Содержание

Литературное чтение Хрестоматия 3 класс Ефросинина часть 1

Литературное чтение Хрестоматия 3 класс Ефросинина часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

в (htyx частях
Часть первая
Илдаиие трепня, ВораСштаниое
3
класс
Москва
Издательский
центр
«Вентана-Граф»
2013
ББК 84.98я71 Лб4
Автор-составитель Л.Л. Ефроситша
Литературное чтение : 3 класс : учебная хрестоматия для ЛГ)4 учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. — 3-е изд., дораб. — М. : Вснтана-Граф, 2013. — 192 с.: ил.
ISBN 978-5-360-039G4-8 (ч. 1)
ISBN 978-5-360-03966-2 (общ.)
В хрестоматию включены произведения для слушания и самостоятельного чтения. Птавная цель пособия — обогатить читательский опыт третьеклассников, расширить их круг чтения, создать доступную читательскую среду. Каждое прои.зведение относится к определённому разделу учебника «Литературное чтение» для 3 класса.
Учебно-методггческий комплект (учебник, учебная хрестоматия, рабочая тетрадь) позволяет вести дифференцированную работу с учащимися, учитывая их индивидуальные возможности
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).
ББК 84.98я71
Условные обозначения
Обратите внимание.
Это важно знать
Ответьте на вопросы, выполните задания
Подсказка
Словарь
Ш Послушайте Произведение читает учитель
л\
ISBN 978-5-360-03964-8(4. 1) ISBN 978-5-360-03966-2 (общ.)
© Ефросинина Л.А., составление, учебные тексты, задания, 2009
© Издательский центр «ВентанаТраф», 2009 © Ефросинина Л.А., составление, учебные тексты, задания, 2012, с изменениями © Издательский центр «ВентанаТраф»,
2012, с изменениями
На острове Буяне
Загадки
У нашей Малашки Тридцать три рубашки, А ветер подул —
Все рубашки раздул.
По земле не хожу,
На небо не гляжу, Гнезда не завожу,
А деток вывожу.
Всю зиму пролежал. Весной в речку убежал.
Штучка-одноручка,
Носок стальной.
Хвостик льняной.
Не конь, а бежит.
Не лес, а шумит.
3
1. Подберите отгадки: рыба, река, курица, снег, иголка с ниткой.
2. Возьмите в библиотеке книгу — сборник с загадками (любое издание). Рассмотрите, найдите и прочитайте загадки о природе.
Скороговорки
• Идёт козёл, косой козёл.
• Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей.
• Козёл-мукомол, кому муку молол, кому не молол?
• Расскажу вам про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Пословицы
прямой и переносный смысл пословиц
Куй железо, пока горячо. В этой пословице имеется в виду кузнец, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Однако пословица относится к любой работе, которую нельзя откладывать, к таким делам, которые требуют немедленного решения. Пословица имеет, следовательно, прямой смысл (работа кузнеца) и переносный (любая ра-
бота, требующая немедленного выполнения).
Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи по складу речи на короткие стихотворения.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Не надобен клад, коли в семье лад. Самолюб никому не люб.
На чужой стороне и весна не красна. Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Своя земля и в горсти мила.
Красна птица пеньем, а человек — уменьем.
Без наук как без рук.
Друзья познаются в беде.
Где хотенье, там и уменье.
Что людям пожелаешь, то и сам получаешь.
Доброе братство милее богатства.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Пчела мала, а и та работает.
Хлеб — всему голова.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Гож — годен.
^ О чём люди сочиняют пословицы? Назовите о темы. Приведите примеры.
5
Потешки
Потешка — жанр устного народного творчества (фольклора), короткая песенка-приговорка, которой сопровождаются игры с малышами.
Вспомните потешки-шутки, научитесь их выразительно читать.
Ульяна
Проснулась Ульяна не поздно, не рано:
Люди — косить, а она — голову мочить, Люди — грести, а она — косу плести.
Люди — жать, а она — на меже лежать. Люди — молотить, а она — пыль ворошить. А обедать пойдут — и она тут как тут!
Заинька
— Заинька серенький, где ты был-побы-вал?
— Был я побывал в огороде-ельничке, в амбарчике-спаленке.
— Заинька серенький, кого видел-повидал?
— Анюшу черноброву, Варюшу черногла-зу, Катюшу румяную, она краше всех.
— Заинька серенький, они звали ли тебя?
— Звали-позывали: Анюша на часок, Ва-рюша на денёк, Катюша удала на недельку позвала.
— Заинька серенький, кормили ли тебя?
— Анюша — блинами, Варюша — пирогами, Катюша удала кашу с маслом подала.
— Заинька серенький, поили ли тебя?
— Анюша-то квасцом, Варюша-то чайком, а Катюша удала стакан мёду налила.
— Заинька серенький, уложили ли тебя?
— Анюша — на перинку, Варюша — под простынку, Катюша удала мне подушечку дала!
Былины
Вспомните, что такое былины.
Былины — это произведения русского фольклора о героических подвигах богатырей, защитников Древней Руси. Былины иногда называют старины.
Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын — богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок.
и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий Добры-нюшка».
Вот раз в жаркий летний день захотелось Добрыне в речке искупаться. Пошёл он к матери Мамелфе Тимофеевне:
— Отпусти меня, матушка, съездить к Пучай-реке, в студёной воде искупаться, — истомила меня жара летняя.
Разохалась Мамелфа Тимофеевна, стала Добрыню отговаривать:
— Милый сын мой Добрынюшка, ты не езди к Пучай-реке. Пучай-река свирепая, сердитая. Из первой струйки огонь сечёт, из второй струйки искры сыплются, из третьей — дым столбом валит.
— Хорошо, матушка, отпусти хоть по берегу поездить, свежим воздухом подышать.
Отпустила Добрыню Мамелфа Тимофеевна.
Надел Добрыня платье дорожное, покрылся высокой шляпой греческой, взял с собой копьё да лук со стрелами, саблю острую да плёточку.
Сел на доброго коня, позвал с собой молодого слугу да в путь и отправился. Едет Добрыня час-другой, жарко палит солнце летнее, припекает Добрыне голову. Забыл Добрыня, что ему матушка наказывала, повернул коня к Пучай-реке.
От Пучай-реки прохладой несёт.
8
Соскочил Добрыня с коня, бросил поводья молодому слуге.
— Ты постой здесь, покарауль коня.
Снял он с головы шляпу греческую, снял
одежду дорожную, всё оружие на коня сложил и в реку бросился.
Плывёт Добрыня по Пучай-реке, удивляется:
— Что мне матушка про Пучай-реку рассказывала! Пучай-река не свирепая, Пучай-река тихая, словно лужица дождевая.
Не успел Добрыня сказать — вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дож-дя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…
Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трёх головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.
9
Увидал Змей Добрыню, громом загремел:
— Эх, старые люди пророчили, что убьёт меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришёл. Захочу теперь — живым сожру, захочу — в своё логово унесу, в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей, не хватало только Добрыни.
А Добрыня говорит тихим голосом:
— Ах ты, змея проклятая, ты сначала возьми Добрынюшку, а потом и хвастайся, а пока Добрыня не в твоих руках.
Хорошо Добрыня плавать умел, он нырнул на дно, поплыл под водой, вынырнул у крутого берега, выскочил на берег да к коню своему бросился. А коня и след простыл: испугался молодой слуга рыка змеиного, вскочил на коня да и был таков. И увёз всё оружье Добрынине.
Нечем Добрыне со Змеем Горынычем биться…
А змей опять к Добрыне летит, сыплет искрами горючими, жжёт Добрыне тело белое.
Дрогнуло сердце богатырское.
Поглядел Добрыня на берег — нечего ему в руки взять: ни дубинки нет, ни камешка, только жёлтый песок на крутом берегу да валяется его шляпа греческая.
Ухватил Добрыня шляпу греческую, насыпал в неё песку жёлтого ни много н

