………….………… товарищ, …………………………. лагерь,
……………….………… картофель, ………………………..….. фамилия,
……………….………… мышь, …………………………….… помидор,
……………….…………. сирень, …………………………….. метро,
……………….…………. месяц, ………………………………. молоток,
……………….…………. обед, ……………………………….. орех,
……………….………….. тишь, ……………………………… ночь.
В данных словосочетаниях замени имена существительные именами существительными женского или среднего рода, измени окончания прилагательных.
Весенний день — …………………………………………………………… .
Летний дождь — …………………………………………………….. .
Могучий дуб — ……………………………………………………… .
Горячий чай — ………………………………………………………. .
Свежий хлеб — ………………………………………………………. .
Синий карандаш — ………………………………………………….. .
Соседний лес — ……………………………………………………… .
Дальний путь — ……………………………………………………… .
Напиши имена прилагательные в том же числе, что и имена существительные.
(Стройный и могучий) …………………………………………………….. деревья.
(Весёлый, зимний) ………………………………………………………….. забавы.
(Первые, весенние) …………………………………………………………. цветы.
(Дальняя) ……………………………………… страны.
(Мягкий, свежий) …………………………………………………………. булочки.
(Окрестное) ………………………………………… деревни и сёла.
(Вечерняя) ……………………………………….. сумерки.