3 класс. Литературное. чтение. Часть первая. Начальная школа XXI века. Учебник для учащихся общеобразовательных. организаций.

Пояснительная записка

Пояснительная записка
1 Пояснительная записка Данная программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой

Подробнее

Содержание программы.

Содержание программы.
Содержание программы. Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; приказ Министерства

Подробнее

Содержание курса Круг чтения

Содержание курса Круг чтения
Содержание курса Круг чтения Учебный материал для чтения и обсуждения в классе: произведения устного творчества русского и других народов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных

Подробнее

Автор Название Герой

Автор Название Герой
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ХIV Многопрофильная Олимпиада «Аксиос» Осенний Заочный тур 2018 г. Филологический факультет Литература 6-7 классы Имя и фамилия участника Класс I

Подробнее

Занятие по книге «Лукоморье» А.С.Пушкина

Занятие по книге «Лукоморье» А.С.Пушкина
Занятие по книге «Лукоморье» А.С.Пушкина Цели: Образовательные: 1. совершенствовать навык беглого чтения; 2. формировать умение читать осознанно; 3. умение работать с детской книгой; 4. умение сопоставлять

Подробнее

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у обучающегося техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 3-го класса рассчитана на 102 часа,3 часа в неделю, 34 учебные недели. Адаптирована к блочно-модульной системе

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основании: Учебного плана МБОУ «Средняя школа 5» на 206 207 учебный год Положения о рабочей программе

Подробнее

Обоснование выбора рабочей программы

Обоснование выбора рабочей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе: Федерального закона ФЗ 273 «Об образовании в Российской федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе: Федерального закона ФЗ 273 «Об образовании в Российской федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (009 г.) и авторской программы Л.А. Ефросининой

Подробнее

9 КЛАСС ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

9 КЛАСС ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
9 КЛАСС ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В классе обучающийся продолжает учиться читать доступный его пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Продолжается формирование

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п.пинеровка Балашовского района Саратовской области» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Носовой Елены Павловны высшая квалификационная

Подробнее

литературному чтению (предмет, курс)

литературному чтению (предмет, курс)
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 274 с углубленным изучением иностранных языков Кировского

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для третьего класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) и

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования (2009г.) и разработана на основе авторской

Подробнее

Литературное чтение Хрестоматия 3 класс Ефросинина часть 2

Литературное чтение Хрестоматия 3 класс Ефросинина часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

о
•о-’
\’
4I .V • С ^
^^vv^
dставитель Л.А. Ифропишиа
Литературн*»** чтение : 3 класс ; учебная хрестоматия д.ття Л64 5”!ащихся (мЗщеобразовательных учреждешш : в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л А. Е(1)росинииа|. — 3-е изд.. дораб. — М. : Вентана-Граф, 2013.— 102 с.; ил.
TSBN 078-5-300-03965-5 (ч. 2)
TSBN’ 978-5-300-03966-2 (общ.)
В хресп)матик) включс1Ш11фоизведс*лия для слушания и самостоятельного чтения. Главная цель пособия обогатить Ч1ттатель-ский опыт третьеклассников, расширить их крут чтения, создать доступную Чита i’CJibCKj’io среду. Каждое прпи.зведенпе относится к onpeaevaeuHoMy разделу учебника «Литературное чтение» дли 3 класса.
Учебни-ме’голичсский комплект (у»1ебник. учебная хрсс’1х»матия. риСочаи тетрадь) по.зполлет вести Д1гфг))еренш1рови1шую работу е учашимися. у’штыпая их индивидуальные визможпосги.
Соотпстствует федеральному государстьенному (бразова толь-пому стандарту начального общего (бразоваиия (2009 г.).
ББК 84.98я71
Условные обозначения
Обратите внимание. Это важно знать
о
Ответьте на вопросы, выполните задания
Подсказка
Словарь
Пос.1ушайте Произведение читает учитель
ISBN 978-5-3GU-03965-5 (ч. 2) ISBN У78-5-Зи0-0396в-2 (общ.)
(О Кфрогинииа Л.А,, систиьлсние, учеОные тексты, злляния, 2009 Издательский центр ♦ Венгана*Грлф», 2009 Ефрогинина Л.Л., сосгавлешю, yiieORMe тексты, задаиия, 2012, с изменениями f) Изл«тш1ьский ценгр
Однако пойнтер вовсе не пришёл от этого в уныние. Он хорошо был знаком с городом и потому всегда очень легко мог найти дорогу домой. Пробегая мимо почты с вы-
тянутым, как палка, хвостом и вздрагивающими ноздрями, Джек с уверенностью мог сказать, что не более минуты тому назад здесь останавливался большой, мышастый, немолодой дог, которого кормят обыкновенно овсянкой.
И действительно, пробежав шагов двести, он увидел этого дога, трусйвшего степенной рысцой. Уши у дога были коротко обрезаны, и на шее болтался широкий истёртый ремень.
Дог заметил Джека и остановился, полуобернувшись назад. Джек вызывающе закрутил кверху хвост и стал медленно подходить к незнакомцу, делая вид, будто смотрит куда-то в сторону. Мышастый дог сделал то же со своим хвостом и широко оскалил белые зубы. Потом они оба зарычали, отворотив друг от друга морды и как будто бы захлёбываясь.
1
и вдруг… Случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумлённого Джека… Джек упёрся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.
Он пришёл в себя в тесной железной клетке, которая тряслась по камням мостовой, дребезжа всеми своими плохо свинченными частями. По острому собачьему запаху Джек тотчас же догадался, что клетка уже много лет служила помещением для собак всех возрастов и пород. На козлах впереди клетки сидели два человека, наружности, не внушавшей никакого доверия.
В клетке уже собралось довольно многочисленное общество. Прежде всего Джек заметил мышастого дога, с которым он чуть не поссорился на улице. Дог стоял, уткнувши морду между двумя железными палками, и жалобно повизгивал, между тем как его тело качалось взад и вперёд от тряски. Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Пудель, по-видимому, относился к своему положению с философским стоицизмом, и, если бы он не вздыхал изредка и не помаргивал бровями, можно было бы подумать, Ч1’0 он
спит. Рядом с ним сидела, дрожа от утреннего холода и волнения, хорошенькая, выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой. Время от времени она нервно зевала, свивая при этом трубочкой свой розовый язычок и сопровождая каждый зевок длинным тонким визгом… Ближе к заднему концу клетки плотно прижалась к решётке чёрная гладкая такса с жёлтыми подпалинами на груди и бровях. Она никак не могла оправиться от изумления, которое придавало необыкновенно комичный вид её длинному, на вывороченных низких лапках, туловищу крокодила и серьёзной мордочке Г: ушами, чуть не волочившимися по полу.
Кроме этой более или менее светской компании, в клетке находились ещё две несомненные дворняжки. Одна из них, похожая на тех псов, что повсеместно зовутся Бутонами и отличаются низменным характером, была космата, рыжа и имела пушистый хвост, завёрнутый в виде цифры 9. Она попала в клетку раньше всех и, по-видимому, настолько освоилась со своим исключительным положением, что давно уже искала случая завязать с кем-нибудь интересный разговор. Пос.педнего пса почти не было видно; он забился в самый тёмный угол и лежал там, свернувшись клубком. За всё время он только один раз приподнялся, чтобы зарычать на близко подошедшего к нему Джека, но и этого было довольно для возбуждения во всём случайном обшестве сильнейшей антипа-
6
тии к нему. Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нём стояла дыбом и при этом отде.льными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зо.л, голоден, отважен и силён; это сказалось в том решительном толчке его исхудалого тела, с которым он вско^шл навстречу опешившему Джеку.
Молчание длилось с четверть часа. Наконец Джек, которого ни в каких жизненных случаях не покидал здравый юмор, заметил фатовским тоном:
— Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?
Старому пуделю не понравился легкомысленный тон коричневого пойнтера. Он медленно повернул голову в сторону Джека и отреза.л с холодной насмешкой:
— Я могу удовлетворить ваше любопытство, молодой человек. Джентльмены сделают станцию в живодёрне.
— Извините… но я вас не совсем точно понял… Живодёрня… Что же это за учреждение — живодёрня? Не будете ли вы так добры объясниться?..
Пудель молчал. Но так как левретка и такса присоединились к просьбе Джека, то старик, не желая оказаться невежливым перед дамами, должен бы.п привести некоторые подробности.
— Это, видите ли, mcsclames, такой большой двор, обнесённый высоким, остроконеч-
ным забором, куда запирают пойманных на улицах собак. Я имел несчастье три раза попадать в это место.
Эка невидаль! — послышался хрип.лый голос из тёмного угла. — Я в седьмой раз туда еду.
Несомненно, голос, шедший из угла, принадлежал фиолетовому псу. Общество было июкировано вмешательством в разговор этой растерзанной личности и потому сделало вид, что не С.ПЫШИТ её реплики.
Я там бывал три раза, — продолжал пудель, — но всегда приходил мой хозяин и брал меня оттуда (я занимаюсь в цирке, и, вы понимаете, мною дорожат)… Так вот-с, в этом неприятном месте собираются зараз сотни две или три собак…
— Скажите, а бывает там порядочное общество? — жеманно спросила левретка.
8
— Случается. Кормили нас необыкновенно плохо и мало. Время от времени неизвестно куда исчезал один из заключённых, и тогда мы обеда.ли супом из…
Для усиления эффекта пудель сделал небольшую паузу, обвёл глазами аудиторию и добавил с деланным хладнокровием:
— …из собачьего мяса.
При последних словах компания пришла в ужас и негодование.
— Чёрт возьми! Какая низкая подлость! — воскликнул Джек.
— Я сейчас упаду в обморок… мне дур-прошепта.па левретка.
Это ужасно… ужасно! — простонала
Я всегда говорил, что люди подле— проворчал мышастый дог.
Какая страшная смерть! — вздохнул
но,
такса.
цы!
Бутон.
И только один голос фиолетового пса звучал из своего тёмного угла мрачной и циничной насмешкой:
— Однако этот суп ничего… недурён… хотя, конечно, некоторые дамы, привыкшие к цыплячьим котлетам, найдут, что собачье мясо могло бы быть немного помягче.
Пренебрёгши этим дерзким замечанием, пудель продолжал:
— Впоследствии, из разговора своего хозяина, я узнал, что шкура наших погибших товарищей пошла на выделку дамских перчаток. Но, — приготовьте ваши нер

Литературное чтение. 3 класс. Часть первая. Л. А. Ефросинина. 2016. Начальная школа XXI века. (Учебная литература)

Пожаловаться на книгу

Автор: Л. А. Ефросинина

Жанр: Учебная литература

Серия: Начальная школа XXI века

Год: 2016

В первую часть учебника, входящего в систему «Алгоритм успеха», включены образцы разных жанров фольклора, басни, произведения русских писателей-классиков, а также сказки зарубежных писателей. Цель учебника – развить у младших школьников интерес к чтению и литературе, сформировать универсальные учебные действия.

Его содержание позволяет совершенствовать навык чтения, обогащать читательский опыт третьеклассников и вести дифференцированное обучение с учётом уровня подготовки каждого ученика. Особое внимание уделяется развитию основных видов речевой деятельности (слушанию, чтению, говорению), знакомству школьников с литературоведческими понятиями.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г. ).

Метки: Начальная школа Начальное образование Литературное чтение Учебники ФГОС

Советуем Вам скачать фрагмент для ознакомления произведения «Литературное чтение. 3 класс. Часть первая» автора Л. А. Ефросинина в электронном виде в формате FB2 или TXT. Также можно скачать данную книгу в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги). Предлагаем выбирать для скачивания формат FB2 или TXT, которые в настоящее время поддерживаются практически каждым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными ПК. Данная книга издана в 2016 году в серии «Начальная школа XXI века».

Сохранить страничку в социалках/поделиться ссылкой: Скачать ознакомительный фрагмент в разных форматах (текст предоставлен ООО «ЛитРес»)
FB2TXTRTFEPUBЧитать книгу «Литературное чтение. 3 класс. Часть первая» онлайн
Читать онлайнЗакрыть читалкуЛегально скачать полную версию произведения в элетронном виде (а так же заказать печатную книгу) «Литературное чтение. 3 класс. Часть первая» можно в книжном интернет магазине Литрес
Купить и скачать

Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России

Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси 6
Первопечатник Иван Фёдоров 8
Проверим себя 12
Устное народное творчество
Русские народные песни 14
Докучные сказки 18
Сказки
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 22
Иван-царевич и серый волк 28
Как хорошо уметь читать
Сивка-бурка 40
Проверим себя 51
Наши проекты 58
Поэтическая тетрадь 1
Фёдор Иванович Тютчев
Весенняя гроза 62
Листья 63
Афанасий Афанасьевич Фет
Мама! Глянь-ка из окошка 64
Зреет рожь над жаркой нивой 65
Иван Саввич Никитин
Полно, степь моя, спать беспробудно 66
Встреча зимы 68
Иван Захарович Суриков
Детство 72
Зима 76
Проверим себя 78
Великие русские писатели
Александр Сергеевич Пушкин
За весной, красой природы 85
Уж небо осенью дышало 86
В тот год осенняя погода 86
Опрятней модного паркета 87
Зимнее утро 88
Зимний вечер 90
Сказка о царе Салтане, о сыне

его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди 92
Иван Андреевич Крылов
Мартышка и Очки 134
Зеркало и Обезьяна 136
Ворона и Лисица 137
Михаил Юрьевич Лермонтов
Горные вершины 144
На севере диком 144
Утёс 146
Осень 147
Лев Николаевич Толстой
Детство Л. Н. Толстого 150
Акула 152
Прыжок 156
Лев и собачка 160
Какая бывает роса на траве 162
Куда девается вода из моря? 163
Проверим себя 164
Поэтическая тетрадь 2
Николай Алексеевич Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный 168
Не ветер бушует над бором 169
Дедушка Мазай и зайцы 170
Константин Дмитриевич Бальмонт
Золотое слово 173
Иван Алексеевич Бунин
Детство 174
Полевые цветы 175
Густой зелёный ельник у дороги 176
Проверим себя 178
Литературные сказки
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Алёнушкины сказки 182
Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий Хвост 183
Как хорошо уметь читать Всеволод Михайлович Гаршин
Лягушка-путешественница 188
Владимир Фёдорович Одоевский
Мороз Иванович 196
Проверим себя 209
Советуем прочитать 214
Словарик 218

Методическая разработка по чтению (3 класс) на тему: Комплект проверочных работ по литературному чтению. УМК Начальная школа 21 век. 3 класс

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 1

Ф.И. _______________________________________________________

1. Какой герой и в каком произведении так думает? Напиши ответ.

«Э-э!  —  думаю,  скажут,  увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак!  Не сумел он,  видно,  одну жизнь прожить так,  как надо,  не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

_____________________________________________________________________________

2. Кто так думал и в каком произведении? Запиши полный ответ.

   И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

________________________________________________________________________________

3. Запиши настоящее имя, отчество и фамилию писателя А.Гайдара.

_________________________________________________________________________

4. Допиши предложения:

Восвояси — это _____________________________________________________________.

Кооператив — это _________________________________________________________________.

Колхозный- это _________________________________________________________________ .

Тиф- это ________________________________________________________________________.

Цигарка- это ____________________________________________________________________.

5. Сделай модель обложки к произведению А. Гайдара «Тимур и его команда»

6. Запиши ответы на вопросы

1. Девочка, которая нашла штаб тимуровцев? ________________________________________

2. Мальчик, который рассказал о пропавшей козе? ____________________________________

3. Где располагался штаб Тимура?________________________________

4. Кто понравился Дениске в рассказе «Девочка на шаре»? ______________________________

7.  Сравни произведения М.М. Пришвина. Заполните таблицу.

Название произведения

Жанр

Тема

Герои

Главная мысль

М.М. Пришвин «Моя родина»

М.М. Пришвин «Выскочка»

8. Прочитай. Запиши название стихотворения, название строфы и автора.

Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин — Гайдар…     ______________________________________________________

______________________________________________________________________________

9. Соедини               фамилии авторов и заголовки произведений.

А.П. Гайдар                                                       «Двойной след»

Л.Пантелеев                                                       «Фенька»

М.М. Пришвин                                                  «Горячий камень»

10. Подчеркни эпитеты.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

        

Проверочная работа по литературному чтению.

Вариант 2

Ф.И. _______________________________________________________

1. Какой герой и в каком произведении так думает? Напиши ответ.

«Вот!  —  думал он.  —  Теперь вкачу я  камень на  гору,  придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя.  Он стар,  одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно,  никогда не видел.  А  другие люди ее видели».

_____________________________________________________________________________

2. Из какого произведения эти строки? Запиши полный ответ.

   И  пошло,  и пошло:  везде прыгают ветки,  вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится,  весь лес пошел.  И  мечется обезумевший заяц,  и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.

_______________________________________________________________________________

3. Прочитай пословицы. Какая подходит к басне С.В.Михалкова «Ошибка»? Подчеркни ответ.

Делу- время, а потехе- час.                                  Грозит мышь кошке, да издалека.

Трус и таракана посчитает за великана.             Своя земля и в горсти мила.

4. Допиши предложения:

«Гайдар» —  в переводе с монгольского означает ______________________________________

________________________________________________________________________________.

Дуром — это _________________________________________________________________.

Срам- это _________________________________________________________________ .

Записи- миниатюры- это _________________________________________________________.

Метнулся- это ___________________________________________________________________.

5. Сделай модель обложки к произведению М.М. Пришвина «Выскочка»

6. Запиши ответы на вопросы

1. Как Ивашка хотел отблагодарить старика? ________________________________________

2. Почему камень остался не разбитым? ____________________________________

3. Какое полезное дело сделали тимуровцы для молочницы? ____________________________

______________________________________________________________________________

4. Как старик отнёсся к Ивашке? ___________________________________________________

7.  Сравни произведения М.М. Пришвина. Заполните таблицу.

Название произведения

Жанр

Тема

Герои

Главная мысль

М.М. Пришвин «Двойной след»

М.М. Пришвин «Выскочка»

8. Прочитай. Запиши название стихотворения и название строфы. Кто написал данный стих?

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

     ______________________________________________________________________________

9. Соедини               фамилии авторов и заголовки произведений.

А.П. Гайдар                                                       «Выскочка»

Л.Пантелеев                                                       «Новенькая»

М.М. Пришвин                                                  «Тимур  и его команда»

10. Сделай модель обложки к произведению «Ошибка» С.В. Михалкова.

Открытый урок литературного чтения 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: н. а. некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:

На улице стужа и холод,

А в классе тепло и уют.

Давайте подарим улыбки

Всем тем, кто находится тут.

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психоло-

гической подготовки к уроку, организации

рабочего места, вежливого общения

II. Подготовка

к восприятию

-Отгадайте ребус: hello_html_e4fae8.png

– Какой бывает мороз?

– Вам нравится морозная погода? Почему?

– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. 

– Вспомните, как называли зиму поэты. 

 

– Расскажите, почему зима – волшебница?

– У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку. 

Сердит! – закрыв лицо рукой,  Она сказала: – Ишь, какой,

Сказал прохожий глухо.  Кусается как пёс!

– Ударил как! – ворчал другой,  И я скорей лицо прикрыл

Поглаживая ухо.  Воротником пальто.

Шла мимо бабушка с клюкой,  В тот день и впрямь сердитыйбыл

В платок упрятав нос,  Вы догадались, кто?

Отгадывают ребус

– Мороз.

– Трескучий, слабый, сильный.

– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.

– У Тютчева – чародейка,
у Есенина «…щеголиха
в белой разлетайке, русская красавица зима…».

– Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован.

Отгадывают загадку.

– Мороз.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют,

уточняют высказанные мнения. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения

Чтение стихотворений по памяти

– Писали зимнюю природу художники, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.

— А какие вы знаете стихи о зиме? (давать начало первых строчек)

Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги какого автора занимают на ней центральное место? Сегодня на уроке продолжим говорить о творчестве Н.А. Некрасова.

– Что вы знаете о жизни Некрасова? 1слайд (Некрасов)

– Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком

– Жил в XIX веке, писал

о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой

III. Сообщение темы урока

– Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». 2 слайд (название)

— Определим тему нашего урока.

— Можно ли по названию стихотворения сказать, о чем пойдёт речь?

— Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении? (добрый, веселый)

— Какую цель поставим для работы на уроке?

(Выясним, каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А.Некрасов).

Чтобы подтвердить предположение, выполним следующие виды работы:

1.Прочитаем стихотворение

2.Найдём в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения

(т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)

3.Дадим характеристику героя.

4. будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному

Внимательно слушают.

Определяют цели урока

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие текста.

2. Беседа по содержанию прослушанного произведения.

3. Повторное чтение произведения.

4. Словарная работа.

Миша

Работает с толковым словарём

– Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». (аудиозапись) 3слайд (АУДИОЗАПИСЬ)

– В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте понять во время прослушивания?

– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)

– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)

– Определите тему и жанр произведения.

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)

– Откройте учебник на с 156. Мы продолжаем работу с текстом произведения.

-Прочитайте стихотворение вполголоса
У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.

– Какие слова в тексте вам непонятны?

– Как вы понимаете значение слова воевода? 4 слайд

Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?

– А есть ли ещё непонятные слова?

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей. 5 слайд

Обозы – вереница гружёных повозок.

Казна – богатство. 6 слайд

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета. 7 слайд

Владенья – своя собственность.

– Каким вы себе представили Мороза-воеводу?

– Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.

– Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?

– Найдите первые два сравнения.

Не ветер бушует над бором, Мороз-воевода дозором

Не с гор побежали ручьи, Обходит владенья свои.

– Зачем они употреблены?

– Посмотрите внимательно на иллюстрацию к

стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? — -Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

8 слайд

-Выберите прилагательные какой мороз и обоснуйте?

9 слайд

– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза.

– Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

– Как Мороз говорит о своем могуществе?

– Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

– Прочитайте песню Мороза вслух.

– Кто лучше прочитал?

– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.

– Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?

– Первую часть – неторопливо, бодро.

– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

– Найдите описание русской природы в этом стихотворении. 10(слайд)

– Как понять выражение:

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро?

– Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв.

– Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.

– Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.

– Хвастливой.

– Властный, грозный, удалой, хвастливый.

Читают 2–3 ученика.

– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

– Хвастливо, гордо.

Выполняют задание.

Объясняют толкование выражения.

Пропевают песню вполголоса. Описывают картины, используя слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны».

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают

и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск

необходимой информации

из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой.

5. Выборочное чтение.

6. Работа над выразительностью чтения

– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?

– Какие картины видим?

– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.

– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?

– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?

– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.)

Читают по «цепочке».

– Словно ветер бушует,

с гор побежали ручьи… Слышим треск льда,

то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Мороз украшает все снегом, инеем.

Выполняют задание.

Читают «по цепочке».

«И нет ли где»: заглянет в каждый уголок.

( Мороз хороший хозяин, заботливый и надёжный)

Физкультминутка

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Носом вдох, а выдох ртом, Не боимся мы пороши,

Дышим глубже, а потом – Ловим снег – хлопок в ладоши.

Шаг на месте, не спеша, Руки в стороны, по швам –

Как погода хороша! Снега хватит нам и вам

V. Продолжение работы по теме урока

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

.

– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».

– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)

– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

– Какая зима у Некрасова?

– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

– Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.

– А о каком морозе нам рассказал поэт?

– О Морозе-воеводе.

– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему?

– Разные картины – разное настроение.

– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.

– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?

Читают текст стихотворения.

– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы

Работа в группах, выставление оценок

Задания на 3 группы (по рядам)

1. Отгадать народные загадки, отгадки найти в стихотворении (ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ)

2. Составить пословицы. Какая из них более всего подходит к стихотворению?12 слайд

3. Указать значения слов, употребленных Некрасовым в стихотворении? 13 слайд

Проверьте себя, оцените

(самооценка)

VI. Домашнее задание

Выбрать (по желанию): 14 слайд

– Нарисовать Мороза — воеводу. Сочинить о нём сказку.

– Найти пословицы и поговорки о зиме. Прочитать отрывок из произведения выразительно.

– Выучить отрывок наизусть

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают

и сохраняют цели и задачи.

Осуществляют поиск средств их достижения

VII. Итог урока. Рефлексия

– В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:

Произведение, какого поэта мы читали на уроке? Как оно называется?

— Какую цель мы ставили в начале урока?

(Цель: выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении).

— Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

— Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем).

— С чем это связано? (Мы строили свои предположения, не прочитав произведения).

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы.

Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное».

– Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.)

– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали прекрасно

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.

Внимательно слушают

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы